Пояснительная записка
Рабочая программа по литературному чтению на 2022 – 2023 учебный год разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями по состоянию на 07.06.2016г.);
- Основная образовательная программа начального общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 26»;
- Учебный план муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 26»;
- Авторская программа по литературному чтению для основной школы, сборника рабочих программ Л.Ф. Климановой, М.В. Бойкиной , издательство «Просвещение», 2014 год к учебникам В.Г. Горецкий, В.А. Кирюшкин, Л.А. Виноградская, М.В. Бойкина «Литературное чтение. 3 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций», издательство «Просвещение, 2021 год и Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова, Л.А. Виноградская, М.В. Бойкина «Литературное чтение. 3 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций», издательство «Просвещение, 2020 год.
В соответствии с Программой воспитания, принятой в школе, рабочая программа по литературному чтению обеспечивает целостность и единство воспитательного воздействия на обучающихся; самореализацию и самоорганизацию; формирует личностные компетенции, внутренние позиции личности, способствующие подготовке к жизни в обществе, формирующие целостное мировоззрение на основе научного, эстетического и практического познания мира.
На изучение литературного чтения по учебному плану МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 26» выделяется 3,5 часа в неделю, всего 119 часов в год.
Программа соответствует учебникам: В.Г. Горецкий, В.А. Кирюшкин, Л.А. Виноградская, М.В. Бойкина «Программа соответствует учебникам: В.Г. Горецкий, В.А. Кирюшкин, Л.А. Виноградская, М.В. Бойкина «Литературное чтение.3 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций», издательство «Просвещение, 2019 год и Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова, Л.А. Виноградская, М.В. Бойкина «Литературное чтение. 3 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций», издательство «Просвещение, 2020 год, рекомендованного Министерством образования и науки Российской Федерации.
Данная рабочая программа полностью отражает базовый уровень подготовки школьников по разделам программы.
3 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций», издательство «Просвещение, 2021 год и Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова, Л.А. Виноградская, М.В. Бойкина «Литературное чтение. 3 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций», издательство «Просвещение, 2021 год, рекомендованного Министерством образования и науки Российской Федерации.
Данная рабочая программа полностью отражает базовый уровень подготовки школьников по разделам программы.
Содержание учебного предмета
Вводный урок (1 ч)
Знакомство с учебником, системой условных обозначений, содержанием учебника, словарём.
Устное народное творчество (17 ч)
Русские народные песни. Лирические народные песни. Шуточные народные песни. Докучные сказки. Произведения прикладного искусства: гжельская и хохломская посуда, дымковская и богородская игрушка. Русские народные сказки. «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Иван-Царевич и Серый Волк», «Сивка-Бурка». Иллюстрации к сказке В. Васнецова и И. Билибина.
Поэтическая тетрадь (10 ч)
Русские поэты 19-20 века. Ф. И. Тютчев «Весенняя гроза», «Листья». Олицетворение. Сочинение-миниатюра «О чём расскажут осенние листья».
А. А. Фет. «Мама! Глянь-ка из окошка...», «Зреет рожь над жаркой нивой...», И. С. Никитин «Полно, степь моя...», «Встреча зимы».
И.З. Суриков. «Детство», «Зима». Сравнение.
Великие русские писатели (24 ч)
A. С. Пушкин. Лирические стихотворения. «Сказка о царе Салтане...» И. А. Крылов. Басни. М. Ю. Лермонтов. Лирические стихотворения.
Л. Н. Толстой. Детство Толстого.
Литературные сказки (8 ч)
Д. Н. Мамин-Сибиряк «Алёнушкины сказки», В.М. Гаршин «Лягушка-путешественница».
B. Ф. Одоевский «Мороз Иванович».
Были-небылицы (12 ч)
М. Горький «Случай с Евсейкой». К. Г. Паустовский «Растрёпанный воробей». А. И. Куприн «Слон».
Поэтическая тетрадь (8 ч)
Саша Чёрный. Стихи о животных.
А. А. Блок. Картины зимних забав. С. А. Есенин. Стихотворения о природе.
Люби живое (12 ч)
М. Пришвин. «Моя родина». И. С. Соколов-Микитов «Листопадничек». В. И. Белов «Малька провинилась», «Ещё про Мальку». Б. С. Житков «Про обезьяну». В. П. Астафьев «Капалуха». В.Ю. Драгунский «Он живой и светится».
Поэтическая тетрадь (9 ч)
С.Я. Маршак «Гроза днём». «В лесу над росистой поляной...» Заголовок стихотворения. А.Л.. Барто «Разлука». «В театре». С. В. Михалков «Если». Е. А. Благинина «Кукушка». «Котёнок».
Собирай по ягодке - наберёшь кузовок (12 ч)
Б. В. Шергин «Собирай по ягодке - наберёшь кузовок». А. П. Платонов. «Цветок на земле». М. М. Зощенко. «Золотые слова». «Великие путешественники». Н. Н. Носов «Федина задача». «Телефон».
Зарубежная литература (6 ч)
Г. X. Андерсен «Гадкий утёнок».
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
- формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества;
- формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
- воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;
- овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;
- наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
-освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
- использование знаково-символических средств представления информации о книгах;
- активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
- использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;
- овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;
- готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;
- готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
Предметные результаты:
- осознавать значимость чтения для своего развития, для успешного обучения другим предметам и в дальнейшей жизни;
- бегло, выразительно читать текст;
- выработать умение ускоренно читать произведение за счёт отработки приёмов целостного и точного восприятия слова, быстроты понимания прочитанного (скорость чтения не менее 80-90 слов в минуту);
- улавливать главную мысль произведения, логику повествования, смысловые и интонационные связи в тексте;
- описывать устно содержание репродукций картин известных художников и сопоставлять их с прочитанными художественными текстами;
- самостоятельно делить тексты на законченные по смыслу части и выделять в них главное, определять с помощью учителя тему и смысл произведения в целом;
- составлять план прочитанного и краткий пересказ его содержания;
- устно рисовать картины к прочитанным произведениям;
- ориентироваться в учебной книге: самостоятельное нахождение произведения по его названию в содержании, отыскивание в учебной книге произведений, близких по тематике;
- научиться ориентироваться в мире книг по предложенному учителем списку;
- оценивать выполнение любой проделанной работы, учебного задания.
Ожидаемые результаты реализации Программы воспитания в рамках изучения литературного чтения:
· повышение социальной активности обучающихся;
· удовлетворенность обучающихся и родителей жизнедеятельностью классного коллектива;
· доступность для всех категорий детей качественного воспитания, способствующего удовлетворению их индивидуальных потребностей, развитию творческих способностей;
· рост участников и победителей в конкурсах и соревнованиях;
· вовлечение обучающихся в позитивную социальную деятельность, рост числа патриотически настроенных молодых граждан;
· приобщение наибольшего количества обучающихся к здоровому образу жизни.
Тематическое планирование
№ пункта |
Наименование разделов и тем |
Кол-во часов |
Ключевые воспитательные задачи |
|
1 |
Вводный урок по курсу литературного чтения - |
1 ч
|
Установление доверительных отношений между учителем и его учениками, способствующих позитивному восприятию обучающимися требований и просьб учителя. Побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками . Привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений. |
|
2 |
Устное народное творчество
|
17 ч
|
Побуждение обучающихся соблюдать на уроке принципы учебной дисциплины и самоорганизации. Привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, инициирование обсуждения, высказывания обучающимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения. Использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через подбор соответствующих текстов для чтения. |
|
3 |
Поэтическая тетрадь
|
10 ч
|
Установление доверительных отношений между учителем и его учениками, активизации их познавательной деятельности. Побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, принципы учебной дисциплины и самоорганизации. Организация работы обучающихся с получаемой на уроке социально значимой. |
|
4 |
Великие русские писатели
|
24 ч
|
Формирование чувства осознания ребенком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для прогресса которого, необходимы знания осознание себя, как члена общества; формирование чувства ответственности за настоящее и будущее своей страны. |
|
5 |
Литературные сказки
|
8 ч
|
Привитие через содержание предмета интереса к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу. |
|
6 |
Были - небылицы
|
12 ч
|
Формирование общечеловеческой ценности жизни; осознание себя частью природного мира; отношения к природе, как среде обитания человека. Воспитание чувства прекрасного. |
|
7 |
Поэтическая тетрадь
|
8 ч |
Воспитание сознательного отношения к процессу обучения. Привлечение внимания к работе в паре, уважения к мнению своего товарища. Воспитание культуры общения |
|
8 |
Люби всё живое
|
12 ч
|
Формирование ценности свободы, чести и достоинства, как основы современных принципов и правил межличностных отношений; умения оценивать поступки свои и своего товарища на примере литературных героев. |
|
9 |
Поэтическая тетрадь
|
9 ч
|
Воспитание любви к природе, бережного отношения к ней, как среде обитания человека и животных. Оценивание взаимоотношений человека и природы. |
|
10 |
Собери по ягодке - наберёшь кузовок
|
12 ч
|
Формирование ценности красоты и гармонии человеческих поступков; эмоционально- позитивного отношения к поступкам героев. Воспитание эмоционально- нравственных и этических переживаний, умений оценивать столкновение различных взглядов и мнений в оценке качеств героев. |
|
11 |
Зарубежная литература
|
6 ч
|
Формирование умений анализа текста, сравнения сюжетов, героев и их поступков. Воспитание ценности свободы , чести и достоинства, как основы современных принципов и правил межличностных отношений. |
|
Итого |
119 ч |
|
|
СОГЛАСОВАНО.
Протокол заседания ШМО
от _____________ № _________
Руководитель ШМО:_________
/_______________./
СОГЛАСОВАНО.
Зам. директора по УВР:__________
/И.Ю. Маринина/
_________________________
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.