Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Красновосходская средняя общеобразовательная школа»
Кизлярского района Республики Дагестан
|
Рекомендовано методическим объединением учителей филологов Руководитель МО ________Аскерова Р.К
«___» _______ 2019 г.
|
Согласовано Заместитель директора по УВР
_________Аскеров Ш.А.
«___» _______ 2019 г.
|
Утверждаю Директор школы
_______Завзанов С.З.
«___» _______ 2019 г.
|
Рабочая программа
по литературе для 11 класса
УМК " под ред. В.П. Журавлева
В неделю 3 часа, в году –102 часа
Составила:
учитель русского языка и литературы
Аскерова Р. К.
с. Красный Восход 2019 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по литературе для 11 «а» класса составлена в соответствии с:
Федеральным законом от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Федеральным компонентом государственного стандарта образования;
Основной образовательной программой среднего общего образования МКОУ «Красновосходская СОШ» на 2019-2020 учебный год;
Примерной программой среднего общего образования для общеобразовательных школ по русской литературе;
Авторской программой по литературе для общеобразовательных учреждений под редакцией В.П. Журавлева
Предметной линией учебников УМК В.П. Журавлева.
Цели и задачи изучения литературы в 11 классе.
Изучение литературы в 11 классе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
· воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
· развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;
· освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;
· совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета.
Основные задачи курса: Продолжить работу по:
· изучению творческого пути писателя, отражающего развитие его личности и реакцию на историческое и эстетическое движение эпохи;
· раскрытию подтекста произведения и усложнению его анализа;
· расширению читательского кругозора учащихся, обогащению представлений о художественном наследии русской и зарубежной литературы и отраженных в них явлений жизни;
· осмыслению произведений художественной литературы каждого периода и осознанию, что развитие литературы – это живое поступательное движение;
· развитию у учащихся способностей эстетического восприятия и оценки произведений литературы, а также отраженных в них явлениях жизни;
· усвоению отдельных теоретико-литературных понятий;
· пониманию и осмыслению литературных направлений;
· воспитанию высоких нравственных качеств личности, патриотических чувств, гражданской позиции.
Планируемые результаты освоения учебного курса.
Знать/понимать:
- образную природу словесного искусства;
- содержание изученных литературных произведений;
- основные факты жизни и творчества поэтов и писателей XX века;
- основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;
- основные теоретико-литературные понятия.
Уметь:
- воспроизводить содержание литературного произведения;
- анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
- соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные темы» и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;
- определять род и жанр произведения;
- выявлять авторскую позицию;
- выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;
- аргументировано формулировать своё отношение к прочитанному произведению;
- писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы;
- использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
1)создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учётом норм литературного языка;
2) участия в диалоге или дискуссии;
3)самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости;
4)определения своего круга чтения и оценки литературных произведений.
Основное содержание учебного курса «Русская литература»
Введение
Русская литература в контексте мировой художественной культуры XX столетия. Литература и глобальные исторические потрясения в судьбе России в XX веке. Три основных направления, в русле которых протекало развитие русской литературы: русская советская литература; литература, официально не признанная властью; литература Русского зарубежья. Различное и общее: что противопоставляло и что объединяло разные потоки русской литературы. Основные темы и проблемы. Проблема нравственного выбора человека и проблема ответственности. Тема исторической памяти, национального самосознания. Поиск нравственного и эстетического идеалов.
Литература начала XX века
Развитие художественных и идейно-нравственных традиций русской классической литературы. Своеобразие реализма в русской литературе начала XX века. Человек и эпоха - основная проблема искусства. Направления философской мысли начала столетия, сложность отражения этих направлений в различных видах искусства. Реализм и модернизм, разнообразие литературных стилей, школ, групп.
Писатели-реалисты начала XX века
Иван Алексеевич Бунин. Жизнь и творчество (Обзор.)
Стихотворения: «Крещенская ночь», «Собака», «Одиночество».
Тонкий лиризм пейзажной поэзии Бунина, изысканность словесного рисунка, колорита, сложная гамма настроений. Философичность и лаконизм поэтической мысли. Традиции русской классической поэзии в лирике Бунина.
Рассказы: «Господин из Сан-Франциско», «Чистый понедельник», «Антоновские яблоки», «Солнечный удар». Своеобразие лирического повествования в прозе И. А. Бунина. Мотив увядания и запустения дворянских гнезд. Предчувствие гибели традиционного крестьянского уклада. Обращение писателя к широчайшим социально-философским обобщениям в рассказе «Господин из Сан-Франциско». Тема любви в рассказах писателя. Поэтичность женских образов. Мотив памяти и тема России в бунинской прозе. Своеобразие художественной манеры И. А. Бунина. Своеобразие художественной манеры писателя.
Теория литературы. Психологизм пейзажа в художественной литературе. Рассказ (углубление представлений).
Александр Иванович Куприн. Жизнь и творчество. (Обзор.)
Повесть «Олеся», рассказ «Гранатовый браслет». Поэтическое изображение природы в повести «Олеся», богатство духовного мира героини. Мечты Олеси и реальная жизнь деревни и ее обитателей. Толстовские традиции в прозе Куприна. Любовь как высшая ценность мира в рассказе «Гранатовый браслет». Трагическая история любви Желткова и пробуждение души Веры Шейной. Поэтика рассказа. Символическое звучание детали в прозе Куприна. Роль сюжета в повестях и рассказах писателя. Традиции русской психологической прозы в творчестве А. И. Куприна.
Теория литературы. Сюжет и фабула эпического произведения (углубление представлений).
Максим Горький. Жизнь и творчество. (Обзор.)
Рассказ «Старуха Изергиль». Романтический пафос и суровая правда рассказов М. Горького. Народно-поэтические истоки романтической прозы писателя. Проблема героя в рассказах Горького. Смысл противопоставления Данко и Ларры. Особенности композиции рассказа «Старуха Изергиль».
«На дне». Социально-философская драма. Смысл названия произведения. Атмосфера духовного разобщения людей. Проблема мнимого и реального преодоления унизительного положения, иллюзий и активной мысли, сна и пробуждения души. «Три правды» в пьесе и их трагическое столкновение: правда факта (Бубнов), правда утешительной лжи (Лука), правда веры в человека (Сатин). Новаторство Горького-драматурга. Сценическая судьба пьесы.
Теория литературы. Социально-философская драма как жанр драматургии (начальные представления).
Серебряный век русской поэзии
Символизм
«Старшие символисты»: Н. Минский, Д. Мережковский, 3. Гиппиус, В. Брюсов, К. Бальмонт, Ф. Сологуб.
«Младосимволисты»: А. Белый, А. Блок, Вяч. Иванов.
Влияние западноевропейской философии и поэзии на творчество русских символистов. Истоки русского символизма.
Валерий Яковлевич Брюсов. Слово о поэте.
Стихотворения: «Творчество»! «Юному поэту», «Каменщик», «Грядущие гунны».Возможен выбор других стихотворений. Брюсов как основоположник символизма в русской поэзии. Сквозные темы поэзии Брюсова - урбанизм, история, смена культур, мотивы научной поэзии. Рационализм, отточенность образов и стиля.
Константин Дмитриевич Бальмонт. Слово о поэте. Основные темы и мотивы лирики. Музыкальность стиха. Стихотворения «Я мечтою ловил уходящие тени…», «Безглагольность», «Я в этот мир пришёл, чтоб видеть солнце…» Поэзия как выразительница «говора стихий». Интерес к древнеславянскому фольклору («Злые чары», «Жар-птица»)
Андрей Белый (Б. Н. Бугаев). Слово о поэте. Стихотворения «Раздумья», «Русь», «Родине». Тема родины. Боль и тревога за судьбу России. Восприятие революционных событий как пришествия нового Мессии.
Акмеизм
Статья Н. Гумилева «Наследие символизма и акмеизм» как декларация акмеизма. Западноевропейские и отечественные истоки акмеизма. Обзор раннего творчества Н. Гумилева, С. Городецкого, А. Ахматовой, О. Мандельштама, М. Кузмина и др.
Николай Степанович Гумилев. Слово о поэте.
Стихотворения: «Жираф», «Озеро Чад», «Старый Конквистадор», цикл«Капитаны», «Волшебная скрипка», «Заблудившийся трамвай» (или другие стихотворения по выбору учителя и учащихся). Романтический герой лирики Гумилева. Яркость, праздничность восприятия мира. Активность, действенность позиции героя, неприятие серости, обыденности существования. Трагическая судьба поэта после революции. Влияние поэтических образов и ритмов Гумилева на русскую поэзию XX века.
Футуризм
Манифесты футуризма. Отрицание литературных традиций, абсолютизация самоценного, «самовитого» слова. Урбанизм поэзии будетлян. Группы футуристов: эгофутуристы (Игорь Северянин и др.), кубофутуристы (В. Маяковский, Д. Бурлюк, В. Хлебников, Вас. Каменский), «Центрифуга» (Б. Пастернак, Н. Асеев и др.). Западноевропейский и русский футуризм. Преодоление футуризма крупнейшими его представителям.
Игорь Северянин (И. В. Лотарев).
Стихотворения из сборников: «Громокипящий кубок», «Ананасы в шампанском», «Романтические розы», «Медальоны». Поиски новых поэтических форм. Фантазия автора как сущность поэтического творчества. Поэтические неологизмы Северянина. Грезы и ирония поэта.
Теория литературы. Символизм. Акмеизм. Футуризм (начальные представления).
Изобразительно-выразительные средства художественной литературы: тропы, синтаксические фигуры, звукопись (углубление и закрепление представлений).
Александр Александрович Блок. Жизнь и творчество. (Обзор.)
Стихотворения «Незнакомка», «Россия», «Ночь, улица, фонарь, аптека...», «В ресторане», «Река раскинулась. Течет, грустит лениво...» (из цикла «На поле Куликовом»), «На железной дороге», «Вхожу я в темные храмы...», «Фабрика», «Когда вы стоите на моем пути...».
Литературные и философские пристрастия юного поэта. Влияние Жуковского, Фета, Полонского, философии Вл. Соловьева. Темы и образы ранней поэзии: «Стихи о Прекрасной Даме». Романтический мир раннего Блока. Музыкальность поэзии Блока, ритмы и интонации. Блок и символизм. Образы «страшного мира», идеал и действительность в художественном мире поэта. Тема Родины в поэзии Блока. Исторический путь России в цикле «На поле Куликовом». Поэт и революция.
Поэма «Двенадцать». История создания поэмы и ее восприятие современниками. Многоплановость, сложность художественного мира поэмы. Символическое и конкретно-реалистическое в поэме. Гармония несочетаемого в языковой и музыкальной стихиях произведения. Герои поэмы, сюжет, композиция. Авторская позиция и способы ее выражения в поэме. Многозначность финала. Неутихающая полемика вокруг поэмы. Влияние Блока на русскую поэзию XX века.
Теория литературы. Лирический цикл (стихотворений). Верлибр (свободный стих). Авторская позиция и способы ее выражения в произведении (развитие представлений).
Новокрестьянская поэзия (Обзор)
Николай Алексеевич Клюев. Жизнь и творчество (Обзор.)
Стихотворения: «Рожество избы», «Вы обещали нам сады...», «Я посвященный от народа...». Духовные и поэтические истоки новокрестьянской поэзии: русский фольклор, древнерусская книжность, традиции Кольцова, Никитина, Майкова, Мея и др. Интерес к художественному богатству славянского фольклора. Клюев и Блок. Клюев и Есенин. Полемика новокрестьянских поэтов с пролетарской поэзией. Художественные и идейно-нравственные аспекты этой полемики.
Сергей Александрович Есенин. Жизнь и творчество. (Обзор.)
Стихотворения «Гой ты, Русь моя родная!..», «Не бродить, не мять в кустах багряных...», «Мы теперь уходим понемногу...», «Письмо матери», «Спит ковыль. Равнина дорогая...», «Шаганэ ты моя, Шаганэ!..», «Не жалею, не зову, не плачу...», «Русь советская», «Сорокоуст», «Я покинул родимый дом...», «Собаке Качалова», «Клен ты мой опавший, клен заледенелый...».
Всепроникающий лиризм - специфика поэзии Есенина. Россия, Русь как главная тема всего его творчества. Идея «узловой завязи» природы и человека. Народно-поэтические истоки есенинской поэзии. Песенная основа его поэтики. Традиции Пушкина и Кольцова, влияние Блока и Клюева. Любовная тема в лирике Есенина. Исповедальность стихотворных посланий родным и любимым людям.
Есенин и имажинизм. Богатство поэтического языка. Цветопись в поэзии Есенина. Сквозные образы есенинской лирики. Трагическое восприятие революционной ломки традиционного уклада русской деревни. Пушкинские мотивы в развитии темы быстротечности человеческого бытия. Поэтика есенинского цикла («Персидские мотивы»).
Теория литературы. Фольклоризм литературы
(углубление понятия). Имажинизм. Лирический стихотворный цикл (углубление понятия). Биографическая основа литературного произведения (углубление понятия).
Литературный процесс 20-х годов XX века
Обзор с монографическим изучением одного-двух произведений (по выбору учителя и учащихся).
Общая характеристика литературного процесса. Литературные объединения(«Пролеткульт», «Кузница», ЛЕФ, «Перевал», конструктивисты, ОБЭРИУ, «Серапионовы братья» и др.).
Тема России и революции: трагическое осмысление темы в творчестве поэтов старшего поколения (А. Блок, 3. Гиппиус, А. Белый, В. Ходасевич, И. Бунин, Д. Мережковский, А. Ахматова, М. Цветаева, О. Мандельштам и др.).
Поиски поэтического языка новой эпохи, эксперименты со словом (В. Хлебников, поэты-обэриуты).
Тема революции и Гражданской войны в творчестве писателей нового поколения(«Конармия» И. Бабеля, «Разгром» А. Фадеева). Трагизм восприятия революционных событий прозаиками старшего поколения («Солнце мертвых» И. Шмелева). Поиски нового героя эпохи («Голый год» Б. Пильняка, «Чапаев» Д. Фурманова).
Русская эмигрантская сатира, ее направленность (А. Аверченко «Дюжина ножей в спину революции; Тэффи «Ностальгия»).
Теория литературы. Орнаментальная проза (начальные представления).
Владимир Владимирович Маяковский. Жизнь и творчество. (Обзор.)
Стихотворения: «А вы могли бы?», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно», «Лиличка!», «Юбилейное», «Прозаседавшиеся», «Разговор с фининспектором о поэзии», «Сергею Есенину», «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви», «Письмо Татьяне Яковлевой».
Начало творческого пути: дух бунтарства и эпатажа. Поэзия и живопись. Маяковский и футуризм. Поэт и революция. Пафос революционного переустройства мира. Космическая масштабность образов. Поэтическое новаторство Маяковского (ритм, рифма, неологизмы, гиперболичность, пластика образов, дерзкая метафоричность, необычность строфики, графики стиха). Своеобразие любовной лирики поэта. Тема поэта и поэзии в творчестве Маяковского. Сатирическая лирика и драматургия поэта. Широта жанрового диапазона творчества поэта-новатора.
Традиции Маяковского в российской поэзии XX столетия.
Теория литературы. Футуризм (развитие представлений). Тоническое стихосложение (углубление понятия). Развитие представлений о рифме: рифма составная (каламбурная), рифма ассонансная.
Литературный процесс 30-х годов XX века
(Обзор)
Сложность творческих поисков и писательских судеб в 30-е годы. Судьба человека и его призвание в поэзии 30-х годов. Понимание миссии поэта и значения поэзии в творчестве А. Ахматовой, М. Цветаевой, Б. пастернака, О. Мандельштама и др.
Новая волна поэтов: лирические стихотворения Б. Корнилова, П. Васильева, М. Исаковского, А. Прокофьева, Я. Смелякова, Б. Ручьева, М. Светлова и др.; поэмы
А. Твардовского, И. Сельвинского.
Тема русской истории в литературе 30-х годов.
А. Толстой. «Петр Первый», Ю. Тынянов «Смерть Вазир-Мухтара», поэмы Дм. Кедрина, К. Симонова, Л. Мартынова.
Утверждение пафоса и драматизма революционных испытаний в творчестве М. Шолохова, Н. Островского, В. Луговского и др.
Михаил Афанасьевич Булгаков. Жизнь и творчество. (Обзор.)
Роман «Мастер и Маргарита».
История создания и публикации романа «Мастер и Маргарита». Своеобразие жанра и композиции романа. Роль эпиграфа. Многоплановость, разноуровневость повествования: от символического (библейского или мифологического) до сатирического (бытового). Сочетание реальности и фантастики. «Мастер и Маргарита» - апология творчества и идеальной любви в атмосфере отчаяния и мрака.
Традиции европейской и отечественной литературы в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» (И.-В. Гете, Э. Т. А. Гофман, Н. В. Гоголь).
Теория литературы. Разнообразие типов романа в русской прозе XX века. Традиции и новаторство в литературе.
Андрей Платонович Платонов. Жизнь и творчество. (Обзор.)
Повесть «Котлован». Высокий пафос и острая сатира платоновской прозы. Тип платоновского героя - мечтателя и правдоискателя. Возвеличивание страдания, аскетичного бытия, благородства детей. Утопические идеи «общей жизни» как основа сюжета повести. Философская многозначность названия повести. Необычность языкаи стиля Платонова. Связь его творчества с традициями русской сатиры (М. Е. Салтыков-Щедрин).
Теория литературы. Индивидуальный стиль писателя (углубление понятия). Авторские неологизмы (развитие представлений).
Анна Андреевна Ахматова. Жизнь и творчество (Обзор.)
Стихотворения: «Песня последней встречи...» «Сжала руки под темной вуалью...», «Мне ни к чему одические рати...», «Мне голос был. Он звал утешно...», «Родная земля», «Я научилась просто, мудро жить...», «Приморский сонет».
Искренность интонаций и глубокий психологизм ахматовской лирики. Любовь как возвышенное и прекрасное, всепоглощающее чувство в поэзии Ахматовой. Процесс художественного творчества как тема ахматовской поэзии. Разговорность интонации имузыкальность стиха. Слиянность темы России и собственной судьбы в исповедальной лирике Ахматовой. Русская поэзия и судьба поэта как тема творчества. Гражданский пафос лирики Ахматовой в годы Великой Отечественной войны.
Поэма «Реквием». Трагедия народа и поэта. Смысл названия поэмы. Библейские мотивы и образы в поэме. Широта эпического обобщения и благородство скорбного стиха. Трагическое звучание «Реквиема». Тема суда времени и исторической памяти. Особенности жанра и композиции поэмы.
Теория литературы. Лирическое и эпическое в поэме как жанре литературы (закрепление понятия). Сюжетность лирики (развитие представлений).
Осип Эмильевич Мандельштам. Жизнь и творчество. (Обзор.)
Стихотворения: «Notre Dате», «Бессонница. Гомер. Тугие паруса...», «За гремучую доблесть грядущих веков...», «Я вернулся в мой город, знакомый до слез...», «Silentiuт», «Мы живем, под собою не чуя страны...».
Культурологические истоки творчества поэта. Слово, словообраз в поэтике Мандельштама. Музыкальная природа эстетического переживания в стихотворениях поэта Описательно-живописная манера и философичность поэзии Мандельштама. Импрессионистическая символика цвета. Ритмико-интонационное многообразие Поэт и «век-волкодав». Поэзия Мандельштама в конце XX - начале XXI века.
Теория литературы. Импрессионизм (развитие представлений). Стих, строфа, рифма, способы рифмовки (закрепление понятий).
Марина Ивановна Цветаева. Жизнь и творчество. (Обзор.)
Стихотворения: «Моим стихам, написанным так рано...», «Стихи к Блоку» («Имя твое - птица в руке...»). «Кто создан из камня, кто создан из глины...». «Тоска по родине! Давно...», «Попытка ревности», «Стихи о Москве», «Стихи к Пушкину».Уникальность поэтического голоса Цветаевой. Искренность лирического монолога-исповеди. Тема творчества, миссии поэта, значения поэзии в творчестве Цветаевой. Тема Родины. Фольклорные истоки поэтики. Трагичность поэтического мира Цветаевой, определяемая трагичностью эпохи (революция, Гражданская война, вынужденная эмиграция, тоска по Родине). Этический максимализм поэта и прием резкого контраста в противостоянии поэта, творца и черни, мира обывателей, «читателей газет». Образы Пушкина, Блока, Ахматовой. Маяковского, Есенина в цветаевском творчестве. Традиции Цветаевой в русской поэзии XX века.
Теория литературы. Стихотворный лирический цикл (углубление понятия), фольклоризм литературы (углубление понятия), лирический герой (углубление понятия)
Михаил Александрович Шолохов. Жизнь. Творчество Личность (Обзор.)
«Тихий Дон» - роман-эпопея о всенародной трагедии. История создания шолоховского эпоса. Широта эпического повествования. Герои эпопеи. Система образов романа. Тема семейная в романе. Семья Мелеховых. Жизненный уклад, быт, система нравственных ценностей казачества. Образ главного героя. Трагедия целого народа и судьба одного человека. Проблема гуманизма в эпопее. Женские судьбы в романе. Функция пейзажа в произведении. Шолохов как мастер психологического портрета. Утверждение высоких нравственных ценностей в романе. Традиции Л. Н. Толстого в прозе М. А. Шолохова. Художественное своеобразие шолоховского романа. Художественное время и художественное пространство в романе. Шолоховские традиции в русской литературе XX века.
Теория литературы. Роман-эпопея (закрепление понятия). Художественное время и художественное пространство (углубление понятий). Традиции и новаторство в художественном творчестве (развитие представлений).
Литература периода Великой Отечественной войны
(Обзор)
Литература «предгрозья»: два противоположных взгляда на неизбежно приближающуюся войну. Поэзия как самый оперативный жанр (поэтический призыв, лозунг, переживание потерь и разлук, надежда и вера). Лирика А. Ахматовой, Б. Пастернака, Н. Тихонова, М. Исаковского, А. Суркова, А. Прокофьева, К. Симонова, О. Берггольц, Дм. Кедрина и др.; песни А. Фатьянова; поэмы «Зоя» М. Алигер, «Февральский дневник» О. Берггольц, «Пулковский меридиан» В. Инбер,«Сын» П. Антокольского. Органическое сочетание высоких патриотических чувств с глубоко личными, интимными переживаниями лирического героя. Активизация внимания к героическому прошлому народа в лирической и эпической поэзии, обобщенно-символическое звучание признаний в любви к родным местам, близким людям.
Человек на войне, правда о нем. Жестокие реалии и романтика в описании войны. Очерки, рассказы, повести А. Толстого, М. Шолохова, К. Паустовского, А. Платонова, В. Гроссмана и др.
Глубочайшие нравственные конфликты, особое напряжение в противоборстве характеров, чувств, убеждений в трагической ситуации войны: драматургия К. Симонова, Л. Леонова. Пьеса-сказка Е. Шварца «Дракон»
Значение литературы периода Великой Отечественной войны для прозы, поэзии, драматургии второй половины XX века.
Литература 50-90-х годов
(Обзор)
Новое осмысление военной темы в творчестве Ю. Бондарева, В. Богомолова, Г. Бакланова, В. Некрасова, К. Воробьева, В. Быкова, Б. Васильева и др.
Новые темы, идеи, образы в поэзии периода «оттепели» (Б. Ахмадулина, Р. Рождественский, А. Вознесенский, Е. Евтушенко и др.). Особенности языка, стихосложения молодых поэтов-шестидесятников. Поэзия, развивающаяся в русле традиций русской классики: В. Соколов, В. Федоров, Н. Рубцов, А. Прасолов, Н. Глазков, С. Наровчатов, Д. Самойлов, Л. Мартынов, Е. Винокуров, С. Старшинов, Ю. Друнина, Б. Слуцкий, С. Орлов и др.
«Городская» проза: Д. Гранин, В. Дудинцев, Ю. Трифонов, В. Макании и др. Нравственная проблематика и художественные особенности их произведений.
«Деревенская» проза. Изображение жизни крестьянства; глубина и цельность духовного мира человека, кровно связанного с землей, в повестях С. Залыгина, В. Белова, В. Астафьева, В. Шукшина и др.
Драматургия. Нравственная проблематика пьес А. Володина («Пять вечеров»), А. Арбузова («Иркутская история», «Жестокие игры»), В. Розова («В добрый час!», «Гнездо глухаря»), А. Вампилова («Прошлым летом в Чулимске», «Старший сын») и др.
Литература Русского зарубежья. Возвращенные в отечественную литературу имена и произведения (В. Набоков, В. Ходасевич, Г. Иванов, Г. Адамович, Б. Зайцев, М. Алданов, М. Осоргин, И. Елагин).
Многообразие оценок литературного процесса в критике и публицистике.
Александр Трифонович Твардовский. Жизнь и творчество. Личность. (Обзор.) Стихотворения: «Вся суть в одном-единственном завете...», «Памяти матери», «Я знаю, никакой моей вины...», «В тот день, когда закончилась война...», «Дробится рваный цоколь монумента...», «Памяти Гагарина».
Лирика крупнейшего русского эпического поэта XX века. Размышления о настоящем и будущем Родины. Чувство сопричастности к судьбе страны, утверждение высоких нравственных ценностей. Желание понять истоки побед и трагедий советского народа. Искренность исповедальной интонации поэта. Некрасовская традиция в поэзии А. Твардовского.
Теория литературы. Традиции и новаторство в поэзии (закрепление понятия). Гражданственность поэзии (развитие представлений). Элегия как жанр лирической поэзии (закрепление понятия).
Борис Леонидович Пастернак. Жизнь и творчество. (Обзор.)
Стихотворения: «Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Определение поэзии», «Во всем мне хочется дойти...», «Гамлет», «Зимняя ночь», «Марбург», «Быть знаменитым некрасиво…»
Тема поэта и поэзии в творчестве Пастернака. Любовная лирика поэта. Философская глубина раздумий. Стремление постичь мир, «дойти до самой сути» явлений, удивление перед чудом бытия. Человек и природа в поэзии Пастернака. Пушкинские мотивы в лирике поэта. Пастернак-переводчик.
Роман «Доктор Живаго» (обзорное изучение с анализом фрагментов). История создания и публикации романа Жанровое своеобразие и композиция романа, соединение в нем прозы и поэзии, эпического и лирического начал Образы-символы исквозные мотивы в романе Образ главного героя - Юрия Живаго. Женские образы в романе. Цикл «Стихотворения Юрия Живаго» и его органическая связь с проблематикой и поэтикой романа. Традиции русской классической литературы в творчестве Пастернака,
Александр Исаевич Солженицын. Жизнь. Творчество. Личность. (Обзор.)
Повесть «Один день Ивана Денисовича» Своеобразие раскрытия «лагерной» темы в повести. Образ Ивана Денисовича Шухова. Нравственная прочность и устойчивость в трясине лагерной жизни. Проблема русского национального характера в контексте трагической эпохи.
Теория литературы. Прототип литературного героя (закрепление понятия). Житие как литературный повествовательный жанр (закрепление понятия).
Варлам Тихонович Шаламов. Жизнь и творчество. (Обзор.)
Рассказы «На представку», «Сентенция». Автобиографический характер прозы В. Т. Шаламова. Жизненная достоверность, почти документальность «Колымских рассказов» и глубина проблем, поднимаемых писателем. Исследование человеческой природы «в крайне важном, не описанном еще состоянии, когда человек приближается к состоянию, близкому к состоянию зачеловечности». Характер повествования. Образ повествователя. Новаторство Шаламова-прозаика.
Теория литературы. Новелла (закрепление понятия). Психологизм художественной литературы (развитие представлений). Традиции и новаторство в художественной литературе (развитие представлений).
Николай Михайлович Рубцов. «Видения на холме», «Русский огонек», «Звезда полей», «В горнице»
Основные темы и мотивы лирики Рубцова - Родина-Русь, ее природа и история, судьба народа, духовный мир человека, его нравственные ценности: красота илюбовь, жизнь и смерть, радости и страдания. Драматизм мироощущения поэта, обусловленный событиями его личной судьбы и судьбы народа. Традиции Тютчева Фета, Есенина в поэзии Рубцова.
Виктор Петрович Астафьев. Взаимоотношения человека и природы в романе «Царь-рыба».
Валентин Григорьевич Распутин. «Последний срок Тема «отцов и детей» в повести «Последний срок».
Иосиф Александрович Бродский. Стихотворения: «Осенний крик ястреба», «На смерть Жукова», «Сонет» («Как жаль, что тем, чем стало для меня...»).
Широта проблемно-тематического диапазона поэзии Бродского. «Естественность и органичность сочетания в ней культурно-исторических, философских, литературно-поэтических и автобиографических пластов, реалий, ассоциаций, сливающихся в единый, живой поток непринужденной речи, откристаллизовавшейся в виртуозно организованную стихотворную форму» (В. А. Зайцев). Традиции русской классической поэзии в творчестве И. Бродского.
Теория литературы. Сонет как стихотворная форма (развитие понятия).
Юрий Валентинович Трифонов. Повесть «Обмен». «Городская» проза и повести Трифонова. Осмысление вечных тем человеческого бытия на фоне и в условиях городского быта. Проблема нравственной свободы человека перед лицом обстоятельств. Смысловая многозначность названия повести. Тонкий психологизм писателя. Традиции А. П. Чехова в прозе Ю. В. Трифонова.
Теория литературы. Психологизм художественной литературы (углубление понятия). Повесть как жанр повествовательной литературы (углубление понятия).
Александр Валентинович Вампилов. Пьеса «Утиная охота». Проблематика, основной конфликт и система образов в пьесе. Своеобразие ее композиции. Образ Зилова как художественное открытие драматурга. Психологическая раздвоенность в характере героя. Смысл финала пьесы.
Авторская песня.
Ее место в развитии литературного процесса и музыкальной культуры страны (содержательность, искренность, внимание к личности; методическое богатство, современная ритмика и инструментовка). Песенное творчество Ю. Визбора В. Высоцкого, Б. Окуджавы, Ю. Кима и др.
Булат Шалвович Окуджава. Слово о поэте. Стихотворения: «До свидания, мальчики», «Ты течешь, как река. Странное название...», «Когда мне невмочь пересилить беду...». Память о войне в лирике поэта-фронтовика. Поэзия «оттепели» и песенное творчество Окуджавы. Арбат как особая поэтическая вселенная. Развитие романтических традиций в поэзии Окуджавы. Интонации, мотивы, образы Окуджавы в творчестве современных поэтов-бардов.
Теория литературы. Литературная песня. Романс. Бардовская песня (развитие представлений).
Литература конца XX - начала XXI века
Общий обзор произведений последнего десятилетия.
Проза: В. Белов, А. Битов, В. Макании, А. Ким, Е. Носов, В. Крупин, С. Каледин, В. Пелевин, Т. Толстая, Л. Петрушевская, В. Токарева, Ю. Поляков и др.
Поэзия: Б. Ахмадулина, А. Вознесенский, Е. Евтушенко, Ю. Друнина, Л. Васильева, Ю. Мориц, Н. Тряпкин, А. Кушнер, О. Чухонцев, Б. Чичибабин, Ю. Кузнецов, И. Шкляревский, О. Фокина, Д. Пригов, Т. Кибиров, И. Жданов, О. Седакова и др.
Календарно-тематическое планирование по литературе 11 класс 102 часа
|
№ п/п |
Тема урока |
Кол-во часов |
Домашнее задание |
Дата проведения |
|
|
План |
Факт |
||||
|
1 |
Введение. Русская литература на рубеже веков. |
1 |
Материал учебника на с. 3-11; повторить материал о литературных направлениях, их особенностях. |
1 неделя сентября |
|
|
2 |
Новаторство литературы начала XX века.
|
1 |
Лекция.Стихотворение Бунина.Индивидуальные задания. |
1 неделя сентября |
|
|
|
И.А.Бунин (4ч.) |
|
|
|
|
|
3 |
И. А. Бунин. Жизнь и творчество. Лирика Бунина. Основные мотивы. Точность передачи чувств и настроений. |
1 |
Чтение и анализ рассказа «Антоновские яблоки». |
1 неделя сентября |
|
|
4 |
И.А.Бунин. «Чудная власть прошлого» в рассказе «Антоновские яблоки». |
1 |
Чтение и анализ рассказа И.А.Бунина «Господин из Сан-Франциско». |
2 неделя сентября |
|
|
5 |
Острое чувство кризиса цивилизации в рассказе И.А.Бунина «Господин из Сан-Франциско». |
1 |
Подумать, почему у героя нет имени? Читать «Легкое дыхание». |
2 неделя сентября |
|
|
6 |
Обращение И.А.Бунина к «вечной теме» (рассказы о любви). Цикл «Тёмные аллеи». Рассказ «Легкое дыхание», особенности сюжета и композиции.«Чистый понедельник». Своеобразие лирического повествования в прозе писателя. |
1 |
Чтение и анализ рассказов ,сообщения о собственных именах в рассказе. |
2 неделя сентября |
|
|
|
А.И.Куприн (4ч.) |
|
|
|
|
|
7 |
А.И.Куприн. Жизнь и творчество писателя. «Воплощение нравственного идеала в повести А.И.Куприна «Олеся». |
1 |
Перечитать повесть «Олеся», составить устную характеристику героини, попытаться «найти» подобные образы в русской литературе XIX века. |
3 неделя сентября |
|
|
8 |
Проблематика и поэтика рассказа А.И.Куприна «Гранатовый браслет». |
1 |
Чтение и анализ рассказа «Гранатовый браслет». |
3 неделя сентября |
|
|
9 |
А. И. Куприн. « Гранатовый браслет» - трагическая история любви «маленького человека». |
1 |
Проанализировать письмо Желткова. Как оно его характеризует?
Сравнительно-сопоставительная характеристика рассказов |
3 неделя сентября |
|
|
|
Л.Андреев (2ч.) |
|
|
|
|
|
10 |
Леонид Андреев – «художник редкого таланта». Жизнь и
творчество писателя. Ранняя проза. Рассказ «Баргамот и Гараська» |
|
Подготовить сообщение о писателе. Читать повесть Л.Андреева « Иуда Искариот». |
4 неделя сентября |
|
|
11 |
Претворение евангельского сюжета в повести Л. Андреева «Иуда Искариот».
|
1 |
Читать повесть Л.Андреева « Иуда Искариот». Дать оценку данному предательству с точки зрения православия. |
4 неделя сентября |
|
|
|
М.Горький (6 ч.) |
|
|
|
|
|
12 |
М.Горький. Жизнь и творчество. Проблема смысла жизни в рассказе «Старуха Изергиль». |
1 |
Подготовить сообщение о писателе.Чтение и анализ рассказа «Старуха Изергиль». |
4 неделя сентября |
|
|
13 |
М. Горький. Особенности композиции в рассказе «Старуха Изергиль».
|
|
Чтение и анализ рассказа «Старуха Изергиль». Расположить части рассказа на схеме, мотивировать выбор. |
1 неделя октября |
|
|
14 |
Пьеса «На дне». Философская проблематика пьесы.
|
1 |
Прочитать 1 действие пьесы «На дне», анализ афиши и ремарок. |
1 неделя октября |
|
|
15 |
Три правды в пьесе «На дне». |
1 |
Выписать реплики Сатина и Луки. |
1 неделя октября |
|
|
16 |
Смысл названия пьесы.
|
1 |
Выписать реплики Сатина и Луки. |
2 неделя октября |
|
|
17 |
Проблема гуманизма в пьесе.
|
2 |
Жизненный путь Сатина, Бубнова, Луки. |
2 неделя октября |
|
|
|
Русская поэзия Серебряного века |
|
|
|
|
|
18 |
Декаденство в русской литературе на рубеже 19-20вв. Русская поэзия Серебряного века. Русский символизм и его истоки. |
1 |
Подготовиться к урокам по поэзии «серебряного века». Выучить лекцию. |
2 неделя октября |
|
|
19 |
Брюсов как основоположник русского символизма.
|
|
Подготовить сообщение о поэте. Выучить наизусть стихи. |
3 неделя октября |
|
|
20 |
Акмеизм. Жизненный и творческий путь Н. С. Гумилева.
|
2 |
Материал лекции. Составить тезисы статьи учебника «Предшественники символизма». |
3 неделя октября |
|
|
21 |
Футуризм. Жизнь и творчество И.Северянина. |
1 |
Чтение статьи учебника, ответы на вопросы 1,4,5 Наизусть одно стихотворение (по выбору). |
3 неделя октября |
|
|
|
А.Блок (5ч.) |
|
|
|
|
|
22 |
А. А. Блок. Жизнь и творчество. Основные мотивы лирики.
|
1 |
Подготовить сообщение о поэте. Наизусть одно стихотворение (по выбору). |
4 неделя октября |
|
|
23 |
Тема любви в лирике А.Блока. Стихотворения из книги «Стихи о Прекрасной Даме».
|
1 |
Составить тезисный план «Каким был Блок для современников?» Подготовить выразительное чтение стихотворений А.Блока о любви. |
4 неделя октября |
|
|
24 |
Россия – центральная тема поэзии Блока.
|
1 |
Наизусть одно стихотворение (по выбору).
|
4 неделя октября |
|
|
25 |
Поэма «Двенадцать». История создания. Сюжет, композиция, герои. Символические образы |
1 |
Выучить стихотворение «Незнакомка», выбрать и прочитать стихотворения Блока о России. |
2 неделя ноября |
|
|
26 |
Угрожающие силы стихии в поэме «Двенадцать» |
1 |
Перечитать поэму, обратив внимание на композицию. произведения, в чём её особенности? |
2 неделя ноября |
|
|
|
Новокрестьянская поэзия-1ч. |
|
|
|
|
|
27 |
Продолжение традиций русской реалистической крестьянской поэзии XIX вв. в творчестве поэтов начала XX в. Жизнь и творчество Н. А. Клюева. |
1 |
Подготовить лекцию. |
2 неделя ноября |
|
|
|
Сергей Есенин (4ч.) |
1 |
|
|
|
|
28 |
«Поющее сердце России». Жизнь, творчество, личность С.А.Есенина, национального поэта. Природа родного края и образ Руси в лирике Есенина. |
|
Подготовить сообщение о поэте. Выучить наизусть стихи. |
3 неделя ноября |
|
|
29 |
«Я по-прежнему такой же нежный». Любовная лирика Сергея Есенина |
1 |
Выучить наизусть стихи. Анализ стихов. |
3 неделя ноября |
|
|
30 |
«Я по-прежнему такой же нежный». Любовная лирика Сергея Есенина |
1 |
Выучить наизусть стихи. Анализ стихов. |
3 неделя ноября |
|
|
31 |
С. А. Есенин. «Анна Снегина». Проблематика. Своеобразие композиции и система образов. |
1 |
Прочитать поэму «Анна Снегина» . Анализ поэмы. |
4 неделя ноября |
|
|
32 |
Трагизм поэмы С.А.Есенина «Чёрный человек». |
1 |
Прочитать поэму «Анна Снегина» |
4 неделя ноября |
|
|
|
Литература 20х годов XX века.- |
|
|
|
|
|
33 |
Литература 20х годов XX века. |
|
Выучить лекцию. |
4 неделя ноября |
|
|
|
В.Маяковский(5ч.) |
|
|
|
|
|
34 |
В.В.Маяковский. Творческая биография. Мотивы трагического одиночества в дореволюционной лирике Маяковского. |
1 |
Индивидуальные задания по творчеству В.В.Маяковского |
1 неделя декабря |
|
|
35 |
Тема поэта и поэзии в творчестве Маяковского. |
1 |
Наизусть одно стихотворение (по выбору). |
1 неделя декабря |
|
|
36 |
Громада-любовь в творчестве В.Маяковского. |
1 |
Прочитать стихотворения «Флейта-позвоночник», «Письмо товарищу Кострову», «Письмо Татьяне Яковлевой», Неоконченное». |
1 неделя декабря |
|
|
37 |
Патриотическая лирика Маяковского. Маяковский сегодня. |
1 |
Чтение стихотворений «Товарищу Нетте…» Наизусть одно стихотворение (по выбору). |
2неделя декабря |
|
|
38 |
В.Маяковский «Облако в штанах» |
1 |
Выучить наизусть одно из патриотических стихотворений. Маяковский о задачах поэта: «Разговор с фининспектором о поэзии». Составить цитатный план. |
2неделя декабря |
|
|
39 |
Русская литература после 1917 года. Обзор. |
1 |
Подготовить лекцию. |
2 неделя декабря |
|
|
|
А.Фадеев (3ч.) |
|
|
|
|
|
40 |
А.А.Фадеев. Страницы жизни писателя. Роман «Разгром». Особенности жанра и композиции. |
|
Перечитать роман Фадеева «Разгром». Индивид, сообщение ,презентация по биографии писателя. |
3 неделя декабря |
|
|
41 |
Морозка и Мечик. Народ и интеллигенция в романе А.А.Фадеева «Разгром». |
1 |
Сопоставить образы Морозки и Мечика. Смысл абстрактного гуманизма. |
3 неделя декабря |
|
|
42 |
Образ Левинсона и проблема гуманизма в романе А.А. Фадеева «Разгром». |
1 |
Ответить на вопрос «Как воспринимают жизнь партизанского отряда различные герои: Мечик, Левинсон, Морозка. |
3 неделя декабря |
|
|
|
И.Бабель (2ч.) |
1 |
|
|
|
|
43 |
И.Э.Бабель. Трагическая судьба писателя. «Конармия». Лиризм и авторская ирония |
|
Подготовить сообщение о писателе. Анализ произведения. |
4 неделя декабря |
|
|
|
Е. Замятин (2ч.) |
|
|
|
|
|
44 |
Е.И.Замятин. Очерк жизни и творчества. Судьба писателя и его произведений. Развитие жанра антиутопии в романе Е.Замятина «Мы». |
1 |
Подготовить сообщение о писателе. Читать роман «Мы». |
4 неделя декабря |
|
|
45 |
Судьба личности в тоталитарном государстве (по роману Е.Замятина «Мы»). |
1 |
Какими средствами достигается в рассказе точность в изображении событий и высокий накал драматизма? |
4 неделя декабря |
|
|
|
Андрей Платонов (3ч.) |
|
|
|
|
|
46 |
Жизненный и творческий путь А.Платонова.. «Усомнившийся Макар». Проблема поиска смысла жизни. Образы правдоискателей и усомнившихся |
1 |
Читать рассказ А.Платонова «Сокровенный человек». |
2 неделя января |
|
|
47 |
История создания повести «Котлован». Система персонажей повести. |
1 |
Чтение и анализ повести «Котлован». |
2 неделя января |
|
|
48 |
Крах утопии. Метафоричность художественного мышления Платонова в повести «Котлован». |
1 |
Актуальность повести «Котлован». Подготовить сообщение.
|
2 неделя января |
|
|
|
Литература 30-40- х годов (1ч.) |
|
|
|
|
|
49 |
Литература 30-40 -х годов XX века. Обзор. Сатира 30-40- х годов XX века. |
1 |
Подготовить сообщение.
|
3 неделя января |
|
|
|
Михаил Афанасьевич Булгаков (6+1р.р) |
|
|
|
|
|
50 |
М.А.Булгаков. Жизнь, творчество, личность. Сатира Булгакова. Анализ сатирических произведений («Собачье сердце», «Роковые яйца»). |
1 |
Материалы лекции. |
3 неделя января |
|
|
51 |
История создания и публикации романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита».Своеобразие жанра и композиции романа. Роль эпиграфа |
1 |
Чтение романа «Мастер и Маргарита». |
3 неделя января |
|
|
52 |
Поиск истины и проблема нравственного выбора. Понтий Пилат и Иешуа Га-Ноцри в романе М. Булгакова. Философско-этическая проблематика романа. |
1 |
Чтение романа «Мастер и Маргарита».Анализ произведения. |
4 неделя января |
|
|
53 |
Судьба художника в романе «Мастер и Маргарита». Образы Мастера и Маргариты. Изображение любви как высшей духовной ценности. |
1 |
Чтение романа «Мастер и Маргарита». Выявить основные проблемы. |
4 неделя января |
|
|
54 |
«Мастер и Маргарита». Проблема милосердия, все-прощения, справедливости. |
1 |
Письменная работа по материалам урока. Анализ образов главных героев |
4 неделя января |
|
|
55 |
Сатирическое изображение московского общества в романе М.Булгакова «Мастер и Маргарита». |
1 |
Ответить на вопросы, подготовка к сочинению. |
1 неделя февраля |
|
|
56 |
Р./р. Сочинение по творчеству М. А. Булгакова. |
1 |
Дописать сочинение дома. |
1 неделя февраля |
|
|
|
А. А. Ахматова (3 ч.) |
|
|
|
|
|
57 |
А. А. Ахматова. Жизнь и творчество. Основные темы лирики. Особенности поэтических образов. |
1 |
Подготовить сообщение о поэте. Выучить наизусть стихи. |
1 неделя февраля |
|
|
58 |
Тема Родины в лирике А.Ахматовой |
1 |
Выучить наизусть одно из патриотических стихотворений. |
2 неделя февраля |
|
|
59 |
А.А.Ахматова. Поэма «Реквием». Особенности жанра и композиции. Роль эпиграфа, посвящения и эпилога. |
1 |
Прочитать «Реквием», найти и выписать из поэмы народно-поэтические элементы: причитания, плач матери по сыну. |
2 неделя февраля |
|
|
60 |
О. Э. Мандельштам. Историзм поэтического мышления, ассоциативная манера письма. Мифологические и литературные образы в поэзии Мандельштама. |
1 |
Подготовить сообщение о поэте. Выучить наизусть стихи. |
2 неделя февраля |
|
|
61 |
М. И. Цветаева. Основные темы творчества. Своеобразие поэтического стиля. |
1 |
Подготовить сообщение о поэте. Наизусть «Я вернулся в мой город, знакомый до слез…». |
3 неделя февраля |
|
|
|
М.Шолохов (8ч.) |
|
|
|
|
|
62 |
М. А. Шолохов. Жизнь и творчество. «Донские рассказы». |
1 |
Подготовить сообщение о писателе. Анализ одного из рассказов «Родинка», «Шибалко во семя», «Семейный человек». |
3 неделя февраля |
|
|
63 |
Замысел и история создания романа «Тихий Дон». |
1 |
Чтение и анализ романа-эпопеи«Тихий Дон». |
3 неделя февраля |
|
|
64 |
Картины жизни донского казачества в романе «Тихий Дон». |
1 |
Презентация о жизни казаков. |
4 неделя февраля |
|
|
65 |
«Чудовищная нелепица войны» в изображении М. А. Шолохова. |
1 |
Прочитать главы 5,6,8,10,12 третьей части, главы 3,4 четвёртой части.ответить на записанные вопросы. |
4 неделя февраля |
|
|
66 |
Семья Мелеховых. Путь Григория Мелехова в романе. |
1 |
Подобрать эпизоды на тему «Гражданская война как трагедия народов». |
4 неделя февраля |
|
|
67 |
Григорий и Аксинья (по роману «Тихий Дон»). |
1 |
Характеристика образа Г.Мелехова. |
1 неделя марта |
|
|
68 |
Женские образы. Полемика вокруг авторства. |
1 |
Письменно ответить на вопрос: «В чём трагедия Григория Мелехо ва?» |
1 неделя марта |
|
|
69 |
Проверочная работа по творчеству М.А.Шолохова. Тест. |
1 |
Тест. |
1 неделя марта |
|
|
|
Русское зарубежье (1ч) |
|
|
|
|
|
70 |
Русское литературное зарубежье. Основные темы творчества. Периодизация. Жизнь и творчество В. Набокова «Другие берега».Обзор |
1 |
Презентации. Читать В.Набокова «Другие берега». |
2 неделя марта |
|
|
|
Современная проза о Великой Отечественной войне (6 часов). |
|
|
|
|
|
71 |
Литература периода Великой Отечественной войны. Обзор. |
1 |
Подготовить сообщение. |
2 неделя марта |
|
|
72 |
Литература периода Великой Отечественной войны. Поэзия |
1 |
Чтение стихов периода Вов. Презентация о жизни и творчестве поэтов. |
2 неделя марта |
|
|
73 |
Лейтенантская проза. В.Быков. Повесть «Сотников». |
1 |
Чтение и анализ повести. |
3 неделя марта |
|
|
74 |
Правда о войне. Сталинградская битва в исторических документах, мемуарах, художественной литературе. Роман Юрия Бондарева «Горячий снег». |
1 |
Роман Юрия Бондарева «Горячий снег». Чтение и анализ. |
3 неделя марта |
|
|
75 |
В.Л.Кондратьев Слово о писателе. «Сашка» |
1 |
Сообщения. Читать «Сашка». Три испытания героя повести «Сашка». |
3 неделя марта |
|
|
76 |
А.Н.Толстой «Русский патриотизм». Смысл названия новеллы. |
1 |
Подготовить сообщение о писателе. |
3 неделя марта |
|
|
|
Александр Трифонович Твардовский (2 часа) |
|
|
|
|
|
77 |
А.Т.Твардовский. Творчество и судьба. Поэма «По праву памяти». « За далью-даль». |
1 |
Подготовить сообщение о поэте. Чтение и анализ поэм. |
1 неделя апреля |
|
|
78 |
Лирика А.Т.Твардовского разных лет. |
1 |
Прочитать стихотворения «Братья», «Две строки», «Берёза». |
1 неделя апреля |
|
|
|
Борис Леонидович Пастернак (4часа) |
|
|
|
|
|
79 |
Б.Л.Пастернак. Судьба. Начало творческого пути. Лирика. |
1 |
Подготовить сообщение. Выучить наизусть стихи. |
1 неделя апреля |
|
|
80 |
Б. Л. Пастернак. Роман «Доктор Живаго». Человек, история и природа в романе Б.Л.Пастернака «Доктор Живаго». Христианские мотивы в романе. |
1 |
Роман «Доктор Живаго». Чтение и анализ.
|
2 неделя апреля |
|
|
81 |
Художественное своеобразие романа. Тема судьбы в романе. |
1 |
Роман «Доктор Живаго». Чтение и анализ. |
2 неделя апреля |
|
|
82 |
Тема интеллигенции и революции и её решение в романе «Доктор Живаго». |
1 |
Письменная работа. Смысл противопоставления Живаго и Стрельникова. |
2 неделя апреля |
|
|
|
Литература «оттепели». |
|
|
|
|
|
|
Александр Исаевич Солженицын (4 часа) |
|
|
|
|
|
83 |
А.И.Солженицын. Судьба и творчество писателя. |
1 |
Подготовить сообщение о писателе. А. Солженицын
|
3 неделя апреля |
|
|
84 |
Трагедия народа в романе А.И.Солженицына «Архипелаг ГУЛаг» (обзор). |
1 |
«Архипелаг ГУЛаг» (обзор). Чтение и анализ. |
3 неделя апреля |
|
|
85 |
Анализ повести А.И.Солженицына «Один день Ивана Денисовича». |
1 |
А. Солженицын. «Один день Ивана Денисовича». Чтение и анализ. |
3 неделя апреля |
|
|
86 |
Своеобразие раскрытия лагерной темы в творчестве А.Солженицына.
|
1 |
А. Солженицын. «Один день Ивана Денисовича». Чтение и анализ. |
3 неделя апреля |
|
|
|
В. Т. Шаламов (2ч)
|
|
|
|
|
|
87-88 |
В. Т. Шаламов Жизнь и творчество (обзор). История создания книги “Колымских рассказов”. Своеобразие раскрытия “лагерной” темы. Характер повествования. |
2 |
Читать рассказы Шаламова (на выбор). |
4 неделя апреля |
|
|
89 |
Новые темы, проблемы, образы поэзии периода «оттепели». «Тихая лирика» и поэзия Николая Рубцова. |
1 |
Подготовить сообщение о поэте. Стихи наизусть по выбору учащихся. |
4 неделя апреля |
|
|
|
В.Распутин(2 ч.) |
|
|
|
|
|
90 |
В.Г.Распутин. Жизнь и творчество. «Живи и помни». Нравственный закон, которым держится жизнь. |
1 |
Читать «Живи и помни». |
4 неделя апреля |
|
|
91 |
Нравственное величие русской женщины в повести В.Распутина «Живи и помни». |
1 |
История Андрея и Настены. Подготовить сообщение.
|
4 неделя апреля |
|
|
92 |
Деревенская проза в современной литературе. Тема деревни в русской литературе 50-80-х годов. Ф.А.Абрамов. Биография писателя. Роман «Две зимы и три лета». |
1 |
Ф.А.Абрамов Роман «Две зимы и три лета» |
1 неделя мая |
|
|
93 |
Нравственные проблемы романа В.Астафьева«Печальный детектив». |
1 |
В.Астафьев«Печальный детектив». Чтение и анализ. |
1 неделя мая |
|
|
94 |
Сопричастный всему живому. Штрихи к портрету В.П.Астафьева. Взаимоотношения человека и природы в повести «Царь-рыба». |
1 |
Найти эпизод: связь человека и природы. |
1 неделя мая |
|
|
95 |
В.М. Шукшин. Жизнь и творчество (обзор). «Ванька Тепляшин». |
1 |
В.М. Шукшин. Жизнь и творчество. Сообщение о писателе. |
2 неделя мая |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Поэзия второй половины 20в. |
|
|
|
|
|
96 |
Е.А.Евтушенко, А.А.Вознесенский, Б.А.Ахмадуллина .Биография поэтов. Лирика. |
1 |
Подготовить сообщения о жизни и творчестве поэтов. Стихи наизусть по выбору учащихся |
2 неделя мая |
|
|
97 |
И. А. Бродский. Своеобразие поэтического мышления поэта. Б. Ш. Окуджава. Особенности «бардовской» поэзии. |
1 |
Подготовить сообщения о жизни и творчестве поэтов. Стихи наизусть по выбору учащихся. |
2 неделя мая |
|
|
98 |
А.В. Вампилов. Жизнь и творчество (обзор). Пьеса «Утиная охота». Проблематика, основной конфликт и система образов в пьесе. |
1 |
Подготовить сообщение. Пьеса «Утиная охота». Чтение и анализ.
|
3 неделя мая |
|
|
99 |
«Городская» проза в современной литературе. Ю. В.Трифонов. «Вечные» темы и нравственные проблемы в повести «Обмен». |
1 |
Чтение и анализ повести «Обмен». Смысл названия повести «Обмен» |
3 неделя мая |
|
|
100 |
Обзор литературы последнего десятилетия. Основные тенденции. Постмодернизм. |
1 |
Подготовить сообщение. |
3 неделя мая |
|
|
101 |
Новейшая русская поэзия. |
1 |
Подготовить сообщение. |
4 неделя мая |
|
|
102 |
Зарубежная литература. Обзор. |
1 |
|
4 неделя мая |
|
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.