Рабочая программа по курсу "Человек" для учащегося 4 класса с ИН вариант 2

  • docx
  • 08.09.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала человек УО 4.docx

Министерство общего и профессионального образования Ростовской области

Отдел образования Администрации Белокалитвинского района

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №12

__________________________________________________________________________

 

 

                                                                            «Утверждаю»

 

                                                                                                   Директор МБОУ СОШ №12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

АДАПТИРОВАННАЯ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

(начальное общее образование)

 

по учебному предмету

 

ЧЕЛОВЕК

 

для  учащегося 4 «А»  класса

на 2019-2020 учебный год

 

 

 

 

 

 

 

 

Количество часов:  63 ч.

Учитель: Л. В. Долгопятова

 

 

 

 

 

Пояснительная записка.

Адаптированная рабочая программа  курса «Человек» разработана  в соответствии:

- с основными   положениями  Федерального  государственного  образовательного    стандарта  начального  общего   образования для учащихся с ограниченными возможностями и с интеллектуальными нарушениями;

- с учётом  индивидуальных  особенностей  учащегося;

- с материально – техническими  возможностями  школы;

          на  основе:

- федерального УП (2017)  для общеобразовательных  учреждений РФ, реализующих    программы  начального образования  в  рамках   реализации  ФГОС ОВЗ и ИН,

- адаптированной образовательной программы для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями, вариант 2)

 

Нормативные акты и учебно-методические документы, на основании которых разработана рабочая программа:

*         Нормами Федерального Закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Закон), представленными в статье 28 Закона «Компетенция, права, обязанности и ответственность образовательной организации»;

*    на основе адаптированной образовательной программы для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями, вариант 2)

*        Федеральным государственным образовательным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599);

*        Методическими рекомендациями по вопросам внедрения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)(Письмо Министерства образования и науки РФ от 11 марта 2016 г. № ВК-452/07 «О введении ФГОС ОВЗ»).

*        Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта: программно-методические материалы / под ред. И.М. Бгажноковой. — М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2007. — 181 с. — (Коррекционная педагогика)

Согласно  «Постановлению Правительства от 10 июля 2019 №875 «О переносе выходных дней в 2020 году»  и календарному графику МБОУ СОШ №12  5 уроков совпадают  с государственными праздниками, исходя  из вышеизложенного, учебный материал был уплотнен.

                       

Общая характеристика учебного предмета

     Приобщение ребенка к социальному миру начинается с развития представлений о себе. Становление личности ребенка происходит при условии его активности, познания им окружающего мира, смысла человеческих отношений, осознания себя в системе социального мира. Социальную природу «я» ребенок начинает понимать в процессе взаимодействия с другими людьми, и в первую очередь со своими родными и близкими.

   Содержание обучения в рамках предмета «Человек» включает формирование представлений о себе как «Я» и своем ближайшем окружении и повышение уровня самостоятельности в процессе самообслуживания.

 

 

Описание места учебного предмета, курса в учебном плане

В Федеральном компоненте государственного стандарта «Человек» обозначен как самостоятельный предмет, что подчеркивает его особое значение в системе образования детей с ИН. На его изучение отведено 63 часа, 2 часа в неделю, 35 учебных недель. Интеграция с другими предметами с  учётом  общих  целей изучения курса, определённых Федеральным государственным  стандартом «Окружающий социальный мир», «Домоводство».

 

 

Содержание учебного предмета.

  Идентификация себя как мальчика (девочки), юноши (девушки). Узнавание (различение) частей тела (голова (волосы, уши, шея, лицо), туловище (спина, живот), руки (локоть, ладонь, пальцы), ноги (колено, ступня, пальцы, пятка). Знание назначения частей тела. Узнавание (различение) частей лица человека (глаза, брови, нос, лоб, рот (губы, язык, зубы). Знание назначения частей лица. Знание строения человека (скелет, мышцы, кожа). Узнавание (различение) внутренних органов человека (на схеме тела) (сердце, легкие, печень, почки, желудок). Знание назначения внутренних органов. Знание вредных привычек. Сообщение о состоянии своего здоровья. Называние своего имени и фамилии. Называние своего возраста (даты рождения). Знание видов деятельности для организации своего свободного времени. Сообщение сведений о себе. Рассказ о себе. Знание возрастных изменений человека.

Гигиена тела.

Различение вентилей с горячей и холодной водой. Регулирование напора струи воды. Смешивание воды до комфортной температуры. Вытирание рук полотенцем. Сушка рук с помощью автоматической сушилки. Соблюдение последовательности действий при мытье и вытирании рук: открывание крана, регулирование напора струи и температуры воды, намачивание рук, намыливание рук, смывание мыла с рук, закрывание крана, вытирание рук. Нанесение крема на руки.

Подстригание ногтей ножницами. Подпиливание ногтей пилочкой. Нанесение покрытия на ногтевую поверхность. Удаление декоративного покрытия с ногтей. Вытирание лица. Соблюдение последовательности действий при мытье и вытирании лица: открывание крана, регулирование напора струи и температуры воды, набирание воды в руки, выливание воды на лицо, протирание лица, закрывание крана, вытирание лица.

Чистка зубов. Полоскание полости рта. Соблюдение последовательности действий при чистке зубов и полоскании полости рта: открывание тюбика с зубной пастой, намачивание  щетки, выдавливание зубной пасты на зубную щетку, чистка зубов, полоскание рта, мытье щетки, закрывание тюбика с зубной пастой.

Очищение носового хода. Нанесение косметического средства на лицо. Соблюдение последовательности действий при бритье электробритвой, безопасным станком.

Расчесывание волос. Соблюдение последовательности действий при мытье и вытирании волос: намачивание волос, намыливание волос, смывание шампуня с волос, вытирание волос. Соблюдение последовательности  действий при сушке волос феном: включение фена (розетка, переключатель), направление струи воздуха на разные участки головы, выключение фена, расчесывание волос.

Мытье ушей. Чистка ушей. Вытирание ног. Соблюдение последовательности действий при мытье и вытирании ног: намачивание ног, намыливание ног, смывание мыла, вытирание ног.

Соблюдение последовательности действий при мытье и вытирании тела: ополаскивание тела водой, намыливание частей тела, смывание мыла, вытирание тела. Гигиена  интимной зоны. Пользование гигиеническими прокладками. Пользование косметическими средствами (дезодорантом, туалетной водой, гигиенической помадой, духами).

Обращение с одеждой и обувью.

Узнавание (различение) предметов одежды: пальто (куртка, шуба, плащ), шапка, шарф, варежки (перчатки), свитер (джемпер, кофта), рубашка (блузка, футболка), майка, трусы, юбка (платье), брюки (джинсы, шорты), носки (колготки). Знание назначения предметов одежды. Узнавание (различение) деталей предметов одежды: пуговицы (молнии, заклепки), рукав (воротник, манжеты). Знание назначения деталей предметов одежды. Узнавание (различение) предметов обуви: сапоги (валенки), ботинки, кроссовки, туфли, сандалии, тапки. Знание назначения видов обуви (спортивная, домашняя, выходная, рабочая). Различение сезонной обуви (зимняя, летняя, демисезонная). Узнавание (различение) головных уборов (шапка, шляпа, кепка, панама, платок). Знание назначения головных уборов. Различение сезонных головных уборов. Различение по сезонам предметов одежды (предметов обуви, головных уборов). Выбор одежды для прогулки в зависимости от погодных условий. Различение видов одежды (повседневная, праздничная, рабочая, домашняя, спортивная). Выбор одежды в зависимости от предстоящего мероприятия. Различение сезонной одежды (зимняя, летняя, демисезонная).

Расстегивание (развязывание) липучки (молнии, пуговицы, ремня, кнопки, шнурка). Снятие предмета одежды (например, кофты: захват кофты за край правого рукава, стягивание правого рукава кофты, захват кофты за край левого рукава, стягивание левого рукава кофты). Снятие обуви (например, ботинок: захват рукой задней части правого ботинка, стягивание правого ботинка, захват рукой задней части левого ботинка, стягивание левого ботинка). Соблюдение последовательности действий при раздевании (например, верхней одежды: снятие варежек, снятие шапки, расстегивание куртки, снятие куртки, расстегивание сапог, снятие сапог). Застегивание (завязывание) липучки (молнии, пуговицы, кнопки, ремня, шнурка). Надевание предмета одежды (например, брюк: захват брюк за пояс, вставление ноги в одну брючину, вставление ноги в другую брючину, натягивание брюк). Обувание обуви (например, сапог: захват двумя руками голенища правого сапога, вставление ноги в сапог, захват двумя руками голенища левого сапога, вставление ноги в сапог). Соблюдение последовательности действий при одевании комплекта одежды (например: надевание колготок, надевание футболки, надевание юбки, надевание кофты). Контроль своего внешнего вида. Различение лицевой (изнаночной), передней (задней) стороны одежды, верха (низа) одежды. Различение правого (левого) ботинка (сапога, тапка). Выворачивание одежды.

Туалет.

 Сообщение  о желании сходить в туалет. Сидение на унитазе и оправление малой/большой нужды. Пользование туалетной бумагой. Соблюдение последовательности действий в туалете (поднимание крышки (опускание сидения), спускание одежды (брюк, колготок, трусов), сидение на унитазе/горшке, оправление нужды в унитаз, пользование туалетной бумагой, одевание одежды (трусов, колготок, брюк), нажимание кнопки слива воды, мытье рук.

Прием пищи.

Сообщение о желании пить. Питье через соломинку. Питье из кружки (стакана): захват кружки (стакана), поднесение кружки (стакана) ко рту, наклон кружки (стакана), втягивание (вливание) жидкости в рот, опускание кружки (стакана) на стол. Наливание жидкости в кружку. Сообщение о желании есть. Еда руками. Еда ложкой: захват ложки, зачерпывание ложкой пищи из тарелки, поднесение ложки с пищей ко рту, снятие с ложки пищи губами, опускание ложки в тарелку. Еда вилкой: захват вилки, накалывание кусочка пищи, поднесение вилки ко рту, снятие губами с вилки кусочка пищи, опускание вилки в тарелку. Использование ножа и вилки во время приема пищи: отрезание ножом кусочка пищи от целого куска, наполнение вилки гарниром с помощью ножа. Использование салфетки во время приема пищи. Накладывание пищи в тарелку.

Семья.

Узнавание (различение) членов семьи. Узнавание (различение) детей и взрослых. Определение своей социальной роли в семье. Различение  социальных ролей членов семьи. Представление о бытовой и досуговой деятельности членов семьи. Представление о профессиональной деятельности членов семьи. Рассказ о своей семье.

 

Учебно-тематическое  планирование

 

Тема раздела

Количество часов

1.

Навыки, связанные с гигиеной тела.

20 ч

2.

Навыки одевания и раздевания.

14 ч

3.

Навыки, связанные с приемом пищи.

10 ч

4.

Навыки, связанные с гигиеной одежды, обуви, постели.

6 ч

5.

Навыки поведения и самообслуживания.

13 ч

 

ИТОГО

63 ч

 

 

Формы организации учебных занятий:

Урок.

1.      Уроки формирования новых знаний:

2.      Уроки обучения умениям и навыкам.

·         Комбинированный урок.

·         Практикумы.

3.      Уроки повторения, обобщения, закрепления знаний.

Основные виды учебной деятельности: индивидуальная работа, работа в парах (совместно с педагогом).

 

Календарно-тематическое планирование по учебному предмету: «Человек»                     в  4 классе

на 2019 – 2020 учебный год

 

 

Раздел. Тема урока.

Кол-во часов

Дата

Представления о себе.

1

Называние своего имени и фамилии

2

02.09

2

03.09

3

Называние своего возраста (даты рождения)

2

09.09

4

10.09

5

Сообщение о состоянии своего здоровья

2

16.09

6

17.09

7

Сообщение сведений о себе

2

23.09

8

24.09

Представления о себе.

9

Строение тела человека: скелет, мышцы, кожа

2

30.09

10

01.10

11

Внутренние органы человека: сердце, легкие, печень.

2

07.10

12

08.10

13

Внутренние органы человека: почки, желудок)

 

2

14.10

14

15.10

15

Обобщающий урок: «Строение тела человека»

1

21.10

 

Семья.

 

 

16

Мама

1

22.10

17

Члены семьи.

1

05.11

18

Узнавание (различение) членов семьи.

1

11.11

19

Узнавание (различение) детей и взрослых

1

12.11

20

Животные, проживающие в семье.

1

18.11

21

Режим дня.

1

19.11

22

Обобщающий урок по теме: «Моя семья»

1

25.11

 

Гигиена тела.

 

 

23

Соблюдение последовательности действий при мытье и вытирании лица.

1

26.11

24

Соблюдение последовательности действий при мытье и вытирании волос

1

02.12

25

Соблюдение последовательности действий при чистке зубов и полоскании полости рта

2

03.12

26

09.12

27

Очищение носового хода. Нанесение косметического средства на лицо.

2

10.12

28

16.12

29

Мытье ушей. Чистка ушей.

2

17.12

30

23.12

31

Соблюдение последовательности действий при мытье и вытирании ног.

2

24.12

32

13.01

33

Соблюдение последовательности действий при мытье и вытирании тела.

2

14.01

34

20.01

 

Обращение с одеждой и обувью.

 

 

35-36

Обувь. Виды обуви.

2

21.01

27.01

37

Головные уборы

1

28.01

38

Гигиена одежды. Уход за сезонной одеждой.

1

03.02

39-40

Различение по сезонам предметов одежды (предметов обуви, головных уборов)

2

04.02

10.02

41-42

Выбор одежды для прогулки в зависимости от погодных условий

2

11.02

17.02

43-44

Гигиена обуви. Уход за сезонной обувью.

2

18.02

25.02

44

Различие белья и одежды.

1

02.03

45-46

Расстегивание (развязывание) липучки .Снятие предмета одежды

2

03.03

10.03

47-48

Надевание предмета одежды

2

16.03

17.03

49-50

Соблюдение последовательности действий при раздевании (например, верхней одежды.

2

30.03

31.03

51-52

Соблюдение последовательности действий при одевании комплекта одежды

2

06.04

07.04

53-54

Снятие обуви. Обувание обуви

2

13.04

14.04

 

Туалет

 

 

55

Сообщение  о желании сходить в туалет.

1

20.04

56-57

Соблюдение последовательности действий в туалете

2

21.04

27.04

58

Охрана здоровья. «Туалетные принадлежности»

1

28.04

59

Охрана здоровья. «Мойдодыр рассказывает».

1

12.05

 

Прием пищи

 

 

60

Сообщение о желании пить. Питье через соломинку. Питье из кружки

1

18.05

 

61

Сообщение о желании есть. Еда руками. Еда ложкой. Еда вилкой.

1

19.05

62

Использование салфетки во время приема пищи. Накладывание пищи в тарелку.

1

25.05

63

Сюжетно-ролевая игра «Мы ждем гостей»

1

26.05

 

 

1.      Планируемые результаты (личностные и предметные) освоения  учебного  предмета:  человек.

 

·         Предметные результаты:

 

Достаточный уровень:

Минимальный уровень:

1. Представления о себе.

1. Представления о себе.

Знание строения человека (скелет, мышцы, кожа);

Знание строения человека (скелет, мышцы, кожа);

Узнавание (различение) внутренних органов человека (на схеме тела) (сердце, легкие, печень, почки, желудок)

Узнавание (различение) внутренних органов человека (на схеме тела) (сердце, легкие, печень, почки, желудок)

Знание назначения внутренних органов

Сообщение о состоянии своего здоровья

Сообщение о состоянии своего здоровья

Называние своего имени и фамилии

Называние своего имени и фамилии

Называние своего возраста (даты рождения)

 

Знание видов деятельности для организации своего свободного времени

Сообщение сведений о себе

2. Семья:

2. Семья:

Узнавание (различение) членов семьи

Узнавание (различение) членов семьи

Узнавание (различение) детей и взрослых

Определение своей социальной роли в семье

Различение социальных ролей членов семьи

3. Гигиена тела:

3. Гигиена тела:

Вытирание лица

Вытирание лица

Соблюдение последовательности действий при мытье и вытирании лица (открывание крана, регулирование напора струи и температуры воды, набирание воды в руки, выливание воды на лицо, протирание лица, закрывание крана, вытирание лица)

Соблюдение последовательности действий при мытье и вытирании лица (открывание крана, регулирование напора струи и температуры воды, набирание воды в руки, выливание воды на лицо, протирание лица, закрывание крана, вытирание лица)

Чистка зубов

Чистка зубов

Полоскание полости рта

Полоскание полости рта

Соблюдение последовательности действий при чистке зубов и полоскании полости рта (открывание тюбика с зубной пастой, намачивание щетки, выдавливание зубной пасты на зубную щетки, чистка зубов, полоскание рта, мытье щетки, закрывание тюбика с зубной пастой)

Соблюдение последовательности действий при чистке зубов и полоскании полости рта (открывание тюбика с зубной пастой, намачивание щетки, выдавливание зубной пасты на зубную щетки, чистка зубов, полоскание рта, мытье щетки, закрывание тюбика с зубной пастой)

Расчесывание волос

Расчесывание волос

Соблюдение последовательности действий при мытье и вытирании волос (намачивание волос, намыливание волос, смывание шампуня с волос, вытирание волос)

Соблюдение последовательности действий при мытье и вытирании волос (намачивание волос, намыливание волос, смывание шампуня с волос, вытирание волос)

4. Обращение с одеждой и обувью:

4. Обращение с одеждой и обувью:

Узнавание (различение) предметов обуви (сапоги (валенки), ботинки, кроссовки, туфли, сандалии, тапки)

Узнавание (различение) предметов обуви (сапоги (валенки), ботинки, кроссовки, туфли, сандалии, тапки)

Знание назначения видов обуви (спортивная, домашняя, выходная, рабочая)

Выбор одежды для прогулки в зависимости от погодных условий

 

Различение сезонной обуви (зимняя, летняя, демисезонная)

 

Узнавание (различение) головных уборов (шапка, шляпа, кепка, панама, платок)

Знание назначения головных уборов

Различение сезонных головных уборов

Различение по сезонам предметов одежды (предметов обуви, головных уборов)

Выбор одежды для прогулки в зависимости от погодных условий

 

 

·         Личностные результаты:

 

1.      Создание благоприятной обстановки, способствующей формированию положительной мотивации пребывания в образовательной организации и эмоциональному конструктивному взаимодействию с взрослыми (родственник, специалист, ассистент и др.) и сверстниками:

*        Перемещение в новой среде без проявлений дискомфорта.

*        Принятие контакта, инициированного взрослым.

*        Установление контакта с педагогом и другими взрослыми, участвующими в организации учебного процесса.

*        Планирование учебного дня.

*        Ориентация в расписании дня (последовательности событий/занятий, очередности действий).

*        Следование расписанию дня.

2.      Формирование учебного поведения:

*        Направленность взгляда на лицо взрослого, на выполняемое задание.

*        Выполнение простых речевых инструкций (дай, возьми, встань, сядь, подними и др.)

*        Выполнение соотнесения предмета с соответствующим изображением (по образцу)

*        Выполнение простых действий по наглядным алгоритмам (расписаниям) (по образцу)

*        Сидение за столом в течение определенного периода времени на групповом занятии

*        Выполнение движений и действий с предметами по подражанию и по образцу на групповом занятии

*        Выполнение речевых инструкций на групповом занятии

*        Выполнение задания в течение определенного временного промежутка на групповом занятии

*        Принятие помощи учителя на групповом занятии

3.      Формирование умения выполнять задания в соответствии с определенными характеристиками:

*        Выполнение задания полностью (от начала до конца)

*        Выполнение задания с заданными качественными параметрами

*        Переход от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д.

 

  1. Учебно-методические средства обучения

 

Класс

Учебная

программа

Учебные пособия для обучающихся

Методические пособия

для учителя

Мониторинговый

инструментарий

4 класс

Программы обучения глубоко умственно отсталых детей Программа курса «Хозяйственно-бытовой труд и привитие навыков самообслуживания» Сост.: НИИ дефектологии АПН СССР.- М.: 1983.

Кудрина С.В Мир природы и человека, учебник для 1 класса , ВЛАДОС, 2017

Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта: Программно-методические материалы  под ред. И.М. Бгажноковой. — М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2007.

Воспитание и обучение детей в условиях домов-интернатов: пособие для педагогов / И.К. Боровская, М.В. Былино, Ю.Н. Кислякова, Е.М. Калинина, И.В. Ковалец, Т.Л.Лещинская, Т.В. Лисовская. – Национальный институт образования. – Минск, 2007.

 

Наблюдение, практические и игровые задания,

дидактические и ролевые игры

 

Кудрина С. В. Окружающий мир : учебник для 1класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида - Москва: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2016

 

1.      Аксенова А.К., Бугаева Т.И. и др., научный руководитель И.М. Бгажнокова. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений: 0-4 классы. – 2-е изд. – СПб.: филиал изд-ва «Просвещение», г. Санкт-Петербург, 2011. – 223 с.

2.      Бурмистрова Е.В. Семья с «особым ребенком»: психологическая и социальная помощь// Вестник практической психологии образовании. 2008. №4 (17).

3.      Выготский Л.С. Основы дефектологии. – СПб.: Лань, 2011. – 654 с.

4.      Гладкая В.В. Социально-бытовая подготовка воспитанников специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений 8 вида: Методическое пособие.-2-е изд.-М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2011.

5.      Глухов В.П. Основы коррекционной педагогики и специальной психологии; Учеб.-метод. пособие для вузов. – М.: МГГУ им. М.А. Шолохова, 2011. -311 с.

6.      Маллер А.Р. «Программы обучения глубоко  умственно отсталых детей» НИИ дефектологии АПН СССР,  Москва.

7.      Маллер А.Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии: Практическое пособие. Изд.3-е испр. и доп.- М.: АРКТИ, 2011.

8.      Мамайчук И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. – СПб.: Речь, 2011. – 220 с.

9.      Приходько О.Г. и др. Деятельность педагога, учителя-предметника, классного руководителя при включении обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и детей - инвалидов в образовательное пространство: метод. материалы / О.Г. Приходько и др . – М.: ГБОУ ВПО МГПУ, 2014.

10.  Ткачева В.В., Архипова Е.Ф., Бутко Г.А. и др.; под ред. В.В. Ткачевой. Психолого-педагогическое сопровождение семьи ребенка с ограниченными возможностями здоровья: учебник для студ. учреждений высш. образования/  — М.: Издательский центр «Академия», 2014. — 272 с.

 

Учебно-практическое  оборудование, дидактические материалы к урокам

 

№  п.п.

Учебно-практическое  оборудование, дидактические материалы

Количество

1

Набор для сервировки стола

1

2

Набор для проведения уборки в помещении

1

3

Набор для ухода за комнатными растениями

1

4

Набор для ухода за одеждой, обувью

1

5

Набор для ухода за своим внешним видом

1

6

Альбом «Подсказки Гнома Трудяжки»

1

7

Тематический словарь в картинках: Органы чувств человека

1

8

Энциклопедия: Как устроено тело человека

1