Рабочая программа по литературе для обучающихся 5 классов составлена на основе Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования (Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 г. № 287, зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 05.07.2021 г., рег. номер — 64101) (далее — ФГОС ООО), а также Примерной программы воспитания, с учётом Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации (утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 г. № 637-р).
Учебный предмет «Литература» в наибольшей степени способствует формированию духовного облика и нравственных ориентиров молодого поколения, так как занимает ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии обучающихся, в становлении основ их миропонимания и национального самосознания.
Особенности литературы как школьного предмета связаны с тем, что литературные произведения являются феноменом культуры: в них заключено эстетическое освоение мира, а богатство и многообразие человеческого бытия выражено в художественных образах, которые содержат в себе потенциал воздействия на читателей и приобщают их к нравственно-эстетическим ценностям, как национальным, так и общечеловеческим.
Основу содержания литературного образования составляют чтение и изучение выдающихся художественных произведений русской и мировой литературы, что способствует постижению таких нравственных категорий, как добро, справедливость, честь, патриотизм, гуманизм, дом, семья.
Целостное восприятие и понимание художественного произведения, его анализ и интерпретация возможны лишь при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя, которая зависит от возрастных особенностей школьников, их психического и литературного развития, жизненного и читательского опыта.
Полноценное литературное образование в основной школе невозможно без учёта преемственности с курсом литературного чтения в начальной школе, межпредметных связей с курсом русского языка, истории и предметов художественного цикла, что способствует развитию речи, историзма мышления, художественного вкуса, формированию эстетического отношения к окружающему миру и его воплощения в творческих работах различных жанров.
В рабочей программе учтены все этапы российского историко-литературного процесса (от фольклора до новейшей русской литературы) и представлены разделы, касающиеся литератур народов России и зарубежной литературы. Основные виды деятельности обучающихся перечислены при изучении каждой монографической или обзорной темы и направлены на достижение планируемых результатов обучения.
Цели изучения предмета «Литература» в основной школе состоят в формировании у обучающихся потребности в качественном чтении, культуры читательского восприятия, понимания литературных текстов и создания собственных устных и письменных высказываний; в развитии чувства причастности к отечественной культуре и уважения к другим культурам, аксиологической сферы личности на основе высоких духовно-нравственных идеалов, воплощённых в отечественной и зарубежной литературе. Достижение указанных целей возможно при решении учебных задач, которые постепенно усложняются от 5 к 9 классу.
Задачи, связанные с пониманием литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни, с обеспечением культурной самоидентификации, осознанием коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений отечественной культуры, культуры своего народа, мировой культуры, состоят в приобщении школьников к наследию отечественной и зарубежной классической литературы и лучшим образцам современной литературы; воспитании уважения к отечественной классике как высочайшему достижению национальной культуры, способствующей воспитанию патриотизма, формированию национально-культурной идентичности и способности к диалогу культур; освоению духовного опыта человечества, национальных и общечеловеческих культурных традиций и ценностей; формированию гуманистического мировоззрения.
Задачи, связанные с осознанием значимости чтения и изучения литературы для дальнейшего развития обучающихся, с формированием их потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, с гармонизацией отношений человека и общества, ориентированы на воспитание и развитие мотивации к чтению художественных произведений, как изучаемых на уроках, так и прочитанных самостоятельно, что способствует накоплению позитивного опыта освоения литературных произведений, в том числе в процессе участия в различных мероприятиях, посвящённых литературе, чтению, книжной культуре.
Задачи, связанные с воспитанием квалифицированного читателя, обладающего эстетическим вкусом, с формированием умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, направлены на формирование у школьников системы знаний о литературе как искусстве слова, в том числе основных теоретико и историко-литературных знаний, необходимых для понимания, анализа и интерпретации художественных произведений, умения воспринимать их в историко-культурном контексте, сопоставлять с произведениями других видов искусства; развитие читательских умений, творческих способностей, эстетического вкуса. Эти задачи направлены на развитие умения выявлять проблематику произведений и их художественные особенности, комментировать авторскую позицию и выражать собственное отношение к прочитанному; воспринимать тексты художественных произведений в единстве формы и содержания, реализуя возможность их неоднозначного толкования в рамках достоверных интерпретаций; сопоставлять и сравнивать художественные произведения, их фрагменты, образы и проблемы как между собой, так и с произведениями других искусств; формировать представления о специфике литературы в ряду других искусств и об историко-литературном процессе; развивать умения поиска необходимой информации с использованием различных источников, владеть навыками их критической оценки.
Задачи, связанные с осознанием обучающимися коммуникативно-эстетических возможностей языка на основе изучения выдающихся произведений отечественной культуры, культуры своего народа, мировой культуры, направлены на совершенствование речи школьников на примере высоких образцов художественной литературы и умений создавать разные виды устных и письменных высказываний, редактировать их, а также выразительно читать произведения, в том числе наизусть, владеть различными видами пересказа, участвовать в учебном диалоге, адекватно воспринимая чужую точку зрения и аргументированно отстаивая свою.
Предмет «Литература» входит в предметную область «Русский язык и литература» и является обязательным для изучения. Предмет «Литература» преемственен по отношению к предмету
«Литературное чтение».
В 5 классе на изучение предмета отводится 3 часа в неделю, суммарно изучение литературы в 5
классе по программе основного общего образования рассчитано на 102 часа.
Мифология
Мифы народов России и мира.
Малые жанры: пословицы, поговорки, загадки. Сказки народов России и народов мира (не менее трёх).
И. А. Крылов. Басни (три по выбору). Например, «Волк на псарне», «Листы и Корни», «Свинья под Дубом», «Квартет»,
«Осёл и Соловей», «Ворона и Лисица».
А. С. Пушкин. Стихотворения (не менее трёх). «Зимнее утро»,
«Зимний вечер», «Няне» и др. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».
М. Ю. Лермонтов. Стихотворение «Бородино».
Н. В. Гоголь. Повесть «Ночь перед Рождеством» из сборника
«Вечера на хуторе близ Диканьки».
Литература второй половины XIX века И. С. Тургенев. Рассказ «Муму».
Н. А. Некрасов. Стихотворения (не менее двух). «Крестьянские дети». «Школьник». Поэма «Мороз, Красный нос» (фрагмент).
Л. Н. Толстой. Рассказ «Кавказский пленник».
Стихотворения отечественных поэтов XIX—ХХ веков о родной природе и о связи человека с Родиной (не менее пяти стихотворений трёх поэтов). Например, стихотворения А. К. Толстого, Ф. И. Тютчева, А. А. Фета, И. А. Бунина, А. А. Блока, С. А. Есенина, Н. М. Рубцова, Ю. П. Кузнецова. Юмористические рассказы отечественных писателей XIX— XX веков
А. П. Чехов (два рассказа по выбору). Например, «Лошадиная фамилия», «Мальчики», «Хирургия» и др.
М. М. Зощенко (два рассказа по выбору). Например, «Галоша», «Лёля и Минька», «Ёлка»,
«Золотые слова», «Встреча» и др.
Произведения отечественной литературы о природе и животных (не менее двух). Например, А. И. Куприна, М. М. Пришвина, К. Г. Паустовского.
А. П. Платонов. Рассказы (один по выбору). Например, «Корова», «Никита» и др.
В. П. Астафьев. Рассказ «Васюткино озеро».
Произведения отечественной прозы на тему «Человек на войне» (не менее двух). Например, Л. А. Кассиль. «Дорогие мои мальчишки»; Ю. Я. Яковлев. «Девочки с Васильевского острова»; В. П. Катаев. «Сын полка» и др.
Произведения отечественных писателей XIX—XXI веков на тему детства (не менее двух). Например, произведения В. Г. Короленко, В. П. Катаева, В. П. Крапивина, Ю. П. Казакова, А. Г. Алексина, В. П. Астафьева, В. К. Железникова, Ю. Я. Яковлева, Ю. И. Коваля, А. А. Гиваргизова, М.
С. Аромштам, Н. Ю. Абгарян.
Произведения приключенческого жанра отечественных писателей (одно по выбору). Например, К. Булычёв. «Девочка, с которой ничего не случится», «Миллион приключений» и др. (главы по выбору).
Литература народов Российской Федерации Стихотворения (одно по выбору). Например, Р. Г. Гамзатов.
«Песня соловья»; М. Карим. «Эту песню мать мне пела».
Х. К. Андерсен. Сказки (одна по выбору). Например, «Снежная королева», «Соловей» и др. Зарубежная сказочная проза (одно произведение по выбору). Например, Л. Кэрролл. «Алиса в Стране Чудес» (главы по выбору), Дж. Р. Р. Толкин. «Хоббит, или Туда и обратно» (главы по выбору). Зарубежная проза о детях и подростках (два произведения по выбору). Например, М. Твен.
«Приключения Тома Сойера»(главы по выбору); Дж. Лондон. «Сказание о Кише»; Р. Брэдбери. Рассказы. Например, «Каникулы»,«Звук бегущих ног»,«Зелёное утро» и др.
Зарубежная приключенческая проза (два произведения по выбору). Например, Р. Л. Стивенсон. «Остров сокровищ», «Чёрная стрела» и др. Зарубежная проза о животных (одно-два произведения по выбору).
Э. Сетон-Томпсон. «Королевская аналостанка»; Дж. Даррелл. «Говорящий свёрток»; Дж. Лондон.
«Белый клык»; Дж. Р. Киплинг. «Маугли», «Рикки-Тикки-Тави» и др.
Изучение литературы в 5 классе направлено на достижение обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.
Личностные результаты освоения рабочей программы по литературе для основного общего образования достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности в соответствии с традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями, отражёнными в произведениях русской литературы, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и способствуют процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития, формирования внутренней позиции личности.
Личностные результаты освоения рабочей программы по литературе для основного общего образования должны отражать готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и расширение опыта деятельности на её основе и в процессе реализации основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в части:
— готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей;
— активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны, в том числе в сопоставлении с ситуациями, отражёнными в литературных произведениях;
— неприятие любых форм экстремизма, дискриминации;
— понимание роли различных социальных институтов в жизни человека;
— представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе, в том числе с опорой на примеры из литературы;
— представление о способах противодействия коррупции;
— готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, в том числе с опорой на примеры из литературы;
— активное участие в школьном самоуправлении;
— готовность к участию в гуманитарной деятельности (волонтерство; помощь людям, нуждающимся в ней).
— осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России в контексте изучения произведений русской и зарубежной литературы, а также литератур народов РФ;
— ценностное отношение к достижениям своей Родины — России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа, в том числе отражённым в художественных произведениях;
— уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране, обращая внимание на их воплощение в литературе.
— ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора с оценкой поведения и поступков персонажей литературных произведений;
— готовность оценивать своё поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков;
— активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства.
— восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства, в том числе изучаемых литературных произведений;
— осознание важности художественной литературы и культуры как средства коммуникации и самовыражения;
— понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества;
— стремление к самовыражению в разных видах искусства.
— осознание ценности жизни с опорой на собственный жизненный и читательский опыт;
— ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность);
— осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья, соблюдение правил безопасности, в том числе навыки безопасного поведения в интернет-среде в процессе школьного литературного образования;
— способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели;
— умение принимать себя и других, не осуждая;
— умение осознавать эмоциональное состояние себя и других, опираясь на примеры из литературных произведений;
— уметь управлять собственным эмоциональным состоянием;
— сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека с оценкой поступков литературных героев.
— установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, школы, города, края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность;
— интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания и знакомства с деятельностью героев на страницах литературных произведений;
— осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого;
— готовность адаптироваться в профессиональной среде;
— уважение к труду и результатам трудовой деятельности, в том числе при изучении произведений русского фольклора и литературы;
— осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учетом личных и общественных интересов и потребностей.
— ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды;
— повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения;
— активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде, в том числе сформированное при знакомстве с литературными произведениями, поднимающими экологические проблемы;
— осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред;
— готовность к участию в практической деятельности экологической направленности.
— ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой с опорой на изученные и самостоятельно прочитанные литературные произведения;
— овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира;
— овладение основными навыками исследовательской деятельности с учётом специфики школьного литературного образования;
— установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия.
Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды:
— освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного поведения, форм социальной
жизни в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды;
— изучение и оценка социальных ролей персонажей литературных произведений;
— потребность во взаимодействии в условиях неопределённости, открытость опыту и знаниям других;
— в действии в условиях неопределенности, повышение уровня своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, осознавать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других;
— в выявлении и связывании образов, необходимость в формировании новых знаний, в том числе формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее неизвестных, осознавать дефициты собственных знаний и компетентностей, планировать своё развитие;
— умение оперировать основными понятиями, терминами и представлениями в области концепции устойчивого развития;
— анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики;
— оценивать свои действия с учётом влияния на окружающую среду, достижений целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий;
— способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их последствия, опираясь на жизненный и читательский опыт;
— воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер;
— оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия;
— формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации;
— быть готовым действовать в отсутствии гарантий успеха.
К концу обучения у обучающегося формируются следующие универсальные учебные действия.
Универсальные учебные познавательные действия:
— выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (художественных и учебных текстов, литературных героев и др.) и явлений (литературных направлений, этапов историко- литературного процесса);
— устанавливать существенный признак классификации и классифицировать литературные объекты по существенному признаку, устанавливать основания для их обобщения и сравнения, определять критерии проводимого анализа;
— с учётом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых литературных фактах и наблюдениях над текстом;
— предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий с учётом учебной задачи;
— выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной учебной задачи;
— выявлять причинно-следственные связи при изучении литературных явлений и процессов;
— делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии;
— формулировать гипотезы об их взаимосвязях;
— самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи при работе с разными типами текстов (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев).
— формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, и самостоятельно устанавливать искомое и данное;
— использовать вопросы как исследовательский инструмент познания в литературном образовании;
— формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение
— проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по установлению особенностей литературного объекта изучения, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой;
— оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе исследования (эксперимента);
— самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, опыта, исследования;
— владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений;
— прогнозировать возможное дальнейшее развитие событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах, в том числе в литературных произведениях.
— применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе литературной и другой информации или данных из источников с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев;
— выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать литературную и другую информацию различных видов и форм представления;
— находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках;
— самостоятельно выбирать оптимальную форму представления литературной и другой информации и иллюстрировать решаемые учебные задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями;
— оценивать надёжность литературной и другой информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно;
— эффективно запоминать и систематизировать эту информацию.
1) Общение:
— воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и целями общения;
— распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций, находя аналогии в литературных произведениях, и смягчать конфликты, вести переговоры;
— выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;
— понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и корректно формулировать свои возражения;
— в ходе учебного диалога и/или дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение учебной задачи и поддержание благожелательности общения;
— сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;
— публично представлять результаты выполненного опыта (литературоведческого эксперимента, исследования, проекта);
— самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов.
2) Совместная деятельность:
— использовать преимущества командной (парной, групповой, коллективной) и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы на уроках литературы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи;
— принимать цель совместной учебной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
— уметь обобщать мнения нескольких людей;
— проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; планировать организацию совместной работы на уроке литературы и во внеурочной учебной деятельности, определять свою роль (с учётом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнений, «мозговые штурмы» и иные);
— выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению, и координировать свои действия с другими членами команды;
— оценивать качество своего вклада в общий результат по критериям, сформулированным понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и корректно формулировать свои возражения;
— в ходе учебного диалога и/или дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение учебной задачи и поддержание благожелательности общения;
— сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;
— публично представлять результаты выполненного опыта (литературоведческого эксперимента, исследования, проекта);
— самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов;
— участниками взаимодействия на литературных занятиях;
— сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчёта перед группой.
1) Самоорганизация:
— выявлять проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях, анализируя ситуации, изображённые в художественной литературе;
— ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений группой);
— самостоятельно составлять алгоритм решения учебной задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;
— составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения) и корректировать предложенный алгоритм с учётом получения новых знаний об изучаемом литературном объекте;
— делать выбор и брать ответственность за решение.
2) Самоконтроль:
— владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии в школьном литературном образовании; давать адекватную оценку учебной ситуации и предлагать план её изменения;
— учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
— объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретённому опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации;
— вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств и изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей; оценивать соответствие результата цели и условиям.
3) Эмоциональный интеллект:
— развивать способность различать и называть собственные эмоции, управлять ими и эмоциями других;
— выявлять и анализировать причины эмоций;
— ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого, анализируя примеры из художественной литературы;
— регулировать способ выражения своих эмоций;
4) Принятие себя и других:
— осознанно относиться к другому человеку, его мнению, размышляя над взаимоотношениями литературных героев;
— признавать своё право на ошибку и такое же право другого; принимать себя и других, не осуждая;
— проявлять открытость себе и другим;
— осознавать невозможность контролировать всё вокруг.
1) Иметь начальные представления об общечеловеческой ценности литературы и её роли в воспитании любви к Родине и дружбы между народами Российской Федерации;
2) понимать, что литература — это вид искусства и что художественный текст отличается от текста научного, делового, публицистического;
3) владеть элементарными умениями воспринимать, анализировать, интерпретировать и оценивать прочитанные произведения:
— определять тему и главную мысль произведения, иметь начальные представления о родах и жанрах литературы; характеризовать героев-персонажей, давать их сравнительные характеристики; выявлять элементарные особенности языка художественного произведения, поэтической и прозаической речи;
— понимать смысловое наполнение теоретико-литературных понятий и учиться использовать их в процессе анализа и интерпретации произведений: художественная литература и устное народное творчество; проза и поэзия; художественный образ; литературные жанры (народная сказка, литературная сказка, рассказ, повесть, стихотворение, басня); тема, идея, проблематика; сюжет, композиция; литературный герой (персонаж), речевая характеристика персонажей; портрет, пейзаж, художественная деталь; эпитет, сравнение, метафора, олицетворение; аллегория; ритм, рифма;
— сопоставлять темы и сюжеты произведений, образы персонажей;
— сопоставлять с помощью учителя изученные и самостоятельно прочитанные произведения фольклора и художественной литературы с произведениями других видов искусства (с учётом возраста, литературного развития обучающихся);
4) выразительно читать, в том числе наизусть (не менее 5 поэтических произведений, не выученных ранее), передавая личное отношение к произведению (с учётом литературного развития и индивидуальных особенностей обучающихся);
5) пересказывать прочитанное произведение, используя подробный, сжатый, выборочный пересказ, отвечать на вопросы по прочитанному произведению и с помощью учителя формулировать вопросы к тексту;
6) участвовать в беседе и диалоге о прочитанном произведении, подбирать аргументы для оценки
прочитанного (с учётом литературного развития обучающихся);
7) создавать устные и письменные высказывания разных жанров объемом не менее 70 слов (с учётом литературного развития обучающихся);
8) владеть начальными умениями интерпретации и оценки текстуально изученных произведений фольклора и литературы;
9) осознавать важность чтения и изучения произведений устного народного творчества и художественной литературы для познания мира, формирования эмоциональных и эстетических впечатлений, а также для собственного развития;
10) планировать с помощью учителя собственное досуговое чтение, расширять свой круг чтения, в том числе за счёт произведений современной литературы для детей и подростков;
11) участвовать в создании элементарных учебных проектов под руководством учителя и учиться публично представлять их результаты (с учётом литературного развития обучающихся);
12) владеть начальными умениями использовать словари и справочники, в том числе в электронной форме; пользоваться под руководством учителя электронными библиотеками и другими интернет- ресурсами, соблюдая правила информационной безопасности.
Тематическое планирование
№ п/п |
Наименование разделов и тем программы |
Количество часов |
Формы реализации воспитательного потенциала темы |
Электронные (цифровые) Образовательные ресурсы |
||
всего |
контрольные работы |
практические работы |
||||
1 |
Раздел 1. Мифология
Мифы народов России и мира (3ч.)
Внеклассное чтение (1ч.) |
4 |
0 |
0 |
Проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры своего края. Уважение к историческому и природному наследию. |
https://skysmart.ru/ https://resh.edu.ru
https://urok.1sept.ru/
https://infourok.ru/konspekt-uroka-literatury-v-5-klasse-fgos
|
2 |
Раздел 2. Фольклор
Малые жанры: пословицы, поговорки, загадки (2ч.) Развитие речи (1ч.) Сказки народов России и народов мира (5ч.) Внеклассное чтение (1ч.) |
9 |
1 |
1 |
Проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры своего края. Уважение к историческому и природному наследию. |
https://skysmart.ru/ https://resh.edu.ru
https://urok.1sept.ru/
https://infourok.ru/konspekt-uroka-literatury-v-5-klasse-fgos
|
3 |
Раздел 3. Литература первой половины XIX века
И. А. Крылов. (4ч) Развитие речи (1ч.) А. С. Пушкин. (5ч.) Ю.Лермонтов. (2ч.) Н. В. Гоголь. (2ч.) Внеклассное чтение (1ч.) |
15 |
1 |
3 |
Ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора с оценкой поведения и поступков персонажей литературных произведений. |
https://skysmart.ru/ https://resh.edu.ru
https://urok.1sept.ru/
https://infourok.ru/konspekt-uroka-literatury-v-5-klasse-fgos
|
4 |
Раздел 4. Литература второй половины XIX века
И. С. Тургенев. (5ч.) Развитие речи (1ч.) Н. А. Некрасов. (3ч.) Л. Н. Толстой. (5ч.) Внеклассное чтение (1ч.) |
15 |
2 |
2 |
Восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства, в том числе изучаемых литературных произведений; осознание важности художественной литературы и культуры как средства коммуникации и самовыражения; стремление к самовыражению в разных видах искусства. |
https://skysmart.ru/ https://resh.edu.ru
https://urok.1sept.ru/
https://infourok.ru/konspekt-uroka-literatury-v-5-klasse-fgos
|
5 |
Раздел 5. Литература XIX—ХХ веков Стихотворения отечественных поэтов XIX—ХХ веков о родной природе и о связи человека с Родиной (4ч.) Развитие речи (1ч.) Юмористические рассказы отечественных писателей XIX—XX веков. А. П. Чехов . (2ч.) М. М. Зощенко . (2ч.) Произведения отечественной литературы о природе и животных. А. И. Куприн, М. М. Пришвин, К. Г. Паустовский (6ч.) А.П. Платонов. (2ч.) Развитие речи (1ч.) В. П. Астафьев. Рассказ «Васюткино озеро» (3ч.) Развитие речи (1ч.) |
22 |
1 |
2 |
Адаптация обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды: изучение и оценка социальных ролей персонажей литературных произведений; способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их последствия, опираясь на жизненный и читательский опыт. |
https://skysmart.ru/ https://resh.edu.ru
https://urok.1sept.ru/
https://infourok.ru/konspekt-uroka-literatury-v-5-klasse-fgos
|
6 |
Раздел 6. Литература XX—XXI веков
Произведения отечественной прозы на тему «Человек на войне» (не менее двух). Например, Л. А. Кассиль. «Дорогие мои мальчишки»; Ю. Я. Яковлев. «Девочки с Васильевского острова»; В. П. Катаев. «Сын полка» и др. (5ч.)
Внеклассное чтение (1ч.)
Произведения отечественных писателей XIX–XXI веков на тему детства (не менее двух). Например, произведения В. Г. Короленко, В. П. Катаева, В. П. Крапивина, Ю. П. Казакова, А. Г. Алексина, В. П. Астафьева, В. К. Железникова, Ю. Я. Яковлева, Ю. И. Коваля, А. А. Гиваргизова, М. С. Аромштам, Н. Ю. Абгарян, А. В. Жвалевского и Е. Б. Пастернак и др. (6ч.) Развитие речи (1ч.) Произведения приключенческого жанра отечественных писателей (одно по выбору). Например, К. Булычёв «Девочка, с которой ничегоне случится», «Миллион приключений» (главы по выбору) и др. (2ч.) Внеклассное чтение (1ч.)
|
16 |
1 |
2 |
Готовность оценивать своё поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков; активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства. |
https://skysmart.ru/ https://resh.edu.ru
https://urok.1sept.ru/
https://infourok.ru/konspekt-uroka-literatury-v-5-klasse-fgos
|
7 |
Раздел 7. Литература народов Российской Федерации
Стихотворения (одно по выбору). Например, Р. Г. Гамзатов. «Песня соловья»; М. Карим. «Эту песню мать мне пела» (1ч.) Развитие речи (1ч.) |
2 |
0 |
0 |
Активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства. |
https://skysmart.ru/ https://resh.edu.ru
https://urok.1sept.ru/
https://infourok.ru/konspekt-uroka-literatury-v-5-klasse-fgos
|
8 |
Раздел 8. Зарубежная литература
Х. К. Андерсен. Сказки (одна по выбору). Например, «Снежная королева», «Соловей» (3ч.) Зарубежная сказочная проза (одно произведение по выбору). Например, Л. Кэрролл. «Алиса в Стране Чудес» (главы); Дж. Р. Р. Толкин. «Хоббит, или Туда и обратно» (главы) и др. (3ч.) Зарубежная проза о детях и подростках (два произведения по выбору). М. Твен. «Приключения Тома Сойфера» (главы); Дж. Лондон. «Сказание о Кише»; Р. Брэдбери. Рассказы. «Каникулы», «Звук бегущих ног», «Зелёное утро» и др.(3ч.)
Зарубежная приключенческая проза (два произведения по выбору). Например, Р. Л. Стивенсон. «Остров сокровищ», «Чёрная стрела» (главы по выбору) и др. (2ч.)
Зарубежная проза о животных (одно-два произведения по выбору). Например, Э. Сетон-Томпсон. «Королевская аналостанка»; Дж. Даррелл. «Говорящий свёрток»; Дж. Лондон. «Белый Клык»; Дж. Р. Киплинг. «Маугли», «Рикки- Тикки-Тави» (3ч.) Внеклассное чтение (1ч.) |
15 |
0 |
2 |
Готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей; готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, в том числе с опорой на примеры из литературы; активное участие в школьном самоуправлении; готовность к участию в гуманитарной деятельности (волонтерство; помощь людям, нуждающимся в ней). |
https://skysmart.ru/ https://resh.edu.ru
https://urok.1sept.ru/
https://infourok.ru/konspekt-uroka-literatury-v-5-klasse-fgos
|
9 |
Раздел 9. Итоговый контроль Итоговые контрольные работы |
2 |
2 |
0 |
Способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели. |
|
|
Резервное время |
2 |
|
|
|
|
|
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ |
102 |
8 |
12 |
|
|
№ п/п |
Тема урока |
Количество часов |
Дата изучения |
Виды, формы контроля |
||
всего |
контрольные работы |
практические работы |
||||
1. |
Вводный инструктаж по ТБ. Художественная литература как предмет эстетического цикла. |
1 |
0 |
0 |
5.09 |
Устный опрос; |
2. |
Понятие о мифе. Мифы Древней Греции." 12 подвигов Геракла". |
1 |
0 |
0 |
7.09 |
Самооценка с использованием «Оценочного листа»; |
3. |
Мифы древних славян Мифы народов мира. Историческое просвещение. |
1 |
0 |
0 |
8.09 |
Самооценка с использованием «Оценочного листа»; |
4. |
Представления древних славян о явлениях природы. Миф о солнце |
1 |
0 |
0 |
12.09 |
Устный опрос; |
5. |
Устное народное творчество. Понятие о фольклоре. Малые жанры фольклора. |
1 |
0 |
0 |
14.09 |
Устный опрос; Самооценка с использованием «Оценочного листа»; |
6. |
Народная мудрость в пословицах, поговорках. Загадки. Особенности построения загадок. |
1 |
0 |
0.5 |
15.09 |
Устный опрос; Практическая работа; |
7. |
Р.р. Сочинение-рассказ по пословице. |
1 |
0 |
1 |
19.09 |
Практическая работа; |
8. |
Сказка как вид народной прозы. Виды сказок. |
1 |
0 |
0 |
21.09 |
Устный опрос; Самооценка с использованием «Оценочного листа»; |
9. |
Художественный мир сказки «Царевна- лягушка». Герои в оценке народа. Сказочные формулы. |
1 |
0 |
0.25 |
22.09 |
Устный опрос; Практическая работа; |
10. |
Народная мораль и поэтика волшебной сказки. Тема мирного труда и защиты родной земли в волшебной сказке "Иван - крестьянский сын и чудо-юдо". |
1 |
0 |
0.25 |
26.09 |
Устный опрос; Практическая работа; |
11. |
Сказки о животных. «Журавль и цапля». Народное представление о справедливости. |
1 |
0 |
0 |
28.09 |
Самооценка с использованием «Оценочного листа»; |
12. |
Бытовые сказки. «Солдатская шинель». Народные представления о добре и зле в бытовых сказках. |
1 |
0.25 |
0 |
29.09 |
Тестирование; |
13. |
В.ч. "По сказочным тропинкам" |
1 |
1 |
0 |
3.10 |
Викторина; |
14. |
Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII века). Басенный мир И.А.Крылова |
1 |
0 |
0 |
5.10 |
Самооценка с использованием «Оценочного листа»; |
15. |
И.А. Крылов. Слово о баснописце. Понятие об аллегории и морали.И.А. Крылов. «Ворона и Лисица», «Свинья под Дубом». |
1 |
0 |
0.25 |
6.10 |
Устный опрос; Практическая работа; |
16. |
Аллегорическое отражение исторических событий в баснях. «Волк на псарне» как басня о войне 1812 года. Историческое просвещение.
|
1 |
0 |
0.25 |
10.10 |
Устный опрос; Практическая работа; |
17. |
Обличение человеческих пороков в басне "Листы и корни". |
1 |
0.25 |
0 |
12.10 |
Устный опрос; |
18. |
РР Мастер-класс по созданию собственной басни. |
1 |
0 |
1 |
13.10 |
Практическая работа; |
19. |
А.С. Пушкин. Поэтизация образа няни, мотивы одиночества и грусти в стихотворениях А.С. Пушкина "Няне", "Зимний вечер" |
1 |
0 |
0.25 |
17.10 |
Устный опрос; Практическая работа; |
20. |
Стихотворение А.С.Пушкина «Зимнее утро» как образец пейзажной лирики. |
1 |
0 |
0.25 |
19.10 |
Устный опрос; Практическая работа; |
21. |
А.С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Истоки рождения сюжета сказки. |
1 |
0 |
0.25 |
20.10 |
Устный опрос; Практическая работа; |
22. |
А.С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Противостояние добрых и злых сил. Система образов сказки. |
1 |
0 |
0.25 |
24.10 |
Практическая работа; |
23. |
Путешествие по произведениям А.С.Пушкина. |
1 |
1 |
0 |
26.10 |
Зачет; |
24. |
М.Ю. Лермонтов. Слово о поэте. «Бородино». .Мастерство поэта в создании батальных сцен. Историческое просвещение. |
1 |
0 |
0.5 |
27.10 |
Устный опрос; Практическая работа; |
25. |
Изобразительно- выразительные средства языка стихотворения «Бородино». Особенности поэтических интонаций стихотворения. |
1 |
0 |
0.5 |
7.11 |
Устный опрос; Практическая работа; |
26. |
"Н.В.Гоголь «Ночь перед Рождеством»: ночь чудес и справедливости" |
1 |
0 |
0 |
9.11 |
Устный опрос; Самооценка с использованием «Оценочного листа»; |
27. |
Фантастика и реальность в повести Н.В.Гоголя «Ночь перед Рождеством» |
1 |
0 |
0.25 |
10.11 |
Тестирование; |
28. |
В.ч. Н.В.Гоголь. «Заколдованное место». Поэтизация народной жизни в повести.
|
1 |
0 |
0.25 |
14.11 |
Устный опрос; Письменный контроль; |
29. |
И.С. Тургенев. Слово о писателе. «Муму». Реальная основа рассказа. Историческое просвещение. |
1 |
0.25 |
0 |
16.11 |
Устный опрос; Тестирование; |
30. |
И.С.Тургенев "Муму": история отношений Герасима и Татьяны. Герасим и его окружение |
1 |
0 |
0.25 |
17.11 |
Устный опрос; Практическая работа; |
31. |
И.С. Тургенев «Муму». Барыня и ее слуги: московская жизнь. |
1 |
0 |
0 |
21.11 |
Устный опрос; |
32. |
И.С. Тургенев «Муму». Герасим и Муму. Выбор ценностей, выбор пути. |
1 |
0 |
0 |
23.11 |
Самооценка с использованием «Оценочного листа»; |
33. |
Нравственное превосходство Герасима. Осуждение крепостничества. Историческое просвещение. |
1 |
0 |
0 |
24.11 |
Устный опрос; |
34. |
Р.р. Сочинение "Что воспевает И.С.Тургенев в образе Герасима?" |
1 |
0 |
1 |
28.11 |
Практическая работа; |
35. |
Н.А.Некрасов: жизнь и творчество. Мир детства в стихотворениях Н.А.Некрасова "Крестьянские дети", "Школьник." |
1 |
0 |
0.25 |
30.11 |
Практическая работа; |
36. |
Н.А.Некрасов «Мороз, Красный нос» (фрагмент): поэтический образ русской женщины. |
1 |
0 |
0.25 |
1.12 |
Практическая работа; |
37. |
Н.А.Некрасов "Мороз, Красный нос" (фрагмент): тяжёлая доля крестьянской женщины в России второй половины XIX века. Историческое просвещение. |
1 |
0 |
0 |
5.12 |
Устный опрос; |
38. |
Л.Н. Толстой. Слово о писателе. Рассказ-быль «Кавказский пленник» как протест против национальной вражды. Историческое просвещение. |
1 |
0 |
0.25 |
7.12 |
Устный опрос; Тестирование; |
39. |
Жилин и Костылин — два разных характера, две разные судьбы. |
1 |
0 |
0.25 |
8.12 |
Устный опрос; Практическая работа; |
40. |
Жилин и татары. Жилин и Дина. Дружба разных народов как естественный закон человеческой жизни . |
1 |
0 |
0 |
12.12 |
Устный опрос; |
41. |
Л.Н.Толстой "Кавказский пленник": сюжет, композиция, идея произведения. |
1 |
0 |
0 |
14.12 |
Самооценка с использованием «Оценочного листа»; |
42. |
Викторина по рассказу "Кавказский пленник". |
1 |
1 |
0 |
15.12 |
Зачет; |
43. |
Нравственные уроки басен и рассказов Толстого для детей ( "Внучка", "Лгун", "Как мужик убрал камень", "Два товарища". |
1 |
0 |
0 |
19.12 |
Устный опрос; |
44.
|
Ф.И.Тютчев - певец родной природы. |
1 |
0 |
0 |
21.12 |
Устный опрос; |
45. |
Пейзажная лирика А.К.Толстого и А.А.Фета. |
1 |
0 |
0 |
22.12 |
Самооценка с использованием «Оценочного листа»; |
46. |
Богатство и разнообразие чувств и настроений в пейзажной лирике И.А.Бунина, А.А.Блока, С.А.Есенина . |
1 |
0 |
0 |
26.12 |
Устный опрос; |
47. |
Человек и природа в стихотворениях Н.М.Рубцова и Ю.П.Кузнецова . |
1 |
0 |
0.25 |
28.12 |
Тестирование; |
48. |
Р.р.Анализ стихотворения по плану. |
1 |
0 |
0.5 |
29.12 |
Практическая работа; |
49. |
А.П.Чехов: жизнь и творчество. Комическое в рассказе А.П.Чехова «Лошадиная фамилия» |
1 |
0 |
0 |
9.01 |
Устный опрос; Самооценка с использованием «Оценочного листа»; |
50. |
Юмористический и сатирический талант А.П. Чехова в рассказе « Хирургия».
|
1 |
0 |
0.75 |
11.01 |
Проект; |
51. |
М.М.Зощенко: жизнь и творчество. Смешное и грустное в рассказе М.М.Зощенко "Галоша". |
1 |
0 |
0 |
12.01 |
Устный опрос; |
52. |
Смешное и грустное в рассказе М.М.Зощенко "Встреча".. |
1 |
0 |
0 |
16.01 |
Устный опрос; |
53. |
К.Г.Паустовский: жизнь и творчество. Рассказ «Заячьи лапы». Ответственность человека перед природой. |
1 |
0 |
0 |
18.01 |
Устный опрос; Тестирование; |
54. |
К.Г. Паустовский. «Тёплый хлеб»: герои сказки и их поступки. Нравственные проблемы произведения. |
1 |
0 |
0 |
19.01 |
Устный опрос; |
55. |
М.М.Пришвин: жизнь и творчество. Сказка-быль М.М.Пришвина "Кладовая солнца". |
1 |
0 |
0 |
23.01 |
Письменный контроль; |
56. |
Образ природы в сказке- были М.М.Пришвина "Кладовая солнца". |
1 |
0 |
0.5 |
25.01 |
Практическая работа; |
57. |
Тема дружбы и согласия в сказке-были М.М.Пришвина «Кладовая солнца». |
1 |
0 |
0 |
26.01 |
Устный опрос; |
58. |
Нравственная суть взаимоотношений Митраши и Насти. |
1 |
0 |
0 |
30.01 |
Устный опрос; |
59. |
А.П. Платонов. Слово о писателе. «Никита». Быль и фантастика. |
1 |
0 |
0 |
1.02 |
Устный опрос; |
60. |
Душевный мир главного героя рассказа А.П. Платонова «Никита». Оптимистическое восприятие окружающего мира.« |
1 |
0 |
0 |
2.02 |
Самооценка с использованием «Оценочного листа»; |
61. |
Р.р. Работа над сочинениме "Каким должно быть отношение людей к животным?" |
1 |
0 |
0.5 |
6.02 |
Практическая работа; |
62. |
В.П.Астафьев: жизнь и творчество. Человек и природа в рассказе В.П.Астафьева "Васюткино озеро". |
1 |
0.25 |
0.25 |
8.02 |
Письменный контроль; |
63. |
«Васюткино озеро». Черты характера героя и его поведение в лесу." |
1 |
0 |
0 |
9.02 |
Самооценка с использованием «Оценочного листа»; |
64. |
"Открытие" Васюткой нового озера. Понятие об автобиографическом произведении. |
1 |
0 |
0 |
13.02 |
Устный опрос; |
65. |
Р.р.Составление памятки "Уроки выживания от Васютки"). |
1 |
0 |
0.5 |
15.02 |
Практическая работа; |
66. |
Ю.Я. Яковлев: жизнь и творчество. "Это не должно повториться!" (по рассказу Ю.Я.Яковлева "Девочки с Васильевского острова") |
1 |
0 |
0 |
16.02 |
Устный опрос; |
67. |
В.П.Катаев: жизнь и творчество. Ребёнок на войне (по повести В.П.Катаева "Сын полка"). |
1 |
0 |
0 |
20.02 |
Устный опрос; |
68. |
Образ Вани Солнцева в повести В.Катаева "Сын полка". |
1 |
0 |
0 |
22.02 |
Практическая работа; |
69. |
У войны не детское лицо (по повести В.П.Катаева "Сын полка").Историческое просвещение.. |
1 |
0 |
0.25 |
23.02 |
Практическая работа; |
70. |
В.ч. Нравственные уроки в повести Л. А. Кассиля. «Дорогие мои мальчишки» |
1 |
0 |
0 |
27.02 |
Устный опрос; |
71. |
В.П. Астафьев «Конь с розовой гривой». Картины жизни и быта сибирской деревни в послевоенные годы. Историческое просвещение.
|
1 |
0 |
0.25 |
1.03 |
Практическая работа; |
72. |
В.Г.Короленко. Слово о писателе. «В дурном обществе». Сюжет. Герои. |
1 |
0 |
0 |
2.03 |
Письменный контроль; |
73. |
Изображение города и его обитателей в повести В.Г. Короленко «В дурном обществе». |
1 |
0 |
0 |
6.03 |
Самооценка с использованием «Оценочного листа»; |
74. |
«В дурном обществе». Вася и его отец. Развитие их отношений. |
1 |
0 |
0 |
8.03 |
Устный опрос; |
75. |
Жизнь семьи Тыбурция. Общение Васи с Валеком и Марусей. |
1 |
0 |
0.25 |
9.03 |
Практическая работа; |
76. |
Саша Черный. Слово о писателе. Образы детей в рассказе «Кавказский пленник». Юмор в его рассказах. |
1 |
0 |
0 |
13.03 |
Устный опрос; |
77. |
Р.р.Сочинение "Детство — это огромный край, откуда приходит каждый" |
1 |
0 |
1 |
15.03 |
Практическая работа; |
78. |
К.Булычёв: жизнь и творчество. Реальность и фантастика в повести К.Булычёва "Девочка, с которой ничего не случится" |
1 |
0 |
0 |
16.03 |
Устный опрос; |
79. |
Тема любви к миру и приключениям в фантастической повести К.Булычёва "Девочка, с которой ничего не случится" |
1 |
0 |
0.25 |
20.03 |
Практическая работа; |
80. |
В.ч. Е.С.Велтистов «Приключения Электроника». |
1 |
0 |
0 |
22.03 |
Устный опрос; |
81. |
Р.Г.Гамзатов: жизнь и творчество. Любовь к Родине в стихотворении Р.Гамзатова "Песнь соловья. |
1 |
0 |
0 |
23.03 |
Самооценка с использованием «Оценочного листа»; |
82. |
Р.р. Тайны поэтического слова.Рифма, размер стихотворения. |
1 |
0 |
0.5 |
3.04 |
Практическая работа; |
83. |
Г. Х. Андерсен. Слово о писателе. «Снежная Королева». Образы главных героев. Кай и Герда. |
1 |
0 |
0 |
5.04 |
Устный опрос; |
84. |
Г. Х. Андерсен «Снежная Королева». Испытания героев. |
1 |
0 |
0 |
6.04 |
Практическая работа; |
85. |
Г. Х. Андерсен «Снежная Королева». Добро и зло в сказке. |
1 |
0 |
0.25 |
10.04 |
Практическая работа; |
86. |
Л.Кэрролл: жизнь и творчество. Бессмыслица как средство создания чудесных ситуаций в сказочной повести Л.Кэрролла "Алиса в стране чудес". |
1 |
0 |
0 |
12.04 |
Устный опрос; |
87. |
Л. Кэрролл «Алиса в Стране Чудес». Странные герои сказки. |
1 |
0 |
0.25 |
13.04 |
Практическая работа; |
88. |
Логика абсурда или бессмыслица со смыслом по повести Л.Кэрролла "Алиса в стране чудес". |
1 |
0 |
0 |
17.04 |
Устный опрос; |
89. |
М. Твен. Неповторимый мир детства в романе М.Твена "Приключения Тома Сойера" |
1 |
0 |
0 |
19.04 |
Устный опрос; |
90. |
Тема воспитания ребёнка в обществе в романе М.Твена "Приключения Тома Сойера". |
1 |
0 |
0.25 |
20.04 |
Практическая работа; |
91. |
Джек Лондон: жизнь и творчество. Дж. Лондон "Сказание о Кише" |
1 |
0 |
0 |
24.04 |
Самооценка с использованием «Оценочного листа»; |
92. |
Р.Стивенсон«Остров сокровищ».Знакомство с первыми главами романа «Остров сокровищ». |
1 |
0 |
0 |
26.04 |
Устный опрос; |
93. |
Р.Стивенсон«Остров сокровищ».Экстремальные ситуации в жизни героев Стивенсона. |
1 |
0 |
0 |
27.04 |
Устный опрос; |
94. |
Дж.Даррелл: жизнь и творчество. Мифландия и мифические животные в повести Джеральда Даррелла "Говорящий сверток". |
1 |
0 |
0 |
1.05 |
Самооценка с использованием «Оценочного листа»; |
95. |
Идейное содержание книги Джеральда Даррелла «Говорящий сверток». |
1 |
0 |
0 |
3.05 |
Устный опрос; |
96. |
В.ч. Э.Сетон-Томпсон: жизнь и творчество. "Мы дети одной матери"( по рассказам Э.Сетона- Томпсона " Лоюо", "Снап"). |
1 |
0 |
0.25 |
4.05 |
Практическая работа; |
97. |
Путешествие по страницам прочитанных произведений (урок-игра) |
1 |
1 |
0 |
8.05 |
Зачет; |
98. |
Итоговый тест-зачёт по изученным произведениям. |
1 |
1 |
0 |
10.05 |
Контрольная работа; |
99. |
Подведение итогов. Список литературы для чтения. |
1 |
0 |
0 |
11.05 |
Самооценка с использованием «Оценочного листа»; |
100. |
Резервный урок..В.М.Гаршин: жизнь и творчество. Героическое и обыденное в сказке В.М.Гаршина "Attalea Princeps" |
1 |
0 |
0 |
15.05 |
Самооценка с использованием «Оценочного листа»; |
101. |
Резервный урок.О.Уайльд: жизнь и творчество. Любовь и самопожертвование в сказке О.Уайльда "Соловей и роза". |
1 |
0 |
0 |
17.05 |
Самооценка с использованием «Оценочного листа»; |
102. |
Резервный урок.. Д.Дефо: жизнь и творчество. Необычайные приключения героя романа Д.Дефо "Робинзон Крузо". |
1 |
0 |
0 |
18.05 |
Самооценка с использованием «Оценочного листа»; |
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ |
102 |
8 |
12 |
Литература (в 2 частях), 5 класс /Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И., АО «Издательство
«Просвещение»; Введите свой вариант:
1. Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Литература. 5 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2ч. М.: Просвещение, 2019.
2. Еремина О.А, Уроки литературы в 5 классе: Книга для учителя. М.: Просвещение, 2008.
3. Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе 5 класс. – М.: ВАКО, 2011. –416 с. – (в помощь школьному учителю).
4. Золотарева И.В., Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе. 5 класс. – 3-е изд., перераб, и доп. - М: ВАКО, 2007.
5. Коровина В.Я. и др. Читаем, думаем, спорим ...: Дидактический материал по литературе: 5 класс / В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин. – 7-е изд. – М.: Просвещение, 2011.
6. Контрольно-измерительные материалы. Литература: 5 класс / Сост. Л.В. Антонова. – М.: ВАКО, 2011. – 96 с. – (Контрольно-измерительные материалы)
Российская электронная школа www.resh.edu.ru
Библиотека видеоуроков https://interneturok.ru/lesson/russian/5-klass/vvedenie/obschiesvedeniya- orusskom-yazyke)
Видеоуроки в интернете - видео для учителя https://videouroki.net/ Электронные методические материалы https://infourok.ru https://skysmart.ru/courses/onlajn-uroki-po-russkomu-yazyku https://media.prosv.ru/
http://festival.1september.ru/articles/580712/ http://pedsovet.su/load/239-1-0-13154 https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/
УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
Таблицы, плакаты, словари, портреты, дидактический материал.
Интерактивная доска, мультимедийный проектор
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.