РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению 3 кл

  • doc
  • 16.08.2023
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Литературное чтение.doc

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЯРЦЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА №1»

ЯРЦЕВСКОГО РАЙОНА СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

 

 

 

Согласовано

Заместитель директора_________Е.А. Якуничева

«29» августа 2019 года

 

Утверждено

Директор школы _________И.Л. Саленкова

Приказ  № 122 от «30» августа 2019 года

 

 

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по литературному чтению

для 3  класса А

 

 

Учитель: Рыбакова Светлана Ивановна

Квалификационная категория: первая

 

 

 

 

 

Программа рассмотрена на заседании ШМО учителей начальных классов

Протокол №  1  от «28» августа 2019 г.

Руководитель ШМО ____________/Богданова М. В./

 

 

 

 

 

 

 

2019/2020 учебный год

 


 

Содержание

1.     Планируемые результаты освоения учебного предмета…………3-9 стр.

2.     Содержание учебного предмета…………………………………10-16 стр.

3.     Тематическое планирование………………………………………..17 стр.


     Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса составлена на основе примерной программы учебного предмета «Литературное чтение», в соответствии с ФГОС НОО.

Программа ориентирована на использование учебника Свиридовой В.Ю. Литературное чтение. 3 класс: Учебник, - Самара: Учебная литература. Издательский дом «Фёдоров».  2012г.

Программа по литературному чтению  составлена из расчета 4 учебных часов в неделю в I полугодии и 3 учебных часов в неделю во II полугодии (119 учебных часов).

Формы текущего контроля: устные ответы.

 

 

1.     Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностные универсальные учебные действия

У обучающегося будут сформированы:

Ø    интерес к содержанию и форме художественных произведений;

Ø    интерес к некоторым видам творческой деятельности на основе литературных произведений; интерес к миру чувств и мыслей человека, отраженных в литературе;

Ø   основы эмоционального сопереживания прочитанному или услышанному художественному произведению;

Ø    эмоциональное отношение к чертам характера и поступкам людей на примере героев литературных произведений;

Ø    чувство сопричастности своему народу;

Ø     понимание моральных норм при оценке поступков героев литературных произведений;

Ø   общее представление о мире разных профессий, их значении и содержании.

Обучающийся получит возможность для формирования: 

Ø   понимания необходимости учения, важности чтения для современного человека;

Ø   чувства сопричастности к сохранению чистоты родного языка;

Ø   понятия об ответственности человека за себя и близких, о высших чувствах любви, внимания, заботы;

Ø    понимания своей семейной и этнической идентичности;

Ø   любви к Родине, представлений о героическом прошлом нашего народа;

Ø   чувства ответственности за мир природы;

Ø    умения оценивать свои поступки на основе сопоставления с героями литературных произведений;

Ø   первоначальной ориентации учащегося в системе личностных смыслов;

Ø    понятий о дружбе, сотрудничестве в коллективе, о взаимопомощи и поддержке.

Метапредметные

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

Ø    отличать художественный текст от научного и научно-популярного;

Ø   пересказывать текст по плану; структурировать знания при сопоставлении текстов;

Ø   применять схемы, таблицы как способ представления, осмысления и обобщения информации;

Ø   применять известные понятия к новому материалу, формулировать выводы;

Ø    искать информацию, представлять найденную информацию;

Ø   уметь различать существенную и дополнительную информацию, выделять главное;

Ø    знать разные виды словарей, справочников, энциклопедий.

Обучающийся получит возможность научиться: 

Ø   пересказывать близко к тексту небольшие по объему и разные по жанру тексты;

Ø    понимать структуру построения рассуждения;

Ø   воспринимать целостную информацию благодаря интеграции с другими предметами и видами искусства;

Ø    проявлять инициативу в поиске дополнительной информации, ориентироваться в словарях и справочниках, в контролируемом пространстве Интернета;

Ø     проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом;

Ø    создавать художественные тексты разных жанров в устной и письменной форме.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

Ø   выражать свои мысли в устной и письменной речи, в монологе и диалоге, использовать доступные речевые средства в соответствии с задачей высказывания;

Ø   проявлять устойчивый интерес к общению и групповой работе;--

Ø    участвовать в учебном диалоге;

Ø     принимать участие в коллективном выполнении заданий, в т.ч. творческих;

Ø     участвовать в проектах, инсценировках, спектаклях;

Ø     видеть ошибку и исправлять ее с помощью взрослого.

Обучающийся получит возможность научиться: 

Ø    выражать свое мнение о проблемах и явлениях жизни, отраженных в литературе;

Ø   устно и письменно выражать впечатление от прочитанного (аннотация, страничка читательского дневника);

Ø   проявлять самостоятельность в групповой работе;

Ø     контролировать свои действия в коллективной работе; выбирать способы деятельности в коллективной работе;

Ø    осуществлять рефлексию относительно процесса деятельности, контролировать и оценивать результаты.

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

Ø   принимать учебную задачу, отбирать способы ее решения;

Ø    выбирать способы работы с текстом в зависимости от учебной задачи;

Ø    выбирать способы работы с текстом в зависимости от его типа и стиля, работать с приложениями учебника;

Ø   произвольно строить устное и письменное высказывание с учетом учебµ ной задачи;

Ø   самостоятельно работать с учебником, хрестоматией и дополнительной литературой во внеурочное время;

Ø    соотносить внешнюю оценку и самооценку.

Обучающийся получит возможность научиться: 

Ø    самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;

Ø   осуществлять планирование своей деятельности на основе заданных целей;

Ø   проявлять инициативу при ответе на вопросы и в выполнении заданий;

Ø    осуществлять самоконтроль и самопроверку усвоения учебного материала каждого раздела программы;

Ø    осуществлять самооценку и адекватно оценивать действия окружающих.

Предметные результаты

Виды речевой и читательской деятельности

Обучающийся научится: 

Ø    читать правильно и выразительно целыми словами вслух и про себя;

Ø   читать наизусть стихотворения разных авторов по выбору ученика;

Ø    ориентироваться в тексте, находить в нем повествование, описание, рассуждение;

Ø    кратко пересказывать текст, отвечать на вопросы по тексту и формулировать свои вопросы;

Ø    отличать произведения устного народного творчества от авторских произведений; определять жанр литературного произведения (сказка, сказочная повесть, рассказ, стихотворение), называть основную тему;

Ø    узнавать при слушании и чтении жанры художественной литературы: сказку, стихотворение, рассказ, басню; характеризовать героев произведений;

Ø    сравнивать характеры героев разных произведений; выявлять авторское отношение к герою;

Ø    понимать специфику прозаических и поэтических текстов;

Ø   соотносить главную мысль и название произведения;

Ø    находить портрет и пейзаж в произведении;

Ø    видеть особенности юмористических текстов;

Ø    соотносить основное содержание литературного произведения и разнообразный иллюстративный материал.

Обучающийся получит возможность научиться: 

Ø   пересказывать текст подробно, выборочно и кратко;

Ø   сравнивать различные тексты, делать их элементарный анализ;

Ø   представлять особенности устного народного творчества по сравнению с авторским;

Ø   осознавать особенности характера героя в народной и авторской сказке;

Ø    находить способы создания характера и изображения внутреннего мира героя в произведениях разных жанров;

Ø    понимать возможности литературы передавать сложное настроение, изображать развитие чувства;

Ø    понимать особенности жанра басни;

Ø    определять роль портрета и пейзажа в произведениях;

Ø    находить в юмористических текстах приемы создания комического;

Ø   оценивать поступки героя и отношение автора к нему.

 

 

Круг детского чтения

Обучающийся научится: 

Ø   самостоятельно ориентироваться в содержании учебника, вт.ч. по условным значкам, работать с произведениями в хрестоматии;

Ø    самостоятельно пользоваться разными разделами словаря, помещенного в учебнике; осуществлять выбор книги по тематике, заданной в рубрике «Прочитай дополнительно»;

Ø    осуществлять в библиотеке целенаправленный поиск книг по предложенной тематике и сборников произведений;

Ø   готовить сообщения, используя материалы школьной или публичной библиотеки;

Ø    понимать назначение аннотации на литературное произведение;

Ø    называть одно периодическое литературно-художественное издание.

Обучающийся получит возможность научиться: 

Ø   понимать значимость прочитанного произведения или книги для себя, своего кругозора;

Ø   составлять сборник своих любимых произведений и аннотацию к нему;

Ø   писать отзыв о произведении (на выбор), используя план написания отзыва;

Ø   создавать презентации книг различной тематики;

Ø    сопоставлять содержание литературных произведений с их экранизацией (мультипликацией);

Ø    участвовать в организации литературного (поэтического) вечера;

Ø   ориентироваться в мире детской литературы на основе знакомства с произведениями отечественной и зарубежной детской литературы разных эпох.

 

Литературоведческая пропедевтика

Обучающийся научится: 

Ø    иметь представление о единстве фольклора разных народов; различать малые жанры фольклора;

Ø   различать жанры художественной литературы: сказку, сказочную повесть, басню, рассказ, стихотворение;

Ø    определять особенности фольклорных форм и авторских произведений;

Ø    выделять события рассказа;

Ø    понимать сюжет как цепь событий, составлять сюжетный план произведения;

Ø    понимать многозначность поэтического слова.

Обучающийся получит возможность научиться: 

Ø    понимать и показывать на примерах особенности малых фольклорных жанров: пословицы, загадки, скороговорки, считалки, заклички;

Ø    находить и различать средства художественной выразительности в произведениях фольклора и авторской литературы;

Ø    обнаруживать средства художественной выразительности в тексте (сравнение, олицетворение, эпитет, повтор, рифма, звукопись);

Ø    обнаруживать следы мифологических представлений в фольклоре и литературе;

Ø    выявлять особенности построения сюжета, способы создания образа героя в волшебных сказках;

Ø    понимать обусловленность характеров героев сказок разных народов национальными особенностями и представлениями народов о счастье, справедливости, добре и зле;

Ø    самостоятельно находить мораль басни; понимать возможность эволюции характера героя литературного произведения.

Творческая деятельность учащихся

Обучающийся научится: 

Ø   пересказывать текст кратко, выборочно, подробно и с его творческой обработкой в зависимости от учебной задачи;

Ø   по ролям, инсценировать, передавая основное настроение произведения;

Ø   передавать в выразительном чтении изменение эмоционального состояния героя;

Ø   выражать свои эмоции и чувства в выразительном чтении, рисовании, творческой деятельности;

Ø   создавать небольшие художественные тексты в стиле изученных жанров.

Обучающийся получит возможность научиться: 

Ø   сознательно пользоваться различными средствами выразительного чтения: менять интонацию, темп, тембр, делать паузы в зависимости от задач чтения;

Ø   читать, передавая авторское отношение к поступкам героя;

Ø   подбирать и рисовать иллюстрации к литературному произведению;

Ø   читать и разыгрывать диалоги, пересказывать тексты;

Ø   сочинять небольшие тексты, сознательно используя выразительные средства произведений разных жанров.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.            Содержание учебного предмета 3 класс (119 часов)

Виды речевой и читательской деятельности

Аудирование (слушание). Адекватное по­нимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию услы­шанного произведения, задавать вопрос по услышанному художественному и учебному произведению.

Чтение вслух. Чтение про себя. Дальней­шее развитие навыков выразительного чте­ния. Постепенное увеличение индивидуаль­ной скорости чтения. Установка на нор­мальный для читающего темп беглости, поз­воляющий ему осознать текст. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чте­ния. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования. Осознание смысла произведения при чтении про себя. Определение вида чтения (ознакомитель­ное, выборочное). Умение находить в тексте необходимую информацию.

Говорение (культура речевого общения). Письмо (культура письменной речи). Дальней­шее развитие навыков свободного высказыва­ния в устной и письменной форме: с соблю­дением единства цели высказывания и под­бором точных средств речевого выражения. Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или собственный опыт. Ис­пользование норм речевого этикета в усло­виях внеучебного общения. Работа со словом (распознавать прямое и переносное значение слов, их многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса. Речевое высказывание небольшого объема с опорой на авторский текст, по предложен­ной теме. Передача содержания прочитанно­го или прослушанного с учетом специфики учебного и художественного текста. Переда­ча впечатлений (из повседневной жизни, ху­дожественного произведения, изобразитель­ного искусства) в рассказе (описание, рас­суждение, повествование). Построение плана высказывания. Отбор и использование вы­разительных средств языка (синонимы, ан­тонимы, сравнение). Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку (отражение темы, места действия, характеров героев). Использование в письменной речи выразительных средств языка (синонимы, антонимы) в мини-сочинениях (повествова­ние, описание), рассказе на заданную тему.

Работа с разными видами текста. Разли­чение разных видов текста: художественных, учебных, научно-популярных. Особенности фольклорного и авторского текста.

Самостоятельное определение темы, глав­ной мысли, структуры; деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с разными видами информации.

Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, до­полнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстра­тивно-изобразительных материалов.

Работа с учебными, научно-популярными и другими текстами. Понимание заглавия произведения; адекватное соотношение с его содержанием. Определение особеннос­тей учебного и научно-популярного текста (передача информации). Понимание отдель­ных, наиболее общих особенностей текстов мифов, легенд (по отрывкам). Определение главной мысли текста. Деление текста на части. Ключевые или опорные слова. Вос­произведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста).

Работа с текстом художественного произ­ведения. Понимание заглавия произведе­ния, его адекватное соотношение с содержа­нием. Определение особенностей художест­венного текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя). Самос­тоятельное воспроизведение текста с ис­пользованием выразительных средств язы­ка: последовательное воспроизведение эпи­зода с использованием специфической для данного произведения лексики (по вопро­сам учителя), рассказ по иллюстрациям, пе­ресказ. Освоение разных видов пересказа художественного текста: краткий и подроб­ный. Подробный пересказ текста: деление текста на части, выделение опорных или ключевых слов, озаглавливание каждой час­ти и всего текста, пересказ эпизода; опреде­ление главной мысли каждой части и всего текста, составление плана в виде назывных предложений из текста, в виде высказыва­ния.

Характеристика героя произведения. Портрет, характер героя, выраженные через поступки и речь. Характеристика героя про­изведения с использованием художествен­но-выразительных средств данного текста. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста, авторских помет, имен героев.

Понимание нравственного содержания прочитанного, осознание мотивации поведе­ния героев, анализ поступков героев с точ­ки зрения норм морали. Осознание понятия «родина», представления о проявлении люб­ви к родине в литературе разных народов (на примере народов России).

Библиографическая культура. Книга учебная, художественная, справочная. Виды информации в книге: научная, художествен­ная (с опорой на внешние показатели кни­ги, ее справочно-иллюстративный матери­ал). Типы изданий: произведение, сборник, периодические издания, справочные изда­ния (словари, энциклопедии). Выбор книг на основе рекомендательного списка, откры­того доступа к детским книгам в библиоте­ке. Алфавитный каталог. Пользование соот­ветствующими возрасту словарями и спра­вочной литературой. Литература вокруг нас. Отличие публицистики от художественной литературы. Периодические издания. Ис­кусство кино. Художественный и мульти­пликационный фильм. Литература в театре. Работа актера и режиссера. Отличие зрите­ля от читателя. Инсценировка литературно­го произведения. Посещение театральных постановок.

Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение)

Мифология. Формирование общего пред­ставления о мифе как способе жизни древ­него человека, помогающем установить от­ношения с миром природы. Бинарные пред­ставления в мифе как основной способ структурировать мир, «двоемирие». Разде­ление на зоны пространства (верхний, сред­ний, нижний мир) и времени (сезоны, воз­растные периоды). Представления о Миро­вом дереве, связующем миры. Представле­ния о тотемных животных и растениях как прародителях человека. Устойчивая симво­лика числа и цвета. Миф как способ под­держания существующего природного по­рядка с помощью обряда и магического текста. Синтез искусств в обряде, синкрети­ческое искусство древности. Международ­ные мифологические сюжеты.

Устное народное творчество. Малые жан­ры фольклора и их связь с мифом. Функ­циональная особенность каждого жанра. Древняя вера в магию слова. Магическое воздействие на мир в обряде. Загадка как древний способ шифровать и запоминать важнейшие сведения о природе; закличка как способ уговаривать (заклинать) приро­ду. Изначальный магический смысл считал­ки. Назначение и особенности пословиц, поговорок, побасенок. Нравоучительный смысл. Выразительные средства, способы вынесения нравственной оценки. Представ­ление об антитезе. Пословицы других наро­дов. Смысловые параллели при разном язы­ковом оформлении. Выражение мудрости и жизненного опыта народа. Положитель­ный и негативный смысл пословиц и пого­ворок. Наблюдение за монологом и диало­гом в разных жанрах. Сочинение рассказов к выбранным пословицам.

Осознание того, что фольклор есть выра­жение общечеловеческих нравственных пра­вил и отношений. Общие черты фольклора разных народов. Схожесть тем, идей, героев в фольклоре разных народов.

Связь фольклора и литературы. Даль­нейшее развитие представлений о народной и авторской сказке.

Волшебная сказка. Отражение древних (мифологических) представлений о мире. Герой волшебной сказки. Представление о волшебном мире, волшебном помощнике и волшебных предметах, волшебных числах и словах. Особенности сюжета (уход героя из дома, сказочная дорога, испытания, по­мощь волшебного помощника, победа над волшебным миром как восстановление по­рядка и справедливости).

Любимые народные сказки. Придумыва­ние варианта или продолжения к сказке. Изменение конца сказки в соответствии с собственным видением.

Сказка о животных. Этиологическая сказ­ка о животных, объясняющая особенности внешнего вида и повадки животных. Исто­рический и жизненный опыт народа в сказ­ке. Откуда в сказке магия. Волшебные чис­ла. Волшебные помощники. Следы обряда и мотивы мифа в сказке. Отражение взгля­дов на мир и общество.

Докучные сказки - игра с застывшими правилами сказки.

Жанр басни. Двучленная структура бас­ни: сюжетная часть и нравоучение в виде итоговой морали. Происхождение сюжетной части из сказки о животных. Эзоп как ми­фологическая фигура и реальный баснопи­сец. Басни Эзопа и Крылова: использование сходных сюжетов, сходство смысла, струк­туры, сходство и различие композиций. Со­чинение басни в прозе.

Авторская сказка. Сохранение структур­ных связей с народной сказкой и обретение нового смысла. Авторские сказки класси­ческой и современной русской и зарубеж­ной литературы. Авторские «объяснитель­ные» сказки. Средства выражения авторско­го отношения к изображаемому в сказке. Авторская оценка героя.

Развитие сказочной «этики»: от победы с помощью магической силы к торжеству ума, смекалки (в народной сказке); к осо­знанию ценности нравственного совершен­ства и силы любви (в авторской сказке).  Общие мотивы в сказках разных наро­дов.

Сказочная повесть. Жанровые особеннос­ти, роднящие сказочную повесть с расска­зом: наличие нескольких сюжетных линий, многообразие событий, протяженность дей­ствия во времени, реальность переживаний героя. Жанровые особенности, роднящие сказочную повесть со сказкой: сосущество­вание реального и волшебного мира, прев­ращения, подвиги героя и выполнение им трудных заданий, волшебные числа и вол­шебные слова. Герой сказочной повести: проявление характера в поступках и речи, развитие характера во времени. Сюжет (за­вязка, кульминация и развязка) в объемном литературном произведении, определение средств художественной выразительности.

Рассказ. Развитие представлений о жан­ре рассказа. Герой рассказа: особенности ха­рактера и мир чувств героя. Сравнительный анализ характеров персонажей (героев). Способы выражения авторской оценки ге­роя: портрет героя, характеристика дейст­вий и эмоциональных реакций героя, описа­ние интерьера или пейзажа, окружающего героя. Выделение элементов сюжета: завяз­ки, кульминации, развязки. Выявление средств художественной выразительности.

Поэзия. Особенности поэтического взгля­да на мир. Раскрытие внутреннего мира автора в стихотворении. Открытое выраже­ние чувства в авторской поэзии. Сюжет­ное развертывание переживания. Создание яркого образа с помощью разнообразных средств художественной выразительности: олицетворения, сравнения, эпитета (опреде­ления), контраста, звукописи, гиперболы и повтора.

Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений)

Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирова­ние, драматизация; устное словесное рисо­вание, установление причинно-следствен­ных связей в тексте, последовательности со­бытий; изложение, создание собственного текста на основе художественного произве­дения (текст по аналогии), репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта.

Круг чтения третьего года обучения  
Устное народное творчество

Малые жанры фольклора: считалки, за­гадки, заклички, пословицы, поговорки.

Мифологические сюжеты Древней Гре­ции, славянские мифы, карельские мифы «Калевала».

Русские народные сказки и сказки разных народов

«Яичко», «Петушок - золотой гребешок и жерновцы», «Сивка-бурка», «Хаврошечка», «Мороз, Солнце и Ветер», «Царевна-лягушка», «Царевна Несмеяна»*, «У страха глаза велики», докучные сказки*, «Коза с орехами»*.

«Хитрая лиса» (корякская сказка)*, «По­чему звери друг от друга отличаются» (на­найская сказка), «Отчего у зайца длинные уши» (мансийская сказка), «Медведь и бу­рундук» (нивхская сказка), «Волшебная лампа Аладдина» (арабская сказка)*.

Авторские сказки классической русской и зарубежной литературы

Ш. Перро «Рике с хохолком»*; В. Гауф «Маленький Мук»*; Г. Х. Андерсен «Дюй­мовочка», «Огниво»*; А. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»; Д. Мамин-Сибиряк «Серая Шейка».

Басни

Эзоп «Ворон и лисица», «Лисица и вино­град»; И. Крылов «Ворона и Лисица», «Ли­сица и Виноград»; С. Михалков «Бараны».

Классики русской литературы

А. Пушкин, М. Лермонтов, Ф. Тютчев, A.Фет, В. Жуковский, Е. Баратынский,  А Кольцов*, Я. Полонский*, А. Майков, Н. Некрасов, К. Бальмонт, И. Бунин,С. Есенин, В. Хлебников*, Саша Черный*, А.К. Толстой.

И. Тургенев «Воробей», «Голуби»*, «Со­бака»*; Н. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы»; Н. Гарин-Михайловский «Детство Темы»; В. Гаршин «Лягушка-путешествен­ница»; П. Бажов «Серебряное копытце»; Е. Шварц «Сказка о потерянном времени»*; Ю. Олеша «Три толстяка»*; А. Гайдар «Ти­мур и его команда»*.

Современная русская и зарубежная литература

М. Исаковский, Н. Рыленков, Е. Евту­шенко, С. Маршак, А. Барто*, Б. Заходер, М. Бородицкая, Г. Новицкая, М. Яснов, Э. Мошковская, Ю. Мориц*, Ю. Кушак, П. Барто, Тим Собакин, С. Махотин*, Н. Матвеева.

М. Пришвин «Разговор деревьев», «Гово­рящий грач»*; Ю. Коваль «Тузик», «Вися­чий мостик», «Тучка и галки», «Соловьи»*, «Шамайка»*; К. Паустовский «Стальное ко­лечко», «Прощание с летом», «Кот Ворю­га», «Растрепанный воробей»*; Г. Снегирев «Чудесная лодка»; Н. Носов «Шурик у де­душки»; В. Драгунский «Красный шарик в синем небе», «Девочка на шаре»; С. Коз­лов «Такое дерево», «Как поймать облако»; И. Акимушкин «Обезьяньи носы», «Броне­носцы»;   И.   Пивоварова  «Плохие  сны»,

B.    Чаплина*, Д. Нагишкин*; В. Голявкин «Был не крайний случай», «Рассказы»*; Ю. Раскин «Когда папа был маленьким»*; Ю. Дмитриев «О природе для больших и маленьких»*; Я. Ларри «Необычайные приключения Карика и Вали»*; А. Волков «Волшебник Изумрудного города»*.

Р. Киплинг «Отчего у верблюда горб»; Э. Распе «Приключения барона Мюнхаузена»*; С. Лагерлеф «Путешествие Нильса с дикими гусями»; Э. Сетон-Томпсон «Улич­ный певец»*; Д. Даррелл «Моя семья и дру­гие звери»*; Л. Кэрролл «Приключения Алисы в стране чудес»*; А. Милн «Винни Пух и все-все-все»*; Ф. Баум «Волшебник страны Оз»*; П. Треверс «Мери Поппинс»*. Японские трехстишия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.     Тематическое планирование 119 ч.

№п/п

Тема раздела

Кол-во часов

1

Глава 1. Вступаем в неизведанный мир

18

2

Глава 2. В единой семье всего живого 

22

3

Глава 3. Открываем мир заново

17

4

Глава 4. Времена, когда звери говорили

24

5

Глава 5. Всмотрись в мир своей души

14

6

Глава 6. Пересоздаём мир в творчестве

12

7

Глава 7. Без тебя мир неполный

12

 

Итого:

119