Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "В мире информации"

  • docx
  • 18.06.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала В мире информации.docx

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная  школа № 401

Колпинского района

Санкт-Петербурга

 

 

«ПРИНЯТО»

Педагогический совет

от «30» августа 2024 г.

Секретарь____________

 

 

 

«УТВЕРЖДЕНО»

Директор ГБОУ школы №401

_____________К,В,Левшин

Приказ № 525-О

от  «30» августа 2024 г,

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

(ID 5892930)

 

по курсу внеурочной деятельности

«В мире информации»

для обучающихся 2 В класса

Срок реализации;  2024 – 2025 учебный год

 

                

                                                            Разработчик:

Иванова Ирина Николаевна

Фамилия, имя, отчество

учитель начальных классов

                                                                                                                                       должность

 

Санкт-Петербург

2024-2025

 

Пояснительная записка

Программа курса внеурочной деятельности «В мире информации» разработана для учащихся 2В класса в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и авторской программы С.А.Шейкиной «В мире информации. Работаем с информационными источниками» 2 класс. Программа внеурочной деятельности / Автор- составитель С.А. Шейкина; под редакцией Е.С. Галанжиной. - М.: Планета, 2019.

 

Основной целью изучения интегрированного курса «В мире информации.» являетсясоздание условий для формирования информационных компетенций обучающихся и развития у школьников информационной грамотности: способности решать учебные и практические задачи на основе сформированных универсальных учебных действий, работать с информацией, представленной в виде сплошных и не сплошных текстов, таблиц, диаграмм, графиков, кластеров и другой инфографики.

 

Программа определяет ряд задач:

  содействовать формированию мыслительных навыков: умению ставить вопросы, обобщать, выделять часть из целого, устанавливать закономерности, делать умозаключения;

   способствовать формированию информационно-коммуникационных компетенций учащихся;

  формировать универсальные учебные действия познавательного, логического, знаково-символического, регулятивного и коммуникативного характера;

  создавать необходимые условия для проявления творческой индивидуальности каждого ученика;

  создавать условия для развития у детей познавательных интересов, формировать стремление ребенка к размышлению и поиску.

Решение названных задач обеспечит осознанное поведение в окружающем детей мире и личностную заинтересованность в расширении знаний.

Особенностью построения программы «В мире информации» является то, что в неё включено большое количество заданий на развитие логического и пространственного мышления, памяти, внимания. Задания способствуют становлению у детей познавательных процессов и формированию творческих способностей.

Характерной особенностью программы является занимательность изложения и практическая направленность материала.

 

Место курса  в учебном плане.

     Занятия проходят во внеурочное время 1 раз в неделю. Продолжительность курса определена из расчёта 34 часа в год  в соответствии с годовым учебным планом ГБОУ школы № 401.

 

                         Планируемые результаты освоения программы

В результате освоения программы курса внеурочной деятельности «В мире информации» ученики второго класса приобретут общие навыки работы с информацией и будут способны:

-                оценивать потребность в дополнительной информации;

-                 определять возможные источники информации и способы её поиска;

-               осуществлять поиск информации в словарях, справочниках, энциклопедиях, библиотеках, Интернете;

-                получать информацию из наблюдений, при обобщении;

-                анализировать полученные сведения, выделяя признаки и их значения, определяя целое и части, применяя свёртывание информации и представление её в наглядном виде (таблицы, схемы, диаграммы);

-               организовывать информацию тематически, упорядочивать по различным основаниям;

-                 наращивать свои собственные знания, сравнивая, обобщая и систематизируя полученную информацию и имеющиеся знания, обновляя представления о причинно-следственных связях;

-               создавать свои информационные объекты (сообщения, графические работы);

-               использовать информацию для построения умозаключений; использовать информацию для принятия решений.

Планируемыми результатами изучения курса внеурочной деятельности «В мире информации. Работаем с информационными источниками» являются следующие личностные и метапредметные результаты.

Личностные:

-                умение определять и высказывать под руководством педагога самые простые, общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);

-               умение в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества делать выбор (при поддержке других участников группы и педагога), как поступить.

Метапредметные:

Регулятивные:

-                способность принимать и сохранять учебную цель и задачу;

-               планировать реализацию учебной задачи (в том числе во внутреннем плане);

-                контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение;

-              определять и формулировать цель деятельности;

-               работать по предложенному плану;

-                уметь отличать правильно выполненное задание от выполненного неправильно;

-                совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

Познавательные:

-               использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование;

-                 владеть широким спектром логических действий и операций, включая общие приемы решения задач;

-                ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;

-               делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в потоке информации;

-               перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты;

-                 преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Коммуникативные:

-               адекватно передавать информацию и выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи;

-                доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);

-              слушать и понимать речь других;

-                 совместно договариваться о правилах работы в группе;

-               учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

В результате изучения курса внеурочной деятельности «В мире информации» второклассники:

-                приобретут навыки работы с содержащейся в текстах информацией (в процессе чтения литературных, учебных, научно-познавательных текстов, соответствующих возрасту);

-               научатся использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое - и выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения;

-               научатся составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание в устной или письменной форме;

-                научатся самостоятельно организовывать поиск информации, нужной для решения практической или учебной задачи;

-               приобретут первичный опыт критического отношения к получаемой информации, сопоставления её с имеющимся жизненным опытом;

-               овладеют элементарными навыками чтения информации, представленной в наглядно-символической форме (рисунки, таблицы, диаграммы, схемы);

- научатся работать с несколькими источниками информации, сопоставлять, преобразовывать и интерпретировать информацию, полученную из нескольких источников.

 

СОДЕРЖАНИЕ  КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Сплошные тексты

Текст как информационный объект. Понимание прочитанного текста. Понимание на слух информации, содержащейся в представленном тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации. Анализ информации с целью выделения существенных и несущественных признаков.

 

Кластеры

Кластер как информационный объект. Информация, представленная в явном и неявном виде. Ключевые слова. Создание простейшей информационной модели. Составление кластера на основе прочитанного текста. Преобразование информации из одной формы в другую.

 

Таблицы

Таблица как информационный объект. Поиск информации, необходимой для решения учебной или практической задачи. Внесение данных в таблицу. Сходства и различия в информации, представленной в явном и неявном видах. Определение достаточности или недостаточности данных для выполнения учебного и практического задания. Ранжирование данных по указанным признакам. Соотнесение информации, представленной в таблице, с жизненной ситуацией. Определение значимой информации для выполнения учебной задачи. Преобразование информации из одной формы в другую. Анализ информации с целью выделения существенных и несущественных признаков.

 

Диаграммы

Диаграмма как информационный объект. Легенда диаграммы. Разнообразие диаграмм: столбчатые, линейные, круговые, гистограммы. Построение диаграмм по образцу. Анализ и интерпретация информации на диаграмме. Самостоятельное построение диаграмм разного вида. Преобразование информации из одной формы в другую. Практическое применение диаграмм в жизни. Анализ информации с целью выделения существенных и несущественных признаков.

 

Графики

График как информационный объект. Сбор и представление информации, связанной со счётом (пересчётом), измерением величин; фиксирование, анализ полученной информации. Построение простейших графиков. Преобразование информации из одной формы в другую. Практическое применение графиков в жизни.

 

Инфографика

Инфографика как информационный объект. Виды инфо-графики: афиша, объявление, входной билет, проездной билет, листовка, ценник в магазине, пиктограммы, плакат, вывески, рисунки (несплошные тексты). Анализ и обобщение представленной информации. Оценка и, в случае необходимости, коррекция собственных действий по решению учебной задачи. Создание собственного информационного графического объекта. Интерпретация данных, изображенных на рисунке. Преобразование информации из одной формы в другую. Анализ информации с целью выделения существенных и несущественных признаков.

 

Исследовательская (групповая) работа.

Осознание цели и ситуации устного общения в группе. Адекватное восприятие звучащей речи. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т.п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей. Выражение собственного мнения, его аргументация. Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или собственный опыт. Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративно- изобразительных материалов.


 


Календарно-тематическое планирование по внеурочной деятельности

 

Тема занятия

Дата проведения

 

План

Факт

1.

Идём в школу

 02.09-06.09

 

2.

На уроке математики

09.09-13.09

 

3

На уроке математики

16.09-20.09

 

4.

В гости к осени

23.09-27.09

 

5.

Разгадываеми составляем ребусы

30.09-04.10

 

6.

Разгадываем и составляем ребусы

07.10-11.10

 

7.

На уроке рус­ского языка

14.10-18.10

 

8.

На уроке рус­ского языка

21.10-25.10

 

9.

В библиотеке

06.11-07.11

 

10.

В библиотеке

11.11-15.11

 

11.

В библиотеке

18.11-21.11

 

12.

Мы читаем

25.11-29.11

 

13.

День народного единства

02.12-06.12

 

14.

На улице

09.12-13.12

 

15.

На улице

16.12-20.12

 

16.

Скоро Новый год!

23.12-27.12

 

17.

Любимые мультфильмы

13.01-17.01

 

18.

Любимые мультфильмы

20.01-24.01

 

19.

В бассейне

27.01-31.01

 

20.

В бассейне

03.02-07.02

 

21.

В бассейне

10.02-14.02

 

22.

Широкая Масленица

17.02-21.02

 

23.

Логические таблицы

24.02-28.02

 

24.

Решаем логические задачи

03.03-07.03

 

25.

В магазине

10.03-14.03

 

26.

В аптеке

17.03-21.03

 

27.

Решаем логические задачи

31.03-04.04

 

28.

О чем расскажет упаковка?

07.04-11.04

 

29.

О чем расскажет упаковка?

14.04-18.04

 

30.

Что такое экология?

21.04-25.04

 

31.

Этикетки на одежде

28.04-02.05

 

32.

Пришкольная территория

05.05-09.05

 

33.

Информация

12.05-16.05

 

34.

Итоговое занятие. Проверь себя

19.05-23.05

 

 


Описание  материально-технического обеспечения.

1.               Рабочая тетрадь: В мире информации. Работаем с информационными источниками. 2 класс: Тетрадь для обучающихся / Автор-составитель С.А. Шейкина; под редакцией Е.С. Галанжиной. - М.: Планета, 2019.

2.                 Методическое пособие для учителя: В мире информации. Работаем с информационными источниками. 2 класс. Программа внеурочной деятельности / Автор- составитель С.А. Шейкина; под редакцией Е.С. Галанжиной. - М.: Планета, 2019.

3.                 Мультимедийный проектор

4.Компьютер с МФУ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



 

Скачано с www.znanio.ru