РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по коррекционному курсу «Логопедические занятия»

  • doc
  • 10.05.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Рабочая программа по логопедии 1 класс.doc

 

 

 

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по коррекционному курсу

«Логопедические занятия»

для ученика 1 класса,

обучающегося по программам С(К)ОУ VIII вида

 

                                                                                                                                           

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

      Пояснительная записка к программе логопедической коррекции для ученика 1 класса муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средней общеобразовательной школы», обучающегося по программам С(К)ОУ VIII вида.

Характеристика речевого развития детей с интеллектуальными нарушениями.

 Расстройства речи у детей с интеллектуальными нарушениями проявляются на фоне недоразвития познавательной деятельности, нарушенного психического развития в целом.

Речевые нарушения у таких детей  носят системный характер, то есть страдает речь как целостная функциональная система, нарушаются все её компоненты: фонетико-фонематическая сторона, лексический и грамматический строй, связная речь.

Фонетические нарушения проявляются в неточности слуховой дифференцировки

сходных по звучанию фонем, трудностях звукобуквенного анализа. Недоразвитие лексической стороны речи проявляется, прежде всего, в бедности словарного запаса, неточности употребления слов, в преобладании пассивного словаря над активным, в несформированности структуры значения слова. В словаре таких детей преобладают существительные с конкретным значением. Усвоение же слов абстрактного значения, понимание загадок, пословиц вызывает большие трудности. У многих отсутствуют в речи слова обобщающего характера, редко употребляют глаголы, прилагательные, наречия. Чаще всего школьники употребляют в своей речи местоимения.       Несформированность грамматической стороны речи проявляется в аграмматизмах, в трудностях выполнения многих заданий, требующих грамматических обобщений.

У школьников недостаточно сформированы как морфологические формы

словоизменения и словообразования, так и синтаксическая структура предложения. Предложения таких детей, как правило, весьма примитивной конструкции, часто стереотипны, неполны, неправильно построены.

Становление связной речи осуществляется замедленными темпами и также

характеризуется качественными особенностями. Дети с интеллектуальными

нарушениями долгое время задерживаются на этапе вопросно-ответной и

ситуативной речи. Переход к самостоятельному высказыванию является очень

трудным и затягивается вплоть до старших классов школы. В процессе усвоения

связных высказываний школьники нуждаются в постоянной стимуляции со

стороны взрослого, в систематической помощи, которая проявляется либо в виде

вопросов, либо в виде подсказки. Связные высказывания мало развёрнуты,

фрагментарны. В рассказах нарушена логическая последовательность, связь между отдельными её частями. Связные тексты часто состоят из отдельных фрагментов, не составляющих единого целого. Речь, как правило, маловыразительна, монотонна, нет логических ударений.

Речевые нарушения, встречающиеся у учащихся начальных классов, являются

серьёзным препятствием в овладении ими на начальных этапах обучения письмом и чтением, а на более поздних этапах – в усвоении ими грамматики родного языка и программ гуманитарных предметов. Нередки случаи, когда по причине речевых нарушений ребёнок практически не усваивает программу.

Цели и задачи рабочей программы по коррекции системного недоразвития речи (далее СНР)

Цель - коррекция дефектов устной и письменной речи детей с интеллектуальными

нарушениями для успешной адаптации в учебной деятельности и дальнейшей

социализации.

Основные задачи:

-коррекция и развитие психологической базы речи;

-постановка или уточнение звуков и закрепление их в речи;

-формирование полноценных представлений о звуковом составе слова на базе

развития фонематических процессов и навыков анализа и синтеза звуко-слогового

состава слова;

-уточнение, обогащение и активизация лексического запаса;

-формирование грамматической стороны речи;

-предупреждение и коррекция дисграфии;

-развитие диалогической и монологической форм речи;

-формирование коммуникативных навыков;

-воспитание мотивации к учению, общению.

При составлении рабочей программы по логопедии учитывалось следующее:

У детей с интеллектуальными нарушениями логопедическое воздействие должно быть направлено на речевую систему в целом, а не только на один изолированный дефект. Ведущим нарушением является недоразвитие познавательной деятельности, поэтому весь процесс логопедической работы направлен на развитие и коррекцию высших психических функций (мышления, памяти, внимания, восприятия).

В силу того, что нарушения речи у детей с интеллектуальными нарушениями носят стойкий характер, логопедическая работа осуществляется в более длительные сроки, чем при работе с детьми с сохранным интеллектом.

Организация работы по программе

Программа логопедической коррекции речи рассчитана на 33 недели, в котором для логопедических занятий в 1 классе отводится 4 занятия в неделю (132 занятия в год).

Занятия длится 15-20 минут.

Количество часов, указанных в программе, примерное и может варьироваться в

зависимости от речевого дефекта и степени усвоения материала детьми.

В структуру каждого занятия, как правило, входят:

- упражнения для развития артикуляционной моторики;

- упражнения для развития общей координации движений и мелкой моторики

пальцев рук;

- дыхательная гимнастика;

- коррекция произношения;

-упражнения, направленные на развитие фонематических процессов;

- работа над предложением;

- развитие связной речи.

Основными задачами коррекционно-логопедической работы в 1 классе

являются:

1.Постановка и первоначальная автоматизация звуков.

  2.Формирование навыков простых форм звукового анализа и синтеза (на материале изучаемых звуков).

  3.Формирование слоговой структуры слов.

  4.Формирование лексико-грамматических представлений (обогащение словаря,

именами прилагательными, глаголами, уточнение семантики слов, формирование умения согласовывать слова в предложении, освоение элементарных умений диалогической речи, основ повествования; отработка простейших лексических моделей).

  5.Развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики.

  6.Развитие психологической базы речи ,высших психических функций.

  7.Воспитание мотивации в общении, учении.

Основные требования к знаниям и умениям обучающихся

  Обучающиеся должны уметь:

различать звуки на слух и в произношении; анализировать слова по звуковому составу, составлять слова из букв и слогов разрезной азбуки; плавно читать по

слогам слова, предложения, короткие тексты; отвечать на вопросы по содержанию

прочитанного и по иллюстрациям к тексту; списывать с классной доски и с букваря

прочитанные и разобранные слова и предложения.

Обучающиеся должны знать наизусть 3-4 коротких стихотворения или четверостишия, разученных с голоса логопеда.

Коррекция звукопроизношения проводится в 1 классе и состоит из предварительного этапа, задачей которого является подготовить учащихся к овладению звуковой стороной речи, и этапа постановки звуков, на котором отрабатываются произносительные навыки и слухопроизносительные дифференцировки свистящих, шипящих звуков, соноров Р и Л, заднеязычных согласных.

КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЯ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ

Обследование учащихся.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП.

Развитие ручной моторики, развитие ритма, развитие дыхания, развитие речевого дыхания и голоса, развитие артикуляционной моторики, развитие слухового восприятия и внимания,

УТОЧНЕНИЕ АРТИКУЛЯЦИИ СОХРАННЫХ ЗВУКОВ (при нарушенном произношении - постановка и автоматизация): гласных А, У, Ы, О, И, Э, губных согласных П, Б, М, переднеязычных  согласных Т, Д, Н,  губно-зубных согласных В, Ф,
КОРРЕКЦИЯ ПРОИЗНОШЕ­НИЯ СВИСТЯЩИХ ЗВУКОВ

Постановка и автоматизация звуков С, СЬ, 3, ЗЬ, Ц.

Слухопроизносительная дифференциация звуков С-СЬ, 3-ЗЬ, С-Ц.

КОРРЕКЦИЯ ПРОИЗНОШЕНИЯ ШИПЯЩИХ ЗВУКОВ.

Постановка и автоматизация звуков Ш, Ж, Ч Щ.

Слухопроизносительная дифференциация звуков Ш - Ж, Ч-Щ, Ш - Щ. КОРРЕКЦИЯ ПРОИЗНОШЕНИЯ ЗВУКОВ Л, ЛЬ, Р, РЬ.

Постановка и автоматизация звуков Л, ЛЬ, Р, РЬ.

Слухопроизносительная диф­ференциация звуков Л-ЛЬ, Р-РЬ, Л-Р (ЛЬ-РЬ).

КОРРЕКЦИЯ ПРОИЗНОШЕНИЯ ЗВУКА Й,

Постановка и автоматизация звука Й.

Слухопроизносительная дифференциация звуков ЛЬ - Й.

КОРРЕКЦИЯ ПРОИЗНОШЕНИЯ ЗАДНЕЯЗЫЧНЫХ ЗВУКОВ

Постановка и автоматизация звуков К, Г, X,

 Слухопроизноси­тельная дифференциация звуков Г-К-Х.

Тематическое планирование

по логопедии 1 класса.

Темы занятий

Кол-во часов

Дата

1.

Обследование учащихся.

2

 

2.

Лето.

2

 

3.

Осень.

2

 

4.

Сказка «Репка».

2

 

5.

Сказка «Колобок».

2

 

6.

Сказка «Курочка ряба».

2

 

7.

Звук и буква А.

2

 

8.

Звук и буква У.

2

 

9.

Звук и буква О.

2

 

10.

Звук и буква Ы.

2

 

11.

Звук и буква М.

3

 

12.

Звук и буква Н.

2

 

13.

Дифференциация М-Н.

3

 

14.

Звук и буква С.

3

 

15.

Звук и буква Ш.

3

 

16.

Дифференциация С-Ш.

3

 

17.

Звук и буква Л.

3

 

18.

Звук и буква Р.

3

 

19.

Дифференциация Л-Р.

3

 

20.

Звук и буква К.

2

 

21.

Звук и буква П.

2

 

22.

Звук и буква Т.

2

 

23.

Дифференциация П-Т.

3

 

24.

Звук и буква И.

2

 

25.

Дифференциация Ы-И.

3

 

26.

Слог ШИ.

3

 

27.

Звук и буква З.

3

 

28.

Дифференциация С-З.

3

 

29.

Звук и буква В.

2

 

30.

Звук и буква Ж.

3

 

31.

Слоги ЖИ-ШИ

3

 

32.

Дифференциация Ж-Ш.

3

 

33.

Звук и буква Б.

2

 

34.

Дифференциация Б-П.

3

 

35.

Звук и буква Г.

2

 

36.

Дифференциация Г-К.

3

 

37.

Звук и буква Д.

2

 

38.

Дифференциация Д-Т.

3

 

39.

Звук и буква Й.

3

 

40.

Дифференциация И-Й.

3

 

41.

Буква Ь знак.

2

 

42.

Звук и буква Е.

2

 

43.

Звук и буква Ё. Звуки О-Ё.

3

 

44.

Звук и буква Я.

2

 

45.

Дифференциация А-Я.

3

 

46.

Звук и буква Ю. Звуки У-Ю.

3

 

47.

Звук и буква Ц.

3

 

48.

Звук и буква Ч.

3

 

49.

Звук и буква Щ.

3

 

50.

Звук и буква Ф. Звуки В-Ф.

3

 

51.

Звук и буква Э. Звуки Э-Е.

2

 

52.

Повторение.

2

 

всего

 

132

 

 

Методическое обеспечение программы

Литература, используемая логопедом в работе над программой:

1. Логопедия/ под ред. Л.С.Волковой – М.: «Просвещение», 1989.

2. Т.Г.Филичева, Н.А.Чевелёва, Т.В.Чиркина. Основы логопедии. – М.: «Просвещение»,1989.

3. Р.И.Лалаева. Логопедическая работа в коррекционных классах. – М.: «Владос», 1999.

4. Е.Ф.Рау, В.И.Рождественская. Исправление недостатков произношения у школьников. – М.: «Просвещение», 1969.

5.Л.Н.Ефименкова. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. – М.: «Просвещение», 1991.

6.М.Ф.Фомичёва. Воспитание у детей правильного произношения. – М.: «Просвещение», 1989.

7.Г.А.Каше, Р.И.Шуйфер, Н.А.Никашина, Э.А.Евлахова. Исправление недостатков произношения, чтения и письма учащихся. – М., 1960.

8.М.Ю.Гаврикова. Коррекционно-логопедические занятия с младшими школьниками. – Волгоград: «Панорама», 2006.

9. Т.А.Ткаченко. Коррекция фонетических нарушений у детей. Подготовительный этап: Пособие для логопеда. – М., 2005.

Учебные пособия для работы с детьми:

1.     О.Б.Иншакова. Альбом для логопеда. – М., 2003.

2.     И.А.Смирнова. Логопедический альбом для обследования фонетико-фонематической системы речи. – СПб., 2004.

3.     И.Д.Коненкова. Обследование речи дошкольников с ЗПР. Картинный диагностический материал. – М., 2005.

4.     Н.И.Соколенко. Дидактический материал по исправлению недостатков произношения у детей. – М., 1966.

5.     Л.Н.Ефименкова. Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематического слуха. Дифференциация гласных. – М., 2004.

6.     А.В.Ястребова, Т.П.Бессонова. Обучаем читать и писать без ошибок: Комплекс упражнений для работы учителей-логопедов с младшими школьниками по предупреждению и коррекции недостатков чтения и письма. – М., 2007.

7.     Т.А.Ткаченко. Обучение детей творческому рассказыванию по картинам. Пособие для логопеда. – М., 2005.

  1. А.И.Богомолова. Логопедическое пособие для занятий с детьми. – СПб., 1994.