1. Пояснительная записка
Рабочая программа по литературе составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования, одобренного совместным решением коллегии Минобразования России и Президиума РАО от 23.12.2003 г. № 21/12 и утвержденного приказом Минобразования РФ от 05.03.2004 г. № 1089 и программой по литературе для 5-9 классов общеобразовательной школы/ Авт.-В.Я.Коровина. – 3-е изд. – М.: «Просвещение», 2016 г.
Рабочая программа по литературе для 9А класса составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (Приказ МОиН №1897 от 17 декабря 2010 зарегистрирован Минюст № 19644 от 01.02.2011 с изменениями) и Программой по литературе для 5-9 классов общеобразовательной школы/ Авт.-В.Я.Коровина. – 3-е изд. – М.: «Просвещение», 2016 г.
Программа реализуется с помощью учебника: Литература 9 класс, учебник для общеобразовательных учреждений в 2-х частях, авторы: В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин, И.С. Збарский, Москва, издательство «Просвещение», 2017г.
Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирования умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.
Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
- формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;
- развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;
- постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, освоенный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;
- поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;
- овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;
- овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.);
- использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.
Достижение поставленных целей при разработке и реализации образовательным учреждением основной образовательной программы основного общего образования предусматривает решение следующих основных задач:
- обеспечение соответствия основной образовательной программы требованиям ФГОС;
- обеспечение преемственности начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования;
- обеспечение доступности получения качественного основного общего образования, достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования всеми обучающимися, в том числе детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья;
- установление требований к воспитанию и социализации обучающихся как части образовательной программы и соответствующему усилению воспитательного потенциала школы, обеспечению индивидуализированного психолого-педагогического сопровождения каждого обучающегося, формированию образовательного базиса, основанного не только на знаниях, но и на соответствующем культурном уровне развития личности, созданию необходимых условий для ее самореализации;
- обеспечение эффективного сочетания урочных и внеурочных форм организации образовательного процесса, взаимодействия всех его участников;
- взаимодействие образовательного учреждения при реализации основной образовательной программы с социальными партнерами;
- выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе одаренных детей, детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, их профессиональных склонностей через систему клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно полезной деятельности, в том числе социальной практики, с использованием возможностей образовательных учреждений дополнительного образования детей;
- организация интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества, проектной и учебно-исследовательской деятельности;
- участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды, школьного уклада;
- включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды (населенного пункта, района, города) для приобретения опыта реального управления и действия;
- социальное и учебно-исследовательское проектирование, профессиональная ориентация обучающихся при поддержке педагогов, психологов, социальных педагогов, сотрудничестве с базовыми предприятиями, учреждениями профессионального образования, центрами профессиональной работы;
- сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся, обеспечение их безопасности.
Специфика учебного предмета «Литература» определяется тем, что он представляет собой единство словесного искусства и основ науки (литературоведения), которая изучает это искусство.
Уроки внеклассного чтения имеют целью не только расширение круга чтения, удовлетворение читательских интересов учащихся, но и формирование у школьников читательской самостоятельности на основе перенесения в сферу самостоятельного чтения опорных литературных знаний, читательских умений и навыков.
Формы промежуточной аттестации:
- итоговая контрольная работа.
Ученик научится:
- осознавать значимость чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; формировать потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога.
- определять тему и основную мысль произведения, основной конфликт;
- пересказывать сюжет, вычленять фабулу, владеть различными видами пересказа; выявлять особенности композиции;
- характеризовать героев-персонажей, давать их сравнительные характеристики; оценивать систему персонажей;
- находить основные изобразительно-выразительные средства, характерные для творческой манеры писателя, определять их художественные функции;
- определять авторское отношение к героям и событиям, к читателю;
- пользоваться основными теоретико-литературными терминами и понятиями;
- выражать личное отношение к художественному произведению, аргументировать свою точку зрения
- выразительно читать произведения художественной литературы, передавая личное отношение к произведению
-представлять развернутый устный или письменный ответ на поставленные вопросы.
- определять жанровую, родовую специфику художественного произведения.
Ученик получит возможность научиться:
- ориентироваться в информационном образовательном пространстве;
- работать с энциклопедиями, словарями, справочниками, специальной литературой;
- пользоваться каталогами библиотек, библиографическими указателями, системой поиска в Интернете.
3. Содержание учебного предмета «Литература»
Литература и ее роль в духовной жизни человека.
Шедевры родной литературы. Формирование потребности общения с искусством, возникновение и развитие творческой читательской самостоятельности.
Теория литературы. Литература как искусство слова.
Из древнерусской литературы.
Беседа о древнерусской литературе. Самобытный характер древнерусской литературы. Богатство и разнообразие жанров.
«Слово о полку Игореве». История открытия памятника, проблема авторства. Художественные особенности произведения. Значение «Слова...» для русской литературы последующих веков.
Теория литературы. Слово как жанр древнерусской литературы.
Из русской литературы XVIII века.
Характеристика русской литературы XVIII века.
Гражданский пафос русского классицизма.
Михаил Васильевич Ломоносов. Жизнь и творчество. Ученый, поэт, реформатор русского литературного языка и стиха.
«Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года». Прославление Родины, мира, науки и просвещения в произведениях Ломоносова.
Теория литературы. Ода как жанр лирической поэзии.
Гавриил Романович Державин. Жизнь и творчество. (Обзор.)
«Властителям и судиям». Тема несправедливости сильных мира сего. «Высокий» слог и ораторские, декламационные интонации.
«Памятник». Традиции Горация. Мысль о бессмертии поэта. «Забавный русский слог» Державина и его особенности. Оценка в стихотворении собственного поэтического новаторства.
Александр Николаевич Радищев. Слово о писателе. «Путешествие из Петербурга в Москву». (Обзор.) Широкое изображение российской действительности. Критика крепостничества. Автор и путешественник. Особенности повествования. Жанр путешествия и его содержательное наполнение. Черты сентиментализма в произведении. Теория литературы. Жанр путешествия.
Николай Михайлович Карамзин. Слово о писателе.
Повесть «Бедная Лиза», стихотворение «Осень». Сентиментализм. Утверждение общечеловеческих ценностей в повести «Бедная Лиза». Главные герои повести. Внимание писателя к внутреннему миру героини. Новые черты русской литературы.
Теория литературы. Сентиментализм (начальные представления).
Из литературы XIX века. Из литературы первой половины XIX века.
Беседа об авторах и произведениях, определивших лицо литературы XIX века. Поэзия, проза, драматургия XIX века в русской критике, публицистике, мемуарной литературе.
Василий Андреевич Жуковский. Жизнь и творчество. (Обзор.)
«Море». Романтический образ моря.
«Невыразимое». Границы выразимого. Возможности поэтического языка и трудности, встающие на пути поэта. Отношение романтика к слову.
«Светлана». Жанр баллады в творчестве Жуковского: сюжетность, фантастика, фольклорное начало, атмосфера тайны и символика сна, пугающий пейзаж, роковые предсказания и приметы, утренние и вечерние сумерки как граница ночи и дня, мотивы дороги и смерти. Баллада «Светлана» — пример преображения традиционной фантастической баллады. Нравственный мир героини как средоточие народного духа и христианской веры. Светлана — пленительный образ русской девушки, сохранившей веру в Бога и не поддавшейся губительным чарам.
Теория литературы. Баллада (развитие представлений).
Александр Сергеевич Грибоедов. Жизнь и творчество. (Обзор.)
«Горе от ума». Обзор содержания. Картина нравов, галерея живых типов и острая сатира. Общечеловеческое звучание образов персонажей. Меткий афористический язык. Особенности композиции комедии. Критика о комедии
(И. А. Гончаров. «Мильон терзаний»). Преодоление канонов классицизма в комедии.
Александр Сергеевич Пушкин. Жизнь и творчество. (Обзор.)
Стихотворения «Деревня», «К Чаадаеву», «К морю», «Пророк», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла...», «Я вас любил: любовь еще, быть может...», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...».
Одухотворенность, чистота, чувство любви. Дружба и друзья в лирике Пушкина. Раздумья о смысле жизни, о поэзии...
Поэма «Цыганы». Герои поэмы. Мир европейский, цивилизованный и мир «естественный» — противоречие, невозможность гармонии. Индивидуалистический характер Алеко. Романтический колорит поэмы.
«Евгений Онегин». Обзор содержания. «Евгений Онегин» — роман в стихах. Творческая история. Образы главных героев. Основная сюжетная линия и лирические отступления.
Онегинская строфа. Структура текста. Россия в романе. Герои романа. Татьяна — нравственный идеал Пушкина. Типическое и индивидуальное в судьбах Ленского и Онегина. Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа. Пушкинский роман в зеркале критики (прижизненная критика — В. Г. Белинский, Д. И. Писарев; «органическая» критика — А. А. Григорьев; «почвенники» — Ф. М. Достоевский; философская критика начала XX века; писательские оценки).
«Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства». Трагедийное начало «Моцарта и Сальери». Два типа мировосприятия, олицетворенные в двух персонажах пьесы. Отражение их нравственных позиций в сфере творчества.
Теория литературы. Роман в стихах (начальные представления). Реализм (развитие понятия). Трагедия как жанр драмы (развитие понятия).
Михаил Юрьевич Лермонтов. Жизнь и творчество. (Обзор.)
«Герой нашего времени». Обзор содержания. «Герой нашего времени» — первый психологический роман в русской литературе, роман о незаурядной личности. Главные и второстепенные герои.
Особенности композиции. Печорин — «самый любопытный предмет своих наблюдений» (В. Г. Белинский).
Печорин и Максим Максимыч. Печорин и доктор Вер-нер. Печорин и Грушницкий. Печорин и Вера. Печорин и Мери. Печорин и «ундина». Повесть «Фаталист» и ее философско-композиционное значение. Споры о романтизме и реализме романа. Поэзия Лермонтова и «Герой нашего времени» в критике В. Г. Белинского.
Основные мотивы лирики. «Смерть Поэта», «Парус», «И скучно и грустно», «Дума», «Поэт», «Родина», «Пророк», «Нет, не тебя так пылко я люблю...». Пафос вольности, чувство одиночества, тема любви, поэта и поэзии.
Теория литературы. Понятие о романтизме (закрепление понятия). Психологизм художественной литературы (начальные представления). Психологический роман (начальные представления).
Николай Васильевич Гоголь. Жизнь и творчество. (Обзор)
«Мертвые души» — история создания. Смысл названия поэмы. Система образов. Мертвые и живые души. Чичиков — «приобретатель», новый герой эпохи.
Поэма о величии России. Первоначальный замысел и идея Гоголя. Соотношение с «Божественной комедией» Данте, с плутовским романом, романом-путешествием. Жанровое своеобразие произведения. Причины незавершенности поэмы. Чичиков как антигерой. Эволюция Чичикова и Плюшкина в замысле поэмы. Эволюция образа автора — от сатирика к пророку и проповеднику. Поэма в оценках Белинского. Ответ Гоголя на критику Белинского.
Теория литературы. Понятие о герое и антигерое. Понятие о литературном типе. Понятие о комическом и его видах: сатире, юморе, иронии, сарказме. Характер комического изображения в соответствии с тоном речи: обличительный пафос, сатирический или саркастический смех, ироническая насмешка, издевка, беззлобное комикование, дружеский смех (развитие представлений).
Федор Михайлович Достоевский. Слово о писателе.
«Белые ночи». Тип «петербургского мечтателя» — жадного к жизни и одновременно нежного, доброго, несчастного, склонного к несбыточным фантазиям. Роль истории Настеньки в романе. Содержание и смысл «сентиментальности» в понимании Достоевского.
Теория литературы. Повесть (развитие понятия).
Антон Павлович Чехов. Слово о писателе.
«Тоска», «Смерть чиновника». Истинные и ложные ценности героев рассказа.
«Смерть чиновника». Эволюция образа маленького человека в русской литературе XIX века. Чеховское отношение к маленькому человеку. Боль и негодование автора. «Тоска». Тема одиночества человека в многолюдном городе.
Теория литературы. Развитие представлений о жанровых особенностях рассказа.
Из литературы ХХ века.
Богатство и разнообразие жанров и направлений русской литературы XX века.
Иван Алексеевич Бунин. Слово о писателе.
Рассказ «Темные аллеи». Печальная история любви людей из разных социальных слоев. «Поэзия» и «проза» русской усадьбы. Лиризм повествования
Из русской поэзии XX века
Общий обзор и изучение одной из монографических тем (по выбору учителя). Поэзия Серебряного века. Многообразие направлений, жанров, видов лирической поэзии. Вершинные явления русской поэзии XX века.
Штрихи к портретам
Александр Александрович Блок. Слово о поэте.
«Ветер принес издалека...», «Заклятие огнем и мраком», «Как тяжело ходить среди людей...», «О доблестях, о подвигах, о славе...». Высокие идеалы и предчувствие перемен. Трагедия поэта в «страшном мире». Глубокое, проникновенное чувство Родины. Своеобразие лирических интонаций Блока. Образы и ритмы поэта.
Сергей Александрович Есенин. Слово о поэте.
«Вот уж вечер...», «Той ты, Русь моя родная...», «Край ты мой заброшенный...», «Разбуди меня завтра рано...», «Отговорила роща золотая...». Тема любви в лирике поэта. Народно-песенная основа произведений поэта. Сквозные образы в лирике Есенина. Тема России — главная в есенинской поэзии.
Владимир Владимирович Маяковский. Слово о поэте.
«Послушайте!» и другие стихотворения по выбору учителя и учащихся. Новаторство Маяковского-поэта. Своеобразие стиха, ритма, словотворчества. Маяковский о труде поэта.
Марина Ивановна Цветаева. Слово о поэте. «Идешь, на меня похожий...», «Бабушке», «Мне нравится, что вы больны не мной...», «С большою нежностью — потому...», «Откуда такая нежность?..», «Стихи о Москве». Стихотворения о поэзии, о любви. Особенности поэтики Цветаевой. Традиции и новаторство в творческих поисках поэта.
Николай Алексеевич Заболоцкий. Слово о поэте.
«Я не ищу гармонии в природе...», «Где-то в поле возле Магадана...», «Можжевеловый куст». Стихотворения о человеке и природе. Философская глубина обобщений поэта-мыслителя.
Анна Андреевна Ахматова. Слово о поэте.
Стихотворные произведения из книг «Четки», «Белая стая», «Вечер», «Подорожник», «АИИО И0М1Ш», «Тростник», «Бег времени». Трагические интонации в любовной лирике Ахматовой. Стихотворения о любви, о поэте и поэзии. Особенности поэтики ахматовских стихотворений.
Михаил Афанасьевич Булгаков. Слово о писателе.
Повесть «Собачье сердце». История создания и судьба повести. Смысл названия. Система образов произведения. Умственная, нравственная, духовная недоразвитость — основа живучести «шариковщины», «швондерства». Поэтика Булгакова-сатирика. Прием гротеска в повести.
Теория литературы. Художественная условность, фантастика, сатира (развитие понятий).
Михаил Александрович Шолохов. Слово о писателе.
Рассказ «Судьба человека». Смысл названия рассказа. Судьба Родины и судьба человека. Композиция рассказа. Образ Андрея Соколова, простого человека, воина и труженика. Автор и рассказчик в произведении. Сказовая манера повествования. Значение картины весенней природы для раскрытия идеи рассказа. Широта типизации.
Теория литературы. Реализм в художественной литературе. Реалистическая типизация (углубление понятия).
Борис Леонидович Пастернак. Слово о поэте.
«Красавица моя, вся стать...», «Перемена», «Весна в лесу», «Любить иных тяжелый крест...». Философская глубина лирики Б. Пастернака. Одухотворенная предметность пастернаковской поэзии. Приобщение вечных тем к современности в стихах о природе и любви.
Александр Трифонович Твардовский. Слово о поэте.
«Урожай», «Родное», «Весенние строчки», «Матери», «Страна Муравия» (отрывки из поэмы). Стихотворения о Родине, о природе. Интонация и стиль стихотворений.
Теория литературы. Силлабо-тоническая и тоническая системы стихосложения. Виды рифм. Способы рифмовки (углубление представлений).
Александр Исаевич Солженицын. Слово о писателе. Рассказ «Матренин двор». Образ праведницы. Трагизм судьбы героини. Жизненная основа притчи.
Теория литературы. Притча (углубление понятия).
Песни и романсы на стихи поэтов XIX—XX веков
Н. Языков. «Пловец» («Нелюдимо наше море...»); В. Соллогуб. «Серенада» («Закинув плащ, с гитарой под рукой...»); Н. Некрасов. «Тройка» («Что ты жадно глядишь на дорогу...»); А. Вертинский. «Доченьки»; Н. Заболоцкий. «В этой роще березовой...». Романсы и песни как синтетический жанр, посредством словесного и музыкального искусства выражающий переживания, мысли, настроения человека.
Из зарубежной литературы.
Античная лирика.
Уильям Шекспир. Краткие сведения о жизни и творчестве Шекспира. Характеристика гуманизма эпохи Возрождения.
«Гамлет». (обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя, например: монологи Гамлета из сцены пятой (1-й акт), сцены первой (3-й акт), сцены четвертой
(4-й акт). «Гамлет» — «пьеса на все века» (А. Аникст). Общечеловеческое значение героев Шекспира. Образ Гамлета, гуманиста эпохи Возрождения. Одиночество Гамлета в его конфликте с реальным миром «расшатавшегося века». Трагизм любви Гамлета и Офелии. Философская глубина трагедии«Гамлет». Гамлет как вечный образ мировой литературы. Шекспир и русская литература.
Теория литературы. Трагедия как драматический жанр (углубление понятия).
Иоганн Вольфганг Гете. Краткие сведения о жизни и творчестве Гете. Характеристика особенностей эпохи Просвещения.
«Фауст» (обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя, например: «Пролог на небесах», «У городских ворот», «Кабинет Фауста», «Сад», «Ночь. Улица перед домом Гретхен», «Тюрьма», последний монолог Фауста из второй части трагедии).
«Фауст» — философская трагедия эпохи Просвещения. Сюжет и композиция трагедии. Борьба добра и зла в мире как движущая сила его развития, динамики бытия. Противостояние творческой личности Фауста и неверия, духа сомнения Мефистофеля. Поиски Фаустом справедливости и разумного смысла жизни человечества. «Пролог на небесах» — ключ к основной идее трагедии. Смысл противопоставления Фауста и Вагнера, творчества и схоластической рутины. Трагизм любви Фауста и Гретхен.
Итоговый смысл великой трагедии — «Лишь тот достоин жизни и свободы, кто каждый день идет за них на бой». Особенности жанра трагедии «Фауст»: сочетание в ней реальности и элементов условности и фантастики. Фауст как вечный образ мировой литературы. Гете и русская литература.
Теория литературы. Философско-драматическая поэма.
№ п/п |
Тема |
Количество часов |
Сочинения |
Контрольные работы, тесты |
Часы внеклассного чтения |
|
|
|
|||
1. |
Введение |
1 |
|
|
|
2. |
Из древнерусской литературы |
3 |
|
|
|
3. |
Из русской литературы 18 века |
10 |
1 |
1 |
1 |
4. |
Из русской литературы 19 века |
56 |
6 |
4 |
1 |
5. |
Из русской литературы 20 века |
30 |
|
3 |
|
6. |
Из зарубежной литературы |
5 |
|
|
|
Итого |
105 |
7 |
8 |
2 |
5. Календарно – тематическое планирование
|
|
|
Часов |
|
Название темы/урока |
План |
Дата |
|
1 |
|
Введение |
02.09 |
|
Литература и её роль в духовной жизни человека. |
3 |
|
Из древнерусской литературы |
04.09 |
|
Литература Древней Руси. "Слово о полку Игореве" - величайший памятник древнерусской литературы. |
05.09 |
|
Центральные образы "Слова..." |
09.09 |
|
Основная идея и поэтика "Слова..." |
10 |
|
Из русской литературы 18 века |
11.09 |
|
Входная контрольная работа. |
12.09 |
|
Классицизм в русском и мировом искусстве. М.В.Ломоносов: жизнь и творчество (обзор). "Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния". |
16.09 |
|
М.В.Ломоносов. "Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года". |
18.09 |
|
Г.Р.Державин: жизнь и творчество (обзор). "Властителям и судиям". |
19.09 |
|
Г.Р.Державин. "Памятник". |
23.09 |
|
Квинт Гораций Флакк. "К Мельпомене" ("Я воздвиг памятник..."). |
25.09 |
|
Н.М.Карамзин. "Бедная Лиза". Понятие о сентиментализме. |
26.09 |
|
Н.М.Карамзин. "Бедная Лиза". Утверждение общечеловеческих ценностей. |
30.09 |
|
Вн.чт. Н.М.Карамзин. "Осень" и другие произведения писателя. |
02.10 |
|
Р.Р. Контрольное сочинение "Чем современна литература 18 века?" |
56 |
|
Из русской литературы 19 века |
03.10 |
|
Вн.чт. Русские поэты первой половины 19 века. |
07.10 |
|
В.А.Жуковский - поэт-романтик. |
09.10 |
|
В.А.Жуковский. "Невыразимое". |
10.10 |
|
В.А.Жуковский. "Светлана": черты баллады. |
14.10 |
|
В.А.Жуковский. "Светлана": образ главной героини. |
16.10 |
|
А.С.Грибоедов. "Горе от ума". Жизнь и творчество писателя (обзор). |
17.10 |
|
А.С.Грибоедов. "Горе от ума": проблематика и конфликт. Фамусовская Москва. |
21.10 |
|
А.С.Грибоедов. "Горе от ума": образ Чацкого. |
23.10 |
|
Контрольная работа за первую четверть. |
24.10 |
|
Контрольная работа за первую четверть. |
06.11 |
|
А.С.Грибоедов. "Горе от ума": язык комедии. |
07.11 |
|
А.С.Грибоедов. "Горе от ума" в критике. |
11.11 |
|
Р.Р. Сочинение по пьесе А.С.Грибоедова "Горе от ума" |
13.11 |
|
А.С.Пушкин: жизнь и творчество. Лицейская лирика. |
14.11 |
|
А.С.Пушкин. Лирика петербургского, южного и Михайловского периодов: "К Чаадаеву", "К морю", "Анчар". |
18.11 |
|
А.С.Пушкин. Любовь как гармония душ в интимной лирике поэта: "На холмах Грузии лежит ночная мгла...", "Я вас любил...". |
20.11 |
|
А.С.Пушкин. Тема поэта и поэзии: "Пророк". |
21.11 |
|
А.С.Пушкин. "Бесы", "Два чувства дивно близки нам..." и другие стихотворения. |
25.11 |
|
А.С.Пушкин. "Я памятник себе воздвиг нерукотворный...": самооценка творчества в стихотворении. |
27.11 |
|
Р.Р. Сочинение на литературном материале с использованием читательского опыта. |
28.11 |
|
А.С.Пушкин. "Моцарт и Сальери". |
02.12 |
|
А.С.Пушкин. "Евгений Онегин" как новаторское произведение. |
04.12 |
|
А.С.Пушкин. "Евгений Онегин": главные мужские образы романа. |
05.12 |
|
А.С.Пушкин. "Евгений Онегин": главные женские образы романа. |
09.12 |
|
А.С.Пушкин. "Евгений Онегин": взаимоотношения главных героев. |
11.12 |
|
А.С.Пушкин. "Евгений Онегин": образ автора. |
12.12 |
|
А.С.Пушкин. "Евгений Онегин" как энциклопедия русской жизни. |
16.12 |
|
А.С.Пушкин. "Евгений Онегин" в зеркале критики. |
18.12 |
|
Р.Р. Сочинение по роману А.С.Пушкина "Евгений Онегин" |
19.12 |
|
М.Ю.Лермонтов. Хронология жизни и творчества. Многообразие тем жанров, мотивов лирики поэта. |
23.12 |
|
Контрольная работа за вторую четверть |
25.12 |
|
М.Ю.Лермонтов. Жизнь и творчество. |
26.12 |
|
Образ поэта-пророка в лирике Лермонтова. |
09.01 |
|
М.Ю.Лермонтов. Любовь как страсть, приносящая страдания, в лирике поэта: "Нищий", "Расстались мы...", "Нет, не тебя так пылко я люблю...". |
13.01 |
|
М.Ю.Лермонтов. Тема Родины в лирике поэта. |
15.01 |
|
Р.Р. Сочинение по лирике М.Ю.Лермонтова. |
16.01 |
|
М.Ю.Лермонтов. "Герой нашего времени": общая характеристика романа. |
20.01 |
|
М.Ю.Лермонтов. "Герой нашего времени" (главы "Бэла", "Максим Максимыч"): загадки образа Печорина. |
22.01 |
|
М.Ю.Лермонтов. "Герой нашего времени" (главы "Тамань", "Княжна Мери"). "Журнал Печорина" как средство самораскрытия его характера. |
23.01 |
|
М.Ю.Лермонтов. "Герой нашего времени" (глава "Фаталист"): философско-композиционное значение повести. |
27.01 |
|
М.Ю.Лермонтов. "Герой нашего времени":дружба в жизни Печорина. |
29.01 |
|
М.Ю.Лермонтов. "Герой нашего времени": любовь в жизни Печорина. |
30.01 |
|
Сочинение по роману М.Ю.Лермонтова "Герой нашего времени" |
03.02 |
|
М.Ю.Лермонтов. "Герой нашего времени": оценки критиков. |
05.02 |
|
Данте Алигьери. "Божественная комедия" (фрагменты). |
06.02 |
|
Н.В.Гоголь. Жизнь и творчество (обзор). "Мёртвые души". Обзор содержания, история создания поэмы. |
10.02 |
|
Н.В.Гоголь. "Мёртвые души": образы помещиков. |
12.02 |
|
Н.В.Гоголь. "Мёртвые души": образ города. |
13.02 |
|
Н.В.Гоголь. "Мёртвые души": образ Чичикова. |
17.02 |
|
Н.В.Гоголь. "Мёртвые души": образ России, народа и автора в поэме. |
19.02 |
|
Н.В.Гоголь. "Мёртвые души": специфика жанра. |
20.02 |
|
Р.Р. Сочинение по поэме Н.В.Гоголя "Мёртвые души". |
26.02 |
|
Ф.М.Достоевский. "Белые ночи": образ главного героя. |
27.02 |
|
Ф.М.Достоевский. "Белые ночи": образ Настеньки. |
02.03 |
|
А.П.Чехов. "Смерть чиновника": проблема истинных и ложных ценностей. |
04.03 |
|
А.П.Чехов. "Тоска": тема одиночества человека в многолюдном городе. |
30 |
|
Из русской литературы 20 века |
05.03 |
|
Русская литература 20 века: богатство и разнообразие жанров и направлений. И.А.Бунин. "Тёмные аллеи": проблематика и образы. |
11.03 |
|
И.А.Бунин. "Тёмные аллеи": мастерство писателя в рассказе. |
12.03 |
|
Общий обзор русской поэзии 20 века. Поэзия Серебряного века. А.А.Блок. "Ветер принёс издалёка...", "О, весна, без конца и без краю...". |
16.03 |
|
А.А.Блок. "О, я хочу безумно жить...", стихотворения из цикла "Родина". |
18.03 |
|
С.А.Есенин. Тема России - главная в есенинской поэзии: "Вот уж вечер...", "Гой ты, Русь моя родная...", "Край ты мой заброшенный...", "Разбуди меня завтра рано...". |
19.03 |
|
С.А.Есенин. Размышления о жизни, природе, предназначении человека: "Отговорила роща золотая...", "Не жалею, не зову, не плачу...". |
23.03 |
|
С.А.Есенин. Стихи о любви. "Письмо к женщине". |
01.04 |
|
Контрольная работа за третью четверть. |
02.04 |
|
Контрольная работа за третью четверть. |
06.04 |
|
В.В.Маяковский. "А вы могли бы?", "Послушайте!". |
08.04 |
|
В.В.Маяковский. "Люблю" (отрывок), "Прощанье". |
09.04 |
|
М.А.Булгаков. "Собачье сердце": проблематика и образы. |
13.04 |
|
М.А.Булгаков. "Собачье сердце": поэтика повести. |
15.04 |
|
М.И.Цветаева. Стихи о поэзии, о любви, о жизни и смерти: "Идёшь, на меня похожий...", "Бабушке", "Мне нравится, что вы больны не мной...", "Откуда такая нежность?..". |
16.04 |
|
М.И.Цветаева. Стихи о поэзии и о России: "Стихи к Блоку", "Родина", "Стихи о Москве". |
20.04 |
|
А.А.Ахматова. Стихи из книг "Чётки", "Белая стая", "Подорожник", "ANNO DOMINI". |
22.04 |
|
А.А.Ахматова. Стихи из книг "Тростник", "Седьмая книга", "Ветер войны", из поэмы "Реквием". |
23.04 |
|
Н.А.Заболоцкий. Стихи о человеке и природе: "Я не ищу гармонии в природе...", "Завещание". |
27.04 |
|
Н.А.Заболоцкий.Тема любви и смерти в лирике поэта. |
29.04 |
|
М.А.Шолохов. "Судьба человека": проблематика и образы. |
30.04 |
|
М.А.Шолохов. "Судьба человека": поэтика рассказа. |
06.05 |
|
Б.Л.Пастернак. Стихи о природе и любви. |
07.05 |
|
Итоговая контрольная работа |
13.05 |
|
Б.Л.Пастернак. Философская лирика поэта. |
14.05 |
|
А.Т.Твардовский. Стихи о родине, о природе. |
18.05 |
|
А.Т.Твардовский. Стихи поэта-воина. |
20.05 |
|
"Матрёнин двор": проблематика, образ рассказчика. |
21.05 |
|
А.И.Солженицын. "Матрёнин двор": образ Матрёны, особенности жанра рассказа-притчи. |
25.05 |
|
Песни и романсы на стихи русских поэтов 19 века. |
27.05 |
|
Песни пи романсы на стихи русских поэтов 20 века. |
5 |
|
Из зарубежной литературы |
28.05 |
|
У.Шекспир. "Гамлет": образ главного героя (обзор с чтением отдельных сцен). |
01.06 |
|
У.Шекспир. "Гамлет": тема любви в трагедии. (обзор с чтением отдельных сцен). |
03.06 |
|
И.-В.Гёте. "Фауст": сюжет и проблематика (обзор с чтением отдельных сцен). |
04.06 |
|
И.-В.Гёте. "Фауст": идейный смысл трагедии (обзор с чтением отдельных сцен). |
08.06 |
|
Итоги года и задания для летнего чтения. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.