Пояснительная записка
Литературное чтение пробуждает у детей интерес к словесному творчеству к чтению художественных произведений.
Учебные программы предполагают такое содержание учебных книг, их структуру и методику обучения, которые строятся па основе двух принципов: художественно-эстетического и литературоведческого.
Курс литературного чтения не предполагает знакомства детей с особенностями творчества писателей, так как у младших школьников ещё нет достаточной начитанности, необходимых жизненных наблюдений и обобщении. Монографический принцип изучения литературных произведений, характерный для курса литературы в среднем и последующем звеньях школы, вводится постепенно. Таким образом, литературное чтение в младших классах выступает в качестве органического звена единой и непрерывной системы литературного образования в средней школе.
Одной из форм организации работы по литературному чтению является кружок.
Место предмета в учебном плане.
Курс «Литературная гостиная» является компонентом учебного плана внеурочной деятельности, рассчитан на 66 часов в 1-м классе. Общее количество часов – 66 часов.
Цели и задачи:
- формирование активного читателя, владеющего прочными навыками чтения;
- формирование познавательного интереса и любви к чтению, развитие интереса к творчеству писателей;
- расширение кругозора детей через чтение книг различных жанров разнообразных по содержанию и тематике;
- обогащение нравственно–эстетического опыта ребенка;
Кружок литературного чтения нацелен на решение следующих основных задач:
· развивать способность полноценно воспринимать произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;
· учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление учащихся:
· формировать умение воссоздавать художественные образы, развивать творческое воображение, ассоциативное мышление;
· развивать поэтический слух, накапливать эстетический опыт слушания произведений, воспитывать художественный вкус;
· формировать потребность в постоянном чтении книг, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства;
· формировать эстетическое отношение ребенка к жизни, приобщая его к классике художественной литературы;
· обеспечивать достаточно глубокое понимание содержания произведений различного уровня сложности;
· расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребенка;
· обеспечивать развитие речи школьников и активно формировать навыки чтения и речевые умения;
· работать с различными типами текстов;
· создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений.
Новизна программы внеклассных мероприятий по литературному чтению состоит в решении проблемы организации внеурочного чтения. Она составлена с учетом интересов детей к произведениям, которые входят в сокровищницу детской литературы и литературы для детей, и обеспечивает чтение произведений различных по содержанию и тематике.
Она построена таким образом, чтобы в процессе воспитания и привития интереса к чтению осуществлялось комплексное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и волевую сферы ребенка. Каждое занятие включает работу по формированию читательских умений и расширению читательского кругозора ребенка. Кроме того, у детей формируется нравственные знания и чувства: любовь, сопереживание, жалость и др. Быстрая утомляемость младших школьников – характерная особенность данного возраста. Этим обуславливается необходимость использования на занятиях стихов, песен, загадок игровых моментов. Это снимает эмоциональное и физическое напряжение, повышает интерес к изучаемому материалу. Для того чтобы занятия были интересны и не утомляли детей, предусмотрены разные виды деятельности: игровая, творческая, исследовательская, проектная. Активизации деятельности младших школьников способствует разнообразие форм и методов работы: коллективные творческие дела, выставки, конкурсы, викторины, праздники, устные журналы, встречи с интересными людьми. Успех работы по данной программе в значительной степени зависит от умелого использования средств воздействия на эмоциональную сферу школьников произведений классиков русской и зарубежной литературы, гениальных творений композиторов и живописцев. Эмоциональная привлекательность, пленительность, четкость, красочность, эстетичность – вот необходимые условия проведения занятий с младшими школьниками.
Усвоение систематического, точно очерченного программой круга знаний, умений и навыков, необходимых учащимися младших классов для проявления читательской самостоятельности, а также формирования мотивов обращения к детским книгам и потребности в самостоятельном чтении предполагают наличие в распоряжении учителя специального учебного материала.
Отбор детской литературы для чтения и форм проведения мероприятий производился по следующим критериям:
- все литературные произведения должны отвечать программным требованиям литературного чтения для детей школьного младшего возраста;
- все используемые произведения изучались на уроках литературного чтения, внеклассного чтения и в процессе организации самостоятельного чтения;
- мероприятие должно вызывать положительный эмоциональный настрой и проводиться в интересной для учащихся форме;
- к данному мероприятию готовится заранее не только учитель, но и учащиеся, а иногда и родители;
Личностные и метапредметные результаты освоения курса.
В процессе освоения материалов факультатива ученик получает знания о характере взаимоотношений с другими людьми, что становится предпосылкой воспитания доброжелательного и заботливого отношения к людям, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, сочувствия, толерантности, формирования нравственного сознания младшего школьника.
Знакомясь с нравственным содержанием пословиц о добре, труде, учении, младшие школьники начинают осознавать базовые гуманистические ценности, характер отношений между людьми, необходимость бережного отношения к людям и предметам их труда.
Обсуждение сказок, их инсценировка; обсуждение произведений художественной литературы – всё это нацелено на воспитание первоначальных этических представлений обучаемых (понятия добра и зла, значение «слов вежливости», правил вежливого поведения и их мотивации), развитие их эмоционального восприятия.
Система вопросов и заданий, носящая диагностический и тренинговый характер, позволяет решать задачи самооценки и самопроверки, повторять, уточнять и формировать начальные нравственные представления, знакомить с нравственными понятия (например, «Что такое добрый поступок?», «Какой нравственный выбор сделал герой?», «Что можно посоветовать в этой ситуации? Как её изменить?», «Бывает ли так в реальной жизни?»).
Для овладения метапредметными результатами (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей) в материалах факультатива содержатся упражнения, способствующие активизации интеллектуальной деятельности учащихся. В них предлагается установить соответствие поступков нравственным правилам; сопоставить, сравнить героев, их поведение; классифицировать материал по разным основаниям (определить группы пословиц по теме – о добре, трудолюбии, отношении к учёбе); сравнить иллюстрации с текстом для определения эмоционального состояния героев.
В целях формирования коммуникативных УУД (ведение диалога, признание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; выражение своего мнения и аргументация своей точки зрения; уважительное восприятие других точек зрения) в материалах для занятий представлены задания, их формирующие. Так, с учащимися организуются коллективные обсуждения, предлагаются вопросы «открытого» типа, например: «Почему?.. Как?..», которые помогают детям высказывать свою точку зрения, выслушать мнение одноклассников, т.е. работать коллективно или в группах, парах, а также задания на выбор ответа, альтернативного решения и др.
Использование художественной литературы и работа в библиотеке помогает обучаемым учиться использовать различные способы поиска информации в библиотеке, Интернете. Тематика заданий этой рубрики позволяет учащимся научиться работать в библиотечном пространстве с целью решения информационных и коммуникативных задач. К 4-ому классу учащиеся полностью умеют ориентироваться в школьной библиотеке, находить нужную информацию по литературной тематике с помощью различных каталогов.
В результате работы кружка в прогимназии будет обеспечена готовность обучающихся к дальнейшему образованию, достигнут необходимый уровень их литературного развития, который характеризуется как умения:
осознавать место и роль литературного чтения в познании окружающего мира, понимать значения литературного чтения для формирования интеллектуальной (общей) культуры человека;
работать с литературным текстом с точки зрения его эстетической (литература как вид искусства, сравнение литературы с другими видами искусства) и нравственной сущности (ценностные ориентации, нравственный выбор);
применять анализ, сравнение, сопоставление для определения жанра, характеристики героя, создания различных форм интерпретации текста;
осуществлять поиск необходимой информации в художественном, учебном, научно-популярном текстах;
работать со справочно-энциклопедическими изданиями.
Тематическое планирование
№ |
Тема |
Кол-во часов |
Характеристика деятельности уч-ся |
Дата |
1-4 |
Фольклор русский и осетинский: пословицы, поговорки, загадки, скороговорки |
4 |
Сравнивать произведения по жанровой принадлежности. Моделировать обложку. Использовать в речи литературоведческие понятия. |
|
5 |
Русские народные сказки: «Привередница» |
1 |
Воспринимать на слух сказку. Сравнивать произведения по авторской принадлежности. Моделировать обложку. |
|
6 |
«Кот, петух и лиса». |
1 |
Воспринимать на слух сказку. Сравнивать произведения по авторской принадлежности. Моделировать обложку. |
|
7 |
«Лисичка-сестричка и волк».
|
1 |
Воспринимать на слух сказку. Сравнивать произведения по авторской принадлежности. Моделировать обложку. |
|
8-9 |
Инсценирование сказки |
2 |
Анализировать текст и распределять роли. |
|
10 |
Осетинские народные сказки: «Лиса-плутовка» |
1 |
Воспринимать на слух сказку. Сравнивать произведения по авторской принадлежности. Моделировать обложку. |
|
11 |
«Осёл и вол» |
1 |
Сравнивать произведения по авторской принадлежности. Моделировать обложку. |
|
12 |
«Соседи» |
1 |
Сравнивать произведения по авторской принадлежности. Моделировать обложку. |
|
13-14 |
Инсценирование сказки |
2 |
Анализировать текст и распределять роли ; Играть по ролям сказки. |
|
15 |
Конкурс рисунков по сказкам |
1 |
Соотносить рисунки с отдельными эпизодами. |
|
16 |
Авторские сказки: В.Г.Сутеев «Дядя Миша». |
1 |
Анализировать текст и распределять роли. |
|
17 |
Шарль Перро «Красная Шапочка».
|
1 |
Воспринимать на слух сказку. Сравнивать произведения по авторской принадлежности. Моделировать обложку. |
|
18 |
Братья Гримм «Заяц и еж».
|
1 |
Воспринимать на слух сказку. Сравнивать произведения по авторской принадлежности. Моделировать обложку. |
|
19 |
С.Я.Маршак «Тихая сказка».
|
1 |
Воспринимать на слух сказку. Сравнивать произведения по авторской принадлежности. Моделировать обложку. |
|
20 |
Г.Х.Андерсен «Стойкий оловянный солдатик». |
1 |
Воспринимать на слух сказку. Сравнивать произведения по авторской принадлежности. Моделировать обложку. |
|
21 |
Викторина по сказкам |
1 |
Определять жанры и темы книг. |
|
22-23 |
Сочинение сказки |
2 |
Создавать небольшие тексты по мотивам прочитанных произведений. |
|
24 |
С.Д.Дрожжин«Привет».
|
1 |
Воспринимать на слух поэтическое произведение, отвечать на вопросы по содержанию текста, отражать главную мысль текста, оценивать свои эмоциональные реакции , объяснять смысл заглавия. |
|
25 |
Е.В.Серова «Мой дом».
|
1 |
Использовать в речи литературоведческие понятия. |
|
26 |
А.А.Блок «Снег да снег» |
1 |
Воспринимать на слух поэтическое произведение, отвечать на вопросы по содержанию текста, отражать главную мысль текста, оценивать свои эмоциональные реакции , объяснять смысл заглавия. |
|
27 |
С.А.Есенин «Поет зима - аукает…». |
1 |
Воспринимать на слух поэтическое произведение, отвечать на вопросы по содержанию текста, отражать главную мысль текста, оценивать свои эмоциональные реакции , объяснять смысл заглавия. |
|
28-30 |
Стихотворения к новогоднему празднику |
3 |
Воспринимать на слух поэтическое произведение, отвечать на вопросы по содержанию текста, отражать главную мысль текста, оценивать свои эмоциональные реакции , объяснять смысл заглавия. |
|
31 |
В.И.Белов «Родничок».
|
1 |
Анализировать текст и распределять роли. |
|
32 |
Мусса Гали «Земные краски».
|
1 |
Воспринимать на слух поэтическое произведение, отвечать на вопросы по содержанию текста, отражать главную мысль текста, оценивать свои эмоциональные реакции , объяснять смысл заглавия. |
|
33 |
М.Л.Михайлов «Лесные хоромы». |
1 |
Анализировать текст и распределять роли. |
|
34 |
А.Л.Барто «В школу».
|
1 |
Воспринимать на слух поэтическое произведение, отвечать на вопросы по содержанию текста, отражать главную мысль текста, оценивать свои эмоциональные реакции , объяснять смысл заглавия. |
|
35 |
В.К.Железняков «История с азбукой». |
1 |
Анализировать текст и распределять роли. |
|
36 |
Л.Пантелеев «Буква «ты». |
1 |
Анализировать текст и распределять роли. |
|
37 |
Я.Л.Аким «Мой верный чиж».
|
1 |
Использовать в речи литературоведческие понятия; Использовать в речи литературоведческие понятия. |
|
38-40 |
Произведения осетинских поэтов и писателей |
3 |
Высказывать свою точку зрения о героях произведения. |
|
41 |
Г.А.Скребицкий «Мать». |
1 |
Анализировать текст и распределять роли; Высказывать свою точку зрения о героях произведения. |
|
42 |
М.М.Пришвин «Лисичкин хлеб». |
1 |
Высказывать свою точку зрения о героях произведения. |
|
43 |
Л.Толстой «Косточка». |
1 |
Высказывать свою точку зрения о героях произведения. |
|
44 |
В.Осеева «Печенье». |
1 |
Высказывать свою точку зрения о героях произведения; Анализировать текст и распределять роли. |
|
45 |
М. Пришвин «Лесная капель». |
1 |
Высказывать свою точку зрения о героях произведения. |
|
46-48 |
Стихотворения к Женскому празднику |
3 |
Анализировать текст и распределять роли. |
|
49 |
Ю. Коваль «Бабочка». |
1 |
Высказывать свою точку зрения о героях произведения. |
|
50 |
Е.Чарушин «Томкины сны». |
1 |
Высказывать свою точку зрения о героях произведения. |
|
51 |
М. Пришвин «Норка и Жулька». |
1 |
Использовать в речи литературоведческие понятия. |
|
52-57 |
Подготовка к школьному конкурсу чтецов. Конкурс чтецов. |
6 |
Отрабатывать выразительность чтения, работать над образом стихотворения. |
|
58 |
Г.Скребицкий «Самые быстрые крылья». |
1 |
Высказывать свою точку зрения о героях произведении.я |
|
59 |
В.Осеева «Кто хозяин?».
|
1 |
Высказывать свою точку зрения о героях произведения; Анализировать текст и распределять роли. |
|
60 |
Е.Пермяк «Самое страшное».
|
1 |
отвечать на вопросы по содержанию текста, отражать главную мысль текста, оценивать свои эмоциональные реакции, объяснять смысл заглавия. |
|
61 |
Е. Пермяк «Бумажный змей».
|
1 |
отвечать на вопросы по содержанию текста, отражать главную мысль текста, оценивать свои эмоциональные реакции, объяснять смысл заглавия. |
|
62 |
В.Орлов «Как малышу нашли маму».
|
1 |
отвечать на вопросы по содержанию текста, отражать главную мысль текста, оценивать свои эмоциональные реакции, объяснять смысл заглавия. |
|
63 |
Я.Тайц «По ягоды».
|
1 |
Анализировать текст и распределять роли. |
|
64 |
К.Чуковский «Загадка», «Радость».
|
1 |
Воспринимать на слух поэтическое произведение, отвечать на вопросы по содержанию текста, отражать главную мысль текста, оценивать свои эмоциональные реакции , объяснять смысл заглавия. |
|
65-66 |
Читательский дневник |
2 |
Вести читательский дневник; Определять основные признаки разных жанров произведений. |
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.