РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по курсу внеурочной деятельности физика «Решение задач повышенной сложности» 9 кл.
Оценка 4.8

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по курсу внеурочной деятельности физика «Решение задач повышенной сложности» 9 кл.

Оценка 4.8
Образовательные программы
docx
физика
9 кл
31.05.2021
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  по курсу внеурочной деятельности  физика «Решение задач повышенной сложности» 9 кл.
внеурочка Ф9 Решение задач повышенной сложности. 2020-2021 уч.год. Анчугова Е.Г.docx

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа «Земля родная»

 

 Рассмотрено на заседании МО

 учителей математики и информатики

 Протокол №  5 от «28» мая 2020г.

 Принято на  педагогическом совете

 Протокол № 9  от «30» мая 2020г.

Утверждено

Приказом  № 211 от «01» июня 2020г.

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по курсу внеурочной деятельности
физика «Решение задач повышенной сложности»

 

 

 

 

Уровень программы: базовый

Класс: 9

Количество часов  в неделю: 1 час, всего 34 часов

Автор-составитель: Анчугова Елена Гавриловна

        

 

Программа составлена на основе программ:  В. Л. Орлов,  Ю. А. Сауров, «Методы решения физических задач», М.,  Дрофа,  2005 год. Н. И. Зорин. Элективный курс «Методы решения физических задач: 10-11 классы»,  М., ВАКО, 2007 год (мастерская учителя).

 

 

Новый Уренгой

2020

Пояснительная записка

 

         Внеурочный  курс  физики «Решение задач повышенной сложности» состоит из двух частей; « Механика, гидростатика, тепловые явления» и  « Электродинамика, оптика,  ядерная физика» , предназначен для учащихся 9-х класса, выбирающих профиль обучения в старшей школе. Этот курс углубляет и систематизирует знания учащихся 9 класса по физике за курс основной школы. Курс рассчитан на 34 часа, по одному часу в неделю.

Повторение теоретических вопросов каждого урока  сопровождается заданиями, которые формируют умения и навыки, такие  как умение, анализировать, сравнивать, обобщать; организовывать свою работу; самостоятельно составлять алгоритм решения задач, выделять главное.

Программа курса составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (основного)  общего образования, обязательного минимума содержания физического образования и рабочих программ для общеобразовательных школ.

Вся программа делится на несколько разделов. 1-ый раздел знакомит учащихся с классификацией задач и кодификацией их по темам итоговой аттестации. Остальные разделы обучают учащихся  приемам и методам решения задач за 9 класс.

При решении задач по механике, гидростатике, молекулярной физике, обращается внимание на решение задач различной сложности и на накопление опыта решения задач. Данный курс является своеобразным тренингом для подготовки учащихся к решению, оформлению работ и умению пользоваться справочной литературой.

Курс создает условия для развития различных способностей и позволяет воспитывать дух сотрудничества, уважительного отношения к мнению оппонента. В ходе изучения данного курса особое внимание уделяется на развитие умений учащихся решать вычислительные, графические, качественные и экспериментальные задачи. Работа учащихся оценивается в конце 1-го полугодия с учетом накопленных баллов за тесты, выполненные при помощи компьютера с использованием  диска «Физика. Редактор тестов. Тематические тесты. 7-9 классы» – Волгоград. Учитель-2010.

Основные цели курса:

  • создание условий для самореализации учащихся в процессе учебной деятельности;
  • углубление полученных в основном курсе знаний и умений.

 

Задачи курса:

  • - углубление, систематизация и расширение знаний по физике;
  • - формирование осознанных мотивов учения;
  • - усвоение учащимися общих алгоритмов решения задач;
  • - выработка навыков цивилизованного общения.

После окончания курса учащиеся должны уметь решать задачи  базового, повышенного и высокого уровня, уметь проводить экспериментальные измерения. Учащиеся должны уметь оформлять тестовые работы и  пользоваться справочной литературой.

 Формы организации деятельности:

·  Индивидуальная.

Наиболее распространена на занятиях. В этой форме проходит большинство занятий в каждом году обучения.

·  Групповая (командная).

Данная форма наиболее широко используется при проведении различных математических игр и соревнований. Практикуется совместная работа учащихся при подготовке докладов и при решении исследовательских задач.

·  Фронтальная.

Эта форма используется в начале каждого занятия при объяснении основной темы или вводном  инструктаже. Также в конце занятия эта форма используется при подведении итогов.

Формы проведения занятий.

              Для учащихся 9 класса проводятся следующие виды занятий.

·   Лекционно-практические занятия по освоению теории.

·   Лекционно-практические занятия по решению тематических серий задач.

·   Зачетные занятия.

Способы проверки преподавателем навыков учащегося.

·    Изложение учащимися своих решений задач.

·      Изложение учащимися решений, рассказанных преподавателем задач.

·    Участие в различных этапах Всероссийской олимпиады,   различных турнирах по физике, конкурсах.

Планируемые результаты изучения курса

В направлении  личностного развития:

     формирование представлений о физике, как части общечеловече­ской культуры, о значимости физики в раз­витии цивилизации и современ­ного общества;

     развитие логического и критического мышления, куль­туры речи, способно­сти к умствен­ному эксперименту;

     формирование интеллектуальной честности и объектив­ности, способно­сти к преодоле­нию мыслительных стереоти­пов, вытекающих из обыденного опыта;

     воспитание качеств личности, обеспечивающих соци­альную мобиль­ность, способ­ность принимать самостоятель­ные решения;

     формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современ­ном информа­ционном обществе;

     развитие интереса к техническому  творчеству и инженерных способ­ностей;

В метапредметном направлении:

В 9 классе на занятиях  внеурочной деятельности  будет продолжена работа по формированию и развитию основ читательской компетенции.

При изучении физики обучающиеся усовершенствуют приобретённые ранее навыки работы с информацией и пополнят их. Они смогут работать с текстами, преобразовывать и интерпретировать содержащуюся в них информацию, в том числе:

     систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах;

     выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядно-символической форме (в виде таблиц, графических схем и диаграмм, карт понятий — концептуальных диаграмм, опорных конспектов);

     заполнять и дополнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты.

В ходе изучения курса обучающиеся приобретут опыт проектной деятельности как особой формы учебной работы,

Способствующей воспитанию самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению мотивации и эффективности учебной

деятельности; в ходе реализации исходного замысла на практическом уровне овладеют умением выбирать адекватные стоящей задаче

средства, принимать решения, в том числе и в ситуациях неопределённости. Они получат возможность развить способность к разработке

нескольких вариантов решений, к поиску нестандартных решений, поиску и осуществлению наиболее приемлемого решения.

Метапредметным результатом изучения курса является формирование  универсальных учебных  действий.

Регулятивные УУД

·      анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;

·      идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;

·      выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;

·      формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;

·      определять необходимые действия в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;

·      находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи;

·      выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов);

·      выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;

·      составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);

·      определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;

·      отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;

·      оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;

·      сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

·      определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;

·      оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности;

·      наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;

·      принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;

·      самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;

 

Ученик получит возможность научиться:

·       самостоятельно ставить учебные цели;

·       видеть различные стратегии решения задач, осознанно выбирать способ решения;

·      основам саморегуляции в математической деятельности в форме осознанного управления своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей.

Познавательные УУД

·      подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства;

·      выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов;

·      выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство;

·      объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;

·      выделять явление из общего ряда других явлений;

·      строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям;

·      строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки;

·      излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;

·      делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.

·      обозначать символом и знаком предмет;

·      определять логические связи между предметами, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме;

·      создавать абстрактный или реальный образ предмета;

·      строить модель на основе условий задачи и способа ее решения;

·      переводить сложную по составу информацию из графического или формализованного (символьного) представления в текстовое, и наоборот;

·      строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм;

·      находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);

·      ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;

·      определять свое отношение к природной среде;

·      прогнозировать изменения ситуации при смене действия одного фактора на действие другого фактора;

·      распространять экологические знания и участвовать в практических делах по защите окружающей среды;

·      выражать свое отношение к природе через рисунки, сочинения, модели, проектные работы.

·      осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями;

·      формировать множественную выборку из поисковых источников для объективизации результатов поиска;

Ученик получит возможность научиться:

·      осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

·      самостоятельно давать определение понятиям;

·      строить простейшие классификации на основе дихотомического деления (на основе отрицания).

Коммуникативные УУД

·      определять возможные роли в совместной деятельности;

·      играть определенную роль в совместной деятельности;

·      принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;

·      определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации;

·      строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;

·      корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);

·      критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;

·      договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей;

·      организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);

·      отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);

·      представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности;

·      высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога;

·      принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;

·      делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после завершения коммуникативного контакта и обосновывать его.

·      целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;

·      выделять информационный аспект задачи, оперировать данными, использовать модель решения задачи;

·      использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление, написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др.;

 

Ученик получит возможность научиться:

·      осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

·      самостоятельно давать определение понятиям;

·      строить простейшие классификации на основе дихотомического деления (на основе отрицания).


Требования к уровню подготовки

В результате изучения курса внеурочной деятельности по физике “ Решение задач повышенной сложности ” учащиеся получают возможность знать и понимать:

  • алгоритмы решения задач по всем основным содержательным разделам курса физики: механика, молекулярная физика и термодинамика, электродинамика и квантовая физика;
  • основные формулы и определения;
  • правила работы с графической интерпретацией движения.

Умения:

  • понимать физический смысл моделей, понятий, величин;
  • объяснять физические явления, различать влияние различных факторов на протекание явлений, проявления явлений в природе или их использование в технических устройствах и повседневной жизни;
  • применять законы физики для анализа процессов на качественном уровне;
  • применять законы физики для анализа процессов на расчетном уровне;
  • анализировать условия проведения и результаты экспериментальных исследований;
  • анализировать сведения, получаемые из графиков, таблиц, схем, фотографий и проводить, используя их, расчеты;
  • решать задачи различного уровня сложности.

 

 

 

Содержание учебного курса

Содержание программы:

 

 1. Вводное занятие.-1 час

 2. Основы кинематики – 9 часа

Механическое движение,  равномерное и равноускоренное движение, свободное падение, криволинейное движение.

 

3. Основы динамики - 9 часов.

Законы Ньютона. Силы в природе: сила всемирного тяготения, сила тяжести, сила упругости, сила трения, вес тела, сила Архимеда.

 

4. Импульс. Закон сохранение импульса. Механическая работа, мощность, энергия. - 3 часа

Импульс. Закон сохранение импульса. Работа, мощность, кинетическая и потенциальная энергия, полная механическая энергия. Закон сохранения энергии в механике. КПД простых механизмов.

 

5. Тепловые явления - 3 часа

Расчет количества теплоты  при теплообмене. Расчет количества теплоты при различных фазовых переходах. Уравнение теплового баланса.

 

Учебно-тематический план

 

№№

Наименование

разделов

Всего часов

В том числе

теории

практики

1.

Введение

1

1

 

2.

Основы кинематики

9

3

6

3.

Основы динамики

13

4

9

4.

Законы сохранения в механике.

8

2

6

5.

Тепловые явления.

1

1

2

ИТОГО

34

11

23

 



Календарно - тематическое планирование

 

п/ п

Тема занятия

Кол-во часов

Дата

П

Ф

1          группа

2

группа

1   

 группа

2

группа

1

Вводное занятие

1

5.09.

2020

5.09.

2020

 

 

2

Равномерное и равнопеременное движение и величины его характеризующие.

 

1

12.09.

2020

12.09.

2020

 

 

3

1

19.09.

2020

19.09.

2020

 

 

4

1

26.09.

2020

26.09.

2020

 

 

5

1

03.10.

2020

03.10.

2020

 

 

6

Движение тела по вертикали под действием силы тяжести.

2

10.10.

2020

10.10.

2020

 

 

7

17.10.

2020

17.10.

2020

 

 

8

Криволинейное движение

1

24.10.

2020

24.10.

2020

 

 

9

1

07.11.

2020

07.11.

2020

 

 

10

1

14.11.

2020

14.11

.2020

 

 

11

Законы Ньютона.

1

21.12.

2020

21.11.

2020

 

 

12

1

28.11.

2020

28.11.

2020

 

 

13

Силы в природе.

1

5.12.

2020

5.12.

2020

 

 

14

1

12.12.

2020

12.12.

2020

 

 

15

Движение под действием нескольких сил.

1

19.12.

2020

19.12.

2020

 

 

16

1

26.01.

2021

26.12.

2021

 

 

17

2

16.01.

2021

16.01.

2021

 

 

18

23.01.

2021

23.01.

2021

 

 

19

Атмосферное давление. Гидростатическое давление. Сообщающие сосуды.

1

30.01.

2021

30.01.

2021

 

 

20

 

2

06.02.

2021

06.02.

2021

 

 

21

13.02.

2021

13.02.

2021

 

 

22

Сила Архимеда, условие плавания тел.

2

20.02.

2021

20.02.

2021

 

 

23

27.02.

2021

27.02.

2021

 

 

24

Импульс. Закон сохранение импульса.

1

06.03.

2021

06.03.

2021

 

 

25

1

13.03.

2021

13.03.

2021

 

 

26

1

20.03.

2021

20.03.

2021

 

 

27

Работа, мощность, энергия

1

03.04.

2021

03.04.

2021

 

 

28

1

10.04.

2021

10.04.

2021

 

 

29

1

17.04.

2021

17.04.

2021

 

 

30

Простые механизмы. КПД механизмов.

1

24.04.

2021

24.04.

2021

 

 

31

1

08.05.

2021

08.05.

2021

 

 

32

Расчет количества теплоты  при теплообмене.

1

15.05.

2020

15.05.

2020

 

 

33

Расчет количества теплоты в различных процессах.

1

22.05.

2021

  22.05.

2021

 

 

34

Уравнение теплового баланса.

1

 

  29.05.

2021

29.05.

2021

 

 

Итого:

34

 

 

 

 

 

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Методы проведения занятий

·   Практические (решение задач).

     В  этом возрасте  осуществляется плавный переход от решения разноплановых задач (на базе которых формируется логическое мышление у учащихся и развиваются навыки доказательной речи) к задачам по систематически изучаемому курсу.

·   Словесные (лекция, беседа, доклады учащихся).

     Дети регулярно сталкиваются с дискуссионной формой проведения занятия. Причем эта форма практикуется как работа педагога с учащимся (например, во время разбора и обсуждения задач серии), так и как общение между учащимися (в основном — во время соревнований).

·   Наглядные (схемы, графики, модели).

     При начале планомерного изучения теоретического материала (т.е. с третьего года обучения) для его визуализации активно применяются различные наглядные пособия.

Учебно-методический комплекс программы содержит:

·  Учебные и методические пособия для педагогов.

·  Учебные пособия для учащихся.

·  Комплекс технических средств (компьютерный класс с мультимедийным проектором,  подключением к Интернет, интерактивная доска, электронные учебные пособия).

·  Исследовательские работы учащихся.

Литература для учителя:

 

  1. ГИА. Сборник тестовых заданий  по физике. Сост. А.В. Берков, В.А. Грибов. – М.; АСТ: Астрель, 2008 – 2011.
  2. Лукашик В.И., Иванова Е.В. Сборник задач по физике для 7-9 классов общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2015.
  3.  Меледин Г.В. Физика в задачах. Экзаменационные задачи с решениями.- М. Просвещение,2000.
  4.  Тульчинский М.Е. Сборник качественных задач по физике.- М.: Просвещение

 

                                   Информационно-компьютерная поддержка.

  1.  https://phys-oge.sdamgia.ru/test?a=catlistwstat

 

 

Литература для учащихся:

 

  1. Лукашик В.И., Иванова Е.В. Сборник задач по физике для 7-9 классов общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2015.
  2. https://phys-oge.sdamgia.ru/test?a=catlistwstat

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя школа «Земля родная»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя школа «Земля родная»

Пояснительная записка

Пояснительная записка

После окончания курса учащиеся должны уметь решать задачи базового, повышенного и высокого уровня, уметь проводить экспериментальные измерения

После окончания курса учащиеся должны уметь решать задачи базового, повышенного и высокого уровня, уметь проводить экспериментальные измерения

В 9 классе на занятиях внеурочной деятельности будет продолжена работа по формированию и развитию основ читательской компетенции

В 9 классе на занятиях внеурочной деятельности будет продолжена работа по формированию и развитию основ читательской компетенции

Ученик получит возможность научиться: · самостоятельно ставить учебные цели; · видеть различные стратегии решения задач, осознанно выбирать способ решения; · основам саморегуляции в математической деятельности…

Ученик получит возможность научиться: · самостоятельно ставить учебные цели; · видеть различные стратегии решения задач, осознанно выбирать способ решения; · основам саморегуляции в математической деятельности…

Ученик получит возможность научиться: · осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; · самостоятельно давать определение понятиям; · строить простейшие…

Ученик получит возможность научиться: · осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; · самостоятельно давать определение понятиям; · строить простейшие…

В результате изучения курса внеурочной деятельности по физике “

В результате изучения курса внеурочной деятельности по физике “

Законы Ньютона. Силы в природе: сила всемирного тяготения, сила тяжести, сила упругости, сила трения, вес тела, сила

Законы Ньютона. Силы в природе: сила всемирного тяготения, сила тяжести, сила упругости, сила трения, вес тела, сила

Календарно - тематическое планирование № п/ п

Календарно - тематическое планирование № п/ п

Движение под действием нескольких сил

Движение под действием нескольких сил

Расчет количества теплоты в различных процессах

Расчет количества теплоты в различных процессах

Информационно-компьютерная поддержка

Информационно-компьютерная поддержка
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.05.2021