Рабочая программа по курсу Сенсорное развитие" у обучающихся с ТМНР.
Оценка 4.9

Рабочая программа по курсу Сенсорное развитие" у обучающихся с ТМНР.

Оценка 4.9
docx
08.02.2021
Рабочая программа по курсу Сенсорное развитие" у обучающихся с ТМНР.
1 подгруппа.docx

Развитие крупной моторики.

КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«КАМЧАТСКАЯ ШКОЛА -  ИНТЕРНАТ  ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»

 

 

Рассмотрено

 на методическом совете КГОБУ«Камчатская   школа-интернат                                                                                                                                          для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»                                                                             

 

Протокол №___от ______2020 г.

Председатель_______________

Н.С. Терентьева

«Согласовано»

Заместитель директора по УР КГОБУ«Камчатская   школа-интернат                                                                                                                                          для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»                                                                            

__________Танина Г.А.                                                                                                     

 «____»________2020 г.      

«Утверждаю»

И. О. Директора КГОБУ«Камчатская   школа-интернат                                                                                                                                          для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»                                                                             

                                                                                                     ___________Опрятова О.С.

 «____»________2020 г.

 

 

 

 

Рабочая программа

по курсу «Сенсорное развитие»

для обучающихся 1 подгруппы

специального «А» класса

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Составитель:

учитель – дефектолог –  Осотова А.Б.

 

 

 

 

 

 

 

г. Петропавловск-Камчатский

2020 г.

Пояснительная записка

По результатам дефектологического обследования выявлено, что у обучающихся низкая познавательная активность, которая проявляется, хотя и неравномерно, но во всех видах психической деятельности. Этим обусловлены особенности восприятия, памяти, внимания, мышления и эмоционально-волевой сферы. Отмечается недостаточность процесса переработки сенсорной информации. Зачастую обучающиеся не могут целостно воспринимать наблюдаемые объекты, они воспринимают их фрагментарно, выделяя лишь отдельные признаки. У них беден и узок круг представлений об окружающих предметах и явлениях. Представления нередко не только схематичны, не расчленены, но даже и ошибочны. Также для обучающихся данной группы характерно недоразвитие всех сторон психической деятельности, моторики, эмоционально – волевой сферы, страдает процесс восприятия, им требуется больше времени, чтобы воспринять материал, включиться в игру, выполнить практические действия, обучиться действию с игрушкой. Особенности психических и физических функций носят стойкий характер. В процессе специального обучения можно добиться положительной динамики в их развитии.

         Данная программа по сенсорному развитию составлена с учетом индивидуальных, психофизических состояний обучающихся.

         Цель - обогащение сенсорного опыта в процессе целенаправленного систематического воздействия на сохранные анализаторы.

             Задачи:

- развитие на основе активизации работы всех органов чувств адекватного восприятия явлений и объектов окружающей действительности;

- коррекция недостатков познавательной деятельности обучающихся путём систематического и целенаправленного воспитания у них полноценного восприятия формы, конструкции, величины, цвета, особых свойств предметов, их положения в пространстве;

- развитие пространственно-временных ориентировок;

- развитие слухоголосовых координаций;

- совершенствование сенсорно-перцептивной деятельности;

- развитие словарного запаса обучающихся на основе использования соответствующей терминологии;

- коррекция недостатков моторики, совершенствование зрительно-двигательной координации;

- развитие точности и целенаправленности действий и движений.

Организация работы по предмету

    В учебном плане коррекционные занятия по «Сенсорному развитию» представлены с расчетом по 2 часа в неделю,  на занятие отводится  40 минут, нагрузка на год получается 70 часов. На коррекционные занятия по расписанию отводятся часы в первую или вторую половину дня. Возможно уменьшение количества часов, в зависимости от изменения годового календарного учебного графика, сроков каникул, выпадения уроков на праздничные дни. На каждый изучаемый раздел отведено определенное количество часов, указанное в тематическом плане, которое может меняться (увеличиваться или уменьшаться) в зависимости от уровня усвоения темы учащимися.

Структура коррекционного занятия:

        Каждое занятие дефектолога включает  3 структурные части:

        - Вводная часть (организационный момент)  -  установление эмоционального контакта с ребенком, организации его внимания на предстоящий вид деятельности.

           - Основная часть (обучающая) – включает в себя основное содержание предстоящего занятия, предусматривающее взаимодействие с ребенком с целью формирования конкретных навыков и умений в ходе различных видов деятельности взрослого  и ребенка.

           - Заключительная часть – анализ и поощрение деятельности ребенка.

           Структура коррекционных занятий по музыке, физической культуре, логопедии,  развитию слухового восприятия отличающаяся от традиционной,  приводится в соответствующих разделах.

Специальные методы и приёмы обучения.

    Формирование пространственных представлений и схемы тела должно идти по пути усвоения устойчивых координат «право-лево» и «верх-вниз», сомато-пространственного гнозиса, зрительно-пространственного восприятия, тактильного гнозиса, зрительно-моторных координаций. Применяются следующие методы: рисования, конструктивной деятельности, предметных действий, игр и др.

    Развитие моторики можно осуществить следующими методами: подвижных игр (игры в мяч), двигательных ритмов, конструктивной деятельности (вырезание ножницами, работа с конструкторами), рисования, выполнение движений по речевой инструкции, игрой «Запрещенные  движения».

    Метод двигательных ритмов: направлен на формирование межфункционального взаимодействия: формирование слухомоторной координации, произвольной регуляции движений, слухового внимания. Он создает основу для таких характеристик моторики детей, как плавность, переключаемость, быстрота и координация движений рук и ног, прямохождение и др. Таким образом, повышается эмоциональный тонус, работоспособность обучающегося, закладывается основа вхождения в работу.

    Метод тактильного опознания предметов: направлен на повышение точности тактильного восприятия, развитие межмодального переноса, формирование тонкой моторики рук.

    Метод звукодыхательных упражнений: направлен на стимуляцию стволовых отделов головного мозга, развитие межполушарного взаимодействия, развития лобных отделов; развивает самоконтроль и производность. Единственный ритм, которым может управлять человек, - ритм дыхания и движения. Коррекция строится на автоматизации и ритмировании организма ребенка через базовые многоуровневые приемы.

    Релаксационный метод: направлен на формирование произвольного внимания, дифференцированных двигательных и психических реакций, что придает психомоторному развитию ребенка своеобразную равномерность. Метод нормализует гипертонус и гипотонус мышц, способствует снятию мышечных зажимов.

    Метод подвижных игр: обеспечивает развитие межполушарного взаимодействия, снятие мышечных зажимов. Перекрестные движения рук, ног и глаз активизируют работу мозолистого тела. Медленное выполнение перекрестных движений способствует активизации вестибулярного аппарата и лобных долей мозга.

    Кроме того, выразительные движения являются неотъемлемым компонентом эмоциональной, чувственной сферы человека, так как нет такой эмоции, переживания, которые бы не выражались в телесном движении. В результате дети лучше чувствуют и осознают свое тело, свои чувства и переживания, которые бы не выражались в телесном движении. В результате дети лучше осознают и чувствуют свое тело, свои чувства и переживания, могут более адекватно их выразить, что создает дополнительные условия для развития.

    Метод визуализации: визуализация происходит в обоих полушариях головного мозга. Метод формирует произвольное внимание, развивает способность к концентрации внимания, развивает воображение.

Арт-терапевтический метод: способствует активизации мозга в целом.

Конструктивно-рисуночный метод: формирует устойчивые координаты («лево-право», «верх-низ»), сомато-пространственный гнозис, зрительно-пространственное восприятие, тактильный гнозис, зрительно-моторные координации.

             Обследование – специально организованное восприятие предмета (объекта) с целью использования его результатов в какой-либо практической деятельности.

    Сравнение – это дидактический метод, и, одновременно, мыслительная операция, посредством которых устанавливаются черты сходства и различия между предметами (объектами) и явлениями.

    Сравнение – своеобразный механизм обследования предмета, который помогает установлению соотношения предметов по величине, форме, пространственному положению, по некоторым другим свойствам, а в результате решается задача усвоения системы сенсорных эталонов.

    Особое место занимает визуализация расписания.

Формы контроля: тестовые задания практического характера.

Основное содержание программы.

I. Диагностическое обследование, обработка диагностических данных (4 часа)

    Целью диагностики является выявление актуального уровня развития сенсорных способностей, способности к усвоению нового, составление перспективного плана обучения в учреждении.

    Задачи:

- диагностика отклонений в развитии;

- определение уровня актуального и зоны ближайшего развития;

- изучение познавательных способностей обучающегося.

II. Коррекционно – развивающие занятия (62 часа).

Раздел 1. Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков (12 часов).

    Содержание раздела:  выполнение целенаправленных действий по трёх- и четырёхзвенной инструкции педагога, опосредование в речи своей деятельности. Соотношение движений с поданным звуковым сигналом. Развитие чувства равновесия. Развитие согласованности действий и движений разных частей тела. Развитие мелкой моторики пальцев рук: пальчиковая гимнастика, игры со шнуровками, с мелкими предметами. Одевание и раздевание бумажных кукол. Развитие координации движений руки и глаза. Совершенствование точности мелких движений рук. Штриховка изображений двумя руками. Вычерчивание геометрических фигур, дорисовывание симметричной половины изображения. Графический диктант с усложнённым заданием. Вырезание ножницами изображений предметов.

Раздел 2. Тактильно-двигательное восприятие   (4 часа).

 

    Содержание раздела: определение на ощупь разных свойств и качеств предметов, их величины и формы (выпуклый, вогнутый, колючий, горячий, деревянный, круглый и т.д.). Восприятие поверхности на ощупь (гладкая, шершавая, колючая, пушистая). Тонкая дифференциация предметов на ощупь с мелкими предметами. Игры с кинетическим песком.

Раздел 3. Кинестетическое и кинетическое развитие (3 часа).

    Содержание раздела: произвольное и по инструкции педагога сочетание движений и поз разных частей тела; вербализация собственных ощущений. Воображаемые действия (вдеть нитку в иголку, подбросить мяч, наколоть дрова и др.). Упражнения на расслабление и снятие мышечных зажимов.

Раздел 4. Восприятие формы, величины, цвета (7 часов).

  Содержание раздела:  группировка предметов по двум и более  самостоятельно выделенным признакам; обозначение словом. Сравнение и группировка предметов по заданным параметрам формы, величины, цвета. Учить обращать внимание на цвет предмета, устанавливать тождество и различие цвета однородных предметов; учить понимать слова «такой», «не такой», «разные», названия цветов; продолжать формирование простейших приемов установления тождества и различия цвета однородных предметов.

Составление сериационных рядов по самостоятельно выделенным признакам из 5-6 предметов. Использование простых мерок для измерения и сопоставления предметов. Смешивание цветов. Определение постоянных цветов (белый снег, зелёный огурец и т.д.). Узнавание целого по одному фрагменту. Определение предмета по словесному описанию.

Раздел 5. Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти (5 часов).

         Содержание раздела: формирование произвольности зрительного восприятия; дорисовывание незаконченных изображений. Развитие зрительной памяти в процессе рисования по памяти. Запоминание 5-6 предметов, изображений и воспроизведение их в исходной последовательности. Нахождение отличительных и общих признаков на наглядном материале (2-3 предметные или сюжетные картинки). Выделение нереальных элементов нелепых картинок. Профилактика зрения. Гимнастика для глаз.  

Раздел 6. Восприятие особых свойств предметов (развитие осязания, обоняния, вкусовых качеств, барических ощущений) (10 часов).

         Содержание раздела: развитие дифференцированных осязательных ощущений (сухое – ещё суше, влажное – мокрое), их словесное обозначение. Определение  различных свойств веществ (твердость, сыпучесть). Определение  различных свойств веществ (вязкость, растворимость). Измерение температуры с помощью измерительных приборов (градусник для измерения температуры тела, воды, воздуха). Дифференцировка вкусовых ощущений (сладкий – слаще, кислый – кислее). Ароматы (парфюмерные, цветочные). Определение и измерение веса разных предметов на весах. Измерение объёма жидких тел с помощью условной меры. Противоположные качества предметов (чистый – грязный, тёмный – светлый, вредный – полезный) и противоположные действия, совершаемые с предметами (открыть – закрыть, одеть – раздеть, расстегнуть – застегнуть).

Раздел 7. Развитие слухового восприятия и слуховой памяти (7 часов).

         Содержание раздела: характеристика неречевых, речевых и музыкальных звуков по громкости, длительности, высоте тона. Развитие слухомоторной координации; выполнение упражнений на заданный звук. Определение на слух звучания различных музыкальных инструментов. Развитие чувства ритма. Различение музыкальных и речевых звуков по высоте тона. Различение мелодий по темпу; прослушивание музыкальных отрывков. Различение по голосу ребёнка и взрослого.

Раздел 8. Восприятие пространства (7 часов).

         Содержание раздела: ориентировка в пространстве (в помещении и на улице); вербализация пространственных отношений с использованием предлогов. Развитие пространственного праксиса; словесный отчет о выполнении задания. Дидактическая игра «Куда пойдешь, то найдешь». Моделирование пространственного расположения мебели в комнате. Дидактическая игра «Обставим комнату». Деление листа на «глаз» на 2 и 4 равные части. Расположение предметов в вертикальном и горизонтальном полях листа. Ориентировка на листе бумаги разного размера, прикрепленном к доске (вертикальное расположение листа). Расположение предметов и их перемещение на поверхности парты.

Раздел 9. Восприятие времени (7 часов).

         Содержание раздела: определение времени по часам. Длительность различных временных интервалов. Работа с календарём и моделью календарного года. Последовательность основных жизненных событий. Дидактическая игра «Успей за 1-2-5 минут». Времена года, их закономерная смена. Дидактическая игра «Когда это бывает».

III. Диагностическое обследование и информирование педагогов, родителей о результатах коррекционно – развивающей работы. Разработка рекомендаций дальнейшего сопровождения (3 часа).

Базовые учебные действия.

    Предполагаемые результаты освоения коррекционного курса «Развитие познавательных процессов»  обучающегося на  конец учебного года:

Обучающиеся могут научиться:

Предметные результаты:

- целенаправленно выполнять действия по инструкции педагога, составлять план занятия;

- определять на ощупь разные свойств и качества предметов;

- дифференцировать предметы на ощупь;

- выполнять воображаемые действия;

- сравнивать и группировать предметы по заданным признакам;

- использовать простые мерки для измерения и сопоставления предметов;

- смешивать и определять  основные цвета;

- узнавать целое по одному фрагменту;

- находить отличные и общие признаки на наглядном материале;

- дифференцировать осязательные, вкусовые и обонятельные ощущения; ощущений;

- определять противоположные качества и действия предметов;

- дифференцировать звуки по длительности,  громкости и по высоте тона;

- ориентироваться в пространстве и времени.

Личностные:

- владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;

- формирование навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

- развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей;

- формирование адекватных представлений о собственных возможностях.

Материально-техническое  обеспечение образовательного процесса.

         I.            Литература, используемая учителем в работе над программой:

1.                 Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей: психодиагностические таблицы;

психодиагностические методики; коррекционные упражнения. – 2-е изд., перераб.- М.: Ось -89, 1999.

2.                 Выготский Л.С. Развитие высших психических функций.- М., 1960.

3.                 Винник М. О. "Задержка психического развития". - Ростов - на -Дону: "ФЕНИКС", 2007.

4.                 Гунина Е. В. "Диагностика и коррекция мышления неуспевающих школьников". - КЛИО, 1997.

5.                 Дети с проблемами в развитии: исследования и коррекция. СПб.,1999

6.                 Дефектология. Словарь – справочник/ Авт. – сост. С.С. Степанов; Под ред. Б.П.Пузанова – М.ТЦ «Сфера» 2007

7.                 Ильина М. В. "Чувствуем, познаём, размышляем". - М.: АРКТИ, 2004.

8.                 Карелина И. О. "Эмоциональное развитие детей". - Ярославль: "Академия развития", 2006.

9.                 Комплексная методика психомоторной коррекции // Под ред. А. В. Семенович, 1998 г.

10.            Кряжева Н. Л. "Мир детских эмоций". - Ярославль: "Академия развития", 2001.

11.            Клюева Н.В., Касаткина Ю.В.Учим детей общению.- Ярославль: Академия развития, 1997.

12.            Локалова Р. П. "90 уроков психологического развития младших школьников". - М.: 1995.

13.            Любимова Т. Е. "Учить не только мыслить, но и чувствовать". -Чебоксары: "КЛИО", 1994.

14.            Немов Р.С. Психология: Словарь – справочник: В 2 ч. – М.: Изд –во ВЛАДОС – ПРЕСС, 2003.

      II.            Техническое обеспечение образовательного процесса.

1.     Орг. техника (компьютер, принтер, ламинатор).

2.     Интерактивный комплекс Edu Quest.

   III.             Материалы учебно-методического комплекта.

-средства формирования и развития звуковой культуры: музыкальные инструменты, дудочки, разноцветные перышки, бумажные полоски, игрушки-вертушки, книжки-малышки, игрушки-забавы для стимулирования речевой активности детей; пособие для звуковых зарядок "Звуки в картинках», картотека словесных и коммуникативных игр на гласные и согласные раннего онтогенеза (а, у, и, о, ы), (м, п, б, т, н, к, г, в, ф, с, з) комплект предметных картинок для сопровождения артикуляционной и мимической гимнастики;

- средства формирования и развития лексической стороны речи: предметные картинки по лексическим темам (овощи, фрукты, деревья, птицы,  животные, посуда, одежда, мебель, транспорт и т.д. (усложняя подбор картинок согласно возрасту); сюжетные картинки по лексическим темам; предметные картинки "Части предмета" (у платья: рукава, воротник, карманы, пуговицы); средства формирования и развития математических представлений; средства развития крупной и мелкой моторики; - учебно-наглядные пособия: «Найди четвёртый лишний», «Чем мы похожи? (Форма. Величина. Цвет.)», «Сложи картинку», «Положи в корзинку», «Кто в домике живет?», «Кто где живет», «Профессии», «Найди отличия», «Кто что делает?», «Дикие животные и их детеныши» и т.д.

- Средства развития мелкой моторики:

-бизиборды;

-дидактическое пособие «Дерево»;

-стол для игр с сыпучими материалами;

-средства развития моторики (игрушки-шнуровки, игрушки- застежки, вкладыши, конструктор (крупный и мелкий), мягкий конструктор);

-стол-планшет для рисования песком;

-массажная дорожка.

 


Календарно – тематическое планирование на 2020 – 2021 учебный год

1 четверть

Дата

ЛТ

Тема

Цели занятия

Содержание

Материалы и оборудование

1-4

1-15

Сентябрь

Диагностическое обследование

Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков (12 часов)

 

5

 

16

Осень. Деревья

Целенаправленность выполнения действий и движений по инструкции педагога

 

Развитие крупной моторики

Игры «Попади в цель», «Зеркало», «Тир», игры с мячом, игры с резинкой

Готовые задания

6

21

Развитие чувства равновесия

Развитие чувства равновесия

«Дорожка следов», повороты, стойка на одной   ноге

Готовые задания

 

7

23

Овощи. Фрукты. Ягоды

Развитие согласованности действий и движений разных частей тела

Развитие графомоторных навыков

Повороты с движениями рук, ходьба с изменением направления и т.п.

Готовые задания

8

28

Развитие мелкой моторики пальцев рук. Пальчиковая гимнастика

Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков

«Гнездо», «Замок», «Фонарики», «Флажок», «Очки», «Бинокль»

Готовые задания

9

30

Развитие мелкой моторики пальцев рук. Играем со шнуровками

Развитие графомоторных навыков

«Чудо-пуговица», «Ботиночки»

Готовые задания

 

10

5

Октябрь

Осенняя одежда

 

Играем с мелкими предметами

Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков

 

Дидактические игры

 «су-джок», счетные палочки, мелкая мозаика

 

11

7

Дикие и домашние животные

Играем с предметами

Развитие графомоторных навыков

«Прикрепи прищепки», «Подбери крышку», «Перебираем крупу»

Готовые задания

12

12

Развитие координации движений руки и глаза

 

Завязывание шнурков, нанизывание бусин

 

13

14

Одевание и раздевание бумажных кукол

Развитие графомоторных навыков

Застегивание и расстегивание пуговиц, молний, липучек, крючков на одежде.

Бизиборды.

14

19

Перелётные и зимующие птицы

Развитие координации движений руки и глаза

Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков

Инструкция: два шага вперед — поворот направо — один шаг назад и т. д.)

Бланки с заданиями

15

21

 

Вычерчивание геометрических фигур

Развитие мелкой моторики пальцев рук

Вычерчивание геометрических фигур

Бланки с заданиями

2 четверть

16

2

 

 

Вырезание ножницами изображений предметов

Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков

Работа с ножницами

Бланки с заданиями

Тактильно-двигательное восприятие   (4 часа)

17

4

Ноябрь

Живот ные и их детёныши

Определение на ощупь разных свойств и качеств предметов, их величины и формы

Выделение разных свойств и качеств

 Выпуклый, вогнутый, колючий, горячий, деревянный, круглый и т.д.

Мягкие и жесткие; крупные и мелкие предметы

18

9

Восприятие поверхности на ощупь (гладкая, шершавая, колючая, пушистая)

Развитие тактильного восприятия

Дидактическая игра «Что бывает гладкое, колючее?»

Предметы с разной поверхностью

19

11

Тонкая дифференциация предметов на ощупь с мелкими предметами

Развитие тактильного восприятия

Игра «Волшебный мешочек»

Готовые задания

20

16

 

Игры с кинетическим песком

Развитие тактильного восприятия

Игры с кинетическим песком

Готовые задания

Кинестетическое и кинетическое развитие (3 часа)

 

 

21

 

18

Ноябрь

Зима. Зимние забавы. Новый год

 

Сочетание движений и поз разных частей тела

Формирование ощущений от статических и динамических поз различных частей тела

Произвольное и по инструкции педагога сочетание движений и поз разных частей тела; вербализация собственных ощущений

 

Оборудованный кабинет сенсорного развития

 

22

23

Выполнение воображаемых действий

Кинестетическое и кинетическое развитие

Вдеть нитку в иголку, подбросить мяч, наколоть дрова и др.

Оборудованный кабинет сенсорного развития

23

25

Упражнения на расслабление и снятие мышечных зажимов

Кинестетическое и кинетическое развитие

Игры и задания, направленные на расслабление и снятие мышечных зажимов

Оборудованный кабинет сенсорного развития

Восприятие формы, величины, цвета (7 часов)

 

24

 

30

 

Человек. Части тела.

Группировка предметов по двум и более  самостоятельно выделенным признакам

Развитие представлений о сенсорных эталонов цвета, формы, величины

 

Сравнительный анализ предметов

 

Интерактивный комплекс EQ

 

25

 

2

Декабрь

Сравнение и группировка предметов по заданным параметрам формы, величины, цвета.

Развитие представлений о сенсорных эталонов цвета, формы, величины

Сравнительный анализ предметов по самостоятельно выделенному признаку

 

Бланки с заданиями

 

26

 

 

7

Транспорт

Составление сериационных рядов по самостоятельно выделенным признакам из 5-6 предметов

Развитие представлений о сенсорных эталонов цвета, формы, величины

Сравнительный анализ предметов по самостоятельно выделенным признакам

 

Бланки с заданиями

 

27

 

9

 Профессии. Строительство

Использование простых мерок для измерения и сопоставления предметов

Развитие представлений о сенсорных эталонов цвета, формы, величины

Использование простых мерок для измерения и сопоставления предметов

 

Бланки с заданиями

28

14

Смешивание цветов

Развитие сенсорных эталонов цвета

Дидактическая игра «Цветик-семицветик»

Интерактивный комплекс EQ

29

16

Определение постоянных цветов (белый снег, зелёный огурец и т.д.)

Развитие сенсорных эталонов цвета

Дидактическая игра «Назови цвет»

Интерактивный комплекс EQ

 

30

21

23

Узнавание целого по одному фрагменту

Закрепление сенсорных эталонов цвета, формы, величины

Определение предмета по словесному описанию

Бланки с заданиями

Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти (5 часов)

31

11

 Январь

Защитники Отечества

Развитие произвольности зрительного восприятия

Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти

Дорисовывание незаконченных изображений

Бланки с заданиями

32

13

Развитие зрительной памяти в процессе рисования по памяти

Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти

Игры «Повтори за мной», «Сделай как я»

Бланки с заданиями

 

33

18

Запоминание 5-6 предметов, изображений и воспроизведение их в исходной последовательности

Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти

 

Дидактическая игра «Что изменилось?»

 

Бланки с заданиями

 

34

 

20

 

Нахождение отличительных и общих признаков на наглядном материале (2-3 предметные или сюжетные картинки)

Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти

Выкладывание рядов из чередующихся трех элементов (по цвету, форме, величине)

Бланки с заданиями

35

25

 

Выделение нереальных элементов нелепых картинок

Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти

Составление предмета или целостной конструкции из мелких деталей

Бланки с заданиями

Восприятие особых свойств предметов (развитие осязания, обоняния, вкусовых качеств, барических ощущений) (10 часов)

 

36

 

27

 

23 февраля

Развитие дифференцированных осязательных ощущений

 

Развитие осязательных ощущений

Развитие представлений: сухое – ещё суше, влажное – мокрое, их словесное обозначение

Предметы с различным покрытием

37

1

Февраль

Определение  различных свойств веществ

Развитие осязательных ощущений

Развитие представлений: твердость, сыпучесть

Предметы с различным покрытием

 

38

3

Времена года

Определение  различных свойств веществ

Развитие осязательных ощущений

Развитие представлений: вязкость, растворимость

Предметы разной консистенции

 

39-40

 

8

10

Измерение температуры с помощью измерительных приборов

 

Развитие осязательных ощущений

Развитие представлений: градусник для измерения температуры тела, воды, воздуха

 

Градусники

 

41

15

Дифференцировка вкусовых ощущений

Развитие вкусовых представлений

Развитие представлений: сладкий – слаще, кислый – кислее

Апельсин, лимон, конфета, солёный огурец, горчица

42

22

Мамин день

Ароматы

Развитие обонятельных ощущений

Развитие представлений: парфюмерные, цветочные

Шкатулка запахов

43

24

Определение и измерение веса разных предметов на весах

Развитие барических представлений

Определение и измерение веса разных предметов на весах

Весы, предметы различной массы

 

 

 

44-45

 

1

 

3

Март

 

 

Противоположные качества предметов

 

 

Развитие мыслительных процессов

Развитие представлений: чистый – грязный, тёмный – светлый, вредный – полезный) и противоположные действия, совершаемые с предметами (открыть – закрыть, одеть – раздеть, расстегнуть – застегнуть

 

 

Бланки с заданиями

Развитие слухового восприятия и слуховой памяти (7 часов)

 

46

 

10

Март

Электроприборы

 

Речевые, неречевые и музыкальные звуки

Развитие слухового восприятия и слуховой памяти

Характеристика неречевых, речевых и музыкальных звуков по громкости, длительности, высоте тона

 

Аудио и медиафайлы

 

47

 

15

Развитие слухомоторной координации; выполнение упражнений на заданный звук

Развитие слухового восприятия и слуховой памяти

Поворот головы на определенный градус, дидактическая игра «Прерванная песня».

Детские музыкальные инструменты, аудио и медиафайлы

 

48

17

«Что звучит?»

Развитие слухового восприятия и слуховой памяти

Определение на слух звучания различных музыкальных инструментов

Детские музыкальные инструменты

49

 

29

Развитие чувства ритма

Развитие слухового восприятия и слуховой памяти

 

Игры для развития чувства ритма

Детские музыкальные инструменты, аудио и медиафайлы

 

50

 

31

 

 

 

 

 

Различение музыкальных и речевых звуков по высоте тона

Развитие слухового восприятия и слуховой памяти

Игры для развития слухового восприятия и слуховой памяти

Детские музыкальные инструменты, аудио и медиафайлы

 

51

 

5

Апрель

Продукты питания

Различение мелодий по темпу; прослушивание музыкальных отрывков

Развитие слухового восприятия и слуховой памяти

Дидактическая игра «Мы -барабанщики»

Детские музыкальные инструменты, аудио и медиафайлы

52

 

7

Различение по голосу ребёнка и взрослого

Развитие слухового восприятия и слуховой памяти

Игры для развития слухового восприятия и слуховой памяти

Детские музыкальные инструменты, аудио и медиафайлы

Восприятие пространства (7 часов)

 

53

12

Апрель

Космос

Ориентировка в пространстве (в помещении и на улице)

Развитие восприятия пространства

Вербализация пространственных отношений с использованием предлогов

Бланки с заданиями

 

54

14

Развитие пространственного праксиса; словесный отчет о выполнении задания.

Развитие пространственного праксиса

Дидактическая игра «Куда пойдешь, то найдешь»

Бланки с заданиями

 

55

19

Птицы. Насекомые

Моделирование пространственного расположения мебели в комнате

Развитие восприятия пространства

Дидактическая игра «Обставим комнату»

Бланки с заданиями

56

21

Расположение предметов в вертикальном и горизонтальном полях листа

Развитие восприятия пространства

Игры «Рисунок по инструкции», игра «Муха» - ориентация по клеточкам

Бланки с заданиями

 

57

 

26

Ориентировка на листе бумаги разного размера

Развитие пространственного праксиса

Ориентировка на листе бумаги разного размера, прикрепленном к доске (вертикальное расположение листа)

Интерактивный комплекс EQ

 

58

28

Расположение предметов и их перемещение на поверхности парты

Развитие восприятия пространства

Дидактическая игра «Обставим комнату»

Интерактивный комплекс EQ

Восприятие времени (7 часов)

 

59

3

Май

Посуда. Продукты питания.

Определение времени по часам

Развитие представлений о времени

Игры для определения времени

Модель часов

60

5

Длительность различных временных интервалов

Развитие представлений о времени

Дидактическая игра «Расположи по порядку»

Бланки с заданиями

61

10

Работа с календарём и моделью календарного года

Развитие представлений о времени

Лото «Времена года»

Бланки с заданиями

62

12

Животные жарких стран.

Последовательность основных жизненных событий

Развитие представлений о времени

Дидактическая игра «Расположи по порядку»

Бланки с заданиями

63

17

Дидактическая игра «Успей за 1-2-5 минут»

Развитие представлений о времени

Дидактическая игра «Успей за 1-2-5 минут»

Бланки с заданиями

66-70

 

 

Диагностическое обследование и информирование педагогов, родителей о результатах коррекционно – развивающей работы. Разработка рекомендаций дальнейшего сопровождения (3 часа).

 


 

Развитие крупной моторики. КРАЕВОЕ

Развитие крупной моторики. КРАЕВОЕ

Пояснительная записка По результатам дефектологического обследования выявлено, что у обучающихся низкая познавательная активность, которая проявляется, хотя и неравномерно, но во всех видах психической деятельности

Пояснительная записка По результатам дефектологического обследования выявлено, что у обучающихся низкая познавательная активность, которая проявляется, хотя и неравномерно, но во всех видах психической деятельности

Организация работы по предмету

Организация работы по предмету

Специальные методы и приёмы обучения

Специальные методы и приёмы обучения

Метод подвижных игр: обеспечивает развитие межполушарного взаимодействия, снятие мышечных зажимов

Метод подвижных игр: обеспечивает развитие межполушарного взаимодействия, снятие мышечных зажимов

Особое место занимает визуализация расписания

Особое место занимает визуализация расписания

Содержание раздела: определение на ощупь разных свойств и качеств предметов, их величины и формы (выпуклый, вогнутый, колючий, горячий, деревянный, круглый и т

Содержание раздела: определение на ощупь разных свойств и качеств предметов, их величины и формы (выпуклый, вогнутый, колючий, горячий, деревянный, круглый и т

Выделение нереальных элементов нелепых картинок

Выделение нереальных элементов нелепых картинок

Дидактическая игра «Обставим комнату»

Дидактическая игра «Обставим комнату»

Личностные: - владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия; - формирование навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; - развитие этических…

Личностные: - владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия; - формирование навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; - развитие этических…

Ильина М. В. "Чувствуем, познаём, размышляем"

Ильина М. В. "Чувствуем, познаём, размышляем"

Части предмета" (у платья: рукава, воротник, карманы, пуговицы); средства формирования и развития математических представлений; средства развития крупной и мелкой моторики; - учебно-наглядные пособия: «Найди четвёртый…

Части предмета" (у платья: рукава, воротник, карманы, пуговицы); средства формирования и развития математических представлений; средства развития крупной и мелкой моторики; - учебно-наглядные пособия: «Найди четвёртый…

Календарно – тематическое планирование на 2020 – 2021 учебный год 1 четверть №

Календарно – тематическое планирование на 2020 – 2021 учебный год 1 четверть №

Игры с кинетическим песком

Игры с кинетическим песком

Нахождение отличительных и общих признаков на наглядном материале (2-3 предметные или сюжетные картинки)

Нахождение отличительных и общих признаков на наглядном материале (2-3 предметные или сюжетные картинки)

Различение музыкальных и речевых звуков по высоте тона

Различение музыкальных и речевых звуков по высоте тона
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.02.2021