Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности. 8 класс. "Мой край"

  • docx
  • 26.03.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 8 класс. мой край.Рабочая программа.docx

 

Рабочая программа

 

                                               по курсу «Мой край» 8 класс

на 2020/2021 учебный год

 

 

 

 

 

 

Составитель рабочей программы:

учитель  истории  и обществознания,

Соколова А.Г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2020 г.

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа элективного курса для учащихся 8 класса составлена на основе требований к результатам основного общего образования, представленных в Федеральном государственном стандарте общего образования второго поколения и примерной программе по обществознанию. В ней учитываются основные идеи и положения Образовательной программы основного общего образования.

Программа  ориентирована на  углубленное изучение курса истории своего края в рамках основной средней школы.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА

Курс рассчитан на один год, на 34 часа (34 недели учебного времени по 1 часу в неделю).

Важнейшей линией развития личности ученика средствами курса «Мой край» является продолжение знакомства с целостной картиной мира и формирование оценочного, эмоционального отношения к миру.

В УМК входят: Рязанцев Н.П., Федорчук И.А. Очерки по истории Ярославского края с древнейших времен до наших дней: Учебное пособие для учащихся 6-9 классов общеобразовательных школ. – Ярославль, Рыбинск: Изд-во ОАО «Рыбинский Дом Печати», 2007. – 344с.; Бобков Ф.Д. Из записок бывшего крепостного человека.  Исторический вестник, 1907, кн. 5, 6, 7.

Цели и задачи реализации курса

Цель курса:

·         главная цель - развитие гармоничной личности учеников средствами курса;

·         предоставить школьникам основные знания об истории  деревни Мордвиново;

Задачи:

·         формирование у детей основ российской гражданственности, патриотизма;

·         формирование элементарных знаний, направленных на осознание необходимости изучения краеведения, заботы о городе;

·         пробудить познавательный интерес к городу и его природной среде.

·         знакомство детей с историей и культурой родного края в прошлом и настоящем;

·         формирование ценностного отношения к историческому и культурному наследию;

·         организация внеурочной интеллектуально – познавательной деятельности;

·         развитие кругозора, познавательных интересов, наблюдательности, творческих способностей каждого ребёнка;

·         развивать способности к поисково-исследовательской, творческой деятельности;

·         воспитание духовности, гражданственности, патриотизма, трудолюбия через включение учащихся в систему патриотического и духовно – нравственного воспитания;

·         организация и развитие ученического коллектива на принципах духовности и нравственности;

·         организация начальной профориентации

·         укрепление взаимодействия семьи и школы через систему совместных мероприятий как условия патриотического и духовно-нравственного воспитания учащихся.

Методы и формы работы

Форма организации занятии – индивидуально-групповая:

·         Беседы (желательно использовать презентацию);

·         Виртуальные экскурсии (работа с использованием мультимедийных программ);

·         Викторины (в основном проводятся для подведения итогов деятельности по разделу);

·         Консультации (по мере необходимости при подготовке к сообщению с презентацией, проектной деятельности, конференции, выступлению);

Роль курса в формировании универсальных учебных действий, ключевых компетенций

Данная программа ориентирована не на запоминание обучающимися информации, которой в изобилии снабжает учитель, а на активное участие самих школьников в процессе ее приобретения.

В основе реализации программ лежит системно-деятельностный подход, который предполагает воспитание и развитие таких качеств личности как: патриотизм, гражданственность, уважение к прошлому и настоящему родного края.

Личностными результатами изучения курса «Мой край» является:

Обучающийся научится и приобретет:

·         научится ориентироваться в важнейших для региона событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее;

·         объяснять оценки событий с позиции общечеловеческих нравственных и российских гражданских ценностей в однозначных и неоднозначных ситуациях;

·         пользоваться правилами поведения общими для всех людей;

·         приобретет способность развить в себе этические чувства – стыда, вины, совести – как регуляторов морального поведения;

·         признавать свои плохие поступки и отвечать за них.

Обучающийся получит возможность для формирования:

·         мотивации учебной деятельности, включающей социальные, учебно-познавательные, внешние и внутренние мотивы;

·         эмпатии, как понимания и сопереживания чувствам других людей.

Регулятивные действия:

Обучающийся научится:

·         планировать свои действия в соответствии с поставленной целью и условиями ее реализации;

·         выполнять учебные действия в материализованной, речевой и мыслительной форме;

·         проявлять инициативу действия в учебном сотрудничестве;

·         самостоятельно оценивать правильность выполнения задания при подготовке к сообщению, презентации, конференции;

·         использовать внешнюю и внутреннюю речь для целеполагания, планирования и регуляции своей деятельности.

Обучающийся получит возможность:

·         уметь анализировать и синтезировать необходимую информацию;

·         в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи, цели;

·         самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия при работе над проектом, исследованием, конференцией;

·         вносить необходимые изменения в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Познавательные действия:

Обучающийся научится:

·         используя дополнительные источники информации, находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям наших предков;

·         на основе имеющих знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов;

·         описывать достопримечательности деревни Мордвиново;

·         использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии т. д.) и литературу о нашем городе, достопримечательностях, людях с целью поиска и извлечения познавательной информации о деревне Мордвиново;

·         устанавливать причинно-следственные связи;

·         строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

·         устанавливать аналогии.

Обучающийся получит возможность:

·         самостоятельно подбирать литературу по теме;

·         осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек города, архивов и Интернета.

Коммуникативные действия:

Обучающийся научится:

·         понимать различные позиции других людей, отличные от собственной;

·         ориентироваться на позицию партнера в общении;

·         учитывать разные мнения и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве.

Обучающийся получит возможность:

·         готовить и выступать с сообщениями;

·         формировать навыки коллективной и организаторской деятельности;

- аргументировать свое мнение, координировать его с позициями партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности.

                                              Содержание курса:

Содержание курса «Мой край» является логическим продолжением программы 7 класса. Наиболее важный акцент уделяется изучению истории деревни Мордвиново.

В основе концепции современного пути развития страны лежит восстановление утраченных связей современного человека с историей и культурой своего народа. Известно, что глубинная преемственность в культурных традициях возникает только тогда, когда человек начинает их осваивать с самого детства, когда он находит в них себя и когда традиции становятся его личными ценностями. Именно самосознание в культуре своего народа, своей большой и малой Родины, способствует самоопределению, духовному, культурному росту человека, его гражданственности и патриотизму.

Именно эту цель призван осуществить курс внеурочной деятельности "Мой край".

Программа курса «Мой край» состоит из семи тематических блоков:

1.История деревни Мордвиново. Знакомит с самобытностью, традициями культуры от зарождения до наших дней.

2.Достопримечательности нашей деревни. Знакомит с памятниками, местами отдыха деревни Мордвиново.

3.Топонимика деревни Мордвиново. Знакомит с географическими объектами деревни.

4.История деревни Никульское. Знакомит с историей деревни Никульское.

5.Музей «Космос». Знакомство с историей музея.

6.«Первая женщина-космонавт». Знакомство с биографией Валентиной Терешковой.

7.Проектная деятельность «Мой край». Разработка индивидуального проекта по курсу.

Изучение каждого блока носит поисковый характер, включает в себя теоретическую часть, экскурсии, творческие задания.

Отслеживание результатов

Подведение итогов деятельности по каждому разделу:

·         викторина, игра, составления и разгадывания кроссвордов и ребусов;

·         создание и защита собственного проекта.

              Требования к уровню достижения результатов обучающихся

Учащиеся должны знать:

– историю деревни Мордвиново и Никульское

– историю названия деревней;

 –близлежащие улицы и площади деревень;

– роль опыта – как источника благосостояния людей;

–памятники деревни Мордвиново.

Учащиеся должны уметь:

-наблюдать, делать умозаключения;

- использовать литературу для ответа на возникающие вопросы;

-работать с картой;

-проводить анализ своей деятельности.

Адаптация программы для учеников с ОВЗ

Программа адаптирована для учеников с ОВЗ

Учебно-тематическое планирование

№ урока

Тема урока

Основные понятия

Дата

Виды учебной деятельности

 

Раздел 1. «История деревни Мордвиново»

 

1

(1 час)

«Знакомьтесь, деревня Мордвиново»

Деревня, зарождение

04.09

Воспринимать на слух речь учителя, видеоматериалы, иллюстрации, соотносить исторический материал и современность. Характеризовать особенности услышанного или увиденного материала. Давать оценку тому или иному историческому событию. Описывать хронологию.

 

 

Тестирование.

 

2

(1 час)

«Кто жил на этой земле до нас»

Племя, предки, славяне, народность, археология

11.09

 

3

(1 час)

«Строители деревни»

Бурелом, поселение, град, князь, сказание, архитектор

18.09

 

4 (1 час)

«Культорное зарождение»

Культ

25.09

 

5 (1 час)

«Культурное зарождение и современность. Аспекты»

Культура

02.10

 

6 (2 часа)

 

 

 

 

«История улиц. Зарождение»

Улицы, проспекты.

 

 

09.10

 

7(1 час)

 

«История улиц. Современность.»

ЮНЕСКО

16.10

8 (1 час)

Викторина «Мордвиново: зарождение и современность»

 

23.10

Раздел 2. «Достопримечательности деревни Мордвиново»

 

9,10 (2 часа)

«Памятники деревни»

Памятник, архитектура

30.10

Уважительно относится к прошлому и настоящему деревни.

 

 

Тестирование, виртуальная экскурсия.

11,12 (2 часа)

«Архитектурные сооружения: зарождение и современность»

 

Архитектор

13.11

12,13(1 час)

«Онлайн- Экскурсия:«деревня Мордвиново»

 

Улицы, места

20.11

27.11

13,14 (2 час)

«Места отдыха»

Фольклор, дебют

 

 

4.12

15,16 (2 часа)

«Фольклор деревни»

 

Лицедеи

11.12

17,18 (2 часа)

«Народный театр в деревне»

 

Скоморох, раёк, балаган

 

18.12

19 (1 час)

Повторительно-обобщающий урок:

«О культуре времени»

Премьера

25.12

Раздел 3. «Топонимика деревни Мордвиново»

 

20(1 час)

«Что такое топонимика?»

Географические объекты, история

15.01

Развивать устойчивый и познавательный интерес к материалам. Определять цель учебной деятельности с помощью учителя при изучении и сборе материала по данным темам.

 

 

Тестирование.

22 ,23 (2 часа)

«Исторические источники о географических объектах»

Исторический источник, века

22.01

24 (1час)

«Онлайн-архив топонимики»

География

29.01

25 (1 час)

«Географические объекты  деревни Мордвиново»

 

География

 

05.02

Раздел 4. «История деревни Никульское»

26,27(2 часа)

«Никульское на карте Ярославской области»

«Никульское на карте местности»

Карта, местность

12.02

Работа с исторической картой.

Формулировать собственное мнение и позицию при ознакомлении с изучаемым материалом. 

 

28 (1 час)

«История деревни»

Местность, развитие

17.02

Раздел 5. Музей «Космос»

27 (1 час)

«Из истории музея. Исторические источники музея»

       Архив, полет, костюм

24.02

Работа с историческими источниками.

Работа с презентациями, видео, онлайн-экскурсия.

 

Тестирование.

 

28 (1 час)

«О первых полетах: архив музея»

 

Полет,архив

05.03

Раздел 6. «Первая женщина-космонавт».

29 (1 час)

«От школьной парты до самых звёзд»

Космонавт

11.03

Работа с историческими источниками.

Работа с презентациями, видео, тестирование.

30 (1 час)

«Архивные данные о биографии Валентины Терешковой»

 

Первая

19.03

Раздел 7. «Проектная деятельность «Мой край»

31 (1час)

«Индивидуальная разработка темы проекта»

Проект, термины, повторение

 

Работа с источниками. Повторение пройденного материала.

Закрепление.

Разработка и защита индивидуального проекта, презентации.

32 (1 час)

«Разработка проекта: отчет»

33 (1 час)

«Защита проекта»

 

34 (1 час)

Повторительно-обобщающий урок «Защита проектов по курсу»

 

 

 

Библиографический список:

Пособия:

1. Бобков Ф.Д. Из записок бывшего крепостного человека.  Исторический вестник, 1907, кн. 5, 6, 7.

2.Рязанцев Н.П., Федорчук И.А. Очерки по истории Ярославского края с древнейших времен до наших дней: Учебное пособие для учащихся 6-9 классов общеобразовательных школ. – Ярославль, Рыбинск: Изд-во ОАО «Рыбинский Дом Печати», 2007. – 344с.

                  Психолого-педагогическая литература:

1.Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. / Сост. И. В.Дубро­вина, A. M. Прихожан, В. В. Зацепин.–М.: Издательский центр «Академия», 2003.–368с.

2.Выготский Л. С. Педагогическая психология. – М., 1991.–280с.

3.Делия, В.Современные технологии и методики в системе инновационной педагогики: материалы международной конференции.М.: Де-По, 2012. 340с.

4.Леонтъев А.Н. Психологические вопросы созна­тельности учения.–М., 1987.340с.

5.Тихомиров О. К. Психология мышления: Учебное пособие. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984.–450с.

Интернет-ресурсы

1.Государственная итоговая аттестация по образовательным программам основного общего образования в форме  основного государственного экзамена (ОГЭ). Демонстрационный вариант  контрольных измерительных материалов основного государственного экзамена 2020 года по обществознанию.–Текст: электронный //ФИПИURL: [Электронный ресурс] URL:https://4ege.ru/up/v/demo-oge-2020/1obsh.pdf (режим доступа: свободный)

2.Почему я использую условно – графическую наглядность?–Текст: электронный//Педагогическое сообщество–URL: http://slovo.mosmetod.ru/ 2017/06/15/ (режим доступа: свободный)

3.Рособнадзор–Текст: электронный // ОГЭ И ЕГЭ 2019: отчёт Рособрнадзора–URL: https://zen.yandex.ru/media/egeobshchestvoznanie/ege-2019-otchet-rosob rnadzora-5d118a82b34feb00af5e0b1b (режим доступа: свободный)

4.Центр «Профессионал».–Текст: электронный//«Профессионал»URL: https://infourok.ru/referat-primenenie-uslovnograficheskoy-naglyadnosti-na-urokah-obschestvoznaniya-3763928.html (режим доступа: свободный)

5.Структура, принципы построения и основные компоненты учебников обществознания–Текст: электронный//УчебникиURL:https://infourok.ru/ struktura-principi-postroeniya-i-osnovnie-komponenti-ucheb-----nikov-obschestvo znaniya-2074171.html (режим доступа: свободный)

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru