Рабочая программа по курсу" Литературная гостинная"
Оценка 4.7

Рабочая программа по курсу" Литературная гостинная"

Оценка 4.7
doc
20.10.2021
Рабочая программа по курсу" Литературная гостинная"
литературная гостиная.doc

 

Пояснительная записка

 

Литературное чтение пробуждает у детей интерес к словесному творчеству к чтению художественных произведений.

Учебные программы предполагают такое содержание учебных книг, их структуру и методику обучения, которые строятся па основе двух принципов: художественно-эстетического и литературоведческого.

Курс литературного чтения не предполагает знакомства детей с особенно­стями творчества писателей, так как у младших школьников ещё нет достаточной начитанности, необходимых жизненных наблюдений и обобщении. Моно­графический принцип изучения литературных произведений, характерный для курса литературы в среднем и последующем звеньях школы, вводится посте­пенно. Таким образом, литературное чтение в младших классах выступает в качестве органического звена единой и непрерывной системы литературного образования в средней школе.

Одной из форм организации работы по литературному чтению является кружок.

Место предмета в учебном плане.

Курс «Литературная гостиная» является компонентом учебного плана внеурочной деятельности, рассчитан на 66 часов в 1-м классе. Общее количество часов – 66 часов.

Цели и задачи:

- формирование  активного читателя, владеющего прочными навыками чтения;

- формирование  познавательного интереса и любви к чтению, развитие интереса к творчеству писателей;                                                

  - расширение кругозора детей через чтение книг различных жанров разнообразных по содержанию и тематике;

- обогащение нравственно–эстетического опыта ребенка;

 Кружок  литературного чтения нацелен на решение следующих основных задач:

·        развивать способность полноценно воспринимать произведение, сопере­живать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;

·        учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный об­раз, развивать образное мышление учащихся:

·        формировать умение воссоздавать художественные образы, развивать творческое воображение, ассоциативное мышление;

·        развивать поэтический слух, накапливать эстетический опыт слушания произведений, воспитывать художественный вкус;

·        формировать потребность в постоянном чтении книг, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей, создателей произве­дений словесного искусства;

·        формировать эстетическое отношение ребенка к жизни, приобщая его к классике художественной литературы;

·        обеспечивать достаточно глубокое понимание содержания произведе­ний различного уровня сложности;

·        расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разно­образных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребенка;

·        обеспечивать развитие речи школьников и активно формировать навы­ки чтения и речевые умения;

·        работать с различными типами текстов;

·        создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений.

      Новизна программы внеклассных мероприятий по литературному чтению состоит в решении проблемы организации внеурочного чтения. Она составлена с учетом интересов детей к произведениям, которые входят в сокровищницу  детской литературы и литературы для детей, и обеспечивает чтение произведений различных по содержанию и тематике. 

Она построена таким образом, чтобы  в процессе воспитания и  привития интереса к чтению осуществлялось комплексное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и волевую сферы ребенка. Каждое занятие  включает работу по формированию читательских умений и расширению читательского кругозора ребенка.  Кроме того, у детей формируется нравственные знания и чувства: любовь, сопереживание, жалость и др. Быстрая утомляемость младших школьников – характерная особенность данного возраста. Этим обуславливается необходимость использования на занятиях стихов, песен, загадок игровых моментов. Это снимает эмоциональное и физическое напряжение, повышает интерес к изучаемому материалу. Для того чтобы занятия были интересны и не утомляли детей, предусмотрены разные виды деятельности: игровая, творческая, исследовательская, проектная. Активизации деятельности младших школьников способствует разнообразие форм и методов работы: коллективные творческие дела, выставки, конкурсы, викторины, праздники, устные журналы, встречи с интересными людьми. Успех работы по данной программе в значительной степени зависит от умелого использования средств воздействия на эмоциональную сферу школьников произведений классиков русской и зарубежной литературы, гениальных творений композиторов и живописцев. Эмоциональная привлекательность, пленительность, четкость, красочность, эстетичность – вот необходимые условия проведения занятий с младшими школьниками.

     Усвоение систематического, точно очерченного программой круга знаний, умений и навыков, необходимых учащимися младших классов для проявления читательской самостоятельности, а также формирования мотивов обращения к детским книгам и потребности в самостоятельном чтении предполагают наличие в распоряжении учителя специального учебного материала.

    Отбор детской литературы для чтения и форм проведения мероприятий производился по следующим критериям:

- все литературные произведения должны отвечать программным требованиям литературного чтения для детей школьного младшего возраста;

- все используемые произведения изучались на уроках литературного чтения, внеклассного чтения и  в процессе организации самостоятельного чтения;

- мероприятие должно вызывать положительный эмоциональный настрой и проводиться в интересной для учащихся форме;

- к данному мероприятию готовится заранее не только учитель, но и учащиеся, а иногда и родители;

 

 

Личностные и метапредметные результаты освоения курса.

 

В процессе освоения материалов факультатива ученик получает знания о характере взаимоотношений с другими людьми, что становится предпосылкой воспитания доброжелательного и заботливого отношения к людям, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, сочувствия, толерантности, формирования нравственного сознания младшего школьника.

Знакомясь с нравственным содержанием пословиц о добре, труде, учении, младшие школьники начинают осознавать базовые гуманистические ценности, характер отношений между людьми, необходимость бережного отношения к людям и предметам их труда.

Обсуждение сказок, их инсценировка; обсуждение произведений художественной литературы – всё это нацелено на воспитание первоначальных этических представлений обучаемых (понятия добра и зла, значение «слов вежливости», правил вежливого поведения и их мотивации), развитие их эмоционального восприятия.

Система вопросов и заданий, носящая диагностический и тренинговый характер, позволяет решать задачи самооценки и самопроверки, повторять, уточнять и формировать начальные нравственные представления, знакомить с нравственными понятия (например, «Что такое добрый поступок?», «Какой нравственный выбор сделал герой?», «Что можно посоветовать в этой ситуации? Как её изменить?», «Бывает ли так в реальной жизни?»).

Для овладения метапредметными результатами (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей) в материалах факультатива содержатся упражнения, способствующие активизации интеллектуальной деятельности учащихся. В них предлагается установить соответствие поступков нравственным правилам; сопоставить, сравнить героев, их поведение; классифицировать материал по разным основаниям (определить группы пословиц по теме – о добре, трудолюбии, отношении к учёбе); сравнить иллюстрации с текстом для определения эмоционального состояния  героев.

В целях формирования коммуникативных УУД (ведение диалога, признание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; выражение своего мнения и аргументация своей точки зрения; уважительное восприятие других точек зрения) в материалах для занятий представлены задания, их формирующие. Так, с учащимися организуются коллективные обсуждения, предлагаются вопросы «открытого» типа, например: «Почему?.. Как?..», которые помогают детям высказывать свою точку зрения, выслушать мнение одноклассников, т.е. работать коллективно или в группах, парах, а также задания на выбор ответа, альтернативного решения и др.

Использование художественной литературы и работа в библиотеке помогает обучаемым учиться использовать различные способы поиска информации в библиотеке, Интернете. Тематика заданий этой рубрики позволяет учащимся научиться работать в библиотечном пространстве с целью решения информационных и коммуникативных задач. К 4-ому классу учащиеся полностью умеют ориентироваться в школьной библиотеке, находить нужную информацию по литературной  тематике с помощью различных каталогов.

В результате  работы кружка  в прогимназии будет обеспечена готовность обучающихся к     дальнейшему образованию, достигнут необходимый уровень их литературного развития, который характеризуется как умения:

                   осознавать  место и  роль литературного чтения в познании окружающего мира, понимать значения литературного чтения для формирования интеллектуальной (общей) культуры человека;

работать с  литературным текстом с точки зрения его эстетической (литература как вид искусства, сравнение литературы с другими видами искусства) и нравственной сущности (ценностные ориентации, нравственный выбор);

применять анализ, сравнение, сопоставление для определения жанра, характеристики героя, создания различных форм интерпретации текста;

осуществлять поиск необходимой информации в художественном,  учебном, научно-популярном текстах;

работать со справочно-энциклопедическими изданиями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тематическое планирование

Тема

Кол-во часов

Характеристика деятельности уч-ся

Дата

1-4

Фольклор русский и осетинский: пословицы, поговорки, загадки, скороговорки

4

Сравнивать произведения по жанровой принадлежности.

Моделировать обложку.

Использовать в речи литературоведческие понятия.

 

5

Русские народные сказки:

«Привередница»

1

Воспринимать на слух сказку.

Сравнивать произведения по авторской принадлежности.

Моделировать обложку.

 

6

«Кот, петух и лиса».

1

Воспринимать на слух сказку.

Сравнивать произведения по авторской принадлежности.

Моделировать обложку.

 

7

«Лисичка-сестричка и волк».

 

1

Воспринимать на слух сказку.

Сравнивать произведения по авторской принадлежности.

Моделировать обложку.

 

8-9

Инсценирование сказки

2

Анализировать текст и распределять роли.

 

10

Осетинские народные сказки:

«Лиса-плутовка»

1

Воспринимать на слух сказку.

Сравнивать произведения по авторской принадлежности.

Моделировать обложку.

 

11

«Осёл и вол»

1

Сравнивать произведения по авторской принадлежности.

Моделировать обложку.

 

12

«Соседи»

1

Сравнивать произведения по авторской принадлежности.

Моделировать обложку.

 

13-14

Инсценирование сказки

2

Анализировать текст и распределять роли ; Играть по ролям сказки.

 

15

Конкурс рисунков по сказкам

1

Соотносить рисунки с отдельными эпизодами.

 

16

Авторские сказки:

В.Г.Сутеев «Дядя Миша».

1

Анализировать текст и распределять роли.

 

17

Шарль Перро «Красная Шапочка».

 

1

Воспринимать на слух сказку.

Сравнивать произведения по авторской принадлежности.

Моделировать обложку.

 

18

Братья Гримм «Заяц и еж».

 

1

Воспринимать на слух сказку.

Сравнивать произведения по авторской принадлежности.

Моделировать обложку.

 

19

С.Я.Маршак «Тихая сказка».

 

1

Воспринимать на слух сказку.

Сравнивать произведения по авторской принадлежности.

Моделировать обложку.

 

20

Г.Х.Андерсен «Стойкий оловянный солдатик».

1

Воспринимать на слух сказку.

Сравнивать произведения по авторской принадлежности.

Моделировать обложку.

 

21

Викторина по сказкам

1

Определять жанры и темы книг.

 

22-23

Сочинение сказки

2

Создавать небольшие тексты по мотивам прочитанных произведений.

 

24

С.Д.Дрожжин«Привет».

 

1

Воспринимать на слух  поэтическое произведение, отвечать на вопросы по содержанию текста, отражать главную мысль текста, оценивать свои эмоциональные реакции ,  объяснять смысл заглавия.

 

25

Е.В.Серова «Мой дом».

 

1

Использовать в речи литературоведческие понятия.

 

26

А.А.Блок «Снег да снег»

1

Воспринимать на слух  поэтическое произведение, отвечать на вопросы по содержанию текста, отражать главную мысль текста, оценивать свои эмоциональные реакции ,  объяснять смысл заглавия.

 

27

С.А.Есенин «Поет зима -  аукает…».

1

Воспринимать на слух  поэтическое произведение, отвечать на вопросы по содержанию текста, отражать главную мысль текста, оценивать свои эмоциональные реакции ,  объяснять смысл заглавия.

 

28-30

Стихотворения к новогоднему празднику

3

Воспринимать на слух  поэтическое произведение, отвечать на вопросы по содержанию текста, отражать главную мысль текста, оценивать свои эмоциональные реакции ,  объяснять смысл заглавия.

 

31

В.И.Белов «Родничок».

 

1

Анализировать текст и распределять роли.

 

32

Мусса Гали «Земные краски».

 

1

Воспринимать на слух  поэтическое произведение, отвечать на вопросы по содержанию текста, отражать главную мысль текста, оценивать свои эмоциональные реакции ,  объяснять смысл заглавия.

 

33

М.Л.Михайлов «Лесные хоромы».

1

Анализировать текст и распределять роли.

 

34

А.Л.Барто «В школу».

 

1

Воспринимать на слух  поэтическое произведение, отвечать на вопросы по содержанию текста, отражать главную мысль текста, оценивать свои эмоциональные реакции ,  объяснять смысл заглавия.

 

35

В.К.Железняков «История с азбукой».

1

Анализировать текст и распределять роли.

 

36

Л.Пантелеев «Буква «ты».

1

Анализировать текст и распределять роли.

 

37

Я.Л.Аким «Мой верный чиж».

 

1

Использовать в речи литературоведческие понятия;

Использовать в речи литературоведческие понятия.

 

38-40

Произведения осетинских поэтов и писателей

3

Высказывать свою точку зрения о героях произведения.

 

41

Г.А.Скребицкий «Мать».

1

Анализировать текст и распределять роли;

Высказывать свою точку зрения о героях произведения.

 

42

М.М.Пришвин «Лисичкин хлеб».

1

Высказывать свою точку зрения о героях произведения.

 

43

Л.Толстой «Косточка».

1

Высказывать свою точку зрения о героях произведения.

 

44

В.Осеева «Печенье».

1

Высказывать свою точку зрения о героях произведения;

Анализировать текст и распределять роли.

 

45

М. Пришвин «Лесная капель».

1

Высказывать свою точку зрения о героях произведения.

 

46-48

Стихотворения к Женскому празднику

3

Анализировать текст и распределять роли.

 

49

Ю. Коваль «Бабочка».

1

Высказывать свою точку зрения о героях произведения.

 

50

Е.Чарушин «Томкины сны».

1

Высказывать свою точку зрения о героях произведения.

 

51

М. Пришвин «Норка и Жулька».

1

Использовать в речи литературоведческие понятия.

 

52-57

Подготовка к школьному конкурсу чтецов. Конкурс чтецов.

6

Отрабатывать выразительность чтения, работать над образом стихотворения.

 

58

Г.Скребицкий «Самые быстрые крылья».

1

Высказывать свою точку зрения о героях произведении.я

 

59

В.Осеева «Кто хозяин?».

 

1

Высказывать свою точку зрения о героях произведения;

Анализировать текст и распределять роли.

 

60

Е.Пермяк «Самое страшное».

 

1

отвечать на вопросы по содержанию текста, отражать главную мысль текста, оценивать свои эмоциональные реакции,  объяснять смысл заглавия.

 

61

Е. Пермяк «Бумажный  змей».

 

1

отвечать на вопросы по содержанию текста, отражать главную мысль текста, оценивать свои эмоциональные реакции,  объяснять смысл заглавия.

 

62

В.Орлов «Как малышу нашли маму».

 

1

отвечать на вопросы по содержанию текста, отражать главную мысль текста, оценивать свои эмоциональные реакции,  объяснять смысл заглавия.

 

63

Я.Тайц «По ягоды».

 

1

Анализировать текст и распределять роли.

 

64

К.Чуковский «Загадка», «Радость».

 

1

Воспринимать на слух  поэтическое произведение, отвечать на вопросы по содержанию текста, отражать главную мысль текста, оценивать свои эмоциональные реакции ,  объяснять смысл заглавия.

 

65-66

Читательский дневник

2

Вести читательский дневник;

Определять основные признаки разных жанров произведений.

 

 


Пояснительная записка Литературное чтение пробуждает у детей интерес к словесному творчеству к чтению художественных произведений

Пояснительная записка Литературное чтение пробуждает у детей интерес к словесному творчеству к чтению художественных произведений

Новизна программы внеклассных мероприятий по литературному чтению состоит в решении проблемы организации внеурочного чтения

Новизна программы внеклассных мероприятий по литературному чтению состоит в решении проблемы организации внеурочного чтения

Личностные и метапредметные результаты освоения курса

Личностные и метапредметные результаты освоения курса

В результате работы кружка в прогимназии будет обеспечена готовность обучающихся к дальнейшему образованию, достигнут необходимый уровень их литературного развития, который характеризуется как умения: осознавать место…

В результате работы кружка в прогимназии будет обеспечена готовность обучающихся к дальнейшему образованию, достигнут необходимый уровень их литературного развития, который характеризуется как умения: осознавать место…

Тематическое планирование №

Тематическое планирование №

Сочинение сказки 2

Сочинение сказки 2

М. Пришвин «Лесная капель». 1

М. Пришвин «Лесная капель». 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.10.2021