Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа «Земля родная»
Рассмотрено на заседании МО учителей математики и информатики Протокол № 5 от «28» мая 2020г. |
Принято на педагогическом совете Протокол № 9 от «30» мая 2020г. |
Утверждено Приказом № 211 от «01» июня 2020г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по
курсу внеурочной деятельности
физика «Решение задач повышенной сложности»
Уровень программы: базовый
Класс: 9
Количество часов в неделю: 1 час, всего 34 часов
Автор-составитель: Анчугова Елена Гавриловна
Программа составлена на основе программ: В. Л. Орлов, Ю. А. Сауров, «Методы решения физических задач», М., Дрофа, 2005 год. Н. И. Зорин. Элективный курс «Методы решения физических задач: 10-11 классы», М., ВАКО, 2007 год (мастерская учителя).
Новый Уренгой
2020
Пояснительная записка
Внеурочный курс физики «Решение задач повышенной сложности» состоит из двух частей; « Механика, гидростатика, тепловые явления» и « Электродинамика, оптика, ядерная физика» , предназначен для учащихся 9-х класса, выбирающих профиль обучения в старшей школе. Этот курс углубляет и систематизирует знания учащихся 9 класса по физике за курс основной школы. Курс рассчитан на 34 часа, по одному часу в неделю.
Повторение теоретических вопросов каждого урока сопровождается заданиями, которые формируют умения и навыки, такие как умение, анализировать, сравнивать, обобщать; организовывать свою работу; самостоятельно составлять алгоритм решения задач, выделять главное.
Программа курса составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (основного) общего образования, обязательного минимума содержания физического образования и рабочих программ для общеобразовательных школ.
Вся программа делится на несколько разделов. 1-ый раздел знакомит учащихся с классификацией задач и кодификацией их по темам итоговой аттестации. Остальные разделы обучают учащихся приемам и методам решения задач за 9 класс.
При решении задач по механике, гидростатике, молекулярной физике, обращается внимание на решение задач различной сложности и на накопление опыта решения задач. Данный курс является своеобразным тренингом для подготовки учащихся к решению, оформлению работ и умению пользоваться справочной литературой.
Курс создает условия для развития различных способностей и позволяет воспитывать дух сотрудничества, уважительного отношения к мнению оппонента. В ходе изучения данного курса особое внимание уделяется на развитие умений учащихся решать вычислительные, графические, качественные и экспериментальные задачи. Работа учащихся оценивается в конце 1-го полугодия с учетом накопленных баллов за тесты, выполненные при помощи компьютера с использованием диска «Физика. Редактор тестов. Тематические тесты. 7-9 классы» – Волгоград. Учитель-2010.
Основные цели курса:
Задачи курса:
После окончания курса учащиеся должны уметь решать задачи базового, повышенного и высокого уровня, уметь проводить экспериментальные измерения. Учащиеся должны уметь оформлять тестовые работы и пользоваться справочной литературой.
Формы организации деятельности:
· Индивидуальная.
Наиболее распространена на занятиях. В этой форме проходит большинство занятий в каждом году обучения.
· Групповая (командная).
Данная форма наиболее широко используется при проведении различных математических игр и соревнований. Практикуется совместная работа учащихся при подготовке докладов и при решении исследовательских задач.
· Фронтальная.
Эта форма используется в начале каждого занятия при объяснении основной темы или вводном инструктаже. Также в конце занятия эта форма используется при подведении итогов.
Формы проведения занятий.
Для учащихся 9 класса проводятся следующие виды занятий.
· Лекционно-практические занятия по освоению теории.
· Лекционно-практические занятия по решению тематических серий задач.
· Зачетные занятия.
Способы проверки преподавателем навыков учащегося.
· Изложение учащимися своих решений задач.
· Изложение учащимися решений, рассказанных преподавателем задач.
· Участие в различных этапах Всероссийской олимпиады, различных турнирах по физике, конкурсах.
Планируемые результаты изучения курса
В направлении личностного развития:
• формирование представлений о физике, как части общечеловеческой культуры, о значимости физики в развитии цивилизации и современного общества;
• развитие логического и критического мышления, культуры речи, способности к умственному эксперименту;
• формирование интеллектуальной честности и объективности, способности к преодолению мыслительных стереотипов, вытекающих из обыденного опыта;
• воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения;
• формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе;
• развитие интереса к техническому творчеству и инженерных способностей;
В метапредметном направлении:
В 9 классе на занятиях внеурочной деятельности будет продолжена работа по формированию и развитию основ читательской компетенции.
При изучении физики обучающиеся усовершенствуют приобретённые ранее навыки работы с информацией и пополнят их. Они смогут работать с текстами, преобразовывать и интерпретировать содержащуюся в них информацию, в том числе:
• систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах;
• выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядно-символической форме (в виде таблиц, графических схем и диаграмм, карт понятий — концептуальных диаграмм, опорных конспектов);
• заполнять и дополнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты.
В ходе изучения курса обучающиеся приобретут опыт проектной деятельности как особой формы учебной работы,
Способствующей воспитанию самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению мотивации и эффективности учебной
деятельности; в ходе реализации исходного замысла на практическом уровне овладеют умением выбирать адекватные стоящей задаче
средства, принимать решения, в том числе и в ситуациях неопределённости. Они получат возможность развить способность к разработке
нескольких вариантов решений, к поиску нестандартных решений, поиску и осуществлению наиболее приемлемого решения.
Метапредметным результатом изучения курса является формирование универсальных учебных действий.
Регулятивные УУД
· анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;
· идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;
· выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;
· формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;
· определять необходимые действия в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;
· находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи;
· выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов);
· выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;
· составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);
· определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;
· отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;
· оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;
· сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
· определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;
· оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности;
· наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;
· принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;
· самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;
Ученик получит возможность научиться:
· самостоятельно ставить учебные цели;
· видеть различные стратегии решения задач, осознанно выбирать способ решения;
· основам саморегуляции в математической деятельности в форме осознанного управления своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей.
Познавательные УУД
· подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства;
· выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов;
· выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство;
· объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
· выделять явление из общего ряда других явлений;
· строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям;
· строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки;
· излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;
· делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.
· обозначать символом и знаком предмет;
· определять логические связи между предметами, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме;
· создавать абстрактный или реальный образ предмета;
· строить модель на основе условий задачи и способа ее решения;
· переводить сложную по составу информацию из графического или формализованного (символьного) представления в текстовое, и наоборот;
· строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм;
· находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);
· ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;
· определять свое отношение к природной среде;
· прогнозировать изменения ситуации при смене действия одного фактора на действие другого фактора;
· распространять экологические знания и участвовать в практических делах по защите окружающей среды;
· выражать свое отношение к природе через рисунки, сочинения, модели, проектные работы.
· осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями;
· формировать множественную выборку из поисковых источников для объективизации результатов поиска;
Ученик получит возможность научиться:
· осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
· самостоятельно давать определение понятиям;
· строить простейшие классификации на основе дихотомического деления (на основе отрицания).
Коммуникативные УУД
· определять возможные роли в совместной деятельности;
· играть определенную роль в совместной деятельности;
· принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;
· определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации;
· строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;
· корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);
· критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;
· договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей;
· организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);
· отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);
· представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности;
· высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога;
· принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;
· делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после завершения коммуникативного контакта и обосновывать его.
· целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;
· выделять информационный аспект задачи, оперировать данными, использовать модель решения задачи;
· использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление, написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др.;
Ученик получит возможность научиться:
· осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
· самостоятельно давать определение понятиям;
· строить простейшие классификации на основе дихотомического деления (на основе отрицания).
Требования к уровню подготовки
В результате изучения курса внеурочной деятельности по физике “ Решение задач повышенной сложности ” учащиеся получают возможность знать и понимать:
Умения:
Содержание учебного курса
Содержание программы:
1. Вводное занятие.-1 час
2. Основы кинематики – 9 часа
Механическое движение, равномерное и равноускоренное движение, свободное падение, криволинейное движение.
3. Основы динамики - 9 часов.
Законы Ньютона. Силы в природе: сила всемирного тяготения, сила тяжести, сила упругости, сила трения, вес тела, сила Архимеда.
4. Импульс. Закон сохранение импульса. Механическая работа, мощность, энергия. - 3 часа
Импульс. Закон сохранение импульса. Работа, мощность, кинетическая и потенциальная энергия, полная механическая энергия. Закон сохранения энергии в механике. КПД простых механизмов.
5. Тепловые явления - 3 часа
Расчет количества теплоты при теплообмене. Расчет количества теплоты при различных фазовых переходах. Уравнение теплового баланса.
Учебно-тематический план
№№ |
Наименование разделов |
Всего часов |
В том числе |
|
теории |
практики |
|||
1. |
Введение |
1 |
1 |
|
2. |
Основы кинематики |
9 |
3 |
6 |
3. |
Основы динамики |
13 |
4 |
9 |
4. |
Законы сохранения в механике. |
8 |
2 |
6 |
5. |
Тепловые явления. |
1 |
1 |
2 |
ИТОГО |
34 |
11 |
23 |
Календарно - тематическое планирование
№ п/ п |
Тема занятия |
Кол-во часов |
Дата |
|||
П |
Ф |
|||||
1 группа |
2 группа |
1 группа |
2 группа |
|||
1 |
Вводное занятие |
1 |
5.09. 2020 |
5.09. 2020 |
|
|
2 |
Равномерное и равнопеременное движение и величины его характеризующие.
|
1 |
12.09. 2020 |
12.09. 2020 |
|
|
3 |
1 |
19.09. 2020 |
19.09. 2020 |
|
|
|
4 |
1 |
26.09. 2020 |
26.09. 2020 |
|
|
|
5 |
1 |
03.10. 2020 |
03.10. 2020 |
|
|
|
6 |
Движение тела по вертикали под действием силы тяжести. |
2 |
10.10. 2020 |
10.10. 2020 |
|
|
7 |
17.10. 2020 |
17.10. 2020 |
|
|
||
8 |
Криволинейное движение |
1 |
24.10. 2020 |
24.10. 2020 |
|
|
9 |
1 |
07.11. 2020 |
07.11. 2020 |
|
|
|
10 |
1 |
14.11. 2020 |
14.11 .2020 |
|
|
|
11 |
Законы Ньютона. |
1 |
21.12. 2020 |
21.11. 2020 |
|
|
12 |
1 |
28.11. 2020 |
28.11. 2020 |
|
|
|
13 |
Силы в природе. |
1 |
5.12. 2020 |
5.12. 2020 |
|
|
14 |
1 |
12.12. 2020 |
12.12. 2020 |
|
|
|
15 |
Движение под действием нескольких сил. |
1 |
19.12. 2020 |
19.12. 2020 |
|
|
16 |
1 |
26.01. 2021 |
26.12. 2021 |
|
|
|
17 |
2 |
16.01. 2021 |
16.01. 2021 |
|
|
|
18 |
23.01. 2021 |
23.01. 2021 |
|
|
||
19 |
Атмосферное давление. Гидростатическое давление. Сообщающие сосуды. |
1 |
30.01. 2021 |
30.01. 2021 |
|
|
20 |
2 |
06.02. 2021 |
06.02. 2021 |
|
|
|
21 |
13.02. 2021 |
13.02. 2021 |
|
|
||
22 |
Сила Архимеда, условие плавания тел. |
2 |
20.02. 2021 |
20.02. 2021 |
|
|
23 |
27.02. 2021 |
27.02. 2021 |
|
|
||
24 |
Импульс. Закон сохранение импульса. |
1 |
06.03. 2021 |
06.03. 2021 |
|
|
25 |
1 |
13.03. 2021 |
13.03. 2021 |
|
|
|
26 |
1 |
20.03. 2021 |
20.03. 2021 |
|
|
|
27 |
Работа, мощность, энергия |
1 |
03.04. 2021 |
03.04. 2021 |
|
|
28 |
1 |
10.04. 2021 |
10.04. 2021 |
|
|
|
29 |
1 |
17.04. 2021 |
17.04. 2021 |
|
|
|
30 |
Простые механизмы. КПД механизмов. |
1 |
24.04. 2021 |
24.04. 2021 |
|
|
31 |
1 |
08.05. 2021 |
08.05. 2021 |
|
|
|
32 |
Расчет количества теплоты при теплообмене. |
1 |
15.05. 2020 |
15.05. 2020 |
|
|
33 |
Расчет количества теплоты в различных процессах. |
1 |
22.05. 2021 |
22.05. 2021 |
|
|
34 |
Уравнение теплового баланса. |
1
|
29.05. 2021 |
29.05. 2021 |
|
|
Итого: |
34 |
|
|
|
|
· Практические (решение задач).
В этом возрасте осуществляется плавный переход от решения разноплановых задач (на базе которых формируется логическое мышление у учащихся и развиваются навыки доказательной речи) к задачам по систематически изучаемому курсу.
· Словесные (лекция, беседа, доклады учащихся).
Дети регулярно сталкиваются с дискуссионной формой проведения занятия. Причем эта форма практикуется как работа педагога с учащимся (например, во время разбора и обсуждения задач серии), так и как общение между учащимися (в основном — во время соревнований).
· Наглядные (схемы, графики, модели).
При начале планомерного изучения теоретического материала (т.е. с третьего года обучения) для его визуализации активно применяются различные наглядные пособия.
· Учебные и методические пособия для педагогов.
· Учебные пособия для учащихся.
· Комплекс технических средств (компьютерный класс с мультимедийным проектором, подключением к Интернет, интерактивная доска, электронные учебные пособия).
· Исследовательские работы учащихся.
Литература для учителя:
Информационно-компьютерная поддержка.
Литература для учащихся:
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.