Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №8»
РАССМОТРЕНО И РЕКОМЕНДОВАНО МО гуманитарного цикла Протокол № 1 от 25. 08. 2021г. Руководитель МО______ Князева Т.В.
|
|
УТВЕРЖДЕНО приказом МБОУ СОШ №8 Пр.№ 281 от 1.09.2021 Директор_____ Валитова Н.В.
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО КУРСУ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
«ДИСКУССИОННЫЕ ВОПРОСЫ ИСТОРИИ РОССИИ»
для 10 класса
(срок реализации программы – 1 год)
Составитель :
Степанкова Н.С.
2021 г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО КУРСУ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
«ДИСКУССИОННЫЕ ВОПРОСЫ ИСТОРИИ РОССИИ»
для 10-11 класс
(срок реализации программы – 1 год)
I. Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу «Дискуссионные вопросы истории россии» составлена на основе требований Федерального Государственного образовательного стандарта среднего общего образования, примерной программы основного среднего образования. Количество учебных часов определяется на основе учебного плана и календарного учебного графика. Согласно действующему в школе учебному плану, рабочая программа для 10 класса предусматривает обучение в объеме 1 часа в неделю, всего 34 часа в год.
Структура Рабочей программы соответствует требованиям ФГОС и Положению о рабочей программе учебных предметов, курсов МБОУ СОШ №8.
Рабочая программа по истории разработана на основе следующих нормативных документов:
Федеральный Закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее – Закон);
1. Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012№ 273-ФЗ (с изменениями и дополнениями).
2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. N 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования
3. Федеральный перечень учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 20.05.2020 №254 (с изменениями от 23.12.2020 г., приказ №766).
4. Постановление главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г.№ 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи" (далее - СП 2.4.3648-20).
5. 5. Постановление главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 г.№ 2 Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания" (далее - СанПиН 1.2.3685-21).
6. Программа развития воспитания в РО на период до 2025г. пр №546 от 10.06.2021 Министерства образования и профессионального образования РО.
7. Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ СОШ №8;
8. Положение о внеурочной деятельности МБОУ СОШ № 8.
Цель курса - расширить, систематизировать и обобщить на проблемном уровне знания учащихся по истории России, раскрыть новые содержательные аспекты и спорные вопросы отечественной истории.
II. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА «ДИСКУССИОНЫЕ ВОПРОСЫ ИСТОРИИРОССИИ»
Личностные результаты освоения основной образовательной программы должны отражать:
1) российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн);
2) гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;
3) готовность к служению Отечеству, его защите;
4) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
5) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
6) толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения, способность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям;
7) навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
8) нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
9) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
10) эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений;
11) принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков;
12) бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь;
13) осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
14) сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;
15) ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы должны отражать:
1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
4) готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
5) умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
6) умение определять назначение и функции различных социальных институтов;
7) умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;
8) владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
9) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.
Регулятивные |
Коммуникативные |
Познавательные |
Обучающийся научится: - самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута; - оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали; - ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях; - оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели; - выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты; - организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели; - сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.
|
Обучающийся научится: - осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий; - при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.); - координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия; - развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств; - распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений.
|
Обучающийся научится: - искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи; - критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках; - использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках; - находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития; - выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия; - выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения; - менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности. |
Предметные результаты
курса «Дискуссионные вопросы истории России» должны отражать:
1) сформированность знаний о месте и роли исторической науки в системе научных дисциплин, представлений об историографии;
2) владение системными историческими знаниями, понимание места и роли России в мировой истории;
3) владение приемами работы с историческими источниками, умениями самостоятельно анализировать документальную базу по исторической тематике;
4) сформированность умений оценивать различные исторические версии.
Обучающийся научится:
- анализировать и оценивать исторические события и явления;
- работать с разнообразными источниками и литературой;
- аргументировано отстаивать свои суждения, опираясь на достижения отечественной историографии;
- устанавливать причинно-следственные связи и факторы исторического развития страны;
- называть причины появления различных трактовок по тем или иным аспектам отечественной истории;
- характеризовать современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории;
- представлять историческую информацию в виде таблиц, схем, графиков и др.;
- обосновывать собственную точку зрения по ключевым вопросам истории России Новейшего времени с опорой на материалы из разных источников, знание исторических фактов, владение исторической терминологией;
- приводить аргументы и примеры в защиту своей точки зрения;
- применять полученные знания при анализе современной политики России;
- владеть элементами проектной деятельности.
- грамотно излагать свои мысли и вести дискуссию.
V. Место предмета в учебном плане
В соответствии с Учебным планом МБОУ СОШ №8 на 2021 – 2022 учебный год на изучение данного курса в 2021 – 2022 учебном году отводится 1 час в неделю, на основании Календарного учебного графика МБОУ СОШ №8 на 2021-2022 уч. год спланировано 34часа.
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ПО КУРСУ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
«ДИСКУССИОННЫЕ ВОПРОСЫ ИСТОРИИ РОССИИ»
для 10 класса
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
10 класс, 34 часа
№ |
Содержание |
Количество часов |
Тема урока |
Форма организации |
Виды деятельности |
дата |
Причина коррек- тировки |
|
|
|
|
план |
факт |
||||
|
Советский период |
|||||||
|
Экономическая политика большевиков. «Военный коммунизм»: истоки, сущность, хронологические рамки. Дискуссии о политике «военного коммунизма» в исследовательской литературе Гражданская война в России. Советская и современная историография о причинах, характере, хронологических рамках, этапах гражданской войны. «Красный» и «белый» террор в первые послеоктябрьские годы на страницах мемуарной, публицистической и научной литературы. Нэповская Россия. Советская и современная литература о новой экономической политике, его сущности, противоречиях и результатах. Дискуссии о причинах отказа от НЭПа. Образование СССР. Ленин и Сталин об объединении республик: тактические и ли стратегические разногласия? Форсированное строительство социализма: ключевые проблемы, спорные оценки и мнения. Проблемные и дискуссионные вопросы истории Второй мировой и Великой Отечественной войны: происхождение и причины Второй мировой и Великой Отечественной войн, сталинская стратегия начала войны, национальная политика сталинского руководства в годы войны, антигитлеровская коалиция, коллаборационизм, взаимоотношения власть и церкви, проблема военнопленных, цена и факторы Победы и др. вокруг проблемы восстановления народного хозяйства и их отражение в учебной и научной литературе. Власть и общество после войны. И.В.Сталин в оценках современников и историков. Новая волна репрессий: факты и документы. Противоречия послесталинского десятилетия Берия, Маленков, Хрущев: варианты послесталинского развития СССР и их отражение в современных публикациях. Десталинизация, ее направления и оценки. Экономическая и социальная политика в хрущевский период. Н.С.Хрущев и его эпоха в современной публицистической и научной литературе. Заговор против Хрущева и октябрьский переворот 1964 г. в мемуарной литературе и публицистике. Реформы 1965 г. их результаты и последствия. Объективные причины и субъективные факторы кризисных тенденций в СССР. Правозащитное движение: условия и причины возникновения, цели и формы борьбы, основные течения и лидеры. Оценки правозащитного движения в литературе. Проблемы послевоенного устройства в мире. Кто начал «холодную войну»? Дискуссия о причинах и виновниках противостояния СССР и США в послевоенные годы. Новые и старые тенденции во внешней политике Н. С. Хрущева. Складывание военно-стратегического паритета между СССР и США на рубеже 60-70-х годов. Период международной разрядки и его значение. Новое противостояние между Востоком и Западом, факторы и последствия. Оценки и мнения о достижениях и неудачах советской внешней политики. Дискуссии об истоках и причинах перестройки. Внутренние факторы перестройки. Внешнее влияние на процессы в СССР. Экономические реформы М.С. Горбачева и их результаты и оценка. Общественно- политическая трансформация советского общества: сущность и последствия. Августовские события и распад СССР: оценки и мнения. «Новое мышление» во внешней политике СССР: достижения и просчеты. Оценка реформаторской деятельности М.С. Горбачева. |
1 |
Приход к власти большевиков. |
Урок исследование |
Групповая работа |
2.09 |
|
|
|
1 |
Победа большевиков в гражданской войне. |
Урок-диспут |
Кейс-технология |
9.09 |
|
|
|
|
1 |
Русская культура 20-е годы. Первая волна эмиграции. |
Урок-презентация |
Индивидуальный проект |
16.09 |
|
|
|
|
1 |
Русское зарубежье. |
Урок-путешествие |
Индивидуальный проект |
23.09 |
|
|
|
|
1 |
Новая экономическая политика, причины свертывания. |
Урок-исследование |
Кейс-технология |
30.09 |
|
|
|
|
1 |
Индустриализация. Оценка результатов, цена успехов. |
Урок-лаборатория |
Групповая работа |
7.10 |
|
|
|
|
1 |
Проблемы коллективизации, ее неизбежность. Последствия и цена коллективизации. |
Урок-лаборатория |
Групповая работа |
14.10 |
|
|
|
|
1 |
Преобразования в сфере культуры. Культурная революция, успехи и потери. |
Урок-презентация |
Инд. проекты |
21.10 |
|
|
|
|
1 |
Характер национальной политики большевиков в 20-е годы, ее оценка. |
Урок-исследование |
Кейс-технология |
11.11 |
|
|
|
|
1 |
Характер национальной политики большевиков в 30-е годы, ее оценка. |
Урок-диспут |
Групповая работа |
18.11 |
|
|
|
|
1 |
Оценка внешней политики СССР на кануне второй мировой войны. |
Урок-исследование |
Групповая работа |
25.11 |
|
|
|
|
1 |
Оценка внешней политики СССР во время второй мировой войны. |
Урок-исследование |
Групповая работа |
2.12 |
|
|
|
|
1 |
Цена победы СССР в Великой отечественной войне. |
Круглый стол |
Инд.работа |
9.12 |
|
|
|
|
1 |
Оценка роли СССР в развязывании холодной войны. |
Урок-диспут |
Кейс-технология |
16.12. |
|
|
|
|
1 |
Участие СССР в холодной войне, результаты и последствия. |
Урок-исследование |
Мини-пректы |
23.12 |
|
|
|
|
1 |
Советская национальная политика. |
Урок-исследование |
Групповая работа |
13.01 |
|
|
|
|
1 |
Причины и направления реформ Н.С. Хрущева. |
Урок-исследование |
Кейс-технология |
20.01 |
|
|
|
|
1 |
Последствия и оценка реформ Н.С.Хрущева. |
Урок-диспут |
Инд.работа |
27.12 |
|
|
|
|
1 |
Оценка периода правления Л.И.Брежнева. |
Урок-исследование |
Групповая работа |
3.02 |
|
|
|
|
1 |
Диссидентское движение и его роль в развитии общества. |
Урок-исследование |
Кейс-технология |
10.02 |
|
|
|
|
1 |
Причины и последствия перестройки. Оценка перестройки. |
Урок-диспут |
Инд.работа |
17.02 |
|
|
|
|
1 |
Распад СССР. Причины, последствия и оценка распада. |
Урок-диспут |
Групповая работа |
24.02 |
|
|
|
Россия на рубеже XX-XXI вв. |
||||||||
|
Рыночный выбор. Либеральные реформы в экономике: содержание, итоги, трудности и просчеты, оценки и мнения. От «олигархического» к государственному капитализму. Общественно-политическое развитие России. Противостояние властей 1993 года: причины. Последствия, оценки. Власть и общество в середине и второй половине 1990-х годов. Оценки политического курса В.В. Путина. Российская внешняя политика на рубеже веков: стратегические ориентиры, актуальные проблемы оценки и мнения. |
1 |
Экономические реформы начала 90-х годов. Оценка причин, характера. |
Урок-диспут |
Инд. работа |
3.03 |
|
|
|
1 |
Политическое развитие в 90-е годы. |
Урок-исследование |
Кейс-технология |
10.03 |
|
|
|
|
1 |
Шоковая терапия. Роль политических лидеров. |
Урок-исследование |
Групповая работа |
17.03 |
|
|
|
|
1 |
Последствия экономических реформ в начале 90-х годов. |
Урок-диспут |
Групповая работа |
24.03 |
|
|
|
|
1 |
Роль Б.Н. Ельцина в истории России. |
Урок-диспут |
Групповая работа |
7.04 |
|
|
|
|
1 |
Внешняя политика в 90-е годы. |
Урок-исследование |
Инд.работа |
14.04 |
|
|
|
|
1 |
Конец холодной войны? Оценка внешней политики 90-х годов. |
Урок-диспут |
Кейс-технология |
21.04 |
|
|
|
|
1 |
Стабилизация экономической системы в России в 2000 – ые годы. Причины и последствия. |
Урок-лаборатория |
Мини-пректы |
28.04 |
|
|
|
|
1 |
Стабилизация экономической системы в России в 2000 – ые годы. Причины и последствия. |
Урок-диспут |
Инд. проекты |
5.05 |
|
|
|
32 |
1 |
Стабилизация политической системы в России в 2000 – ые годы. Причины и последствия. |
Урок-исследование |
Кейс-технология |
12.05 |
|
|
|
33 |
1 |
Стабилизация политической системы в России в 2000 – ые годы. Причины и последствия. |
Урок-исследование |
Групповая работа |
19.05 |
|
|
|
34 |
1 |
Перспективы развития Российской Федерации: точки роста |
Круглый стол |
Групповая работа |
26.05 |
|
|
|
34 |
|
|
|
|
|
|
Рекомендуемая литература:
1. Ионов И.Н. Российская цивилизация, IХ- начало ХХ в.; Учебник для 10-11 кл. общеобразовательных учреждений. М., 2016.
2. Ионов И.Н. ,Клокова Г.В. Поурочные разработки по курсу "Российская цивилизация. IX- начало XX века".М., 20018
3. Бердяев Н.А. Судьба России. М.,2016.
4. Вернадский Г.В.Русская история. Учебник. М., 1997.
5. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М.,1991.
6. Ключевский В.О. Курс русской истории // Соч.: В 9-тт. М., 1990.
7. Орлова И.Б. Евразийская цивилизация. Социально-историческая ретроспектива и перспектива. М., 2008.
8. Пушкарев С.Г. Обзор русской истории. М., 2008.
9. Пушкин С.Н. Цивилизация на Руси: зарождение, становление, своеобразие. Учебное пособие. Н.Новгород,2018.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.