Рабочая программа
по курсу «Мой край» 8 класс
на 2020/2021 учебный год
Составитель рабочей программы:
учитель истории и обществознания,
Соколова А.Г.
2020 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа элективного курса для учащихся 8 класса составлена на основе требований к результатам основного общего образования, представленных в Федеральном государственном стандарте общего образования второго поколения и примерной программе по обществознанию. В ней учитываются основные идеи и положения Образовательной программы основного общего образования.
Программа ориентирована на углубленное изучение курса истории своего края в рамках основной средней школы.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА
Курс рассчитан на один год, на 34 часа (34 недели учебного времени по 1 часу в неделю).
Важнейшей линией развития личности ученика средствами курса «Мой край» является продолжение знакомства с целостной картиной мира и формирование оценочного, эмоционального отношения к миру.
В УМК входят: Рязанцев Н.П., Федорчук И.А. Очерки по истории Ярославского края с древнейших времен до наших дней: Учебное пособие для учащихся 6-9 классов общеобразовательных школ. – Ярославль, Рыбинск: Изд-во ОАО «Рыбинский Дом Печати», 2007. – 344с.; Бобков Ф.Д. Из записок бывшего крепостного человека. Исторический вестник, 1907, кн. 5, 6, 7.
Цели и задачи реализации курса
Цель курса:
· главная цель - развитие гармоничной личности учеников средствами курса;
· предоставить школьникам основные знания об истории деревни Мордвиново;
Задачи:
· формирование у детей основ российской гражданственности, патриотизма;
· формирование элементарных знаний, направленных на осознание необходимости изучения краеведения, заботы о городе;
· пробудить познавательный интерес к городу и его природной среде.
· знакомство детей с историей и культурой родного края в прошлом и настоящем;
· формирование ценностного отношения к историческому и культурному наследию;
· организация внеурочной интеллектуально – познавательной деятельности;
· развитие кругозора, познавательных интересов, наблюдательности, творческих способностей каждого ребёнка;
· развивать способности к поисково-исследовательской, творческой деятельности;
· воспитание духовности, гражданственности, патриотизма, трудолюбия через включение учащихся в систему патриотического и духовно – нравственного воспитания;
· организация и развитие ученического коллектива на принципах духовности и нравственности;
· организация начальной профориентации
· укрепление взаимодействия семьи и школы через систему совместных мероприятий как условия патриотического и духовно-нравственного воспитания учащихся.
Методы и формы работы
Форма организации занятии – индивидуально-групповая:
· Беседы (желательно использовать презентацию);
· Виртуальные экскурсии (работа с использованием мультимедийных программ);
· Викторины (в основном проводятся для подведения итогов деятельности по разделу);
· Консультации (по мере необходимости при подготовке к сообщению с презентацией, проектной деятельности, конференции, выступлению);
Роль курса в формировании универсальных учебных действий, ключевых компетенций
Данная программа ориентирована не на запоминание обучающимися информации, которой в изобилии снабжает учитель, а на активное участие самих школьников в процессе ее приобретения.
В основе реализации программ лежит системно-деятельностный подход, который предполагает воспитание и развитие таких качеств личности как: патриотизм, гражданственность, уважение к прошлому и настоящему родного края.
Личностными результатами изучения курса «Мой край» является:
Обучающийся научится и приобретет:
· научится ориентироваться в важнейших для региона событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее;
· объяснять оценки событий с позиции общечеловеческих нравственных и российских гражданских ценностей в однозначных и неоднозначных ситуациях;
· пользоваться правилами поведения общими для всех людей;
· приобретет способность развить в себе этические чувства – стыда, вины, совести – как регуляторов морального поведения;
· признавать свои плохие поступки и отвечать за них.
Обучающийся получит возможность для формирования:
· мотивации учебной деятельности, включающей социальные, учебно-познавательные, внешние и внутренние мотивы;
· эмпатии, как понимания и сопереживания чувствам других людей.
Регулятивные действия:
Обучающийся научится:
· планировать свои действия в соответствии с поставленной целью и условиями ее реализации;
· выполнять учебные действия в материализованной, речевой и мыслительной форме;
· проявлять инициативу действия в учебном сотрудничестве;
· самостоятельно оценивать правильность выполнения задания при подготовке к сообщению, презентации, конференции;
· использовать внешнюю и внутреннюю речь для целеполагания, планирования и регуляции своей деятельности.
Обучающийся получит возможность:
· уметь анализировать и синтезировать необходимую информацию;
· в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи, цели;
· самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия при работе над проектом, исследованием, конференцией;
· вносить необходимые изменения в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные действия:
Обучающийся научится:
· используя дополнительные источники информации, находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям наших предков;
· на основе имеющих знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов;
· описывать достопримечательности деревни Мордвиново;
· использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии т. д.) и литературу о нашем городе, достопримечательностях, людях с целью поиска и извлечения познавательной информации о деревне Мордвиново;
· устанавливать причинно-следственные связи;
· строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
· устанавливать аналогии.
Обучающийся получит возможность:
· самостоятельно подбирать литературу по теме;
· осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек города, архивов и Интернета.
Коммуникативные действия:
Обучающийся научится:
· понимать различные позиции других людей, отличные от собственной;
· ориентироваться на позицию партнера в общении;
· учитывать разные мнения и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве.
Обучающийся получит возможность:
· готовить и выступать с сообщениями;
· формировать навыки коллективной и организаторской деятельности;
- аргументировать свое мнение, координировать его с позициями партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности.
Содержание курса:
Содержание курса «Мой край» является логическим продолжением программы 7 класса. Наиболее важный акцент уделяется изучению истории деревни Мордвиново.
В основе концепции современного пути развития страны лежит восстановление утраченных связей современного человека с историей и культурой своего народа. Известно, что глубинная преемственность в культурных традициях возникает только тогда, когда человек начинает их осваивать с самого детства, когда он находит в них себя и когда традиции становятся его личными ценностями. Именно самосознание в культуре своего народа, своей большой и малой Родины, способствует самоопределению, духовному, культурному росту человека, его гражданственности и патриотизму.
Именно эту цель призван осуществить курс внеурочной деятельности "Мой край".
Программа курса «Мой край» состоит из семи тематических блоков:
1.История деревни Мордвиново. Знакомит с самобытностью, традициями культуры от зарождения до наших дней.
2.Достопримечательности нашей деревни. Знакомит с памятниками, местами отдыха деревни Мордвиново.
3.Топонимика деревни Мордвиново. Знакомит с географическими объектами деревни.
4.История деревни Никульское. Знакомит с историей деревни Никульское.
5.Музей «Космос». Знакомство с историей музея.
6.«Первая женщина-космонавт». Знакомство с биографией Валентиной Терешковой.
7.Проектная деятельность «Мой край». Разработка индивидуального проекта по курсу.
Изучение каждого блока носит поисковый характер, включает в себя теоретическую часть, экскурсии, творческие задания.
Отслеживание результатов
Подведение итогов деятельности по каждому разделу:
· викторина, игра, составления и разгадывания кроссвордов и ребусов;
· создание и защита собственного проекта.
Требования к уровню достижения результатов обучающихся
Учащиеся должны знать:
– историю деревни Мордвиново и Никульское
– историю названия деревней;
–близлежащие улицы и площади деревень;
– роль опыта – как источника благосостояния людей;
–памятники деревни Мордвиново.
Учащиеся должны уметь:
-наблюдать, делать умозаключения;
- использовать литературу для ответа на возникающие вопросы;
-работать с картой;
-проводить анализ своей деятельности.
Адаптация программы для учеников с ОВЗ
Программа адаптирована для учеников с ОВЗ
Учебно-тематическое планирование
№ урока |
Тема урока |
Основные понятия |
Дата |
Виды учебной деятельности |
|
|||||||
Раздел 1. «История деревни Мордвиново» |
|
|||||||||||
1 (1 час) |
«Знакомьтесь, деревня Мордвиново» |
Деревня, зарождение |
04.09 |
Воспринимать на слух речь учителя, видеоматериалы, иллюстрации, соотносить исторический материал и современность. Характеризовать особенности услышанного или увиденного материала. Давать оценку тому или иному историческому событию. Описывать хронологию.
Тестирование. |
|
|||||||
2 (1 час) |
«Кто жил на этой земле до нас» |
Племя, предки, славяне, народность, археология |
11.09 |
|
||||||||
3 (1 час) |
«Строители деревни» |
Бурелом, поселение, град, князь, сказание, архитектор |
18.09 |
|
||||||||
4 (1 час) |
«Культорное зарождение» |
Культ |
25.09 |
|
||||||||
5 (1 час) |
«Культурное зарождение и современность. Аспекты» |
Культура |
02.10 |
|
||||||||
6 (2 часа)
|
«История улиц. Зарождение» |
Улицы, проспекты.
|
09.10 |
|||||||||
7(1 час)
|
«История улиц. Современность.» |
ЮНЕСКО |
16.10 |
|||||||||
8 (1 час) |
Викторина «Мордвиново: зарождение и современность» |
|
23.10 |
|||||||||
Раздел 2. «Достопримечательности деревни Мордвиново» |
|
|||||||||||
9,10 (2 часа) |
«Памятники деревни» |
Памятник, архитектура |
30.10 |
Уважительно относится к прошлому и настоящему деревни.
Тестирование, виртуальная экскурсия. |
||||||||
11,12 (2 часа) |
«Архитектурные сооружения: зарождение и современность»
|
Архитектор |
13.11 |
|||||||||
12,13(1 час) |
«Онлайн- Экскурсия:«деревня Мордвиново»
|
Улицы, места |
20.11 27.11 |
|||||||||
13,14 (2 час) |
«Места отдыха» |
Фольклор, дебют
|
4.12 |
|||||||||
15,16 (2 часа) |
«Фольклор деревни»
|
Лицедеи |
11.12 |
|||||||||
17,18 (2 часа) |
«Народный театр в деревне»
|
Скоморох, раёк, балаган
|
18.12 |
|||||||||
19 (1 час) |
Повторительно-обобщающий урок: «О культуре времени» |
Премьера |
25.12 |
|||||||||
Раздел 3. «Топонимика деревни Мордвиново» |
|
|||||||||||
20(1 час) |
«Что такое топонимика?» |
Географические объекты, история |
15.01 |
Развивать устойчивый и познавательный интерес к материалам. Определять цель учебной деятельности с помощью учителя при изучении и сборе материала по данным темам.
Тестирование. |
||||||||
22 ,23 (2 часа) |
«Исторические источники о географических объектах» |
Исторический источник, века |
22.01 |
|||||||||
24 (1час) |
«Онлайн-архив топонимики» |
География |
29.01 |
|||||||||
25 (1 час) |
«Географические объекты деревни Мордвиново» |
География |
05.02 |
|||||||||
Раздел 4. «История деревни Никульское» |
||||||||||||
26,27(2 часа) |
«Никульское на карте Ярославской области» «Никульское на карте местности» |
Карта, местность |
12.02 |
Работа с исторической картой. Формулировать собственное мнение и позицию при ознакомлении с изучаемым материалом. |
||||||||
|
||||||||||||
28 (1 час) |
«История деревни» |
Местность, развитие |
17.02 |
|||||||||
Раздел 5. Музей «Космос» |
||||||||||||
27 (1 час) |
«Из истории музея. Исторические источники музея» |
Архив, полет, костюм |
24.02 |
Работа с историческими источниками. Работа с презентациями, видео, онлайн-экскурсия. |
||||||||
Тестирование.
|
||||||||||||
28 (1 час) |
«О первых полетах: архив музея»
|
Полет,архив |
05.03 |
|||||||||
Раздел 6. «Первая женщина-космонавт». |
||||||||||||
29 (1 час) |
«От школьной парты до самых звёзд» |
Космонавт |
11.03 |
Работа с историческими источниками. Работа с презентациями, видео, тестирование. |
||||||||
30 (1 час) |
«Архивные данные о биографии Валентины Терешковой»
|
Первая |
19.03 |
|||||||||
Раздел 7. «Проектная деятельность «Мой край» |
||||||||||||
31 (1час) |
«Индивидуальная разработка темы проекта» |
Проект, термины, повторение |
|
Работа с источниками. Повторение пройденного материала. Закрепление. Разработка и защита индивидуального проекта, презентации. |
||||||||
32 (1 час) |
«Разработка проекта: отчет» |
|||||||||||
33 (1 час) |
«Защита проекта»
|
|||||||||||
34 (1 час) |
Повторительно-обобщающий урок «Защита проектов по курсу» |
|||||||||||
|
Библиографический список:
Пособия:
1. Бобков Ф.Д. Из записок бывшего крепостного человека. Исторический вестник, 1907, кн. 5, 6, 7.
2.Рязанцев Н.П., Федорчук И.А. Очерки по истории Ярославского края с древнейших времен до наших дней: Учебное пособие для учащихся 6-9 классов общеобразовательных школ. – Ярославль, Рыбинск: Изд-во ОАО «Рыбинский Дом Печати», 2007. – 344с.
Психолого-педагогическая литература:
1.Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. / Сост. И. В.Дубровина, A. M. Прихожан, В. В. Зацепин.–М.: Издательский центр «Академия», 2003.–368с.
2.Выготский Л. С. Педагогическая психология. – М., 1991.–280с.
3.Делия, В.Современные технологии и методики в системе инновационной педагогики: материалы международной конференции. –М.: Де-По, 2012. –340с.
4.Леонтъев А.Н. Психологические вопросы сознательности учения.–М., 1987.–340с.
5.Тихомиров О. К. Психология мышления: Учебное пособие. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984.–450с.
Интернет-ресурсы
1.Государственная итоговая аттестация по образовательным программам основного общего образования в форме основного государственного экзамена (ОГЭ). Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов основного государственного экзамена 2020 года по обществознанию.–Текст: электронный //ФИПИ–URL: [Электронный ресурс] URL:https://4ege.ru/up/v/demo-oge-2020/1obsh.pdf (режим доступа: свободный)
2.Почему я использую условно – графическую наглядность?–Текст: электронный//Педагогическое сообщество–URL: http://slovo.mosmetod.ru/ 2017/06/15/ (режим доступа: свободный)
3.Рособнадзор–Текст: электронный // ОГЭ И ЕГЭ 2019: отчёт Рособрнадзора–URL: https://zen.yandex.ru/media/egeobshchestvoznanie/ege-2019-otchet-rosob rnadzora-5d118a82b34feb00af5e0b1b (режим доступа: свободный)
4.Центр «Профессионал».–Текст: электронный//«Профессионал»–URL: https://infourok.ru/referat-primenenie-uslovnograficheskoy-naglyadnosti-na-urokah-obschestvoznaniya-3763928.html (режим доступа: свободный)
5.Структура, принципы построения и основные компоненты учебников обществознания–Текст: электронный//Учебники–URL:https://infourok.ru/ struktura-principi-postroeniya-i-osnovnie-komponenti-ucheb-----nikov-obschestvo znaniya-2074171.html (режим доступа: свободный)
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.