Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Талдинская средняя общеобразовательная школа»
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО
Методическим советом приказом № 180
Протокол №__5 от_20 июля 2019
от_5 июня 2019 Директор школы:
Председатель МС: ________/Комдошева Д.Ч./
________/Шаманаева Е.А./
Рабочая программа
по литературе
11 класс
Составила:
Шаманаева Е.А.
учитель русского языка и литературы,
IКК
2019
с.Талда
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Нормативно-правовые документы:
· Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ.;
В учебном плане школы на изучение литературы в 11 классе предусмотрено 5 часов в неделю ( 165 часов в год).
На уроках литературы ученики должны решить следующие задачи:
- сформировать представление о художественной литературе как искусстве слова и ее месте в культуре страны и народа;
-осознать своеобразие и богатство литературы как искусства;
- освоить теоретические понятия, которые способствуют более глубокому постижению конкретных художественных произведений;
- овладеть знаниями и умениями, которые помогут глубокой и доказательной оценке художественных произведений и их выбору для самостоятельного чтения;
- воспитать культуру чтения, сформировать потребность в чтении;
- использовать изучение литературы для повышения речевой культуры, совершенствования собственной устной и письменной речи.
Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:
- Осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров.
- Выразительное чтение.
- Различные виды пересказа.
- Заучивание наизусть стихотворных текстов.
- Определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду и жанру.
- Анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта.
- Выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения.
- Участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения оппонента.
- Подготовка рефератов, докладов; написание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений.
2. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
В результате изучения литературы на базовом уровне ученик должен
Знать \ понимать:
Уметь:
3. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Введение
Русская литература в контексте мировой художественной культуры XX столетия. Литература и глобальные исторические потрясения в судьбе России в XX веке.
Три основных направления, в русле которых протекало развитие русской литературы: русская советская литература;
литература, официально не признанная властью; литература Русского зарубежья. Различное и общее: что противопоставляло и что объединяло разные потоки русской литературы. Основные темы и проблемы. Проблема нравственного выбора человека и проблема ответственности. Тема исторической памяти, национального самосознания. Поиск нравственного и эстетического идеалов.
Литература начала XX века
Развитие художественных и идейно-нравственных традиций русской классической литературы. Своеобразие реализма в русской литературе начала XX века. Человек и эпоха — основная проблема искусства. Направления философской мысли начала столетия, сложность отражения этих направлений в различных видах искусства. Реализм и модернизм, разнообразие литературных стилей, школ, групп.
Писатели-реалисты начала XX века
Иван Алексеевич Бунин. Жизнь и творчество. (Обзор.)
Стихотворения: «Крещенская ночь», «Собака», «Одиночество» (возможен выбор трех других стихотворений).
Тонкий лиризм пейзажной поэзии Бунина, изысканность словесного рисунка, колорита, сложная гамма настроений. Философичность и лаконизм поэтической мысли. Традиции русской классической поэзии в лирике Бунина.
Рассказы: «Господин из Сан-Франциско», «Чистый понедельник». Своеобразие лирического повествования в прозе И. А. Бунина. Мотив увядания и запустения дворянских гнезд. Предчувствие гибели традиционного крестьянского уклада. Обращение писателя к широчайшим социально-философским обобщениям в рассказе «Господин из Сан-Франциско». Психологизм бунинской прозы и особенности «внешней изобразительности». Тема любви в рассказах писателя. Поэтичность женских образов. Мотив памяти и тема России в бунинской прозе. Своеобразие художественной манеры И. А. Бунина.
Теория литературы. Психологизм пейзажа в художественной литературе. Рассказ (углубление представлений).
Александр Иванович Куприн. Жизнь и творчество. (Обзор.)
Повести «Поединок», «Олеся», рассказ «Гранатовый браслет» (одно из произведений по выбору). Поэтическое изображение природы в повести «Олеся», богатство духовного мира героини. Мечты Олеси и реальная жизнь деревни и ее обитателей. Толстовские традиции в прозе Куприна. Проблема самопознания личности в повести «Поединок». Смысл названия повести. Гуманистическая позиция автора. Трагизм любовной темы в повестях «Олеся», «Поединок». Любовь как высшая ценность мира в рассказе «Гранатовый браслет». Трагическая история любви Желткова и пробуждение души Веры Шейной. Поэтика рассказа. Символическое звучание детали в прозе Куприна. Роль сюжета в повестях и рассказах писателя. Традиции русской психологической прозы в творчестве А. И. Куприна.
Теория литературы. Сюжет и фабула эпического произведения (углубление представлений).
Максим Горький. Жизнь и творчество. (Обзор.)
Рассказ «Старуха Изергиль». Романтический пафос и суровая правда рассказов М. Горького. Народно-поэтические истоки романтической прозы писателя. Проблема героя в рассказах Горького. Смысл противопоставления Данко и Ларры. Особенности композиции рассказа «Старуха Изергиль».
«На дне». Социально-философская драма. Смысл названия произведения. Атмосфера духовного разобщения людей. Проблема мнимого и реального преодоления унизительного положения, иллюзий и активной мысли, сна и пробуждения души. «Три правды» в пьесе и их трагическое столкновение: правда факта (Бубнов), правда утешительной лжи (Лука), правда веры в человека (Сатин). Новаторство Горького-драматурга. Сценическая судьба пьесы.
Теория литературы. Социально-философская драма как жанр драматургии (начальные представления).
Серебряный век русской поэзии Символизм
«Старшие символисты»: Н. Минский, Д. Мережковский, 3. Гиппиус, В. Брюсов, К. Бальмонт, Ф. Сологуб.
«Младосимволисты»: А. Белый, А. Блок, Вяч. Иванов.
Влияние западноевропейской философии и поэзии на творчество русских символистов. Истоки русского символизма.
Валерий Яковлевич Брюсов. Слово о поэте.
Стихотворения: «Творчество», «Юному поэту», «Каменщик», «Грядущие гунны». Возможен выбор других стихотворений. Брюсов как основоположник символизма в русской поэзии. Сквозные темы поэзии Брюсова — урбанизм, история, смена культур, мотивы научной поэзии. Рационализм, отточенность образов и стиля.
Константин Дмитриевич Бальмонт. Слово о поэте. Стихотворения (три стихотворения по выбору учителя и учащихся). Шумный успех ранних книг К. Бальмонта: «Бу дем как солнце», «Только любовь», «Семицветник».
Поэзия как выразительница «говора стихий». Цветопись и звукопись поэзии Бальмонта. Интерес к древнеславян-скому фольклору («Злые чары», «Жар-птица»). Тема России в эмигрантской лирике Бальмонта.
Андрей Белый (Б. Н. Бугаев). Слово о поэте. Стихотворения (три стихотворения по выбору учителя иучащихся). Влияние философии Вл. Соловьева на мировоззрение А. Белого. Ликующее мироощущение (сборник «Золото в лазури»). Резкая смена ощущения мира художником (сборник «Пепел»).Философские раздумья поэта (сборник «Урна»).
Акмеизм
Статья Н. Гумилева «Наследие символизма и акмеизм» как декларация акмеизма. Западноевропейские и отечественные истоки акмеизма. Обзор раннего творчества Н. Гумилева, С. Городецкого, А. Ахматовой, О. Мандельштама, М. Кузмина и др.
Николай Степанович Гумилев. Слово о поэте.
Стихотворения: «Жираф», «Озеро Чад», «Старый Конквистадор», цикл «Капитаны», «Волшебная скрипка», «Заблудившийся трамвай» (или другие стихотворения по выбору учителя и учащихся). Романтический герой лирики Гумилева. Яркость, праздничность восприятия мира. Активность, действенность позиции героя, неприятие серости, обыденности существования. Трагическая судьба поэта после революции. Влияние поэтических образов и ритмов Гумилева на русскую поэзию XX века.
Футуризм
Манифесты футуризма. Отрицание литературных традиций, абсолютизация самоценного, «самовитого» слова. Урбанизм поэзии будетлян. Группы футуристов: эгофутуристы (Игорь Северянин и др.), кубофутуристы (В. Маяковский, Д. Бурлюк, В. Хлебников, Вас. Каменский), «Центрифуга» (Б. Пастернак, Н. Асеев и др.). Западноевропейский и русский футуризм. Преодоление футуризма крупнейшими его представителями.
Игорь Северянин (И. В. Лотарев).
Стихотворения из сборников: «Громокипящий кубок», «Ананасы в шампанском», «Романтические розы»,«Медальоны» (три стихотворения по выбору учителя и учащихся). Поиски новых поэтических форм. Фантазия автора как сущность поэтического творчества. Поэтические неологизмы Северянина. Грезы и ирония поэта.
Теория литературы. Символизм. Акмеизм. Футуризм (начальные представления).
Изобразительно-выразительные средства художественной литературы: тропы, синтаксические фигуры, звукопись (углубление и закрепление представлений).
Александр Александрович Блок. Жизнь и творчество. (Обзор.)
Стихотворения: «Незнакомка», «Россия», «Ночь, улица, фонарь, аптека...», «В ресторане», «Река раскинулась. Течет, грустит лениво...» (из цикла «На поле Куликовом»), «На железной дороге» (указанные произведения обязательны для изучения).
«Вхожу я в темные храмы...», «Фабрика», «Когда вы стоите на моем пути...». (Возможен выбор других стихотворений.)
Литературные и философские пристрастия юного поэта. Влияние Жуковского, Фета, Полонского, философии Вл. Соловьева. Темы и образы ранней поэзии: «Стихи о Прекрасной Даме». Романтический мир раннего Блока. Музыкальность поэзии Блока, ритмы и интонации. Блок и символизм. Образы «страшного мира», идеал и действительность в художественном мире поэта. Тема Родины в поэзии Блока. Исторический путь России в цикле «На поле Куликовом». Поэт и революция.
Поэма «Двенадцать». История создания поэмы и ее восприятие современниками. Многоплановость, сложность художественного мира поэмы. Символическое и конкретно-реалистическое в поэме.
Гармония несочетаемого в языковой и музыкальной стихиях произведения. Герои поэмы, сюжет, композиция.
Авторская позиция и способы ее выражения в поэме. Многозначность финала. Неутихающая полемика вокруг поэмы. Влияние Блока на русскую поэзию XX века.
Теория литературы. Лирический цикл (стихотворений). Верлибр (свободный стих). Авторская позиция и способы ее выражения в произведении (развитие представлений).
Новокрестьянская поэзия (Обзор)
Николай Алексеевич Клюев. Жизнь и творчество.
(Обзор.)
Стихотворения: «Рожество избы», «Вы обещали нам сады...», «Я посвященный от народа...». (Возможен выбор трех других стихотворений.) Духовные и поэтические истоки новокрестьянской поэзии: русский фольклор, древнерусская книжность, традиции Кольцова, Никитина, Майкова, Мея и др. Интерес к художественному богатству славянского фольклора. Клюев и Блок. Клюев и Есенин.
Полемика новокрестьянских поэтов с пролетарской поэзией. Художественные и идейно-нравственные аспекты этой полемики.
Сергей Александрович Есенин. Жизнь и творчество. (Обзор.)
Стихотворения: «Гой ты, Русь моя родная!..», «Не бродить, не мять в кустах багряных...», «Мы теперь уходим понемногу...», «Письмо матери», «Спит ковыль. Равнина дорогая...», «Шаганэ ты моя, Ша-ганэ!..», «Не жалею, не зову, не плачу...», «Русь советская», «Сорокоуст» (указанные произведения обязательны для изучения).
«Я покинул родимый дом...», «Собаке Качалова», «Клен ты мой опавший, клен заледенелый...». (Возможен выбор трех других стихотворений.)
Всепроникающий лиризм — специфика поэзии Есенина. Россия, Русь как главная тема всего его творчества. Идея «узловой завязи» природы и человека. Народно-поэтические истоки есенинской поэзии. Песенная основа его поэтики. Традиции Пушкина и Кольцова, влияние Блока и Клюева. Любовная тема в лирике Есенина. Исповедальность стихотворных посланий родным и любимым -людям.
Есенин и имажинизм. Богатство поэтического языка. Цветопись в поэзии Есенина. Сквозные образы есенинской лирики. Трагическое восприятие революционной ломки традиционного уклада русской деревни. Пушкинские мотивы в развитии темы быстротечности человеческого бытия. Поэтика есенинского цикла(«Персидские мотивы»).
Теория литературы. Фольклоризм литературы (углубление понятия). Имажинизм. Лирический стихотворный цикл (углубление понятия). Биографическая основа литературного произведения (углубление понятия).
Литература 20-х годов XX века
Обзор с монографическим изучением одного-двух произведений (по выбору учителя и учащихся).
Общая характеристика литературного процесса. Литературные объединения («Пролеткульт», «Кузница», ЛЕФ, «Перевал», конструктивисты, ОБЭРИУ, «Серапионовы братья» и др.).
Тема России и революции: трагическое осмысление темы в творчестве поэтов старшего поколения (А. Блок, 3. Гиппиус, А. Белый, В. Ходасевич, И. Бунин, Д. Мережковский, А. Ахматова, М. Цветаева, О. Мандельштам и др.).
Поиски поэтического языка новой эпохи, эксперименты со словом (В. Хлебников, поэты-обэриуты).
Тема революции и Гражданской войны в творчестве писателей нового поколения («Конармия» И. Бабеля, «Россия, кровью умытая» А. Веселого, «Разгром» А. Фадеева).
Трагизм восприятия революционных событий прозаиками старшего поколения («Плачи» А. Ремизова как
жанр лирической орнаментальной прозы; «Солнце мертвых» И. Шмелева). Поиски нового героя эпохи («Голый год» Б. Пильняка, «Ветер» Б. Лавренева, «Чапаев» Д. Фурманова).
Русская эмигрантская сатира, ее направленность (А. Аверченко. «Дюжина ножей в спину революции»;Тэффи. «Ностальгия»).
Теория литературы. Орнаментальная проза (начальные представления).
Владимир Владимирович Маяковский. Жизнь и творчество. (Обзор.)
Стихотворения: «А вы могли бы?», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно», «Лиличка!», «Юбилейное»,
«Прозаседавшиеся» (указанные произведения являются обязательными для изучения).
«Разговор с фининспектором о поэзии», «Сергею Есенину», «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви», «Письмо Татьяне Яковлевой». (Возможен выбор трех-пяти других стихотворений.)
Начало творческого пути: дух бунтарства и эпатажа. Поэзия и живопись. Маяковский и футуризм. Поэт и революция. Пафос революционного переустройства мира. Космическая масштабность образов. Поэтическое новаторство Маяковского (ритм, рифма, неологизмы, гиперболичность, пластика образов, дерзкая метафоричность, необычность строфики, графики стиха). Своеобразие любовной лирики поэта. Тема поэта и поэзии в творчестве Маяковского. Сатирическая лирика и драматургия поэта. Широта жанрового диапазона творчества поэта-новатора.
Традиции Маяковского в российской поэзии XX столетия.
Теория литературы. Футуризм (развитие представлений). Тоническое стихосложение (углубление понятия). Развитие представлений о рифме: рифма составная (каламбурная), рифма ассонансная.
Литература 30-х годов XX века (Обзор)
Сложность творческих поисков и писательских судеб в 30-е годы. Судьба человека и его призвание в поэзии 30-х годов. Понимание миссии поэта и значения поэзии в творчестве А. Ахматовой, М. Цветаевой, Б. Пастернака, О. Мандельштама и др.
Новая волна поэтов: лирические стихотворения Б. Корнилова, П. Васильева, М. Исаковского, А. Прокофьева, Я. Смелякова, Б. Ручьева, М. Светлова и др.; поэмы А. Твардовского, И. Сельвинского.
Тема русской истории в литературе 30-х годов: А. Толстой. «Петр Первый», Ю. Тынянов. «СмертьВазир-Мухтара», поэмы Дм. Кедрина, К. Симонова, Л. Мартынова.
Утверждение пафоса и драматизма революционных испытаний в творчестве М. Шолохова, Н. Островского, В. Луговского и др.
Михаил Афанасьевич Булгаков. Жизнь и творчество. (Обзор.)
Романы «Белая гвардия», «Мастер и Маргарита».
(Изучается один из романов — по выбору.) История создания романа «Белая гвардия». Своеобразие жанра и композиции. Многомерность исторического пространства в романе. Система образов.
Проблема выбора нравственной и гражданской позиции в эпоху смуты. Образ Дома, семейного очага в бурном водовороте исторических событий, социальных потрясений. Эпическая широта изображенной панорамы и лиризм размышлений повествователя. Символическое звучание образа Города. Смысл финала романа.
История создания и публикации романа «Мастер и Маргарита». Своеобразие жанра и композиции романа. Роль эпиграфа. Многоплановость, разноуровневость повествования: от символического (библейского или мифологического) до сатирического (бытового). Сочетание реальности и фантастики. «Мастер и Маргарита» — апология творчества и идеальной любви в атмосфере отчаяния и мрака.
Традиции европейской и отечественной литературы в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» (И.-В. Гете, Э. Т. А. Гофман, Н. В. Гоголь).
Теория литературы. Разнообразие типов романа в русской прозе XX века. Традиции и новаторство в литературе.
Андрей Платонович Платонов. Жизнь и творчество. (Обзор.)
Рассказ «Усомнившийся Макар». Высокий пафос и острая сатира платоновской прозы. Тип платоновского героя — мечтателя и правдоискателя. Возвеличивание страдания, аскетичного бытия, благородства детей. Утопические идеи «общей жизни» как основа сюжета повести. Философская многозначность названия. Необычность языка и стиля Платонова. Связь его творчества с традициями русской сатиры (М. Е. Салтыков-Щедрин).
Теория литературы. Индивидуальный стиль писателя (углубление понятия). Авторские неологизмы (развитие представлений).
Анна Андреевна Ахматова. Жизнь и творчество. (Обзор.)
Стихотворения: «Песня последней встречи...», «Сжала руки под темной вуалью...», «Мне ни к чемуодические рати...», «Мне голос был. Он звал утешно...», «Родная земля» (указанные произведения обязательны для изучения).
«Я научилась просто, мудро жить...», «Приморский сонет». (Возможен выбор двух других стихотворений.) Искренность интонаций и глубокий психологизм ахматовской лирики. Любовь как возвышенное и прекрасное, всепоглощающее чувство в поэзии Ахматовой. Процесс художественного творчества как тема ахматовской поэзии. Разговорность интонации и музыкальность стиха. Слиянность темы России и собственной судьбы в исповедальной лирике Ахматовой. Русская поэзия и судьба поэта как тема творчества. Гражданский пафос лирики Ахматовой в годы Великой Отечественной войны.
Поэма «Реквием». Трагедия народа и поэта. Смысл названия поэмы. Библейские мотивы и образы в поэме. Широта эпического обобщения и благородство скорбного стиха. Трагическое звучание «Реквиема». Тема суда времени и исторической памяти. Особенности жанра и композиции поэмы.
Теория литературы. Лирическое и эпическое в поэме как жанре литературы (закрепление понятия). Сюжетность лирики (развитие представлений).
Осип Эмильевич Мандельштам. Жизнь и творчество. (Обзор.)
Стихотворения: «Notre Dame», «Бессонница. Гомер. Тугие паруса...», «За гремучую доблесть грядущих веков...», «Я вернулся в мой город, знакомый до слез...» (указанные произведения обязательны для изучения). «Silentium», «Мы живем, под собою не чуя страны...». (Возможен выбор трех-четырех других стихотворений.)
Культурологические истоки творчества поэта. Слово, словообраз в поэтике Мандельштама. Музыкальная природа эстетического переживания в стихотворениях поэта. Описательно-живописная манера и философичность поэзии Мандельштама. Импрессионистическая символика цвета. Ритмико-интонационное многообразие. Поэт и «век-волкодав». Поэзия Мандельштама в конце XX — начале XXI века.
Теория литературы. Импрессионизм (развитие представлений). Стих, строфа, рифма, способы рифмовки (закрепление понятий).
Марина Ивановна Цветаева. Жизнь и творчество. (Обзор.)
Стихотворения: «Моим стихам, написанным так рано...», «Стихи к Блоку» («Имя твое — птица в руке...»), «Кто создан из камня, кто создан из глины...», «Тоска по родине! Давно...» (указанные произведения обязательны для изучения).
«Попытка ревности», «Стихи о Москве», «Стихи к Пушкину». (Возможен выбор двух-трех других стихотворений.)
Уникальность поэтического голоса Цветаевой. Искренность лирического монолога-исповеди.
Тема творчества, миссии поэта, значения поэзии в творчестве Цветаевой. Тема Родины. Фольклорные истоки поэтики. Трагичность поэтического мира Цветаевой, определяемая трагичностью
эпохи (революция, Гражданская война, вынужденная эмиграция, тоска по Родине). Этический максимализм поэта и прием резкого контраста в противостоянии поэта, творца и черни, мира обывателей, «читателей газет». Образы Пушкина, Блока, Ахматовой, Маяковского, Есенина в цветаевском творчестве. Традиции Цветаевой в русской поэзии XX века.
Теория литературы. Стихотворный лирический цикл (углубление понятия), фольклоризм литературы (углубление понятия), лирический герой (углубление понятия).
Михаил Александрович Шолохов. Жизнь. Творчество. Личность. (Обзор.) «Тихий Дон» — роман-эпопея о всенародной трагедии.
История создания шолоховского эпоса. Широта эпического повествования. Герои эпопеи. Система образов романа. Тема семейная в романе.Семья Мелеховых. Жизненный уклад, быт, система нравственных ценностей казачества. Образ главного героя. Трагедия целого народа и судьба одного человека. Проблема гуманизма в эпопее. Женские судьбы в романе. Функция пейзажа в произведении. Шолохов как мастер психологического портрета. Утверждение высоких нравственных ценностей в романе. Традиции Л. Н. Толстого в прозе М. А. Шолохова. Художественное своеобразие шолоховского романа. Художественное время и художественное пространство в романе. Шолоховские традиции в русской литературе XX века. Теория литературы. Роман-эпопея (закрепление понятия). Художественное время и художественное пространство (углубление понятий). Традиции и новаторство в художественном творчестве (развитие представлений).
Литература периода Великой Отечественной войны. (Обзор)
Литература «предгрозья»: два противоположных взгляда на неизбежно приближающуюся войну. Поэзия как самый оперативный жанр (поэтический призыв, лозунг, переживание потерь и разлук, надежда и вера). Лирика А. Ахматовой, Б. Пастернака, H. Тихонова, М. Исаковского, А. Суркова, А. Прокофьева, К. Симонова, О. Берггольц, Дм. Кедрина и др.; песни А. Фатьянова; поэмы «Зоя» М. Алигер,«Февральский дневник» О. Берггольц, «Пулковский меридиан» В. Инбер, «Сын» П. Антокольского.Органическое сочетание высоких патриотических чувств с глубоко личными, интимными переживаниями лирического героя. Активизация внимания к героическому прошлому народа в лирической и эпической поэзии, обобщенно-символическое звучание признаний в любви к родным местам, близким людям.
Человек на войне, правда о нем. Жестокие реалии и романтика в описании войны. Очерки, рассказы, повести А. Толстого, М. Шолохова, К. Паустовского, А. Платонова, В. Гроссмана и др.
Глубочайшие нравственные конфликты, особое напряжение в противоборстве характеров, чувств, убеждений в трагической ситуации войны: драматургия К. Симонова, Л. Леонова. Пьеса-сказка Е. Шварца«Дракон».
Значение литературы периода Великой Отечественной войны для прозы, поэзии, драматургии второй половины XX века.
Литература 50—90-х годов (Обзор)
Новое осмысление военной темы в творчестве Ю. Бондарева, В. Богомолова, Г. Бакланова, В. Некрасова, К. Воробьева, В. Быкова, Б. Васильева и др.
Новые темы, идеи, образы в поэзии периода «оттепели» (Б. Ахмадулина, Р. Рождественский, А. Вознесенский, Е. Евтушенко и др.). Особенности языка, стихосложения молодых поэтов-шестидесятников. Поэзия, развивающаяся в русле традиций русской классики: В. Соколов, В. Федоров, Н. Рубцов, А. Прасолов, Н. Глазков, С. Наровчатов, Д. Самойлов, Л. Мартынов, Е. Винокуров, С. Старшинов, Ю. Друнина, Б. Слуцкий, С. Орлов и др.
«Городская» проза: Д. Гранин, В. Дудинцев, Ю. Трифонов, В. Макании и др. Нравственная проблематика и художественные особенности их произведений.
«Деревенская» проза. Изображение жизни крестьянства; глубина и цельность духовного мира человека, кровно связанного с землей, в повестях С. Залыгина, В. Белова, В. Астафьева, Б. Можаева, Ф. Абрамова, В. Шукшина, В. Крупина и др.
Драматургия. Нравственная проблематика пьес А. Володина («Пять вечеров»), А. Арбузова («Иркутская история», «Жестокие игры»), В. Розова («В добрый час!», «Гнездо глухаря»), А. Вампилова («Прошлымлетом в Чулимске», «Старший сын») и др.
Литература Русского зарубежья. Возвращенные в отечественную литературу имена и произведения (В. Набоков, В. Ходасевич, Г. Иванов, Г. Адамович, Б. Зайцев, М. Алданов, М. Осоргин, И. Елагин).
Многообразие оценок литературного процесса в критике и публицистике.
Авторская песня. Ее место в развитии литературного процесса и музыкальной культуры страны (содержательность, искренность, внимание к личности; методическое богатство, современная ритмика и инструментовка). Песенное творчество А. Галича, Ю. Визбора, В. Высоцкого, Б. Окуджавы, Ю. Кима и др.
Александр Трифонович Твардовский. Жизнь и творчество. Личность. (Обзор.) Стихотворения: «Всясуть в одном-единственном завете...», «Памяти матери», «Я знаю, никакой моей вины...»(указанные произведения обязательны для изучения).
«В тот день, когда закончилась война...», «Дробится рваный цоколь монумента...», «Памяти Гагарина». (Возможен выбор двух-трех других стихотворений.)
Лирика крупнейшего русского эпического поэта XX века. Размышления о настоящем и будущем Родины. Чувство сопричастности к судьбе страны, утверждение высоких нравственных ценностей. Желание понять истоки побед и трагедий советского народа. Искренность исповедальной интонации поэта. Некрасовская традиция в поэзии А. Твардовского.
Теория литературы. Традиции и новаторство в поэзии (закрепление понятия). Гражданственность поэзии (развитие представлений). Элегия как жанр лирической поэзии (закрепление понятия).
Борис Леонидович Пастернак. Жизнь и творчество. (Обзор.)
Стихотворения: «Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Определение поэзии», «Во всем мне хочется дойти...», «Гамлет», «Зимняя ночь» (указанные произведения обязательны для изучения).
«Марбург», «Быть знаменитым некрасиво...». (Возможен выбор двух других стихотворений.) Тема поэта и поэзии в творчестве Пастернака. Любовная лирика поэта. Философская глубина раздумий. Стремление постичь мир, «дойти до самой Роман «Доктор Живаго» (обзорное изучение с анализом фрагментов). История создания и публикации романа. Жанровое своеобразие и композиция романа, соединение в нем прозы и поэзии, эпического и лирического начал. Образы-символы и сквозные мотивы в романе. Образ главного героя — Юрия Живаго. Женские образы в романе. Цикл «Стихотворения Юрия Живаго» и его органическая связь с проблематикой и поэтикой романа. Традиции русской классической литературы в творчестве Пастернака.
Александр Исаевич Солженицын. Жизнь. Творчество. Личность. (Обзор.)
Повесть «Один день Ивана Денисовича» (только для школ с русским (родным) языком обучения). Своеобразие раскрытия «лагерной» темы в повести. Образ Ивана Денисовича Шухова. Нравственная прочность и устойчивость в трясине лагерной жизни. Проблема русского национального характера в контексте трагической эпохи.
Теория литературы. Прототип литературного героя (закрепление понятия). Житие как литературный повествовательный жанр (закрепление понятия).
Варлам Тихонович Шаламов. Жизнь и творчество. (Обзор.)
Рассказы «На представку», «Сентенция». (Возможен выбор двух других рассказов.) Автобиографический характер прозы В. Т. Шаламова. Жизненная достоверность, почти документальность «Колымских рассказов» и глубина проблем, поднимаемых писателем. Исследование человеческой природы «в крайне важном, не описанном еще состоянии, когда человек приближается к состоянию, близкому к состоянию зачеловечности». Характер повествования. Образ повествователя. Новаторство Шаламова-прозаика.
Теория литературы. Новелла (закрепление понятия). Психологизм художественной литературы (развитие представлений). Традиции и новаторство в художественной литературе (развитие представлений).
Николай Михайлович Рубцов. «Видения на холме», «Русский огонек», «Звезда полей», «В горнице» (или другие стихотворения по выбору учителя и учащихся).
Основные темы и мотивы лирики Рубцова — Родина-Русь, ее природа и история, судьба народа, духовный мир человека, его нравственные ценности: красота и любовь, жизнь и смерть, радости и страдания. Драматизм мироощущения поэта, обусловленный событиями его личной судьбы и судьбы народа. Традиции Тютчева, Фета, Есенина в поэзии Рубцова.
Валентин Григорьевич Распутин. «Последний срок», «Прощание с Матерой», «Живи и помни».(Одно произведение по выбору.) Тема «отцов и детей» в повести «Последний срок». Народ, его история, его земля в повести «Прощание с Матерой».
Нравственное величие русской женщины, ее самоотверженность. Связь основных тем повести «Живи и помни» с традициями русской классики.
Иосиф Александрович Бродский. Стихотворения: «Осенний крик ястреба», «На смерть Жукова», «Сонет» («Как жаль, что тем, чем стало для меня...»).
(Возможен выбор трех других стихотворений.)
Широта проблемно-тематического диапазона поэзии Бродского. «Естественность и органичность сочетания в ней культурно-исторических, философских, литературно-поэтических и автобиографических пластов, реалий, ассоциаций, сливающихся в единый, живой поток непринужденной речи, откристаллизовавшейся в виртуозно организованную стихотворную форму» (В. А. Зайцев). Традиции русской классической поэзии в творчестве И. Бродского.
Теория литературы. Сонет как стихотворная форма (развитие понятия).
Булат Шалвович Окуджава. Слово о поэте. Стихотворения: «До свидания, мальчики», «Ты течешь, как река. Странное название...», «Когда мне невмочь пересилить беду...». (Возможен выбор других стихотворений.)
Память о войне в лирике поэта-фронтовика. Поэзия «оттепели» и песенное творчество Окуджавы. Арбат как особая поэтическая вселенная. Развитие романтических традиций в поэзии Окуджавы. Интонации, мотивы, образы Окуджавы в творчестве современных поэтов-бардов.
Теория литературы. Литературная песня. Романс. Бардовская песня (развитие представлений).
Александр Валентинович Вампилов. Пьеса «Утиная охота». (Возможен выбор другого драматического произведения.)
Проблематика, основной конфликт и система образов в пьесе. Своеобразие ее композиции. Образ Зилова как художественное открытие драматурга. Психологическая раздвоенность в характере героя. Смысл финала пьесы.
Из литературы народов России
Р. Гамзатов. (Обзор.) Соотношение национального и общечеловеческого в лирике поэта.
Понятие о поэтическом мире Р. Гамзатова; изобразительно-выразительные средства его поэзии; воспитывать чувство уважения к культуре других народов
Теория литературы. Национальное и общечеловеческое в художественной литературе (развитие представлений).
Литература конца XX — начала XXI века
Общий обзор произведений последнего десятилетия.
Проза: В. Белов, А. Битов, В. Маканин, А. Ким, Е. Носов, В. Крупин, С. Каледин, В. Пелевин, Т. Толстая, Л. Петрушевская, В. Токарева, Ю. Поляков и др.
Поэзия: Б. Ахмадулина, А. Вознесенский, Е. Евтушенко, Ю. Друнина, Л. Васильева, Ю. Мориц, Н. Тряпкин, А. Кушнер, О. Чухонцев, Б. Чичибабин, Ю. Кузнецов, И. Шкляревский, О. Фокина, Д. Пригов, Т. Кибиров, И. Жданов, О. Седакова и др.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ урока
|
Тема урока |
Количество часов |
|
1 |
Вводные уроки (3 часа) На рубеже веков. |
1 |
|
2 |
Литература начала 20 века |
1 |
|
3 |
Поэтические индивидуальности «серебряного века». |
1 |
|
4 |
Леонид Николаевич Андреев (2 часа) Леонид Андреев – «художник редкого таланта». Жизнь и творчество писателя. Ранняя проза. |
1 |
|
5
|
Анализ рассказа Л.Андреева «Бездна». |
|
|
6
|
Иван Алексеевич Бунин (5 часов) И.А.Бунин. Очерк жизни и творчества.
|
1 |
|
7 |
«Чудная власть прошлого» в рассказе «Антоновские яблоки». Поэтический дар писателя. |
1 |
|
8 |
Острое чувство кризиса цивилизации в рассказе И.А.Бунина «Господин из Сан-Франциско». |
1 |
|
9 - 10 |
Обращение И.А.Бунина к «вечной теме» (рассказы о любви). Цикл «Тёмные аллеи». Рассказы«Солнечный удар», «Чистый понедельник» |
2 |
|
11 |
Александр Иванович Куприн (6 часов + 2 часа развития речи) А.И.Куприн. Жизнь и творчество писателя. Создание повести «Поединок». |
1 |
|
12 |
Изображение кризиса армии как кризиса русской жизни в повести А.И.Куприна «Поединок». |
1 |
|
13 |
Метафоричность названия повести А.И.Куприна «Поединок». |
1 |
|
14 - 15 |
Воплощение нравственного идеала в повести А.И.Куприна «Олеся». |
2 |
|
16 |
Талант любви в рассказе А.И.Куприна «Гранатовый браслет». |
1 |
|
17 - 18 |
Развитие речи. Сочинение по творчеству И.А.Бунина и А.И.Куприна. |
2 |
|
19 |
«Серебряный век» русской поэзии (6 часов + 2 часа развития речи) «Серебряный век» русской поэзии. Символизм. Творчество В.Брюсова. Акмеизм. Творчество О.Мандельштама. |
1 |
|
20 |
«Серебряный век» русской поэзии. Футуризм. Творчество И.Северянина. Новокрестьянская поэзия. Творчество Н.Клюева. |
1 |
|
21
|
«Прерванный на творческом взлёте путь…» Трагическая судьба Н.С.Гумилёва. |
1 |
|
22 |
«Моим стихам … настанет свой черёд». Сложная судьба Марины Цветаевой. |
1 |
|
23 - 24 |
Поэтический мир Марины Цветаевой. |
2 |
|
25 - 26 |
Развитие речи. Сочинение по творчеству поэтов «серебряного века». |
2 |
|
27 |
Максим Горький (8 часов + 2 часа развития речи) «Я в мир пришёл, чтобы не соглашаться». Жизнь и творческая судьба Максима Горького. |
1 |
|
28- 29 |
Романтические бунтари М.Горького (рассказы «Макар Чудра», «Старуха Изергиль», «Челкаш»). |
2 |
|
30 |
Особенности жанра и конфликта в пьесе М.Горького «На дне». |
1 |
|
31 |
«Во что веришь – то и есть». Роль Луки в драме «На дне». |
1 |
|
32 |
Вопрос о правде в драме М.Горького. |
1 |
|
33 - 34 |
Рассказы М.Горького о любви («О первой любви», «Отшельник», «Рассказ о безответной любви»). |
2 |
|
35 |
Развитие речи. Сочинение по творчеству М.Горького. |
1 |
|
36 |
Публицистика М.Горького («Несвоевременные мысли») и А.Блока («Интеллигенция и революция»). |
1 |
|
37 |
Александр Блок (6 часов) А.А.Блок. Личность и творчество. Романтический мир раннего Блока. |
1 |
|
38 |
Стихотворение А.Блока «Незнакомка». |
1 |
|
39 |
«Это всё – о России». Тема Родины в творчестве А.Блока. |
1 |
|
40 |
Поэма А.Блока «Соловьиный сад» (1915 г.). |
1 |
|
41 - 42
|
Создание поэмы А.Блока «Двенадцать» . Поэма А.Блока «Двенадцать» - первая попытка осмыслить события революции в художественном произведении. |
2 |
|
43 |
Сергей Есенин (7 часов) «Поющее сердце России». Жизнь, творчество, личность С.А.Есенина, национального поэта. |
1 |
|
44 - 45 |
Любовная лирика С.Есенина. |
2 |
|
46- -47 |
«Чувство Родины – основное в моём творчестве» (С.Есенин). |
2 |
|
48 |
Поэма С.Есенина «Анна Снегина». |
1 |
|
49 |
Трагизм поэмы С.А.Есенина «Чёрный человек». |
1 |
|
50 |
Владимир Маяковский (4 часов + 3 часа развития речи) Очерк жизни и творчества В.В.Маяковского. Маяковский и футуризм. Поэтическое новаторство Маяковского. |
1 |
|
51 |
« Дрянцо – хлещите рифм концом». Сатира В.В.Маяковского. |
1 |
|
52 |
«Любовь – это сердце всего». Любовная лирика В.В.Маяковского |
1 |
|
53 |
Тема поэта и поэзии в творчестве В.В.Маяковского. |
1 |
|
54 - 56 |
Развитие речи. Сочинение по творчеству А.А.Блока, С.А.Есенина, В.В.Маяковского |
3 |
|
57 - 58 |
Александр Фадеев (5 часа) Роман А.А.Фадеева «Разгром». Особенности жанра и композиции. |
2 |
|
59 - 60 |
Морозка и Мечик. Народ и интеллигенция в романе А.А.Фадеева «Разгром». |
2 |
|
61 |
Образ Левинсона и проблема гуманизма в романе А.А. Фадеева «Разгром». |
1 |
|
62 |
Евгений Замятин (3 часа) Жизнь и творчество Е.Замятина. Развитие жанра антиутопии в романе Е.Замятина «Мы». |
1 |
|
63 - 64 |
Судьба личности в тоталитарном государстве (по роману Е.Замятина «Мы»). |
2 |
|
65 |
Андрей Платонович Платонов (4 часа + 2 час контрольной работы) Судьба Андрея Платонова и его книг. Характерные черты времени в повести А.Платонова «Котлован». |
1 |
|
66 |
Пространство и время в повести А.Платонова «Котлован». |
1 |
|
67 - 68 |
Метафоричность художественного мышления А.Платонова в повести «Котлован». |
2 |
|
69 - 70 |
Контрольная работа по творчеству Е.Замятина и А.Платонова. |
2 |
|
71 |
Михаил Афанасьевич Булгаков (8 часов + 2 часа развития речи) М.А.Булгаков. Жизнь, творчество, личность. |
1 |
|
72 - 73 |
Сатира Булгакова. Анализ сатирических произведений («Собачье сердце», «Роковые яйца»). |
2 |
|
74 - 75 |
Роман «Мастер и Маргарита» - писательский подвиг М.Булгакова. Анализ начальных глав романа. |
2 |
|
76 - 77 |
Сатирическое изображение московского общества в романе М.Булгакова «Мастер и Маргарита». |
2 |
|
78 |
Развитие любовной линии сюжета в романе. Проблема творчества и судьбы художника. |
1 |
|
79 - 80 |
Развитие речи. Сочинение по творчеству М.А.Булгакова. |
2 |
|
81 |
Алексей Николаевич Толстой (4 часа) Тема русской истории в творчестве А.Н.Толстого. |
1 |
|
82 |
Обзорное изучение романа А.Н.Толстого «Пётр I». Панорама русской жизни в романе. |
1 |
|
83 - 84 |
Образ Петра в романе А.Н.Толстого «Пётр I». |
2 |
|
85 |
Анна Андреевна Ахматова (5 часа) Ранняя лирика Анны Ахматовой. |
1 |
|
86 |
А.А.Ахматова – «голос своего поколения». |
1 |
|
87 |
Тема Родины в лирике А.А.Ахматовой. |
1 |
|
88 - 89 |
Тема народного страдания и скорби в поэме Ахматовой «Реквием». |
2 |
|
90 |
Николай Алексеевич Заболоцкий (3 часа) Н.А.Заболоцкий. Основные вехи биографии. Обзор поэзии. |
1 |
|
91 - 92 |
Человек и природа в поэзии Н.А.Заболоцкого. |
2 |
|
93 |
Михаил Александрович Шолохов (13 часов + 2 часа развития речи) М.А.Шолохов. Жизнь, творчество, личность. |
1 |
|
94 - 95 |
Картины жизни донских казаков в романе М.Шолохова «Тихий Дон». |
2 |
|
96 - 97 |
«Чудовищная нелепица войны» в изображении М.Шолохова. |
2 |
|
98 - 99 |
«В мире, расколотом надвое». Гражданская война в изображении М.А.Шолохова |
2 |
|
100 - 101 |
Судьба Григория Мелехова (по роману «Тихий Дон»). |
2 |
|
102 - 103 |
Григорий и Аксинья (по роману «Тихий Дон»). |
2 |
|
104 - 105 |
Семинар по роману-эпопее «Тихий Дон». |
2 |
|
106 - 107 |
Развитие речи. Сочинение по роману М.А.Шолохова «Тихий Дон». |
2 |
|
108 |
Современная проза о Великой Отечественной войне (9 часа) Литература периода Великой Отечественной войны. Обзор. |
1 |
|
109 |
Литература периода Великой Отечественной войны. Поэзия. |
1 |
|
110 |
Правда о войне. Сталинградская битва в исторических документах, мемуарах, художественной литературе. |
1 |
|
111-116 |
Роман Юрия Бондарева «Горячий снег». |
6 |
|
117 |
Александр Трифонович Твардовский( 3 часа + 2 часа развития речи) А.Т.Твардовский. Творчество и судьба. Поэма «По праву памяти». |
1 |
|
118 |
Лирика А.Т.Твардовского разных лет. |
1 |
|
119 |
Народный характер поэмы А.Т.Твардовского «Василий Тёркин». |
1 |
|
120 - 121 |
Развитие речи. Сочинение по произведениям о Великой Отечественной войне. |
2 |
|
122 - 123 |
Борис Леонидович Пастернак (8 часов + 2 часа развития речи) Б.Л.Пастернак. Судьба. Начало творческого пути. Лирика. |
2 |
|
124 - 125 |
Человек, история и природа в романе Б.Л.Пастернака «Доктор Живаго». |
2 |
|
126 |
Христианские мотивы в романе «Доктор Живаго». |
1 |
|
127 |
Стихотворения Юрия Живаго. |
1 |
|
129 - 130 |
Тема интеллигенции и революции и её решение в романе «Доктор Живаго». |
2 |
|
131 - 132 |
Развитие речи. Сочинение по творчеству Б.Л.Пастернака. |
2 |
|
133 |
Литература «оттепели». |
2 |
|
134 |
Александр Исаевич Солженицын (5 часа+ 2 часа развития речи) А.И.Солженицын. Судьба и творчество писателя. |
1 |
|
135 - 136 |
Трагедия народа в романе А.И.Солженицына «Архипелаг ГУЛАГ» (обзор). |
2 |
|
137 |
Анализ рассказа А.И.Солженицына «Один день Ивана Денисовича» |
1 |
|
138 |
Анализ рассказа А.И.Солженицына «Матрёнин двор». |
1 |
|
139 - 140 |
Развитие речи. Сочинение по творчеству А.И.Солженицына. |
2 |
|
141 |
«Деревенская проза»: истоки, проблемы, герои. Герои Василия Шукшина. |
1 |
|
142 |
«Городская проза». Нравственная проблематика и художественные особенности повести Ю.Трифонова «Обмен». |
1 |
|
143 |
Новые темы, проблемы, образы поэзии периода «оттепели». |
1 |
|
144 |
«Тихая лирика» и поэзия Николая Рубцова. |
1 |
|
145 |
Развитие русской драматургии на современном этапе (60-90 годы). |
1 |
|
146 |
Бардовская поэзия: Б.Окуджава, В.Высоцкий. |
1 |
|
147 |
В.Г.Распутин. Жизнь и творчество. |
1 |
|
148 |
Трагедия человека, отторгнувшего себя от общества, в повести В.Распутина «Живи и помни». |
1 |
|
149 |
Нравственное величие русской женщины в повести В.Распутина «Живи и помни». |
1 |
|
150 |
Литература русского зарубежья. |
1 |
|
151 |
Обзор творчества В.В.Набокова. |
1 |
|
152 - 153 |
Литература последних десятилетий. Творчество Ф.Абрамова, Ч.Айтматова и В.Астафьева. |
2 |
|
154 - 155 |
Развитие речи. Сочинение по самостоятельно прочитанным произведениям писателей и поэтов последних десятилетий (60-90 годы). |
2 |
|
156 - 157 |
Литература на современном этапе. |
2 |
|
158 |
Семинар по теме «Литература на современном этапе». |
1 |
|
159 |
Татьяна Толстая. Обзор творчества. |
1 |
|
160 |
Виктор Пелевин. Краткий обзор творчества |
1 |
|
161- 162 |
Поэзия Иосифа Бродского. |
2 |
|
163 - 164 |
Новейшая русская поэзия. |
2 |
|
165 |
Контрольное тестирование за курс 11 класса |
1 |
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.