МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЛЯНТОРСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №3»
«Рассмотрено» Руководитель МО ___________/_____________ Протокол № ____ от «____» ________ 20___ г.
|
«Согласовано» Зам. директора по УВР
___________/____________ |
«Утверждаю» Директор школы __________А.Н. Луценко
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
литературное чтение
2019 – 2020учебный год
Учитель Сидлачик О.С.
Класс 2б
Всего часов в год 119
Всего часов в неделю I полугодие – 47
II полугодие – 72
г. Лянтор, 2019
ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ
Автор: Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г.
2 класс
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, основной образовательной программы начального общего образования, основной образовательной программы МБОУ «Лянторская СОШ №3», авторской программы Л.Ф. Климановой, М.В.Бойкиной. -М.: «Просвещение», 2011 .
Для реализации программного содержания используется учебно-методический комплект по программе «Школа России» (руководитель проекта А. А. Плешаков), используется УМК издательства «Просвещение», включающий следующие учебно-методические пособия:
1. Школа России. Сборник рабочих программ 1-4 классы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. Научный руководитель учебно-методического комплекса А. А.Плешаков. - М.: Просвещение, 2011.
2.Климанова Л.Ф., В.Г.Горецкий «Литературное чтение». Учебник 2 класс общеобразовательных учреждений. - М.: «Просвещение», 2017 .
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
2 класс
Личностными результатами изучения предмета «Литературное чтение» являются следующие умения:
§ оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;
§ эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
§ понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
§ высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.
Средством достижения этих результатов служат тексты литературных произведений, вопросы и задания к ним, тексты авторов учебника (диалоги постоянно действующих героев), обеспечивающие эмоционально-оценочное отношение к прочитанному.
Метапредметными результатами изучения курса «Литературное чтение» является формирование универсальных учебных действий .
Регулятивные УУД:
§ определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
§ проговаривать последовательность действий на уроке;
§ учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;
§ учиться работать по предложенному учителем плану.
Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения.
Познавательные УУД:
§ ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); в словаре;
§ находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
§ делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
§ преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат, обеспечивающие 1-ю линию развития – формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией).
Коммуникативные УУД:
§ оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
§ слушать и понимать речь других;
§ выразительно читать и пересказывать текст;
§ договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
§ учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя).
Средством формирования коммуникативных УУД служит технология продуктивного чтения и организация работы в парах и малых группах.
Предметными результатами изучения курса «Литературное чтение» является сформированность следующих умений:
Виды речевой и читательской деятельности
Учащиеся научатся:
· понимать цели изучения темы, представленной на шмуцтитулах, пользоваться (под руководством учителя) в читательской практике приёмами чтения (комментированное чтение, чтение диалога, выборочное чтение);
· читать целыми словами со скоростью чтения, позволяющей понимать художественный текст; при чтении отражать настроение автора;
· ориентироваться в учебной книге, её элементах; находить сходные элементы в книге художественной;
просматривать и выбирать книги для самостоятельного чтения и поиска нужной информации (справочная литература) по совету взрослых; фиксировать свои читательские успехи в «Рабочей тетради»;
· осознавать нравственное содержание пословиц, поговорок, мудрых изречений русского народа, соотносить их нравственный смысл с изучаемыми произведениями;
· распределять загадки по тематическим группам, составлять собственные загадки на основе предложенного в учебнике алгоритма;
· соотносить заголовок текста с содержанием, осознавать взаимосвязь содержания текста с его заголовком (почему так называется); определять характер литературных героев, приводить примеры их поступков.
Учащиеся получат возможность научиться:
· читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая своё отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста;
· понимать смысл традиций и праздников русского народа, сохранять традиции семьи и школы, осуществлять подготовку к праздникам; составлять высказывания о самых ярких и впечатляющих событиях, происходящих в дни семейных праздников, делиться впечатлениями о праздниках с друзьями;
· употреблять пословицы и поговорки в диалогах и высказываниях на заданную тему;
· наблюдать, как поэт воспевает родную природу, какие чувства при этом испытывает;
· рассуждать о категориях «добро» и «зло», «красиво» и «некрасиво», употреблять данные понятия и их смысловые оттенки в своих оценочных высказываниях; предлагать свои
· варианты разрешения конфликтных ситуаций и нравственных дилемм;
пользоваться элементарными приёмами анализа текста с помощью учителя;
· осуществлять переход от событийного восприятия произведения к пониманию главной мысли; соотносить главную мысль произведения с пословицей или поговоркой; понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить этому доказательства в тексте;
· задавать вопросы по прочитанному произведению, находить на них ответы в тексте; находить эпизод из прочитанного произведения для ответа на вопрос или подтверждения собственного мнения;
· делить текст на части; озаглавливать части, подробно пересказывать, опираясь на составленный под руководством учителя план;
· осознанно выбирать виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое) в зависимости от цели чтения;
· находить книги для самостоятельного чтения в библиотеках (школьной, домашней, городской, виртуальной и др.);
· при выборе книг и поиске информации опираться на аппарат книги, её элементы; делиться своими впечатлениями о прочитанных книгах, участвовать в диалогах и дискус сиях;
· пользоваться тематическим каталогом в школьной библиотеке;
· составлять краткую аннотацию (автор, название, тема книги, рекомендации к чтению) на художественное произведение по образцу.
Творческая деятельность
Учащиеся научатся;
· пересказывать текст подробно на основе коллективно составленного плана или опорных слов с помощью учи теля;
· составлять собственные высказывания на основе произведений, высказывая собственное отношение к прочитанному.
Учащиеся получат возможность научиться:
· сочинять свои произведения малых жанров устного народного творчества в соответствии с жанровыми особенностями и индивидуальной задумкой;
· творчески пересказывать содержание произведения от автора, от лица героя.
Литературоведческая пропедевтика
Учащиеся научатся:
· различать потешки, небылицы, песенки, считалки, народные сказки, осознавать их культурную ценность для русского народа;
· находить различия между научно-познавательным и художественным текстом; приводить факты из текста, указывающие
· на его принадлежность к научно-познавательному или художественному; составлять таблицу различий;
· lиспользовать знания о рифме, особенностях жанров (стихотворения, сказки, загадки, небылицы, песенки, потешки),
· особенностях юмористического произведения в своей литературно-творческой деятельности.
Учащиеся получат возможность научиться:
· понимать особенности стихотворения: расположение строк, рифму, ритм;
· определять героев басни, характеризовать их, понимать мораль и разъяснять её своими словами;
· находить в произведении средства художественной выразительности;
· понимать, позицию какого героя произведения поддержи
Содержание учебного предмета
2 класс
Введение. Самое великое чудо на свете
Старинные и современные книги. Герои любимых книг. Выразительное чтение. Пересказ содержания научно-познавательных текстов.
Устное народное творчество
Устное народное творчество. Пословицы и поговорки. Сочинение по пословице. Русские народные песни. Выразительное чтение русских песен. Потешки, прибаутки, считалки, небылицы, загадки- малые жанры народного творчества. Слово как средство создания образа. Сравнение малых жанров. Сказки. Русские народные сказки. «Петушок и бобовое зернышко», «У страха глаза велики», «Лиса и тетерев», «Лиса и журавль», «Каша из топора», «Гуси-лебеди»,соотнесение смысла пословицы со сказочным текстом. Герои сказок. Характеристика героев сказки на основе представленных качеств характера. Рассказывание сказки по плану.
Люблю природу русскую. Осень
Осенние загадки. Лирические стихотворения Ф.Тютчева, К.Бальмонта, А.Плещеева, А.Фета, А.Толстого, С.Есенина. Интонация стихотворения. Осенние картины природы. Сравнение. Сравнение художественного и научно-популярного текста. Сравнение лирического поэтического и прозаического текстов. Выразительное чтение стихотворений.
Русские писатели
А.С.Пушкин- великий русский писатель. Вступление к поэме «Руслан и Людмила». Лирические стихотворения. Средства художественной выразительности. Эпитет. Сравнение. Олицетворение. «Сказка о рыбаке и рыбке». Характеристика героев произведения. И.А.Крылов.басни. Сравнение басни и сказки. Структура басни. Герой басенного текста. Соотнесение смысла басни с пословицей. Л.Н.Толстой. Басни Л.Н.Толстого нравственный смысл басен. Рассказы Л.Н.Толстого. Герои произведений. Характеристика героев произведений. Подробный пересказ.
О братьях наших меньших
Веселые стихи о животных А.Шибаева, Б.Заходера, И.Пивоваровой, В.Берестова. настроение стихотворения. Характер героев стихотворения. Рифма. Научно-популярный текст Н.Сладкова.рассказы о животных М.Пришвина, Е.Чарушина, Б.Житкова, В.Бианки. Характеристика героев рассказа. Подробный пересказ на основе плана, вопросов, рисунков.
Из детских журналов
Произведения из детских журналов. Игра в стихи. Д.Хармс, Ю.Владимиров, А.Веденский. заголовок. Подбор заголовка в соответствии с содержанием, главной мыслью. Ритм стихотворного текста. Выразительное чтение на основе ритма.
Люблю природу русскую. Зима
Зимние загадки. Лирические стихотворения И.Бунина, К.Бальмонта, Я.Акима, Ф.Тютчева, С.Есенина, С.Дрожжина, авторское отношение к зиме. Русская народная сказка. «Два Мороза». Главная мысль произведения. Соотнесение пословицы с главной мыслью произведения. Характеристика героев произведения. Новогодняя быль. С.Михалков, чтение по ролям. Веселые стихи о зиме А.Барто, А.Прокофьева.
Писатели детям
К.Чуковский. Сказки. «Путаница», «Радость», «Федорино горе». Настроение, рифма стихотворения. Чтение по ролям. С.Я.Маршак. «Кот и лодыри». С.В.Михалков. «Мой секрет», «Сила воли». Эпическое стихотворение. Выразительное чтение стихотворения. А.Л.Барто. Стихи. Настроение стихотворения. Выразительное чтение стихотворения. Н.Н.Носов.юмористические рассказы для детей. Герои рассказа. Составление плана текста. Подробный пересказ на основе самостоятельно составленного плана.
Я и мои друзья
Стихи о дружбе и друзьях В.Берестова, Э.Мошковской, В.Лунина. Соотнесение пословицы с главной мыслью произведения. Нравственно- этические представления. Рассказы Н.Булгакова, Ю.Ермолаева, В.Осеевой. Соотнесение пословицы с главной мыслью произведения. Составление плана рассказа.
Люблю природу русскую. Весна
Весенние загадки. Сочинение весенних загадок. Лирические стихотворения Ф.Тютчева, А.Плещеева, А.Блока, И.Бунина, С.Маршака, Е.Благининой. Настроение стихотворения. Прием контраста в создании картин зимы и весны.
И в шутку и всерьез
Веселые стихи Б.Заходера, Э.Успенского, В.Берестова, И.Токмаковой. анализ заголовка. Герой стихотворения. Чтение стихотворения на основе ритма. Веселые рассказы для детей Э.Успенского, Г.Остера, В.Драгунского. Герои рассказов. Особое отношение к героям юмористического рассказа. Восстановление последовательности текста на основе вопросов. Составление плана. Пересказ текста на основе вопросов.
Литература зарубежных стран
Американские, английские, французские, немецкие народные песенки. Сравнение русских и зарубежных песенок. Ш.Перро «кот в сапогах», «Красная Шапочка». Сравнение героев зарубежных и русских сказок. Г.Х.Андерсен «Принцесса на горошине». Э.Хогарт «Мафин и паук. Составление лана сказки для подробного пересказа». Соотнесение пословицы с главной мыслью произведения.
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся
2 класс
№ п/п |
Тематическое планирование |
Кол-во часов |
Характеристика деятельности учащихся |
Вводный урок по курсу литературное чтение (1 ч) |
|||
1 |
Знакомство с учебником по литературному чтению. Система условных обозначений. Содержание учебника. Словарь. |
1 |
Ориентироваться в учебнике. Рассматривать иллюстрации, соотносить их содержание с содержанием текста в учебнике. Находить нужную главу и нужное произведение с содержанием текста. Понимать условные обозначения, использовать их при выполнении заданий. Предполагать на основе названия содержание главы. Пользоваться словарем в конце учебника. |
Самое великое чудо на свете (4 ч) |
|||
2-5 |
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Выставка книг по теме. Книги ,прочитанные летом. Герои любимых книг. Проект: «О чем может рассказать школьная библиотека». Старинные и современные книги. Сравнение книг. Высказывания о книгах К.Ушинского, М.Горького, Л.Толстого. Напутствие читателю Р.Сефа. Пересказ содержания научно-познавательных текстов. |
4 |
Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу с произведением на уроке. Представлять выставку книг, прочитанных летом. Представлять любимую книгу и любимых героев. Ориентироваться в пространстве школьной библиотеки. Рассматривать иллюстрации, соотносить их содержание с содержанием текста в учебнике. Пользоваться словарем в конце учебника. Находить нужную информацию в библиотеке , в различных источниках информации. Готовить выступление на заданную тему. Размышлять о прочитанном. Обсуждать в паре и группе высказываний великих людей о книге и о чтении. Сравнивать высказывания великих людей о книге и чтении; находить общее и отличия. Готовить выступление на заданную тему. Размышлять о прочитанном. Подготовить сообщение о старинных книгах для одноклассников. |
Устное народное творчество (15 ч) |
|||
5-19 |
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Планирование работы учащихся. Малые и большие жанры устного народного творчества, пословицы и поговорки. Русские народные песни. Рифма. Потешки и прибаутки, их отличия. Считалки и небылицы ритм-основа считалки. Загадки. Распределение загадок по тематическим группам. Русские народные сказки. «Петушок и бобовое зернышко». «У страха глаза велики». «Лиса и тетерев». «Лиса и журавль». «Каша из топора». «Гуси-лебеди». Соотнесение смысла пословицы со сказочным текстом. Характеристика героев сказки. Рассказывание сказки по плану. |
15 |
Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу с соответствии с условными обозначениями видов деятельности. Читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя. Читать с выражением, опираясь на ритм произведения. Строить речевые высказывания; проводить сравнение; обобщать, т.е. выделять общее на основе существенных признаков. Исправлять допущенные ошибки при повторном чтении. Объяснять смысл пословиц. Соотносить пословицы с содержанием книг и жизненным опытом. Придумывать рассказ по пословице, соотносить содержание рассказа с пословицей. Распределять поговорки и пословицы по тематическим группам. Придумывать рассказ по пословице, соотносить содержание рассказа с пословицей. Находить слова, которые помогают представить героя произведений устного народного творчества. Сочинять колыбельные песни, опираясь на опыт создания народного творчества. Научить видеть образ деревьев в русских песнях. Находить различия в потешках, прибаутках, сходных по теме. Придумывать свои собственные потешки и прибаутки. Сравнивать считалки и небылицы. Анализировать загадки. Соотносить загадки и отгадки. Придумывать свои собственные загадки. Распределять загадки по тематическим группам. Осуществлять поиск загадок в разных источниках. Характеризовать героев сказки, соотносить качества с героями сказок. Соотносить пословицу и сказочный текст, определять последовательность событий, составлять план. Рассказывать сказку (по иллюстрациям, по плану, от лица другого героя сказки). Соотносить рисунок и содержание сказки, делать подписи под рисунками. Задавать вопросы; учитывать разные мнения и интересы Видеть скрытый смысл, заключенный в сказках. Сочинять свои произведения, опираясь на опыт создания народного творчества. Контролировать свои действия и действия одноклассников |
Люблю природу русскую. Осень (8ч) |
|||
20-27 |
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Картины осенней природы. Осенние загадки. Образ осени в загадках. Соотнесение загадки и отгадки. Лирические стихотворения Ф.Тютчева, К.Бальмонта, А.Плещеева, А.Фета, А.Толстого, С.Есенина. Интонация стихотворения. Сравнение художественного и научно-популярного текста. Сравнение лирического поэтического и прозаического текстов. Оценка достижений. |
8 |
Прогнозировать содержание раздела. Представлять картины осенней природы. Находить образ осени в загадках. Соотносить загадки и отгадки. Читать стихотворения, передавая с помощью интонации настроение поэта, сравнивать стихи разных поэтов на одну тему, выбирать понравившееся, объяснять свой выбор. Наблюдать за рифмой и ритмом стихотворного текста. Находить средства художественной выразительности, подбирать свои придуманные слова, создавать с помощью слова собственные картины. Видеть красоту поэзии, находить и объяснять словосочетания, эпитеты, метафоры. Задавать вопросы; строить понятные высказывания. Читать стихотворение, передавая с помощью интонации настроение поэта. Сравнивать стихи разных поэтов на одну тему, выбирать понравившиеся, объяснять свой выбор. Различать стихотворный и прозаический текст. Объяснять интересные выражения в лирическом тексте. Придумывать собственные сравнения. Контролировать себя в процессе чтения, оценивать свои достижения и достижения товарищей. |
Русские писатели (14 ч) |
|||
28-41 |
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. А.С.Пушкин - великий русский писатель. Вступление к поэме «Руслан и Людмила». Сказочные чудеса. Эпитет. Сравнение. Олицетворение. «Сказка о рыбаке и рыбке». Характеристика героев произведения. Нравственный смысл басен И.А.Крылова.сравнение басни и сказки. Л.Н.Толстой. Нравственный смысл басни. Рассказы Л.Н.Толстого. Характеристика героев произведения. Подробный пересказ. Оценка достижений. |
14 |
Прогнозировать содержание раздела. Воспринимать на слух произведение. Характеризовать героев. Читать произведения вслух с постепенным переходом на чтение про себя, называть волшебные события и предметы. Наблюдать за жизнью слов в художественных текстах. Определять в них красочные яркие определения (эпитеты). Придумывать свои собственные эпитеты, создавать на их основе собственные небольшие тексты-описания, тексты-повествования. Находить авторские сравнения и подбирать свои сравнения. Определять действия, которые помогают представить неживые предметы как живые. Объяснять интересные словесные выражения в лирическом тексте. Представлять картины природы. Называть волшебные события и предметы в сказках. Сравнивать авторские и народные произведения. Характеризовать героев сказки с опорой на текст. Составлять устно текст-описание героя и текст-рассуждение (при сравнении героев) по сказке. Характеризовать героев сказки на основе анализа их поступков, авторского отношения к ним, собственные впечатления о герое. Отличать басню от стихотворения и рассказа. Знать особенности басенного текста. Характеризовать героев басни с опорой на текст. Видеть и понимать смысл басен; распознавать хорошее и плохое. Пересказывать текст подробно, выборочно. Характеризовать героев рассказа на основе анализа их поступков, авторского отношения к ним, собственные впечатления о герое. Читать произведения вслух с постепенным переходом на чтение про себя. Планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок. Выбирать книги по авторам и по темам. Составлять устно текст-описание героя и текст-рассуждение (при сравнении героев) по изученным произведениям. Соотносить пословицы и смысл прозаических текстов. Участвовать в проекте, распределять роли, находить нужную информацию, представлять эту информацию в группе. |
О братьях наших меньших (12ч) |
|||
42-53 |
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.Веселые стихи о животных А.Шибаева, Б.Заходера, И.Пивоваровой, В.Берестова. Заголовок стихотворения. Приемы сказочного текста в стихотворении. Характер героев. Рифма. Научно-популярный текст Н.Сладкого. Рассказы о животных М.Пришвина, Е.Чарушина, Ю.Жидкова, В.Бианки. Нравственный смысл поступков героев. Подробный пересказ на основе плана, вопросов, рисунков. Оценка достижений. |
12 |
Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу с произведением, выбирать виды деятельности. Читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя. Воспринимать на слух прочитанное. Сравнивать художественный и научно – познавательный тексты. Сравнивать сказки и рассказы о животных. Определять последовательность событий. Составлять план. Пересказывать подробно по плану произведение. Определять героев произведения, характеризовать их. Выражать свое собственное отношение к героям, давать нравственную оценку поступкам. Видеть необычное в природе; узнать, насколько удивительны животные. Выбирать книги по темам и по авторам. Пользоваться тематической картотекой для ориентировки в доступном кругу чтения. Оцениватьсвои опыт. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике. |
Из детских журналов (9 ч) |
|||
54-62 |
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Произведения из детских журналов. Игра в стихи. Д.Хармс, Ю.Владимиров, А.Введенский. Подбор заголовков в соответствии с содержанием, главной мыслью. Ритм стихотворного текста. Проект: «Мой любимый детский журнал». Оценка достижений. |
9 |
Прогнозировать содержание раздела. Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. Отличать журнал от книги. Ориентироваться в журнале. Выразительно читать, использовать интонацию, соответствующую смыслу текста. Читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя. Придумывать сои вопросы к содержанию, сравнивать их с необычными вопросами из детских журналов. Подбирать заголовок в соответствии с содержанием, главной мыслью. Выявлять черты героев, характеризующие их храбрость, исполнительность, чувство долга и ответственности. Находить нужную информацию по заданной теме. Участвовать в работе пары и группы. Планировать возможные варианты исправления допущенных ошибок. Оценивать свои достижения и достижения товарищей. |
Люблю природу русскую. Зима (9 ч) |
|||
63-71 |
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Зимние загадки. Соотнесение загадки с отгадкой. Лирические стихотворения И.Бунина, КБальмонта, Я.Акима, Ф.Тютчева, С.Есенина, С.Дрожжина. Авторское отношение к зиме. Русская народная сказка «Два мороза». Главная мысль произведения. Характеристика героев. С.Михалков «Новогодняя быль». Чтение по ролям. Веселые стихи о зиме А. Барто, А.Прокофьева. Оценка достижений. |
9 |
Прогнозировать содержание раздела. Рассматривать сборники стихов, определять их содержание по названию сборника. Соотносить загадки и отгадки. Читать выразительно, отражая настроение стихотворения. Воспринимать на слух художественный текст. Рисовать словесные картины зимней природы с опорой на текст, стихотворения. Подбирать музыкальное сопровождение к текстам; придумывать свою музыку. Наблюдать за жизнью слов в художественном тексте. Понимать особенности были и сказочного текста. Чувствовать ритм и мелодику стихотворения, читать стихотворение наизусть. Сравнивать и характеризовать героев на основе их поступков, использовать слова антонимы для их характеристики Планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок. |
Писатели детям (17 ч) |
|||
72-88 |
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержание раздела. К. Ч. Чуковский. Сказки. «Путаница». «Радость». «Федорино горе». Настроение стихотворения. Рифма. Прием звукописи как средство создания образа. Авторское отношение к изображаемому. Чтение по ролям.С. Я. Маршак. Герои произведении С. Маршака. «Кот и лодыри». Соотнесение смысла пословицы с содержанием стихотворения.С. В. Михалков. «Мой секрет». «Сила воли». Эпическое стихотворение. Заголовок. Содержание произведения. Деление текста на части. Герои стихотворения. Характеристика героя произведения с опорой на его поступки. А. Л. Бар го. Стихи. Заголовок стихотворения. Настроение стихотворения. Звукопись как средство создания образа. Выразительное чтение стихотворения. Н. Н. Носов. Юмористические рассказы для детей. Герои юмористического рассказа. Авторское отношение к ним. Составление плана текста. Подробный пересказ на основе самостоятельно составленного плана. Подробный пересказ на основе картинного плана. Оценка достижений |
17 |
Прогнозировать содержание раздел. Воспринимать на слух художественный текст. Определять смысл произведения. Соотносить смысл пословицы с содержанием произведения. Объяснять лексическое значение некоторых слов на основе словаря учебника и толкового словаря. Определять особенности юмористического произведения; характеризовать героя, используя слова-антонимы. Находить слова, которые с помощью звука помогают представить образ героя произведения. Рассказывать о героях, отражая собственное отношение к ним; выразительно читать юмористические эпизоды из произведения. Составлять план произведения, пересказывать текст подробно на основе плана. Пересказывать текст подробно на основе картинного плана, высказывать своё мнение. Планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок. Читать тексты в паре, организовать взаимоконтроль, оценивать своё чтение |
Я и мои друзья (10 ч) |
|||
89-98 |
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.Стихи о дружбе и друзьях В. Берестова. Э. Мошковской. В. Лунина. Соотнесение пословиц и смысла стихотворения. Нравственно – этические представления.Рассказы Н. Булгакова, Ю. Ермолаева, О. Осеевой. Соотнесение названия рассказа с пословицей. Устные рассказы о дружбе. Оценка достижений. |
10 |
Прогнозировать содержание раздела. Читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя: увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста. Воспринимать на слух художественное произведение. Определять последовательность событий в произведении. Придумывать продолжение рассказа. Соотноситьосновнуюмысль рассказа, стихотворения с пословицей. Объяснятьнравственный смысл рассказов. Объяснять и понимать поступки героев. Понимать авторское отношение к героям и их поступкам: выразительно читать по ролям. Составлять план рассказа: пересказывать по плану. Оценивать свой ответ в соответствии с образцом. Планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок. Составлять короткий рассказ на предложенную тему |
Люблю природу русскую. Весна (9 ч) |
|||
99-107 |
Знакомство с названием раздела.Весенние загадки. Соотнесение загадки с отгадкой. Сочинение весенних загадок.Лирические стихотворения Ф. Тютчева. А. Плещеева. А. Блока. И. Бунина, С. Маршака. Е. Благининой. Э. Мошковской. Настроение стихотворения. Прием контраста в создании картин зимы и весны. Слово как средство сознания весенней картины природы. |
9 |
Прогнозировать содержание раздела. Читать стихотворения и загадки с выражением, передавать настроение с помощью интонации, темпа чтения, силы голоса. Наблюдать за жизнью слова. Отгадывать загадки. Соотносить отгадки с загадками. Сочинять собственные загадки на основе опорных слов прочитанных загадок. Представлять картины весенней природы. Находить слова в стихотворении, которые помогают представить героев. Объяснять отдельные выражения в лирическом тексте. Сравнивать стихотворения о весне разных поэтов. Придумывать самостоятельно вопросы к стихотворению. Оценивать свой ответ. Планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок. Контролировать и оценивать своё чтение, оценивать свои достижения |
И в шутку и всерьез (14ч) |
|||
108-122 |
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.Весёлые стихи Б. Заходера, Э. Успенского, В. Беестова. И. Токмаковой. Анализ заголовка. Заголовок — «входная дверь» в текст. Авторское отношение к читателю. Герой авторского стихотворения. Сравнение героев стихотворения. Ритм стихотворения. Чтение стихотворения на основе ритма. Инсценированиестихотворения.Весёлые рассказы для детей Э. Успенского. Г Остера. В. Драгунского. Герои юмористических рассказов. Особое отношение к героям юмористического текста. Восстановление последовательности текста на основе вопросов. Составление плана. Пересказ текста на основе вопросов.Оценка планируемых достижении. |
14 |
Прогнозировать содержание раздела. Планировать вилы работ с текстом. Читать произведение вслух с постепенным увеличением темпа чтения и переходом на чтение про себя. Понимать особенности юмористического произведения. Анализировать заголовок произведения. Сравнивать героев произведения; характеризовать их поступки, используя слова с противоположным значением. Восстанавливать последовательность событий на основе вопросов. Пересказывать подробно на основе вопросов учебника: выразительно читать отрывки из них. Инсценировать стихотворение и фрагменты рассказов. Пересказывать весёлые рассказы. Придумывать собственные весёлые истории. Оценивать свой ответ. Планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок |
Литература зарубежных стран (14 ч) |
|||
123-136 |
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Выставки книг. Американские, английские, французские, немецкие народные песенки в переводе С. Маршака. В. Викторова, Л. Яхнина. Сравнение русских и зарубежных песенок.Ш. Перро. «Кот в сапогах». «Красная Шапочка». Герои зарубежных сказок. Сравнение героев зарубежных и русских сказок. Творческий пересказ: дополнение содержания сказки.Г. Х. Андерсен. «Принцесса на горошине». Герои зарубежных сказок.Эни Хогарт. «Мафин и паук». Герои сказок. Составление плана сказки для подробного пересказа. Соотнесение смысла сказки с русской пословицей.Проект: «Мой любимый писатель-сказочник».Оценка достижений |
14 |
Прогнозировать содержание раздела. Выбирать книгу для самостоятельного чтения.Читатьвслух с постепенным переходом на чтение про себя. Воспринимать на слух художественное произведение. Сравнивать песенки разных народов с русскими песенками, находить общее и различия. Объяснять значение незнакомых слов. Определять героев произведений. Сравнивать героев зарубежных сказок с героями русских сказок, находить общее и различия. Давать характеристику героев произведения. Придумывать окончание сказок. Сравнивать сюжеты литературных сказок разных стран. Составлять план сказки, определять последовательность событий. Пересказывать подробно сказку на основе составленного плана, называть волшебные события и предметы в сказке. Участвовать в проектной деятельности. Создаватьсвой собственные проекты. Инсценировать литературные сказки зарубежных писателей. Находить книги зарубежных сказочников в школьной и домашней библиотеках; составлять списки книг для чтения летом (с учителем). Оценивать свой ответ.
|
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ
ВО 2 КЛАССЕ
№ п/п |
Тема урока |
Кол-во часов |
Дата проведения |
|
по плану |
по факту |
|||
|
I четверть( 33 часов) |
|
|
|
Вводный урок по курсу литературного чтения (1ч) |
||||
1 |
Знакомство с учебником (постановка и решение учебной задачи) |
1 |
|
|
|
Самое великое чудо на свете (4ч) |
|
|
|
2 |
Поход в библиотеку(решение частных задач, урок – экскурсия) |
1 |
|
|
3 |
Герои любимых книг (решение частных задач) |
1 |
|
|
4 |
Книга - великое чудо.Читателю. Р.Сеф |
1 |
|
|
5 |
Проект «О чём может рассказать школьная библиотека» |
1 |
|
|
Устное народное творчество (15 ч) |
||||
6 |
Малые фольклорные жанры. Русские народные песни, потешки и прибаутки |
1 |
|
|
7-8 |
Малые фольклорные жанры. Считалки и небылицы |
2 |
|
|
9 |
Народная мудрость в загадках |
1 |
|
|
10 |
Народная мудрость пословиц и поговорок. Выражение духа родного языка |
1 |
|
|
11 |
Сравнение и сопоставление малых фольклорных жанров. Ю.Мориц «Сказка по лесу идет» |
1 |
|
|
12 |
Тема заботы об окружающих в сказке «Петушок и бобовое зернышко» |
1 |
|
|
13 |
Знакомство с русской народной бытовой сказкой «У страха глаза велики» |
1 |
|
|
14 |
Сказка о животных «Лиса и тетерев» |
1 |
|
|
15 |
Нравоучительный характер русской народной сказки «Лиса и журавль» |
1 |
|
|
16 |
Нравоучительный характер русской народной сказки «Каша из топора» |
1 |
|
|
17 |
Победа добра над злом в русской народной сказке «Гуси-лебеди» |
1 |
|
|
18 |
Поступки героев русской народной сказки «Гуси-лебеди». |
1 |
|
|
19-20 |
Обобщение по теме «Устное народное творчество» |
2 |
|
|
Люблю природу русскую! Осень (8ч) |
||||
21 |
Нравится ли вам осень? Осенние загадки. |
1 |
|
|
22 |
Образ осени в стихах Ф. Тютчева «Есть в осени первоначальной…», К.Бальмонта «Поспевает брусника…» |
1 |
|
|
23 |
Стихи А.Плещеева, А.Фета об осени |
1 |
|
|
24 |
Поэтическое изображение осени в стихах А.Толстого, С.Есенина, В.Брюсова, И. Токмаковой |
1 |
|
|
25 |
Познавательный характер в произведении Б. Берестова «Хитрые грибы», «Грибы» |
1 |
|
|
26 |
Поэтический образ осени в произведениях М.Пришвина «Осеннее утро», И.Бунина «Сегодня так светло» |
1 |
|
|
27-28 |
Обобщение по теме «Люблю природу русскую» |
2 |
|
|
Русские писатели (14ч) |
||||
29 |
Выдающийся представитель русской литературы А.С.Пушкин – «Солнце русской поэзии» |
1 |
|
|
30 |
А.С.Пушкин «У лукоморья дуб зеленый» (пролог к поэме «Руслан и Людмила») |
1 |
|
|
31 |
Олицетворение в стихах А.С.Пушкина о зиме «Вот север…», «Зима» |
1 |
|
|
32- 33 |
Народная мораль в сказке А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» |
2 |
|
|
|
II четверть (31ч) |
|
|
|
34 |
Нравственность в сказке А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» |
1 |
|
|
35 |
Народная мораль и нравственность в «Сказке о рыбаке и рыбке » |
1 |
|
|
36 |
Рассказ и мораль в басне И.А.Крылова «Лебедь, рак и щука» |
1 |
|
|
37 |
Осмеяние лени в басне И.А.Крылова «Стрекоза и Муравей» |
1 |
|
|
38 |
Народная мораль в характере главных героев Л.Н.Толстого «Старый дед и внук» |
1 |
|
|
39-40 |
Особенности сюжета рассказа Л.Н.Толстого «Филиппок» |
2 |
|
|
41 |
Познавательный характер в рассказах Л.Н.Толстого |
1 |
|
|
42 |
Обобщение по теме «Русские писатели» |
1 |
|
|
О братьях наших меньших (12ч) |
||||
43-44 |
Тема заботы о животных. Б.Заходер «Плачет киска», И. Пивоварова «Жила-была собака…» |
2 |
|
|
45 |
О братьях наших меньших. В.Берестов «Кошкин щенок» |
1 |
|
|
46-47 |
Забота о животных в рассказах М.Пришвина . М.Пришвин «Ребята и утята» |
2 |
|
|
48-49 |
Тема заботы о животных. Е.Чарушин «Страшный рассказ» |
2 |
|
|
50 |
Тема заботы о животных. Б.Житков «Храбрый утенок» |
1 |
|
|
51 |
Точность и объективность создания картины природы в рассказе «Музыкант». |
1 |
|
|
52-53 |
В.Бианки «Сова» |
2 |
|
|
54 |
Обобщение по теме «О братьях наших меньших» |
1 |
|
|
Из детских журналов (9ч) |
||||
55 |
Знакомство с детскими журналами |
1 |
|
|
56 |
Из детских журналов. Д.Хармс «Игра» |
1 |
|
|
57 |
Из детских журналов. Д.Хармс «Вы знаете» |
1 |
|
|
58 |
Из детских журналов. Д.Хармс, «Вежливые чижи» |
1 |
|
|
59 |
Из детских журналов. Д.Хармс «Что это было?», Н.Гернет, Д.Хармс «Очень-очень вкусный пирог» |
1 |
|
|
60 |
Юмор в произведениях. Ю. Владимиров «Чудаки» |
1 |
|
|
61 |
Мораль в характере главных героев. А.Введенский «Ученый Петя» |
1 |
|
|
62 |
Обобщение по теме «Из детских журналов» |
1 |
|
|
63 |
Защита проектов «Мой любимый детский журнал» |
1 |
|
|
Люблю природу русскую! Зима (9ч) |
||||
64 |
Образ зимы в поэзии. И.Бунин, К.Бальмонт, Я.Аким «Первый снег» |
1 |
|
|
|
III четверть (40ч) |
|
|
|
65 |
Природа в стихах. Ф.Тютчев «Чародейкою Зимою…» |
1 |
|
|
66 |
Природа в стихах. С.Есенин «Поет зима - аукает…» |
1 |
|
|
67 |
Поэтическое изображение березы С.Есенин «Береза» |
1 |
|
|
68 |
«Два Мороза» |
1 |
|
|
69 |
С Новым годом! С.Михалков «Новогодняя быль» |
1 |
|
|
70 |
Поэтическое изображение зимы. А.Барто «Дело было в январе» |
1 |
|
|
71 |
С.Дрожжин «Улицей гуляет» |
1 |
|
|
72 |
Обобщение по теме «Люблю природу русскую. Зима» |
1 |
|
|
Писатели - детям (17ч) |
||||
73 |
Шутливое искажение действительности. К.И. Чуковский «Путаница». |
1 |
|
|
74 |
Загадки. Словесная игра в загадках-шутках. К.И Чуковский «Радость» |
1 |
|
|
75-77 |
Литературная сказка. К.И.Чуковский «Федорино горе» |
3 |
|
|
78 |
Юмор в стихах. С.Я. Маршак «Кот и лодыри». |
1 |
|
|
79 |
Удивление и радость в произведениях С.Я.Михалкова «Мой секрет» |
1 |
|
|
80 |
Отношение человека к животным. С.В.Михалков «Мой щенок» |
1 |
|
|
81 |
Поэтическая речь в произведениях. А.Л.Барто «Веревочка, «Мы не заметили жука»» |
1 |
|
|
82 |
Юмористические стихи. А.Л.Барто «В школу», «Вовка - добрая душа» |
1 |
|
|
83 |
Смешные и поучительные рассказы Н.Н.Носова |
1 |
|
|
84 |
Составление плана к рассказу Н.Н.Носова «Затейники» |
1 |
|
|
85 |
Использование юмористического образа в рассказе Н.Н.Носова «Живая шляпа» |
1 |
|
|
86 |
Юмор как добрый развлекающий смех. Н.Н.Носов «Живая шляпа» |
1 |
|
|
87 |
Анализ произведения Н.Н.Носова «На горке» |
1 |
|
|
88 |
Составление картинного плана к рассказу Н.Н.Носова «На горке» |
1 |
|
|
89 |
Обобщение по теме «Писатели - детям» |
1 |
|
|
Я и мои друзья (10ч) |
||||
90 |
Я и мои друзья. В.Берестов «За игрой», «Гляжу с высоты»; Э.Мошковская «Я ушел в свои обиды» Общение и поступки детей. В.Лунин «Я и Вовка» |
1 |
|
|
91 |
Отношение детей в произведении Н.Булгакова «Анна не грусти!» |
1 |
|
|
92 |
Анализ произведения. Н.Булгакова «Анна не грусти!» |
1 |
|
|
93 |
Главная мысль произведения. Ю.Ермолаев «Два пирожных» |
1 |
|
|
94 |
Отношения детей и взрослых. В.Осеева «Волшебное слово» |
1 |
|
|
95 |
Сила волшебных слов в произведении В.Осеевой «Волшебное слово» |
1 |
|
|
96 |
Лучше хорошо поступить, чем хорошо говорить. В.Осеева «Хорошее» |
1 |
|
|
97 |
Характеристика героев в произведении В.Осеевой «Почему?» |
1 |
|
|
98 |
«Нет лучшего дружка, чем родная матушка». В.Осеева «Почему?» |
1 |
|
|
99 |
Обобщение по теме «Я и мои друзья» |
1 |
|
|
Люблю природу русскую! Весна (9ч) |
||||
100 |
Нравится ли вам весна? Весенние загадки. |
1 |
|
|
101 |
Настроение поэта в произведении. Ф.Тютчева «Зима недаром злится…» |
1 |
|
|
102 |
Картины весны в стихотворениях А.Плещеева «Весна», «Сельская песенка» |
1 |
|
|
103 |
Приметы весны в произведениях С.Маршака «Снег уж теперь не тот», А.Блока «На лугу» |
1 |
|
|
104 |
«Сердце матери лучше солнца греет». И.Бунин «Матери», А.Плещеев «В бурю» |
1 |
|
|
|
IV четверть (32ч) |
|
|
|
105 106 |
Способы изображения характера героя в произведениях. Е.Благинина, Э.Мошковская |
2 |
|
|
107 108 |
Разноцветные страницы. Обобщение по теме «Люблю природу русскую. Весна» |
2 |
|
|
И в шутку и всерьёз (14 ч) |
||||
109 |
«И в шутку и в серьез». Б.Заходер «Товарищам детям», «Что красивей всего!» |
1 |
|
|
110 |
Веселые и смешные герои. Б.Заходер «Песенки Винни-Пуха» |
1 |
|
|
111 112 |
Образы сказочных героев. Э.Успенский «Чебурашка» |
2 |
|
|
113 |
Юмор как добрый развлекающий смех. Э.Успенский «Если был бы я девчонкой» |
1 |
|
|
114 |
Юмор в стихах Э.Успенского «Над нашей квартирой» |
1 |
|
|
115 |
Юмор в стихах Э.Успенского «Память» |
1 |
|
|
116 |
Юмористические стихотворения. В.Берестов «Знакомый», «Путешественники» |
1 |
|
|
117 |
Характеры детей в стихах. В.Берестов «Кисточка», И.Токмакова «Плим» |
1 |
|
|
118 |
Юмористические ситуации в стихах. И.Токмакова «В чудной стране» |
1 |
|
|
119 |
Способы общения героев. Г.Остер «Будем знакомы» |
1 |
|
|
120 121 |
Восстановление последовательности событий. В.Драгунский «Тайное становится явным» |
2 |
|
|
122 |
Обобщение по теме «И в шутку и в серьез» |
1 |
|
|
Литература зарубежных стран (12ч) |
||||
123 |
Сходство русского фольклора с американской песенкой. Американская народная песенка «Бульдог по кличке Дог» |
1 |
|
|
124 |
Сходство русского фольклора с английским. Английская песенка «Перчатки», «Храбрецы» |
1 |
|
|
125 |
Особенности народного французского фольклора. Французская народная песенка «Сюзон и мотылек Немецкая народная песенка «Знают, мамы, знают дети» |
1 |
|
|
126-127 |
Фантастические события в сказке Шарля Перро «Кот в сапогах» |
2 |
|
|
128 |
Реальность и фантастика в сказке. Ш.Перро «Красная шапочка» |
1 |
|
|
129 |
Воспитание мудрости и смекалки. Г.Х.Андерсен «Принцесса на горошине» |
1 |
|
|
130-131 |
Противопоставление красоты внешней и внутренней. Эни Хогарт «Мафин и паук» |
2 |
|
|
132 |
Юмор в стихах. К.Чуковский «Котауси и Мауси» Обобщение по теме «Литература зарубежных стран» |
1 |
|
|
133 |
Промежуточная аттестацияПисьменная работа с текстом |
1 |
|
|
134 |
Проект «Мой любимый писатель сказочник» |
1 |
|
|
Повторение изученного (2ч) |
||||
135 |
Урок - аукцион |
1 |
|
|
136 |
Урок - игра «Счастливый случай» |
1 |
|
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.