Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Проектная деятельность», 3 класс
Оценка 4.6

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Проектная деятельность», 3 класс

Оценка 4.6
Образовательные программы
docx
3 кл
11.01.2023
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Проектная деятельность»,  3 класс
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Проектная деятельность», 3 класс
РП + КТП проектная деятельность 3 класс.docx

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Проектная деятельность»,

 3 класс

 

Рабочая программа по курсу «Проектная деятельность» составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта; основной образовательной программы начального общего образования; учебного плана; примерной программы начального общего образования; развивающего курса для младших школьников Р.И. Сизовой и Р.Ф. Селимовой. «Учусь создавать проект» Развитие познавательных способностей /Наша новая школа. Юным умникам и умницам. Исследуем, доказываем, проектируем, создаём.  Москва.

Выбор данного предмета и учебно-методического комплекса обусловлен соответствием основных принципов государственной политики РФ в области образования, изложенных в Законе РФ «Об образовании», в Федеральном государственном образовательном стандарте и в примерной программе начального общего образования.

В соответствии с учебным планом курс «Проектная деятельность» изучается со 2 по 4 класс по 1 часу в неделю. Общее число часов 102 часа.

Программа в 3 классе  рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю).

Число часов может варьироваться в зависимости от графика учебного процесса.

Курс «Проектная деятельность» имеет целью развитие личности и создание основ творческого потенциала учащихся,  и способствует решению следующих задач на ступени начального образования:

1. Формирование позитивной самооценки, самоуважения.

2. Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве:

·      умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности;

·      способности доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать;

·      формирование социально адекватных способов поведения.

3. Формирование способности к организации деятельности и управлению ею:

·      воспитание целеустремленности и настойчивости;

·      формирование навыков организации рабочего пространства и рационального использования рабочего времени;

·      формирование умения самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество;

·      формирование умения самостоятельно и совместно принимать решения.

4. Формирование умения решать творческие задачи.

5. Формирование умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование).

Данный курс составлен для реализации курса «Проектная деятельность» в начальной школе, который является частью проектной деятельности, реализуемой в основной школе.

 

При организации процесса обучения в раках данного курса  предполагается применением следующих педагогических технологий обучения: технологии продуктивного поиска информации, ее анализа и синтеза; проблемно-диалогической технологии; технологии  группового взаимодействия. Преподавание курса основано на деятельностном подходе как основном способе получения знаний и развития коммуникативных умений.

Контроль: текущий и итоговый в форме защиты проекта.

Содержание учебного курса

Краткая характеристика содержания курса с учетом требований ФГОС

Данный курс составлен для реализации курса «Эврика» в начальной школе, который является частью проектной деятельности, реализуемой в основной школе.

Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной

образовательной программы начального общего образования. Современные развивающие программы начального образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов и внеурочной деятельности.

Актуальность программы также обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т.д.

Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы.

Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:

•          непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;

•          развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;

•          системность организации учебно-воспитательного процесса;

•          раскрытие способностей и поддержка одаренности детей.

Ключевые темы и их взаимосвязи

Содержание программы представлено следующими модулями:

«Узнаём»

Задачи данного модуля включают в себя совершенствование процессов мышления: памяти, внимания, анализа, синтеза, творческого воображения, восприятия, ориентации в пространстве.

«Исследуем»

Задачи данного модуля включают в себя формирование знаний, умений, навыков, необходимых для организации работы по исследовательскому поиску. Здесь дети знакомятся с понятием «исследование», «методы исследования».

«Творим»

Задачами данного модуля являются: формирование у учащихся представления об исследовательской работе, как об одном из ведущих способов получения новых знаний, развитие умений творчески работать в коллективе, проводить самостоятельные наблюдения и эксперименты, создавать проекты.

«Представляем»

Задачей данного модуля является формирование умения обобщать опыт научного исследования, развитие личности ребёнка, способной к самореализации и самоутверждению.

Рабочая тетрадь для младших школьников, занимающихся проектной деятельностью созданы авторами курса Р.И.Сизовой и Р.Ф.Селимовой «Учусь создавать проект». Они способствуют развитию творческих способностей и активности учащихся, формированию проектного мировоззрения и мышления и разностороннему развитию личности, а также - это инновационные пособия, которые помогают решить задачу формирования самостоятельности ребёнка, способности к самообразованию и саморазвитию. Они помогут ребёнку научиться видеть мини-проблемы, правильно находить источники информации и формировать навыки делового общения в процессе работы над проектом.  

Каковы особенности занятий по рабочим тетрадям «Учусь создавать проект»?

В данные пособия вошли занятия, разработанные на основе работы на протяжении последних лет с проектантами, ставшими победителями, лауреатами, призерами и дипломантами окружных, городских Всесоюзных конкурсов проектно-исследовательской деятельности.

Каждое занятие данных пособий поможет детям шагать по ступенькам создания собственного проекта, познакомит с проектной технологией, с алгоритмом построения проекта и с правилами публичного выступления перед незнакомой аудиторией.

Тетрадь поможет расширить кругозор и обогатить их словарный запас новыми понятиями из мира проекта.

Каждое занятие подчинено определенной структуре, в которой имеются следующие рубрики:

1. Практические занятия «Играем в учёных» переносят детей в мир опытов и знакомят с первыми шагами в науке. Начиная работать над каким-либо опытом или занятием, дети пытаются внести в него свои размышления, а часто и дополнительные решения.

2. Рубрика «Добрый совет Дельфина» помогает в решении сложившихся проблем у ребёнка на данном этапе и является ненавязчивой подсказкой.

3. Тесты и самоанализ помогут будущему проектанту овладеть элементами рефлексии, которые будут способствовать формированию самоуважения и позитивной самооценки автора проекта.

4. Рубрика «Переменка» помогает развивать внимание и логику, творческое мышление и любознательность, память и способность к восприятию.

Данная тетрадь станет хорошим помощником, как начинающим, так и имеющим опыт работы над проектом педагогам начального звена, так как они позволяют ученикам создавать проекты с удовольствием, а учителям учить этому без принуждения и продуктивно.

Приоритетной целью образования в современной школе становится развитие личности, готовой к правильному взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию.

 

Промежуточная аттестация проводится в соответствии с Уставом и ООПНОО в форме  защиты проекта в апреле-мае.

Программа адресована обучающимся 3 класса с разноуровневой подготовкой.

 

Планируемые результаты освоения курса

Результаты освоения курса

Метапредметные УУД.

В ходе решения системы проектных задач у младших школьников могут быть сформированы следующие умения:

·         Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);

·         Целеполагать (ставить и удерживать цели);

·         Планировать (составлять план своей деятельности);

·         Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);

·         Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;

·         Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).

Обучение «Проектной деятельностью» дает возможность развивать у учащихся такие умения:

·                       умение использовать словесные и несловесные средства, адекватные ситуации;

·                       умение самостоятельной работы; взаимодействовать со взрослыми и сверстниками;

·                       умению находить нужную и главную информацию из различных источников;

·                       умению оформлять свою работу, создавать презентации, представлять и защищать свою работу;

·                       умению владеть компьютерными программами; работать в Интернете;

·                       умение делового общения в процессе работы над проектом.

 

Личностные универсальные учебные действия

У ребенка формируются:

·         учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

·         ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;

·         способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности;

·         основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;

·         чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.

Ученик получит возможность научиться: 

·         видеть проблемы;

·         ставить вопросы;

·         выдвигать гипотезы;

·         давать определение понятиям;

·         классифицировать;

·         наблюдать;

·         проводить эксперименты;

·         делать умозаключения и выводы;

·         структурировать материал;

·         готовить тексты собственных докладов;

·         объяснять, доказывать и защищать свои идеи.

 

Программа предусматривает достижение 3 уровней результатов:

 

Первый уровень результатов

(1 класс)

Второй уровень результатов 

(2-3 класс)

Третий уровень результатов

(4 класс)

предполагает приобретение первоклассниками новых знаний, опыта решения проектных задач по различным направлениям.  Результат выражается в понимании детьми сути проектной деятельности, умении поэтапно решать проектные задачи.

предполагает позитивное отношение детей к базовым ценностям общества, в частности к образованию и самообразованию.  Результат проявляется в активном использовании школьниками метода проектов, самостоятельном выборе тем (подтем) проекта, приобретении опыта самостоятельного поиска, систематизации и оформлении интересующей информации.

предполагает получение школьниками самостоятельного социального опыта. Проявляется в участии школьников в реализации социальных проектов по самостоятельно выбранному направлению.

Итоги реализации программы могут быть представлены через презентации проектов, участие в конкурсах и олимпиадах по разным направлениям, выставки, конференции, фестивали, чемпионаты и пр.

 

Виды деятельности учащихся, направленные на достижение результата

Проектная деятельность обучающихся — совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования (выработка концепции, определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности, создание плана, программ и организация деятельности по реализации проекта) и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.

Проектно-исследовательская деятельность — деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, выделение принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов, оценка реализуемости исследования, определение необходимых ресурсов. Является организационной рамкой исследования.

Примерные виды деятельности:

Определять этапы работы над проектом. Презентовать свое увлечение, достижения.

Видеть проблему и находить необходимые действия.    Воплощение собственных замыслов в творческий продукт. Овладение  средствами и способами воплощения собственных замыслов.

Высказывание предположения о неизвестном. Нахождение способов проверки своих гипотез. Инсценировать поиск  и пробу известных и неизвестных способов действия.

Составлять паспорт проекта. Анализировать чужую работу и делать вывод.

Распознавать вид вопросов для анкет. Составлять вопросы для анкетирования.

Размещать проектный материал на постере в соответствии с требованиями. Создавать постер.

Создавать сообщения различной природы (устные и письменные тексты). Создавать постер со ссылками, иллюстрациями, графическими схемами, планами. Работать в программе  МРР. Работать с фотографиями, рисунками, фигурами и диаграммами  в программе МРР.

Настраивать анимацию на слайде. Создавать дизайн к презентациям. Творить и понимать мир.

Работать с фотографиями на слайдах. Составлять презентации по своей теме проекта. Составлять презентации по любой заданной теме. Создавать папку по проекту. Составлять тесты. Проводить рефлексию.    Обрабатывать тесты в виде диаграмм. Проводить рефлексию. Защищать свой проект.

 

Содержание учебного курса

Круг твоих интересов. Хобби. Увлечения. Этапы работы над проектом. 1 ч

Выбор темы твоего проекта. Подбор материала для проекта. Проблема. Решение проблемы 1 ч

Выбор темы твоего исследования. Предположение. Гипотеза. Решение задачи. 1 ч

Требования к паспорту проекта. Составление паспорта проекта. Практические занятия. 2 ч

Требования к составления  анкет для проекта. Анкетирование 2 ч

Постер. Требование к созданию постера. Условия размещения материала на постере. 1 ч

Практические занятия. Создание мини - постера. 2 ч

Изучение и освоение возможностей программы МРР. Вставка фотографий, рисунков, фигур, диаграмм. 3 ч

Программа МРР. Анимация. Настройка анимации. 3 ч

Программа МРР. Дизайн. 3 ч

Фотография на слайдах. Работа с фотографией на слайдах 2 ч

Требования к компьютерной презентации 2 ч

Закрепление полученных умений и навыков в работе МРР. 2 ч

Практическое занятие. Составление первой презентации по заданному тексту 3 ч

Подготовка проектной документации к выступлению на конкурсе. Обработка информации. Интервью. Визитка. 2 ч

Тесты. Тестирование. Самоанализ. Рефлексия. 1 ч

Твои впечатления от работы над проектом Пожелания будущим проектантам. 1 ч

Страница благодарности тем, кто окружал и поддерживал тебя в этом году 1 ч

Советы на лето от Мудрого Дельфина. 1 ч

 

Воспитывающий и развивающий потенциал учебного  курса

Данный курс как инновационный, практико – ориентированный помогает решать задачи формирования универсальных действий на метапредметном уровне, этот курс способствует развитию качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального состава российского общества. Этот курс даёт возмож­ность младшему школьнику познакомиться с закономерностями мира общения, особенностями коммуникации в современном мире; осознать важность достижения успехов в лич­ной и общественной жизни.                                              

 

Межпредметные связи учебного предмета, курса.

Существенная особенность курса состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Курс «Эврика» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, приучая детей к рационально-научному и эмоционально-ценностному постижению окружающего мира.

 

Тематическое планирование

№ п/п

Название раздела и тем

Количество часов

Практическая работа

I

Теоретическая часть

13

 

1

Круг твоих интересов. Хобби. Увлечения. Этапы работы над проектом.

1

 

2

Выбор темы твоего проекта. Подбор материала для проекта. Проблема. Решение проблемы

1

Подбор материала для проекта

3

Выбор темы твоего исследования. Предположение. Гипотеза. Решение задачи.

1

 

4

Требования к паспорту проекта.

1

 

5

Требования к составления анкет для проекта.

1

 

6

Постер. Требование к созданию постера. Условия размещения материала на постере.

1

 

7

Изучение и освоение возможностей программы МРР.

1

 

8

Программа МРР. Анимация.

1

 

9

Программа МРР. Дизайн.

1

 

10

Фотография на слайдах.

1

 

11

Требования к компьютерной презентации

2

 

12

Советы на лето от Мудрого Дельфина.

1

 

II

Практическая часть

21

 

1

Составление паспорта проекта. Практические занятия.

1

Практические занятия.

2

Анкетирование

1

Анкетирование

3

Практические занятия. Создание мини - постера.

2

Создание мини - постера.

4

Вставка фотографий, рисунков, фигур, диаграмм.

2

Вставка фотографий, рисунков, фигур, диаграмм.

5

Настройка анимации.

2

Настройка анимации.

6

Программа МРР. Дизайн.

2

Дизайн.

7

Фотография на слайдах. Работа с фотографией на слайдах

1

Работа с фотографией на слайдах

8

Закрепление полученных умений и навыков в работе МРР.

2

 

9

Практическое занятие. Составление первой презентации по заданному тексту

3

Составление первой презентации по заданному тексту

10

Подготовка проектной документации к выступлению на конкурсе. Обработка информации. Интервью. Визитка.

2

Обработка информации. Интервью. Визитка.

11

Тесты. Тестирование. Самоанализ. Рефлексия.

1

Тестирование. Самоанализ

12

Твои впечатления от работы над проектом Пожелания будущим проектантам.

1

 

13

Страница благодарности тем, кто окружал и поддерживал тебя в этом году. Защита проектов.

1

 

 

Всего:

34

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Календарно-тематический план по курсу «Проектная деятельность», 3 класс

п/п

Наименование изучаемой темы

Дата

Тема занятия

Кол-во

часов

план

факт

  1.  

06.09

 

Круг твоих интересов. Хобби. Увлечения. Этапы работы над проектом.

1

  1.  

13.09

 

Выбор темы твоего проекта. Подбор материала для проекта. Проблема. Решение проблемы.

1

  1.  

20.09

 

Выбор темы твоего исследования. Предположение. Гипотеза. Решение задачи.

1

  1.  

27.09

 

Требования к паспорту проекта. Составление паспорта проекта. Практические занятия.

1

  1.  

04.10

 

Требования к паспорту проекта. Составление паспорта проекта. Практические занятия.

1

  1.  

11.10

 

Требования к составлению анкет для проекта. Анкетирование.

1

  1.  

18.10

 

Требования к составлению анкет для проекта. Анкетирование.

1

  1.  

25.10

 

Постер. Требование к созданию постера. Условия размещения материала на постере.

1

  1.  

08.11

 

Практические занятия. Создание мини - постера.

1

  1.  

15.11

 

Практические занятия. Создание мини - постера.

1

  1.  

22.11

 

Изучение и освоение возможностей программы МРР. Вставка фотографий, рисунков, фигур, диаграмм.

1

  1.  

29.11

 

Изучение и освоение возможностей программы МРР. Вставка фотографий, рисунков, фигур, диаграмм.

1

  1.  

06.12

 

Изучение и освоение возможностей программы МРР. Вставка фотографий, рисунков, фигур, диаграмм.

1

  1.  

13.12

 

Программа МРР. Анимация. Настройка анимации..

1

  1.  

20.12

 

Программа МРР. Анимация. Настройка анимации..

1

  1.  

27.12

 

Программа МРР. Анимация. Настройка анимации..

1

  1.  

10.01

 

Программа МРР. Дизайн.

1

  1.  

17.01

 

Программа МРР. Дизайн.

1

  1.  

24.01

 

Программа МРР. Дизайн.

1

  1.  

31.01

 

Фотография на слайдах. Работа с фотографией на слайдах

1

  1.  

07.02

 

Фотография на слайдах. Работа с фотографией на слайдах

1

  1.  

14.02

 

Требования к компьютерной презентации

1

  1.  

21.02

 

Требования к компьютерной презентации

1

  1.  

28.02

 

Закрепление полученных умений и навыков в работе МРР.

1

  1.  

07.03

 

Закрепление полученных умений и навыков в работе МРР.

1

  1.  

14.03

 

Практическое занятие. Составление первой презентации по заданному тексту

1

  1.  

21.03

 

Практическое занятие. Составление первой презентации по заданному тексту

1

  1.  

04.04

 

Практическое занятие. Составление первой презентации по заданному тексту

1

  1.  

11.04

 

Подготовка проектной документации к выступлению на конкурсе. Обработка информации. Интервью. Визитка.

1

  1.  

18.04

 

Подготовка проектной документации к выступлению на конкурсе. Обработка информации. Интервью. Визитка.

1

  1.  

25.04

 

Тесты. Тестирование. Самоанализ. Рефлексия.

1

  1.  

02.05

 

Твои впечатления от работы над проектом Пожелания будущим проектантам.

1

  1.  

16.05

 

Страница благодарности тем, кто окружал и поддерживал тебя в этом году. Защита проектов.

1

  1.  

23.05

 

Советы на лето от Мудрого Дельфина. Защита проектов. Промежуточная аттестация.

1


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 


 

Скачано с www.znanio.ru

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Проектная деятельность», 3 класс

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Проектная деятельность», 3 класс

Современные развивающие программы начального образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов и внеурочной деятельности

Современные развивающие программы начального образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов и внеурочной деятельности

Каждое занятие подчинено определенной структуре, в которой имеются следующие рубрики: 1

Каждое занятие подчинено определенной структуре, в которой имеются следующие рубрики: 1

Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою

Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою

Проектно-исследовательская деятельность — деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, выделение принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов, оценка реализуемости…

Проектно-исследовательская деятельность — деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, выделение принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов, оценка реализуемости…

Этот курс даёт возмож­ность младшему школьнику познакомиться с закономерностями мира общения, особенностями коммуникации в современном мире; осознать важность достижения успехов в лич­ной и общественной жизни

Этот курс даёт возмож­ность младшему школьнику познакомиться с закономерностями мира общения, особенностями коммуникации в современном мире; осознать важность достижения успехов в лич­ной и общественной жизни

Практическое занятие. Составление первой презентации по заданному тексту 3

Практическое занятие. Составление первой презентации по заданному тексту 3

Наименование изучаемой темы

Наименование изучаемой темы

Практическое занятие. Составление первой презентации по заданному тексту 1 04

Практическое занятие. Составление первой презентации по заданному тексту 1 04

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Проектная деятельность», 3 класс

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Проектная деятельность»,  3 класс

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Проектная деятельность», 3 класс

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Проектная деятельность»,  3 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.01.2023