РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО КОРРЕКЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «РАЗВИТИЕ РЕЧИ» для обучающихся с ТНР 2 класс
Оценка 5

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО КОРРЕКЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «РАЗВИТИЕ РЕЧИ» для обучающихся с ТНР 2 класс

Оценка 5
docx
02.05.2021
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  ПО КОРРЕКЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «РАЗВИТИЕ РЕЧИ» для обучающихся с ТНР 2 класс
раб прогр разв речи 2 кл.docx

ТОГБОУ «Школа-интернат для обучающихся

с ограниченными возможностям здоровья»

 

                                                                                           

                                                                                         УТВЕРЖДЕНА

                                                                                        приказом директора  

 

 

 

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 ПО КОРРЕКЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«РАЗВИТИЕ РЕЧИ»

для обучающихся с ТНР

2 класс

Срок реализации – 1 год

 

 

 

Разработчик: Долгушина М.Ю.,

учитель начальных классов,

учитель-логопед

 

 

 

                РАССМОТРЕНА

на заседании методического совета

       протокол      от

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тамбов 2018 

 

Пояснительная записка

Коррекционный курс «Развитие речи» тесно связан с учебными предметами области «Филология» и ставит своей целью поэ­тапное формирование речевой деятельности обучающихся во всех аспектах. На уроках по развитию речи обучающиеся получают не только знания о нормах общения, но и практическую речевую подготовку. Они научаются наблюдать, анализировать и обобщать различные процессы языковой действительности. На уроках ведется работа по развитию диалогической и монологической речи, происходит обогащение и уточнение словарного запаса и практическое овладение основными закономерностями грамматического строя языка. Система занятий по развитию речи направлена на овладение обучающимися с ТНР способами и средствами рече­вой деятельности, формирование языковых обобщений, правильное использование языковых средств в процессе общения, учебной дея­тельности.

Главной целью работы по развитию речи является формирование и систематическое совершенствование полноценных языковых средств общения и мышления у обучающихся с ТНР.

Реализация этой цели осуществляется в процессе решения следующих задач:

- формирование и развитие различных видов устной речи (разговорно-диалогической, описательно-повествовательной) на основе обогащения знаний об окружающей действительности, развития познавательной деятельности (предметно-практического, наглядно-образного, словесно-логического мышления);

- формирование, развитие и обогащение лексического строя речи;

- практическое овладение основными морфологическими закономерностями грамматического строя речи;

- практическое овладение моделями различных синтаксических конструкций предложений;

- усвоение лексико-грамматического материала для овладения программным материалом по обучению грамоте, чтению и другим учебным предметам.

Задачи реализации коррекционного курса «Развитие речи» конкретизируются для обучающихся с ТНР на I и II отделениях.

Задачи уроков по развитию речи взаимосвязаны и решаются в процессе специально организованной речевой практики с использованием тренировочных упражнений, направленных на преодоление дефицитарности лексико-грамматических обобщений в качестве необходимой базы, формирующей и развивающей самостоятельную речевую деятельность обучающихся. Задачи уроков по развитию речи решаются как при реализации содержания коррекционных курсов, так и содержания учебных предметов.

 

Характеристика учебного предмета

Развитие речи на уроках произношения предусматривает формирование звуковой стороны речи на материале различных синтаксических конструкций и коммуникативных моделей.

Развитие речи на уроках литературного чтения обеспечивает овладение умениями отвечать на вопросы учителя о прочитанном, выполнять устно-речевые послетекстовые упражнения, составлять планы к рассказам, осуществлять систематическую словарную работу по текстам изучаемых произведений.

На уроках обучения грамоте, русского языка речь обогащается доступной лингвистической терминологией. Навыки связного высказывания формируются в процессе систематических упражнений в составлении предложений, коротких текстов с привлечением изучаемого грамматического материала.

На уроках математики отрабатываются умения передать условие задачи, четко и точно сформулировать вопрос к математическому действию, составить логичный и лаконичный ответ задачи, что создает условия для формирования связного учебного высказывания.

Развитие речи осуществляется и на уроках изобразительного искусства, ручного труда, на индивидуальных/подгрупповых логопедических занятиях.

В то же время развитие речи является самостоятельным коррекционным курсом, что обусловливает его сложную структурную организацию.

Лексический материал группируется по тематическим концентрам, грамматический – по типовым структурам, способствующим образованию у обучающихся речевых стереотипов, что позволяет использовать обучающимися языка как средства общения при решении коммуникативных задач.

Программа по развитию речи состоит из следующих разделов: «Работа над словом», «Работа над предложением», «Работа над связ­ной речью».

Работа над всеми разделами ведется параллель­но, однако при необходимости учитель может посвятить отдельные уроки работе над словом, над предложением или над связной речью.

Работа над словом. Раздел призван решать следующие задачи:

- формирование понимания слов, обозначающих предметы, признаки, качества предметов, действия;

- обогащение и развитие словарного запаса обучающихся как путем накопления новых слов, так и за счет развития умения пользоваться различными способами словообразования;

- формирование представлений об обобщенном лексико-грамматическом значении слова;

- уточнение значений слов;

- развитие лексической системности;

- расширение и закрепление связей слова с другими словами;

- обучение правильному употреблению слов различных морфологических категорий в самостоятельной речи.

Принципы отбора лексического материала подчинены коммуникативным задачам, что обеспечивает в минимальные сроки использование обучающимися языка как средства общения. Лексический материал группируется по тематическим концентрам и по словообразовательным признакам с целью ознакомления со словообразовательными моделями различных частей речи: имен существительных, глаголов, имен прилагательных. Такой подход к отбору речевого материала обеспечивает формирование у обучающихся умений выбирать слова на основе соотнесения производящих и производных слов и выделения общности значения в тех изменениях, которые привносят суффиксы, приставки и флексии. Выделяется для усвоения и группа слов, не имеющих номинативного значения (предлоги, союзы, междометия), без знания которых обучающиеся не могут овладеть структурой различного типа предложений и связной речью. Изучаемые лексические средства языка включаются в непосредственное общение, формируют умения творчески использовать их в различных видах деятельности, обеспечивая лексическое «наполнение» высказываний.

Развитие словаря осуществляется в тесной связи с развитием познавательной деятельности обучающихся на основе ознакомле­ния с предметами и явлениями окружающей действительности, уг­лубления и обобщения знаний о них. Обучающиеся должны уметь вы­делять существенные признаки предметов и явлений, вскрывать связи и отношения между ними и выражать их в речи.

В процессе усвоения значения слова вначале уточняется его кон­кретное значение (денотативный компонент — связь с конкретны­ми предметами, действиями, признаками предметов). В дальнейшем проводится работа над понятийным компонентом значения слова (слово как обозначение группы, класса предмета). Уточнение зна­чения обобщающих слов производится параллельно с дифференциа­цией слов, относящихся к этому обобщающему поня­тию (посуда — тарелка, чашка, нож, вилка, кастрюля и т. д. — ку­хонная, столовая, чайная), определяется сходство и различие в значении этих слов.

По мере уточнения значения слова осуществляется включение данного слова в определенную лексическую систему, формирование семантических полей (т. е. функциональное объединение слов се­мантически близких).

Обучающиеся учатся группировать слова по различным лексико- семантическим признакам (родовидовым отношениям, отношени­ям часть-целое, по сходству или противоположности значений и т. д.), учатся находить и правильно использовать в речи антонимы и синонимы.

Обогащение словаря проводится и путем усвоения слов, выра­жающих определенную синтаксическую роль в речи, но не имею­щих лексического значения (союзы, междо­метия). Развитие словаря осуществляется также через ознакомление обучающихся с различными способами словообразования. У обучающихся фор­мируется способность выделять и сравнивать различные морфемы в словах. В процессе усвоения словообразования рекомендуется сле­дующий порядок работы: уточнение значения слова, от которого будет образовано новое слово, сопоставление по значению двух слов, вы­деление общих и различных элементов в словах, уточнение обобщен­ного значения некорневой морфемы, сопоставление родственных слов с различными префиксами или суффиксами, сравнение слов с разными корнями и одинаковой некорневой морфемой. Обучающиеся знакомятся с многозначностью отдельных приставок. При образо­вании новых слов с помощью суффиксов следует обучать учащихся улавливать общий признак, обозначаемый этими суффиксами (на­пример, обозначение лиц по роду их деятельности, профессии при помощи суффиксов (-щик, -чик, -ист, -тель, -арь). В дальнейшем в речь вводятся слова, образованные при помощи приставок и суф­фиксов одновременно.

Для закрепления слова в речи и активного его использования обучающимися необходимо создавать на уроках условия для частого употребления слова в составе различных словосочетаний и предложе­ний. Желательно, чтобы обучающиеся самостоятельно включали отра­ботанные слова в спонтанную речь.

На уроках развития речи обучающиеся уточняют значения родст­венных слов, закрепляют их точное использование в речи.

Основное внимание в словарной работе следует уделять лекси­ческим упражнениям. Упражнения должны носить характер прак­тической речевой деятельности, включать наблюдения и анализ лексики, закреплять навык точного употребления слов в речи. Теоретичес­кие сведения по лексике обучающимся не сообщаются. Слова отбира­ются в соответствии с темой урока и включаются в тематический словарь, который усложняется от класса к классу. Особое внима­ние уделяется усвоению глаголов, являющихся основой формиро­вания структуры предложения.

При усвоении конкретного значения слов используются различ­ные наглядные средства (показ предмета, действия, его изображе­ние на картинке и т.п.). При знакомстве со словами, имеющими отвлеченное (абстрактное) значение, применяются словесные и логические средства (описание, противопоставление по значению, анализ морфологической структуры и др.).

Одновременно с уточнением лексического значения слова усваи­вается его грамматическое значение. Усваиваются языковые закономерности и правила их использования, закрепляются связи грамматического значения слова с формальными признаками.  Закрепляются наиболее продуктивные формы словоизменения и словообразовательных моделей; осваиваются менее продуктивные формы словоизменения и словообразовательных моделей; уточняются значение и звучание непродуктивных форм словоизменения и словообразовательных моделей.

Формируются понимание и дифференциация грамматических форм словоизменения: выделение общего грамматического значения ряда словоформ; соотнесение выделенного значения с флексией, выражающей данное грамматическое значение; звуковой анализ флексии; закрепление связи грамматического значения и флексии; уточнение значения, употребления и дифференциации предлогов (в значении направления действия, местонахождения в различных предложно-падежных формах); дифференциация форм единственного и множественного числа существительных (на материале слов с ударным/безударным окончанием, с ударным/безударным окончанием с морфонологическими изменениями в основе); дифференциация глаголов в форме 3-го лица единственного и множественного числа настоящего времени (с ударной/безударной флексией без чередования звуков в морфеме, с чередованием звуков в морфеме); умение определять род существительных по флексии.

Формируются понимание и дифференциация словообразовательных моделей: существительных, образованных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов и суффиксов со значением «очень большой»; прилагательных, образованных от существительных (с использованием продуктивных и непродуктивных суффиксов с чередованием и без чередования); глаголов, образованных префиксальным способом. Уточняются общие значения и звучания словообразующих  аффиксов. Сравниваются родственные слова по значению и звучанию (производящего и производного), определяется их сходство и различие. Определяются и выделяются в родственных словах общие морфемы, соотносятся со значением. Формируются модели словообразования, уточняются и дифференцируются значения словообразующих аффиксов через сравнение слов с одинаковым аффиксом, через сравнение родственных слов.

Программой предусмотрена работа по развитию грамматических значений форм слов и грам­матического оформления связей слов в предложениях.

Работа над предложением. Основная задача этого раздела - раз­витие и совершенствование грамматического оформления речи пу­тем овладения словосочетаниями различных типов, связью слов в предложении, мо­делями различных синтаксических конструкций предложения.

В процессе формирования и закрепления навыка построения словосочетаний или предложений одновременно уточняются морфологические особенности входящих в него слов (род, число, падеж, вид, время, лицо и т.д.).

Модели (типы) предложений усложняются от класса к классу.

Овладение грамматическим строем языка в младших классах ведется в практическом плане без употребления грамматических терминов, путем формирования языковых (морфологических и син­таксических) обобщений.

Формирование различных конструкций предложения осущест­вляется как на основе речевых образцов, так и на основе демон­стрируемого действия, с помощью картинок. При этом важное место отводится таким видам работы как моделирование и конструирование, способствующих формированию процессов анализа, синтеза и обобщений на синтаксическом уровне.

В работе над предложением большое внимание уделяется семантическим связям между словами предложения (с использованием вопросов, сопоставления по значению, верификации предложений, различной символизации).

При введении в речь той или иной модели предложения необ­ходимо опираться на внешние схемы, выделяя и обозначая графи­чески его структурные компоненты. Алгоритмизация операций языкового анализа и синтеза позволяет учителю организовывать умственную деятельность обучающихся.

Работа над связной речью. Основные задачи раздела следующие:

- формирование умений анализировать неречевую ситуацию, выявлять причинно-следственные, пространственные, временные и другие семантические отношения;

- формирование умений планировать содержание связного собственного высказывания;

- формирование умений понимать связные высказывания различной сложности;

- формирование умений самостоятельно выбирать и адекватно использовать язы­ковые средства оформления связного высказывания.

Программой предусматривается овладение разными формами связной речи (диалогическая и монологическая), видами (устная и письмен­ная) и типами или стилями (сообщение, повествование, описание, рассуждение).

Вначале обучающиеся усваивают диалогическую форму речи, учат­ся составлять диалоги под руководством учителя.

Работа над различными видами и типами связной монологичес­кой речи происходит в определенной последовательности, с учетом психологической структуры этого вида речевой деятельности: осо­знание побудительного мотива к высказыванию, ориентировка в смысловом содержании текста и в языковых средствах выражения этого содержания, создание про­граммы (плана) связного высказывания сначала во внешнем плане (с внешними опорами, схемами), затем про себя, реализация про­граммы (рассказывание).

Работа над смысловым содержанием текста включает развитие умения анализировать наглядную ситуацию (реальную ситуацию, серии сюжетных картинок, сюжетную картинку), выделять в ней главное и существенное, основное и фоновое, формирование уме­ния устанавливать смысловые связи между отдельными компонен­тами ситуации и располагать эти компоненты в определенной ло­гической последовательности, определяя смысловой план текста, умение удерживать смысловую программу в памяти, а в дальнейшем развертывать ее в процессе порождения связного высказывания.

В процессе смыслового программирования текста проводится работа с серией сюжетных картинок (раскладывание серий, нахож­дение лишней или «выпавшей» картинки и т.д.); работа с двумя сход­ными сюжетными картинками, на одной из которых отсутствует ряд предметов, что способствует привлечению внимания к содержанию, выделению элементов ситуации на картинке, ее анализу. Исполь­зуется также работа над соотнесением сюжетных и предметных кар­тинок; по анализу отдельной сюжетной картинки; составлению смысло­вого плана связного высказывания (сначала картинно-графического, затем картинно-вербального, далее вербального).

Формирование умения оформлять текст с помощью языковых средств включает развитие навыков правильного выбора слов, грам­матического оформления связей между словами в предложении, а также умения использовать специальные лингвистические средст­ва связи между отдельными предложениями текста.

В процессе развития связной речи обучающихся с ТНР не­обходимо учитывать последовательность перехода от ситуативной речи к контекстной. В связи с этим сначала в работе используются серии сюжетных картинок, отдельные сюжет­ные картинки, и в дальнейшем обучающиеся учатся составлять рас­сказы без использования наглядности, по заданной теме.

Система работы по развитию связной речи должна стро­иться с учетом различной степени самостоятельности обучающихся при планировании текста. В связи с этим предусмотрена следующая последовательность работы: пере­сказ с опорой на серии сюжетных картинок; пересказ по сюжетной картинке; пересказ без опоры на наглядность, рассказ по серии сюжетных картинок; рассказ по сюжетной картинке (сначала с пред­варительной беседой по содержанию картинки, а затем самостоя­тельный рассказ); самостоятельный рассказ на заданную тему (по предложенному названию, началу, концу).

Учитывая степень трудности продуцирования текстов различной структуры реко­мендуется следующая последовательность работы: формирование умений составлять текст-повествование, текст-описание, текст-рассуждение.

Во II классе обучающиеся дают краткие и распространенные отве­ты на вопросы, составляют диалоги по заданной ситуации. Знакомятся со структурой текста (начало, основная часть, концов­ка), озаглавливают небольшие тексты и их части. Работают над изло­жением.

 

Место курса в учебном плане

На изучение предмета по коррекционной деятельности «Развитие речи» во 2 классе отводится 2 ч в неделю – 68 ч (34 учебные недели).

 

Ценностные ориентиры  предмета

На уроках по развитию речи обучающиеся получают практическую речевую подготовку на основе расширения арсенала языковых средств: лексики, грамматики, связной речи. В результате у них формируются практические навыки речевого общения, они осваивают различные коммуникативные сценарии социального взаимодействия. На основе организации познавательной деятельности у обучающихся расширяются и уточняются представления об окружающем мире, расширяется возможность использовать речь в ее обобщающей и познавательной функции. Таким образом, на уроках развития речи ведется интенсивная работа по развитию коммуникативной, обобщающей и когнитивной функциями речи.

 

Планируемые результаты:

Предметные:

- сформированность представлений о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета;

- сформированность осознания безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры;

- владение учебными действиями с языковыми единицами и умение их использовать для решения познавательных, практических и коммуникативных задач;

- сформированность умений опознавать и анализировать основные единицы языка, его грамматические категории, использовать их адекватно ситуации общения;

- сформированность умений анализа текстов;

- сформированность умений работать с разными видами текстов, различая их характерные особенности;

- сформированность умений на практическом уровне создавать тексты разного вида (повествование, описание, рассуждения);

- сформированность умений создавать собственные тексты с опорой на иллюстрации, художественные произведения, личный опыт и др.

 

Личностные результаты:

- Целостное восприятие окружающего мира.

- Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

- Формирование рефлексивной самооценки, умения анализировать свои действия и управлять ими.

- Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

- Положительное отношение к школе и учебной деятельности.

- Выполнение правил работы в группе, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников.

 

Метапредметные результаты:

 Регулятивные:

- Принимать учебную задачу, соответствующую этапу обучения;

- Осуществлять под руководством учителя  поиск нужной информации;

- Адекватно воспринимать предложения учителя;

- Проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности;

- Составлять план действий для решения несложных учебных задач;

- Выполнять под руководством учителя учебные действия в практической и мыслительной форме;

- Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

Познавательные:

- Ориентироваться в информационном материале предлагаемым учителем, осуществлять поиск необходимой информации при работе с предложенными заданиями;

- Под руководством учителя проводить дифференциацию звуков;

- Понимать отношения между понятиями звук, слог, слово;

- Использовать собственный опыт в решении познавательных задач;

- Слушать собеседника и понимать речь других;

- Принимать участие в диалоге;

- Задавать вопросы, отвечать на вопросы других;

- Принимать участие в работе парами и группами;

- Договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;

- Признавать существование различных точек зрения; высказывать собственное мнение;

- Оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

- Использовать в общении правила вежливости.

Коммуникативные:

- Принимать участие в работе парами (группами); понимать задаваемые вопросы;

- Воспринимать различные точки зрения;

- Понимать необходимость вежливого общения с другими людьми;

- Контролировать свои действия в классе;

- Слушать партнёра; не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;

- Признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают другие;

- Употреблять вежливые слова в случае своей неправоты: «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.

 

Содержание предмета

Вспомним лето (8 ч.)

Летние месяцы.  Погода летом. Летний отдых детей. Растительный мир летом Животный мир летом. Польза и вред птиц и насекомых.

Осень (10 ч.)

Осенние месяцы. Ранняя осень. Изменения в природе. Труд людей осенью. Уборка урожая. Сельскохозяйственные профессии. Поздняя осень. Изменения в природе. Перелетные птицы. Отлет птиц. Подготовка животных к зиме.

О наших друзьях – животных (8 ч.)

Домашние животные и их детеныши. Места содержания животных, образ жизни. Бережное отношение человека к животным. Дикие животные и их детеныши. Места обитания диких животных. Животные – хищники.

Зима (10 ч.)

Зимние месяцы. Изменения в природе зимой. Животные зимой. Птицы зимой Зимние забавы. Труд людей зимой

Наша школа (6 ч.)

 Адрес и название школы. Здание школы. Двор школы и его оборудование. Школьное имущество. Название и назначение.

Весна (5 ч.)

 Весенние месяцы. Весенние изменения в природе. Ранняя весна. Животные весной. Перелетные птицы. Труд людей весной.

Наша страна (7 ч.)

Наша Родина. Крупные города страны Крупные моря и реки… Российские праздники

Наш город (5 ч.)

Наш город. История города. Главные улицы города. Достопримечательности города. Основные учреждения города. Профессии людей. Транспорт города

И снова лето (5 ч.)

Летняя пора. Животные летом. Растения летом.

 

Материально-техническое обеспечение

Методическое обеспечение:

 

 

Крылова О.Н. Чтение работа с текстом: 2 класс ФГОС . М.: Издательство «Экзамен», 2018

Чиркина Г.В. Российская Е.Н. Произношение Мир звуков. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений V вида. 2 класс. М.: АРКТИ, 2016.

Печатные пособия

 

Демонстрационный материал (картинки предметные, таблицы, карточки

Компьютерные и информационно-коммуникативные средства

 

Цифровые информационные источники. Классная доска с набором приспособлений для закрепления таблиц Магнитная доска.

Персональный компьютер. Мультимедийный проектор.

 


 

ТОГБОУ «Школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностям здоровья»

ТОГБОУ «Школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностям здоровья»

Пояснительная записка Коррекционный курс «Развитие речи» тесно связан с учебными предметами области «Филология» и ставит своей целью поэ­тапное формирование речевой деятельности обучающихся во всех аспектах

Пояснительная записка Коррекционный курс «Развитие речи» тесно связан с учебными предметами области «Филология» и ставит своей целью поэ­тапное формирование речевой деятельности обучающихся во всех аспектах

На уроках математики отрабатываются умения передать условие задачи, четко и точно сформулировать вопрос к математическому действию, составить логичный и лаконичный ответ задачи, что создает условия…

На уроках математики отрабатываются умения передать условие задачи, четко и точно сформулировать вопрос к математическому действию, составить логичный и лаконичный ответ задачи, что создает условия…

В процессе усвоения значения слова вначале уточняется его кон­кретное значение (денотативный компонент — связь с конкретны­ми предметами, действиями, признаками предметов)

В процессе усвоения значения слова вначале уточняется его кон­кретное значение (денотативный компонент — связь с конкретны­ми предметами, действиями, признаками предметов)

Одновременно с уточнением лексического значения слова усваи­вается его грамматическое значение

Одновременно с уточнением лексического значения слова усваи­вается его грамматическое значение

В работе над предложением большое внимание уделяется семантическим связям между словами предложения (с использованием вопросов, сопоставления по значению, верификации предложений, различной символизации)

В работе над предложением большое внимание уделяется семантическим связям между словами предложения (с использованием вопросов, сопоставления по значению, верификации предложений, различной символизации)

В процессе развития связной речи обучающихся с

В процессе развития связной речи обучающихся с

Личностные результаты: - Целостное восприятие окружающего мира

Личностные результаты: - Целостное восприятие окружающего мира

Принимать участие в работе парами (группами); понимать задаваемые вопросы; -

Принимать участие в работе парами (группами); понимать задаваемые вопросы; -

V вида. 2 класс. М.: АРКТИ, 2016

V вида. 2 класс. М.: АРКТИ, 2016
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.05.2021