Рабочая программа по литературе. 10 класс.
Оценка 4.8

Рабочая программа по литературе. 10 класс.

Оценка 4.8
doc
23.07.2020
Рабочая программа по литературе. 10 класс.
Садовый_РП-Лит-ра_10 кл_102 часа - копия - 111.doc

 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

МОУ «СОШ П. САДОВЫЙ»»

ТАТИЩЕВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

 

 

РАССМОТРЕНО

 

на заседании МС

Протокол №____ от

«____»__________20____г

Руководитель МС

 

___________________

 

СОГЛАСОВАНО

 

Заместитель директора по   учебно-воспитательной работе

________________________

 

«___» ____________ 20___  г.

 

 

 

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

 

по литературере

 (указать предмет)

Уровень  обучения (класс) ____10 класс_________________

                       (начальное общее,  основное общее, среднеобщее образование с указанием классов)

 

Общее количество часов:     102 .__

Количество часов в неделю  __3__       Уровень ____базовый__________                           

 

Учебник, автор

Литература: 10 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений:./ Б.А.Ланин, Л.Ю.Устинова; под ред. проф. Б.А.Ланина. -М.: «Вентана-Граф», 2014.

Издательство, год издания

__ «Вентана-Граф», 2014 г._________________________________________________

 

 

                                            

 

 

п. Садовый

2019 г.

                                         Пояснительная записка         

 

 Рабочая программа составлена на  основе  программы по литературе для 5-11 классов, рекомендованной  Министерством образования и науки Российской Федерации в 2013г. (автор-составитель   Б.А.Ланин, Л.Ю.Устинова (М: «Вентана-Граф», 2013).

 Программа, на основе которой составлена рабочая, является частью УМК, включающего программу, учебники по литературе для 5-11 кл. средней школы (базовый и профильный уровни), тематическое и поурочное планирование с методическими рекомендациями для учителя.

      Учитывая рекомендации, изложенные в «Методическом письме о преподавании учебного предмета «Литература» в условиях введения Федерального компонента государственного стандарта общего образования», в рабочей программе выделены часы на развитие речи, на уроки внеклассного чтения.   

Программа учебного курса «Литература» объемом  102 часа в год, реализуется по 3 ч. в неделю.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздел 1. Планируемые результаты освоения учебного предмета­­­­­­­­­­­­­­­­ – литература

В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования Федерального государственного образовательного стандарта данная рабочая программа для 10 классвнаправлена на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов по литературе.

Личностные результаты

• умение анализировать и характеризовать произведение как художественное целое; выявлять авторское отношение к изображённому, давать аргументированную интерпретацию и личностную оценку произведению;

• умение определять нравственно-философскую и социально-историческую проблематику литературных произведений; выявлять сходство тематики и героев разных произведений; привлекать литературно-критические материалы при

анализе художественного текста;

• умение соотносить изученное произведение со временем его написания, с различными литературными направлениями, с основными фактами жизни и творческого пути писателя;

• умение выразительно читать произведения или их фрагменты, в том числе наизусть; пересказывать узловые сцены и эпизоды изученных произведений;

• самостоятельное выполнение различных видов творческих устных и письменных работ, написание классных и домашних сочинений по изученным произведениям, а также на жизненно важные темы, связанные с курсом литературы;

 • совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;
 • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).

Метапредметные результаты

 

• овладение понятийным аппаратом и научными методами познания в объёме, необходимом для дальнейшего образования и самообразования;

• приобретение читательского опыта и повышении читательской компетенции;

• умение привлекать изученный материал и использовать различные источники информации для решения учебных проблем, анализировать, систематизировать, критически оценивать и интерпретировать информацию;

приобретение коммуникативных навыков, в готовности выслушать и понять другую точку зрения, в корректности ведения диалога (полилога), включая общение с помощью средств новых информационных технологий,

приобретение опыта участия в дискуссиях,

умение строить речевое и неречевое поведение в условиях межкультурного общения.

 • умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
 • умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;
• умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.

Предметные результаты

В познавательной сфере:
 • понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;
 • понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
 • умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
 • определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);
• владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
                 В ценностно-ориентационной сфере:
 • приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
 • формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;
 • собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
 • понимание авторской позиции и свое отношение к ней;

               В коммуникативной сфере:
• восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
• умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;
• написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;
              В эстетической сфере:
• понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
 • понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.

 

Раздел 2. Содержание учебного предмета

Содержание тем учебного курса.

№ п/п

Наименование разделов

 и тем

Кол-во часов

Из них

 

Теоретические

Практические

Контрольные

Самостоятельные

Экскурсии

Проекты

 

 

Введение. Русская литература 19 века в контексте мировой культуры

2

2

 

 

 

 

 

1

А.С.Пушкин

7+2

2

7

 

2

 

 

 

4

И.А.Гончаров.

8+2

1

3

 

 

 

 

5

А.Н.Островский.

7+2

1

5

 

 

Посещение театра (заочно)

 

 

6

И.С.Тургенев

9

2

5

1

 

 

 

7

Ф.И.Тютчев

6

 

3

 

 

 

1

8

А.А.Фет,.

6

 

3

 

 

 

1

9

Н.А.Некрасов.

12

2

6

 

 

 

 

10.

М.Е.Салтыков-Щедрин.

5

1

2

 

 

 

 

11

Л.Н.Толстой.

16+2р.р

2

12

 

2

 

1

12

Ф.М.Достоевский.

8

1

7

 

 

 

 

15

Из зарубежной литературы

6

2

 

 

 

 

 

16.

Зачетный урок

1

 

 

1

 

 

 

17.

Итоговый урок

1

 

 

 

 

 

 

18.

Резерв

3

 

 

 

 

 

 

 

                                   Всего:

105

20

70

2

4 (8часов)

1

4

 

                Внеклассное чтение:

3

 

 

 

 

 

 

 

          Развитие речи(сочинения):

4классн.

+ 4 домашних

 

 

 

 

 

 

 

 Введение (2 час). 

Введение. Русская литература 19 века в контексте мировой культуры (2 часа).

Общая характеристика русской классической лите­ратуры XIX века. Золотой век русской поэзии (первая треть столетия). Эпоха великих романов (нравственно-философская пробле­матика, психологизм, художественное своеобразие). Рроль литературы в духовной жизни русского общества. Общее понятие об историко-литературном процессе.

А. С. Пушкин (3 ч).

 «Борис Годунов». Новый тип исторической пьесы. («Пьеса без героя»). Особенности композиции. Образ Бориса Годунова. Роль народа в трагедии. Значение творчества Пушкина в русской литературе и духов­ной жизни русского общества.

Русская литература первой половины XIX века. Литература николаевской эпохи. (1 час)

Обзор русской литературы 2 половины XIX  века. Романтизм и реализм (1ч.)

Расцвет русского реалистического романа. Общечеловеческий и национальный смысл нравственно-философской проблематики русской литературы. Глубина психологического анализа, богат­ство языка.

Литературная критика XIX века (1 ч.)

А. Н. Островский (10 ч)

Жизнь и творчество А.Н. Островского. Драма «Гроза». Творческая история пьесы. Нравы города Калинова. Изображение Островским драматических противоречий русской жизни в кризисную эпоху. Образ Катерины Кабановой. Народные истоки ее характера. Суть конфликта героини с «темным царством». Смысл названия пьесы. Трагическое и жизнеутверждающее в драме Островского. Статья Н. Добролюбова «Луч света в тёмном царстве»

Теория литературы. Драма как жанр. Конфликт. Сюжет. Система персонажей. Конфликт. Герой, характер, тип. Идея, пафос. Художественный образ. Трагическое.

И. А. Гончаров (9 ч)

Жизнь и творчество И.А. Гончарова. Роман «Обломов». Своеобразие художественного таланта Гончарова. Роман «Обломов». Реалистические приёмы изображения главного героя в первой части. Полнота и сложность характера Обломова. Истоки характера героя. Эпизод «Сон Обломова», его роль в романе. Финал романа. Авторская оценка итогов жизненного пути героя. Историко-философский смысл романа. Статья Добролюбова «Что такое обломовщина?»

Теория литературы. Реализм. Роман. Сюжет. Система образов. Герой, характер, тип. Авторская позиция. Психологизм. Диалог. Внутренний монолог. Деталь. Авторская позиция. Замысел.

И. С. Тургенев (14 ч)

Жизнь и творчество И.С. Тургенева. Сборник «Записки охотника». Новый герой 60-х гг. - нигилист Базаров. Роман «Отцы и дети». Творческая история романа «Отцы и дети». Споры партий и конфликт поколений в романе. Сатирическое изображение представителей «отцов» и «детей». Базаров в кругу единомышленников. Сложность позиции Тургенева. Внутренний конфликт Базарова. Испытание любовью. Базаров как «трагическое лицо». Причины мировоззренческого кризиса и закономерность фатального исхода внутренней борьбы героя. Финал романа. Статья Д. Писарева «Базаров». «Стихотворения в прозе»: тематическое и жанровое своеобразие, стилистические особенности.

Теория литературы. Герой, тип, характер. Проблематика. Ирония, сатира, сарказм. Психологизм. Трагический конфликт. Верлибр. Афоризм

Н. А. Некрасов (12 ч)

Жизнь и творчество Н.А. Некрасова. Лирика. Стихотворения: «В дороге», «Вчерашний день, часу в шестом...», «Мы с тобой бестолковые люди...», «Поэт и гражданин», «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода...»), «О Муза! Я у двери гроба...»; «Я не люблю иронии твоей...» «Забытая деревня». «Блажен незлобивый поэт». Тема любви в лирике. Тема народа в творчестве Некрасова. Поэма «Кому на Руси жить хорошо». Творческая история, масштабность замысла поэмы-эпопеи. Роль фольклорно-сказочных мотивов в поэме-эпопее. Изменение крестьянских представлений о счастье. Крестьянские судьбы в изображении Некрасова. Яким Нагой и Ермил Гирин. Вера поэта в духовную силу, «богатырство народа». Савелий и Матрёна Тимофеевна. Образ Гриши Добросклонова, его роль в поэме. Открытый «финал» поэмы. Неразрешённость вопроса о народной судьбе.

Теория литературы. Проблематика. Лирический герой. Жанр поэмы-эпопеи. Образ автора. Авторская позиция.

Ф. И. Тютчев (4ч)

Жизнь и творчество. Лирика. Мотивы лирики Тютчева Своеобразие любовной лирики Тютчева. «О, как убийственно мы любим…», «К. Б.» , «Silentium!», «Не то, что мните вы, природа...», «Умом Россию не понять...», «О, как убийственно мы любим...», «Нам не дано предугадать...», «К.Б.» («Я встретил вас - и всё былое...»); «Эти бедные селенья...», «Над этой тёмною толпою», «Последняя любовь»

Теория литературы. Понятие о философской лирике. Изобразительно-выразительные средства в лирике. Лирический герой.

А. А. Фет (6ч)

Жизнь и творчество. Лирика. «Это утро, радость эта...», «Шепот, робкое дыханье...», «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали...», «Ещё майская ночь»; «Это утро, радость эта...», «Одним толчком согнать ладью живую...», «Я пришёл к тебе с приветом...» и др. Мотивы лирики А.А. Фета.

Теория литературы. Художественный образ. Содержание и форма. Новаторство. Традиции.

Русская литература второй половины XIX века

М. Е. Салтыков – Щедрин (7ч)

Жизнь и творчество М. Е. Салтыкова-Щедрина. Роман «История одного города» (обзор с чтением и разбором избран­ных страниц).  Обзор. «Сказки для детей изрядного возраста» Салтыкова-Щедрина

Теория литературы. Сатира, сарказм. Гротеск, гипербола.

Л. Н. Толстой (15 ч)

Жизнь и творчество Л.Н. Толстого. Роман «Война и мир» как народная эпопея. Творческая история произведения. Сатирическое изображение большого света в романе. Образ Элен Безуховой. Противостояние Пьера Безухова пошлости и пустоте петербургского общества. Семьи Ростовых и Болконских: различие семейного уклада и единство нравственных идеалов. Образ Наташи Ростовой. Изображение безнравственной сути войны 1805-07гг. Эпизод Аустерлицкого сражения, его роль в судьбе кн. Андрея Болконского. Духовные искания любимых героев Толстого: Пьера, кн. Андрея, Наташи и Николая Ростовых. Война 1812 года в судьбах героев романа. Изображение Толстым народного характера войны. Наполеон и Кутузов. Взгляд Толстого на роль личности в истории. Народность в понимании Толстого. Пьер Безухов и Платон Каратаев. Финал романа. Смысл названия.

Теория литературы. Эпопея. Герой. Характер. Деталь. Портрет. Внутренний монолог. Сатира, ирония. Авторская позиция. Идея. Народность. Герой. Проблематика. Антитеза.

Ф. М. Достоевский (10 ч)

Жизнь и творчество Ф.М. Достоевского. Роман «Преступление и наказание» Атмосфера 60-х гг. и ее отражение в романе «Преступление и наказание». Петербургские углы, униженные и оскорбленные в романе. Истоки и смысл теории Раскольникова. Преступление Раскольникова. Глубина психологического анализа в романе. Идея и натура Раскольникова. Преступление и наказание героя. Второстепенные персонажи, их роль в повествовании. Раскольников и Сонечка. Нравственное возрождение героя. Раскольников в эпилоге романа. Нравственный смысл произведения, его связь с почвенническими взглядами писателя.

Теория литературы. Тема. Проблематика. Система персонажей. Психологизм. Стиль повествования. Герой. Характер. Идея. Пафос. Авторская позиция. Идея. Мировоззрение писателя.

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА (5 ч.)

Краткие сведения о жизни и творчестве писателей; беседы по прочитанным произведениям; обзор крупных эпических произ­ведений с чтением и разбором избранных глав и страниц.

Ф. Стендаль «Красное и Черное».

Г. Флобер «Госпожа Бовари».

Уроки внеклассного чтения по современной литературе (3ч.) 

 

IV.  УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

 

№ п/п

Наименование разделов и тем

Кол-во часов

Из них

Сочинения

Тесты

1

Введение. Русская литература XIX века в контексте мировой культуры

1

 

 

2

А.С.Пушкин

1

3

Литература николаевской эпохи

1

4

Литературная критика XIX века

1

5

Из зарубежной литературы. Ф. Стендаль «Красное и чёрное». Г. Флобер «Госпожа Бовари»,  «Простая душа»

5

6

И.А.Гончаров.

9

1

1

7

А.Н.Островский.

10

1

1

8

И.С.Тургенев

14

1

1

9

М.Е.Салтыков-Щедрин.

7

1

1

10

Ф.И.Тютчев

4

1

11

А.А.Фет

6

 

1

12

Н.А.Некрасов.

12

1

1

13

Л.Н.Толстой.

15

1

1

14

Ф.М.Достоевский.

10

1

1

15

Итоговая контрольная работа

2

 

1

16

Уроки внеклассного чтения по современной литературе

3

 

 

17

Заключительный урок. Нравственные уроки русской литературы

1

 

 

                                   Всего:

102

8

9

                                                                    

 

 

Календарно-тематический  план к рабочей программе по литературе для 10 класса

I четверть

 

№ урока

Тема урока

Кол-во

часов

Элементы

содержания

Вид контроля,

самостоятельной деятельности

Дата

По плану

Фактич

1.

Введение. Золотой век русской поэзии.

1

 

Конспект лекции.

 

 

2.

«Борис Годунов» А. С. Пушкина – первая подлинно русская трагедия (В. Г. Белинский).

3

Новый тип исторической пьесы. («Пьеса без героя»). Особенности композиции. Образ Бориса Годунова. Роль народа в трагедии.

Комментированное чтение отдельных эпизодов.

 

 

3.

Трагедия Бориса Годунова

1

 

 

 

 

4

Народ в трагедии

1

 

 

 

 

5

Россия второй половины XIX века. Общая характеристика литературы века.

 

Мир идей. Историческая эпоха в России и мире, предопределившая развитие русской литературы.

Русская литература XIX века в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы русской литературы XIX века.

Составление таблицы.

 

 

4.

Литературная критика XIX века.

1

Литературная критика XIX века.

Конспект.

 

 

 

Александр Николаевич Островский

(1823-1886).

 

 

 

 

 

5.

А.Н. Островский – создатель русского национального театра. Этапы биографии и творчества.

1

Биографические сведения о писателе, периоды его творчества; произведения.

Сообщение о жизни и творчестве Островского читать учебник стр. 103 – 112.

 

 

6.

Драма «Гроза». Идейно-художественное своеобразие пьесы.

1

Творческая история «Грозы». Сюжет, особенности композиции, система  образов.

Проблемные задания.

 

 

7.

Город Калинов и его обитатели. Анализ 1 действия пьесы.

1

Герои пьесы, их идейно-смысловая нагрузка

Город Калинов и его обитатели. Изображение «жестоких нравов» «темного царства».

 

Анализ экспозиции и об-разной системы пьесы с опорой на материал раздела учебника.

 

 

8.

Катерина в борьбе за свои человеческие права. Анализ 2 действия пьесы.

1

Катерина в борьбе за человеческие права.

Сопоставительный анализ с отработкой понятий «семейно-бытовая коллизия», «речевая характеристика».

 

 

9.

На чьей стороне правда? Анализ 3 действия пьесы.

1

На чьей стороне правда? Анализ 3 действия пьесы.

Анализ действия. Проблемные задания.

 

 

10.

Сила и слабость характера Катерины. Анализ 4 действия пьесы.

1

Сила и слабость характера Катерины. Анализ 4 действия пьесы.

Анализ действия. Проблемные задания.

 

 

11.

«Она освобождена» (Добролюбов). Анализ 5 действия пьесы.

1

«Она освобождена» (Добролюбов). Анализ 5 действия пьесы.

Анализ действия. Проблемные задания.

 

 

 

12.

Драма А.Н. Островского «Гроза» в оценке литературных критиков.

1

Статья  «Луч света в темном царстве».

Конспект статьи.

 

 

13.

ТЕСТ  по творчеству А.Н. Островского.

1

 

 

 

 

14.

Р/р. Подготовка к домашнему сочинению.

1

 

 

 

 

15.

«Бесприданница»: система художественных образов, основной конфликт, трагизм судьбы главной героини. Фильм Э. Рязанова «Жестокий романс» как попытка современной трактовки пьесы.

1

«Бесприданница»: система художественных образов, основной конфликт, трагизм судьбы главной героини. Фильм Э. Рязанова «Жестокий романс» как попытка современной трактовки пьесы.

Творческая работа.

 

 

 

Домашнее сочинение по творчеству А.Н. Островского

 

 

Сочинение.

 

 

16.

Вн. чт. В. Распутин. «Живи и помни».

 

1

 

 

 

 

 

Иван Александрович Гончаров

(1812-1891).

 

 

 

 

 

17.

И.А. Гончаров. Этапы биографии и творчества.

1

Биография писателя, его художественный мир.

Конспектирование, словесное рисование, рассказ о писателе.

 

 

18.

Роман И.А. Гончарова «Обломов». Знакомство с главным героем.

1

Образ главного героя.

Составление сложного плана к образу Обломова. Беседа, цитирование, комментарий.

 

 

19.

Истоки «обломовщины». Анализ эпизода. Глава «Сон Обломова», её место в художественной системе романа.

1

Понятие «обломовщина», корни происхождения. Сон Обломова, гл. 5,6,9.

Проблемные задания.

 

 

20.

Обломов и Штольц. Идейный смысл противопоставления.

1

Обломов и Штольц.

Составление плана сравнительной характеристики Обломова и Штольца, беседа по составленному плану с использованием цитат из романа, критических статей Добролюбова и Писарева.

 

 

21.

Обломов и Ольга Ильинская. Крушение любви.

1

Обломов и Ольга Ильинская.

Проблемные задания.

 

 

22.

Жизнь в доме Пшеницыной.

1

Жизнь в доме Пшеницыной.

Комментирование чтение и анализ отдельных фрагментов.

 

 

23.

Роман «Обломов» в оценке литературных критиков.

1

Критика в отношении к роману. Н.А. Добролюбов и А.В. Дружинин о романе И.А. Гончарова «Обломов».

Конспект.

 

 

24.

Урок-семинар. «Лишний человек»  Обломов и его предшественники в русской литературе».

1

«Лишний человек»  Обломов и его предшественники в русской литературе». Роман «Евгений Онегин» А.С. Пушкина, «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова.

Индивидуальные сообщения.

 

 

25.

ТЕСТ  по творчеству И.А. Гончарова.

1

 

 

 

 

 

Домашнее сочинение по творчеству И.А. Гончарова

 

 

Сочинение.

 

 

 

Иван Сергеевич Тургенев

(1818-1883).

 

 

 

 

 

26.

И.С. Тургенев. Очерк жизни и творчества. Основные черты художественного мира.

1

Биография писателя, его художественный мир И. С. Тургенев – создатель русского романа.

Индивидуальные сообщения.

 

 

27.

Читательская конференция. «Как раскрывается духовный мир автора в «Записках охотника».

1

Духовный мир И.С. Тургенева в «Записках охотника».

Защита презентаций.

 

 

28.

Творческая история романа И.С. Тургенева «Отцы и дети». Смысл названия.

1

История создания романа «Отцы и дети».

Индивидуальные сообщения.

 

 

29.

«Отцы и дети»: антитеза как основной композиционный приём; система художественных образов.  Анализ 1-5 глав романа. Мастерство Тургенева-пейзажиста.

1

«Отцы и дети»: антитеза как основной композиционный приём; система художественных образов.  Анализ 1-5 глав романа. Мастерство Тургенева-пейзажиста.

Анализ эпизодов.

 

 

30.

Знакомство с Базаровым.

1

Базаров – герой своего времени. Духовный конфликт героя.

Проблемные задания.

 

 

31-32.

Споры Базарова с Павлом Петровичем Кирсановым.

2

Характеристика взаимоотношений Базарова с Н. П. Кирсановым  и П. П. Кирсановым (гл. 3-7, 5-11, 9,10, 16).

Выразительное чтение диалогов героев в лицах. Комментирование авторских ремарок.

 

 

33.

 «Испытания героя». Базаров и Одинцова.

1

Базаров и Одинцова, А. Кирсанов (гл. 13-19, 25-27, 17).

Проблемные задания.

 

 

34.

Базаров и родители.

1

Базаров и родители, Базаров и Аркадий и Н. П. и П. П. Кирсановы.

Характеристика персонажей в системе образов.

 

 

35.

Болезнь и смерть Базарова.

1

Анализ эпизода «Смерть Базарова».

Проблемные задания.

 

 

36.

Семинар  «Отцы и дети» Тургенева в литературной критике. Нигилизм и его последствия

1

Оценка романа Антоновичем, Минаевым, Страховым, с положениями статьи Писарева "Базаров".

Индивидуальные сообщения.

 

 

37.

ТЕСТ  по творчеству И.С. Тургенева.

1

 

 

 

 

38-39.

Р/р. Классное сочинение по творчеству И.С. Тургенева.

2

 

 

 

 

40.

Этапы биографии и творчества М.Е. Салтыкова-Щедрина

1

Биографические сведения.

Индивидуальные сообщения. Диалог с автором.

 

 

41.

«История одного города». Композиция, идейный смысл произведения.

1

Композиция, идейный смысл произведения.

Ответы на проблемные вопросы.

 

 

42.

Город-гротеск в изображении писателя.

1

Город-гротеск в изображении писателя.

Проблемные задания.

 

 

43.

Градоначальники в изображении М.Е. Салтыкова-Щедрина.

1

Образы градоначальников как обобщенный образ страны.

Проблемные задания.

 

 

44.

Народ на страницах истории города Глупова.

1

Народ на страницах истории города Глупова.

Проблемные задания.

 

 

45.

Читательская конференция. «Сказки для детей изрядного возраста». Обличение самодурства, произвола, обывательщины.

1

«Сказки для взрослых»: сюжет, особенности композиции, система образов; характерные особенности стиля писателя.

Индивидуальные сообщения. Защита презентаций.

 

 

46.

ТЕСТ  по творчеству М.Е. Салтыкова-Щедрина.

1

 

 

 

 

 

Домашнее сочинение по творчеству М.Е. Салтыкова-Щедрина).

 

 

Сочинение.

 

 

 

II полугодие.

 

 

 

 

 

 

Фёдор Иванович Тютчев (1803—1873).

 

 

 

 

 

47.

Ф.И. Тютчев. Этапы биографии и творчества.

1

Этапы биографии. Основные мотивы лирики.

Индивидуальные сообщения. Диалог с автором.

 

 

48.

Лирика природы в творчестве Тютчева

1

Природа в лирике поэта.

Анализ лирических произведений.

 

 

49.

Любовная лирика в творчестве Тютчева.

1

Личная жизнь поэта и ее отображение в его поэтических произведениях.

Анализ лирических произведений.

 

 

50.

Человек и история в лирике Ф. И. Тютчева «Нам на дано предугадать…», «Умом Россию не понять…»

1

Освоение навыков анализа философской лирики.

Анализ лирических произведений.

 

 

51.

Этапы биографии и творчества А.А. Фета.

1

Биография поэта, ее влияние на настроения и мотивы лирики.

Индивидуальные сообщения. Диалог с автором.

 

 

52-53.

Художественный мир поэзии А.А. Фета: основные темы, мотивы, образы.

2

Гармония и музыкальность поэтической речи, и способы их достижения. Импрессионизм поэзии А. А. Фета.

Выразительное чтение и анализ стихотворений.

 

 

54.

Фет и эстетика «чистого искусства».

1

Фет и эстетика «чистого искусства».

Проблемные задания.

 

 

55.

Р/Р. Сопоставительный анализ лирики  Фета и Тютчева.

1

 

Анализ стихотворений.

 

 

56-57.

ТЕСТ по лирике А.А. Фета и Ф.И. Тютчева.

2

 

 

 

 

 

Николай Алексеевич Некрасов.

(1821-1877).

 

 

 

 

 

58.

Жизненный путь Н.А. Некрасова.

1

Биография писателя Основные темы, мотивы и образы поэзии.

Индивидуальные сообщения.

 

 

59.

Взгляды Н.А. Некрасова на назначение поэта и поэзии.

1

Тема поэта и поэзии в изображении Н. Некрасова «Элегия», «Поэт и гражданин» и др.

Анализ стихотворений.

 

 

60.

Духовный облик народа в лирике Н.А. Некрасова.

1

Героика и жертвенность в образе разночинца-народолюбца Добролюбов, Белинский.

Анализ стихотворений.

 

 

61.

Любовная лирика Н.А. Некрасова.

1

Любовь как жертва.

Анализ стихотворений.

 

 

62.

Р/Р. Творческий практикум: анализ стихотворения.

1

 

 

 

 

63.

«Кому на Руси жить хорошо»: замысел, сюжет. Композиция. Идейное значение и художественные особенности «Пролога».

1

Образы крестьян и помещиков Дореформенная и послереформенная Россия в поэме. Тема социального и духовного рабства

Наизусть пролог.

 

 

64.

Душа народа русского. Образ Е. Гирина.

1

Образы народных заступников Авторская оценка.

Проблемные задания.

 

 

65.

Душа народа русского. Образ Я. Нагого.

1

Образы народных заступников Авторская оценка.

Индивидуальные сообщения учащихся . 1. Савелий - богатырь святорусский. 2. Образ женщины Матрёны Тимофеевны. 3. Ермил Гирин и Яким Нагой.

 

 

 

66.

Женская тема и её воплощение в поэме.

1

Женская тема и её воплощение в поэме.

Проблемные задания.

 

 

67.

Русь народная и Русь помещичья в изображении Некрасова.

1

Русь народная и Русь помещичья в изображении Некрасова.

Проблемные задания.

 

 

68.

Народ и Гриша Добросклонов.

1

Народ и Гриша Добросклонов.

Проблемные задания. Сопоставительный анализ.

 

 

69.

ТЕСТ  по творчеству Н.А. Некрасова.

1

 

 

 

 

 

Домашнее сочинение по творчеству Н.А. Некрасова, Ф. Тютчева, А. Фета

 

 

Сочинение.

 

 

 

Фёдор Михайлович Достоевский.

(1821-1881).

 

 

 

 

 

70.

Ф.М. Достоевский. Этапы биографии и творчества.

1

Этапы биографии и творчества Ф. Достоевского Петербург Достоевского.

Сообщения о писателе, об особенности его творческого метода.

 

 

71.

Роман «Преступление и наказание», история его создания.

1

История создания романа «Преступление и наказание». Раскольников среди униженных и оскорбленных Семьи Мармеладова, Раскольникова.

Индивидуальные сообщения.

 

 

72.

Петербург на страницах романа Ф. Достоевского «Преступление и наказание».

1

Петербург на страницах романа Ф. Достоевского «Преступление и наказание».

Развернутые рассуждения о Петербурге на основе комментария текста.

 

 

73.

«Потрясённый, выбитый из колеи герой», или Раскольников в мире бедных людей.

1

Преступление Раскольникова.

Проблемные задания.

 

 

74.

Преступление Раскольникова. Идея о праве сильной личности.

1

Теория Раскольникова.

Проблемные задания.

 

 

75.

Лужин и Свидригайлов – двойники Раскольникова.

1

Сравнительная характеристика Раскольникова и Свидригайлова, Раскольникова и Лужина.

Проблемные задания.

 

 

76.

Раскольников и Соня:  альтернатива индивидуалистическому бунту – христианское смирение.

1

Раскольников и Соня.

Проблемные задания.

 

 

77.

Последние страницы романа. Воскрешение человека в Раскольникове через любовь.

1

Воскрешение человека в Раскольникове через любовь. Роль эпилога в романе.

Проблемные задания.

 

 

78.

Тема покаяния в романе.

1

Что помешало Раскольникову жить по теории, им созданной? Почему Раскольников «сделал явку с повинной»?

Проблемные задания.

 

 

79.

Зачёт по творчеству Ф.М. Достоевского.

1

 

 

 

 

 

Домашнее сочинение по творчеству Ф.М. Достоевского

 

Сочинение по творчеству Ф. Достоевского; уметь сравнивать, соизмерять части сочинения, делать выводы.

Сочинение.

 

 

 

Лев Николаевич Толстой

(1828-1910).

 

 

 

 

 

80.

Личность  Л.Н. Толстого,  мыслителя и художника.

1

Л. Н. Толстой. Жизнь и судьба. Этапы творческого пути. Духовные искания. Нравственная чистота писательского взгляда на мир и человека.

Защита презентаций.

 

 

81.

Роман Л.Н. Толстого «Война и мир» - роман-эпопея: проблематика, образы, жанр.

1

История создания романа. Проблематика, образы, жанр.

Индивидуальные сообщения.

 

 

82-83.

«Мысль семейная» и способы её воплощения.

2

Семья Ростовых, Наташа Ростова, Курагины. Быт поместного дворянства и «жизнь сердца» героев романа.

Сравнительная характеристика.

 

 

84.

Изображение войны 1805-1807 гг.

1

Анализ военных действий за пределами страны. Поведение солдат, офицеров.

Проблемные задания.

 

 

85.

«Ум сердца» и «ум ума» у любимых героев.

1

 

 

 

 

86.

Путь исканий князя Андрея.

1

Жизненный путь и духовные искания героя. Нравственные искания А. Болконского. Исторические процессы через судьбы героев, поиск смысла жизни.

Ответы на проблемные вопросы.

 

 

87.

Путь исканий Пьера Безухова.

1

Жизненный путь и духовные искания героя. П. Безухова.

Сравнительная характеристика Андрея Болконского и Пьера Безухова.

 

 

88.

Отечественная война 1812 года. Философия войны в романе.

1

Анализ эпизодов «Переправа французов через Неман», Оставление русскими своих земель(ч.2-3), бунт крестьян в Богучарове, батарея Раевского.

Проблемные задания.

 

 

89.

Бородинское сражение. «Мысль народная».

1

Углубление замысла романа «Мысль народная» - главная.

Проблемные задания.

 

 

90.

Кутузов и Наполеон в романе «Война и мир».

1

Кутузов и Наполеон. Тема исторической личности в ходе истории.

Сопоставительная характеристика6величие Кутузова и тщеславие и безнравственность Наполеона.

Сравнительная характеристика, составление таблицы.

 

 

 

91.

Русский национальный характер: Тихон Щербатый и Платон Каратаев.

1

Изображение партизанской войны.

Сравнительная характеристика героев.

 

 

92.

Судьбы героев. Эпилог романа.

1

Бессмертие романа.

Ответы на проблемные вопросы.

 

 

93.

Женские образы на страницах романа.

1

Образы Наташи Ростовой, кн. Марьи, Элен Курагиной и др.

Проблемные задания. Сравнительная характеристика.

 

 

94-95.

Классное сочинение по роману Л.Н. Толстого «Война и мир».

2

 

Сочинение.

 

 

96.

Вн. чт. Б. Васильев «А зори здесь тихие».

1

 

Творческая работа.

 

 

97.

Итоговая работа по произведениям русской литературы второй половины  XIX века.

1

 

Тестовая контрольная работа.

 

 

 

Зарубежная литература.

 

 

 

 

 

98-99.

Ф. Стендаль «Красное и черное».

2

Обзор художественного произведения.

 

 

 

100-101.

Г. Флобер «Госпожа Бовари».

2

Обзор художественного произведения.

 

 

 

102.

Обобщающий урок.

1

Нравственные уроки русской литературы 19 века.

 

 

 

103-105

Резерв

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

IV.   ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ

 

В результате изучения литературы на базовом уровне ученик должен

знать/понимать

* образную природу словесного искусства;

* содержание изученных литературных произведений;

* основные факты жизни и творчества писателей-классиков Х1Х века;

* основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;

* основные теоретико-литературные понятия;

уметь

  • воспроизводить содержание литературного произведения;
  • анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
  • соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;
  • определять род и жанр произведения;
  • сопоставлять литературные произведения;
  • выявлять авторскую позицию;
  • выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;
  • аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению;
  • писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • создания связного текста (устного или письменного) на выбранную тему с учетом норм русского литературного языка;
  • участия в диалоге или дискуссии;
  • самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости;
  • определения своего круга чтения и оценки литературных произведений.   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение к рабочей программе по литературе для 10 класса (Ланин)

КАЛЕНДАРНО_ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ ЛИТЕРАТУРЫ В 10 КЛАССЕ

 

урока

Тема урока

Элементы

содержания

Дата

По плану

Фактич

1

Введение. Золотой век русской литературы

Творчество писателей 18-начала 19 века. Обзорное знакомство. Русская литература в мировом литературном процессе, ее национальная самобытность и художественное совершенство. Взаимодействие русской и  западноевропейской литератур в первой трети 19 века. Относительная самостоятельность литературного развития по отношению к развитию общеисторическому.

 

 

2

А.С. Пушкин. «Борис Годунов»  – первая подлинно русская трагедия (В. Г. Белинский).

Новый тип исторической пьесы. («Пьеса без героя»). Особенности композиции. Образ Бориса Годунова. Роль народа в трагедии.

 

 

3

Россия второй половины XIX века. Общая характеристика литературы века.

Мир идей. Историческая эпоха в России и мире, предопределившая развитие русской литературы.

Русская литература 19 века в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы русской литературы 19 века.

 

 

4

Литературная критика XIX века.

Литературная критика XIX века.

 

 

5-6

Ф.Стендаль- представитель зарубежной классической литературы.  Жизнь и творчество.

Роман «Красное и черное». Жюльен Сорель – главный герой романа.

 

 

 

7-8

Гюстав Флобер- представитель зарубежной классической литературы.  Жизнь и творчество.

Роман «Госпожа Бовари»: замысел и воплощение. Трагедия Эммы Бовари

 

 

 

9

ВЧ Г.Флобер «Простая душа» и «Матрёнин двор» А.И. Солженицына (сопоставительный анализ)

 

 

 

 

Иван Александрович Гончаров

(1812-1891).

 

 

 

10

И.А. Гончаров. Этапы биографии и творчества.

Биография писателя, его художественный мир.

 

 

11

Роман И.А. Гончарова «Обломов». Знакомство с главным героем.

Образ главного героя.

 

 

12

Истоки «обломовщины». Анализ эпизода. Глава «Сон Обломова», её место в художественной системе романа.

Понятие «обломовщина», корни происхождения. Сон Обломова, гл. 5,6,9.

 

 

13

Обломов и Штольц. Идейный смысл противопоставления.

Обломов и Штольц.

 

 

14

Обломов и Ольга Ильинская. Крушение любви.

Обломов и Ольга Ильинская.

 

 

15

Жизнь в доме Пшеницыной.

Жизнь в доме Пшеницыной.

 

 

16

Роман «Обломов» в оценке литературных критиков.

Критика в отношении к роману. Н.А. Добролюбов и А.В. Дружинин о романе И.А. Гончарова «Обломов».

 

 

17

Урок-семинар. «Лишний человек»  Обломов и его предшественники в русской литературе».

«Лишний человек»  Обломов и его предшественники в русской литературе». Роман «Евгений Онегин» А.С. Пушкина, «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова.

 

 

18

Тест по творчеству И.А. Гончарова.

 

 

 

 

РР Домашнее сочинение по творчеству И.А. Гончарова

 

 

 

 

Александр Николаевич Островский

(1823-1886).

 

 

 

19

А.Н. Островский – создатель русского национального театра. Этапы биографии и творчества.

Биографические сведения о писателе, периоды его творчества; произведения.

 

 

20

Драма «Гроза». Идейно-художественное своеобразие пьесы.

Творческая история «Грозы». Сюжет, особенности композиции, система  образов.

 

 

21

Город Калинов и его обитатели. Анализ 1 действия пьесы.

Герои пьесы, их идейно-смысловая нагрузка

Город Калинов и его обитатели. Изображение «жестоких нравов» «темного царства».

 

 

 

22

Катерина в борьбе за свои человеческие права. Анализ 2 действия пьесы.

Катерина в борьбе за человеческие права.

 

 

23

На чьей стороне правда? Анализ 3 действия пьесы.

На чьей стороне правда? Анализ 3 действия пьесы.

 

 

24

Сила и слабость характера Катерины. Анализ 4 действия пьесы.

Сила и слабость характера Катерины. Анализ 4 действия пьесы.

 

 

25

«Она освобождена» (Добролюбов). Анализ 5 действия пьесы.

«Она освобождена» (Добролюбов). Анализ 5 действия пьесы.

 

 

26

Драма А.Н. Островского «Гроза» в оценке литературных критиков.

Тест по творчеству А.Н. Островского.

РР Подготовка к домашнему сочинению.

Статья Гончарова «Луч света в темном царстве».

 

 

27

Тест по творчеству А.Н. Островского.

РР Подготовка к домашнему сочинению.

 

 

 

28

«Бесприданница»: система художественных образов, основной конфликт, трагизм судьбы главной героини. Фильм Э. Рязанова «Жестокий романс» как попытка современной трактовки пьесы.

«Бесприданница»: система художественных образов, основной конфликт, трагизм судьбы главной героини. Фильм Э. Рязанова «Жестокий романс» как попытка современной трактовки пьесы.

 

 

 

Иван Сергеевич Тургенев

(1818-1883).

 

 

 

29

И.С. Тургенев. Очерк жизни и творчества. Основные черты художественного мира.

Биография писателя, его художественный мир И. С. Тургенев – создатель русского романа.

 

 

30

Читательская конференция. «Как раскрывается духовный мир автора в «Записках охотника».

Духовный мир И.С. Тургенева в «Записках охотника».

 

 

31

Творческая история романа И.С. Тургенева «Отцы и дети». Смысл названия.

История создания романа «Отцы и дети».

 

 

32

«Отцы и дети»: антитеза как основной композиционный приём; система художественных образов.  Анализ 1-5 глав романа. Мастерство Тургенева-пейзажиста.

«Отцы и дети»: антитеза как основной композиционный приём; система художественных образов.  Анализ 1-5 глав романа. Мастерство Тургенева-пейзажиста.

 

 

33

Знакомство с Базаровым.

Базаров – герой своего времени. Духовный конфликт героя.

 

 

34-35

Споры Базарова с Павлом Петровичем Кирсановым.

Характеристика взаимоотношений Базарова с Н. П. Кирсановым  и П. П. Кирсановым (гл. 3-7, 5-11, 9,10, 16).

 

 

36

 «Испытания героя». Базаров и Одинцова.

Базаров и Одинцова, А. Кирсанов (гл. 13-19, 25-27, 17).

 

 

37

Базаров и родители.

Базаров и родители, Базаров и Аркадий и Н. П. и П. П. Кирсановы.

 

 

38

Болезнь и смерть Базарова.

Анализ эпизода «Смерть Базарова».

 

 

39

Семинар  «Отцы и дети» Тургенева в литературной критике.

Оценка романа Антоновичем, Минаевым, Страховым, с положениями статьи Писарева "Базаров".

 

 

40

Тест по творчеству И.С. Тургенева.

 

 

 

41-42

РР Классное сочинение по творчеству И.С. Тургенева.

 

 

 

 

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин

(1826-1889)

 

 

 

43

Этапы биографии и творчества М.Е. Салтыкова-Щедрина

Биографические сведения.

 

 

44

«История одного города». Композиция, идейный смысл произведения.

Композиция, идейный смысл произведения.

 

 

45

Город-гротеск в изображении писателя.

Город-гротеск в изображении писателя.

 

 

46

Градоначальники в изображении М.Е. Салтыкова-Щедрина.

Образы градоначальников как обобщенный образ страны.

 

 

47

Народ на страницах истории города Глупова.

Народ на страницах истории города Глупова.

 

 

48

Читательская конференция. «Сказки для детей изрядного возраста». Обличение самодурства, произвола, обывательщины.

Сказки для взрослых: сюжет, особенности композиции, система образов; характерные особенности стиля писателя.

 

 

49

Тест  по творчеству М.Е. Салтыкова-Щедрина.

 

 

 

 

РР Домашнее сочинение по творчеству М.Е. Салтыкова-Щедрина

 

 

 

 

 

 

Фёдор Иванович Тютчев (1803—1873).

 

 

 

50

Ф.И. Тютчев. Этапы биографии и творчества.

Этапы биографии. Основные мотивы лирики.

 

 

51

Лирика природы в творчестве Тютчева

Природа в лирике поэта.

 

 

52

Любовная лирика в творчестве Тютчева.

Личная жизнь поэта и ее отображение в его поэтических произведениях.

 

 

53

Человек и история в лирике Ф. И. Тютчева «Нам не дано предугадать…», «Умом Россию не понять…»

Освоение навыков анализа философской лирики.

 

 

 

Афанасий Афанасьевич Фет

(1820-1892)

 

 

 

54

Этапы биографии и творчества А.А. Фета.

Биография поэта, ее влияние на настроения и мотивы лирики.

 

 

55-56

Художественный мир поэзии А.А. Фета: основные темы, мотивы, образы.

Гармония и музыкальность поэтической речи, и способы их достижения. Импрессионизм поэзии А. А. Фета.

 

 

57

Фет и эстетика «чистого искусства».

Фет и эстетика «чистого искусства».

 

 

58

РР Сопоставительный анализ лирики  Фета и Тютчева.

 

 

 

59

Тест по лирике А.А. Фета и Ф.И. Тютчева.

 

 

 

 

Николай Алексеевич Некрасов.

(1821-1877).

 

 

 

60

Жизненный путь Н.А. Некрасова.

Биография писателя Основные темы, мотивы и образы поэзии.

 

 

61

Взгляды Н.А. Некрасова на назначение поэта и поэзии.

Тема поэта и поэзии в изображении Н. Некрасова «Элегия», «Поэт и гражданин» и др.

 

 

62

Духовный облик народа в лирике Н.А. Некрасова.

Героика и жертвенность в образе разночинца-народолюбца Добролюбов, Белинский.

 

 

63

Любовная лирика Н.А. Некрасова.

Любовь как жертва.

 

 

64

РР Творческий практикум: анализ стихотворения.

 

 

 

65

«Кому на Руси жить хорошо»: замысел, сюжет. Композиция. Идейное значение и художественные особенности «Пролога».

Образы крестьян и помещиков Дореформенная и послереформенная Россия в поэме. Тема социального и духовного рабства

 

 

66

Душа народа русского. Образ Е. Гирина.

Образы народных заступников Авторская оценка.

 

 

67

Душа народа русского. Образ Я. Нагого.

Образы народных заступников Авторская оценка.

 

 

68

Женская тема и её воплощение в поэме.

Женская тема и её воплощение в поэме.

 

 

69

Русь народная и Русь помещичья в изображении Некрасова.

Русь народная и Русь помещичья в изображении Некрасова.

 

 

70

Народ и Гриша Добросклонов.

Народ и Гриша Добросклонов.

 

 

71

Тест по творчеству Н.А. Некрасова.

 

 

 

 

РР Домашнее сочинение по творчеству Н.А. Некрасова

 

 

 

 

 

Лев Николаевич Толстой

(1828-1910).

 

 

 

72

Личность  Л.Н. Толстого,  мыслителя и художника.

Л. Н. Толстой. Жизнь и судьба. Этапы творческого пути. Духовные искания. Нравственная чистота писательского взгляда на мир и человека.

 

 

73

Роман Л.Н. Толстого «Война и мир» - роман-эпопея: проблематика, образы, жанр.

История создания романа.Проблематика, образы, жанр.

 

 

74

«Мысль семейная» и способы её воплощения.

Семья Ростовых, Наташа Ростова, Курагины. Быт поместного дворянства и «жизнь сердца» героев романа.

 

 

75

Изображение войны 1805-1807 гг.

Анализ военных действий за пределами страны. Поведение солдат, офицеров.

 

 

76

«Ум сердца» и «ум ума» у любимых героев.

 

 

 

77

Путь исканий князя Андрея.

Жизненный путь и духовные искания героя. Нравственные искания А. Болконского. Исторические процессы через судьбы героев, поиск смысла жизни.

 

 

78

Путь исканий Пьера Безухова.

Жизненный путь и духовные искания героя. П. Безухов.

 

 

79

Отечественная война 1812 года. Философия войны в романе.

Анализ эпизодов «Переправа французов через Неман», Оставление русскими своих земель(ч.2-3), бунт крестьян в Богучарове, батарея Раевского.

 

 

80

Бородинское сражение. «Мысль народная».

Углубление замысла романа «Мысль народная» - главная.

 

 

81

Кутузов и Наполеон в романе «Война и мир».

Кутузов и Наполеон. Тема исторической личности в ходе истории.

 

 

82

Русский национальный характер: Тихон Щербатый и Платон Каратаев.

Изображение партизанской войны.

 

 

83

Судьбы героев. Эпилог романа.

Бессмертие романа.

 

 

84

Женские образы на страницах романа.

Образы Наташи Ростовой, кн. Марьи, Элен Курагиной и др.

 

 

85

РР Подготовка к домашнему сочинению  по роману Л.Н. Толстого «Война и мир».

 

 

 

86

Тест по роману Л.Н. Толстого «Война и мир»

 

 

 

 

 

Фёдор Михайлович Достоевский.

(1821-1881).

 

 

 

87

Ф.М. Достоевский. Этапы биографии и творчества.

Этапы биографии и творчества Ф. Достоевского Петербург Достоевского.

 

 

88

Роман «Преступление и наказание», история его создания.

История создания романа «Преступление и наказание». Раскольников среди униженных и оскорбленных.  Семьи Мармеладова и Раскольникова.

 

 

89

Петербург на страницах романа Ф. Достоевского «Преступление и наказание».

Петербург на страницах романа Ф. Достоевского «Преступление и наказание».

 

 

90

«Потрясённый, выбитый из колеи герой», или Раскольников в мире бедных людей.

Преступление Раскольникова.

 

 

91

Преступление Раскольникова. Идея о праве сильной личности.

Теория Раскольникова.

 

 

92

Лужин и Свидригайлов – двойники Раскольникова.

Сравнительная характеристика Раскольникова и Свидригайлова, Раскольникова и Лужина.

 

 

93

Раскольников и Соня:  альтернатива индивидуалистическому бунту – христианское смирение.

Раскольников и Соня.

 

 

94

Последние страницы романа. Воскрешение человека в Раскольникове через любовь.

Воскрешение человека в Раскольникове через любовь. Роль эпилога в романе.

 

 

95

Тема покаяния в романе.

Что помешало Раскольникову жить по теории, им созданной? Почему Раскольников «сделал явку с повинной»?

 

 

96

Тест по творчеству Ф.М. Достоевского.

 

 

 

 

РР Домашнее сочинение по творчеству Ф.М. Достоевского

Сочинение по творчеству Ф. Достоевского; уметь сравнивать, соизмерять части сочинения, делать выводы.

 

 

97

ВЧ Б. Васильев «А зори здесь тихие…».

 

 

 

98-99

Итоговая работа по произведениям русской литературы второй половины  XIX века.

 

 

 

100-101

ВЧ А.П. Костюнин «Милосердие» и «Ночь исцеления» Б.П. Екимова (сопоставительный анализ)

 

 

 

102

Заключительный урок

Нравственные уроки русской литературы XIX века.

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                Творческие работы (сочинения)

 

По творчеству А. Н. Островского

 

1.      Образ "жестокого мира" в драматургии А.Н Островского. (По одной из пьес: «Гроза» или "Бесприданница".)

2.  Душевная драма Катерины. (По пьесе А.Н. Островского "Гроза".)

3. Тема греха, возмездия и покаяния в пьесе А.Н. Островского "Гроза".

4. Что отличает Катерину от обывателей города Калинова? (По пьесе Н.А.Островского "Гроза".)

5. Дикой и Кабаниха. Основные черты самодурства. (По драме А.Н. Островского «Гроза».)

6. Смысл названия драмы А.Н.Островского «Гроза».

7. Последнее свидание Катерины с Борисом. (Анализ сцены из 5 действия драмы А.Н. Островского "Гроза".)

 

По творчеству И. С. Тургенева

 

1.      Столкновение теории с жизнью. (По роману И.С. Тургенева "Отцы и дети".)

2. Тема дружбы в романе И.С. Тургенева "Отцы и дети": Базаров и Аркадий.

3. Трагизм образа Базарова. (По роману И.С. Тургенева «Отцы и дети».)   

4. Сила и слабость базаровского нигилизма. (По роману И.С. Тургенева "Отцы и дети".)

        

По творчеству Н. А. Некрасова

 

1.      Стихотворение Н.А. Некрасова «Умру я скоро. Жалкое наследство…». (Восприятие, истолкование, оценка.)

2.      Стихотворение Н.А. Некрасова "Рыцарь на час" (восприятие, истолкование, оценка).

3.      Стихотворение Н.А. Некрасова "Пророк". (Восприятие, истолкование, оценка.)

4.      Стихотворение Н.А.Некрасова "Элегия" («Пускай нам говорит изменчивая мода…»). (Восприятие, истолкование, оценка.)

5.      Своеобразие лирики Н.А. Некрасова.

6.  Тема народных страданий в поэзии Н.А. Некрасова.

7.  "Муза Некрасова… очень часто, смешивая благородные чувства с грубостью манер, нравится самою своею неизысканностью" (А.В. Дружинин).

8.  Картины народной жизни в поэме Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо".

9.  Сатирическое изображение помещиков в поэме Н.А. Некрасова "Кому на Руси жить хорошо".

10.  Барин и мужик в поэме Н.А. Некрасова "Кому на Руси жить хорошо".

11.  Как представляют себе счастье герои поэмы Н.А. Некрасова "Кому на Руси жить хорошо"?

12.  Тема женской доли  в поэме Н.А. Некрасова "Кому на Руси жить хорошо".

 

 

 

По творчеству Ф. М. Достоевского

 

1.      "Достоевский - художник … бездны человеческой, человеческой бездонности" (Н.А. Бердяев).

2.      «Любовь к людям у Достоевского – это живая и деятельная христианская любовь, неразрывная с желанием помогать и самопожертвованием» (И.Анненский). (По одному из романов Ф.М.Достоевского: «Преступление и наказание» или «Идиот».)

3.  "Достоевский - это величайший реалист, измеривший бездны человеческого страдания, безумия и порока, вместе с тем величайший поэт евангельской любви" (Д.С. Мережковский).

4.   Спасла ли Соня Раскольникова? В чём смысл эпилога? (По роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание».)

5.   В чем причины самоубийства Свидригайлова? (По роману Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание".)

6. В чем противоречия теории Раскольникова? (По роману Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание".)

7. Клевета Лужина. (Анализ эпизода из главы 3, части 5 романа Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание".)

   8. Признание Раскольникова в преступлении. (Анализ эпизода из главы 8, части 6 романа Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание".)

 

По творчеству Л. Н. Толстого

 

1.      Семья Болконских и семья Курагиных в романе Л.Н. Толстого "Война и мир".

2.      Образ русского воина в романе Л.Н. Толстого "Война и мир".

3.  Портрет как средство характеристики героев романа Л.Н. Толстого "Война и мир".

4.  "В Л. Толстом сильно сознание того, что правда всегда торжествует над силой, что нравственная правда всегда сильнее грубой силы" (Д.С. Лихачев).

5.  Изображение войны в романе Л.Н. Толстого "Война и мир".

6.  Духовная высота "простого человека" в романе Л.Н. Толстого "Война и мир".

7.  Философия жизни Платона Каратаева. (По роману Л.Н.Толстого "Война и мир".)

8.  "Глубокое знание тайных движений психологической жизни и непосредственная чистота нравственного чувства, придающего теперь особенную физиономию произведениям графа Толстого, всегда останутся существенными чертами его таланта" (Н.Г.Чернышевский).

9.  Внутренняя красота человека в романе Л.Н. Толстого "Война и мир".

10.  Тема "общей жизни" нации в романе Л.Н. Толстого "Война и мир".

11.  Образ Кутузова и вопрос о роли личности в истории. (По роману Л.Н. Толстого "Война и мир".)

12.  "Редкие писатели … так сильно убеждены в единстве мысли и поступка, как граф Л.Н.Толстой" (П.В. Анненков).

13.  "Мысль семейная" в романе Л.Н. Толстого "Война и мир".

14.  "Какая сила управляет всем?" (Взгляд на историю в романе Л.Н. Толстого "Война и мир".).

15.  Смотр под Браунау. (Анализ эпизода из романа Л.Н.Толстого «Война и мир», том 1, часть 2, глава 2.)

16.  Отъезд князя Андрея на войну. (Анализ 25 главы части 1, тома 1 романа Л.Н. Толстого "Война и мир").

17.  Сцена объяснения Пьера с Элен. (Анализ эпизода из главы 2, части 3, тома 1 романа Л.Н.Толстого "Война и мир".)

18.    Петя Ростов в партизанском отряде. (Анализ 7 главы части 3, тома 4 романа Л.Н. Толстого "Война и мир".)

19. Переправа через Неман. (Анализ эпизода из главы 2, части 1, тома 3 романа-эпопеи Л.Н. Толстого "Война и мир".)     

20. Сцена объяснения между Наташей Ростовой и князем Андреем. (Анализ 23 главы, части 3, тома 2 романа Л.Н. Толстого "Война и мир".)

 

По творчеству А. П. Чехова

1.      Проблема человеческого счастья в произведениях А. П. Чехова.

2.      «Чехов был несравненный художник… художник жизни» (Л. Н. Толстой).

3.      «Мещанство -  большое зло, оно как плотина в реке, всегда служило только для застоя» (А. П. Чехов).

4.      «Дворянское гнездо» в изображении Чехова (По пьесе «Вишнёвый сад».)

5.      Время и память в пьесе «Вишнёвый сад».

 

 

Контрольно-измерительные материалы

 

Название раздела,

темы

Наименование контрольных работ

Примерная тематика сочинений

Русская литература второй половины XIX века. А.Н. Островский. Пьеса «Гроза»

Классное сочинение по пьесе А.Н. Островского «Гроза»

1) Смысл заглавия пьесы «Гроза».

2) Был ли иной путь у Катерины?

3) Последнее свидание Катерины с Борисом. (Анализ сцены из V действия пьесы «Гроза»).

4) Почему Катерина названа «лучом света в тёмном царстве»?

5) Почему Варвара не может понять страданий Катерины?

Русская литература второй половины XIX века. И.А. Гончаров

Домашнее сочинение по роману И. Гончарова «Обломов»

1) В чём трагедия жизни главного героя романа «Обломов»?

2) Есть ли в Штольце черты обломовщины?

3) Почему роман Ольги и Обломова – «бурный и предельно духовный»?

4) Можно ли сравнить Ольгу Ильинскую с Татьяной Лариной?

5) Каковы ваши впечатления от чтения первого дня жизни Обломова?

Русская литература второй половины XIX века. И.С. Тургенев. Роман «Отцы и дети»

Классное сочинение по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети»

1) Почему Базаровы нужны России?

2) «Умереть так, как умер Базаров, всё равно, что сделать великий подвиг» (Писарев).

3) Что делает Базарова героем своего времени?

4) В чём смысл испытания Базарова любовью?

5) Что критикует Тургенев в «отцах» и в чём расходится с «детьми»?

Русская литература второй половины XIX века. Поэзия

Классное сочинение по творчеству поэтов середины XIX века

1) Как понимают счастье герои и автор поэмы «Кому на Руси жить хорошо»?

2) Стихотворение А.А. Фета «Какая грусть! Конец аллеи…» (Восприятие, истолкование, оценка).

3) Стихотворение Ф.И. Тютчева «О, как убийственно мы любим…» (Восприятие, истолкование, оценка).

4) Что может открыть нового для себя в лирике А.Фета человек XXI века?

Русская литература второй половины XIX века. Ф.М. Достоевский. Роман «Преступление и наказание»

Классное сочинение по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»

1) Мастерство Достоевского в создании характера героя (на примере любого персонажа).

2) Признание Раскольникова в преступлении. (Анализ эпизода из 8 главы 6 части романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»).

3) Какова роль первого сна Раскольникова в сюжете романа?

4) Почему Раскольников признаётся Соне в убийстве?

5) Что заставило Раскольникова явиться с повинной?

Русская литература второй половины XIX века. Л.Н. Толстой. Роман «Война и мир»

Классное сочинение по роману Л.Н. Толстого «Война и мир»

1) Я читал роман «Война и мир»…

2) «Чтобы жить честно…» (о нравственном кодексе героев).

3) Почему князь Андрей и Пьер – друзья?

4) Поведение человека на войне (по роману «Война и мир»).

5) Какое место в жизни толстовских героев занимает любовь?

 

 

 

 

 

 

 

 


Скачано с www.znanio.ru

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

Пояснительная записка

Пояснительная записка

Раздел 1. Планируемые результаты освоения учебного предмета­­­­­­­­­­­­­­­­ – литература

Раздел 1. Планируемые результаты освоения учебного предмета­­­­­­­­­­­­­­­­ – литература

Предметные результаты В познавательной сфере: • понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы

Предметные результаты В познавательной сфере: • понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы

А.Н.Островский. 7+2 1 5

А.Н.Островский. 7+2 1 5

Смысл названия пьесы. Трагическое и жизнеутверждающее в драме

Смысл названия пьесы. Трагическое и жизнеутверждающее в драме

Жизнь и творчество. Лирика. «Это утро, радость эта

Жизнь и творчество. Лирика. «Это утро, радость эта

Наименование разделов и темКол-во часовИз них

Наименование разделов и темКол-во часовИз них

Годунова. Роль народа в трагедии

Годунова. Роль народа в трагедии

Герои пьесы, их идейно-смысловая нагрузка

Герои пьесы, их идейно-смысловая нагрузка

Статья «Луч света в темном царстве»

Статья «Луч света в темном царстве»

Понятие «обломовщина», корни происхождения

Понятие «обломовщина», корни происхождения

Обломов и его предшественники в русской литературе»

Обломов и его предшественники в русской литературе»

Базарова с Н. П. Кирсановым и

Базарова с Н. П. Кирсановым и

Градоначальники в изображении М

Градоначальники в изображении М

Художественный мир поэзии А.А.

Художественный мир поэзии А.А.

Наизусть пролог. 64.

Наизусть пролог. 64.

Ф.М. Достоевский. Этапы биографии и творчества

Ф.М. Достоевский. Этапы биографии и творчества

Роль эпилога в романе. Проблемные задания

Роль эпилога в романе. Проблемные задания

Проблемные задания. 85

Проблемные задания. 85

Наполеона. Сравнительная характеристика, составление таблицы

Наполеона. Сравнительная характеристика, составление таблицы

Обобщающий урок. 1

Обобщающий урок. 1

Приложение к рабочей программе по литературе для 10 класса (Ланин)

Приложение к рабочей программе по литературе для 10 класса (Ланин)

А.С. Пушкин . «Борис Годунов » – первая подлинно русская трагедия (В

А.С. Пушкин . «Борис Годунов » – первая подлинно русская трагедия (В

Город Калинов и его обитатели.

Город Калинов и его обитатели.

Щедрина Биографические сведения

Щедрина Биографические сведения

Тест по творчеству Н.А. Некрасова

Тест по творчеству Н.А. Некрасова

Раскольников и Соня: альтернатива индивидуалистическому бунту – христианское смирение

Раскольников и Соня: альтернатива индивидуалистическому бунту – христианское смирение

Стихотворение Н.А. Некрасова "Пророк"

Стихотворение Н.А. Некрасова "Пророк"

Редкие писатели … так сильно убеждены в единстве мысли и поступка, как граф

Редкие писатели … так сильно убеждены в единстве мысли и поступка, как граф

Русская литература второй половины

Русская литература второй половины
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.07.2020