Пояснительная записка
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Человек в мире» для 2 класса составлена на основе методической рекомендации по внеурочной деятельности в начальной школе (М.: «ВИТА-пресс», 2014) и основной образовательной программы МАОУ Гимназии № 4 в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта.
В соответствии с федеральным учебным планом для начального общего образования программа курса внеурочной деятельности «Человек в мире» рассчитана на преподавание во 2 классе в объеме 34 часов (1 ч. в неделю), что соответствует учебному плану МАОУ Гимназии № 4.
1. Планируемые результаты освоения обучающимися программы
В результате освоения курса «Человек в мире» формируются следующие образовательные компетенции, соответствующие требованиям ФГОС НОО:
• ценностно-смысловые:
· способность осознавать своё предназначение в окружающем мире;
· умение определять целевые и смысловые ориентиры своих действий;
· интерес к общественным явлениям, понимание активной роли человека в обществе;
• общекультурные:
· знание особенностей национальной и общечеловеческой культуры;
· восприятие мира как единого и целостного при разнообразии культур;
• учебно-познавательные:
· формирование широкой мотивационной основы учебной деятельности;
· самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
· выбор наиболее эффективных способов решения проблемы в зависимости от конкретных условий;
• информационные:
· умение осуществлять поиск информации в открытом информационном пространстве;
· умение осознанно строить сообщения в устной и письменной форме;
• коммуникативные:
· опыт ролевого взаимодействия и реализации собственной позиции;
· понимание относительности мнений и подходов к решению проблем;
· продуктивное содействие разрешению конфликтов;
· использование различных речевых средств для эффективного решения коммуникативных задач;
• социальнотрудовые:
· ценностное отношение к учёбе как виду творческой деятельности;
· уважение к труду и творчеству взрослых и сверстников;
· бережное отношение к результатам своего труда и других людей;
• личностные:
· освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития;
· овладение навыками саморегуляции и самоподдержки;
· овладение механизмом самоопределения в различных ситуациях;
· создание индивидуальной образовательной траектории и программы жизнедеятельности в целом;
· установка на здоровый образ жизни.
Контроль:
К концу 2 класса учащиеся:
будут знать: о структуре адреса, об основных подсистемах организма, о необходимости здорового образа жизни, о возможности тренировки внимания и памяти, о способах поднятия настроения, о правилах бесконфликтного общения, об ошибочности поспешных выводов;
будут уметь: описывать развитие человека при помощи системного оператора («многоэкранки»); анализировать объекты и ситуации ближайшего окружения: чем (для чего?) хорошо? чем (для чего?) плохо? понимать относительность восприятия и оценок происходящего.
Изучение курса «Человек в мире» во втором классе направлено на получение следующих личностных результатов:
· освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития;
· овладение навыками саморегуляции и самоподдержки;
· овладение механизмом самоопределения в различных ситуациях;
· создание индивидуальной образовательной траектории и программы жизнедеятельности в целом; установка на здоровый образ жизни.
Метапредметными результатами изучения курса «Человек в мире» во втором классе является формирование регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных действий.
Регулятивные УУД:
· формирование широкой мотивационной основы учебной деятельности;
· самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
· выбор наиболее эффективных способов решения проблемы в зависимости от конкретных условий; умение осуществлять поиск информации в открытом информационном пространстве;
· умение осознанно строить сообщения в устной и письменной форме;
Познавательные УУД:
· знание особенностей национальной и общечеловеческой культуры;
· восприятие мира как единого и целостного при разнообразии культур; -способность осознавать своё предназначение в окружающем мире;
· умение определять целевые и смысловые ориентиры своих действий;
· интерес к общественным явлениям, понимание активной роли человека в обществе;
Коммуникативные УУД:
· опыт ролевого взаимодействия и реализации собственной позиции;
· понимание относительности мнений и подходов к решению проблем;
· продуктивное содействие разрешению конфликтов;
· использование различных речевых средств для эффективного решения коммуникативных задач;
· ценностное отношение к учёбе как виду творческой деятельности;
· уважение к труду и творчеству взрослых и сверстников;
· бережное отношение к результатам своего труда и других людей;
2. Содержание курса
1. Школа: разнообразие целей. (1 час)
1.1. Зачем учиться в школе? Игра «Главное». Проблемная ситуация «Зачем учиться в школе?» Целесообразность школьных правил.
2. Надсистемы и подсистемы человека. (5 часов)
2.1.Адрес. Систематизация понятия «адрес». Что делать, если потерялся? Игра «Кто вы? Где вы?».
2.2.Наш организм. Из каких частей «состоит» человек? Занимательная математика. Беседа «Одна голова хорошо...». Правила отношения к инвалидам.
2.3.Как устроен человек? Рисование «Что внутри?». Беседа «Знакомимся с анатомией». Отгадывание загадок про различные части тела.
2.4.Болезни. Какие бывают болезни? Что делать, чтобы не заболеть? Что значит «лечиться надо уметь»?
2.5.Что такое здоровый образ жизни? Театрализованный праздник. Защита творческих работ на тему ЗОЖ. Презентация паспорта здоровья.
3. «Линия жизни» человека. (3 часа)
3.1.Развитие ребёнка до школы. Беседа «Путешествие в прошлое». Мальчики и девочки: сходство и отличие. Правила поведения по отношению к девочкам.
3.2.Будущее. Беседа «Путешествие в будущее». Понятие о профессиях. Бабушки и дедушки. Проблемная ситуация «Сказка о потерянном времени». Правила поведения по отношению к пожилым людям.
3.3.«Линия жизни» человека. Игра «Сколько лет герою сказки?». Фантазирование «Растём в прошлое». Беседа о долголетии.
4. Знакомимся с психологией. (5 часов)
4.1. Что такое Я? Зачем нужно «знать» самого себя? Тест «Какой я?» Проблемный диалог «Шустрики и мямлики».
4.2.Учимся быть внимательными. Что значит «быть внимательным»? Игра на внимание «Запрещённое движение». Тест «Внимательны ли вы?». Невнимательность: смешно или опасно?
4.3.Учимся запоминать. Игра «Что изменилось?» Что такое хорошая память? Упражнение «Проверка памяти». Как тренировать память? Фантазирование «Если бы память исчезла...».
4.4.Учимся придумывать. Игра «Оркестр». Беседа о воображении. Практическая работа «Закорючки». Приёмы фантазирования. Зачем нужно уметь придумывать?
4.5.Что значит «быть умным»? Игра «Назови одним словом». Беседа «Что такое ум?» Практическая работа «Что это?». Описание объекта при помощи системного оператора («пятиэкранки»).
5. Эмоции и настроение. (2 часа)
5.1.Какие бывают эмоции? Игра «Невпопад». Беседа об эмоциях. Практическая работа «Читаем по лицу». Инсценирование ситуаций.
5.2.Как поднять настроение? Игра «Что это?» Беседа о настроении. Обсуждение «Как поднять настроение?»
6. Общение. (5 часов)
6.1.Речевое общение. Игра на внимание «Кряк-квак». Беседа «Зачем люди общаются?». Тест «Общительны ли вы?». Как нужно разговаривать по телефону?
6.2.Неречевое общение. Жесты. Игра «Пойми меня». Практическая работа «Жесты».
6.3.Проблемы общения. Игра «Комплименты». Беседа «Слова и интонация». Анализ ситуаций. Обсуждение пословиц.
6.4.Конфликты. Игра «Дразнилки». Беседа «Как рождаются конфликты?». Тест «Конфликтный ли вы человек?». Обсуждение ситуаций. Способы, как можно помириться.
6.5.Правила урегулирования конфликтов. Игра «Мы похожи друг на друга». Беседа о способах урегулирования конфликта. Кто такие посредники?
7. Противоречия. (7 часов)
7.1. Понятие о противоречии. Противоречия в предметах. Игра «Наоборот». Упражнение «Классификация». Анализ противоречий в предметах. Беседа об относительности признаков.
7.2.Противоречия в явлениях природы. Загадки о явлениях природы. Обсуждение «Дождь — какой?», «Зима — какая?». Рисование «Противоречия в природе». Фантазирование.
7.3.Противоречия в свойствах характера. Игра «Каким быть?». Беседа «Противоположности сходятся». Ложь: «плохая» и «хорошая». Анализ сказки.
7.4.Противоречия в свойствах характера (продолжение). Игра «Поле Чудес». Беседа о доброте и жадности. Всегда ли нужно делиться? Анализ сказки.
7.5.Противоречия в ситуациях. Обсуждение «День рождения: что хорошего и что плохого?». Беседа «Другая точка зрения». Инсценирование и анализ ситуаций.
7.6.Противоречия в ситуациях (продолжение). Игра «Сказочный герой». Беседа «Что такое репутация?». Упражнение «Внутренний дирижёр». Беседа «Законы общества».
7.7.Противоречие «цель — средства». Обсуждение «Кукушка — какая?». Анализ сказки. Беседа «Цель и средства». Почему не надо торопиться с выводами?
8. Мы и окружающие. (4 часа)
8.1.Экскурсия. Наблюдение за «следами» хороших и плохих поступков в ближайшем окружении.
8.2.Анализ экскурсии. Обсуждение «Кто хороший? Кто плохой? ». Анализ рассказа. Как стать по-настоящему хорошим?
8.3.Ориентирование в окружающем мире. Игра «Сказочные злодеи». Беседа о маскировке. Письменная работа «Дома и на улице». Обсуждение «Почему так, а не иначе? ».
8.4.Правила поведения с незнакомыми. Инсценировки-тренинги «Если...».
9. Подведение итогов обучения. (2 часа)
9.1.Я — хороший, ты — хороший. Анализ сказки. Беседа о воспитании и самовоспитании. Что значит «любить себя»?
9.2.Обобщающее занятие.
3. Тематическое планирование
№ п/п |
Тема |
Количество часов |
Форма проведения |
Вид контроля |
|
Зачем учиться в школе? |
1 |
Беседа |
Сочинение |
|
Адрес. |
1 |
Беседа |
Подписываем адрес на конверте |
|
Наш организм. |
1 |
Беседа, презентация |
Устный ответ |
|
Как устроен человек? |
1 |
Беседа, презентация |
Устный ответ |
|
Болезни |
1 |
Беседа |
Устный ответ |
|
Что такое здоровый образ жизни? |
1 |
Беседа |
Презентация |
|
Развитие ребёнка до школы. |
1 |
Беседа |
Устный ответ |
|
Будущее. |
1 |
Беседа |
Устный ответ |
|
«Линия жизни» человека. |
1 |
Беседа |
Устный ответ |
|
Что такое Я? |
1 |
Беседа |
Устный ответ |
|
Учимся быть внимательными. |
1 |
Беседа |
Игра на внимательность |
|
Учимся запоминать. |
1 |
Беседа |
Устный ответ |
|
Учимся придумывать. |
1 |
Беседа |
Сочинение |
|
Что значит «быть умным»? |
1 |
Беседа |
Устный ответ |
|
Какие бывают эмоции? |
1 |
Беседа, презентация |
Презентация |
|
Как поднять настроение? |
1 |
Беседа |
Устный ответ |
|
Речевое общение. |
1 |
Беседа |
Составление диалога |
|
Неречевое общение. Жесты. |
1 |
Беседа, презентация |
Рисунок |
|
Проблемы общения. |
1 |
Беседа, презентация |
Устный ответ |
|
Конфликты. |
1 |
Беседа |
Устный ответ |
|
Правила урегулирования конфликтов. |
1 |
Беседа |
Решение конфликтной ситуации в письменном виде |
|
Понятие о противоречии. Противоречия в предметах. |
1 |
Беседа |
Устный ответ |
|
Противоречия в явлениях природы. |
1 |
Беседа, презентация |
Устный ответ |
|
Противоречия в свойствах характера. |
1 |
Беседа |
Устный ответ |
|
Противоречия в свойствах характера (продолжение). |
1 |
Беседа |
Устный ответ |
|
Противоречия в ситуациях. |
1 |
Беседа |
Устный ответ |
|
Противоречия в ситуациях (продолжение). |
1 |
Беседа |
Устный ответ |
|
Противоречие «цель – средство». |
1 |
Беседа |
Устный ответ |
|
Экскурсия. |
1 |
Экскурсия |
|
|
Анализ экскурсии. |
1 |
Анализ экскурсии |
Устный ответ |
|
Ориентирование в окружающем мире. |
1 |
Беседа, презентация |
Устный ответ |
|
Правила поведения с незнакомыми. |
1 |
Беседа |
Устный ответ |
|
Я-хороший, ты-хороший. |
1 |
Беседа |
Сочинение |
|
Обобщение изученного материала. |
1 |
Беседа |
Презентация сочинения |
4. Календарно-тематическое планирование
№ |
Тема |
Даты проведения |
|
План |
Факт |
||
1. |
Зачем учиться в школе? |
4.09 |
4.09 |
2. |
Адрес. |
11.09 |
11.09 |
3. |
Наш организм. |
18.09 |
18.09 |
4. |
Как устроен человек? |
25.09 |
25.09 |
5. |
Болезни |
2.10 |
2.10 |
6. |
Что такое здоровый образ жизни? |
9.10 |
9.10 |
7. |
Развитие ребёнка до школы. |
16.10 |
16.10 |
8. |
Будущее. |
23.10 |
23.10 |
9. |
«Линия жизни» человека. |
30.10 |
30.10 |
10. |
Что такое Я? |
13.11 |
13.11 |
11. |
Учимся быть внимательными. |
20.11 |
20.11 |
12. |
Учимся запоминать. |
27.11 |
27.11 |
13. |
Учимся придумывать. |
4.12 |
4.12 |
14. |
Что значит «быть умным»? |
11.12 |
11.12 |
15. |
Какие бывают эмоции? |
18.12 |
18.12 |
16. |
Как поднять настроение? |
25.12 |
25.12 |
17. |
Речевое общение. |
15.01 |
15.01 |
18. |
Неречевое общение. Жесты. |
22.01 |
22.01 |
19. |
Проблемы общения. |
29.01 |
29.01 |
20. |
Конфликты. |
5.02 |
5.02 |
21. |
Правила урегулирования конфликтов. |
12.02 |
12.02 |
22. |
Понятие о противоречии. Противоречия в предметах. |
26.02 |
26.02 |
23. |
Противоречия в явлениях природы. |
5.03 |
5.03 |
24. |
Противоречия в свойствах характера. |
12.03 |
12.03 |
25. |
Противоречия в свойствах характера (продолжение). |
19.03 |
19.03 |
26. |
Противоречия в ситуациях. |
26.03 |
26.03 |
27. |
Противоречия в ситуациях (продолжение). |
9.04 |
9.04 |
28. |
Противоречие «цель – средство». |
16.04 |
16.04 |
29. |
Экскурсия. |
23.04 |
23.04 |
30. |
Анализ экскурсии. |
30.04 |
30.04 |
31. |
Ориентирование в окружающем мире. |
7.05 |
7.05 |
32. |
Правила поведения с незнакомыми. |
14.05 |
14.07 |
33. |
Я-хороший, ты-хороший. |
21.05 |
21.05 |
34. |
Обобщение изученного материала. |
28.05 |
28.05 |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.