Департамент общего образования Томской области
Областное государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Школа-интернат для обучающихся с нарушениями слуха»
(ОГБОУ «Школа-интернат для обучающихся с нарушениями слуха»)
Утверждена на педагогическом совете школы-интерната Приказ №__ от «__»____2018 г. Директор ________________Л.Д. Дузькряченко |
Рассмотрена и согласована на методическом совете школы Протокол №___ от «__»____2018 г. Заместитель директора по УР _________ Н.С. Фролова
|
Рассмотрена и обсуждена на методическом объединении Протокол №___ от «__»____2018 г. Председатель МО ______ Т.П. Мурина |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по курсу внеурочной деятельности
«ТЕАТРАЛЬНЫЙ КУЗОВОК
для обучающихся начальных классов
слабослышащего отделения
1. Составлена с учётом требований Программы для специальных (коррекционных) образовательных учреждений II вида (для слабослышащих и позднооглохших детей) Утверждённой Министерством образования Российской Федерации (Москва 2007)
Составители программы:
Моисеева Р.И.
Дутова Т.Н.
Корсунова М.Р.
ТОМСК 2018-2019 учебный год
Пояснительная записка
«Театр – это волшебный край,
в котором ребёнок радуется,
играя, а в игре он познаёт мир!»
С.И. Мерзлякова
В настоящий момент по требованиям ФГОС актуальным является разнообразное использование творчества школьников. Введение театрального искусства в жизнедеятельность обучающихся младшего школьного возраста, имеющих нарушения слуха, способно эффективно повлиять на воспитательно-образовательный процесс.
Театр – искусство синтетическое, он воздействует на ребёнка целым комплексом художественных средств: художественное слово, наглядный образ, живописно-декоративное оформление, музыка и др. Важнейшим фактором становления личности, по мнению Д. Эльконина, является чрезвычайно яркая, положительно эмоционально-окрашенная тенденция к овладению новым миром. Такая тенденция может быть сформирована в процессе организации музыкально-театрального воспитания. Музыка и театр обладают огромной силой эмоционального воздействия. Театр способен вовлечь ребёнка в новое пространство, в котором младший школьник становится самостоятельной и активно действующей личностью, что для него чрезвычайно важно в современном мире.
Современная педагогика рассматривает возможности театра в качестве реального средства художественного воспитания школьников. Театр во все времена был школой талантливого зрителя. Театральное искусство – одно, из звеньев в системе воздействий, определяющих процесс формирования личности. Осуществление этой работы является важным компонентом всей системы развивающего обучения и воспитания в школе и одним из направлений формирования художественной культуры у школьников.
Опыт показывает, что театр в той или иной мере привлекает к себе школьников всех возрастных групп, а использование этого вида художественно-творческой деятельности в общевоспитательных и развивающих целях весьма плодотворно для младших школьников. Театрализованная деятельность предполагает всемирное развитие активности, инициативы учащихся, их индивидуальных склонностей и способностей.
Учащиеся младших классов с особенностями в развитии – (нарушениями слуха) более чем другие дети, нуждаются в речевом развитии, снятии напряжения, педагогической помощи, в специальном расширении и обогащении сенсомоторного пространства. Театральная деятельность ориентирована на всестороннее развитие и воспитание каждого школьника, его психическое благополучие; нравственное здоровье, решение проблем социальной адаптации школьников; приобщение их к общечеловеческим ценностям.
Тематическая направленность программы:
a) общекультурная,
b) социально-психологическая,
c) нравственно-моральная,
d) эстетическая,
e) этическая,
f) художественная,
g) по форме организации – групповая.
Цель программы:
Создание условий для приобщения детей к творчеству, развития их способностей (речевых, мыслительных, читательских, литературных, актёрских, оформительских), воспитание чувств коллективизма.
Задачи:
Наполнить жизнь детей яркими впечатлениям, интересными делами, радостью творчества.
Развивать культуру и технику речи, память, воображение, артистические и мыслительные способности.
Формировать единый комплекс знаний, умений, навыков речевой деятельности, актерского мастерства, сценической речи.
Развивать творческие способности, художественное воображение, способности к самовыражению: речевые способности и культуру речи (дикция, чистота произношения, постановки голоса); наблюдательность, широту и глубину внимания; основу сценического мышления.
Формировать важнейшие эстетические понятия и ценностей: эстетический вкус, способность к эстетической оценки происходящего.
Планируемые результаты:
Личностные УУД
Формирование мотива, реализующего потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности. Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе. Формирование установки на здоровый образ жизни.
Познавательные УУД
Умение устанавливать причинно-следственные связи, ориентироваться на разнообразие способов решения задач. Умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения творческих заданий. Умение строить рассуждения в форме связи простых суждений о герое произведения, его положительных и отрицательных характеристик.
Коммуникативные УУД
Умение вступать в диалог, понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет и вопрос. Умение договариваться, находить общее решение, работать в группах. Умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать, умение контролировать действия партнёра по деятельности. Умение задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром. Формировать способность адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач. Уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Регулятивные УУД
Моделирование различных ситуаций поведения в школе и других общественных местах. Различение допустимых и недопустимых форм поведения. Умение адекватно принимать оценку учителя и одноклассников. Способность осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания.
Содержание программы «Театральный кузовок» нацелено на формирование культуры творческой личности, на приобщение учащихся к общечеловеческим ценностям через собственное творчество и освоение прошлого опыта. Содержание программы расширяет представления учащихся о художественных стилях и направлениях в искусстве, формирует чувства гармонии.
Сплочение коллектива класса, расширение культурного диапазона учеников, учителей, воспитателей, родителей, повышение культуры поведения – всё это, возможно, осуществлять через обучение и творчество на театральных занятиях в школе.
Особое значение театральное творчество приобретает в начальной школе. Оно не только помогает воспитывать, но и обучает с помощью игры, т.к. для детей игра в этом возрасте – содержательный вид деятельности, постоянно перерастающий в работу (обучение).
Считаем, что на сегодняшний день программа является актуальной не только для нашей школы, но и для других образовательных организаций. Эта программа важна для педагогов, родителей, которые стремятся организовать досуг детей, стремятся вовлечь школьников и детский коллектив в разнообразные виды искусства и творческой деятельности в нём.
Огромное значение придаётся индивидуальной и групповой работе. Программа составлена с учётом и использованием современных инновационных приёмов и методов. Используется дыхательная и артикуляционная гимнастика, развивающие игры, упражнения и тренинги. Эти задания предлагаются в начале каждого занятия театрального кружка с обязательным обоснованием: что именно эти упражнения активизируют слух, развивают речь, память, внимание, артикуляционный аппарат, мелкую моторику и т.д. Почти в каждое занятие включается хотя бы одно упражнение на развитие произвольного внимания, памяти, фантазии, согласованности коллективных действий.
Процесс самостоятельного изготовления атрибутики для того или иного спектакля, всегда захватывает и увлекает детей. Изготавливая куклу, ребёнок развивает свой мануальный интеллект, учится концентрировать внимание и творит, сразу и непосредственно воспринимая результат творчества. Развивая у школьников такие умения, как способность ориентироваться в предлагаемых обстоятельствах, во времени, пространстве, умение быстро овладевать новым движением, темпом, пластикой тела, ритмом, упражнения способствуют формированию внутренней собранности, готовности активно включиться в творческий процесс.
Программа ориентирована на всестороннее развитие личности ребёнка, его неповторимой индивидуальности и которая наметила курс на гуманизацию воспитательно-образовательной работы с детьми и пробудила интерес к психологическим особенностям периодов детского развития. Структура программы состоит из нескольких образовательно-воспитательных блоков (теория, практика, экскурсии). Все образовательные блоки предусматривают не только усвоение теоретических знаний, но и формирование деятельностного практического опыта. Практические задания способствуют развитию у детей творческих способностей, умения создавать своими руками кукол, декорации для кукольного театра; сценические костюмы для представлений. Результаты обучения достигаются в каждом образовательном блоке. В планирование содержания включены итоговые задания: викторины, квесты и др., которые проводятся в конце изучения каждого тематического блока.
Педагогические принципы программы «Театральный кузовок»:
a) индивидуально-дифференцированный подход к образованию ребёнка;
b) учёт его индивидуальных возможностей и способностей, положения ребёнка в семье, школе;
c) уважение личности;
d) использование метода предметного обучения;
e) поощрение творчества, достижения качества, самостоятельного поиска художественного решения;
f) предоставление условий для участия в разнообразной предметно-практической, творческой деятельности.
Организация процесса
Во внеурочную деятельность включены обучающиеся отделения слабослышащих детей 6 «А» и 4 классов:
1. Александрова Виктория
2. Багаева Екатерина
3. Иванова Валерия
4. Кабанов Артём
5. Каличкина Виолетта
6. Шилов Владислав
7. Чурсин Вячеслав
8. Панфёров Александр
9. Драморецкий Денис
10. Налитов Даниил
11. Грасмик Арина
12. Спиридонова Инна
13. Васюшкина Екатерина
Планируемое количество обучающихся до 15-ти человек. Эта норма исходит из санитарно-гигиенических норм. Такое количество позволяет педагогам реализовать на практике принцип индивидуально-личностного подхода к обучающимся, что очень важно в условиях данного образовательного учреждения.
Занятия проводятся 2 часа в неделю. Расписание занятий составляется с учётом пожеланий учащихся, их родителей, а также возможностей учреждения. Программа рассчитана на 1 год. Каждая четверть посвящена новой теме. Постигать данное искусство обучающиеся будут постепенно: овладеют навыком работы с элементами театрализации, умением самостоятельно изготавливать атрибутику, желанием участвовать в конкурсах рисунков, отвечать на вопросы викторин, а потом приступят к работе над выбранной темой посредством драматизации, театрализации, обыгрывания социальной ситуации и т.д.
При организации работы педагогам нужно помнить и выполнять одно из самых основных требований к занятиям – необходимо учитывать влияние театра на детей и с большой требовательностью относиться к идейному содержанию спектаклей, их художественному оформлению и проведению.
Все, что предлагается детям, должно быть высокоидейным и методически правильным. При распределении занятий учесть уровень подготовки и возраст обучающихся. Шире использовать индивидуальные формы работы. Одним из важных моментов и условий плодотворной работы над реализацией программы является подведение итогов. Они проходят открыто в присутствии всех членов кружка, педагогов, родителей, обучающихся. Форма проведения разная. При этом помнить: успехи каждого сравниваются только с предыдущим уровнем его знаний, умений, навыков, его личностным ростом.
Мотивы и ценности программы «Театральный кузовок»:
Повышать интерес к театральному искусству, стремление совершенствовать свои навыки работы в данном направлении;
Закреплять знания о театрализованной деятельности, профессиях, связанных с театром (режиссёр, художник, декоратор, бутафор, актёр);
Совершенствовать умения изготавливать атрибутику, элементы костюмов, декорацию, оформление для сцены и пр.;
Формировать доминантные качества личности;
Приобретать необходимые личностные качества.
Методическое обеспечение программы «Театральный кузовок»
Гармоничное развитие личности тесно связано с процессом формирования её духовных запросов, с одной стороны, и с реализацией творческих возможностей, с другой. Оба эти процесса идут в теснейшей связи друг с другом, находятся в диалектическом единстве. Любой ребёнок, желающий получить представление о театральном искусстве во всех его проявлениях и практически проверить на себе эти знания, получает реальную возможность сделать это, обучаясь по данной программе «Театральный кузовок».
Данная программа обучения основам театрального искусства направлена, прежде всего, на развитие творческого начала в каждом ребёнке, на выражение его личного «Я». Весь процесс обучения строится на использовании театральной педагогики – технологии актёрского мастерства, сочетающей комплекс специальных упражнений, театральных игр, адаптированных для занятий с особенными детьми. В основе адаптации лежит принцип действенного освоения материала через постановку увлекательных творческих задач. При подаче и усвоении учебного материала учитываются психолого-возрастные особенности каждого ребёнка.
В процессе обучения будут решены следующие проблемы:
раскрепощение детей,
снятие зажимов,
устранение комплексов,
раскрытие возможностей, способностей и талантов самого ребёнка,
обеспечение детей всевозможными средствами для раскрытия способностей.
Это значит, что все занятия направлены на развитие следующих качеств:
a) речедвигательного аспекта,
b) наблюдательности,
c) творческой фантазии,
d) воображения, внимания и памяти,
e) ассоциативного и образного мышления,
f) чувства ритма,
g) партнерских отношений в коллективе,
h) умение формулировать свои мысли,
i) умение донести свои идеи и ощущения до зрителя.
В программе используются развивающие методики. Все занятия строятся по принципу игрового существования, от элементарного фантазирования к созданию образа. Чтобы развивать способности детей с особыми образовательными потребностями, создаётся ситуация, где эти способности обнаруживаются, возникает необходимость в использовании этих способностей. На протяжении всего учебного процесса при подаче и усвоении учебного материала учитываются психолого-возрастные особенности детей. Каждый ребёнок проходит путь от упражнения к спектаклю. Дети и педагоги – участники совместного творческого процесса. Родители выступают заинтересованной стороной.
Обучение ведётся согласно основным принципам педагогики искусства:
1. От постановки творческой задачи до достижения творческого результата.
2. Вовлечение в творческий процесс учеников и их родителей.
3. Смена типа и ритма работы.
4. От простого к сложному.
5. Создание высокой и устойчивой мотивации к обучению.
Основной формой занятий являются речевые игры-упражнения, миниатюрные сюжетно-ролевые сценки, театральные игры, позволяющие учитывать возрастные особенности детей и формировать важнейшие умения и навыки актерского мастерства. Наряду с играми вводятся специальные упражнения актёрского тренинга. Игровые и диалоговые формы уравновешиваются. На занятиях используются тренинги: речевой, пластический, актёрский.
Кроме этого, используются этюдные и репетиционные формы работы, созерцание, активное слушание, импровизация, драматизация. Применяются групповые и индивидуальные формы обучения. Полученные в процессе обучения навыки реализуются детьми в конкретной творческой работе.
Программа обучения театральному искусству представляет целостную систему взаимосвязанных между собою предметов: «Техника и культура речи», «Основы театральной культуры», «Ритмопластика», «Актёрское мастерство», «Работа над пьесой и спектаклем». Все тематические блоки вводятся в программу одновременно и сопровождают учащихся на протяжении всего курса обучения. От занятия к занятию меняется уровень постановки задач и отчасти преобладающая методика (от игры к выполнению осознанной творческой задачи).
Последовательность распределения материала заключается в том, чтобы в течение обучения помочь детям направить своё внимание в творческое русло, снять зажимы и комплексы, подготовить детей для работы в творческом коллективе, подвести к желанию самовыражаться. Открыть для детей поведение (действие) как основной материал актёрского поведения, представляющего выразительность и яркость демонстрации как основу выступления актёра перед зрителями.
В процессе всего обучения используются игры и упражнения:
a) общеразвивающие,
b) специально-театральные,
c) на развитие пластики движений,
d) на развитие внимания, воображения, памяти, логики действия и поведения актёра.
Большинство упражнений выполняется коллективно, часто в кругу. Упражнения от занятия к занятию варьируются, вводятся новые, ранее пройденные закрепляются.
Учебно-тематический план по постановке спектаклей на 2018/2019 учебный год
Учебная четверть |
Содержание (название сказки) |
Чему учит сказка |
Деятельность по сопровождению |
I четверть |
Адаптированная русская народная сказка «По щучьему велению» |
Сказка учит внимательности. Если бы Емеля не был внимательным человеком, он не заметил бы в проруби щуку. Сказка учит быть ловкими и находчивыми. Емеля, заметив щуку, не растерялся и поймал её голыми руками. Можно сказать, что он в буквальном смысле «поймал удачу за хвост» и, в результате, получил возможность творить чудеса. Главный смысл сказки «По щучьему велению» состоит в том, что счастье человека зависит от него самого. Если не знаешь, чего желать, то ничего и не будет |
Конкурс рисунков Викторина Посещение библиотеки Фотоконкурс Экскурсия |
II четверть |
Адаптированная русская народная сказка «Рукавичка» |
Сказка учит быть гостеприимным, дружелюбным, заботиться о ближних. Звери жалеют друг друга, не дают замёрзнуть, пускают в жилище каждого нового товарища, при этом сами теснятся, испытывают неудобства. Текст наполнен красочными именами животных, логическими повторами, которые быстро запоминаются и развивают их речь |
Конкурс рисунков Викторина Посещение библиотеки Фотоконкурс Экскурсия |
III четверть |
Адаптированная сказка С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев» |
Сказка учит быть добрыми и трудолюбивыми, не держать на других зла, относиться уважительно к другим людям. Зло всегда остаётся наказанным, а готовность прийти на помощь, великодушие и любовь к ближнему - всегда помогут отыскать друзей и помощников по жизни. Главная героиня сказки наделена такими качествами, как доброта, трудолюбие, терпение, уважительное отношение к старшим, честность, порядочность, скромность и вежливость. |
Конкурс рисунков Викторина Посещение библиотеки Фотоконкурс Экскурсия |
IV четверть |
Адаптированная музыкальная РНС «Волк и семеро козлят» |
Главная мысль сказки заключается в том, что нужно быть осторожными и внимательными и наблюдательными. Очень важно знать, что различные злые люди могут использовать для обмана разные приёмы. Сказка учит, что к советам и наказам старших следует прислушиваться, а также, что нужно быть осмотрительным и не поддаваться на уговоры и "конфетки" аферистов |
Конкурс рисунков Викторина Посещение библиотеки Фотоконкурс Экскурсия |
Основные блоки деятельности в процессе подготовки спектакля
№ п\п |
Содержание |
Речевое наполнение |
1. |
Вводное мероприятие (игры, речевые упражнения, движения на развитие пластики движения мелкой и крупной моторики и др.) |
заклички, пестушки, короткие фразы, слова, словосочетания сопровождающие движения |
2. |
Знакомство с произведением |
чтение, определение характера героев, восприятие, общее впечатление, представление |
3. |
Посещение школьной библиотеки, работа с Интернет-ресурсами |
выражения речевого этикета |
4. |
Просмотр мультипликационных фильмов |
проговаривание коротких фраз героем мультфильмов |
5. |
Выполнение рисунков по сказке |
оречевление действий, ответы на вопросы по рисункам |
6. |
Работа над текстом |
выразительное чтение, техника чтения, интонирование |
7. |
Приглашение артистов театра в гости (мастер-класс) |
диалог, ответы на вопросы |
8. |
Репетиции по сценарию |
проговаривание текста |
9. |
Изготовление необходимой атрибутики (привлечение родителей, законных представителей) |
закрепление речевого материала |
10. |
Составление пригласительных билетов, объявления, оформление сцены |
формулирование вопросов по содержанию |
11. |
Показ представления дошкольникам, обучающимся 1-ых, 2-ых классов |
|
12. |
Итоговая часть (заключение) |
|
Экскурсии в рамках рабочей программы «Театральный кузовок» по внеурочной деятельности
Огромную, ни с чем несравнимую радость, доставляет детям посещение театра, его таинственная, обещающая чудо атмосфера, праздничное и радостное представление. Дети очень впечатлительны и поэтому легко поддаются эмоциональному воздействию — сочувствию добрым героям, переживаниям за победу добра над злом. Ведь в силу развитого у детей образно-конкретного мышления спектакль, поставленный по любимой сказке, помогает им ярче и правильнее воспринимать её главную идею и настроение.
Театр объединяет произведение драматургии и зрителя впрямую, эмоционально, и в этом одна из великих его привилегий и тайн. В этом его волшебство. Поэтому он давно стал кафедрой, с которой, по словам Н.В. Гоголя, «читается разом целой толпе живой урок…». После посещения театра будь то экскурсия или просмотр представления, лети незаметно для себя обогащаются познанием красивой, таинственной, увлекательной жизни духа.
№ п/п |
Место отдыха |
Адрес расположения |
1. |
Театр «Скоморох» |
Соляная площадь №4 |
2. |
Театр юного зрителя |
пер. Нахановича, №4 |
3. |
Частный театр «Версия» |
ул. Белинского, №40 |
4. |
Томский драматический театр |
ул. Ленина, №4 |
5. |
Развлекательный центр «Факел» |
ул. Красноармейская, №120 (по средам) |
Ожидаемые результаты
В результате изучения обучающиеся познакомятся
с профессиями людей, которые работают в театре (режиссёр, художник-декоратор, бутафор, актёр, зритель и т.д.);
с устройством театра.
В результате изучения обучающиеся будут иметь представление:
что такое театр,
структура театра,
чем отличается театр от других видов искусств,
как появился театр,
какие виды театров существуют.
Будут иметь понятия:
об элементарных технических средствах сцены,
об оформлении сцены,
о нормах поведения на сцене и в зрительном зале.
Научатся:
выражать своё отношение к явлениям в жизни и на сцене,
образно мыслить,
концентрировать внимание,
ощущать себя в сценическом пространстве,
управлять предметами, другой атрибутикой над ширмой,
изготавливать театральную куклу из различных материалов,
создавать декорации и афиши для спектаклей.
Приобретут навыки:
общения с партнёром (одноклассниками, младшими товарищами),
элементарного актёрского мастерства,
выразительной и правильной речи,
коллективного творчества,
образного восприятия окружающего мира,
пластики крупной и мелкой моторики,
ощущения себя в сценическом пространстве.
Содержание программы «Театральный кузовок»
1. История театра в жизни человека
Вводное занятие. Даётся представление о том, как развивалось творчество, как зародился кукольный театр. Обучающиеся знакомятся с культурой разных народов и др.
2. Знакомство с театральной лексикой, профессиями людей, работающих в театре (режиссёр, художник-декоратор, бутафор, актер и т.д.)
В процессе общения дети знакомятся с театральной лексикой, различными профессиями театра.
3. Знакомство с профессией бутафора, его деятельностью, знакомство с куклами-марионетками, куклами-игрушками, перчаточными куклами.
БУТАФОРИЯ – это поддельные предметы, которые употребляются в театральных постановках вместо настоящих вещей, а также детали декораций и театральных костюмов. Это слово произошло от итальянского buttafiori – так назывался рабочий, который подавал артистам необходимые по ходу действия предметы. Удаленность от зрителя и использование световых эффектов позволяют заменять подлинные предметы поддельными, изготовленными специально для спектакля.
Современные художники-бутафоры умеют достигать впечатления реальности самыми простыми средствами. Из веревки делается резьба по дереву, из жести — хрустальная посуда, из папье-маше — мрамор, гранит или бронза, из цветного стекла — драгоценности. Бутафория является важной составной частью сценического действия. Вот почему во многих театрах имеются специальные бутафорские цехи. От бутафории нужно отличать реквизит, т.е. все предметы, которые находятся во время действия на сцене, — картины, часы, посуда, вазы, очки, ручки, шпаги и т.п. В реквизите всегда много подлинных предметов. С ними работает реквизитор, который раскладывает их на сцене или раздает актерам.
Бутафор - великий человек, его задача создать сцену для актёра и целый мир для зрителя. В его руках из сущей мелочи творятся декорации. Из глины, пластилина, бумаги, фольги, битых стеклышек, отреза ткани, да краски появляется целый мир, завораживающий зрителя. Детей знакомят с профессией бутафора, почему так называется, что он делает, его роль в театре.
6. Представление сказки, знакомство со сказкой.
Дети знакомятся со сказкой для спектакля. Читают, разбирают непонятные слова, словосочетания, выражения. Читают по ролям. Договариваются, какие костюмы, атрибутику можно приготовить своими руками. Для того, чтобы изготовить куклу, необходимо «вжиться» в роль этой куклы. Каждый читает свою роль с интонацией.
7. Изготовление атрибутики. Процесс самостоятельного изготовления атрибутики – всегда захватывает и увлекает детей. К примеру, изготавливая куклу, ребёнок развивает свой мануальный интеллект, учится концентрировать внимание и творит, сразу и непосредственно воспринимая результат творчества. Куклы изготавливаются на занятиях, соответствуя персонажам того или иного произведения. Особое внимание уделяется их оформлению.
8. Работа над ширмой.
Ребята рассматривают куклу-героя той или иной сказки, разговаривают с ней, персонаж тоже общается с ними: гладит, обнимает, целует своего собеседника. Затем можно переходить к упражнениям, развивающим моторику рук. Работа начинается с индивидуального выхода, вхождения в образ, тренинг. В процессе репетиций сказка разбивается на части. Затем все части соединяются.
9. Этюды и упражнения с целью развития речи, пластики, моторики. Занятия техникой речи. Репетиция по эпизодам.
Слово воздействует на движение, оно является средством воздействия на представление, воображение. В театрализованном действии много условностей в движении сказочных героев, поэтому сценическая речь имеет большое значение в работе театра. Учащиеся учатся работать над пьесой: чтение, обсуждение, распределение ролей, заучивание, репетиция. Последний этап – выступление учащихся для товарищей по школе, дошкольников.
10. Создание костюмов, эскизов и декораций. Создание декораций и бутафории.
Декорации – это один из существенных элементов концептуального решения торжества, несущий вполне определенную художественную задачу – создание обстановки, среды, в которой происходит праздничное действие. Изготовление театральных декораций, костюмов, в которые облачаются герои – это индивидуальный подход к изготовлению каждого элемента. Все театральные декорации, костюмы изготовляются вручную. Бутафория - специально изготовленные предметы, которые употребляются в театральных спектаклях вместо настоящих вещей.
11. Организация и проведение викторин, конкурсов рисунков, конкурсов фотографий, экскурсий.
Организовать викторины в соответствии с театральным направлением. Провести конкурсы рисунков по данной теме, отметить активных участников призами, поздравлениями.
Познакомить детей со знанием театра; посетить спектакли с родителями; познакомить с актёрами, пообщаться с ними; подняться на сцену, пройти за кулисы, посетить гримёрку, побеседовать с режиссёром. Воспитывать у детей любовь к театру. У ребят поистине уникальная возможность прикоснуться к тому, что они недавно видели на сцене.
12. Обсуждение, анализ.
В процессе обсуждения спектакля важно учитывать все нюансы, допущенные ошибки. Чтобы дать характеристику спектаклю, его формированию, нужно настроить обучающихся на искусственно неразделимые элементы, научить вычленять, разделять и анализировать.
Методическое обеспечение деятельности
Систематическая комплексная работа с использованием новых методик обучения и общения со школьником является первым и непременным условием развития творческих способностей детей.
Для того, чтобы обеспечить этот процесс необходимо:
a) дидактический материал: карточки с индивидуальными заданиями, афиши, книжки-раскладушки (игровые программы), картинки для театра картинок;
b) диагностические карты для изучения эмоциональной сферы младших школьников с нарушениями слуха;
c) комплекты перчаточных кукол;
d) театральную ширму;
e) куклы-марионетки;
f) куклы-игрушки;
g) декорации для спектаклей;
h) создание сценических костюмов, атрибутов, аксессуаров для театра моды;
i) магнитофон, видеомагнитофон, телевизор, мультимедиа-аппаратуру
Календарно-тематическое планирование
№ п\п |
Тема занятия |
Содержание занятия |
Дата |
1. |
Вводное занятие Таинственные превращения |
Театр. Его истоки. Знакомство с историей возникновения театра петрушек, с театральной лексикой, профессиями людей, которые работают в театре (режиссер, художник - декоратор, бутафор, актер). Ввести детей в мир театра, дать первоначальное представление о «превращении и перевоплощении», как главном явлении театрального искусства |
|
2. |
Выбор для спектакля пьесы. Просмотр мультфильмов |
Просмотр мультфильмов. Беседа о просмотренном. Какие картины вам понравились?
|
|
3. |
Работа над стихотворным текстом, небольшим сюжетным рассказом |
Выделение основных слов по содержанию текста. Повторение. Написание своего сценария по сюжету |
|
4. |
Работа над текстом мультфильма |
Дополнение сценария. |
|
5. |
Изготовление декорации, элементов костюмов и бутафории по задуманному сценарию |
|
|
6. |
Изготовление декорации, элементов костюмов и бутафории по задуманному сценарию |
Изготовление кукол по персонажу. Изготовление костюма.
|
|
7. |
Изготовление декораций по сценарию |
Изготовление декораций к представлению: деревьев, дома |
|
8. . |
Изготовление декорации, элементов костюмов и бутафории по задуманному сценарию |
Распределение ролей и чтение произведения учащихся. Каково эмоциональное состояние персонажа? Каков его характер? Отработка чтения каждой роли: прочитать четко, ясно проговаривая все звуки в словах, не глотать окончания, соблюдать правила дыхания; определить логические ударения, паузы; постараться представить себя на месте персонажа, подумать, как надо читать за “него” и почему именно так. |
|
9. |
Работа над текстом по сценарию |
Обработка чтения каждой роли, репетиция за столом (учить детей умению вживаться в сою роль, учить их интонации передавать настроение, чувства, персонажа). |
|
10. |
Репетиция по сценарию |
Обучение работе над ширмой: надеть куклу на руку: голову на указательный палец, руки куклы на большой и средний пальцы ; проводить куклу над ширмой на вытянутой руке, стараясь делать это плавно, без скачков; проделать предложенные упражнения с каждым ребенком |
|
11. |
Репетиция по сценарию |
Обучение работе над ширмой: управлять движениями кукол, размещать декорацию |
|
12. |
Репетиция по сценарию |
Обучение работе над ширмой, чтение каждым кукловодом своей роли, действия роли. Распределение технических обязанностей по спектаклю, установка оформления, декоративных деталей, подача бутафории, помощь друг другу в управлении куклами, звуковое оформление спектакля. |
|
13. |
Генеральный показ представления |
Музыкальное оформление |
|
14. |
Ознакомление с произведением
|
Чтение произведения вслух в присутствии всех учащихся. Определение времени и места действия. Характеристика действующих лиц, их взаимоотношения. Определение места и времени
|
|
15. |
Работа над содержанием текста |
Распределение ролей. Читки по ролям за столом. |
|
16. |
Работа над текстом |
Читки по ролям, глубокий и детальный разбор пьесы. |
|
17. |
Работа над текстом |
Обработка чтения каждой роли, репетиция за столом (учить детей умению вживаться в сою роль, учить их интонации передавать настроение, чувства, персонажа). |
|
18. |
Изготовление бутафории |
Изготовление декорации по сценарию |
|
19. |
Изготовление подручных предметов |
Изготовление предметов атрибутики |
|
20. |
Репетиция |
Распределение технических обязанностей по спектаклю, установка оформления, декоративных деталей, подача бутафории, помощь друг другу
|
|
21. |
Репетиция |
Работа за ширмой. Соединение действия куклы со словами своей роли и проигрывание ролей. |
|
22. |
Генеральный показ |
Музыкальное оформление, оформление сцены |
|
23. |
Выбор |
Ознакомление со сказкой «Репа». Обдумывание сценария пьесы. |
|
24. |
Работа над текстом |
Написание сценария по мотивам сказки |
|
25. |
Работа над текстом |
Корректировка сценария, адаптация текста |
|
26. |
Изготовление бутафории |
Изготовление атрибутики |
|
27. |
Изготовление бутафории |
Изготовление кукол |
|
28. |
Репетиция |
Чтение по ролям
|
|
29. |
Репетиция |
Чтение по ролям
|
|
30. |
Репетиция |
Чтение по ролям. Работа с куклой на ширме
|
|
31. |
Репетиция |
Чтение по ролям. Работа с куклой на ширме
|
|
32. |
Показ постановки |
Оформление ширмы. Музыкальное оформление |
|
33. |
Поведение итогов работы |
Анализ работы за год. Подчеркнуть достигнутые успехи, наметить планы на будущее |
|
Оценка и контроль результатов.
К концу учебного 2018-2019 года младшие школьники с нарушениями слуха будут уметь:
1. Создавать этюды, сценки, проигрывать их.
2. Выполнять упражнения, этюды по актерскому мастерству.
3. Фантазировать, владеть мимикой, жестами в играх-драматизациях, театральных сценках.
4. Показывать основы актёрского мастерства посредством представления театрализованных действий.
5. Пользоваться упражнениями и этюдами по актерскому мастерству.
Список используемой литературы:
1. Анисимов Г.П. «Режиссер в музыкальном театре» М., ВТО, 1980
2. Березкин В.И. «Искусство оформления спектакля» М., Знание, 1986
3. Базанов В.В. «Техника и технология сцены». Учебное пособие для высших и средних учебных заведений искусств и культуры, Л., Искусство, 1976.
4. Гончарова О. В. Программа художественно-эстетического воспитания «Театральная палитра». Издательство: Сфера, 2010 г.
5. Джексон Шейла «Костюм для сцены», пособие по изготовлению театрального костюма; М., Искусство, 1984
6. Кудинова Т.Н., «От водевиля до мюзикла», М., Сов. Композитор, 1986
7. Михайлова Е.В. «Театр в эстетическом воспитании младших школьников», М., Просвещение, 1975
8. Муравьев Б.Л. «От дыхания к голосу», работа над речевым дыханием актера, Л., 1982
9. Петрова Л.А. «О технике речи», М., 1981
10. Станиславский К.С. «Об искусстве театра», Избранное, М., ВТО,1982
11. Смирнова Н.И. «Искусство играющих кукол», М., 2001
12. Ф. Вальтер «О музыкальном театре», М., Радуга, 1984
13. Шильгави В.П. «Начнем с игры», М., Просвещение, 1980
14. Городкова Т.В., Нагибина М.И. «Мягкие игрушки-мультяшки и зверюшки», 1997
15. Климовский В.Л. «Мы идем за кулисы», книга о театральных цехах, М., детская литература, 1982
16. Трифонова Н. «Кукольный театр своими руками.
17. Шиян О. А. «Развитие творческого мышления. Работаем по сказке». Издательство: Мозаика-Синтез, 2016 г.
18. https://www.maam.ru/detskijsad/rabochaja-programa-teatralnogo-kruzhka-solnyshko-vozrast-detei-6-7-let-2017-2018-uchebnyi-god.html
19. Мизюра Л. В. Анализ работы по теме самообразования «Развитие коммуникативно-речевых способностей обучающихся начальной школы с ОВЗ средствами театральной деятельности» // Школьная педагогика. — 2017. — №2. — С. 22-25. — URL https://moluch.ru/th/2/archive/60/2510/
20. http://www.komkultura.ru/Spektakl-i-zritel/Teatr-olshebnyiy-kray
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.