РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ЛИТЕРАТУРА
5 КЛАСС
Рабочая программа по литературе для 5 класса разработана в соответствии с Законом «Об образовании» на основе требований ФГОС ООО по литературе. Для составления программы использованы: Программа основного общего образования по литературе (5 – 9 классов) и Примерная программа «Литература» 5 – 11 класс под редакцией Чертова В.Ф.
Учебный предмет «Литература» является частью предметной области «Филология», кроме развития интеллектуальных способностей он имеет большое воспитательное воздействие, т.к. способствует формированию нравственных ценностей.
Изучение литературы направлено на достижение следующих целей:
ü Воспитание духовно-нравственных ценностей, на основе саморазвития и расширения кругозора;
ü Воспитание патриотизма, любви к Родине, ее прошлому, уважение к традициям народов многонационального государства;
ü Создание условий для формирования духовно-нравственных ценностей на примере образцов произведений русской и зарубежной литературы;
ü Формирование умений и навыков для усвоения литературы как учебного предмета и как вида искусства слова
В 5 классе происходит переход от начального образования к систематическому изучению курса литературы. В основе программы 5 класса Литература как искусство слова. Представления о литературе как искусстве словесного образа, средствах создания образа в фольклоре и литературе формируются у учащихся и на новом для них литературном материале, и на основе предшествующего читательского опыта. Пятиклассники знакомятся с произведениями самых разных жанров, эпических, лирических и драматических. Ученики учатся выявлять особенности национального характера, определять роль персонажа в произведении, сопоставлять позиции автора, героя и свою собственную. В программе предусмотрены рубрики: теория литературы; развитие речи; связь с другими видами искусства; внеклассное чтение.
Основные виды деятельности:
Чтение (чтение литературных произведений, включенных в программу, выразительное чтение басен (в том числе наизусть), фрагментов лирических и эпических произведений, внеклассное чтение произведений по изучаемой теме);
Анализ (объяснение художественного образа, его оценочного значения;
выявление в тексте разных видов художественных образов (человека, природы,
времени года, животного, события, предмета); выделение в сюжете отдельных эпизодов, объяснение отдельных изобразительно-выразительных средств; определение темы и идеи литературного или фольклорного произведения; выявление признаков отдельных жанров в литературном произведении; особенности ритма и рифмы, определение двусложного (ямб, хорей) и трёхсложного (дактиль, амфибрахий, анапест) стихотворного размера; различение главных и второстепенных героев, сопоставительная характеристика, определение черт характеров, определения признаков жанров, системы стихосложения и др.);
Развитие устной и письменной речи (разные виды пересказа произведения, устный и письменный ответ на вопрос о главном герое прочитанного произведения; составление плана небольшого эпического произведения (сказки фольклорной и литературной, рассказа), в том числе цитатного плана; отзыв о самостоятельно прочитанном произведении; составление аннотации, составление вопросов; написание сочинений с выражением своего мнения).
Основные термины:
Литература как искусство слова. Художественный образ, его признаки.
Миф и сказка. Фольклор и литература.
Сказка фольклорная и сказка литературная. Фольклорные жанры (сказка, песня, загадка, пословица, поговорка). Литературные жанры (рассказ, повесть, роман, литературная сказка, басня). Тема произведения.
Идея произведения (мораль в басне). Сюжет. Эпизоды. Художественные средства (метафора, олицетворение, эпитет, постоянный эпитет, сравнение, гипербола, аллегория).
Ритм, рифма. Способы рифмовки. Двусложные (ямб, хорей) и трёхсложные (дактиль, амфибрахий, анапест) размеры стиха. Вольный стих (в басне).
Планируемые результаты освоения программы
Личностные:
ü Совершенствование духовно-нравственных качеств, умение делать нравственный выбор по отношению своих действий;
ü Формирование умения определять эмоции свои и других людей (способность к сочувствию, сопереживанию);
ü Уважение и любовь к русской литературе, культуре, истории своего Отечества;
ü Восприятие красоты природы, бережное отношение ко всему живому;
ü Стремление к совершенствованию своей речи;
ü Формирование уважительного отношения к своим близким и другим людям, понимание ценности семьи;
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД
ü Умение самостоятельно формулировать цели урока, тему;
ü Выбирать пути решения достижения цели;
ü Работать по плану, умения корректировать свои действия;
ü Определять успешность своей работы, осуществлять самоконтроль.
Познавательные УУД
ü Уметь определять все виды текстовой информации (извлекать и перерабатывать информацию разных форм);
ü Использовать различные виды чтения (ознакомительное, просмотровое, изучающее);
ü Пользоваться различными словарями и справочниками;
Коммуникативные УУД
ü Грамотно использовать речевые средства для выражения мыслей в устной и письменной форме, владеть диалогической и монологической формами речи;
ü Умение слушать других людей, высказывать и аргументировать свою точку зрения;
ü Формирование умений и навыков работы в сотрудничестве, приходить к общему решению (в паре, малой группе), умение избегать конфликтных ситуаций.
Предметные УУД
ü Умение воспринимать тексты на слух, формирование умения правильного выразительного чтения (определение сюжета, композиции);
ü Умение анализировать незнакомый текст (чтение про себя, формулирование вопросов по ходу чтения, самоконтроль и др.)
ü Формирование навыка составлять план, находить основную мысль, выделять ключевые слова, определять жанр, распознавать изобразительно-выразительные средства;
ü Понимание связи литературного произведения с определенной эпохой, выявление в них нравственных ценностей;
ü Умение аргументировано высказывать свою точку зрения по отношению прочитанного, давать характеристику героя (речь, поступки, характер, портрет, выражать собственное отношение).
Место предмета
На изучение предмета в 5 классе отводится 102 часа (3 часа в неделю) согласно учебному плану школы. Для реализации программы используется Учебник «Литература» 5 класс в 2-х частях под редакцией В.Ф.Чертова, М.: Просвещение.
Содержание
Литература как искусство слова 1 час
Художественный образ как особый способ познания мира. Специфика образа в литературе как искусстве слова. Признаки художественного образа: обобщённость, метафоричность, выражение эмоционального отношения. Художественный вымысел, фантазия, другие средства создания образа в литературе. Словесный образ как «загадка», «намёк» и как одно из средств коммуникации.
Мифология 3 часа
«Аполлон и музы», «Дедал и Икар», «Кипарис», «Орфей в подземном царстве».
Теория литературы. Мифы. Античная мифология. Метафора, сравнение, эпитет, гипербола, аллегория.
Развитие речи. Устное или письменное изложение мифа. Постановка вопроса и развёрнутый ответ на вопрос.
Связь с другими видами искусства. Мифы в различных видах искусства.
Внеклассное чтение. Мифы о Нарциссе, Фаэтоне, состязании Пана с Аполлоном. А. С. Кайсаров. «Славянская и российская мифология» (фрагменты).
Русский фольклор 3 часа
Русские пословицы из собрания В. И. Даля. Сказки «Царевна-лягушка», «Жена-доказчица», «Лиса и журавль».
Теория литературы. Фольклор. Малые жанры фольклора (пословицы, поговорки, загадки). Народные сказки (волшебные, бытовые, сказки о животных). Основные темы русского фольклора. Постоянный эпитет и повтор в фольклоре. Традиционные зачины и концовки в народных сказках.
Связь с другими искусствами. Сказочные образы в изобразительном искусстве.
Развитие речи. Использование пословиц и поговорок в устной и письменной речи. Пересказ самостоятельно прочитанной сказки.
Литературная сказка (обзор) 5 часов
X. К. Андерсен. «Снежная королева».
Погорельский. «Чёрная курица, или Подземные жители».
Теория литературы. Литературная сказка, её отличие от фольклорной сказки.
Развитие речи. Сочинение сказки. Отзыв о самостоятельно прочитанной литературной сказке.
Практикум «Аннотация» 1 час
Знакомство с аннотациями к отдельным литературным произведениям и сборникам, антологиям. Примерный план аннотации. Возможность оценки произведения в аннотации. Самостоятельная работа над созданием аннотации к литературной сказке или сборнику литературных сказок.
Древнерусская литература 2 часа
«Повесть временных лет» (фрагменты «Предание об основании Киева», «Сказание о юноше-кожемяке»). Предание о летописце Несторе.
Теория литературы. Летопись. Повесть. Древнерусская повесть. Сказание.
Развитие речи. Письменная работа: «Что бы я рассказал людям будущего о летописях». Фантазия-картина «Ещё одно, последнее сказанье — И летопись окончена моя...» (монах-летописец за работой). «Размышление летописца о народных героях Древней Руси».
Связь с другими видами искусства. Древнерусская миниатюра «Летописец Сильвестр». В. М. Васнецов «Нестор-летописец».
Внеклассное чтение. «Сказание о Белгородском киселе». «Повесть о разорении Рязани Батыем».
Жанр басни в мировой литературе (обзор) 3 часа
Эзоп. «Ворон и Лисица», «Муравей и Жук». Федр. «Лисица и Ворон», «Лисица и Аист». Ж. де Лафонтен. «Дуб и Трость». Г. Э. Лессинг. «Свинья и Дуб».
Теория литературы. Басня прозаическая и стихотворная, аллегория. Идея (мораль) басни.
Развитие речи. Выразительное чтение басни наизусть.
Русская литература 19 века 3 часа
И.А.Крылов. Слово о баснописце. Басни «Волк и Ягнёнок», «Волк на псарне», «Квартет», Свинья под Дубом».
Теория литературы. Аллегория. Идея (мораль) басни. Вольный стих.
Развитие речи. Выразительное чтение басни наизусть. Сопоставление басен И. А. Крылова с баснями других авторов со сходными сюжетами. Сочинение-миниатюра на основе басенной морали (или сочинение собственной басни).
Внеклассное чтение. И. А. Крылов. «Ворона и Лисица», «Дуб и Трость», «Мартышка и Очки», «Стрекоза и Муравей».
А.С.Пушкин 6 часов
Слово о поэте. Стихотворения «Няне», «Зимний вечер», «Зимнее утро». Сочинение-миниатюра с использованием сравнений, эпитетов, метафор.
«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». Теория литературы. Гипербола. Сравнение. Эпитет. Метафора. Стихотворная литературная сказка.
Развитие речи. Выразительное чтение стихотворений и фрагмента сказки наизусть. Подготовка спектакля или киносценария. Рассказ об одном из образов и средствах его создания. Сочинение-миниатюра с использованием сравнений, эпитетов, метафор.
Внеклассное чтение. И. А. Бунин. «Няня». А. С. Пушкин. «Сказка о попе и работнике его Балде».
М.Ю. Лермонтов 3 часа
Слово о поэте. Стихотворение «Бородино».
Теория литературы. Реальное историческое событие и его образ в литературе. Ритм, рифма. Звукопись.
Развитие речи. Выразительное чтение наизусть фрагмента стихотворения.
Внеклассное чтение. М. Ю. Лермонтов. «Поле Бородина», «Два великана».
Н.В. Гоголь 4 часа
Слово о писателе. Повесть «Ночь перед Рождеством».
Теория литературы. Жизнеподобие. Фантастика. Юмор Образ рассказчика.
Развитие речи. Выразительное чтение фрагмента повести Составление цитатного плана повести. Пересказ наиболее понравившегося фрагмента повести с кратким обоснованием его выбора и с использованием гоголевских сравнений, эпитетов и метафор.
Внеклассное чтение. Н. В. Гоголь. «Вечер накануне Ивана Купала».
Практикум «Образ времени года в литературном произведении» (обзор) 2 часа
А. С. Пушкин. * Унылая пора, очей очарованье...» (отрывок из стих. «Осень»), «Вот север, тучи нагоняя...» (отрывок из романа «Евгений Онегин»). Ф. И. Тютчев. «Весенняя гроза», «Весенние воды», «Зима недаром злит- «Чародейкою Зимою...», «Есть в осени первоначальной...». А. А. Фет. Чудная картина...», «Я пришёл к тебе с приветом...». А. К. Толстой. «Осень. Обсыпается весь наш бедный сад...». И. А. Бунин. Лес, точно терем расписной...» (отрывок из стихотворения «Листопад»).
Теория литературы. Образ природы. Пейзаж. Символический герой.
Развитие речи. Выразительное чтение наизусть стихотворения или фрагмента. Описание любимого времени года с использованием цитат из литературных произведений. Составление поэтической антологии об одном из времён года.
И.С.Тургенев 4 часа
Слово о писателе. Повесть «Муму».
Теория литературы. Авторская оценка. Портрет. Пейзаж, раз животного.
Развитие речи. Письменный ответ на вопрос об отношении учащегося к событию или герою.
Внеклассное чтение. И. С. Тургенев. «Воробей».
Н.А.Некрасов. 2 часа
Слово о поэте. Стихотворение «Крестьянские дети».
Практикум «Заглавный образ в литературном произведении»
Определение вида заглавного образа литературного произведения, его связи с другими образами, средств создания художественного образа.
Л.Н.Толстой 4 часа
Слово о писателе. Рассказ «Кавказский пленник».
Развитие речи. Составление цитатного плана рассказа. Подробный пересказ эпизода от лица одного из персонажей. Письменный ответ на вопрос об одном из персонажей рассказа с использованием цитирования, рассказ об одном из образов (на материале рассказа JI.Н. Толстого «Кавказский пленник»),
А.П.Чехов 2 часа
Слово о писателе. Рассказ «Мальчики».
Теория литературы. Комическое. Юмор.
Развитие речи. Написание рассказа, содержащего комические эпизоды, на основе личных впечатлений.
Внеклассное чтение. А. П. Чехов. «Лошадиная фамилия»
Практикум «Письменный отзыв о литературном произведении»
Примерный план письменного отзыва о литературном произведении. Чтение фрагментов отзывов, принадлежащих известным писателям, критикам и посвященных знакомым пятиклассникам произведениям. Самостоятельная работа над отзывом о литературном произведении.
Образ Родины в русской поэзии (обзор) 3 часа
И. С. Никитин. «Русь». А. К. Толстой. «Край ты мой, родимый край...». И. Северянин. «Запевка». Н. М. Рубцов. «Родная деревня».
Теория литературы. Фольклорные традиции. Народная песня. Характер.
Развитие речи. Составление поэтической антологии.
Русская литература 20 века
И.А.Бунин 2 часа. Слово о поэте. Стихотворения «Густой зелёный ельник у дороги…», «У птицы есть гнездо, у зверя есть нора...».
Теория литературы. Сюжет в лирическом произведении. Символ.
Развитие речи. Выразительное чтение стихотворения наизусть.
Внеклассное чтение. И. А. Бунин. «Солнечные часы».
С.А.Есенин 3 часа. Слово о поэте. Стихотворения «Гой ты, Русь, моя родная...», «Топи да лота...», «Нивы сжаты, рощи голы...».
Теория литературы. Фольклорные образы. Метафора. Сравнение.
Практикум «Проза и поэзия как формы художественной речи» 3 часа
Ритм в художественной прозе и поэзии. Сопоставление организации стихотворения И. А. Бунина «Слово» и стихотворения в прозе И. С. Тургенева «Русский язык». Особенности стихотворной речи (ритм, метр). Двусложные (хорей, ямб и трёхсложные (дактиль, амфибрахий, анапест) размеры стиха. Вольный стих. Рифма (точная, неточная). Белый стих. Способы рифмовки (перекрёстная, парная, кольцевая).
П.П.Бажов 2 часа. Слово о писателе. Сказ «Медной горы Хозяйка».
Теория литературы. Сказ. Сказовая манера повествования. Сказ и сказка.
Развитие речи. Пересказ фрагмента с сохранением сказовой манеры повествования.
Внеклассное чтение. П. П. Бажов. «Синюшкин колодец».
Образы детей в мировой литературе (обзор) 4 часа
М. Твен. «Приключения Тома Сойера».
О. Генри. «Вождь краснокожих».
Теория литературы. Образ персонажа и средства его со здания (портрет, описание поступков, речь).
Развитие речи. Устный отзыв о понравившемся литератур ном произведении. Презентация книги, сборника, литература ного журнала для школьников.
А.С.Грин 5 часов. Слово о писателе. Повесть «Алые паруса».
Теория литературы. Образы предметов. Символ.
Развитие речи. Описание одного из символических образов с использованием цитат.
Внеклассное чтение. А. С. Грин. «Зелёная лампа».
А.П.Платонов 2 часа. Слово о писателе. Рассказ «Неизвестный цветок».
Теория литературы. Обобщающее значение художественного образа. Символ. Язык произведения. Рассказ.
Развитие речи. Устные ответы на вопросы.
Внеклассное чтение. А. П. Платонов. «Цветок на земле».
С.Я.Маршак 2 часа «Двенадцать месяцев».
Теория литературы. Драматическое произведение. Пьеса. Монолог. Диалог.
Развитие речи. Выразительное чтение фрагментов по ролям.
Практикум «Монолог и диалог как средства создания художественного образа» 3 часа
Образы детей в военной поэзии и прозе 5 часов
Т. Твардовский «Рассказ танкиста».
В. П. Катаев. «Сын полка».
Развитие речи. Устный рассказ о наиболее запомнившемся эпизоде. Сбор воспоминаний о событиях военного времени участниках Великой Отечественной войны.
В.П.Астафьев 3 часа Слово о писателе. Рассказ «Васюткино озеро».
Теория литературы. Пейзаж.
Развитие речи. Краткий пересказ фрагмента произведен! В. П. Астафьева «Васюткино озеро» с использованием цитирования.
Внеклассное чтение. В. П. Астафьев. «Удар сокола».
Образы животных в произведениях русских и зарубежных писателей (обзор) 6 часов
Дж. Лондон. «Белый Клык».
Э. Сетон-Томпсон. «Королевская аналостанка».
Ю. П. Казаков. «Арктур — гончий пёс».
Развитие речи. Написание отзыва об одном из произведений о животных или письменного ответа на вопрос об одно из образов животных с использованием цитат.
Практикум «Тема и идея литературного произведения» 2 часа
Начальное представление о теме и идее литературного произведения. «Вечные» темы в литературе. Краткая характеристика идейного содержания произведения (на материале И.А.Крылова «Свинья под Дубом», стихотворения Есенина «Нивы сжаты, рощи голы...», повести А. С. Грина «Алые паруса»).
Жанр рассказа в мировой литературе (обзор) 6 часов
А. П. Чехов. «Хирургия».
А. Конан Дойл. «Камень Мазарини».
М. М. Зощенко. «Галоша».
Р. Брэдбери. «Всё лето в один день».
Жанровые признаки рассказа как малого эпического жанра.
Развитие речи. Устные отзывы о прочитанных рассказах.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.