Рабочая программа по литературному чтению, 3 класс

  • pdf
  • 10.01.2024
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Рабочая программа по литературному чтению, 3 класс.pdf

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

                     Министерство образования и науки Челябинской области                        Октябрьский муниципальный район

                              «Крутоярская средняя общеобразовательная школа»

 

 

                                                                                                                           Приложение                                                                                               к основной образовательной программе                                                                                                          начального общего образования 

                                                                                  утвержденной приказом директора  

МОУ «Крутоярская СОШ»                                                                                                                                                    от 31.08.2023 №172

 

 

 

 

 

 

 

Рабочая программа учебного предмета

«Литературное чтение»

для 3 класса начального общего образования

 

 

 

 

 

 

 

  

                  Составитель: Ощепкова Лариса Владимировна,

учитель начальных классов

 

 

 

 

 

  

Крутоярский,2023

 

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» (предметная область «Русский язык и литературное чтение») соответствует Федеральной рабочей программе по учебному предмету «Литературное чтение» и включает пояснительную записку, содержание обучения, планируемые результаты освоения программы по литературному чтению. Пояснительная записка отражает общие цели и задачи изучения литературного чтения, место в структуре учебного плана, а также подходы к отбору содержания и планируемым результатам.

Содержание обучения представлено тематическими блоками, которые предлагаются для обязательного изучения в каждом классе на уровне начального общего образования. Содержание обучения в каждом классе завершается перечнем универсальных учебных действий (познавательных, коммуникативных, регулятивных), которые возможно формировать средствами литературного чтения с учётом возрастных особенностей обучающихся.

Планируемые результаты освоения программы по литературному чтению включают личностные, метапредметные результаты за период обучения, а также предметные достижения обучающегося за каждый год обучения на уровне начального общего образования.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ»

Программа по литературному чтению на уровне начального общего образования составлена на основе требований к результатам освоения программы начального общего образования ФГОС НОО, а также ориентирована на целевые приоритеты духовнонравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, сформулированные в федеральной рабочей программе воспитания.

Литературное чтение – один из ведущих учебных предметов уровня начального общего образования, который обеспечивает, наряду с достижением предметных результатов, становление базового умения, необходимого для успешного изучения других предметов и дальнейшего обучения, читательской грамотности и закладывает основы интеллектуального, речевого, эмоционального, духовно-нравственного развития обучающихся.

Литературное чтение призвано ввести обучающегося в мир художественной литературы, обеспечить формирование навыков смыслового чтения, способов и приёмов работы с различными видами текстов и книгой, знакомство с детской литературой и с учётом этого направлен на общее и литературное развитие обучающегося, реализацию творческих способностей обучающегося, а также на обеспечение преемственности в изучении систематического курса литературы.

ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ»

Приоритетная цель обучения литературному чтению – становление грамотного читателя, мотивированного к использованию читательской деятельности как средства самообразования и саморазвития, осознающего роль чтения в успешности обучения и повседневной жизни, эмоционально откликающегося на прослушанное или прочитанное произведение.

Приобретённые обучающимися знания, полученный опыт решения учебных задач, а также сформированность предметных и универсальных действий в процессе изучения литературного чтения станут фундаментом обучения на уровне основного общего образования, а также будут востребованы в жизни.

Достижение цели изучения литературного чтения определяется решением следующих задач:

      формирование у обучающихся положительной мотивации к систематическому чтению и слушанию художественной литературы и произведений устного народного творчества;

      достижение необходимого для продолжения образования уровня общего речевого развития;

      осознание значимости художественной литературы и произведений устного народного творчества для всестороннего развития личности человека;

      первоначальное представление о многообразии жанров художественных произведений и произведений устного народного творчества;

      овладение элементарными умениями анализа и интерпретации текста, осознанного использования при анализе текста изученных литературных понятий в соответствии с представленными предметными результатами по классам;

      овладение техникой смыслового чтения вслух, «про себя» (молча) и текстовой деятельностью, обеспечивающей понимание и использование информации  для решения учебных задач.

Программа по литературному чтению представляет вариант распределения предметного содержания по годам обучения с характеристикой планируемых результатов. Содержание программы по литературному чтению раскрывает следующие направления литературного образования обучающегося: речевая и читательская деятельности, круг чтения, творческая деятельность.

В основу отбора произведений для литературного чтения положены общедидактические принципы обучения: соответствие возрастным возможностям и особенностям восприятия обучающимися фольклорных произведений и литературных текстов; представленность в произведениях нравственно-эстетических ценностей, культурных традиций народов России, отдельных произведений выдающихся представителей мировой детской литературы.

Важным принципом отбора содержания программы по литературному чтению является представленность разных жанров, видов и стилей произведений, обеспечивающих формирование функциональной литературной грамотности обучающегося, а также возможность достижения метапредметных результатов, способности обучающегося воспринимать различные учебные тексты при изучении других предметов учебного плана начального общего образования.

Планируемые результаты изучения литературного чтения включают личностные, метапредметные результаты за период обучения, а также предметные достижения обучающегося за каждый год обучения на уровне начального общего образования.

МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Предмет «Литературное чтение» преемственен по отношению к предмету «Литература», который изучается в основной школе.

На литературное чтение в 3 классе отводится 136 часов (4 часа в неделю).

При изучении предмета используется УМК «Перспектива»


СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

О Родине и её истории. Любовь к Родине и её история – важные темы произведений литературы (произведения одного-двух авторов по выбору). Чувство любви к Родине, сопричастность к прошлому и настоящему своей страны и родного края – главные идеи, нравственные ценности, выраженные в произведениях о Родине. Образ Родины в стихотворных и прозаических произведениях писателей и поэтов ХIХ и ХХ веков. Осознание нравственноэтических понятий: любовь к родной стороне, малой родине, гордость за красоту и величие своей Отчизны. Роль и особенности заголовка произведения. Репродукции картин как иллюстрации к произведениям о Родине. Использование средств выразительности при чтении вслух: интонация, темп, ритм, логические ударения. 

Произведения для чтения: К.Д. Ушинский «Наше отечество», М.М. Пришвин «Моя

Родина», С.А. Васильев «Россия», Н.П. Кончаловская «Наша древняя столица» (отрывки) и другое (по выбору).

Фольклор (устное народное творчество). Круг чтения: малые жанры фольклора (пословицы, потешки, считалки, небылицы, скороговорки, загадки, по выбору). Знакомство с видами загадок. Пословицы народов России (значение, характеристика, нравственная основа). Книги и словари, созданные В. И. Далем. Активный словарь устной речи: использование образных слов, пословиц и поговорок, крылатых выражений. Нравственные ценности в фольклорных произведениях народов России.

Фольклорная сказка как отражение общечеловеческих ценностей и нравственных правил. Виды сказок (о животных, бытовые, волшебные). Художественные особенности сказок: построение (композиция), язык (лексика). Характеристика героя, волшебные помощники, иллюстрация как отражение сюжета волшебной сказки (картины В. М. Васнецова, И. Я. Билибина и др.). Отражение в сказках народного быта и культуры. Составление плана сказки.

Круг чтения: народная песня. Чувства, которые рождают песни, темы песен. Описание картин природы как способ рассказать в песне о родной земле. Былина как народный песенный сказ о важном историческом событии. Фольклорные особенности жанра былин: язык (напевность исполнения, выразительность), характеристика главного героя (где жил, чем занимался, какими качествами обладал). Характеристика былин как героического песенного сказа, их особенности (тема, язык). Язык былин, устаревшие слова, их место в былине и представление в современной лексике. Репродукции картин как иллюстрации к эпизодам фольклорного произведения.

Произведения для чтения: малые жанры фольклора, русская народная сказка «Иван-царевич и серый волк», былина об Илье Муромце и другие (по выбору).

Творчество А. С. Пушкина. А. С. Пушкин – великий русский поэт. Лирические произведения А. С. Пушкина: средства художественной выразительности (сравнение, эпитет); рифма, ритм. Литературные сказки А. С. Пушкина в стихах («Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» и другие по выбору). Нравственный смысл произведения, структура сказочного текста, особенности сюжета, приём повтора как основа изменения сюжета. Связь пушкинских сказок с фольклорными. Положительные и отрицательные герои, волшебные помощники, язык авторской сказки. И. Я. Билибин – иллюстратор сказок А. С. Пушкина.

Произведения для чтения: А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди», «В тот год осенняя погода…», «Опрятней модного паркета…» и другие (по выбору).

Творчество И. А. Крылова. Басня – произведение-поучение, которое помогает увидеть свои и чужие недостатки. Иносказание в баснях И. А. Крылов – великий русский баснописец. Басни И.

А. Крылова (не менее двух): назначение, темы и герои, особенности языка. Явная и скрытая мораль басен. Использование крылатых выражений в речи. 

Произведения для чтения: И.А. Крылов «Ворона и Лисица», «Лисица и виноград», «Мартышка и очки» и другие (по выбору).

Картины природы в произведениях поэтов и писателей ХIХ–ХХ веков. Лирические произведения как способ передачи чувств людей, автора. Картины природы в произведениях поэтов и писателей (не менее пяти авторов по выбору): Ф. И. Тютчева, А. А. Фета, А. Н. Майкова, Н. А. Некрасова, А. А. Блока, И. А. Бунина, С. А. Есенина, А. П. Чехова, К. Г. Паустовского и др. Чувства, вызываемые лирическими произведениями. Средства выразительности в произведениях лирики: эпитеты, синонимы, антонимы, сравнения. Звукопись, её выразительное значение Олицетворение как одно из средств выразительности лирического произведения. Живописные полотна как иллюстрация к лирическому произведению: пейзаж. Сравнение средств создания пейзажа в тексте-описании (эпитеты, сравнения, олицетворения), в изобразительном искусстве (цвет, композиция), в произведениях музыкального искусства (тон, темп, мелодия).

Произведения для чтения: Ф.И. Тютчев «Есть в осени первоначальной…», А.А. Фет «Кот поёт, глаза прищуря», «Мама! Глянь-ка из окошка…», А.Н. Майков «Осень», С.А. Есенин «Берёза», Н.А. Некрасов «Железная дорога» (отрывок), А.А. Блок «Ворона», И.А. Бунин «Первый снег» и другие (по выбору).

Творчество Л. Н. Толстого. Жанровое многообразие произведений Л. Н. Толстого: сказки, рассказы, басни, быль (не менее трёх произведений). Рассказ как повествование: связь содержания с реальным событием. Структурные части произведения (композиция): начало, завязка действия, кульминация, развязка. Эпизод как часть рассказа. Различные виды планов. Сюжет рассказа: основные события, главные герои, действующие лица, различение рассказчика и автора произведения. Художественные особенности текста-описания, текста-рассуждения.

Произведения для чтения: Л.Н. Толстой «Лебеди», «Зайцы», «Прыжок», «Акула» и другие.

Литературная сказка. Литературная сказка русских писателей (не менее двух). Круг чтения: произведения В. М. Гаршина, М. Горького, И. С. Соколова-Микитова и др. Особенности авторских сказок (сюжет, язык, герои). Составление аннотации.

Произведения для чтения: В.М. Гаршин «Лягушка-путешественница», И.С. СоколовМикитов «Листопадничек», М. Горький «Случай с Евсейкой» и другие (по выбору).

Произведения о взаимоотношениях человека и животных. Человек и его отношения с животными: верность, преданность, забота и любовь. Круг чтения: произведения Д. Н. МаминаСибиряка, К. Г. Паустовского, М. М. Пришвина, Б. С. Житкова. Особенности рассказа: тема, герои, реальность событий, композиция, объекты описания (портрет героя, описание интерьера).

Произведения для чтения: Б.С. Житков «Про обезьянку», К.Г. Паустовский «Барсучий нос», «Кот-ворюга», Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш» и другое (по выбору).

Произведения о детях. Дети – герои произведений: раскрытие тем «Разные детские судьбы», «Дети на войне». Отличие автора от героя и рассказчика. Герой художественного произведения: время и место проживания, особенности внешнего вида и характера. Историческая обстановка как фон создания произведения: судьбы крестьянских детей, дети на войне ( произведения по выбору двух-трёх авторов). Основные события сюжета, отношение к ним героев произведения. Оценка нравственных качеств, проявляющихся в военное время.

Произведения для чтения: Л. Пантелеев «На ялике», А. Гайдар «Тимур и его команда» (отрывки), Л. Кассиль и другие (по выбору).

Юмористические произведения. Комичность как основа сюжета. Герой юмористического произведения. Средства выразительности текста юмористического содержания: преувеличение. Авторы юмористических рассказов (не менее двух произведений): Н. Н. Носов, В.Ю. Драгунский, М. М. Зощенко и др.

Произведения для чтения: В.Ю. Драгунский «Денискины рассказы» (1-2 произведения),

Н.Н. Носов «Весёлая семейка» (1-2 рассказа из цикла) и другие (по выбору).

Зарубежная литература. Круг чтения (произведения двух-трёх авторов по выбору): литературные сказки Ш. Перро, Х.-К. Андерсена, Р. Киплинга. Особенности авторских сказок (сюжет, язык, герои). Рассказы о животных зарубежных писателей. Известные переводчики зарубежной литературы: С. Я. Маршак, К. И. Чуковский, Б. В. Заходер. 

Произведения для чтения: Х.-К. Андерсен «Гадкий утёнок», Ш. Перро «Подарок феи» и другие (по выбору).

Библиографическая культура (работа с детской книгой и справочной литературой). Ценность чтения художественной литературы и фольклора, осознание важности читательской деятельности. Использование с учётом учебных задач аппарата издания (обложка, оглавление, аннотация, предисловие, иллюстрации). Правила юного читателя. Книга как особый вид искусства. Общее представление о первых книгах на Руси, знакомство с рукописными книгами.

Изучение литературного чтения в 3 классе способствует освоению ряда универсальных учебных действий: познавательных универсальных учебных действий, коммуникативных универсальных учебных действий, регулятивных универсальных учебных действий, совместной деятельности. 

Базовые логические и исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий способствуют формированию умений:

      читать доступные по восприятию и небольшие по объёму прозаические и стихотворные произведения (без отметочного оценивания);

      различать сказочные и реалистические, лирические и эпические, народные и авторские произведения;

      анализировать текст: обосновывать принадлежность к жанру, определять тему и главную мысль, делить текст на части, озаглавливать их, находить в тексте заданный эпизод, определять композицию произведения, характеризовать героя;

      конструировать     план    текста,            дополнять      и          восстанавливать       нарушенную последовательность;

      сравнивать произведения, относящиеся к одной теме, но разным жанрам; произведения одного жанра, но разной тематики;

      исследовать текст: находить описания в произведениях разных жанров (портрет, пейзаж, интерьер).

Работа с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий способствуют формированию умений:

      сравнивать информацию словесную (текст), графическую или изобразительную (иллюстрация), звуковую (музыкальное произведение);

      подбирать иллюстрации к тексту, соотносить произведения литературы и изобразительного искусства по тематике, настроению, средствам выразительности; выбирать книгу в библиотеке в соответствии с учебной задачей; составлять аннотацию.

Коммуникативные универсальные учебные действия способствуют формированию умений:

      читать текст с разными интонациями, передавая своё отношение к событиям, героям произведения;

      формулировать вопросы по основным событиям текста;

      пересказывать текст (подробно, выборочно, с изменением лица);

      выразительно исполнять стихотворное произведение, создавая соответствующее настроение;

      сочинять простые истории (сказки, рассказы) по аналогии.

Регулятивные универсальные учебные способствуют формированию умений:

      принимать цель чтения, удерживать её в памяти, использовать в зависимости от учебной задачи вид чтения, контролировать реализацию поставленной задачи чтения;

      оценивать качество своего восприятия текста на слух;

      выполнять действия контроля (самоконтроля) и оценки процесса и результата деятельности, при необходимости вносить коррективы в выполняемые действия.

Совместная деятельность способствует формированию умений:

      участвовать в совместной деятельности: выполнять роли лидера, подчинённого, соблюдать равноправие и дружелюбие;

      в коллективной театрализованной деятельности читать по ролям, инсценировать (драматизировать) несложные произведения фольклора и художественной литературы; выбирать роль, договариваться о манере её исполнения в соответствии с общим замыслом;

      осуществлять взаимопомощь, проявлять ответственность при выполнении своей части

работы, оценивать свой вклад в общее дело.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

 

Изучение литературного чтения в 3 классе направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные результаты освоения программы предмета «Литературное чтение» достигаются в процессе единства учебной и воспитательной деятельности, обеспечивающей позитивную динамику развития личности младшего школьника, ориентированную на процессы самопознания, саморазвития и самовоспитания. Личностные результаты освоения программы предмета «Литературное чтение» отражают освоение младшими школьниками социально значимых норм и отношений, развитие позитивного отношения обучающихся к общественным, традиционным, социокультурным и духовно-нравственным ценностям, приобретение опыта применения сформированных представлений и отношений на практике.

Гражданско-патриотическое воспитание:

      становление ценностного отношения к своей Родине – России, малой родине, проявление интереса к изучению родного языка, истории и культуре Российской Федерации, понимание естественной связи прошлого и настоящего в культуре общества;

      осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, сопричастности к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края, проявление уважения к традициям и культуре своего и других народов в процессе восприятия и анализа произведений выдающихся представителей русской литературы и творчества народов России;

      первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений.

Духовно-нравственное воспитание:

      освоение опыта человеческих взаимоотношений, признаки индивидуальности каждого человека, проявление сопереживания, уважения, любви, доброжелательности и других моральных качеств к родным, близким и чужим людям, независимо от их

национальности, социального статуса, вероисповедания;

      осознание этических понятий, оценка поведения и поступков персонажей художественных произведений в ситуации нравственного выбора;

      выражение своего видения мира, индивидуальной позиции посредством накопления и систематизации литературных впечатлений, разнообразных по эмоциональной окраске;

      неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям  Эстетическое воспитание:

      проявление уважительного отношения и интереса к художественной культуре, к различным видам искусства, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, готовность выражать своё отношение в разных видах художественной деятельности;

      приобретение эстетического опыта слушания, чтения и эмоционально-эстетической оценки произведений фольклора и художественной литературы;

      понимание образного языка художественных произведений, выразительных средств, создающих художественный образ.

Трудовое воспитание:

      осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям.

Экологическое воспитание:

      бережное отношение к природе, осознание проблем взаимоотношений человека и животных, отражённых в литературных произведениях; неприятие действий, приносящих ей вред.

Ценности научного познания:

      ориентация в деятельности на первоначальные представления о научной картине мира, понимание важности слова как средства создания словесно-художественного образа, способа выражения мыслей, чувств, идей автора;

      овладение смысловым чтением для решения различного уровня учебных и жизненных задач;

      потребность в самостоятельной читательской деятельности, саморазвитии средствами литературы, развитие познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в познании произведений фольклора и художественной литературы, творчества писателей.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

В результате изучения предмета «Литературное чтение» в начальной школе у обучающихся будут сформированы познавательные универсальные учебные действия:

базовые логические действия:

      сравнивать произведения по теме, главной мысли (морали), жанру, соотносить произведение и его автора, устанавливать основания для сравнения произведений, устанавливать аналогии;

      объединять произведения по жанру, авторской принадлежности;

      определять существенный признак для классификации, классифицировать произведения по темам, жанрам и видам;

      находить закономерности и противоречия при анализе сюжета (композиции), восстанавливать нарушенную последовательность событий (сюжета), составлять аннотацию, отзыв по предложенному алгоритму;

      выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма;

      устанавливать причинно-следственные связи в сюжете фольклорного и художественного текста, при составлении плана, пересказе текста, характеристике поступков героев;

базовые исследовательские действия:

      определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных учителем вопросов;

      формулировать с помощью учителя цель, планировать изменения объекта, ситуации;

      сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев);

      проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть – целое, причина – следствие);

      формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения (опыта, классификации, сравнения, исследования);

      прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях;

работа с информацией:

      выбирать источник получения информации;

      согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде;

      распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учителем способа её проверки;

      соблюдать с помощью взрослых (учителей, родителей (законных представителей) правила информационной безопасности при поиске информации в сети Интернет;

      анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей; самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации.

К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются коммуникативные универсальные учебные действия:

общение:

      воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;

      проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии;

      признавать возможность существования разных точек зрения;

      корректно и аргументированно высказывать своё мнение;

      строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;

      создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);

      готовить небольшие публичные выступления;

      подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления.

К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются регулятивные универсальные учебные действия:

самоорганизация:

      планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;

      выстраивать последовательность выбранных действий; самоконтроль:

      устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;

      корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.

Совместная деятельность:

      формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;

      принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;

      проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;

      ответственно выполнять свою часть работы;

      оценивать свой вклад в общий результат; выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы.

  

 

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

      отвечать на вопрос о культурной значимости устного народного творчества и художественной литературы, находить в фольклоре и литературных произведениях отражение нравственных ценностей, традиций, быта, культуры разных народов, ориентироваться в нравственно-этических понятиях в контексте изученных произведений;

      читать вслух и про себя в соответствии с учебной задачей, использовать разные виды чтения (изучающее, ознакомительное, поисковое выборочное, просмотровое выборочное);

      читать вслух целыми словами без пропусков и перестановок букв и слогов доступные по восприятию и небольшие по объёму прозаические и стихотворные произведения в темпе не менее 60 слов в минуту (без отметочного оценивания);

      читать наизусть не менее 4 стихотворений в соответствии с изученной тематикой произведений;

      различать художественные произведения и познавательные тексты;

      различать прозаическую и стихотворную речь: называть особенности стихотворного произведения (ритм, рифма, строфа), отличать лирическое произведение от эпического;

      понимать жанровую принадлежность, содержание, смысл прослушанного/прочитанного произведения: отвечать и формулировать вопросы к учебным и художественным

текстам;

      различать и называть отдельные жанры фольклора (считалки, загадки, пословицы, потешки, небылицы, народные песни, скороговорки, сказки о животных, бытовые и волшебные) и художественной литературы (литературные сказки, рассказы, стихотворения, басни), приводить примеры произведений фольклора разных народов России;

      владеть элементарными умениями анализа и интерпретации текста: формулировать тему и главную мысль, определять последовательность событий в тексте произведения, выявлять связь событий, эпизодов текста; составлять план текста (вопросный, номинативный, цитатный);

      характеризовать героев, описывать характер героя, давать оценку поступкам героев, составлять портретные характеристики персонажей; выявлять взаимосвязь между поступками, мыслями, чувствами героев, сравнивать героев одного произведения и сопоставлять их поступки по предложенным критериям (по аналогии или по контрасту);

      отличать автора произведения от героя и рассказчика, характеризовать отношение автора к героям, поступкам, описанной картине, находить в тексте средства изображения героев (портрет), описание пейзажа и интерьера;

      объяснять значение незнакомого слова с опорой на контекст и с использованием словаря; находить в тексте примеры использования слов в прямом и переносном значении, средств художественной выразительности (сравнение, эпитет, олицетворение);

      осознанно применять изученные понятия (автор, мораль басни, литературный герой, персонаж, характер, тема, идея, заголовок, содержание произведения, эпизод, смысловые части, композиция, сравнение, эпитет, олицетворение);

      участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного произведения: строить монологическое и диалогическое высказывание с соблюдением орфоэпических и пунктуационных норм, устно и письменно формулировать простые выводы, подтверждать свой ответ примерами из текста; использовать в беседе изученные литературные понятия;

      пересказывать произведение (устно) подробно, выборочно, сжато (кратко), от лица героя, с изменением лица рассказчика, от третьего лица;

      при анализе и интерпретации текста использовать разные типы речи (повествование, описание, рассуждение) с учётом специфики учебного и художественного текстов;

      читать по ролям с соблюдением норм произношения, инсценировать небольшие эпизоды из произведения;

      составлять устные и письменные высказывания на основе прочитанного/прослушанного текста на заданную тему по содержанию произведения (не менее 8 предложений), корректировать собственный письменный текст;

      составлять краткий отзыв о прочитанном произведении по заданному алгоритму;

      сочинять тексты, используя аналогии, иллюстрации, придумывать продолжение прочитанного произведения;

      использовать в соответствии с учебной задачей аппарат издания (обложку, оглавление, аннотацию, иллюстрации, предисловие, приложения, сноски, примечания);

      выбирать книги для самостоятельного чтения с учётом рекомендательного списка, используя картотеки, рассказывать о прочитанной книге;

      использовать справочные издания, в том числе верифицированные электронные образовательные и информационные ресурсы, включённые в федеральный перечень. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

 

№ п/

п  

 

Наименование разделов и тем

программы  

 

Количество часов

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы  

 

Всего  

 

Контрольн

ые работы  

 

Практически

е работы  

 

1

О Родине и её истории

 6  

 

 

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/7f411a4 0

2

Фольклор (устное народное творчество)

 16  

 1  

 

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/7f411a4 0

3

Творчество

И.А.Крылова

 4  

 

 

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/7f411a4 0

4

Творчество А.С.Пушкина

 9  

 1  

 

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/7f411a4 0

5

Картины природы в произведениях поэтов и писателей ХIХ века

 8  

 

 

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/7f411a4 0

6

Творчество Л.Н.Толстого

 10  

 1  

 

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/7f411a4 0

7

Литературная сказка

 9  

 

 

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/7f411a4 0

8

Картины природы в произведениях поэтов и писателей XX века

 10  

 1  

 

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/7f411a4 0

9

Произведения о взаимоотношениях человека и животных

 16  

 1  

 

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/7f411a4 0

10

Произведения о детях

 18  

 1  

 

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/7f411a4 0

11

Юмористические произведения

 6  

 

 

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/7f411a4 0

12

Зарубежная литература

 10  

 1  

 

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/7f411a4 0

13

Библиографическа я культура (работа с детской книгой и справочной литературой)

 4  

 

 

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/7f411a4 0

Резервное время

 10  

 1  

 

 

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО

ЧАСОВ ПО

ПРОГРАММЕ

 136  

 8  

 0  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ  ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

урока в разделе

Тема урока

Дата  изучения

План

Факт

 

 

Раздел 1. 6ч

1.

1

Знакомство с системой условных обозначений. Содержание учебника. Обращение авторов учебника.

02.09.2023

 

2.

2

Вводный урок по содержанию раздела.

Основные понятия раздела: книжная мудрость, печатная книга. Наставления детям Владимира Мономаха.

05.09.2023

 

3.

3

Б.Горбачевский. Первопечатник Иван Фёдоров.

06.09.2023

 

4.

4

Первая «Азбука» Ивана Фёдорова. Наставления Библии.

 

07.09.2023

 

5

5

Проект. Мы идём в музей книги.

 

 

 

6

6

Вводный урок  раздела. Основные понятия раздела: поступок, честность, верность слову. Работа с выставкой книг

 

 

 

 

Раздел 2.16ч

7

1

Пословицы разных народов о человеке и его делах.

08.09.2023

 

8.

2

В.И. Даль.

Пословицы и поговорки русского народа.

09.09.2023

 

9

3

Н. Носов. Огурцы. Смысл поступка. 

 

12.09.2023

 

10

4

Н. Носов. Огурцы. Характеристика героя.

 

13.09.2023

 

11

5

Создание рассказа по аналогии на тему «Что такое добро».

 

 

12

6

М. Зощенко. Не надо врать. Смысл поступка.

 

 

13

7

М. Зощенко. Не надо врать. Пересказ.

 

 

14

8

Л. Каминский. Сочинение. Анализ рассказа.

 

 

15

9

М. Зощенко. Не надо врать. Пересказ.

 

 

16

10

Л. Каминский. Сочинение. Анализ рассказа.

 

 

 

17

11

Отзыв на книгу. Обсуждение отзыва в группе.

 

 

18

12

М. Зощенко. Через тридцать лет .Поступок героя.

 

 

19

13

 Мы идём в библиотеку. Рассказы о детях.

 

 

 

20

14

Самостоятельное чтение. Н. Носов. Трудная задача.

 

 

21

15

          

Семейное чтение. Притчи.

 

 

22

16

 Наш театр. В. Драгунский. «Где это видано, где это слыхано…». Инсценирование.

 

 

Раздел 3. 4ч

23

1

Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу.

 

 

 

24

2

Проверочная  работа по разделу «Жизнь дана на добрые дела.»

 

 

25

3

Вводный урок по содержанию раздела. Основные понятия раздела: народные сказки, присказка, сказочные предметы.

 

 

26

4

Русская сказка. Иван – царевич и Серый Волк.  Особенности волшебной сказки.

 

 

 

Раздел 4. 9ч

27

1

Русская сказка. Иван – царевич и Серый Волк. Характеристика героя.

 

 

 

28

2

В.Васнецов. «Иван – царевич на Сером Волке». Рассказ по картине.

 

 

29

3

Русская сказка. Летучий корабль. Особенности волшебной сказки.

 

 

30

4

Русская сказка. Летучий корабль. Характеристики героев сказки.

 

 

 

31

5

Мы идём в библиотеку. Сборники сказок. Тематический каталог.

 

 

 

32

6

Самостоятельное чтение. Русская сказка.

Морозко. Характеристика героев сказки. Пересказ.

 

 

 

33

7

Семейное чтение. Русская сказка. Белая уточка. Смысл сказки. 

 

 

34

8

Семейное чтение. Русская сказка. Белая уточка.  Пересказ

 

 

 

35

9

Русская сказка. По щучьему велению.

Подготовка реквизита, костюмов. Представление сказки в младших классах.

 

 

 

Раздел 5.  8ч

36

1

Наш театр. Русская сказка. По щучьему веленью. Инсценирование.

             

 

37

2

Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу.

 

 

38

3

Проверочная  работа по разделу «Волшебная сказка».

 

 

39

4

Вводный урок по содержанию раздела. Основные понятия раздела: художественный и познавательный рассказы, автор-рассказчик, периодическая литература. 

 

 

40

5

Сравнение художественной и научнопознавательной литературы.

 

 

41

6

К. Паустовский. Барсучий нос. Особенноси художественного текста. 

 

 

 

42

7

К. Паустовский. Барсучий нос.    Пересказ. Текст из энциклопедии. Барсук.                         

 

 

43

8

В. Берестов. Кошкин щенок. Особенности юмористического произведения. Выразительное чтение.

 

 

Раздел 6.  10ч

44

1

Б. Заходер. «Вредный кот». Смысл названия стихотворения.

 

 

45

2

В. Бианки. «Приключения Муравьишки». Правда и вымысел в сказке В.Бианки.

 

 

46

3

Создание текста по аналогии. Как муравьишке бабочка помогла добраться домой.

 

 

 

47

4

О. Полонский. Муравьиное царство.

Особенности научно-популярного текста.

Краткий пересказ.

 

 

48

5

Тим Собакин. Песни бегемотов. Постановка вопросов к тексту стихотворения.

 

 

 

49

6

Мы идём в библиотеку. Сборники произведений о природе.

 

 

50

7

Периодическая печать. Журналы для детей. Выставка детских журналов.

 

 

 

51

8

Самостоятельное чтение. Д. Мамин - Сибиряк.

Серая Шейка. Герой художественного текста.

Его особенности. 

 

 

52

9

 Д. Мамин - Сибиряк. Серая Шейка Пересказ

 

 

53

10

Семейное чтение. Н.Носов. Карасик. Смысл поступка героев. 

 

 

Раздел 7. 9ч

54

1

 Н.Носов. Карасик.  Характеристика героев произведения

 

 

55

2

Наш театр. М. Горький. Воробьишко.

Подготовка реквизита, костюмов, театральных билетов..

 

 

 

56

3

Маленькие и большие секреты страны Литературии.  Обобщение по разделу.

 

 

57

4

Маленькие и большие секреты страны

Литературии.  Отзыв на книгу о природе

 

 

58

5

Проверочная работа по разделу «Люби все живое».

 

 

59

6

Вводный урок по содержанию раздела.

Основные понятия раздела: наблюдение, пейзаж, средства художественной выразительности. 

 

 

60

7

И. Шишкин. Зимой в лесу. Устное сочинение по картине.

 

 

61

8

Н. Некрасов. Славная осень. Средства художественной выразительности: сравнение. 

 

 

62

9

М. Пришвин. «Осинкам холодно». Приём олицетворения как средство создания образа

 

 

Раздел 8.  10ч

63

1

Ф.Тютчев. Листья. Контраст как средство создания образа.

 

 

64

2

А. Фет. «Осень». Настроение стихотворения.

 

 

65

3

И.Бунин. Первый снег. В.Поленов. Ранний снег. Сравнение произведений литературы и живописи.

 

 

66

4

Мы идём в библиотеку. Сборники произведений о природе.

 

 

 

67

5

Самостоятельное чтение. К. Бальмонт. Снежинка. Средства художественной выразительности для создания образа снежинки

 

 

 

68

6

Семейное чтение.

 К Паустовский. В саду уже поселилась осень… Краски осени. 

 

 

69

7

Картины природы в произведениях живописи. И.Остроухов. Парк. А Саврасов. Зима

 

 

70

8

Маленькие и большие секреты  страны Литературии. Обобщение по разделу.

 

 

 

71

9

Вводный урок по содержанию раздела. Основные понятия раздела: сказка в стихах, басня, иллюстрация.

 

 

 

72

10

Великие русские писатели. В. Берестов об А. С. Пушкине. Краткий пересказ.  

 

 

Раздел 9.   16ч

73

1

А.С. Пушкин. Зимнее утро. Картины зимней природы. Настроение стихотворения.

 

 

74

2

И.Грабарь. Зимнее утро. Сравнение произведений литературы и живописи.

 

 

 

75

3

А.С. Пушкин. Зимний вечер. Картины зимней природы. Настроение стихотворения. Сравнение картин зимнего утра и зимнего вечера.

 

 

76

4

Ю.Клевер. Закат солнца зимой. Зимний пейзаж с избушкой. Сравнение произведений литературы и живописи.

 

 

77

5

А.С. Пушкин. Опрятней модного паркета… П. Брейгель. Зимний пейзаж. Сравнение произведений литературы и живописи.

 

 

78

6

В. Суриков. Взятие снежного городка. Устное сочинение по картине.

 

 

79

7

А. С. Пушкин. Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди.

Сравнение с народной сказкой.

 

 

80

8

А. С. Пушкин. Сказка о царе Салтане ...

Нравственный смысл литературной сказки.

 

 

81

9

А. С. Пушкин. Сказка о царе Салтане ...

Особенности сюжета. Структура сказочного текста.

 

 

82

10

А. С. Пушкин. Сказка о царе Салтане,... Характеристика героев произведения. 

 

 

 

83

11

А. С. Пушкин. Сказка о царе Салтане,...

Особенности языка литературной сказки.

 

 

84

12

А. С. Пушкин. Сказка о царе Салтане... Приём звукописи для создания образа моря, комара, шмеля, мухи.

 

 

85

13

Урок работы с книгой. Сказки А.С. Пушкина.     

             

 

86

14

И.Я. Билибин -  иллюстратор сказок А.С. Пушкина.

 

 

87

15

И.А.Крылов. Викторина по басням И.А.Крылова. 

             

 

88

16

И.А. Крылов. Слон и Моська.

Особенности структуры басни.

 

 

Раздел 10.    18ч

89

1

И. А. Крылов. Чиж и голубь. Особенности структуры басни

 

 

90

2

Великие русские писатели. Л.Н.Толстой. Краткий пересказ статьи.

 

 

91

3

Л.Н. Толстой. Лев и собачка. Быль. Особенности сюжета.

 

 

 

92

4

Л.Н. Толстой. Лебеди. Составление плана.

 

 

93

5

Л.Н. Толстой. Акула. Смысл названия. Составление плана.

 

 

 

94

6

Мы идём в библиотеку. Книги великих русских писателей. А.С.Пушкин, Л.Н.Толстой, И.А.Крылов.

 

 

95

7

Самостоятельное чтение. Л.Н.Толстой. Волга и Вазуза. Особенности жанра.

 

 

96

8

Л.Н.Толстой. Как гуси Рим спасли. Особенности жанра

 

 

97

9

Наш театр. И.А. Крылов. Квартет. Инсценирование.

 

 

98

10

Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу. 

 

 

99

11

Маленькие и большие секреты страны Литературии  Что такое согласие?

 

 

100

12

Проверочная работа по разделу « Великие русские писатели».

 

 

 

101

13

Вводный урок по содержанию раздела.

Основные понятия раздела: сказки литературные и народные, предисловие, полный и краткий пересказ.

 

 

102

14

 В.И. Даль. Девочка Снегурочка. Сравнение с народной сказкой.

 

 

103

15

 

В.И. Даль. Девочка Снегурочка. Особенности литературной сказки.

 

 

 

104

16

В. Одоевский. Мороз Иванович. Сравнение с народной сказкой «Морозко».

 

 

105

17

В. Одоевский. Мороз Иванович. Сравнение героев.

 

 

106

18

Д. Н. Мамин – Сибиряк. Сказка про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и весёлого трубочиста Яшу.

 

 

Раздел 11.  6ч

107

1

Д. Н. Мамин – Сибиряк. Сказка про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и весёлого трубочиста Яшу. Герои произведения.

 

 

108

2

Переводная литература для детей. Выставка книг. 

 

 

109

3

Переводная литература для детей.  Б.Заходер. Винни-Пух (предисловие). Особенности переводной литературы

 

 

110

4

Р.Киплинг. Маугли. Особенности переводной литературы. 

 

 

 

111

5

Р.Киплинг. Маугли. Герои произведения.

 

 

112

6

Дж. Родари. Волшебный барабан. Особенности переводной литературы.

 

 

 

Раздел 12. 10ч

113

1

Дж. Родари. Волшебный барабан. Сочинение возможного конца сказки.

 

 

114

2

Мы идём в библиотеку. Литературные сказки.

 

 

115

3

Самостоятельное чтение. Тим Собакин. Лунная сказка.

 

 

116

4

Семейное чтение. Ю.Коваль. Сказка о серебряном соколе. 

 

 

117

5

С. Михалков. Упрямый козлёнок. Инсценирование.

 

 

 

118

6

Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу.

 

 

119

7

 Проверочная работа по разделу « Литературная сказка.»

 

 

120

8

Вводный урок по содержанию раздела. Основные понятия раздела: творчество, стихотворение, рассказ, настроение

 

 

121

9

Б. Заходер. Что такое стихи? Анализ стихотворения.

 

 

122

10

И. Соколов – Микитов. Март в лесу. Лирическая зарисовка.

 

 

 

 

Раздел 13.  4ч

123

1

Устное сочинение на тему «Мелодии весеннего леса». 

 

 

124

2

А.Майков. Весна. Е.Волков. В конце зимы.

Е.Пурвит. Последний снег. Приём контраста в изображении зимы и весны. Сравнение произведений живописи и литературы.

 

 

125

3

С. Есенин «Сыплет черёмуха…». В.Борисов – Мусатов. Весна. Сравнение произведений живописи и литературы.

 

 

126

4

С. Есенин. С добрым утром! Выразительное чтение стихотворения.

 

 

 

 

«резервное время» 10ч

127

1

О. Высотская. Одуванчик. З.Александрова. Одуванчик. Сравнение образов.

 

 

 

128

2

М. Пришвин. Золотой луг. Сравнение поэтического и прозаического текстов.

 

 

129

3

А.Толстой. Колокольчики мои, цветики

степные… Авторское отношение к

 

 

 

130

4

изображаемому.

Саша Чёрный. «Летом»  А. Рылов «Зелёный шум». Сравнение произведений живописи и

 

 

 

131

5

литературы.

Ф. Тютчев «В небе тают облака…» Саврасов.

Сосновый бор на берегу реки. Сравнение

 

 

 

132

6

произведений живописи и литературы.

Мы идём в библиотеку. Сборники произведений о природе.

 

 

133

7

Самостоятельное чтение. Г.Юдин. Поэты..

 

 

134

8

 Я. Аким. Как я написал первое стихотворение. Очерковая литература.

 

 

135

9

Итоговая проверочная работа.

 

 

136

10

Обобщающий урок..

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО

ПРОЦЕССА

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА

 Литературное чтение (в 2 частях), 3 класс/ Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и другие, Акционерное общество «Издательство «Просвещение»

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

https://урок.рф/library/

 УРОК.РФ 

 Источник: https://rosuchebnik.ru/material/40-saytov-kotorye-oblegchat-rabotu-uchitelya/

 Фоксфорд.ру

 Источник: https://rosuchebnik.ru/material/40-saytov-kotorye-oblegchat-rabotu-uchitelya/

 

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ

ИНТЕРНЕТ

https://apkpro.ru/digital-library/

Посмотрите также