РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ
УМК «Школа России»
для 3 класса,
срок реализации программы – 1 год
Пояснительная записка
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса разработана в соответствие с:
— Федеральным законом от 29.12.2012 No 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
— Федеральным государственным образовательным стандартом (далее –ФГОС) начального общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от06.10.2009 No 373;
— Приказом Минобрнауки России от 31.12.2015 N 1576 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от06.10.2009 No 373"
— Примерной основной образовательной программой начального общего образования одобренной Федеральным учебно-методическим объединением по общему образования(протокол заседания от 8 апреля 2015 года № 1\15.
Авторской программой по литературному чтению Л.Ф. Климановой, М. В. Бойкиной (Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1–4). – М.: Просвещение, учебник 1,2 ч. УМК « Школа России»)
Рабочая программа является единой для всех учителей, работающих по УМК «Школа России».
Сроки реализации программы- 1год.
Цели программы:
- овладение навыком осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения как базовым в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности; совершенствование всех видов речевой деятельности;
- развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова;
- воспитание интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы; обогащение нравственного опыта младших школьников,
- формирование представлений о добре и зле; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России.
Общая характеристика учебного предмета.
Изучение предмета “Литературное чтение” включает следующие разделы:
1. Курс детского чтения.
Включает произведения устного творчества народов России и зарубежных стран, произведения классиков отечественной и зарубежной литературы, современных писателей России и других стран. В процессе обучения обогащается социально-нравственный и эстетический опыт ребёнка, формируя у школьников читательскую самостоятельность.
2. Виды речевой и читательской деятельности.
Включает все виды речевой и читательской деятельности (умение читать, слушать, говорить и писать) и работу с разными видами текстов. Раздел направлен на формирование речевой культуры обучающихся, на совершенствование коммуникативных навыков, главным из которых является:
-навык чтения
-совершенствование устной речи
-работа с текстом художественного произведения
-литературоведческая пропедевтика
3. Опыт творческой деятельности.
Раскрывает приёмы и способы деятельности, которые помогут учащимся адекватно воспринимать художественное произведение и проявлять собственные творческие способности.
Описание места учебного предмета в учебном плане
Предметная область |
Учебные предметы |
Количество часов в неделю |
Количество часов в год |
Русский язык и литературное чтение |
Образовательная часть |
|
|
|
Литературное чтение |
4 |
136 |
Описание ценностных ориентиров
Литературное чтение выступает в качестве
органического звена единой и непрерывной системы литературного образования в
средней школе.
Программа ориентирована на формирование и развитие у обучающихся речевых
навыков, навык чтения. Задача уроков - развитие навыков чтения как вида речевой
деятельности. Проводится работа по формированию умения постигать смысл
прочитанного, обобщать и выделять главное. Обучающиеся овладевают приемами
выразительного чтения, решают разнообразные коммуникативные задачи. Разбирая
произведения, дети обучаются переносу приемов выразительного устно-речевого
общения на чтение текстов. В программу включается раздел "Круг
чтения", который постепенно расширяет читательские возможности детей и их
знания об окружающем мире. При обучении чтению знания детей должны пополняться
элементарными сведениями литературоведческого характера. Дети получат первоначальные
представления об изобразительно-выразительных возможностях языка.
Отличительной особенностью программы является введение в ее содержание раздела
"Опыт творческой деятельности и эмоционально-чувственного отношения к
действительности".
Результаты освоения предмета
Личностные :
1. Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и
историю России.
2. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
3. Развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения.
4. Развитие самостоятельности, личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения.
5. Формирование эстетических чувств.
6. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
7. Развитие навыков сотрудничества; формирование стремления овладеть
положительной, гуманистической моделью доброжелательного общения; развитие умения находить выходы из спорных ситуаций.
8. Наличие мотивации к творческому труду, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметные :
1. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных видов и жанров, осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной форме.
2. Активное использование речевых средств для решения познавательных и коммуникативных задач.
3. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.
4. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений.
5. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи между объектами и процессами (общение, культура, творчество; книга, автор, содержание; художественный текст и др.); осознание связи между предметами гуманитарно-эстетического цикла. (Курс литературного чтения вводится сразу после завершения обучения грамоте, которое продолжается 23 учебные недели.)
6. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства их осуществления.
7. Формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
Предметные :
1.Понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций.
2.Формирование отношения к книге как важнейшей культурной ценности. 3.Формирование отношения к художественным произведениям как искусству слова.
4.Осознание духовно-нравственных ценностей великой русской литературы и литературы народов многонациональной России.
5.Осознание значимости систематического чтения для личностного развития; формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; успешности обучения по всем учебным предметам; формирование потребности в систематическом чтении.
6.Понимание роли чтения; использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных видов текстов, участвовать в обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев.
7.Достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приёмами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий.
8.Умение выбирать книгу для самостоятельного чтения, ориентируясь на тематический и алфавитный каталоги и рекомендательный список литературы, оценивать результаты своей читательской деятельности, вносить коррективы, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
Особенности изучения курса обучающимися с ЗПР.
Общей целью изучения предмета «Литературное чтение» является формирование у обучающихся навыков чтения и понимания прочитанного, введение ребенка в мир художественной литературы, привитие вкуса к чтению. Овладение учебным предметом «Литературное чтение» представляет сложность для обучающихся с ЗПР, это связано с недостатками фонематического восприятия, непониманием содержания звучащей речи, бедностью словаря, трудностями порождения связного высказывания, несовершенством навыков чтения, несформированностью основных мыслительных операций.
В соответствии перечисленными трудностями и особыми образовательными потребностями определяются общие задачи учебного предмета:
· формировать, закреплять и постепенно совершенствовать навыки чтения (сознательного, правильного, беглого и выразительного чтения вслух и про себя);
· уточнять и обогащать словарный запас путем расширения и дифференциации непосредственных впечатлений и представлений, полученных при чтении;
· формировать умение полноценно воспринимать литературное произведение в его эмоциональном, образном и логическом единстве, преодолевать недостатки в развитии эмоционально-волевой сферы детей;
· развивать нравственные и эстетические представления и чувства, художественный вкус, творческое и воссоздающее воображение, корригировать отклонения личностного развития ребенка;
· преодолевать недостатки в развитии речи обучающихся, формировать речевые умения и навыки;
· развивать и расширять представления об окружающем мире, обогащать чувственный опыт, развивать мыслительную деятельность и познавательную активность;
· прививать интерес к книге, к самостоятельному чтению;
· формировать приемы умственной деятельности, необходимые для овладения навыком чтения (наблюдения, сравнения и обобщения);
· способствовать совершенствованию познавательной деятельности и речевой коммуникации, обеспечивающих преодоление типичных для младших школьников с ЗПР недостатков сферы жизненной компетенции;
· содействовать достижению личностных, метапредметных и предметных результатов образования.
С учетом особых образовательных потребностей детей с ЗПР обозначенные задачи конкретизируются следующим образом:
· учить элементам выразительного чтения;
· учить понимать звучащую речь, отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения, передавать содержание прослушанного;
· учить использовать формы речевого этикета;
· познакомить с произведениями устного народного творчества и детской литературы, доступными для восприятия младших школьников с ЗПР, развивать нравственные и эстетические представления и чувства;
· учить создавать собственный текст по серии иллюстраций к произведению, на основе личного опыта или впечатлений;
· развивать и расширять представления об окружающем мире, обогащать чувственный опыт и словарь, развивать мыслительную деятельность и познавательную активность;
· воспитывать интерес к книгам и чтению;
· содействовать достижению личностных, метапредметных и предметных результатов образования.
Общая характеристика и коррекционно-развивающее значение учебного предмета
Учебный предмет «Литературное чтение» является одним из основных предметов в системе подготовки младшего школьника с ЗПР. Овладение читательской компетенцией, умение излагать свои мысли необходимо для полноценной социализации ребенка. Позитивное отношение к книгам и чтению способствует формированию общей культуры. Овладение учебным предметом «Литературное чтение» оказывает положительное влияние на общую успеваемость обучающегося по всем предметным областям. Однако даже у школьника без ограничений по возможностям здоровья овладение навыками правильного, осознанного и беглого чтения нередко вызывает трудности, которые связаны со сложной структурной организацией чтения.
Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы. В результате освоения предметного содержания литературного чтения обучающиеся приобретают общие учебные умения, навыки и способы деятельности: осознанно читать, строить диалогическое и монологическое высказывания на основе литературного произведения и личного опыта; описывать и сопоставлять различные объекты, самостоятельно пользоваться справочниками, находить информацию в словарях и др.
При обеспечении коррекционной направленности «Литературное чтение» позволяет младшим школьникам с ЗПР освоить обязательный базисный минимум, преодолеть затруднения в формировании навыка чтения.
Кроме того, на уроках в процессе работы расширяется запас представлений об окружающем мире, обогащается словарь, уточняется понимание лексического значения отдельных слов и содержания текстов в целом. Младшие школьники с ЗПР с помощью учителя учатся самостоятельно использовать контекст при осмыслении встречающихся в нем незнакомых слов и выражений.
Специально организованная учителем работа позволяет детям передать содержащуюся в прочитанном тексте мысль, установить временные, причинно-следственные связи, охарактеризовать действующих лиц и дать оценку их поступкам. Школьники также учатся в правильном интонировании при чтении.
Работа над перечисленными выше компонентами на уроках чтения способствует пониманию прочитанного и, следовательно, накоплению необходимых сведений и знаний об окружающей действительности, речевому развитию обучающихся, преодолению специфических недостатков познавательной деятельности, оказывая положительное влияние на весь процесс обучения младшего школьника.
В процессе реализации данного учебного предмета формируются навыки правильного, сознательного, беглого и выразительного чтения, которые необходимы младшим школьникам для усвоения программного материала по всем предметам учебного плана.
Умение передавать при чтении различными выразительными средствами свое отношение к прочитанному, способность сделать подробный, выборочный и краткий пересказ, умение воспроизводить содержание текста-описания или рассуждения являются одним из необходимых условий успешного обучения. Умение различать в тексте слова, объяснять и использовать в собственной речи оттенки значений слов, образные средства выразительности способствуют развитию всех компонентов речевой системы. Умение отличать связный текст от набора предложений, делить текст на части, озаглавливать их, объяснять смысл названия текста и смысл текста в целом также является необходимым школьным навыком.
Содержание учебного предмета
Виды речевой и читательской деятельности
Аудирование. Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, чтение различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопросы по услышанному учебному, научно-познавательному и художественному произведениям.
Чтение вслух. Сознательное, правильное чтение слов, предложений и текстов, увеличение скорости чтения, позволяющей читающему осмыслить текст.
Выразительное чтение небольшого текста: соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения; понимание цели чтения, использование интонации, передающей отношение читающего к прочитанному произведению, и темпа чтения, замедляя его или ускоряя в соответствии с речевой задачей и целями общения. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов.
Чтение про себя. Осознание смысла прочитанного текста, использование приёмов контроля и коррекции путём воспроизведения его содержания и ответов на вопросы.
Умение находить информацию в учебном или научно-познавательном тексте, используя различные виды чтения: изучающее, выборочное, просмотровое.
Понимание особенностей разных видов чтения: факта, описания, дополнения высказывания и др.
Работа с разными видами текста. Общее представление о разных видах текста: художественном, учебном, научно-популярном – и их сравнение. Определение целей создания этих видов текста.
Самостоятельное определение темы и главной мысли текста; установление причинно-следственных связей; деление текста на смысловые части. Определение главной мысли каждой части и всего текста, их озаглавливание; составление плана в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов или самостоятельно сформулированного высказывания. Пересказ текста (подробно, выборочно, кратко) по опорным словам или самостоятельно составленному плану. Соблюдение при пересказе логической последовательности и точности изложения событий. Составление текстов разного типа: описание, рассуждение, повествование (по аналогии с прочитанным текстом, по предложенному образцу). Определение целей использования их в общении. Умение работать с разными видами информации.
Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Справочные и иллюстративно-изобразительные материалы.
Воспроизведение содержания текста с элементами описания (природы, внешнего вида героя, обстановки) и рассуждения, с заменой диалога высказыванием (о чём говорили собеседники, основная мысль беседы).
Сравнение художественных и научно-познавательных произведений. Наблюдение и различение целей их использования в общении (воздействовать на чувства читателя и сообщить что-то, объяснить читателю).
Библиографическая культура. Книга как особый вид искусства. Книга как источник знаний. Первые книги на Руси и начало книгопечатания (общее представление). Книга учебная, художественная, справочная. Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, её справочно-иллюстративный материал).
Выбор книг на основе рекомендованного списка, картотеки, открытого доступа к детским книгам в библиотеке. Алфавитный каталог. Самостоятельное пользование соответствующими возрасту словарями и справочной литературой.
Определение (с помощью учителя) особенностей учебного (передача информации) и научно-популярного текстов (сообщение, объяснение).
Работа с художественным произведением. Понимание содержания художественного произведения, умение эмоционально откликаться на него. Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием.
Определение особенностей художественного текста, понимание цели его создания (воздействовать на читателя с помощью изображённых картин и выразительных средств языка). Анализ слова со стороны звучания и его значения, прямое и переносное значение слов. Умение мысленно нарисовать (воссоздать) картины, созданные писателем.
Самостоятельное воспроизведение текста художественного произведения (эпизода) с использованием выразительных средств языка.
Характеристика героя произведения (портрет, характер, поступки, речь), анализ его поступков и мотивов поведения. Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей). Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту; нахождение в тексте соответствующих слов и выражений. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста (с помощью учителя); понимание главной мысли произведения.
Выбор фрагментов текста: описание природы, места действия, поступка героя. Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту, отбор слов и выражений в тексте, позволяющих составить рассказ.
Сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев; их обобщение и формулировка выводов.
Заучивание наизусть небольших стихотворений и произведений игрового фольклора (потешек, скороговорок, песенок, загадок).
Работа с учебными, научно-популярными и другими текстами. Понимание заглавия произведения, адекватное соотношение с его содержанием. Определение особенностей учебного и научно-популярного текстов (передача информации). Понимание отдельных, наиболее общих особенностей текстов былин, легенд, библейских рассказов (по отрывкам или небольшим текстам). Знакомство с простейшими приёмами анализа различных видов текста: установление причинно следственных связей. Определение главной мысли текста.
Умение говорить (культура речевого общения). Осознание диалога как вида речи, в которой говорящие обмениваются высказываниями. Особенности диалогического общения: понимать его цель, обдумывать вопросы и ответы, выслушать, не перебивая, собеседника, поддерживая разговор с ним вопросами и репликами; в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемой теме или произведению с опорой на текст и личный опыт.
Осознание монолога как формы речевого высказывания. Умение строить речевое высказывание небольшого объёма с опорой на текст (заданную тему или поставленный вопрос), отражение в нём основной мысли и её доказательство (объяснение). Передача прочитанного или прослушанного с учётом специфики научно-популярного, учебного и художественного текстов.
Самостоятельное построение плана собственного высказывания (что скажу сначала, что скажу затем и чем закончу своё высказывание); отбор речевых средств языка в соответствии с целью высказывания. Составление устного короткого рассказа по рисункам, прочитанному тексту или заданной теме с соблюдением последовательности и связности изложения, культурных норм речевого высказывания.
Письмо (культура письменной речи). Соблюдение норм письменной речи: соответствие содержания заголовку, отражение в нём темы (места действия, характера героя). Использование в письменной речи выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнения). Контроль и корректировка письменного текста.
№ |
Название раздела |
Кол-во часов |
1 |
Вводный урок по курсу литературного чтения |
1 |
2 |
Самое великое чудо на свете |
4 |
3 |
Устное народное творчество |
14 |
4 |
Поэтическая тетрадь 1 |
11 |
5 |
Поэтическая тетрадь 2 |
30 |
6 |
Литературные сказки |
8 |
7 |
Были-небылицы |
10 |
8 |
Поэтическая тетрадь 1 |
6 |
9 |
Люби живое |
16 |
10 |
Поэтическая тетрадь 2 |
8 |
11 |
Собирай по ягодке-наберешь кузовок. |
12 |
12 |
По страницам детских журналов |
8 |
13 |
Зарубежная литература |
8 |
Всего |
136 |
Уровни овладения системой опорных знаний и умений по предмету
Уровень |
Комментарий |
Материал не усвоен |
Обучающийся не владеет терминологией, не может назвать изученных авторов, произведения, владение навыком чтения не соответствует нормам данной ступени обучения (не понимает прочитанное, не может ответить на вопросы по содержанию и т. д.) |
Минимальный уровень |
Выполнение читательского задания с серьезными недочетами, неточный пересказ содержания прочитанного, ответ на вопросы по содержанию при помощи учителя, неточное знание авторов и произведений по программе. |
Выполнение читательского задания самостоятельно и без серьезных ошибок, пересказ содержания близко к тексту, ответы на вопросы по содержанию без серьезной помощи учителя, знание авторов и произведений с серьезными ошибками. |
|
Программный уровень (Решение нестандартной задачи, которая требует применения новых знаний в непривычных условиях) |
Выполнение нестандартного задания с привлечением посторонней помощи или незначительными ошибками (недочетами) ,не влияющими на результат |
Выполнение нестандартного задания без ошибок, аккуратно и самостоятельно |
|
Высокий уровень (решение нестандартной задачи с привлечением не входящих в программу данного класса ) |
Выполнение задания в нестандартной форме (с выходом за пределы программы самостоятельно и без ошибок) |
Текущий контроль проводится в форме устного опроса, выразительного чтения, пересказа (подробного, выборочного, краткого), чтения наизусть, а также в письменном виде, например, выполнение заданий в рабочей тетради, краткие письменные ответы на вопросы по содержанию текста, описанию героев и т.д.
Контрольное чтение проводится раз в четверть для установления уровня развития читательских умений (скорости, выразительности, понимания прочитанного), навыков работы с текстом.
Примерные критерии оценивания устного ответа:
1. Выразительное чтение.
2. Объяснение новых слов.
3. Связный, выразительный пересказ/чтение наизусть.
4. Ответы на вопросы по содержанию.
5. Ответы на вопросы на понимание смысла.
Примерные критерии оценки выступления на заданную тему (доклад, сообщение, защита мини-проекта):
1.Отбор, систематизация материала в соответствии с темой.
2.Разнообразие источников информации.
3.Выразительный устный рассказ.
4.Краткость изложения в соответствии с ограничением времени.
5.Грамотные ответы на вопросы учителя и одноклассников по своему материалу.
Описание материально-технического обеспечения.
1. Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г., Голованова М. В. Учебник “Литературное чтение”. 3 класс – Ч.1, 2. – М.: Просвещение.
2. Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г., Голованова М. В. Рабочая тетрадь “Литературное чтение”. 3 класс – Ч.1, 2. – М.: Просвещение.
3. Программа курса «Литературное чтение» - М.: Просвещение.
4. Поурочные разработки по литературному чтению к учебнику Л. Ф.Климановой, В. Г.Горецкого, М. В.Головановой. Автор С. В. Кутявина.- М: «ВАКО».
5. Книжный фонд школьной библиотеки.
Календарно - тематическое планирование по литературному чтению (136 ч)
|
|
|||||||||
№ |
Дата |
Тема урока |
Планируемые результаты |
|
||||||
Метапредметные |
Предметные |
Личностные |
|
|||||||
Вводный урок по курсу литературного чтения( 1 ч)
|
|
|||||||||
1. |
|
Знакомство с учебником по литературному чтению. Система условных обозначений. |
Понимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия; адекватно воспринимать оценку учителя. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий; строить речевое высказывание в устной форме; умение структурировать знания. Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; строить понятные для партнёра высказывания;; |
Учащиеся научатся ориентироваться в учебнике, знать систему учебных обозначений, находить нужную главу и нужное произведение в учебнике, предполагать по названию содержание главы |
Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу |
|
||||
Самое великое чудо на свете(4 ч) |
|
|||||||||
2. |
|
Знакомство с названием раздела «Самое великое чудо на свете» |
Понимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия; адекватно воспринимать оценку учителя. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий; строить речевое высказывание в устной форме; умение структурировать знания. Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; строить понятные для партнёра высказывания; |
Учащиеся научатся ориентироваться в прочитанных произведениях, объяснять пословицы по изучаемой теме, предполагать на основе содержания название главы, представлять, что такое рукопись, иметь представление о старинных и современных книгах |
Знание основных моральных норм , осознание себя членом общества; формирование основ российской гражданской идентичности; осознание своей этнической принадлежности. Учащиеся обобщат знания по разделу, -обобщат полученную информацию, - научатся читать текст вслух целыми словами, -будут учится слушать мнения одноклассников, -высказывать своё мнение. |
|
||||
3. |
|
Рукописные книги Древней Руси. Подготовка сообщения на основе статьи учебника.. |
|
|||||||
4. |
|
Первопечатник Иван Федоров. Фотографии ,Рисунки, текст- объекты для получения необходимой информации. |
|
|||||||
5. |
|
Путешествие в прошлое. Оценка достижений
|
|
|||||||
Устное народное творчество(14 ч) |
|
|||||||||
6. |
|
Знакомство с названием раздела «Устное народное творчество». |
Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - адекватно воспринимать оценку учителя; -учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале. Строить речевое высказывание; проводить сравнение; обобщать т.е. выделять общее на основе существенных признаков. Строить понятные для партнёра высказывания; задавать вопросы. осуществлять анализ объектов с выделением существенных признаков. учитывать различные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; Наблюдать и делать самостоятельные простые выводы. допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра Строить речевое высказывание; проводить сравнение; обобщать т.е. выделять общее на основе существенных признаков. понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; Наблюдать и делать самостоятельные простые выводы. допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра Строить речевое высказывание; проводить сравнение; обобщать т.е. выделять общее на основе существенных признаков. Строить понятные для партнёра высказывания; задавать вопросы. Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - адекватно воспринимать оценку учителя; -учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале. Строить речевое высказывание; проводить сравнение; обобщать т.е. выделять общее на основе существенных признаков. Строить понятные для партнёра высказывания; задавать вопросы. |
Учащиеся обобщат знания по разделу, -обобщат полученную информацию, - научатся читать текст вслух целыми словами, -будут учится слушать мнения одноклассников, -высказывать своё мнение. Учащиеся научатся прогнозировать содержание раздела, планировать работу на уроке, различать виды (жанры) устного народного творчества; находить созвучные окончания слов в песне, выразительно читать песни Учащиеся научатся прогнозировать содержание раздела, планировать работу на уроке, различать виды (жанры) устного народного творчества; находить созвучные окончания слов в песне, выразительно читать песни Учащиеся научатся прогнозировать содержание раздела, планировать работу на уроке, различать виды (жанры) устного народного творчества; находить созвучные окончания слов в песне, выразительно читать песни Учащиеся научатся различать докучные сказки от других видов устного народного творчества; - находить созвучные окончания в текстах - научатся сочинять сказку с опорой на особенности построения. Учащиеся научатся различать малые жанры устного народного творчества; - научатся определять последовательность событий, составлять план, - научатся сравнивать произведения словесного и образного искусства, Научатся оценивать свои достижения. Учащиеся научатся сочинять сказку на основе опорных слов и анализа прочитанных художественных произведений |
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; -способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. - учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; -способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. - учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; -способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. - учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; -способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; -способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. - широкая мотивационная основа учебной деятельности; -ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности; -способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; - внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе. - широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы; -развитие способности к самооценке на основе критерия успешности. |
|
||||
7. |
|
Русские народные песни. Обращение к силам природы. |
|
|||||||
8. |
|
Лирические народные песни. |
|
|||||||
9. |
|
Шуточные народные песни. |
|
|||||||
10. |
|
Докучные сказки. Сочинение докучных сказок. |
|
|||||||
11. |
|
Произведения прикладного искусства: гжельская и хохломская посуда, дымковская и богородская игрушка. |
|
|||||||
12. |
|
Русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» Особенности волшебной сказки. Деление текста на части. Составление плана сказки. Характеристика героев сказки. |
|
|||||||
13. |
|
Русская народная сказка «Иван Царевич и серый волк» Особенности волшебной сказки. Деление текста на части. Составление плана сказки. Характеристика героев сказки. |
|
|||||||
14. |
|
Русская народная сказка «Сивка бурка» Особенности волшебной сказки. Деление текста на части. Составление плана сказки. Характеристика героев сказки. |
|
|||||||
15. |
|
Особенности волшебной сказки. |
|
|||||||
16. |
|
И.Васнецов и И.Билибин. Художники иллюстраторы. |
|
|||||||
17. |
|
Сравнение художественного и живописного текстов. |
|
|||||||
18. |
|
Обобщающий урок по разделу «Устное народное творчество». Оценка достижений. |
|
|||||||
19. |
|
Проект «Сочиняем волшебную сказку» . |
|
|||||||
Поэтическая тетрадь 1. (11 ч) |
|
|||||||||
20. |
|
Знакомство с название раздела «Поэтическая тетрадь» |
Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; научится проводить сравнение; учиться основам смыслового чтения поэтического текста. формулировать собственное мнение и позицию. - планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей. научится проводить сравнение; учиться основам смыслового чтения поэтического текста. задавать вопросы; строить понятные высказывания. научится проводить сравнение; учиться основам смыслового чтения поэтического текста. задавать вопросы; строить понятные высказывания научится осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий. формулировать собственное мнение и позицию. задавать вопросы; строить понятные высказывания Регулятивные УУД: Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; научится осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий. формулировать собственное мнение и позицию. научится проводить сравнение; учиться основам смыслового чтения поэтического текста. формулировать собственное мнение и позицию.
|
Учащиеся научатся прогнозировать содержание раздела; - научатся правильно читать стихи, используя приёмы интонационного чтения. Учащиеся научатся читать стихотворения, передавая с помощью интонации настроение поэта; различать стихотворный и прозаический тексты; наблюдать за жизнью слов в художественном тексте, объяснять интересные выражения в лирическом тексте, - будут наблюдать за повторением ударных и безударных слогов в слове (ритмом). Учащиеся научатся читать стихотворения, передавая с помощью интонации настроение поэта; различать стихотворный и прозаический текст; наблюдать за жизнью слов в художественном тексте, объяснять интересные выражения в лирическом тексте. Учащиеся научатся читать стихотворения, передавая с помощью интонации настроение поэта; наблюдать за жизнью слов в художественном тексте, объяснять интересные выражения в лирическом тексте. Учащиеся научатся читать стихотворения, передавая с помощью интонации настроение поэта; наблюдать за жизнью слов в художественном тексте, объяснять интересные выражения в лирическом тексте.
|
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; -способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности -формирование мотивации к творческому труду -развитие способности к самооценке на основе критерия успешности. учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; формирование мотивации к творческому труду - учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; -способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. - учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; -формирование мотивации к творческому труду -развитие способности к самооценке на основе критерия успешности. - широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы; -будут сформированы чувства прекрасного и эстетические чувства.
|
|
||||
21. |
|
Проект «Как научиться читать стихи» на основе статьи Я. Смоленского |
|
|||||||
22. |
|
Ф.И.Тютчев «Весенняя гроза», «Листья» Выразительное чтение. |
|
|||||||
23. |
|
Звукопись, ее художественно –выразительное значение. Олицетворение-средство художественной выразительности. |
|
|||||||
24. |
|
Олицетворение-средство художественной выразительности. |
|
|||||||
25. |
|
Сочинение –миниатюра « О чём расскажут осенние листья» |
|
|||||||
26. |
|
А. Фет « Мама ! Глянь-ка из окошка..» «Зреет рожь над жаркой нивой…» Картины природы. Эпитеты-слова, рисующие картины природы. Выразительное чтение стихотворений. |
|
|||||||
27. |
|
И. Никитин « Полно, степь моя. Спать беспробудно…» « Встреча зимы» Картины природы. Эпитеты-слова, рисующие картины природы. Выразительное чтение стихотворений. |
|
|||||||
28. |
|
И. Суриков « Детство» Сравнение как средство создания картины природы в лирическом стихотворении. |
|
|||||||
29. |
|
И. Суриков « Зима». Сравнение как средство создания картины природы в лирическом стихотворении. |
|
|||||||
30. |
|
Сравнение как средство создания картины природы в лирическом стихотворении. |
|
|||||||
31. |
|
Обобщающий урок по разделу. Проверим и оценим свои достижения |
|
|||||||
Великие русские поэты (24 ч) |
|
|||||||||
32. |
|
Знакомство с названием раздела. |
Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; научится осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий. формулировать собственное мнение и позицию. Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале. научится осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий. формулировать собственное мнение; задавать вопросы. проводить сравнение и классификацию; использовать знаково-символические средства. строить понятные для партнёра высказывания. использовать знаково-символические средства; строить рассуждения. формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы. Проводить сравнение и классификацию по заданным критериям Формулировать собственное мнение и позицию. проводить сравнение и классификацию; использовать знаково-символические средства. строить понятные для партнёра высказывания. строить рассуждения; обобщать и делать выводы строить понятные для партнёра высказывания; владеть диалогической формой речи. строить понятные для партнёра высказывания строить рассуждения; обобщать и делать выводыстроить понятные для партнёра высказывания; владеть диалогической формой речи. |
Учащиеся научатся прогнозировать содержание раздела; читать произведения вслух с постепенным переходом на чтение про себя; - учащиеся научатся передавать с помощью интонации настроение поэта. Учащиеся научатся читать произведения вслух с постепенным переходом на чтение про себя; читать лирическое произведение; Учащиеся научатся читать произведения вслух с постепенным переходом на чтение про себя; прогнозировать содержание сказки; - научатся сравнивать произведения словесного и образного искусства, Научатся называть волшебные события и предметы в сказках, -научатся характеризовать героев сказки на основе анализа их поступков. - научатся находить отрывки из текста к иллюстрациям. Учащиеся познакомятся с творчеством писателя, -научатся отличать басню от стихотворения, сравнивать басню и сказку, видеть структуру басни, понимать нравственный смысл басен, характер героев Учащиеся научатся читать произведения вслух с постепенным переходом на чтение про себя; читать лирическое произведение; находить средства художественной выразительности (эпитеты, сравнение, олицетворение) Учащиеся познакомятся с творчеством писателя, научатся воспринимать на слух художественные произведения; соотносить смысл пословицы и прозаического произведения; пересказывать текст подробно, выборочно; характеризовать героев рассказа на основе анализа их поступков, авторского отношения к ним. читать лирическое произведение; находить средства художественной выразительности (эпитеты, сравнение, олицетворение) читать лирическое произведение; находить средства художественной выразительности (эпитеты, сравнение, олицетворение) Учащиеся научатся воспринимать на слух художественные произведения; соотносить смысл пословицы и прозаического произведения; пересказывать текст подробно, выборочно; характеризовать героев рассказа на основе анализа их поступков, авторского отношения к ним. Сравнивать тексты по жанрам. Учащиеся обобщат знания по разделу, -научатся оценивать свои достижения. |
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; - внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе; - способность к самооценке. - внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе; - способность к самооценке на основе успешности учебной деятельности.
- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе; - способность к самооценке на основе успешности учебной деятельности. - внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе; - способность к самооценке на основе успешности учебной деятельности. - широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы; -будут сформированы чувства прекрасного и эстетические чувства. - широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы; -будут сформированы чувства прекрасного и эстетические чувства. - учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; - внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе. - - учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; - внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе. - широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы; -будут сформированы чувства прекрасного и эстетические чувства. |
|
||||
33. |
|
А.С. Пушкин. Подготовка сообщения «Что интересного я узнал о жизни А.С.Пушкина» |
|
|||||||
34. |
|
А.С. Пушкин. Лирическое стихотворение .Настроение стихотворения. |
|
|||||||
35. |
|
Средства художественной выразительности: .Эпитет, сравнение. |
|
|||||||
36. |
|
А. С. Пушкин « Зимнее утро» « Зимний вечер» Прием контраста как средство создания картины. |
|
|||||||
37. |
|
А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…» Тема сказки события сказочного текста. |
|
|||||||
38. |
|
Тема сказки . События сказочного текста. А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…» |
|
|||||||
39. |
|
Сравнение народной и литературной сказок. |
|
|||||||
40. |
|
Особенности волшебной сказки. |
|
|||||||
41. |
|
Рисунки И. Билибина к сказке «Сказка о царе Салтане…» Соотнесение рисунков с художественным текстом. |
|
|||||||
42. |
|
И.И. Крылов. Знакомство с творчеством баснописца. |
|
|||||||
43. |
|
Басня «Мартышка и очки» Нравственный урок ученикам. Герои басни. Характеристика героев на основе их поступков. |
|
|||||||
44. |
|
И.И. Крылов « Зеркало и обезьяна» Нравственный урок ученикам. Герои басни. Характеристика героев на основе их поступков. |
|
|||||||
45. |
|
И.И. Крылов « Ворона и лисица» Нравственный урок ученикам. Герои басни. Характеристика героев на основе их поступков. |
|
|||||||
46. |
|
М. Лермонтов. Подготовка сообщения на основе статьи В. Воскобойниковой. |
|
|||||||
47. |
|
Лирические стихотворения. «Горные вершины…» «На севере диком стоит одиноко…» Настроение стихотворения. Сравнение лирического текста и произведения живописи. |
|
|||||||
48. |
|
М. Лермонтов «Утёс! «Осень» Настроение стихотворения. Сравнение лирического текста и произведения живописи. |
|
|||||||
49. |
|
Детство Л. Толстого (из воспоминаний писателя). Подготовка сообщения. |
|
|||||||
50. |
|
Рассказы Л. Толстого. «Акула» |
|
|||||||
51. |
|
Тема и главная мысль рассказа. Л. Толстой «Лев и собачка» |
|
|||||||
52. |
|
Сравнение рассказов Л. Толстого (тема, главная мысль, события, герои) |
|
|||||||
53. |
|
Рассказ-описание. Особенности прозаического лирического текста. |
|
|||||||
54. |
|
Средства художественной выразительности в прозаическом тексте. |
|
|||||||
55. |
|
Текст –рассуждение. Сравнение текста рассуждения и текста описания. |
|
|||||||
Поэтическая тетрадь 2.(6 ч) |
|
|||||||||
56. |
|
Знакомство с названием раздела. |
Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; научиться проводить сравнение; учиться основам смыслового чтения поэтического текста. формулировать собственное мнение. - планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей. задавать вопросы; строить понятные высказывания. устанавливать причинно-следственные связи; обобщать информацию для выполнения заданий. формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы |
Учащиеся научатся прогнозировать содержание раздела; - научатся правильно читать стихи, используя приёмы интонационного чтения. Учащиеся научатся читать произведения вслух с постепенным переходом на чтение про себя; читать лирическое произведение; находить средства художественной выразительности (эпитеты, сравнение, олицетворение), - научатся создавать словесные картины по тексту стихотворения. Учащиеся научатся читать произведения вслух с постепенным переходом на чтение про себянаходить средства художественной выразительности (эпитеты, сравнение, олицетворение), |
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; - внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе. - широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы; -будут сформированы чувства прекрасного и эстетические чувства. - учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; |
|
||||
57. |
|
Н.А. Некрасов. Стихотворения о природе |
|
|||||||
58. |
|
Картины природы. Средства художественной выразительности. |
|
|||||||
59. |
|
Повествовательное произведение в стихах. «Дедушка Мазай и зайцы» |
|
|||||||
60. |
|
Выразительное чтение стихотворений. К.Д. Бальмонт. |
|
|||||||
61. |
|
Выразительное чтение стихотворений. И.А. Бунин |
|
|||||||
Литературные сказки. ( 8 ч) |
|
|||||||||
62. |
|
Знакомство с названием раздела. |
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале; -адекватно воспринимать оценку учителя. умение структурировать знания. умение контролировать себя и своего партнёра.
использовать знаково-символические средства; строить рассуждения. формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы.
Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; Устанавливать причинно-следственные связи; обобщать и делать выводы. Задавать вопросы, контролировать себя и товарища. |
Учащиеся научатся прогнозировать содержание текстов, выбирать виды деятельности на уроке, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, -научатся выделять особенности литературной сказки. Учащиеся научатся прогнозировать содержание текста по заглавию, читать вслух; определять последовательность событий, составлять план, пересказывать подробно по плану. Учащиеся научатся прогнозировать содержание текста по заглавию, читать вслух; определять последовательность событий, составлять план, пересказывать подробно по плану. Учащиеся научатся прогнозировать содержание текста по заглавию, читать вслух; определять последовательность событий, составлять план, пересказывать подробно по плану.
|
- широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы; -будут сформированы чувства прекрасного и эстетические чувства. - учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; -способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. - широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы; -будут сформированы чувства прекрасного и эстетические чувства. - учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; -способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. |
|
||||
63. |
|
Д.Н, Мамин –Сибиряк «Аленушкины сказки». Сравнение литературной и народных сказок. Герои сказок. |
|
|||||||
64. |
|
Сравнение литературной и народных сказок. Герои сказок. |
|
|||||||
65. |
|
Нравственный смысл сказки Д.Н, Мамин –Сибиряка «Аленушкины сказки». |
|
|||||||
66. |
|
В.М. Гаршин «Лягушка –путешественница» |
|
|||||||
67. |
|
Герои сказки. Характеристика героев сказки В.М. Гаршина «Лягушка –путешественница» |
|
|||||||
68. |
|
В.Ф.Одоевский «Мороз Иванович» Сравнение народной и литературной сказок. |
|
|||||||
69. |
|
Подробный и выборочный пересказ сказки В.Ф.Одоевского «Мороз Иванович» |
|
|||||||
Были-небылицы. ( 10 ч) |
|
|||||||||
70. |
|
Знакомство с названием раздела. |
Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; строить рассуждения; обобщать и делать выводы строить понятные для партнёра высказывания; владеть диалогической формой речи. проводить сравнение и классификацию; использовать знаково-символические средства. строить рассуждения; обобщать и делать выводы владеть диалогической формой речи. - учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале. Устанавливать причинно-следственные связи; осуществлять поиск необходимой информации. Задавать вопросы; контролировать действия партнёра. проводить сравнение и классификацию; использовать знаково-символические средства. строить понятные для партнёра высказывания |
Учащиеся должны уметь прогнозировать содержание раздела, -научатся выделять и называть волшебные события и предметы в сказках, придумывать свои вопросы по содержанию. Учащиеся должны уметь прогнозировать содержание раздела, -научатся выделять и называть волшебные события и предметы в сказках, придумывать свои вопросы по содержанию. научатся выделять и называть волшебные события и предметы в сказках, придумывать свои вопросы по содержанию Учащиеся должны уметь прогнозировать содержание раздела, -научатся выделять и называть волшебные события и предметы в сказках, придумывать свои вопросы по содержанию. Учащиеся должны уметь прогнозировать содержание раздела, -научатся выделять и называть волшебные события и предметы в сказках, придумывать свои вопросы по содержанию. Научатся оценивать свои достижения. |
- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе; --способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. - учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; -способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. - широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы; -будут сформированы чувства прекрасного и эстетические чувства. - широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы; -будут сформированы чувства прекрасного и эстетические чувства. |
|
||||
71. |
|
М. Горький «Случай с Евсейкой» Знакомство с текстом. |
|
|||||||
72. |
|
Прием сравнения –основной прием описания подводного царства. |
|
|||||||
73. |
|
Творческий пересказ. «Случай с Евсейкой» |
|
|||||||
74. |
|
Сочинение продолжения сказки «Случай с Евсейкой» |
|
|||||||
75. |
|
К. Паустовский «Растрепанный воробей» Определение жанра произведения. |
|
|||||||
76. |
|
Герои произведения. Характеристика героев произведения К. Паустовского «Растрепанный воробей» |
|
|||||||
77. |
|
А.И.Куприн «Слон» Основные события произведения. |
|
|||||||
78. |
|
А.И.Куприн «Слон» . Составление различных вариантов плана. Пересказ |
|
|||||||
79. |
|
Оценка достижений. Проверим и оценим свои достижения
|
|
|||||||
Поэтическая тетрадь 1(6 ч) |
|
|||||||||
80. |
|
Знакомство с названием раздела. |
Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; новом учебном материале. Строить речевое высказывание в устной форме; обобщать и делать выводы. Контролировать себя и своего партнёра. Устанавливать причинно-следственные связи; обобщать и делать выводы. Задавать вопросы, контролировать себя и товарища. Строить речевое высказывание в устной форме; обобщать и делать выводы. Контролировать себя и своего партнёра. |
Учащиеся научатся прогнозировать содержание раздела; научатся читать стихотворения, отражая настроение, -научатся находить в стихотворениях яркие, образные слова и выражения. Учащиеся научатся читать стихотворения, отражая настроение, -научатся находить в стихотворениях яркие, образные слова и выражения, научатся чувствовать ритм и мелодику стихотворения, читать стихи наизусть. Научатся оценивать свои достижения. Научатся оценивать свои достижения. |
- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе; --способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. - учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; -способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. - широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы; -будут сформированы чувства прекрасного и эстетические чувства. |
|
||||
81. |
|
С. Черный. Стихи о животных. Средства художественной выразительности. |
|
|||||||
82. |
|
А.А. Блок Картины зимних забав. |
|
|||||||
83. |
|
Сравнение стихотворений разных авторов на одну и ту же тему. |
|
|||||||
84. |
|
С.А. Есенин .Выразительное чтение стихотворений. |
|
|||||||
85. |
|
Оценка достижений. Проверим себя и оценим свои достижения. |
|
|||||||
Люби живое (16 ч.) |
|
|||||||||
86. |
|
Знакомство с названием раздела. |
Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; новом учебном материале. Строить речевое высказывание в устной форме; обобщать и делать выводы. Контролировать себя и своего партнёра. Научатся основам смыслового чтения познавательных текстов. строить понятные для партнёра высказывания; владеть диалогической формой речи. Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей. Научатся строить логическое высказывание; делать выводы из изученного материала. Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности. Осуществлять поиск необходимой информации; строить речевое высказывание. Строить понятные для партнёра высказывания; осуществлять взаимоконтроль. Научатся строить логическое высказывание; делать выводы из изученного материала. Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности. |
Учащиеся должны уметь прогнозировать содержание раздела; воспринимать на слух художественный текст; читать выразительно, передавая настроения, воспринимать на слух художественный текст, объяснять лексическое значение некоторых слов, определять особенности произведения. -объяснять лексическое значение некоторых слов, - научатся искать слова –определения в читать выразительно, передавая настроение произведения; читать тексты в паре, осуществлять взаимоконтроль, оценивать своё чтение. Учащиеся научатся прогнозировать содержание произведения; воспринимать на слух художественный текст, читать выразительно, передавая настроение произведения; читать тексты в паре, осуществлять взаимоконтроль, оценивать своё чтение. Научатся оценивать свои достижения. |
- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе; --способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; -способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. - широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы; -будут сформированы чувства прекрасного и эстетические чувства. --способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. - внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе; --способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. - учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; -способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. |
|
||||
87. |
|
М. Пришвин «Моя родина». Заголовок –входная дверь в текст. |
|
|||||||
88. |
|
Сочинение на основе художественного текста. |
|
|||||||
89. |
|
И.С. Соколов-Микитов «Листопадничек» Название произведения. Определение жанра произведения. |
|
|||||||
90. |
|
И.С. Соколов-Микитов «Листопадничек» Главный герой произведения. Рассказ о герое. |
|
|||||||
91. |
|
Творческий пересказ. Дополнение содержания текста И.С. Соколова-Микитова «Листопадничек» |
|
|||||||
92. |
|
В.И. Белов «Малька провинилась» Озоглавливание текста. Главные герои. |
|
|||||||
93. |
|
В.И. Белов « Еще про Мальку» Главные герои текста. Главные герои текста. |
|
|||||||
94. |
|
В.В. Бианки «Мышонок Пик» Составление плана на основе названия глав. |
|
|||||||
95. |
|
В.В. Бианки «Мышонок Пик» Рассказ о герое произведения. |
|
|||||||
96. |
|
Б.С.Житков «Про обезьянку» Герои произведения. |
|
|||||||
97. |
|
Б.С.Житков «Про обезьянку» Пересказ. Краткий пересказ. |
|
|||||||
98. |
|
В.П.Астафьев «Капалуха» Герои произведения. |
|
|||||||
99. |
|
В.Ю. Драгунский «Он живой и светится» Нравственный смысл рассказа. |
|
|||||||
100. |
|
Оценка достижений. |
|
|||||||
Поэтическая тетрадь 2 (8 ч) |
|
|||||||||
101. |
|
Знакомство с названием раздела. |
Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей. научится основам смыслового чтения поэтического текста. задавать вопросы; строить понятные высказывания. Устанавливать причинно-следственные связи; обобщать и делать выводы. Задавать вопросы, контролировать себя и товарища. |
Учащиеся научатся прогнозировать содержание раздела; научатся читать стихотворения, отражая настроение, -научатся находить в стихотворениях яркие, образные слова и выражения. Учащиеся научатся читать стихотворения, отражая настроение, -научатся находить в стихотворениях яркие, образные слова и выражения, научатся чувствовать ритм и мелодику стихотворения, читать стихи наизусть. -научатся сравнивать название стихотворения и его содержание. - учащиеся научатся объяснять характерные особенности стихотворений; собирать информацию для проекта; -получат возможность научиться извлекать из различных источников сведения о словах. |
- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе; --способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; -способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
- широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы; -будут сформированы чувства прекрасного и эстетические чувства. |
|
||||
102. |
|
С.Я. Маршак «Гроза днем» Картины природы. Эпитеты-слова, рисующие картины природы. Выразительное чтение стихотворений. |
|
|||||||
103. |
|
С.Я. Маршак «В лесу над росистой поляной» Выразительное чтение. |
|
|||||||
104. |
|
А.Л. Барто «Разлука» Выразительное чтение |
|
|||||||
105. |
|
А.Барто «В театре» Выразительное чтение. |
|
|||||||
106. |
|
С.В. Михалков « Если» Выразительное чтение. |
|
|||||||
107. |
|
Е.А.Благинина «Кукушка» Нравственный смысл рассказа. |
|
|||||||
108. |
|
Проект «Праздник поэзии» Оценка достижений. |
|
|||||||
Собирай по ягодке-наберешь кузовок. (12 ч) |
|
|||||||||
109. |
|
Знакомство с названием раздела. |
Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; Устанавливать причинно-следственные связи; обобщать и делать выводы. Задавать вопросы, контролировать себя и товарища. Устанавливать причинно-следственные связи; обобщать и делать выводы. - планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей. научится основам смыслового чтения поэтического текста. задавать вопросы; строить понятные высказывания.
|
Учащиеся научатся прогнозировать содержание раздела; читать произведения вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивая темп чтения вслух - учащиеся научатся воспринимать на слух художественные произведения. Учащиеся научатся прогнозировать содержание текста, - научатся наблюдать за особенностями речи героев, -придумывать самостоятельно юмористические рассказы о жизни детей. . Учащиеся научатся прогнозировать содержание произведения; воспринимать на слух художественный текст, читать выразительно, передавая настроение произведения; читать тексты в паре, осуществлять взаимоконтроль, оценивать своё чтение. |
- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе; --способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; -способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
|
|
||||
110. |
|
Б.В.Шергин «Собирай по ягодке-наберешь кузовок.» Особенности заголовка произведения. |
|
|||||||
111. |
|
А.П.Платонов «Цветок на земле» |
|
|||||||
112. |
|
А.П.Платонов «Еще мама» |
|
|||||||
113. |
|
М.М. Зощенко «Золотые слова |
|
|||||||
114. |
|
М.М. Зощенко «Великие путешественники» |
|
|||||||
115. |
|
Н.Н. Носов «Федина задача» |
|
|||||||
116. |
|
Н.Н. Носов «Телефон» |
|
|||||||
117. |
|
Особенности юмористического рассказа |
|
|||||||
118. |
|
Н.Н. Носов «Друг детства»
|
|
|||||||
119. |
|
Н.Н. Носов Сборник юмористических рассказов |
|
|||||||
120. |
|
Оценка достижений. |
|
|||||||
По страницам детских журналов (8 ч) |
|
Знакомство с названием раздела. |
|
|
|
|||||
121. |
|
Знакомство с названием раздела |
Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей. научится основам смыслового чтения поэтического текста. задавать вопросы; строить понятные высказывания. научится основам смыслового чтения поэтического текста. задавать вопросы; строить понятные высказывания. Устанавливать причинно-следственные связи; осуществлять поиск необходимой информации. Задавать вопросы; контролировать действия партнёра. строить понятные для партнёра высказывания; владеть диалогической формой речи. |
Учащиеся должны уметь прогнозировать содержание раздела, планировать работу на уроке, придумывать свои вопросы по содержанию, Научатся понимать поступки героев, характеризовать их. придумывать свои вопросы по содержанию, подбирать заголовок в соответствии с содержанием, главной мыслью; отличать журнал от книги.
научатся понимать поступки героев, научатся воспринимать на слух произведение. Учащиеся научатся прогнозировать содержание произведения, планировать работу на уроке; придумывать свои вопросы по содержанию, научатся понимать поступки героев, научатся воспринимать на слух произведение. Научатся оценивать свои достижения. |
- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе; --способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; -способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
- широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы; -будут сформированы чувства прекрасного и эстетические чувства. |
|
||||
122. |
|
«Мурзилка» и «Веселые картинки»- самые старые журналы . |
|
|||||||
123. |
|
По страницам журналов для детей |
|
|||||||
124. |
|
Ю.Ярмолаева «Проговорился», «Воспитатели» |
|
|||||||
125. |
|
Г.Остер «Вредные советы» «Как получаются легенды» |
|
|||||||
126. |
|
Создание сборника добрых советов. |
|
|||||||
127. |
|
Легенда. Легенды своей семьи. |
|
|||||||
128. |
|
Р.Сеф . «Веселые стихи». Выразительное чтение. |
|
|||||||
Зарубежная литература (8 ч) |
|
|||||||||
129. |
|
Древнегреческие миф. Храбрый Персей. |
Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; Устанавливать причинно-следственные связи; обобщать и делать выводы. строить понятные для партнёра высказывания; владеть диалогической формой речи. Устанавливать причинно-следственные связи; обобщать и делать выводы. строить понятные для партнёра высказывания; владеть диалогической формой речи. - учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале. Задавать вопросы; контролировать действия партнёра. Строить речевое высказывание в устной форме; обобщать и делать выводы. Контролировать себя и своего партнёра. |
Учащиеся научатся прогнозировать содержание раздела; выбирать книгу для самостоятельного чтения; читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя; воспринимать на слух художественное произведение. Учащиеся научатся воспринимать на слух художественное произведение; сравнивать героев зарубежных сказок с героями русских сказок, находить сходство и различие; научатся выражать своё мнение. Научатся выступать с подготовленным сообщением; расширят и углубят знания по выбранной теме. Научатся оценивать свои достижения. |
- широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы; --способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. - учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; -способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. |
|
||||
130. |
|
Отражение мифологических представлений людей о древнегреческом мифе. |
|
|||||||
131. |
|
Мифологические герои и подвиги |
|
|||||||
132. |
|
Мифологические герои и подвиги. Пересказ |
|
|||||||
133. |
|
Г.-Х Андерсен «Гадкий утенок» |
|
|||||||
134. |
|
Создание рисунков к сказке «Гадкий утенок» |
|
|||||||
135. |
|
Подготовка сообщения о великом сказочнике. |
|
|||||||
136. |
|
Оценка достижений. Проверь себя и свои достижения. |
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.