Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
Новомихайловская средняя общеобразовательная школа
ПРИНЯТО СОГЛАСОВАНО
Решением методического объединения Заместитель директора по УВР
учителей___________________
_________________________ ______________ /__________/
Протокол № ________________ Ф.И.О.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по курсу
«Основы финансовой грамотности»
для 9 класса |
Составитель: Свиридова Т.Ю.
учитель экономики
высшей квалификационной категории
Рабочая программа курса «Основы финансовой грамотности» для 9 классов МКОУ Новомихайловская СОШ составлена на основе авторской программы «Финансовая грамотность» (Финансовая грамотность: учебная программа. 8 - 9 классы общеобразовательных организаций / Е. Б.Лавренова, И.О. Рязанова, И. В. Липсиц. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014) в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:
1. Закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
2. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897;
3. Приказ Минобрнауки России № 1644 от 29 декабря 2014 года «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»»;
4. Приказ Министерства Просвещения РФ № 345 от 28.12.2018 года "О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования" ( с изменениями: Приказ Министерства Просвещения РФ № 233 от 08.05.2019 года "О внесении изменений в Федеральный перечень учебников"; Приказ Министерства Просвещения РФ № 632 от 22.11.2019 года "О внесении изменений в Федеральный перечень учебников"; Приказ Министерства Просвещения РФ № 249 от 18.05.2020 года "О внесении изменений в Федеральный перечень учебников")
5. Постановление Главного санитарного врача РФ № 16 от 30.06.2020г. «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/2.4 3598 – 20 «Санитарно – эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной структуры и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции»;
6. Основная общеобразовательная программа основного общего образования МКОУ Новомихайловская СОШ;
7. Авторская программа «Финансовая грамотность» (Финансовая грамотность: учебная программа. 8 - 9 классы общеобразовательных организаций / Е. Б.Лавренова, И.О. Рязанова, И. В. Липсиц. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014)
8. Концепция Национальной программы повышения уровня финансовой грамотности населения Российской Федерации,
9. Проект Министерства финансов России «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации»,
10. Устав МКОУ Новомихайловская СОШ;
11. Учебный план МКОУ Новомихайловская СОШ.
Целью изучения курса «Основы финансовой грамотности» в 9 классе является освоение базовых финансово-экономических понятий, являющихся отражением важнейших сфер финансовых отношений, а также практических умений и компетенций, позволяющих эффективно взаимодействовать с широким кругом финансовых институтов, таких как банки, валютная система, налоговый орган, бизнес, пенсионная система и др.
Формируемые компетенции
· осуществлять поиск и использование информации необходимой для результативного и эффективного решения задач в финансовой сфере;
· определять актуальные и потенциальные источники доходов;
· анализировать структуру собственных (семейных) доходов и расходов, определять уровень жизни семьи на основании бюджета, оценивать финансовую устойчивость своего домохозяйства, планировать семейный и личный бюджет, планировать сбережения;
· выявлять возможные финансовые риски, оценивать их, разрабатывать меры по уменьшению рисков;
· оценивать актуальность при кредитовании, оценивать риски, возникающие в связи с кредитной нагрузкой на семью, определять эффективную процентную ставку по кредиту;
· оценивать риски при инвестировании, сравнивать доходность различных инвестиционных продуктов, выбирать типовые методы и способы выполнения задач по инвестированию средств;
· сравнивать возможности - оценивать соотношения уровня расходов и степени защищенности, обеспечиваемой страховым продуктом;
· оценивать степень безопасности различных предложений на финансовом рынке;
· оценивать их эффективность и качество, описывать алгоритм действий в ситуации финансового мошенничества.
2. Общая характеристика учебного предмета
«Финансовая грамотность» является прикладным курсом, реализующим интересы обучающихся 9 классе в сфере экономики семьи.
Структура курса
Курс финансовой грамотности в 9 классе состоит из пяти разделов. Каждый раздел имеет целостное, законченное содержание: изучается определённая сфера финансовых отношений и определённый круг финансовых задач, с которыми сталкивается человек в своей практической жизни. Изучение каждого раздела заканчивается проведением контрольного мероприятия.
Основные содержательные линии курса:
• Управление денежными средствами семьи;
• Способы повышения семейного благосостояния;
• Риски в мире денег;
• Семья и финансовые организации: как сотрудничать без проблем;
• Человек и государство: как они взаимодействуют.
В данном курсе вопросы бюджетирования рассматриваются на более сложном уровне, нежели в предыдущих классах, исследуются вопросы долгосрочного планирования бюджета семьи и особое внимание уделяется планированию личного бюджета.
Значительное внимание в курсе уделяется формированию компетенции поиска, подбора, анализа и интерпретации финансовой информации из различных источников как на электронных, так и на бумажных носителях.
Большая часть времени отводится на практическую деятельность для получения опыта действий в расширенном круге (по сравнению с предыдущими классами) финансовых отношений.
Освоение содержания опирается на межпредметные связи с курсами математики, истории, географии, обществознания и литературы.
Учебные материалы и задания подобраны в соответствии с возрастными особенностями детей и включают задачи, практические задания, игры, мини-исследования и проекты. В процессе изучения курса формируются умения и навыки работы учащихся с текстами, таблицами, схемами, а также поиска, анализа и представления информации и публичных выступлений.
Формы оценивания. Текущая аттестация:
· устный опрос;
· тестовое задание;
· решение задач;
· решение кроссворда и анаграммы;
· графическая работа: построение графиков, схем и диаграмм связей;
· аналитическая работа: расчёт показателей, анализ статистических данных, оценка результатов;
· доклад;
· творческая работа: постер, компьютерная презентация.
Итоговая аттестация:
• кейс;
• эссе;
• ролевая игра.
|
Внеурочная деятельность: исследовательская работа; |
|
проект: групповой и индивидуальный |
Система оценивания
Оценивание результатов обучения осуществляется в трёх формах:
текущего контроля (проходит на занятиях — «практикум», «семинар» и «игра»). При текущем контроле проверяется конструктивность работы учащегося на занятии, степень активности в поиске информации отработке практических способов действий в финансовой сфере, а так- же участие в групповом и общем обсуждении;
промежуточного контроля (в заключение изучения раздела). Промежуточный контроль помогает проверить степень освоения знаний
предметных и метапредметных умений по значительному кругу вопросов, объединённых в одном разделе. Задача контроля – выявить то, что учащийся не понял, не научился делать (например, рассчитать реальный банковский процент);
итогового контроля (по результатам изучения целого курса). Задача контроля – подвести итог, оценить реальные достижения учащихся в освоении основ финансовой грамотности. Может осуществляться в форме имитационно-ролевой или деловой игры. Игра позволит смоделировать конкретную финансовую ситуацию (или комплекс ситуаций), в которой учащийся реально может применить все знания, умения и компетенции, освоенные в ходе обучения. Итоговый контроль может осуществляться также в форме контрольной работы, включающей различные типы заданий.
Учебный курс «Основы финансовой грамотности» для 9 класса вводится в учебный план и обеспечивает реализацию интересов и потребностей обучающихся, их родителей (законных представителей), образовательного учреждения, и изучается в рамках части базисного учебного плана, формируемой участниками образовательных отношений.
Данный курс относится к компоненту общеобразовательного учреждения, реализуется обязательным курсом (в рамках расписания учебных занятий).
Рабочая программа 9 класса рассчитана на 17 часов (1 час в неделю, в первом полугодии) и реализуется за счёт компонента образовательного учреждения в соответствие с Планом работы школы
4. Планируемые результаты освоения учебного курса
Требования к личностным результатам освоения курса:
— сформированность ответственности за принятие решений в сфере личных финансов;
— готовность пользоваться своими правами в финансовой сфере и исполнять возникающие в связи с взаимодействием с финансовыми ин-ститутами обязанности.
Требования к интеллектуальным (метапредметным) результатам освоения курса:
— сформированность умения анализировать проблему и определять финансовые и государственные учреждения, в которые необходимо обратиться для их решения;
— владение умением поиска различных способов решения финансовых проблем и их оценки;
— владение умением осуществлять краткосрочное и долгосрочное планирование поведения в сфере финансов;
— сформированность умения устанавливать причинно-следственные связи между социальными и финансовыми явлениями и процессами;
— умение осуществлять элементарный прогноз в сфере личных финансов и оценивать свои поступки;
— сформированность коммуникативной компетенции:
вступать в коммуникацию со сверстниками и учителем, понимать и продвигать предлагаемые идеи;
анализировать и интерпретировать финансовую информацию из различных источников.
Требования к предметным результатам освоения курса:
— владение понятиями: деньги и денежная масса, покупательная способность денег, человеческий капитал, благосостояние семьи, профицит и дефицит семейного бюджета, банк, инвестиционный фонд, финансовое планирование, форс-мажор, страхование, финансовые риски, бизнес, валюта и валютный рынок, прямые и косвенные налоги, пенсионный фонд и пенсионная система;
— владение знанием
• структуры денежной массы
• структуры доходов населения страны и способов её определения зависимости уровня благосостояния от структуры источников доходов семьи
статей семейного и личного бюджета и способов их корреляции основных видов финансовых услуг и продуктов, предназначенных для физических лиц
возможных норм сбережения способов государственной поддержки в случаях попадания в сложные жизненные ситуации видов страхования, видов финансовых рисков, способов использования банковских продуктов для решения своих финансовых задач способов определения курса валют и мест обмена способов уплаты налогов, принципов устройства пенсионной системы в РФ.
5. Содержание программы
Содержание разделов учебного курса 9класса:
Разделы |
Наименование раздела |
Количество |
|
|
часов |
|
|
|
1 |
Управление денежными средствами семьи |
6 |
2 |
Способы повышения семейного благосостояния |
3 |
3 |
Риски в мире денег |
2 |
4 |
Семья и финансовые организации: как сотрудничать без проблем |
3 |
5 |
Человек и государство: как они взаимодействуют |
3 |
|
Итого: |
17 |
Раздел 1. Управление денежными средствами семьи (6ч.)
Базовые понятия и знания:
Эмиссия денег, денежная масса, покупательная способность денег, Центральный банк, структура доходов населения, структура доходов семьи, структура личных доходов, человеческий капитал, благосостояние семьи, контроль расходов семьи, семейный бюджет: профицит, дефицит, личный бюджет.
Знание того, каким именно образом в современной экономике осуществляется эмиссия денег; из чего состоит денежная масса; способов влияния государства на инфляцию; структуры доходов населения России её изменений в конце XX – начале XXI в.; факторов, влияющих в России на размер доходов из различных источников; зависимости уровня благосостояния от структуры источников доходов семьи; статей семейного и личного бюджета; обязательных ежемесячных трат семьи и личных трат.
Личностные характеристики и установки:
Понимание:
– того, что наличные деньги не единственная форма оплаты товаров и услуг;
– роли денег в экономике страны как важнейшего элемента рыночной экономики;
– влияния образования на последующую карьеру и соответственно на личные доходы;
– того, что бесконтрольная трата семейных доходов лишает семью возможности обеспечить устойчивость своего благосостояния и может привести к финансовым трудностям семьи;
– различий в структуре семейного бюджета расходов и её изменения в зависимости от возраста членов семьи и других факторов; необходимости планировать доходы и расходы семьи.
Умения:
– пользоваться дебетовой картой;
– определять причины роста инфляции;
– рассчитывать личный и семейный доход;
– читать диаграммы, графики, иллюстрирующие структуру доходов населения или семьи;
– различать личные расходы и расходы семьи;
– считать личные расходы и расходы семьи как в краткосрочном, так и в долгосрочном периодах;
– вести учёт доходов и расходов;
– развивать критическое мышление.
Компетенции:
– устанавливать причинно-следственные связи между нормой инфляции и уровнем доходов семей;
– использовать различные источники для определения причин инфляции и её влияния на покупательную способность денег, имеющихся
наличии;
– определять и оценивать варианты повышения личного дохода;
– соотносить вклад в личное образование и последующий личный доход;
сравнивать различные профессии и сферы занятости для оценки потенциала извлечения дохода и роста своего благосостояния на коротком и длительном жизненном горизонте;
– оценивать свои ежемесячные расходы;
– соотносить различные потребности и желания с точки зрения финансовых возможностей;
– определять приоритетные траты; исходя из этого строить бюджет на краткосрочную и долгосрочную перспективы;
– осуществлять анализ бюджета и оптимизировать его для формирования сбережений.
Тема 1. Происхождение денег. Деньги, что это такое?
Дискуссия «Деньги: что это такое?». Функции денег.
Тема 2. Что может происходить с деньгами.
Аналитическая работа «Что может происходить с деньгами и как это влияет на финансы нашей семьи?»
Тема 3. Источники денежных средств семьи. Какие бывают источники доходов.
Практическая работа «Какие бывают источники доходов?» Круглый стол «От чего зависят личные и семейные доходы?»
Тема 4. Контроль семейных расходов
Дискуссия «Как контролировать семейные расходы и зачем это делать?»
Тема 5. Что такое семейный бюджет и как его построить
Круглый стол «Что такое семейный бюджет и как его построить?» Контрольная работа по теме: «Денежные средства семьи»
Раздел 2. Способы повышения семейного благосостояния (3ч.)
Базовые понятия и знания:
Банк; инвестиционный фонд; страховая компания; финансовое планирование.
Знание основных видов финансовых услуг и продуктов для физических лиц; знание возможных норм сбережения по этапам жизненного цикла.
Личностные характеристики и установки:
Понимание:
– принципа хранения денег на банковском счёте;
–вариантов использования сбережения и инвестирования на разных стадиях жизненного цикла семьи;
– необходимости аккумулировать сбережения для будущих трат;
– возможных рисков при сбережении и инвестировании.
Умения:
– рассчитать реальный банковский процент;
– рассчитать доходность банковского вклада и других операций;
– анализировать договоры;
– отличать инвестиции от сбережений;
– сравнивать доходность инвестиционных продуктов.
Компетенции:
– искать необходимую информацию на сайтах банков, страховых компаний и др. финансовых учреждений;
– оценивать необходимость использования различных финансовых инструментов для повышения благосостояния семьи
– откладывать деньги на определённые цели;
– выбирать рациональные схемы инвестирования семейных сбережений для обеспечения будущих крупных расходов семьи
Тема 5. Способы увеличения семейных доходов с использованием услуг финансовых организаций.
Мини-исследование «Для чего нужны финансовые организации?» Практическая работа «Как увеличить семейные расходы с использованием финансовых организаций?»
Тема 6. Финансовое планирование как способ повышения благосостояния.
Познавательная беседа «Для чего нужно осуществлять финансовое планирование?» Деловая игра «Как осуществлять финансовое планирование на разных жизненных этапах?». Контрольная работа по теме: «Семейное благосостояние».
Раздел 3. Риски в мире денег (2ч.)
Базовые понятия и знания:
Особые жизненные ситуации; социальные пособия; форс-мажор; страхование; виды страхования и страховых продуктов; финансовые риски; виды рисков. Знание видов различных особых жизненных ситуаций; способов государственной поддержки в случаях природных и техногенных катастроф и других форс-мажорных случаях; видов страхования; видов финансовых рисков: инфляция, девальвация, банкротство финансовых компаний, управляющих семейными сбережениями, финансовое мошен-ничество; представление о способах сокращения финансовых рисков.
Личностные характеристики и установки:
Понимание:
– того, что при рождении детей структура расходов семьи изменяется;
– необходимости иметь финансовую подушку безопасности на случай чрезвычайных и кризисных жизненных ситуаций;
– возможности страхования жизни и семейного имущества для управления рисками;
Понимание причин финансовых рисков:
– необходимости быть осторожным в финансовой сфере, необходимости проверять поступающую информацию из различных источников (из рекламы, от граждан, из учреждений).
Умения:
– находить в Интернете сайты социальных служб, обращаться за помощью;
– читать договор страхования;
– рассчитывать ежемесячные платежи по страхованию;
– защитить личную информацию, в том числе в сети Интернет;
– пользоваться банковской картой с минимальным финансовым риском;
– соотносить риски и выгоды.
Компетенции:
– оценивать последствия сложных жизненных ситуаций с точки зрения пересмотра структуры финансов семьи и личных финансов;
– оценивать предлагаемые варианты страхования;
– анализировать и оценивать финансовые риски;
– развивать критическое мышление по отношению к рекламным сообщениям;
– способность реально оценивать свои финансовые возможности
Тема 7. Особые жизненные ситуации и как с ними справиться.
Правовая консультация «ОЖС: рождение ребёнка, потеря кормильца». Правовая консультация «ОЖС: болезнь, потеря работы, природные и техногенные катастрофы». Познавательная беседа «Чем поможет страхование?»
Тема 8. Риски в мире денег: финансовые риски и финансовые пирамиды.
Практическая работа «Какие бывают финансовые риски?» Познавательная беседа «Что такое финансовые пирамиды?» Осуществление проектной работы.
Раздел 4. Семья и финансовые организации: как сотрудничать без проблем (3ч.)
Базовые понятия и знания:
Банк; коммерческий банк; Центральный банк; бизнес; бизнес-план; источники финансирования; валюта; мировой валютный рынок; курс валюты.
Знание видов операций, осуществляемых банками; необходимость наличия у банка лицензии для осуществления банковских операций; какие бывают источники для создания бизнеса и способы защиты от банкротства; иметь представление о структуре бизнес-плана: иметь представление об основных финансовых правилах ведения бизнеса; знать типы валют; иметь представление о том, как мировой валютный рынок влияет на валютный рынок России; знать, как определяются курсы валют в экономике России.
Личностные характеристики и установки:
Понимание:
– устройства банковской системы:
– того, что вступление в отношения с банком должны осуществлять не спонтанно, под воздействием рекламы, а по действительной необходимости и со знанием способов взаимодействия;
– ответственности и рискованности занятия бизнесом; понимание трудностей, с которыми приходится сталкиваться при выборе такого рода карьеры;
– того, что для начала бизнес-деятельности необходимо получить специальное образование;
– того, от чего зависят курсы валют; понимание условия при которых семья может выиграть, размещая семейные сбережения в валюте.
Умения:
– читать договор с банком;
– рассчитывать банковский процент и сумму выплат по вкладам;
– находить актуальную информацию на специальных сайтах, посвящённых созданию малого (в том числе семейного) бизнеса; рассчитывать издержки, доход, прибыль;
– переводить одну валюты в другую;
– находить информацию об изменениях курсов валют.
Компетенции:
– оценивать необходимость использования банковских услуг для решения своих финансовых проблем и проблем семьи;
– выделять круг вопросов, которые надо обдумать при создании своего бизнеса, а также типы рисков, такому бизнесу угрожающие;
– оценивать необходимость наличия сбережений в валюте в зависимости от экономической ситуации в стране.
Тема 9. Банки и их роль в жизни семьи.
Мини-проект «Что такое банк и чем он может быть вам полезен?» Круглый стол «Польза и риски банковских карт?»
Тема 10. Собственный бизнес.
Выступления учащихся «Что такое бизнес?» Мини-проект «Как создать свое дело?»
Тема 11. Валюта в современном мире.
Познавательная беседа «Что такое валютный рынок и как он устроен?» Решение экономических задач «Можно ли выиграть, размещая сбережения в валюте?» Осуществление проектной работы.
Раздел 5. Человек и государство: как они взаимодействуют (3ч.)
Базовые понятия и знания:
Налоги; прямые и косвенные налоги; пошлины; сборы; пенсия; пенсионная система; пенсионные фонды.
Знание основных видов налогов, взимаемых с физических и юридических лиц (базовые); способов уплаты налогов (лично и предприятием); общих принципов устройства пенсионной системы РФ; иметь представления о способах пенсионных накоплений.
Личностные характеристики и установки:
Представление об ответственности налогоплательщика;
Понимание:
– неотвратимости наказания (штрафов) за неуплату налогов и негативное влияние штрафов на семейный бюджет;
– того, что при планировании будущей пенсии необходимо не только полагаться на государственную пенсионную систему, но и создавать свои программы накопления средств и страхования на старость.
Умения:
– считать сумму заплаченных налогов или сумму, которую необходимо заплатить в качестве налога;
– просчитывать, как изменения в структуре и размерах семейных доходов и имущества могут повлиять на величину подлежащих уплате налогов;
– находить актуальную информацию о пенсионной системе и накоплениях в сети Интернет.
Компетенции:
– осознавать гражданскую ответственность при уплате налогов;
– планировать расходы на уплату налогов;
– рассчитать и прогнозировать, как могут быть связаны величины сбережений на протяжении трудоспособного возраста и месячного дохода после окончания трудовой карьеры.
Тема 12. Налоги и их роль в жизни семьи.
Дискуссия «Что такое налоги и зачем их платить?» Работа с документами «Какие налоги мы платим?»
Тема 13. Пенсионное обеспечение и финансовое благополучие в старости.
Решение экономических задач «Что такое пенсия и как сделать ее достойной?». Итоговая работа по курсу «Финансовая грамотность».
Календарно – тематическое планирование по учебному курсу
«Основы финансовой грамотности» 9 класс (17 ч., 1 раз в неделю первое полугодие)
№ урока |
Тема урока |
Кол-во часов |
Характеристика основных видов деятельности учащихся |
Контроль |
Дом. задание |
дата |
|
план |
Факт |
||||||
Раздел 1. Управление денежными средствами семьи (6 ч.) |
|||||||
1
|
Происхождение денег. Деньги: что это такое? |
1 |
пользоваться дебетовой картой; определять причины роста инфляции; рассчитывать личный и семейный доход; читать диаграммы, графики, иллюстрирующие структуру доходов населения или семьи; различать личные расходы и расходы семьи; считать личные расходы и расходы семьи как в краткосрочном, так и в долгосрочном периодах; вести учёт доходов и расходов; развивать критическое мышление. устанавливать причинно-следственные связи между нормой инфляции и уровнем доходов семей; использовать различные источники для определения причин инфляции и её влияния на покупательную способность денег, имеющихся наличии; определять и оценивать варианты повышения личного дохода; соотносить вклад в личное образование и последующий личный доход; сравнивать различные профессии и сферы занятости для оценки потенциала извлечения дохода и роста своего благосостояния на коротком и длительном жизненном горизонте; оценивать свои ежемесячные расходы; соотносить различные потребности и желания с точки зрения финансовых возможностей; определять приоритетные траты; исходя из этого строить бюджет на краткосрочную и долгосрочную перспективы; осуществлять анализ бюджета и оптимизировать его для формирования сбережений. |
В
|
Подготовиться к дискуссии «Что значат деньги в жизни человека» |
|
|
2 |
Что может происходить с деньгами и как это влияет |
1 |
Т |
Найти материал по теме «Чем сегодня обеспечены деньги?» |
|
|
|
3 |
Источники денежных средств семьи. Какие бывают источники доходов. |
1 |
Т |
Решение задачи |
|
|
|
4 |
Контроль семейных расходов
|
1 |
Т |
Ответить на вопрос «Как сократить расходы семьи» |
|
|
|
5 |
Что такое семейный бюджет и как его построить.
|
1 |
Т |
Составить таблицу. «План Д. и Р.», заполнить |
|
|
|
6 |
Контрольная работа
|
1 |
Закрепить полученные знания и умения по теме «Управление денежными средствами семьи» |
П |
|
|
|
Раздел 2. Способы повышения семейного благосостояния (3 ч) |
|||||||
7 |
Способы увеличения семейных доходов с использованием услуг финансовых организаций |
1 |
рассчитать реальный банковский процент; рассчитать доходность банковского вклада и других операций; анализировать договоры; отличать инвестиции от сбережений; сравнивать доходность инвестиционных продуктов. искать необходимую информацию на сайтах банков, страховых компаний и др. финансовых учреждений; оценивать необходимость использования различных финансовых инструментов для повышения благосостояния семьи откладывать деньги на определённые цели; выбирать рациональные схемы инвестирования семейных сбережений для обеспечения будущих крупных расходов семьи. |
Т |
Найти 5 страховых компаний, заполнить данные в таблицу |
|
|
8 |
Финансовое планирование как способ повышения благосостояния
|
1 |
Т |
Составить личный финансовый план |
|
|
|
9 |
Контрольная работа
|
1 |
Закрепить полученные знания и умения по теме «Способы повышения семейного благосостояния» |
П |
|
|
|
Раздел 3. Риски в мире денег (2 ч) |
|||||||
10 |
Особые жизненные ситуации и как с ними справиться
|
1 |
находить в Интернете сайты социальных служб, обращаться за помощью; читать договор страхования; рассчитывать ежемесячные платежи по страхованию; защитить личную информацию, в том числе в сети Интернет; пользоваться банковской картой с минимальным финансовым риском; соотносить риски и выгоды. оценивать последствия сложных жизненных ситуаций с точки зрения пересмотра структуры финансов семьи и личных финансов; оценивать предлагаемые варианты страхования; анализировать и оценивать финансовые риски; развивать критическое мышление по отношению к рекламным сообщениям; способность реально оценивать свои финансовые возможности |
Т |
Составить кластер Решить задачу |
|
|
11 |
Риски в мире денег: финансовые риски и финансовые пирамиды
|
1 |
Т |
Составить таблицу «Виды финансовых рисков» |
|
|
|
Раздел 4. Семья и финансовые организации: как сотрудничать без проблем (3 ч)
|
|||||||
12 |
Банки и их роль в жизни семьи:
|
1 |
читать договор с банком; рассчитывать банковский процент и сумму выплат по вкладам; находить актуальную информацию на специальных сайтах, посвящённых созданию малого (в том числе семейного) бизнеса; рассчитывать издержки, доход, прибыль; переводить одну валюты в другую; находить информацию об изменениях курсов валют. оценивать необходимость использования банковских услуг для решения своих финансовых проблем и проблем семьи; выделять круг вопросов, которые надо обдумать при создании своего бизнеса, а также типы рисков, такому бизнесу угрожающие; оценивать необходимость наличия сбережений в валюте в зависимости от экономической ситуации в стране. Знание видов операций, осуществляемых банками; необходимость наличия у банка лицензии для осуществления банковских операций; источники для создания бизнеса и способы защиты от банкротства; представление о структуре бизнес-плана: представление об основных финансовых правилах ведения бизнеса; типы валют; представление о влиянии мирового валютного рынка на валютный рынок России; определение курса валют в экономике России. |
Т |
Проанализировать свойства 4 различных видов банковских вкладов |
|
|
13 |
Собственный бизнес
|
1 |
Т |
Подготовить бизнес-проект |
|
|
|
14 |
Валюта в современном мире
|
1 |
Т |
Решить задачи. Составить кроссворд |
|
|
|
Раздел 5. Человек и государство: как они взаимодействуют (3 ч.) |
|||||||
15 |
Налоги и их роль в жизни семьи
|
1 |
считать сумму заплаченных налогов или сумму, которую необходимо заплатить в качестве налога; просчитывать, как изменения в структуре и размерах семейных доходов и имущества могут повлиять на величину подлежащих уплате налогов; находить актуальную информацию о пенсионной системе и накоплениях в сети Интернет. осознавать гражданскую ответственность при уплате налогов; планировать расходы на уплату налогов; рассчитать и прогнозировать, как могут быть связаны величины сбережений на протяжении трудоспособного возраста и месячного дохода после окончания трудовой карьеры. расчет и прогнозирование, как могут быть связаны величины сбережений на протяжении трудоспособного возраста и месячного дохода после окончания трудовой карьеры, общие принципы устройства пенсионной системы РФ; представления о способах пенсионных накоплений. |
Т |
Составить кластер «Какие налоги мы платим». Решить примеры |
|
|
16 |
Пенсионное обеспечение и финансовое благополучие в старости
|
1 |
Т |
В разделе «Пенсионный калькулятор» (на сайте Пенсионный фонд России) задать разные параметры и просчитать пенсию Подготовиться к итоговой контрольной работе. |
|
|
|
17 |
Итоговая контрольная работа по курсу |
|
Обобщение материала по курсу Финансовая грамотность за 9 класс |
И |
|
|
|
6. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Рабочая программа предусматривает использование УМК:
1. Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 8-9 классы общеобразовательных организаций. / И. В. Липсиц, И.О. Рязанова. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.
2. Финансовая грамотность: методические рекомендации для учителя. 8-9 классы общеобразовательных организаций. / Е. Б. Лавренова, И.О. Рязанова, И. В. Липсиц. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.
3. Финансовая грамотность: контрольные измерительные материалы. 8-9 классы общеобразовательных организаций / Е. Б. Лавренова, И.О. Рязанова, И. В. Липсиц. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.
4. Финансовая грамотность: материалы для родителей. 8-9 классы общеобразовательных организаций / Е. Б.Лавренова, И.О. Рязанова, И. В. Липсиц.— М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.
Дополнительная литература
1. Липсиц И.В. Экономика: история и современная организация хозяйственной деятельности. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.
2. Экономика: Основы потребительских знаний / под ред. Е. Кузнецовой, Д. Сорк: учебник для 9 кл. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2010.
Интернет-источники
1. www.minfin.ru – сайт Министерства финансов РФ
2. www.gov.ru – сайт Правительства РФ
3. www.gks.ru – сайт Федеральной службы государственной статистики
4. www.economy.gov.ru/minec/ma – сайт Министерства экономического развития РФ
5. www.minpromtorg.gov.ru – сайт Министерства торговли и промышленности РФ
6. www.fas.gov.ru – сайт Федеральной антимонопольной службы РФ
7. www.cbr.ru – сайт Центрального банка РФ
8. www.nalog.ru – сай Федеральной налоговой службы РФ
9. www.rbx.ru – сайт «РосБизнесКонсалтинг»
10. www.ram.ru – сайт Российской ассоциации маркетинга
11. www.cfin.ru – сайт «Корпоративный менеджмент»
12. www.iloveeconomics.ru – сайт «Экономика для школьника»
13. www.nes.ru – сайт спецпроекта российской экономической шко-лы по личным финансам
14. www.economicus.ru – образовательно-справочный портал по экономике
Печатные пособия
-таблицы в соответствии с основными разделами.
-словари; энциклопедии
- иллюстративный наглядный материал, фотографии.
Технические средства обучения – проектор, экран, компьютер, аудиозаписи, видиотека.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.