РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Руководитель МО Заместитель директора Директор МКОУ Кондинская СОШ
_______/ _____________/ по УР _______/Н.Г.Шевцова/ _________/Э.В.Кузьмина/
Протокол № _12__ Приказ № 141_-од от «31» 05. 2022 г. «31» 05. 2022 г. от «31» 05. 2022 г.
Рассмотрено на заседании педагогического совета
протокол № __1_____ от « 31 »_мая_2022__ г
Г п. Кондинское 2022 г.
Рабочая программа по литературе для обучающихся 5-9 классов составлена на основе Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования (Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 г.№ 287, зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 05.07.2021 г., рег. номер — 64101) (далее — ФГОС ООО), а также Примерной программы воспитания, с учётом Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации (утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 г. № 637-р).
Учебный предмет «Литература» в наибольшей степени способствует формированию духовного облика и нравственных ориентиров молодого поколения, так как занимает ведущее место в
эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии обучающихся, в становлении основ их миропонимания и национального самосознания. Особенности литературы как школьного предмета связаны с тем, что литературные произведения являются феноменом культуры: в них заключено эстетическое освоение мира, а богатство и многообразие человеческого бытия выражено в
художественных образах, которые содержат в себе потенциал воздействия на читателей и приобщают их к нравственно-эстетическим ценностям, как национальным, так и общечеловеческим.
Основу содержания литературного образования составляют чтение и изучение выдающихся художественных произведений русской и мировой литературы, что способствует постижению таких нравственных категорий, как добро, справедливость, честь, патриотизм, гуманизм, дом, семья.
Целостное восприятие и понимание художественного произведения, его анализ и интерпретация возможны лишь при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя, которая зависит от возрастных особенностей школьников, их психического и литературного развития, жизненного и читательского опыта.
Полноценное литературное образование в основной школе невозможно без учёта преемственности с курсом литературного чтения в начальной школе, межпредметных связей с курсом русского языка, истории и предметов художественного цикла, что способствует развитию речи, историзма мышления, художественного вкуса, формированию эстетического отношения к окружающему миру и его воплощения в творческих работах различных жанров.
В рабочей программе учтены все этапы российского историко-литературного процесса (от фольклора до новейшей русской литературы) и представлены разделы, касающиеся литератур народов России и зарубежной литературы.
Основные виды деятельности обучающихся перечислены при изучении каждой монографической или обзорной темы и направлены на достижение планируемых результатов обучения.
Цели изучения предмета «Литература» в основной школе состоят в формировании у обучающихся потребности в качественном чтении, культуры читательского восприятия, понимания литературных текстов и создания собственных устных и письменных высказываний; в развитии чувства причастности к отечественной культуре и уважения к другим культурам, аксиологической сферы личности на основе высоких духовнонравственных идеалов, воплощённых в отечественной и зарубежной литературе. Достижение указанных целей возможно при решении учебных задач, которые постепенно усложняются от 5 к 9 классу.
§ Задачи, связанные с пониманием литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни, с обеспечением культурной
самоидентификации, осознанием коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений отечественной культуры, культуры своего народа, мировой культуры, состоят в приобщении школьников к наследию отечественной и зарубежной классической литературы и лучшим образцам современной литературы; воспитании уважения к отечественной классике как высочайшему достижению национальной культуры, способствующей воспитанию патриотизма, формированию национально-культурной идентичности и способности к диалогу культур; освоению духовного опыта человечества, национальных и общечеловеческих культурных традиций и ценностей; формированию гуманистического мировоззрения.
§ Задачи, связанные с осознанием значимости чтения и изучения литературы для дальнейшего развития обучающихся, с формированием их потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, с гармонизацией отношений человека и общества, ориентированы на воспитание и развитие мотивации к чтению художественных произведений, как изучаемых на уроках, так и прочитанных самостоятельно, что способствует накоплению позитивного опыта освоения литературных произведений, в том числе в процессе участия в различных мероприятиях, посвящённых литературе, чтению, книжной культуре.
§ Задачи, связанные с воспитанием квалифицированного читателя, обладающего эстетическим вкусом, с формированием умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и
интерпретировать прочитанное, направлены на формирование у школьников системы знаний о литературе как искусстве слова, в том числе основных теоретико и историко-литературных знаний, необходимых для понимания, анализа и интерпретации художественных произведений, умения воспринимать их в историко-культурном контексте, сопоставлять с произведениями других видов искусства; развитие читательских умений, творческих способностей, эстетического вкуса. Эти задачи направлены на развитие умения выявлять проблематику произведений и их художественные особенности, комментировать авторскую позицию и выражать собственное отношение к прочитанному; воспринимать тексты художественных произведений в единстве формы и содержания, реализуя возможность их неоднозначного толкования в рамках достоверных интерпретаций; сопоставлять и сравнивать художественные произведения, их фрагменты, образы и проблемы как между собой, так и с произведениями других искусств; формировать представления о специфике литературы в ряду других искусств и об историко-литературном процессе; развивать умения поиска необходимой информации с использованием различных источников, владеть навыками их критической оценки.
§ Задачи, связанные с осознанием обучающимися коммуникативно-эстетических возможностей языка на основе изучения выдающихся произведений отечественной культуры, культуры своего народа, мировой культуры, направлены на совершенствование речи школьников на примере высоких образцов художественной литературы и умений создавать разные виды устных и письменных высказываний, редактировать их, а также выразительно читать произведения, в том числе наизусть, владеть различными видами пересказа, участвовать в учебном диалоге, адекватно воспринимая чужую точку зрения и аргументированно отстаивая свою.
Предмет «Литература» входит в предметную область «Русский язык и литература» и является обязательным для изучения. Предмет «Литература» преемственен по отношению к предмету «Литературное чтение».
В 5, 6, 9 классах на изучение предмета отводится 3 часа в неделю, в 7 и 8 классах — 2 часа в неделю. Суммарно изучение литературы в основной школе по программам основного общего образования рассчитано на 442 часа в соответствии со всеми вариантами учебных планов. Для реализации программы используется Учебник «Литература» 6 класс в 2-х частях под редакцией В. Ф. Чертова, М.: Просвещение.
А (обязательные произведения) |
В (обязательные авторы) |
С (литературное явление) |
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА |
||
«Слово о полку Игореве» (к. XII в.) (8-9 кл.)
|
Древнерусская литература – 1-2 произведения на выбор, например: «Поучение» Владимира Мономаха, «Повесть о разорении Рязани Батыем», «Житие Сергия Радонежского», «Домострой», «Повесть о Петре и Февронии Муромских», «Повесть о Ерше Ершовиче, сыне Щетинникове», «Житие протопопа Аввакума, им самим написанное» и др.) (6-8 кл.) |
Русский фольклор: сказки, былины, загадки, пословицы, поговорки, песня и др. (10 произведений разных жанров, 5-7 кл.)
|
Д.И. Фонвизин «Недоросль» (1778 – 1782) (8-9 кл.) Н.М. Карамзин «Бедная Лиза» (1792) (8-9 кл.) |
М. В. Ломоносов – 1 стихотворение по выбору, например: «Стихи, сочиненные на дороге в Петергоф…» (1761), «Вечернее размышление о Божием Величии при случае великого северного сияния» (1743), «Ода на день восшествия на Всероссийский престол Ея Величества Государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» и др. (8-9 кл.) Г. Р. Державин – 1-2 стихотворения по выбору, например: «Фелица» (1782), «Осень во время осады Очакова» (1788), «Снигирь» 1800, «Водопад» (1791-1794), «Памятник» (1795) и др. (8-9 кл.) И.А. Крылов – 3 басни по выбору, например: «Слон и Моська» (1808), «Квартет» (1811), «Осел и Соловей» (1811), «Лебедь, Щука и Рак» (1814), «Свинья под дубом» (не позднее 1823) и др. (5-6 кл.) |
|
А.С. Грибоедов «Горе от ума» (1821 – 1824) (9 кл.)
|
В.А. Жуковский - 1-2 баллады по выбору, например: «Светлана» (1812), «Лесной царь» (1818); 1-2 элегии по выбору, например: «Невыразимое» (1819), «Море» (1822) и др. (7-9 кл.) |
|
А.С. Пушкин «Евгений Онегин» (1823 — 1831) (9 кл.), «Дубровский» (1832 — 1833) (6-7 кл), «Капитанская дочка» (1832 — 1836) (7-8 кл.). |
А.С. Пушкин - 10 стихотворений различной тематики, представляющих разные периоды творчества – по выбору, входят в программу каждого класса, например: «Воспоминания в Царском Селе» (1814), «Вольность» (1817), «Деревня» (181), «Редеет облаков |
Поэзия пушкинской эпохи, например: К. Н. Батюшков, А. А. Дельвиг, Н. М. Языков, Е. А. Баратынский (2-3 стихотворения по выбору, 5-9 кл.)
|
Стихотворения: «К Чаадаеву» («Любви, надежды, тихой славы…») (1818), «Песнь о вещем Олеге» (1822), «К***» («Я помню чудное мгновенье…») (1825), «Зимний вечер» (1825), «Пророк» (1826), «Во глубине сибирских руд…» (1827), «Я вас любил: любовь еще, быть может…» (1829), «Зимнее утро» (1829), «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» (1836) (5-9 кл.)
|
летучая гряда» (1820), «Погасло дневное светило…» (1820), «Свободы сеятель пустынный…» (1823), «К морю» (1824), «19 октября» («Роняет лес багряный свой убор…») (1825), «Зимняя дорога» (1826), «И.И. Пущину» (1826), «Няне» (1826), «Стансы («В надежде славы и добра…») (1826), «Арион» (1827), «Цветок» (1828), «Не пой, красавица, при мне…» (1828), «Анчар» (1828), «На холмах Грузии лежит ночная мгла…» (1829), «Брожу ли я вдоль улиц шумных…» (1829), «Кавказ» (1829), «Монастырь на Казбеке» (1829), «Обвал» (1829), «Поэту» (1830), «Бесы» (1830), «В начале жизни школу помню я…» (1830), «Эхо» (1831), «Чем чаще празднует лицей…» (1831), «Пир Петра Первого» (1835), «Туча» (1835), «Была пора: наш праздник молодой…» (1836) и др. (5-9 кл.) «Маленькие трагедии» (1830) 1-2 по выбору, например: «Моцарт и Сальери», «Каменный гость». (8-9 кл.) «Повести Белкина» (1830) - 2-3 по выбору, например: «Станционный смотритель», «Метель», «Выстрел» и др. (7-8 кл.) Поэмы –1 по выбору, например: «Руслан и Людмила» (1818—1820), «Кавказский пленник» (1820 – 1821), «Цыганы» (1824), «Полтава» (1828), «Медный всадник» (1833) (Вступление) и др. (7-9 кл.) Сказки – 1 по выбору, например: «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» и др. (5 кл.) |
|
М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» (1838 — 1840). (9 кл.) Стихотворения: «Парус» (1832), «Смерть Поэта» (1837), «Бородино» (1837), «Узник» (1837), «Тучи» (1840), «Утес» (1841), «Выхожу один я на дорогу...» (1841). (5-9кл.)
|
М. Ю. Лермонтов - 10 стихотворений по выбору, входят в программу каждого класса, например: «Ангел» (1831), «Дума» (1838), «Три пальмы» (1838), «Молитва» («В минуту жизни трудную…») (1839), «И скучно и грустно» (1840), «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою...») (1840), «Когда волнуется желтеющая нива…» (1840), «Из Гёте («Горные вершины…») (1840), «Нет, не тебя так пылко я люблю…» (1841), «Родина» (1841), «Пророк» (1841), «Как часто, пестрою толпою окружен...» (1841), «Листок» (1841) и др. (5-9 кл.) Поэмы -1-2 по выбору, например: «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» (1837), «Мцыри» (1839) и др. (8-9 кл.) |
Литературные сказки XIX-ХХ века, например: А. Погорельский, В. Ф. Одоевский, С. Г. Писахов, Б. В. Шергин, А. М. Ремизов, Ю. К. Олеша, Е. В. Клюев и др. (1 сказка на выбор, 5 кл.)
|
Н. В. Гоголь «Ревизор» (1835) (7-8 кл.), «Мертвые души» (1835 – 1841) (9-10 кл.)
|
Н. В. Гоголь Повести – 5 из разных циклов, на выбор, входят в программу каждого класса, например: «Ночь перед Рождеством» (1830 – 1831), «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» (1834), «Невский проспект» (1833 – 1834), «Тарас Бульба» (1835), «Старосветские помещики» (1835), «Шинель» (1839) и др. (5-9 кл.) |
|
Ф.И. Тютчев – Стихотворения: «Весенняя гроза» («Люблю грозу в начале мая…») (1828, нач. 1850-х), «Silentium!» (Молчи, скрывайся и таи…) (1829, нач. 1830-х), «Умом Россию не понять…» (1866). (5-8 кл.) А.А. Фет Стихотворения: «Шепот, робкое дыханье…» (1850), «Как беден наш язык! Хочу и не могу…» (1887). (5-8 кл.) Н. А. Некрасов. Стихотворения: «Крестьянские дети» (1861), «Вчерашний день, часу в шестом…» (1848), «Несжатая полоса» (1854). (5-8 кл.) |
Ф.И. Тютчев - 3-4 стихотворения по выбору, например: «Еще в полях белеет снег…» (1829, нач. 1830-х), «Цицерон» (1829, нач. 1830-х), «Фонтан» (1836), «Эти бедные селенья…» (1855), «Есть в осени первоначальной…» (1857), «Певучесть есть в морских волнах…» (1865), «Нам не дано предугадать…» (1869), «К. Б.» («Я встретил вас – и все былое...») (1870) и др. (5-8 кл.) А.А. Фет - 3-4 стихотворения по выбору, например: «Я пришел к тебе с приветом…» (1843), «На стоге сена ночью южной…» (1857), «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали…» (1877), «Это утро, радость эта…» (1881), «Учись у них – у дуба, у березы…» (1883), «Я тебе ничего не скажу…» (1885) и др. (5-8 кл.) Н. А. Некрасов - 1–2 стихотворения по выбору, например: «Тройка» (1846), «Размышления у парадного подъезда» (1858), «Зеленый Шум» (1862-1863) и др. (5-8 кл.) |
Поэзия 2-й половины XIX в., например: А. Н. Майков, А. К. Толстой, Я. П. Полонский и др. (1-2 стихотворения по выбору, 5-9 кл.)
|
|
И. С. Тургенев - 1 рассказ по выбору, например: «Певцы» (1852), «Бежин луг» (1846, 1874) и др.; 1 повесть на выбор, например: «Муму» (1852), «Ася» (1857), «Первая любовь» (1860) и др.; 1 стихотворение в прозе на выбор, например: «Разговор» (1878), «Воробей» (1878),«Два богача» (1878), «Русский язык» (1882) и др. (6-8 кл.) Н.С.Лесков - 1 повесть по выбору, например: «Несмертельный Голован (Из рассказов о трех праведниках)» (1880), «Левша» (1881), «Тупейный художник» (1883), «Человек на часах» (1887) и др. (6-8 кл.) М.Е.Салтыков-Щедрин - 2 сказки по выбору, например: «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» (1869), «Премудрый пискарь» (1883), «Медведь на воеводстве» (1884) и др. (7-8 кл.) Л.Н.Толстой - 1 повесть по выбору, например: «Детство» (1852), |
|
|
«Отрочество» (1854), «Хаджи-Мурат» (1896—1904) и др.; 1 рассказ на выбор, например: «Три смерти» (1858), «Холстомер» (1863, 1885), «Кавказский пленник» (1872), «После бала» (1903) и др. (5-8 кл.) А.П.Чехов - 3 рассказа по выбору, например: «Толстый и тонкий» (1883), «Хамелеон» (1884), «Смерть чиновника» (1883), «Лошадиная фамилия» (1885), «Злоумышленник» (1885), «Ванька» (1886), «Спать хочется» (1888) и др. (6-8 кл.) |
|
|
А. А. Блок - 2 стихотворения по выбору, например: «Перед грозой» (1899), «После грозы» (1900), «Девушка пела в церковном хоре…» (1905), «Ты помнишь? В нашей бухте сонной…» (1911 – 1914) и др. (7-9 кл.) А. А. Ахматова - 1 стихотворение по выбору, например: «Смуглый отрок бродил по аллеям…» (1911), «Перед весной бывают дни такие…» (1915), «Родная земля» (1961) и др. (7-9 кл.) Н. С. Гумилев - 1 стихотворение по выбору, например: «Капитаны» (1912), «Слово» (1921). (6-8 кл.) М. И. Цветаева - 1 стихотворение по выбору, например: «Моим стихам, написанным так рано…» (1913), «Идешь, на меня похожий» (1913), «Генералам двенадцатого года» (1913), «Мне нравится, что вы больны не мной…» (1915), из цикла «Стихи к Блоку» («Имя твое – птица в руке…») (1916), из цикла «Стихи о Москве» (1916), «Тоска по родине! Давно…» (1934) и др. (6-8 кл.) О. Э. Мандельштам - 1 стихотворение по выбору, например: «Звук осторожный и глухой…» (1908), «Равноденствие» («Есть иволги в лесах, и гласных долгота…») (1913), «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…» (1915) и др. (6-9 кл.) В. В. Маяковский - 1 стихотворение по выбору, например: «Хорошее отношение к лошадям» (1918), «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче» (1920) и др. (7-8 кл.) С. А. Есенин - 1 стихотворение по выбору, например: «Гой ты, Русь, моя родная…» (1914), «Песнь о собаке» (1915), «Нивы сжаты, рощи голы…» (1917 – 1918), «Письмо к матери» (1924) «Собаке Качалова» (1925) и др. (5-6 кл.) М. А. Булгаков 1 |
Проза конца XIX – начала XX вв., например: М. Горький, А. И. Куприн, Л. Н. Андреев, И. А. Бунин, И. С. Шмелев, А.С. Грин (2-3 рассказа или повести по выбору, 5-8 кл.) Поэзия конца XIX – начала XX вв., например: К. Д. Бальмонт, И. А. Бунин, М. А. Волошин, В. Хлебников и др. (2-3 стихотворения по выбору, 58 кл.) Поэзия 20-50-х годов ХХ в., например: Б. Л. Пастернак, Н. А. Заболоцкий, Д. Хармс, Н. М. Олейников и др. (3-4 стихотворения по выбору, 59 кл) Проза о Великой Отечественной войне, например:М. А. Шолохов, В. Л. Кондратьев, В.О. Богомолов, Б. Л. Васильев, В. В. Быков, В. П. Астафьев и др. (1-2 повести или рассказа – по выбору, 6-9 кл.) Художественная проза о человеке и природе, их взаимоотношениях, например: М. М. Пришвин, К. Г. Паустовский и др. (1-2 произведения – по выбору, 5-6 кл.) Проза о детях, например: В. Г. Распутин, В. П. Астафьев, Ф. А. Искандер, Ю. И. Коваль, Ю. П. Казаков, В. В. Голявкин и др. (3-4 произведения по выбору, 5-8 кл.) Поэзия 2-й половины ХХ в., например: Н.И. Глазков, Е. А. Евтушенко, А. А. Вознесенский, Н. М. Рубцов, Д. С. Самойлов, А. А. Тарковский, Б. Ш. Окуджава, В. С. Высоцкий, Ю. П. Мориц, И. А. Бродский, А. С. Кушнер, О. Е. Григорьев и др. (3-4 стихотворения по выбору, 5-9 кл.) Проза русской эмиграции, например: И. С. Шмелев, В. В. Набоков, С. Д. Довлатов и др. (1 произведение – по выбору, 5-9 кл.) |
|
повесть по выбору, например: «Роковые яйца» (1924), «Собачье сердце» (1925) и др. (7-8 кл.) А. П. Платонов - 1 рассказ по выбору, например: «В прекрасном и яростном мире (Машинист Мальцев)» (1937), «Рассказ о мертвом старике» (1942), «Никита» (1945), «Цветок на земле» (1949) и др. (6-8 кл.) М. М. Зощенко 2 рассказа по выбору, например: «Аристократка» (1923), «Баня» (1924) и др. (5-7 кл.) А.Т. Твардовский 1 стихотворение по выбору, например: «В тот день, когда окончилась война…» (1948), «О сущем» (1957 – 1958), «Вся суть в одномединственном завете…» (1958), «Я знаю, никакой моей вины…» (1966) и др.; «Василий Теркин» («Книга про бойца») (1942-1945) – главы по выбору. (7-8 кл.) А.И. Солженицын 1 рассказ по выбору, например: «Матренин двор» (1959) или из «Крохоток» (1958 – 1960) – «Лиственница», «Дыхание», «Шарик», «Костер и муравьи», «Гроза в горах», «Колокол Углича» и др. (7-9 кл.) В. М. Шукшин 1 рассказ по выбору, например: «Чудик» (1967), «Срезал» (1970), «Мастер» (1971) и др. (7-9 кл.) |
Проза и поэзия о подростках и для подростков последних десятилетий авторов-лауреатов премий и конкурсов («Книгу ру», премия им. Владислава Крапивина, Премия Детгиза, «Лучшая детская книга издательства «РОСМЭН» и др., например: Н. Назаркин, А. Гиваргизов, Ю. Кузнецова, Д. Сабитова, Е. Мурашова, М. Аромштам, А. Петрова, С. Седов, С. Востоков , Э. Веркин, М. Аромштам, Н. Евдокимова, Н. Абгарян, М. Петросян, А. Жвалевский и Е. Пастернак, Ая Эн, Д. Вильке и др. (1-2 произведения по выбору, 5-8 кл.)
|
Литература народов России |
||
|
|
Г. Тукай, М. Карим, К. Кулиев, Р. Гамзатов и др. (1 произведение по выбору, 5-9 кл.) |
Зарубежная литература |
||
|
Гомер «Илиада» (или «Одиссея») (фрагменты по выбору) (6-8 кл.) Данте. «Божественная комедия» (фрагменты по выбору) (9 кл.) М. де Сервантес «Дон Кихот» (главы по выбору) (7-8 кл.) |
Зарубежный фольклор легенды, баллады, саги, песни (2-3 произведения по выбору, 5-7 кл.)
|
В. Шекспир «Ромео и Джульетта» (1594 – 1595). (8-9 кл.)
|
1–2 сонета по выбору, например: № 66 «Измучась всем, я умереть хочу...» (пер. Б. Пастернака), № 68 «Его лицо - одно из отражений…» (пер. С. Маршака), №116 «Мешать соединенью двух сердец…» (пер. С. Маршака), №130 «Ее глаза на звезды не похожи…» (пер. С. Маршака). (7-8 кл.) |
|
А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц» (1943) (6-7 кл.) |
Д. Дефо «Робинзон Крузо» (главы по выбору) (6-7 кл.) Дж. Свифт «Путешествия Гулливера» (фрагменты по выбору) (6-7 кл.) Ж-Б. Мольер Комедии - 1 по выбору, |
Зарубежная сказочная и фантастическая проза, например: Ш. Перро, В. Гауф, Э.Т.А. Гофман, Бр. Гримм, Л. Кэрролл, Л. Ф. Баум, Д.М. Барри, Д. |
|
например: «Тартюф, или Обманщик» (1664),«Мещанин во дворянстве» (1670). (8-9 кл.) И.-В. Гете «Фауст» (1774 – 1832) (фрагменты по выбору) (9-10 кл.) Г. Х. Андерсен Сказки - 1 по выбору, например: «Стойкий оловянный солдатик» (1838), «Гадкий утенок» (1843). (5 кл.) Дж. Г. Байрон - 1 стихотворение по выбору, например: «Душа моя мрачна. Скорей, певец, скорей!» (1814) (пер. М. Лермонтова), «Прощание Наполеона» (1815) (пер. В. Луговского), Романс («Какая радость заменит былое светлых чар...») (1815) (пер. Вяч. Иванова), «Стансы к Августе» (1816)(пер. А. Плещеева) и др. - фрагменты одной из поэм по выбору, например: «Паломничество Чайльд Гарольда» (1809 – 1811) (пер. В. Левика). (9 кл.)
|
Родари, М. Энде, Д. Р. Р. Толкиен, К. Льюис и др. (2-3 произведения по выбору, 5-6 кл.) Зарубежная новеллистика, например: П. Мериме, Э. По, О`Генри, О. Уайльд, А. К. Дойл, Джером К. Джером, У. Сароян, и др. (2-3 произведения по выбору, 7-9 кл.) Зарубежная романистика XIX– ХХ века, например: А. Дюма, В. Скотт, В. Гюго, Ч. Диккенс, М. Рид, Ж. Верн, Г. Уэллс, Э. М. Ремарк и др. (1-2 романа по выбору, 7-9 кл) Зарубежная проза о детях и подростках, например: М. Твен, Ф. Х. Бёрнетт, Л. М. Монтгомери, А. де Сент-Экзюпери, А. Линдгрен, Я. Корчак, Харпер Ли, У. Голдинг, Р. Брэдбери, Д. Сэлинджер, П. Гэллико, Э. Портер, К. Патерсон, Б. Кауфман, Ф. Бёрнетт и др. (2 произведения по выбору, 5-9 кл.) Зарубежная проза о животных и взаимоотношениях человека и природы, например: Р. Киплинг, Дж. Лондон, Э. СетонТомпсон, Д. Дарелл и др. (1-2 произведения по выбору, 5-7 кл.) Современные зарубежная проза, например: А. Тор, Д. Пеннак, У. Старк, К. Ди Камилло, М. Парр, Г. Шмидт, Д. Гроссман, С. Каста, Э. Файн, Е. Ельчин и др. (1 произведение по выбору, 5-8 кл.) |
Личностные |
- Совершенствование духовно-нравственных качеств личности; - воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов; - готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию; - развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира; - решение коммуникативных задач. |
|
Регулятивные УУД: - самостоятельно планировать выполнение учебной задачи; - планировать выполнение домашней работы, рационально распределяя время на её выполнение; |
|
- сравнивать полученные результаты с учебной задачей, планом её реализации; - осуществлять систематический самоконтроль, самооценку деятельности - вносить изменения в последовательность и время выполнения учебной задачи; - повысить уровень приобретённых знаний, умений и навыков, - успех обучения в целом. |
Познавательные УУД: - умение определять понятия, создавать обобщения, классифицировать, понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинноследственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы; - умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы для решения своих задач; - умение работать с разными источниками информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.), находить её, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности. |
|
Коммуникативные УУД: - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия; - постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; - разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация; - управление поведением партнера — контроль, коррекция, оценка его действий; - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; - владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка; - формирование и развитие компетентности в области использования инфрмационно-коммуникационных технологий. |
|
|
1) В познавательной сфере: • понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, произведений древнерусской литературы, литературы XVIII века, произведений русских писателей XIX—XX веков, произведений литературы народов России и зарубежной литературы; • понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания; • умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений; • определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа); |
|
• владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения. 2) В ценностно-ориентационной сфере: • приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовнонравственными ценностями других народов; • формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка; • собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений; • понимание авторской позиции и своё отношение к ней. 3) В коммуникативной сфере: • восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие; • умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; умение вести диалог; • написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы. 4) В эстетической сфере: • понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса; • понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений. |
№ п/п |
Разделы программы |
Количество часов |
|
|
Общее |
Практические работы |
Контрольные работы |
||
1. |
Литература как искусство слова |
1 |
|
|
2. |
Мифология |
3 |
|
|
3. |
Русский фольклор |
3 |
|
|
4. |
Литературная сказка |
7 |
1 |
1 |
5. |
Древнерусская литература |
2 |
|
|
6. |
Жанр басни в мировой литературе |
3 |
|
|
7. |
Русская литература 19 века |
33 |
3 |
2 |
8. |
Русская литература 20 века |
49 |
9 |
2 |
9. |
Итоговый урок |
1 |
|
|
|
ИТОГО |
102 |
13 |
5 |
|
Разделы программы |
Количество часов |
||
№ п/п |
|
Общее |
Практические работы |
Контрольные работы |
1. |
Образ человека в литературе |
1 |
|
|
2. |
Мифология |
2 |
|
1 |
3. |
Античная литература |
3 |
|
|
4. |
Героический эпос народов мира |
3 |
|
1 |
5. |
Русский фольклор |
3 |
|
|
6 |
Древнерусская литература |
5 |
|
1 |
7 |
Русская литература 19 века |
43 |
7 |
2 |
8 |
Русская литература 20 века |
24 |
7 |
1 |
9 |
Зарубежная литература |
16 |
2 |
1 |
10 |
Итоговый урок |
2 |
|
|
|
ИТОГО |
102 |
16 |
7 |
№ п/п |
Разделы программы |
Количество часов |
|
|
Общее |
Практические работы |
Контрольные работы |
||
1. |
Сюжет как метафора жизни |
1 |
|
|
2. |
Древнерусская литература |
1 |
|
|
3. |
Классические сюжеты в мировой литературе |
5 |
|
|
4. |
Русская литература 18 века |
5 |
1 |
|
5. |
Русская литература 19 века |
30 |
3 |
1 |
6. |
Русская литература 20 века |
19 |
3 |
1 |
7. |
Зарубежная литература |
8 |
|
|
10. |
Итоговый урок |
1 |
|
|
|
ИТОГО |
70 |
7 |
2 |
№ п/п |
Разделы программы |
Количество часов |
|
|
Общее |
Практические работы |
Контрольные работы |
||
1. |
Художественный мир литературного произведения |
1 |
|
|
2. |
Древнерусская литература |
4 |
1 |
1 |
3. |
Зарубежная литература 17 века |
2 |
|
|
4. |
Русская литература 18 века |
2 |
|
|
5. |
Русская литература 19 века |
37 |
2 |
2 |
6. |
Русская литература 20 века |
13 |
3 |
1 |
7. |
Зарубежная литература 20 века |
5 |
1 |
|
8. |
Форма сонета в мировой литературе |
2 |
|
|
9. |
Литературные пародии |
2 |
|
|
10. |
Итоговый урок |
2 |
|
|
|
ИТОГО |
70 |
7 |
4 |
№ п/п |
Разделы программы |
Количество часов |
|
|
Общее |
Практические работы |
Контрольные работы |
||
1. |
Художественный мир литературной эпохи; направления |
1 |
|
|
2. |
Античная литература |
4 |
|
|
3. |
Литература Средневековья |
2 |
|
|
2. |
Древнерусская литература |
5 |
1 |
1 |
3. |
Литература эпохи Возрождения |
3 |
|
|
4 |
Зарубежная литература 17-18 веков |
5 |
|
|
5 |
Русская литература 18 века |
5 |
1 |
|
6 |
Зарубежная литература первой половины 19 века |
4 |
|
|
7 |
Русская литература первой половины 19 века |
38 |
2 |
2 |
8 |
Жанр элегии в мировой литературе |
2 |
|
|
9 |
Русская литература 19 века |
30 |
3 |
1 |
10 |
Русская литература 20 века |
6 |
1 |
1 |
|
ИТОГО |
105 |
8 |
5 |
Календарно-тематическое планирование уроков литературы 6 класс 2022 – 2023 учебный год
№
|
Раздел |
Тема урока |
Кол- во час |
Дата
|
Корка
|
По разделу: |
|
|
Планируемые результаты (предметные) |
Контроль |
Учебнометодическое обеспечение
|
||||||
1 |
Образ человека в литературе (1 час) |
Образ человека в литературе. |
1 |
1.09 |
|
1.Самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации 2. Пользоваться изучающим видом чтения. 3. Извлекать информацию, представленную в разных формах . 4. Пользоваться ознакомительным и просмотровым чтением. 5. Излагать содержание прочитанного (прослушанного) . 6. Объяснять значения мифологических выражений. 7. Толковать непонятные слова, используя словарь 8. Устанавливать причинноследственные связи. 9. Строить рассуждения.
|
|
В.Ф. Чертов, Л.А. Трубина, Н.А. Ипполитова. Литература. Рабочие программы. Предметная линия учебников под ред. В.Ф. Чертова. 5-9 классы.. - М.: Просвещение, 2011 В.Ф. Чертов, Л.А. Трубина, Н.А. Ипполитова. Литература. 6 класс. В 2ч. Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2014. В.Ф. ЧертовВ.п. Журавлев. Фонохрестоматия к учебнику «Литература. 6 класс». – М.: Просвещение, 2014. Уроки литературы. 6 класс .Пособие для учителей / Под редакцией В. Ф. Чертова. М: Просвещение, 1012
|
2 |
Мифология (2 часа)
|
Герои в древнегреческих мифах. Прометей. Яблоки Гесперид |
1 |
2.09 |
|
|
||
3 |
|
Троянский цикл и его герои. Мир в слове «Герой» |
1 |
5.09 |
|
|
||
4 |
Античная литература (3 часа) |
Гомер и его поэмы «Илиада» и «Одиссея». Образы Ахилла и Гектора. |
1 |
8.09 |
|
|
||
5 |
|
Образ Одиссея. |
1 |
9.09 |
|
|
||
6 |
|
Герои мифов разных народов в литературе. |
1 |
12.09 |
|
|
||
7 |
Героический эпос народов мира (3 часа) |
Песнь о Роланде. Образ Роланда. |
1 |
15.09 |
|
|
||
8 |
|
Песнь о нибелунгах. Образ Зигфрида. |
1 |
16.09 |
|
|
||
9 |
|
Герои финского эпоса «Калевала» |
1 |
19.09 |
|
|
||
10 |
Фольклор (3 часа) |
Русские народные лирические песни |
1 |
22.09 |
|
|
||
11 |
|
Былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник». |
1 |
23.09 |
|
|
||
12 |
|
Урок внеклассного чтения по русским былинам |
1 |
26.09 |
|
|
|
|
13 |
Древнерусская литература (2 часа) |
Идеал человека в «Повести о Петре и Февронии Муромских». |
1 |
29.09 |
|
|
|
|
14 |
|
Рассказ об одном из героев древнерусской литературы |
1 |
30.09 |
|
|
|
|
15 |
Жанр баллады в мировой литературе (3 часа) |
Баллады И. В. Гёте «Лесной царь» и Ф. Шиллера «Перчатка». |
1 |
3.10 |
|
|
|
|
16 |
|
Баллада B. Скотта «Клятва Мойны». |
1 |
6.10 |
|
|
|
|
17 |
|
Баллада Р. Л. Стивенсона «Вересковый мед». |
1 |
7.10 |
|
|
|
|
18 19 |
Русская литература 19 века. В. А. Жуковский (2 часа) |
Баллада В. А. Жуковского «Светлана». Образ Светланы и средства его создания. |
2 |
10.10 13.10 |
|
1.Самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации 2. Пользоваться изучающим видом чтения. 3. Извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст: иллюстрация, таблица, схема). 4. Пользоваться ознакомительным и просмотровым чтением. 5. Излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно. 7. Толковать непонятные слова, используя словарь 8. Устанавливать причинноследственные связи. 9. Строить |
|
|
|
|
|||||||
20 21 |
Практикум (2 часа) |
Выразительное чтение произведения как способ его интерпретации. Выразительное чтение баллад Жуковского |
2 |
14.10 17.10 |
|
|
|
|
|
|
|||||||
22 |
А. С. Пушкин (9 часов) |
Стихотворение Пушкина «Песнь о вещем Олеге» |
1 |
20.10 |
|
|
|
|
23 |
|
Стихотворения А. С. Пушкина «Ворон к ворону летит». |
1 |
21.10 |
|
|
|
|
24 |
|
Образы помещиков Дубровского и Троекурова в романе «Дубровский». |
1 |
24.10 |
|
|
|
|
25 |
|
Владимир Дубровский в родительском доме |
1 |
27.10 |
|
|
|
|
26 |
|
Владимир Дубровский в доме Троекурова. |
1 |
28.10 |
|
|
|
|
27 |
2 четверть |
Краткое изложение эпизода |
1 |
7.11 |
|
|
|
|
28 |
|
Финал романа |
1 |
10.11 |
|
|
|
|
29 |
|
История Владимира Дубровского |
1 |
11.11 |
|
|
|
|
30 |
|
Урок внеклассного чтения «Барышня-крестьянка» |
1 |
14.11 |
|
|
|
|
31 |
Практикум (2 часа) |
Портрет в литературном произведении |
1 |
17.11 |
|
|
|
32 |
|
Описание портрета литературного персонажа |
1 |
18.11 |
|
|
|
|
33 |
М. Ю. Лермонтов (3 часа) |
Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Парус». |
1 |
21.11 |
|
|
|
|
34 |
|
Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Листок». |
1 |
24.11 |
|
|
|
|
35 |
|
Урок внеклассного чтения по поэме Лермонтова «Беглец» |
1 |
25.11 |
|
|
|
|
36 37 |
|
Мир в слове «Человек» |
2 |
28.11 1.12 |
|
|
|
|
38 |
А. В. Кольцов (2 часа) |
Стихотворения А. В. Кольцова «Песня пахаря», «Не шуми ты, рожь...» |
1 |
2.12 |
|
|
|
|
39 |
|
Образ России в поэзии А. В. Кольцова. |
1 |
5.12 |
|
|
|
|
40 |
Ф. И. Тютчев. А. А. Фет (3 часа) |
Ф. И. Тютчев «Какое дикое ущелье!..» «С поляны коршун поднялся...». |
1 |
8.12 |
|
|
|
|
41 |
|
А. А. Фет «Ласточки» и «Учись у них — у дуба, у березы...». |
1 |
9.12 |
|
|
|
|
42 |
|
Выразительное чтение стихотворений русских поэтов 19 века. Мир в слове «Гений» |
1 |
12.12 |
|
|
|
|
43 |
Н. С. Лесков (4 часа) |
Сказ Н. С. Лескова «Левша». |
1 |
15.12 |
|
|
|
|
44 |
|
Образы русских умельцев. |
1 |
16.12 |
|
|
|
|
45 |
|
Авторская позиция в сказе «Левша». |
1 |
19.12 |
|
|
|
|
46 |
|
Урок внеклассного чтения по рассказу Н. С. Лескова «Человек на часах» |
1 |
22.12 |
|
|
|
|
47 48 |
Практикум (2 часа) |
Сообщение о жизни и творчестве писателя. Анализ творческих работ |
2 |
23.12 |
|
|
|
|
|
|
|
|
9.01 |
|
|
|
|
49 |
А. П. Чехов (3 часа) 3 четверть |
Рассказ А. П. Чехова «Толстый и тонкий». |
1 |
12.01 |
|
|
|
|
50 |
|
Рассказ А.П. Чехова «Хамелеон». |
1 |
13.01 |
|
|
|
|
51 |
|
Урок внеклассного чтения по рассказам Чехова |
1 |
16.01 |
|
|
|
|
52 |
Литература нонсенса (2 часа) |
Нонсенс и абсурд в английской поэзии. Эдвард Лир о самом себе |
1 |
19.01 |
|
|
|
|
53 |
|
Л. Кэрролл. «Верлиока» (фрагмент из «Алисы в Зазеркалье»). |
1 |
20.01 |
|
|
|
|
54 |
Автобиографически е произведения Толстого и Горького (8 часов) |
Повесть Л. Н. Толстого «Детство». |
1 |
23.01 |
|
1.Самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: 2. Пользоваться изучающим видом чтения. 3. Извлекать информацию, 4. Пользоваться ознакомительным и просмотровым чтением. 5. Излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно.
|
|
|
55 |
Образ Николеньки Иртеньева. |
1 |
26.01 |
|
|
|
||
56 |
Образы родителей |
1 |
27.01 |
|
|
|
||
57 |
Повесть А. М. Горького «Детство». |
1 |
30.01 |
|
|
|
||
58 |
|
Образы бабушки и деда Каширина. |
1 |
2.02 |
|
|
|
|
59 |
|
Образ Алеши. Жизнь в восприятии ребёнка. |
1 |
3.02 |
|
|
|
|
60 |
|
Мир в слове «Семья» |
1 |
6.02 |
|
|
|
|
61 |
|
Урок внеклассного чтения по автобиографическим произведениям русских писателей. |
1 |
9.02 |
|
|
|
62 |
Русская литература 20 века |
Рассказ А. И. Куприна «Чудесный доктор». |
1 |
10.02 |
|
1.Самостоятельно вычитывать все виды текст. информации 2. Польз. изучающим видом чтения. 3. Подбирать тезисы и цитаты 4. Писать ТВ. работу. 5. Излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно. 6. Создавать сравнит. таблицы 7. Объяснять слова и выражения. 8. Характеризовать лирического героя. 9. Строить рассуждения.
|
|
|
63 |
|
Заглавный образ в рассказе «Чудесный доктор». |
1 |
13.02 |
|
|
|
|
64 |
Практикум (2 часа) |
Сочинение о персонаже литературного произведения. |
1 |
16.02 |
|
|
|
|
65 |
|
Анализ сочинений. |
1 |
17.02 |
|
|
|
|
66 |
А.А. Блок. В. В. Маяковский (4 часа) |
Стихотворения А.Блока «Лениво и тяжко плывут облака...» и «Встану я в утро туманное...». |
1 |
20.02 |
|
|
|
|
67 |
|
Выразительное чтение стихотворений А. А. Блока. |
1 |
27.02 |
|
|
|
|
68 |
|
Стихотворение В. В. Маяковского «Хорошее отношение к лошадям». Гуманистическое звучание произведения. |
1 |
2.03 |
|
|
|
|
69 |
|
Образ лирического героя в стихотворениях А. А. Блока и В. В. Маяковского. |
1 |
3.03 |
|
|
|
|
70 |
Практикум (2 часа) |
Тоническая и силлаботоническая системы стихосложения. |
1 |
6.03 |
|
|
|
|
71 |
|
Ямб в русской поэзии |
1 |
9.03 |
|
|
|
|
72 |
Н. М. Рубцов (2 часа) |
Стихотворения Н. М. Рубцова «Звезда полей» и «Листья осенние». |
1 |
13.03 |
|
|
|
|
73 |
|
Выразительное чтение стихотворений Н. М. Рубцова. Мир в слове «Личность» |
1 |
13.03 |
|
|
|
|
74 |
В. Г. Распутин (6 часов) |
Рассказ В. Г. Распутина «Уроки французского». |
1 |
16.03 |
|
|
|
|
75 |
|
Образ главного героя рассказа. |
1 |
17.03 |
|
|
|
|
76 |
4 четверть |
Образ учительницы в рассказе. |
1 |
20.03 |
|
|
|
|
77 |
|
Нравственные проблемы в рассказе «Уроки французского». |
1 |
23.03 |
|
|
|
|
78 |
|
Сочинение по рассказу «Уроки французского»
|
1 |
24.03 |
|
|
|
|
79 |
|
Анализ сочинений |
1 |
3.04 |
|
|
|
|
80 |
Практикум (2 часа) |
Сопоставительная характеристика персонажей. |
1 |
6.04 |
|
|
|
|
81 |
|
Сочинение, посвященное сопоставительной характеристике персонажей. |
1 |
7.04 |
|
|
|
|
82 |
Жанр песни в русской литературе (3 часа) |
Жанр песни в русской XIX века. А. Ф. Мерзляков «Среди долины ровныя...». П. А. Вяземский «Еще тройка» («Тройка мчится, тройка скачет...»). И. И. Козлов «Вечерний звон». |
1 |
10.04 |
|
|
|
|
83 |
|
Жанр песни в русской XX века. В. В. Высоцкий «Кони привередливые» |
1 |
13.04 |
|
|
|
|
84 |
|
Урок внеклассного чтения, посвященный русскому романсу |
1 |
14.04 |
|
|
|
|
85 |
Зарубежная литература. Дж. Лондон (3 часа) |
Рассказ Дж. Лондона «Сказание о Кише». |
1 |
17.04 |
|
|
|
|
86 |
|
Человек и природа в рассказе. |
1 |
20.04 |
|
|
|
|
87 |
|
Урок внеклассного чтения по рассказам Дж. Лондона. |
1 |
21.04 |
|
|
|
|
88 |
А. де Сент- Экзюпери (6 часов) |
Повесть-сказка А. де Сент- Экзюпери «Маленький принц». |
1 |
24.04 |
|
|
|
|
89 |
|
Философская проблематика повести-сказки. |
1 |
27.04 |
|
|
|
|
90 |
|
Образы «взрослых» в произведении. |
1 |
28.04 |
|
|
|
|
91 |
|
Символическое значение образа Маленького принца. |
1 |
4.05 |
|
|
|
|
92 |
|
Письменное сочинениеминиатюра. |
1 |
5.05 |
|
|
|
|
93 |
|
Урок внеклассного чтения по произведениям А. де Сент- Экзюпери |
1 |
11.05 |
|
|
|
|
94 |
Жанр повести в русской литературе (9 часов) |
Повесть Н. В. Гоголя «Вий». |
1 |
12.05 |
|
1.Самостоятельно вычитывать все виды текст. информации 2. Пользоваться изучающим видом чтения. 3. Подбирать тезисы и цитаты 4. Писать творческую работу. 5. Излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно. 6. Создавать сравнит. таблицы 7. Объяснять слова и выражения. 8. Характеризовать лирического героя. 9. Строить рассуждения.
|
|
|
95 |
|
История Хомы Брута.
|
1 |
15.05 |
|
|
|
|
96 |
|
Сопоставительная характеристика кузнеца Вакулы и Хомы Брута. |
1 |
18.05 |
|
|
|
|
97 |
|
Повесть В. М. Шукшина «Живет такой парень». |
1 |
19.05 |
|
|
|
|
98 |
|
История Пашки Колокольникова. |
1 |
22.05 |
|
|
|
|
99 |
|
Смысл названия повести. Мир в слове «Тип» |
1 |
25.05 |
|
|
|
|
100 |
|
Письменные отзывы о прочитанных повестях |
1 |
26.05 |
|
|
|
|
101 |
|
Промежуточная аттестация |
1 |
29.05 |
|
|
|
|
102 |
|
Итоговый урок. Рекомендации книг для внеклассного чтения. |
1 |
|
|
|
|
|
Календарно-тематическое планирование по литературе 8 класс 2022 – 2023 учебный год
№ |
Раздел |
Тема |
Кол -во час |
Дата |
Кор -ка |
Виды контроля |
Планируемые результаты (предметные, метапредметные, личностные) |
Учебнометодическое обеспечение |
1 |
Введение |
Художественный мир литературного произведения |
1 |
2.09 |
|
Чтение статьи учебника, ответы на вопросы |
Знать деление литературы на роды и жанры, жанровую систему (П) умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов (М) совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству (Л) |
Учебник |
2 |
Древнерусская литература |
Житие Сергия Радонежского |
1 |
5.09 |
|
Чтение фрагментов жития, вопросы учебника |
Знать определения канона, агиографии, жития. Понимать, что такое житийные сюжеты, житийный герой. (П) умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов (М) совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству (Л) |
Презентация «Житие как жанр литературы» |
3 4 |
Духовная традиция в русской литературе |
М. В. Ломоносов «Утреннее размышление о Божием величестве». Г. Р. Державин «Бог» (отрывок) А.С Хомяков «Воскрешение Лазаря» А. К. Толстой «Благовест». «Иоанн Дамаскин» (фрагмент) К.Р. «Молитва». Мир в слове «Душа»
|
2 |
9.09 12.09 |
|
Чтение и анализ стихотворений, работа по вопросам учебника |
Уметь определять религиозные мотивы в русской поэзии, жанровое и стилевое богатство духовной поэзии (П) умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов (М) совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству (Л) |
|
5 |
Практикум |
Сочинение- эссе на литературную тему |
1 |
16.09 |
|
Выполнение заданий тестового типа |
- овладение всеми видами речевой деятельности (адекватное понимание информации устного и письменного сообщения; овладение разными видами чтения; формирование способности извлекать информацию из различных источников; овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; формирование умения вести самостоятельный поиск информации);(М)формирование способности |
|
|
|
|
|
|
|
|
самооценки на основе наблюдения за собственной речью.(Л) |
|
6
|
Зарубежная литература 17 века |
Ж.-Б. Мольер комедия «Мещанин во дворянстве» (фрагменты) |
1 |
19.09 |
|
Вопросы учебника, анализ фрагментов комедии. |
Знать понятия драматический род, комедия, проблематика. Уметь определять проблематику произведения. Анализировать образы произведения (П) умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, 23.09оценивать ее, определять сферу своих интересов (М) уважительное отношения к культурам других народов (Л) |
|
7 8 |
|
Особенности конфликта в комедии Образ господина Журдена в комедии Мольера |
2 |
23.09 26.09 |
|
Чтение фрагментов повести, вопросы учебника, анализ эпизода |
Понимать особенности исторического романа, образа исторического события. Уметь анализировать образы главных героев. Знать особенности композиции. (П) умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов (М) совершенствование духовнонравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству (Л) |
Презентация «образ Пугачева» |
9
|
Русская литература 18 века |
Н.М. Карамзин. Слово о писателе. Повесть «Бедная Лиза» |
1 |
30.09 |
|
Чтение и анализ произведения, вопросы учебника |
Понимать особенности произведений сентиментализма. Уметь определять художественную функцию портрета, пейзажа в произведении (П) умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции (М)использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (Л) |
|
10
|
|
Образы Лизы и Эраста в повести |
1 |
3.10 |
|
|
|
|
11 |
|
Авторская позиция и способы ее воплощения в повести Карамзина. Мир в слове «Чувство» |
1 |
7.10 |
|
|
|
|
12
|
Русская литература 19 века |
А.С. Пушкин «История Пугачева», роман «Капитанская дочка» |
1 |
10.10 |
|
Чтение фрагментов повести, вопросы учебника, анализ эпизода |
Понимать особенности исторического романа, образа исторического события. Уметь анализировать образы главных героев. Знать особенности композиции. (П) умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов (М)совершенствование духовнонравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству (Л) |
|
13
|
|
Петр Гринев и его родители |
1 |
14.10 |
|
|
|
|
14
|
|
Петр Гринев в Белогорской крепости |
1 |
17.10 |
|
Составление плана сочинения, |
Уметь составлять план сочинения, подбирать цитаты (П)умение работать с разными |
|
|
|
|
|
|
|
подготовка тезисов, подбор цитат. |
источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности. (М)использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.) (Л) |
|
15
|
|
Пугачев и его окружение |
1 |
21.10 |
|
Чтение стихотворения, вопросы учебника |
Уметь анализировать лирическое произведение (П) умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции (М) использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (Л) |
|
16
|
|
Система образов романа «Капитанская дочка» |
1 |
24.10 |
|
Чтение и анализ фрагментов поэмы, вопросы, записи в тетрадях |
Уметь анализировать образ героя поэмы, знать особенности композиции, уметь выразительно читать наизусть фрагменты поэмы (П) умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции (М) использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (Л) |
|
17 18 |
|
Социальная и нравственная проблематика романа Пушкина. Мир в слове «Честь» |
2 |
28.10 7.11 |
|
|
|
|
19 |
Практикум |
Анализ проблематики литературного произведения |
1 |
11.11 |
|
Составление плана сочинения, подготовка тезисов, подбор цитат. |
Уметь составлять план сочинения, подбирать цитаты (П) умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности. (М) использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.) (Л) |
|
20 |
|
М.Ю. Лермонтов. Биографические сведения. Стихотворения «Когда волнуется желтеющая нива…», «Сон» |
1 |
14.11 |
|
Чтение стихотворения, вопросы учебника |
Уметь анализировать лирическое произведение (П) умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции (М) использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (Л) |
|
21
|
|
Поэма «Мцыри» Сюжет и композиция |
1 |
18.11 |
|
Чтение и анализ фрагментов поэмы, вопросы, записи в тетрадях |
Уметь анализировать образ героя поэмы, знать особенности композиции, уметь выразительно читать наизусть фрагменты поэмы (П) умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции (М) |
|
22 |
|
Образ Мцыри в поэме Лермонтова
|
1 |
21.11 |
|
|
23 |
|
Выразительное чтение наизусть. Мир в слове «Сон» |
1 |
25.11 |
|
|
использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (Л) |
|
24 |
|
Промежуточная аттестация |
1 |
28.11 |
|
Выполнение заданий тестового типа |
овладение всеми видами речевой деятельности (адекватное понимание информации устного и письменного сообщения; овладение разными видами чтения; формирование способности извлекать информацию из различных источников; овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; формирование умения вести самостоятельный поиск информации);(М)формирование способности самооценки на основе наблюдения за собственной речью.(Л) |
|
25
|
|
Н.В. Гоголь Слово о писателе. Комедия «Ревизор». |
1 |
2.12 |
|
Чтение статьи, записи в тетрадях, задания учебника. |
Знать определения комедии, гиперболы, гротеска, эпиграфа. Уметь составлять план анализа эпизода драматического произведения. Уметь давать письменную характеристику образу Хлестакова и образов чиновников (П) умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции (М)использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (Л) |
|
26
|
|
Изображение жизни уездного города в комедии «Ревизор» |
1 |
5.12 |
|
|
||
27 |
|
Образы чиновников в комедии |
1 |
9.12 |
|
|
||
28 |
|
Образ Хлестакова в комедии Гоголя |
1 |
16.12 |
|
Чтение статьи, записи в тетрадях, задания учебника. |
|
|
29 |
|
Смысл финала комедии «Ревизор» |
1 |
19.12 |
Чтение и анализ фрагментов драматического произведения. |
|
||
30 |
|
Крылатые выражения в комедии Гоголя |
1 |
23.12 |
|
|
||
31 |
|
Сочинение по комедии Гоголя «Ревизор» |
1 |
9.01 |
|
Чтение статьи, записи в тетрадях, задания учебника. |
Знать определения символика, психологизм, уметь выразительно читать фрагменты произведений (П) умение работать с разными источниками информации, находить |
|
32 |
Практикум |
Эпиграф в литературном произведении |
1 |
13.01 |
|
Чтение статьи, записи в тетрадях, задания учебника. |
Уметь анализировать эпиграфы к различным произведениям или частям произведений, понимать художественную функцию эпиграфа в литературном произведении (П) умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности. (М)использование для решения познавательных и коммуникативных |
|
|
|
|
|
|
|
|
задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.) (Л) |
|
33
|
|
А.Н. Островский Биографические сведения. Пьеса «Снегурочка» |
1 |
16.01 |
|
Чтение и анализ фрагментов драматического произведения. |
Уметь анализировать образы героев произведения. (П) умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов (М)совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству (Л) |
|
34 |
|
Образ Снегурочки в пьесе Островского |
1 |
20.01 |
|
|
|
|
35
|
|
Л.Н. Толстой Биография. Рассказ «После бала» |
1 |
23.01 |
|
Чтение и анализ фрагментов рассказа, вопросы учебника, работа в тетрадях |
Уметь определять особенности сюжета и композиции рассказа, уметь анализировать образ рассказчика (П)умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции (М) использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (Л) |
|
36 |
|
Особенности сюжета и композиции рассказа Толстого «После бала» |
1 |
27.01 |
|
|
|
|
37 |
|
Предметный мир литературного произведения |
1 |
30.01 3.02 |
|
Чтение статьи, записи в тетрадях, задания учебника. |
Уметь давать общую характеристику предметного мира литературного произведения. Знать определения художественной детали, символа (П)умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности. (М)использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернетресурсы и др.) (Л) |
|
38 |
Русская литература 20 века |
М. Горький. Слово о писателе. Рассказ «Челкаш» |
1 |
6.02 |
|
Работа по тексту произведения, вопросы, записи в тетрадях |
Уметь определять черты романтизма и реализма в рассказе, анализировать образ главного героя (П) умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции (М)использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (Л) |
|
39 |
|
Художественный мир рассказа Горького «Челкаш» |
1 |
10.02 |
|
|
|
|
40 |
|
А. Блок Стихотворение «Девушка пела в церковном хоре» |
1 |
13.02 |
|
Чтение стихотворения, вопросы учебника |
Уметь анализировать произведение лирики (П) умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов (М)совершенствование духовно-нравственных |
|
|
|
|
|
|
|
|
качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству (Л) |
|
41 |
|
А. Блок Стихотворение «Россия» |
1 |
17.02 |
|
Чтение стихотворения, вопросы учебника |
Уметь анализировать произведение лирики (П)умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов (М)совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству (Л) |
|
42
|
|
М.А. Булгаков. Биографические сведения. Повесть «Собачье сердце» |
1 |
20.02 |
|
Чтение и анализ фрагментов повести. Работа по вопросам. |
Уметь определять особенности художественного мира произведения, уметь анализировать образы главных героев повести. Знать определение фантастики, гротеска (П) умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции (М) использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (Л) |
|
43 |
|
Символический смысл эксперимента профессора Преображенского в повести |
1 |
27.02 |
|
Отрывки из фильма «Собачье сердце» В.Бортко |
||
44 |
|
Образ Шарикова в повести Булгакова |
1 |
|
|
|
|
|
45
|
|
Смысл названия повести «Собачье сердце» |
1 |
3.03 |
|
|
|
|
46 |
|
Особенности художественного мира повести Булгакова «Собачье сердце». Мир в слове «Сердце» |
1 |
6.03 |
|
|
|
|
47 |
Практикум |
Интерьер в литературном произведении |
1 |
10.03 |
|
Чтение статьи, записи в тетрадях, задания учебника. |
Уметь определять значение интерьера как места действия, средства создания картины мира и образа персонажа (П) умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности. (М) использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.) (Л) |
|
48
|
|
А.Т. Твардовский. Слово о поэте. Поэма «Василий Теркин» (фрагменты) |
1 |
13.03 |
|
Чтение и анализ глав поэмы, работа по вопросам учебника. |
Уметь анализировать образ Василия Теркина как воплощения русского национального характера. Знать определения поэмы, сюжета, композиции (П) умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов (М) |
Презентация «Василий Теркин как воплощение русского национального характера» |
49
|
|
Образ русского солдата в поэме |
1 |
17.03 |
|
|
совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству (Л) |
|
50 |
|
Выразительное чтение наизусть |
1 |
20.03 |
|
|
|
|
51 |
Тема Великой Отечественной войны в русской литературе |
А.А. Сурков Стихотворение «Бьется в тесной печурке огонь» |
1 |
24.03 |
|
Чтение стихотворения, вопросы учебника |
Уметь анализировать произведение лирики (П)умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов (М) совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству (Л) |
|
52 |
|
Д.С. Самойлов Стихотворение «Сороковые» |
1 |
3.04 |
|
Чтение стихотворения, вопросы учебника |
Уметь анализировать произведение лирики (П)умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов (М) совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству (Л) |
|
53
|
|
В.Л. Кондратьев повесть «Сашка» (фрагменты) |
1 |
7.04 |
|
Анализ фрагментов повести, записи в тетрадях, работа по вопросам учебника. |
Уметь анализировать фрагменты повести, давать характеристику главному герою (П) умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов (М) совершенствование духовнонравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству (Л) |
|
54 |
|
Изображение событий военного времени в повести «Сашка» |
1 |
10.04 |
|
|
|
|
55
|
|
А.И. Солженицын Слово о писателе. Повесть «Матренин двор» |
1 |
14.04 |
|
Чтение фрагментов повести, вопросы учебника, анализ эпизода |
Уметь составлять план анализа жанрового своеобразия рассказа (П) умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции (М) использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (Л) |
|
56 |
|
Изображение жизни русской деревни в повести Солженицына |
1 |
17.04 |
|
Чтение фрагментов повести, вопросы учебника, анализ эпизода |
Уметь давать характеристику сюжету, композиции произведения, давать характеристику главным героям (П) умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции (М) использование для |
|
|
|
|
|
|
|
|
решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (Л) |
|
57 |
|
«Не стоит село без праведника». Образ Матрены в повести. |
1 |
21.04 |
|
Подготовка развернутого плана сочинения об образах русских солдат или об образах русских крестьян. |
Уметь составлять развернутый план сочинения (П) умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности. (М) использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернетресурсы и др.) (Л) |
|
58 |
Практикум |
Сочинение об образе социальной группы |
1 |
24.04 |
|
Подготовка развернутого плана сочинения об образах русских солдат или об образах русских крестьян. |
Уметь составлять развернутый план сочинения (П) умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности. (М) использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернетресурсы и др.) (Л)
|
|
59 |
|
Как составить примерный план сочинения об образе социальной группы |
1 |
28.04 |
|
|
||
60
|
Зарубежная литература 20 века |
Э. Хемингуэй Биографические сведения. Повесть «Старик и море» |
1 |
5.05 |
|
Чтение фрагментов повести, вопросы учебника, анализ эпизода |
Понимать философскую проблематику произведения, понимать смысл финала повести (П) умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов (М) уважительное отношения к культурам других народов (Л)
|
|
61 |
|
Своеобразие сюжета и смысл названия повести «Старик и море». Мир в слове «Море» |
1 |
12.05 |
|
|
|
|
62 |
Практикум |
Анализ жанрового своеобразия литературного произведения. |
1 |
15.05 |
|
Чтение статьи, записи в тетрадях, задания учебника. |
Уметь составлять план анализа жанрового своеобразия литературного произведения. (П) умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности. (М)использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернетресурсы и др.) (Л) |
|
63 64 |
Форма сонета в мировой литературе |
Данте Алигьери «В своих очах Любовь она хранит… Ф. Петрарка «Промчались дни мои быстрее лани…». Ш. Бодлер «Что можешь ты |
2 |
19.05 |
|
Чтение и анализ стихотворных произведений, работа по |
Уметь анализировать произведение лирики (П)умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов |
Презентация «Сонет в мировой литературе» |
|
|
сказать, мой дух всегда несчастный…» В. Я. Брюсов «Сонет к форме» И. Ф. Анненский «Третий мучительный сонет»
|
|
|
|
вопросам учебника. |
(М)уважительное отношения к культурам других народов (Л)
|
|
65 66 |
|
Промежуточная аттестация |
2 |
22.05 26.05 |
|
Выполнение заданий тестовой работы |
овладение всеми видами речевой деятельности (адекватное понимание информации устного и письменного сообщения; овладение разными видами чтения; формирование способности извлекать информацию из различных источников; овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; формирование умения вести самостоятельный поиск информации);(М) формирование способности самооценки на основе наблюдения за собственной речью.(Л) |
|
67
|
Литературные пародии |
Козьма Прутков «Помещики садовник», «Путник», «Осень» Д. Д. Минаев «На борзом коне воевода скакал…», «Поэт понимает, как плачут цветы…» |
1 |
29.05 |
.
|
Чтение статьи, записи в тетрадях, задания учебника. Подготовка сообщений |
Знать определения пародии, бурлеска, травестии. (П)умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции (М) использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (Л) |
|
68 |
|
А. П. Чехов «Летающие острова», «Репка». |
1 |
|
|
|
|
|
69 70 |
|
Обобщение и систематизация изученного. Рекомендация книг для летнего чтения |
2 |
|
|
Чтение статьи учебника, запись литературных произведений для чтения на лето |
Уметь делать обобщение о художественных мирах пройденных литературных произведений (П) подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции (М) использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (Л) |
|
Литература (в 2 частях), 5-9 класс /Чертов В.Ф., Трубина Л.А., Ипполитова Н.А. и другие; под редакцией Чертова В.Ф.; АО «Издательство «Просвещение»;
ЯКЛАСС
РЭШ
УЧИ. РУ
Skaysmart
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.