МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 401
Колпинского района
Санкт-Петербурга
«ПРИНЯТО» Педагогический совет от «30» августа 2024 г. Секретарь____________
|
|
«УТВЕРЖДЕНО» Директор ГБОУ школы №401 _____________К,В,Левшин Приказ № 525-О от «30» августа 2024 г, |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 5892930)
по курсу внеурочной деятельности
«В мире информации»
для обучающихся 2 В класса
Срок реализации; 2024 – 2025 учебный год
Разработчик:
Иванова Ирина Николаевна
Фамилия, имя, отчество
учитель начальных классов
должность
Санкт-Петербург
2024-2025
Пояснительная записка
Программа курса внеурочной деятельности «В мире информации» разработана для учащихся 2В класса в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и авторской программы С.А.Шейкиной «В мире информации. Работаем с информационными источниками» 2 класс. Программа внеурочной деятельности / Автор- составитель С.А. Шейкина; под редакцией Е.С. Галанжиной. - М.: Планета, 2019.
Основной целью изучения интегрированного курса «В мире информации.» являетсясоздание условий для формирования информационных компетенций обучающихся и развития у школьников информационной грамотности: способности решать учебные и практические задачи на основе сформированных универсальных учебных действий, работать с информацией, представленной в виде сплошных и не сплошных текстов, таблиц, диаграмм, графиков, кластеров и другой инфографики.
Программа определяет ряд задач:
• содействовать формированию мыслительных навыков: умению ставить вопросы, обобщать, выделять часть из целого, устанавливать закономерности, делать умозаключения;
• способствовать формированию информационно-коммуникационных компетенций учащихся;
• формировать универсальные учебные действия познавательного, логического, знаково-символического, регулятивного и коммуникативного характера;
• создавать необходимые условия для проявления творческой индивидуальности каждого ученика;
• создавать условия для развития у детей познавательных интересов, формировать стремление ребенка к размышлению и поиску.
Решение названных задач обеспечит осознанное поведение в окружающем детей мире и личностную заинтересованность в расширении знаний.
Особенностью построения программы «В мире информации» является то, что в неё включено большое количество заданий на развитие логического и пространственного мышления, памяти, внимания. Задания способствуют становлению у детей познавательных процессов и формированию творческих способностей.
Характерной особенностью программы является занимательность изложения и практическая направленность материала.
Место курса в учебном плане.
Занятия проходят во внеурочное время 1 раз в неделю. Продолжительность курса определена из расчёта 34 часа в год в соответствии с годовым учебным планом ГБОУ школы № 401.
Планируемые результаты освоения программы
В результате освоения программы курса внеурочной деятельности «В мире информации» ученики второго класса приобретут общие навыки работы с информацией и будут способны:
- оценивать потребность в дополнительной информации;
- определять возможные источники информации и способы её поиска;
- осуществлять поиск информации в словарях, справочниках, энциклопедиях, библиотеках, Интернете;
- получать информацию из наблюдений, при обобщении;
- анализировать полученные сведения, выделяя признаки и их значения, определяя целое и части, применяя свёртывание информации и представление её в наглядном виде (таблицы, схемы, диаграммы);
- организовывать информацию тематически, упорядочивать по различным основаниям;
- наращивать свои собственные знания, сравнивая, обобщая и систематизируя полученную информацию и имеющиеся знания, обновляя представления о причинно-следственных связях;
- создавать свои информационные объекты (сообщения, графические работы);
- использовать информацию для построения умозаключений; использовать информацию для принятия решений.
Планируемыми результатами изучения курса внеурочной деятельности «В мире информации. Работаем с информационными источниками» являются следующие личностные и метапредметные результаты.
Личностные:
- умение определять и высказывать под руководством педагога самые простые, общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
- умение в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества делать выбор (при поддержке других участников группы и педагога), как поступить.
Метапредметные:
Регулятивные:
- способность принимать и сохранять учебную цель и задачу;
- планировать реализацию учебной задачи (в том числе во внутреннем плане);
- контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение;
- определять и формулировать цель деятельности;
- работать по предложенному плану;
- уметь отличать правильно выполненное задание от выполненного неправильно;
- совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
Познавательные:
- использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование;
- владеть широким спектром логических действий и операций, включая общие приемы решения задач;
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
- делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в потоке информации;
- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Коммуникативные:
- адекватно передавать информацию и выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи;
- доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
- слушать и понимать речь других;
- совместно договариваться о правилах работы в группе;
- учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
В результате изучения курса внеурочной деятельности «В мире информации» второклассники:
- приобретут навыки работы с содержащейся в текстах информацией (в процессе чтения литературных, учебных, научно-познавательных текстов, соответствующих возрасту);
- научатся использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое - и выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения;
- научатся составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание в устной или письменной форме;
- научатся самостоятельно организовывать поиск информации, нужной для решения практической или учебной задачи;
- приобретут первичный опыт критического отношения к получаемой информации, сопоставления её с имеющимся жизненным опытом;
- овладеют элементарными навыками чтения информации, представленной в наглядно-символической форме (рисунки, таблицы, диаграммы, схемы);
- научатся работать с несколькими источниками информации, сопоставлять, преобразовывать и интерпретировать информацию, полученную из нескольких источников.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Сплошные тексты
Текст как информационный объект. Понимание прочитанного текста. Понимание на слух информации, содержащейся в представленном тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации. Анализ информации с целью выделения существенных и несущественных признаков.
Кластеры
Кластер как информационный объект. Информация, представленная в явном и неявном виде. Ключевые слова. Создание простейшей информационной модели. Составление кластера на основе прочитанного текста. Преобразование информации из одной формы в другую.
Таблицы
Таблица как информационный объект. Поиск информации, необходимой для решения учебной или практической задачи. Внесение данных в таблицу. Сходства и различия в информации, представленной в явном и неявном видах. Определение достаточности или недостаточности данных для выполнения учебного и практического задания. Ранжирование данных по указанным признакам. Соотнесение информации, представленной в таблице, с жизненной ситуацией. Определение значимой информации для выполнения учебной задачи. Преобразование информации из одной формы в другую. Анализ информации с целью выделения существенных и несущественных признаков.
Диаграммы
Диаграмма как информационный объект. Легенда диаграммы. Разнообразие диаграмм: столбчатые, линейные, круговые, гистограммы. Построение диаграмм по образцу. Анализ и интерпретация информации на диаграмме. Самостоятельное построение диаграмм разного вида. Преобразование информации из одной формы в другую. Практическое применение диаграмм в жизни. Анализ информации с целью выделения существенных и несущественных признаков.
Графики
График как информационный объект. Сбор и представление информации, связанной со счётом (пересчётом), измерением величин; фиксирование, анализ полученной информации. Построение простейших графиков. Преобразование информации из одной формы в другую. Практическое применение графиков в жизни.
Инфографика
Инфографика как информационный объект. Виды инфо-графики: афиша, объявление, входной билет, проездной билет, листовка, ценник в магазине, пиктограммы, плакат, вывески, рисунки (несплошные тексты). Анализ и обобщение представленной информации. Оценка и, в случае необходимости, коррекция собственных действий по решению учебной задачи. Создание собственного информационного графического объекта. Интерпретация данных, изображенных на рисунке. Преобразование информации из одной формы в другую. Анализ информации с целью выделения существенных и несущественных признаков.
Исследовательская (групповая) работа.
Осознание цели и ситуации устного общения в группе. Адекватное восприятие звучащей речи. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т.п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей. Выражение собственного мнения, его аргументация. Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или собственный опыт. Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративно- изобразительных материалов.
Календарно-тематическое планирование по внеурочной деятельности
№ |
Тема занятия |
Дата проведения
|
|
План |
Факт |
||
1. |
Идём в школу |
02.09-06.09 |
|
2. |
На уроке математики |
09.09-13.09 |
|
3 |
На уроке математики |
16.09-20.09 |
|
4. |
В гости к осени |
23.09-27.09 |
|
5. |
Разгадываеми составляем ребусы |
30.09-04.10 |
|
6. |
Разгадываем и составляем ребусы |
07.10-11.10 |
|
7. |
На уроке русского языка |
14.10-18.10 |
|
8. |
На уроке русского языка |
21.10-25.10 |
|
9. |
В библиотеке |
06.11-07.11 |
|
10. |
В библиотеке |
11.11-15.11 |
|
11. |
В библиотеке |
18.11-21.11 |
|
12. |
Мы читаем |
25.11-29.11 |
|
13. |
День народного единства |
02.12-06.12 |
|
14. |
На улице |
09.12-13.12 |
|
15. |
На улице |
16.12-20.12 |
|
16. |
Скоро Новый год! |
23.12-27.12 |
|
17. |
Любимые мультфильмы |
13.01-17.01 |
|
18. |
Любимые мультфильмы |
20.01-24.01 |
|
19. |
В бассейне |
27.01-31.01 |
|
20. |
В бассейне |
03.02-07.02 |
|
21. |
В бассейне |
10.02-14.02 |
|
22. |
Широкая Масленица |
17.02-21.02 |
|
23. |
Логические таблицы |
24.02-28.02 |
|
24. |
Решаем логические задачи |
03.03-07.03 |
|
25. |
В магазине |
10.03-14.03 |
|
26. |
В аптеке |
17.03-21.03 |
|
27. |
Решаем логические задачи |
31.03-04.04 |
|
28. |
О чем расскажет упаковка? |
07.04-11.04 |
|
29. |
О чем расскажет упаковка? |
14.04-18.04 |
|
30. |
Что такое экология? |
21.04-25.04 |
|
31. |
Этикетки на одежде |
28.04-02.05 |
|
32. |
Пришкольная территория |
05.05-09.05 |
|
33. |
Информация |
12.05-16.05 |
|
34. |
Итоговое занятие. Проверь себя |
19.05-23.05 |
|
Описание материально-технического обеспечения.
1. Рабочая тетрадь: В мире информации. Работаем с информационными источниками. 2 класс: Тетрадь для обучающихся / Автор-составитель С.А. Шейкина; под редакцией Е.С. Галанжиной. - М.: Планета, 2019.
2. Методическое пособие для учителя: В мире информации. Работаем с информационными источниками. 2 класс. Программа внеурочной деятельности / Автор- составитель С.А. Шейкина; под редакцией Е.С. Галанжиной. - М.: Планета, 2019.
3. Мультимедийный проектор
4.Компьютер с МФУ
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.