Рабочая программа по курсу "Основы финансовой грамотности"
Оценка 4.9

Рабочая программа по курсу "Основы финансовой грамотности"

Оценка 4.9
docx
21.05.2020
Рабочая программа по курсу "Основы финансовой грамотности"
Рабочая пронрамма по ФГ.docx

Рабочая программа

факультатива

«ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ»

5-9 классы

(Составитель: учитель Кандыбина А.А.)

  Пояснительная записка

          Рабочая программа  факультатива  «Основы финансовой грамотности» для обучающихся  6а, 7а, 8а, 9а  классов ОКОУ «школа-интернат №5»  разработана на основе учебного плана школы-интерната  и  учебной программы для 5–7 классы общеобразовательных  организаций  / Е. А. Вигдорчик, И. В. Липсиц, Ю. Н. Корлюгова. — М.:ВИТА-ПРЕСС, 2014. — 16 c. (Дополнительное образование: Серия «Учимся разумному финансовому поведению»). 

         Актуальность данной программы продиктована развитием финансовой системы и появлением широкого спектра новых сложных финансовых продуктов и услуг, которые ставят перед гражданами задачи, к решению которых они не всегда готовы.

          Финансовая грамотность - необходимое условие жизни в современном мире, поскольку финансовый рынок предоставляет значительно больше возможностей по управлению собственными средствами, чем 5—10 лет назад, и такие понятия как потребительский кредит, ипотека, банковские депозиты плотно вошли в нашу повседневную жизнь. Однако в настоящий момент времени ни нам, ни нашим детям явно недостаточно тех финансовых знаний, которыми мы располагаем. При этом нужно учитывать, что сегодняшние учащиеся — это завтрашние активные участники финансового рынка. Поэтому, если мы сегодня воспитаем наших детей финансово грамотными, значит, завтра мы получим добросовестных налогоплательщиков, ответственных заемщиков, грамотных вкладчиков.

         Новизной данной программы является направленность курса на формирование финансовой грамотности учащихся на основе построения прямой связи между получаемыми знаниями и их практическим применением, пониманием и использованием финансовой информации на настоящий момент и в долгосрочном периоде и ориентирует на формирование ответственности у подростков за финансовые решения с учетом личной безопасности и благополучия.

        От выпускников образовательных учреждений ожидается успешное и достаточно быстрое вхождение в социум, что предполагает принятие ими ценностей и культуры общества, требует способности принимать правомерные решения по обеспечению своей жизнедеятельности, прогнозировать возможные последствия своих действий, а также готовности и умения реализовывать принятые решения.

Ожидается, что, вступая в экономические отношения, молодой человек должен быть носителем экономической культуры. Основами этой культуры являются экономическое сознание и ответственное экономическое поведение. Однако часть выпускников оказывается не вполне готовой к самостоятельному жизнеустройству, как в бытовом, так и в социально-экономическом аспекте. В значительной мере это относится к выпускникам, обучающимся в школе-интернате. Эта категория молодых людей обладает в целом низкой социальной компетентностью.

            Данная учебная программа рассчитана  для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, что требует учёта ряда важных особенностей при преподавании данного курса.

Курс повышения финансовой грамотности предполагает формирование у обучающихся понятий: откуда берутся деньги; что такое финансовое благополучие человека; как заработать деньги и что необходимо сделать для этого; как правильно планировать расходы и что такое личное финансовое планирование; как организовать бюджет будущей семьи. Учатся работать с пластиковыми картами, рассматривают вопросы кредитования, страхования, налогообложения.

           Цели курса «Финансовая грамотность» направлены на воспитание молодых людей, которые:

- будут ответственными гражданами своей страны;

-смогут максимально эффективно использовать свои возможности на благо себя и общества;

- будут инициативны, активны, самостоятельны в принятии решений;

- будут ориентированы на самообразование и развитие своей личности.

         Исходя из целей школы-интерната  для детей с ограниченными возможностями здоровья, курс финансовой грамотности решает следующие задачи:

- проинформировать обучающихся об основных финансовых инструментах и услугах доступных всему населению страны;

- показать реальные возможности по повышение личной финансовой защищённости и росту уровня материального благополучия семьи;

- способствовать формированию у школьников нового типа мышления, содержащего установки на активное экономическое поведение, соответствующее их финансовым возможностям;

- учить школьников основам личного финансового планирования и формирования сбалансированных семейных бюджетов, позволяющим повышать свою финансовую независимость и материальное благосостояние на основе оптимального использования личных средств и внутренних резервов семейного потребления.

Распределение материала по классам представлено концентрически с учётом познавательных возрастных и коммуникативных возможностей обучающихся, поэтому в процессе обучения используются как теоретические, так и практические занятия. Повторение изученного материала сочетаются с постоянной подготовкой к восприятию новых знаний.

          Программа составлена с учётом дифференциации учебных требований к разным категориям детей по их обучаемости,  финансовой грамотности,  знаниям и умениям. Программа определяет оптимальный объём знаний и умений по финансовой грамотности, который доступен большинству школьников и позволяет учитывать особенности тех учащихся, которые отстают от одноклассников в освоении знаний.

Личностными результатами изучение курса «Финансовая грамотность» являются:

·         умение грамотно распоряжаться деньгами.

·         овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов;

·         развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; планирование собственного бюджета, предложение вариантов собственного заработка;

·         развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях; участие в принятии решение о семейном бюджете.

Требования к предметным результатам освоения курса:

- овладение понятиями: деньги и денежная масса, покупательная способность денег, благосостояние семьи, профицит и дефицит семейного бюджета, банк, финансовое планирование, налогооблажение.

Метапредметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:

Познавательные:

• освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

• использование различных способов поиска, сбора, обработки и анализа, организации, передачи и интерпретации информации; поиск информации в газетах, журналах, на интернет-сайтах и проведение простых опросов и интервью;

• формирование умений представлять информацию в зависимости от поставленных задач в виде таблицы, схемы;

• овладение логическими действиями сравнения, анализа, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

• овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями.

Регулятивные:

• понимание цели своих действий;

• планирование действия с помощью учителя и самостоятельно;

• проявление познавательной и творческой инициативы;

• оценка правильности выполнения действий; самооценка и взаимооценка;

• адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей.

Коммуникативные:

• составление текстов в устной и письменной формах;

• готовность слушать собеседника и вести диалог;

• готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;

• умение излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения и давать оценку событий;

• определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Предметными: результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:

• понимание основных принципов экономической жизни общества: представление о роли денег в семье и обществе, о причинах и последствиях изменения доходов и расходов семьи;

• понимание и правильное использование экономических терминов;

• освоение приёмов работы с экономической информацией, её осмысление; проведение простых финансовых расчётов.

• приобретение знаний и опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области семейной экономики: знание источников доходов и направлений расходов семьи и умение составлять простой семейный бюджет;

• определение элементарных проблем в области семейных финансов и нахождение путей их решения;

• развитие кругозора в области экономической жизни общества и формирование познавательного интереса к изучению общественных дисциплин.

 

Содержание программы

 Что такое деньги, и откуда они взялись?

Появление обмена товарами. Проблемы товарного обмена. Появление первых денег – товаров с высокой ликвидностью. Свойства драгоценных металлов (ценность, прочность, делимость) делают их удобными товарными деньгами. Появление монет. Первые монеты разных государств.

Основные понятия

Товар. Деньги. Покупка. Продажа. Ликвидность. Драгоценные металлы. Монеты. Бумажные деньги. Банкноты. Купюры.  

           Компетенции

-Объяснять причины и приводить примеры обмена.

-Объяснять проблемы, возникающие при обмене.

-Описывать свойства товарных денег.

-Приводить примеры товарных денег.

-Приводить примеры первых денег.

 Рассмотрим деньги поближе. Защита денег от подделок.

Устройство монеты. Изобретение бумажных денег. Защита монет от подделок. Современные монеты. Способы защиты от подделок бумажных денег.

Основные понятия

Монеты. Гурт. Аверс. Реверс. «Орёл». «Решка». Номинал. Банкнота. Купюра. Фальшивые деньги. Фальшивомонетчики.

          Компетенции

-Объяснять, почему появились монеты.

-Описывать купюры и монеты.

-Сравнивать металлические и бумажные деньги.

-Объяснять, почему изготовление фальшивых денег является преступлением.

Какие деньги были раньше в России.

Древнерусские товарные деньги. Происхождение слов «деньги», «рубль», «копейка». Первые русские монеты.

Основные понятия

«Меховые деньги». Куны. Первые русские монеты. Деньга. Копейка. Гривна. Грош. Алтын. Рубль. Гривенник. Полтинник. Ассигнация.

          Компетенции

-Описывать старинные российские деньги.

-Объяснять происхождение названий денег.

 Современные деньги России и других стран.

Современные деньги России. Современные деньги мира. Появление безналичных денег. Безналичные деньги как информация на банковских счетах. Проведение безналичных расчётов. Функции банкоматов.

Основные понятия

Доллары. Евро. Банки. Наличные, безналичные и электронные деньги. Банкомат. Пластиковая карта.

          Компетенции

-Описывать современные российские деньги.

-Решать задачи с элементарными денежными расчётами.

- Объяснять, что такое безналичный расчёт и пластиковая карта.

-Приводить примеры иностранных валют.

 Откуда в семье деньги?

Деньги можно получить в наследство, выиграть в лотерею или найти клад. Основным источником дохода современного человека является заработная плата. Размер заработной платы зависит от профессии. Собственник может получить арендную плату и проценты. Государство помогает пожилым людям, инвалидам, студентам, семьям с детьми и безработным. При нехватке денег их можно взять взаймы. Существуют мошенники, которые обманом отбирают у людей деньги.

Основные понятия

Доходы. Клады. Лотерея. Наследство. Товары. Услуги. Заработная плата. Профессия. Сдельная зарплата. Почасовая зарплата. Пенсия. Пособие. Стипендия. Имущество. Аренда. Проценты по вкладам. Кредиты.

         Компетенции

-Описывать и сравнивать источники доходов семьи.

-Объяснять причины различий в заработной плате.

- Объяснять, кому и почему платят пособия.

-Приводить примеры того, что можно сдать в аренду.

 На что тратятся деньги.

Люди постоянно тратят деньги на товары и услуги. Расходы бывают обязательными и необязательными. Для покупки мебели, бытовой техники, автомобиля чаще всего приходится делать сбережения. Если сбережений не хватает или появляются непредвиденные расходы, деньги можно взять в долг. Некоторые люди тратят много денег на хобби, а иногда и на вредные привычки.

Основные понятия

Расходы. Продукты. Коммунальные платежи. Счёт. Одежда. Обувь. Образование. Непредвиденные расходы. Сбережения. Долги. Вредные привычки. Хобби.

          Компетенции

-Объяснять, что влияет на намерения людей совершать покупки.

- Сравнивать покупки по степени необходимости.

 -Различать планируемые и непредвиденные расходы.

- Объяснять, как появляются сбережения и долги.

 Как с умом управлять своими деньгами.

Бюджет – план доходов и расходов. Люди ведут учёт доходов и расходов, чтобы избежать финансовых проблем.

Основные понятия

Расходы и доходы. Бюджет. Банкрот. Дополнительный заработок.

          Компетенции

-Объяснять, как управлять деньгами.

 -Сравнивать доходы и расходы.

-Объяснять, как можно экономить.

-Составлять  бюджет на простом примере.

 Как делать сбережения.

Если доходы превышают расходы, образуются сбережения. Сбережения, вложенные в банк или ценные бумаги, могут принести доход.

Основные понятия

Копилки. Коллекционирование. Банковский вклад. Недвижимость. Ценные бумаги. Фондовый рынок. Акции. Дивиденды.

          Компетенции

-Объяснять, в какой форме можно делать сбережения.

-Приводить примеры доходов от различных вложений денег.

-Сравнивать разные виды сбережений.

 

Технологии обучения:

Здоровьесберегающие, игровые, развивающего обучения, традиционные, информационные и коммуникационные, технологии уровневой дифференциации, Технология АМО (активные методы обучения), мультимедийные технологии.

Формы и методы обучения:

Словесные: рассказ, беседа, объяснение, изложение знаний.

Наглядные: работа с интерактивной доской и другим печатным материалам, демонстрация предметов, использование информационных технологий.

Практические: наблюдение, решение задач, выполнение письменных упражнений, самостоятельная работа, работа с таблицами, тестирование, игры.

Межпредметные связи: математика, обществознания, история, география, рисование, чтение, русский язык, компьютерная грамотность,

Итоговый контроль знаний проводится в форме практических работ,  тестирования.

 

Объем часов, отпущенных на занятия - 34 часа в год при 1 часе в неделю.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Класс – 6 «А»

Предмет – финансовая грамотность

Количество часов в неделю – 1 час

 

 

I

II

III

IY

год

По плану

 

 

 

 

 

По факту

 

 

 

 

 

Практические  работы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тематический план курса

 

Темы разделов

Кол-во часов

1

Что такое деньги и откуда они взялись

9

2

Рассмотрим деньги поближе. Защита от подделок

8

3

Какие деньги были раньше в России

7

4

Современные деньги России и других стран.

10

 

Итого

34

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Календарно-тематическое планирование

6а класс

№ п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Дата

1

Что такое деньги?

2

Как появились деньги. Появление обмена товарами.

3

Как появились деньги. Появление обмена товарами.

4

Проблемы товарного обмена.

5

Появление первых денег — товаров с высокой ликвидностью.

6

Свойства драгоценных металлов.

7

Появление первых монет.

8

Первые монеты разных государств

9

Что такое деньги и откуда они взялись?

10

Устройство монеты.

11

Изобретение бумажных денег

12

Изобретение бумажных денег

13

Защита монет от подделок.

14

Современные монеты.

15

Способы защиты от подделок бумажных денег.

16

Способы защиты от подделок бумажных денег.

17

Рассмотрим деньги поближе. Защита от подделок.

18

Древнерусские товарные деньги.

19

Какие деньги были раньше в России. Клады. «Меховые деньги».

20

Происхождение слов «деньги»,«рубль», «копейка».

21

Первые русские монеты. Деньга и копейка.

22

Рубль, гривенник и полтинник.

23

Пословицы и поговорки про деньги.

24

Дизайн купюры сказочной страны.

25

Современные деньги России .

26

Современные деньги мира.

27

Современные деньги мира. Доллары и евро – самые известные иностранные деньги.

28

Появление безналичных денег.

29

Безналичные деньги как информация на банковских счетах.

30

Проведение безналичных расчётов.

31

Функции банкоматов.

32

Наличные, безналичные и электронные деньги.

33

Наличные, безналичные и электронные деньги.

34

Современные деньги России и других стран.

 

Класс – 7 «А»

Предмет – финансовая грамотность

Количество часов в неделю – 1 час

 

 

I

II

III

IY

год

По плану

 

 

 

 

 

По факту

 

 

 

 

 

Практические  работы

 

 

 

 

 

 

 

 

Тематический план курса

 

Темы разделов

Кол-во часов

1

Откуда в семье деньги

12

2

На что тратятся деньги

6

3

Как умно управлять своими деньгами

                   6

4

Как делать сбережения

10

 

Итого

34

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Календарно-тематическое планирование

7а класс

 

№ п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Дата

1

Откуда деньги в семье?

2

Наследство. Выигрыш в лотерею. Клад.

3

Основной источник дохода современного человека

4

Основной источник дохода современного человека

5

Сдельная зарплата. Почасовая зарплата.

6

Помощь государства пожилым людям, инвалидам, студентам, семьям с детьми и безработным.

7

Пенсия. Стипендия. Пособие.

8

Денежный займ.

9

Имущество. Аренда.

10

Проценты по вкладам. Кредиты.

11

Мошенничество.

12

Откуда в семье деньги.

13

Обмен денег на товары и услуги.

14

Расходы. Продукты. Коммунальные платежи.

15

Обязательные и необязательные расходы.

16

Сбережения.

17

Долги. Вредные привычки. Хобби.

18

На что тратятся деньги

19

Бюджет – план доходов и расходов.

20

Учёт доходов и расходов

21

Сравниваем доходы и расходы.

22

Способы экономии.

23

Способы экономии.

24

Как умно управлять своими деньгами

25

Превышение доходов над расходами. Сбережения.

26

Копилки. Коллекционирование.

27

Вложения в банк или ценные бумаги.

28

Банковский вклад. Недвижимость.

29

Ценные бумаги.

30

Фондовый рынок.

31

Акции. Дивиденды.

32

Сравниваем разные виды сбережений.

33

Откуда в семье деньги и на что тратятся деньги

34

Как умно управлять своими деньгами  и как делать сбережения.

 

 

Класс – 8 «А»

Предмет – финансовая грамотность

Количество часов в неделю – 1 час

 

 

I

II

III

IY

год

По плану

 

 

 

 

 

По факту

 

 

 

 

 

Практические  работы

 

 

 

 

 

 

 

 

Тематический план курса

 

Темы разделов

Кол-во часов

1

Что такое деньги и какими они бывают

20

2

Из чего складываются доходы в семье

5

3

Почему семьям часто не хватает денег на жизнь и как этого избежать

                   6

4

Деньги счёт любят, или как управлять своим кошельком, чтобы он не пустовал

3

 

Итого

34

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Календарно- тематическое планирование

8а класс

№ п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Дата

1

История появления денег.

2

Как появились деньги.

3

Товарные деньги.

4

Преимущества и недостатки разных видов товарных денег.

5

История монет.

6

Представление творческих работ.

7

Первые монеты на Руси.

8

Устройство монет.

9

Бумажные деньги.

10

Защита бумажных денег от подделок.

11

Защита бумажных денег от подделок.

12

Безналичные деньги.

13

Принцип работы пластиковой карты.

14

Безналичные деньги на банковских счетах.

15

Банковские карты. Расчётные (дебетовые) карты. Кредитные карты.

16

Валюты.

17

Валютный курс.

18

Резервная валюта.

19

Проведение простых расчетов с использованием валютного курса.

20

Викторина по теме «Деньги».

21

Откуда в семье берутся деньги.

22

Минимальный размер оплаты труда.

23

Дополнительные доходы.

24

Доходы нетрудоспособных лиц.

25

Потребительская корзина. Прожиточный минимум.

26

На что семьи тратят деньги. Классификация расходов.

27

Ежемесячные расходы. Ежегодные расходы.

28

Обязательные расходы. Желательные расходы.

29

Переменные расходы. Сезонные расходы.

30

Воздействие рекламы  на принятие решений о покупке.

31

Составление собственного плана расходов.

32

Как правильно планировать семейный бюджет.

33

Семейный бюджет.

34

Сбережения (накопления). Долг.

 

 

 

 

Класс – 9 «А»

Предмет – финансовая грамотность

Количество часов в неделю – 1 час

 

 

I

II

III

IY

год

По плану

 

 

 

 

 

По факту

 

 

 

 

 

Практические  работы

 

 

 

 

 

 

 

 

Тематический план курса

 

 

Название раздела

Кол-во часов

1

 Доходы и расходы семьи

10

2

Риски потери денег и имущества и как человек может от этого

защититься

6

3

Семья и государство: как они взаимодействуют

5

4

Финансовый бизнес: чем он может помочь семье

12

5

Что такое финансовая грамотность

1

        

Итого

34

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Календарно-тематическое планирование

9а класс

Название раздела

 

кол-во часов

Дата

 

 

1.

Введение. Познавательная беседа «Почему так важно изучать финансовую грамотность?»

1

 

2.

Мастер-класс на тему «Деньги».

1

 

3.

Беседа «Драгоценные металлы. Монеты. Купюры».

1

 

4.

Доходы семьи.

1

 

5.

Работа со статистикой «Расходы семьи».

1

 

6.

Викторина «Предметы первой необходимости».

1

 

7.

Викторина «Товары длительного пользования».

1

 

8.

Решение практических задач «Услуги. Коммунальные услуги».

1

9.

Ролевая игра «Семейный бюджет».

1

10.

Практическая работа «Долги. Сбережения. Вклады».

1

11.

Решение практических задач «Особые жизненные ситуации и как с ними справиться».

1

12.

Дискуссия «Экономические последствия непредвиденных событий: болезней, аварий, природных катаклизмов».

1

13.

Решение логических задач «Страхование».

1

14.

Познавательная беседа «Страховая компания. Страховой полис».

1

15.

Творческая работа «Страхование имущества, здоровья, жизни».

1

16.

Практическая работа «Принципы работы страховой компании».

1

17.

Налоги.

1

18.

Виды налогов.

1

19.

Познавательная беседа «Социальные пособия».

1

20.

Решение экономических задач «Социальные выплаты».

1

21.

Государство – это мы.

1

22.

Решение проблемной ситуации «Как спасти деньги от инфляции».

1

23.

Банковские услуги.

1

24.

Практическая работа «Вклады (депозиты)».

1

25.

Деловая игра «Кредит. Залог».

1

26.

Польза и риски банковских карт.

1

27.

Ролевая игра «Возможности работы по найму и собственного бизнеса».

1

28.

Сюжетно-ролевая игра «Примеры бизнеса, которым занимаются подростки».

1

29.

Риски в мире денег.

1

30.

Решение практических задач «Валюта в современном мире».

1

31.

Познавательная беседа «Валюта разных стран».

1

32.

Благотворительность.

1

33.

Итоговое занятие  по курсу «Финансовая грамотность».

2

 

        

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Планируемые результаты обучения

Предметные результаты изучения данного предмета – приобретение школьниками компетенций в области финансовой грамотности, которые имеют большое значение для последующей интеграции личности в современную банковскую и финансовую среды. Кроме того, изучение курса формирует навыки старшеклассников принятия грамотных и обоснованных финансовых решений, что в конечном итоге поможет им добиться финансовой самостоятельности и успешности в бизнесе.

Метапредметные результаты – развитие аналитических способностей, навыков принятия решений на основе сравнительного анализа сберегательных альтернатив, планирования и прогнозирования будущих доходов и расходов личного бюджета, навыков менеджмента.

Личностными результатами изучения курса – это воспитание мотивации к труду, стремления строить свое будущее на основе целеполагания  и планирования, ответственности за настоящее и будущее собственное финансовое благополучие, благополучие своей семьи и государства.

Таким образом, в результате обучения по данному предмету выпускник научится:

- принимать рациональные финансовые решения  в сфере управления личными финансами;

- проводить своевременный финансовый анализ;

- ставить стратегические задачи для достижения личных финансовых целей;

- планировать и прогнозировать будущие доходы и расходы личного бюджета;

- определять направления взаимодействия граждан с фондовыми и валютными ранками;

- основам взаимодействия с кредитными организациями;

- основным понятиям и инструментам взаимодействия с участниками финансовых отношений;

- основам управления налоговыми платежами с целью снижения налоговых расходов в условиях соблюдения налоговой дисциплины;

- выбирать страховые продукты и страховые компании;

- принимать инвестиционные решения с позиции минимизации финансовых рисков;

- составлять личный финансовый план.

Выпускник получит возможность научиться:

- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

- распознавать принципы функционирования финансовой системы современного государства;

- понимать личную ответственность за решения, принимаемые в процессе взаимодействия с финансовыми институтами;

- понимать права и обязанности в сфере финансов;

- владеть коммуникативными компетенциями;

- анализировать и интерпретировать финансовую информацию из разных источников;

- определять задачи в области управления личными финансами;

- находить источники информации для решения финансовых задач;

- сотрудничать со сверстниками и взрослыми в образовательной и учебно-исследовательской деятельности;

- формировать собственную финансовую стратегию;

- решать финансовые задачи;

- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

- самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

- осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;

- самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учебная литература

 

Автор

Название  учебника

Издательство, год издания

И.В. Липсиц,

 Е.А. Вигдорчик

Финансовая грамотность,

5-7 класс

Москва, «ВИТА-ПРЕСС», 2019 г.

В.В. Чумаченко, А.П. Горячев

Основы финансовой грамотности 8-9 класс (методические рекомендации)

Москва, «Просвещение», 2019 г.

В.В. Чумаченко, А.П. Горячев

Рабочая тетрадь «Основы финансовой грамотности»

Москва, «Просвещение», 2020

В.В. Чумаченко, А.П. Горячев

Основы финансовой грамотности (методические рекомендации)

Москва, «Просвещение», 2017 г.

 

 

Дополнительная литература

 

Автор

Название учебника

Издательство, год издания

Г.П. Поварницина, Ю.А. Киселёва

Финансовая грамотность дошкольника.

Волгоград

Ю. Антонова

Как и о чём говорить с детьми на уроках финансовой грамотности

 

Москва,  «ВИТА-ПРЕСС», 2017  г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Рабочая программа факультатива «ОСНОВЫ

Рабочая программа факультатива «ОСНОВЫ

От выпускников образовательных учреждений ожидается успешное и достаточно быстрое вхождение в социум, что предполагает принятие ими ценностей и культуры общества, требует способности принимать правомерные решения…

От выпускников образовательных учреждений ожидается успешное и достаточно быстрое вхождение в социум, что предполагает принятие ими ценностей и культуры общества, требует способности принимать правомерные решения…

Распределение материала по классам представлено концентрически с учётом познавательных возрастных и коммуникативных возможностей обучающихся, поэтому в процессе обучения используются как теоретические, так и практические занятия

Распределение материала по классам представлено концентрически с учётом познавательных возрастных и коммуникативных возможностей обучающихся, поэтому в процессе обучения используются как теоретические, так и практические занятия

Коммуникативные: • составление текстов в устной и письменной формах; • готовность слушать собеседника и вести диалог; • готовность признавать возможность существования различных точек зрения и…

Коммуникативные: • составление текстов в устной и письменной формах; • готовность слушать собеседника и вести диалог; • готовность признавать возможность существования различных точек зрения и…

Описывать свойства товарных денег

Описывать свойства товарных денег

Доходы. Клады. Лотерея. Наследство

Доходы. Клады. Лотерея. Наследство

Технологии обучения: Здоровьесберегающие, игровые, развивающего обучения, традиционные, информационные и коммуникационные, технологии уровневой дифференциации,

Технологии обучения: Здоровьесберегающие, игровые, развивающего обучения, традиционные, информационные и коммуникационные, технологии уровневой дифференциации,

Класс – 6 «А» Предмет – финансовая грамотность

Класс – 6 «А» Предмет – финансовая грамотность

Тема занятия Кол-во часов

Тема занятия Кол-во часов

Класс – 7 «А» Предмет – финансовая грамотность

Класс – 7 «А» Предмет – финансовая грамотность

Календарно-тематическое планирование 7а класс № п/п

Календарно-тематическое планирование 7а класс № п/п

Класс – 8 «А» Предмет – финансовая грамотность

Класс – 8 «А» Предмет – финансовая грамотность

Календарно- тематическое планирование 8а класс № п/п

Календарно- тематическое планирование 8а класс № п/п

Семейный бюджет. 34

Семейный бюджет. 34

Календарно-тематическое планирование 9а класс №

Календарно-тематическое планирование 9а класс №

Ролевая игра «Возможности работы по найму и собственного бизнеса»

Ролевая игра «Возможности работы по найму и собственного бизнеса»

Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

- распознавать принципы функционирования финансовой системы современного государства; - понимать личную ответственность за решения, принимаемые в процессе взаимодействия с финансовыми институтами; - понимать права и…

- распознавать принципы функционирования финансовой системы современного государства; - понимать личную ответственность за решения, принимаемые в процессе взаимодействия с финансовыми институтами; - понимать права и…

Учебная литература Автор

Учебная литература Автор

Рабочая программа по курсу "Основы финансовой грамотности"

Рабочая программа по курсу "Основы финансовой грамотности"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.05.2020