РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ
УМК «Школа России»
для 4 класса,
срок реализации программы – 1 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса разработана в соответствие с:
— Федеральным законом от 29.12.2012 No 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
— Федеральным государственным образовательным стандартом (далее –ФГОС) начального общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от06.10.2009 No 373;
— Приказом Минобрнауки России от 31.12.2015 N 1576 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от06.10.2009 No 373"
— Примерной основной образовательной программой начального общего образования одобренной Федеральным учебно-методическим объединением по общему образования(протокол заседания от 8 апреля 2015 года № 1\15.
-Авторской программой по литературному чтению Климановой Л.Ф, Бойкиной М.В., «Программы общеобразовательных учреждений. Начальная школа», М.: Просвещение, учебник , 1,2 ч. УМК « Школа России».
Рабочая программа является единой для всех учителей, работающих по УМК «Школа России».
Сроки реализации программы 1год.
ЦЕЛИ ПРОГРАММЫ:
·овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым умением в системе образования младших школьников;
·совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов; развитие интереса к чтению и книге; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;
·развитие художественно-творческих и познавательных
способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных
произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова;
совершенствование всех видов речевой деятельности, умений
вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать;
·обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы; формирование нравственных чувств и представлений о добре, дружбе, правде ответственности; воспитание интереса и уважения к отечественной культуре и культуре народов многонациональной России и других стран.
ЗАДАЧИ КУРСА:
o развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное; учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление учащихся;
o формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое и воссоздающее воображение учащихся, и особенно ассоциативное мышление;
o развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений изящной словесности, воспитывать художественный вкус;
o формировать потребность в постоянном чтении книги, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства;
o обогащать чувственный опыт, его реальные представления об окружающем мире и природе;
o формировать эстетическое отношение обучающего к жизни, приобщая его к классике художественной литературы;
o обеспечивать достаточно глубокое понимание содержания произведений различного уровня сложности;
o расширять кругозор обучающихся через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребенка;
o обеспечивать развитие речи школьников и активно формировать навык чтения и речевые умения;
o работать с различными типами текстов;
o создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений, формировать «читательскую самостоятельность».
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
Раздел «Круг детского чтения» включает произведения устного творчества народов России и зарубежных стран, произведения классиков отечественной и зарубежной литературы, современных писателей России и других стран (художественные и научно-познавательные). Программа включает все основные литературные жанры: сказки, стихи, рассказы, басни, драматические произведения.
Обучающие работают с книгами, учатся выбирать их по своим интересам. Новые книги пополняют знания об окружающем мире, жизни сверстников, об их отношении друг к другу, труду, к Родине. В процессе обучения обогащается социально-нравственный и эстетический опыт , формируя у школьников читательскую самостоятельность.
Программа предусматривает знакомство с книгой как источником раз личного вида информации и формирование библиографических умений.
Раздел «Виды речевой и читательской деятельности» включает все виды речевой и читательской деятельности (умение читать, слушать, говорить и писать) и работу с разными видами текстов. Раздоя направлен на формирование речевой культуры учащихся, на совершенствование коммуникативных навыков, главным из которых является навык чтения.
Навык чтения. На протяжении четырёх лет обучения меняются приёмы овладения навыком чтения: сначала идет освоение целостных (синтетических) приёмов чтения в пределах слова и словосочетания (чтения целыми словами); далее формируются приёмы интонационного объединения слов в предложения. Обучающиеся постепенно овладевают рациональными приёмами чтения и понимания прочитанного, орфоэпическими и интонационными нормами чтения, слов и предложений, осваивают разные виды чтения текста (выборочное, ознакомительное, изучающее) и используют их в соответствии с конкретной речевой задачей.
Параллельно с формированием навыка беглого, осознанного чтения ведётся целенаправленная работа по развитию умения постигать смысл прочитанного, обобщать и выделять главное. Обучающиеся овладевают приёмами выразительного чтения.
Совершенствование устной речи (умения слушать и говорить) про водится параллельно с обучением чтению.
Особое место в программе отводится работе с текстом художественного произведения.
Программой предусмотрена литературоведческая пропедевтика. Обучающиеся получают первоначальные представления о главной теме, идее (основной мысли) читаемого литературного произведения, об основных жанрах литературных произведений (рассказ, стихотворение, сказка), особенностях малых фольклорных жанров (загадка, пословица, считалка, прибаутка). Школьники учатся использовать изобразительные и выразительные средства словесного искусства («живописание словом», сравнение, олицетворение, эпитет, метафора, ритмичность и музыкальность стихотворной речи).
Обучающиеся осваивают разные виды пересказов художественного текста: подробный (с использованием образных слов и выражений), выборочный и краткий (передача основных мыслей).
На основе чтения и анализа прочитанного текста обучающиеся осмысливают поступки, характер и речь героя, составляют его характеристику, обсуждают мотивы поведения героя, соотнося их с нормами морали, осознают духовно-нравственный смысл прочитанного произведения.
Раздел «Опыт творческой деятельности» раскрывает приёмы и способы деятельности, которые помогут учащимся адекватно воспринимать Художественное произведение и проявлять собственные творческие способности. При работе с художественным текстом (со словом) используется жизненный, конкретно-чувственный опыт школьника и активизируются образные представления, возникающие у него в процессе чтения, развивается умение воссоздавать словесные образы в соответствии с авторским текстом. Такой подход обеспечивает полноценное восприятие литературного произведения, формирование нравственно-эстетического отношения к действительности. Обучающиеся выбирают произведения (отрывки из них) для чтения по ролям, словесного рисования, инсценирования и декламации, выступают в роли актёров, режиссёров и художников. Они пишут изложения и сочинения, сочиняют стихи и сказки, у них развивается интерес к литературному творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства.
Учебная программа по литературному чтению реализует деятельностный подход.
ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Предметная область |
Учебные предметы |
Количество часов в неделю |
Количество часов в год |
Русский язык и литературное чтение |
Образовательная часть |
|
|
|
Литературное чтение |
3 |
102 |
ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ
Предмет «Литературное чтение» играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования: становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения; формировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности; духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников.
Содержание предмета направлено на формирование функциональной граммотности и коммуникативной компетентности. Литературное чтение является для младших школьников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. «Дитя входит в духовную жизнь окружающих его людей единственно через посредство отечественного языка, и наоборот, мир, окружающий дитя, отражается в нем своей духовной стороной только через посредство той же среды отечественного языка» (К. Д. Ушинский).
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета «Литературное чтение» в начальной школе являются:
формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи.
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА.
Личностные
·формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества;
·формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
·воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;
·развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
·формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относится к людям иной национальной принадлежности;
·овладение начальными навыками адаптации к школе, школьному коллективу;
·принятие и освоение социальной роли обучающегося, развития мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
·развитие самостоятельности и личной ответственности за сноп по ступки на основе представлений о нравственных нормах общения;
·развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;
·наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметные
·овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
·освоение, способами решения проблем творческого и поискового характера;
·формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
·формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
·использование знаково-символических средств представления информации о книгах;
·активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
·использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;
·овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;
·овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;
·готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
·умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;
·готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества.
Предметные
·понимание литературы как явления национальной и мировой литературы, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
·осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и ее людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;
·достижение необходимого для продолжения образовании уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
·использование разных видов чтения изучающее (смысловое, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении и давать и обосновывать нравственную оценку поступков героем;
· умение самостоятельно выбирать интересующую литературу пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию;
·умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;
·умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование — создание текста по аналогии, рассуждение - письменный ответ на вопрос, описание — характеристика героев). Умение написать отзыв на прочитанное произведение;
·развитие художественно-творческих способностей, умение создавать
·собственный текст на основе художественного произведения, репродукции
· картин художников, иллюстраций, на основе личного опыта.
Особенности изучения курса обучающимися с ЗПР.
Общей целью изучения предмета «Литературное чтение» является формирование у обучающихся навыков чтения и понимания прочитанного, введение ребенка в мир художественной литературы, привитие вкуса к чтению.
Овладение учебным предметом «Литературное чтение» представляет сложность для обучающихся с ЗПР, это связано с недостатками фонематического восприятия, непониманием содержания звучащей речи, бедностью словаря, трудностями порождения связного высказывания, несовершенством навыков чтения, несформированностью основных мыслительных операций.
В соответствии перечисленными трудностями и особыми образовательными потребностями определяются общие задачи учебного предмета:
· формировать фонематическое восприятие, звуковой анализ и синтез;
· формировать, закреплять и постепенно совершенствовать навыки чтения (сознательного, правильного, беглого и выразительного чтения вслух и про себя);
· уточнять и обогащать словарный запас путем расширения и дифференциации непосредственных впечатлений и представлений, полученных при чтении;
· формировать умение полноценно воспринимать литературное произведение в его эмоциональном, образном и логическом единстве, преодолевать недостатки в развитии эмоционально-волевой сферы детей;
· развивать нравственные и эстетические представления и чувства, художественный вкус, творческое и воссоздающее воображение, корригировать отклонения личностного развития ребенка;
· преодолевать недостатки в развитии речи обучающихся, формировать речевые умения и навыки;
· развивать и расширять представления об окружающем мире, обогащать чувственный опыт, развивать мыслительную деятельность и познавательную активность;
· прививать интерес к книге, к самостоятельному чтению;
· формировать приемы умственной деятельности, необходимые для овладения навыком чтения (наблюдения, сравнения и обобщения);
· способствовать совершенствованию познавательной деятельности и речевой коммуникации, обеспечивающих преодоление типичных для младших школьников с ЗПР недостатков сферы жизненной компетенции;
· содействовать достижению личностных, метапредметных и предметных результатов образования.
С учетом особых образовательных потребностей детей с ЗПР обозначенные задачи конкретизируются следующим образом:
· учить выделять последовательность звуков и слогов в словах, использовать знаково-символические средства (при составлении звуковых схем, схем предложения);
· формировать умение слитного послогового чтения слов с разной слоговой структурой, умение правильно понимать читаемые слова, предложения, небольшие тексты;
· учить элементам выразительного чтения;
· учить понимать звучащую речь, отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения, передавать содержание прослушанного;
· учить использовать формы речевого этикета;
· познакомить с произведениями устного народного творчества и детской литературы, доступными для восприятия младших школьников с ЗПР, развивать нравственные и эстетические представления и чувства;
· учить создавать собственный текст по серии иллюстраций к произведению, на основе личного опыта или впечатлений;
· развивать и расширять представления об окружающем мире, обогащать чувственный опыт и словарь, развивать мыслительную деятельность и познавательную активность;
· воспитывать интерес к книгам и чтению;
· содействовать достижению личностных, метапредметных и предметных результатов
образования.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Виды речевой и читательской деятельности. Умение слушать (аудирование). Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, слушание различных текстов). Развитие умения наблюдать за выразительностью речи, за особенностью авторского стиля. Чтение. Чтение вслух. Ориентация на развитие речевой культуры учащихся и формирование у них коммуникативно-речевых умений и навыков. Развитие умения переходить от чтения вслух к чтению про себя. Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объёму и жанру произведений). Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, выборочное), умение находить в тексте необходимую информацию, понимание её особенностей. Работа с разными видами текста. Общее представление о разных видах текста: художественном, учебном, научно-популярном — и их сравнение. Определение целей создания этих видов текста. Умение ориентироваться в нравственном содержании художественных произведений, осознавать сущность поведения героев. Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений. Прогнозирование содержания книги по её названию и оформлению. Самостоятельное определение темы и главной мысли произведения по вопросам и самостоятельное деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с разными видами информации. Библиографическая культура. Книга как особый вид искусства. Книга как источник необходимых знаний. Общее представление о первых книгах на Руси и начало книгопечатания. Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, титульный лист, аннотации иллюстрации. Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, её справочно-иллюстративный материал) Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник, собраны сочинений, периодическая печать, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии). Самостоятельный выбор книг на основе рекомендательного списка, алфавитного и тематического каталога Работа с текстом художественного произведения. Определение особенностей художественного текста. Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием. Понимание нравственно-эстетического содержания прочитанного произведения, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали. Осознание понятия «Родина представления о проявлении любви к Родине в литературе разных народом (на примере народов России). Схожесть тем и героев в фольклоре разных народов. Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств данного текста. Выяснение авторского отношения к герою на основе анализа текста, авторских помет, имён героев. Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей). Развитие наблюдательности при чтении поэтических текстов. Развитие умения предвосхищать (предвидеть) ход развития сюжета, последовательности событий.
Работа с научно-популярным, учебным и другими текстами Понимание заглавия произведения, адекватное соотношение с его содержанием. Определение особенностей учебного и научно-популярного текстов (передача информации). Знакомство с простейшими приемами анализа различных видов текста: установление причинно-следственных связей, определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые или опорные слова. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста). Умение работать с учебными заданиями, обобщающими вопросами и справочным материалом. Умение говорить (культура речевого общения). Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения. Умение проявлять доброжелательность к собеседнику Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или личный опыт. Работа со словом (распознавать прямое и переносное значение слов, их многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса. Работа со словарями. Умение построить монологическое речевое высказывание небольшого объёма с опорой на авторский текст, по предложенной теме или в форме ответа на вопрос. Формирование грамматически правильной речи, эмоциональной выразительности и содержательности. Отражение основной мысли текста в высказывании. Передача содержания прочитанного или прослушанного с учётом специфики научно-популярного, учебного и художественного текстов. Передача впечатлений (из повседневной жизни, художественного произведения, изобразительного искусства) в рассказе (описание, рассуждение, повествование). Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, отдельных его сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему. Круг детского чтения. Знакомство с культурно-историческим наследием России, с общечеловеческими ценностями. Произведения устного народного творчества разных народов (малые фольклорные жанры, народные сказки о животных, бытовые и волшебны! сказки народов России и зарубежных стран). Знакомство с творчеством А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Л. Н. Толстого, А. П. Чехова и других классиков отечественной литературы XIX—XX вв., классиков детской литературы, произведениями современной отечественной (с учётом многонационального характера России) и зарубежной литературы, доступные для восприятия младших школьников. Тематика чтения обогащена введением в круг чтения младших школьников мифов Древней Греции, житийной литературы и произведений о защитниках и подвижниках Отечества. Литературоведческая пропедевтика. (практическое освоение) Нахождение в тексте художественного произведения (с помощью учителя) средств выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор и осмысление их значения. Первоначальная ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, искусство слова, автор (рассказчик), сюжет (последовательность событий), тема. Герой произведения: его портрет, речь, поступки, мысли, отношение автора к герою. Общее представление об особенностях построения разных видов рассказывания: повествования (рассказ), описания (пейзаж, портрет, интерьер), рассуждения (монолог героя, диалог героев). Творческая деятельность обучающихся. (на основе литературных произведений) Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности обучающихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация, устное словесное рисование, знакомство с различными способами работы с деформированным текстом и использование их (установление их причинно-следственных связей, последовательности событий, изложение с элементами сочинения, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии), репродукций картин художников по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта. Развитие умения различать состояние природы в различные времена года, настроение людей, оформлять свои впечатления в устной или письменной речи. Сравнивать свои тексты с художественными текстами-описаниями, находить литературные произведения, созвучные своему эмоциональному настрою, объяснять свой выбор.
Уровни овладения системой опорных знаний и умений по предмету «Литературное чтение»
Текущий контроль проводится в форме устного опроса, выразительного чтения, пересказа (подробного, выборочного, краткого), чтения наизусть, а также в письменном виде, например, выполнение заданий в рабочей тетради, краткие письменные ответы на вопросы по содержанию текста, описанию героев и т.д. Контрольное чтение проводится раз в четверть для установления уровня развития читательских умений ( скорости, выразительности, понимания прочитанного), навыков работы с текстом. Примерные критерии оценивания устного ответа o Выразительное чтение. o Объяснение новых слов. o Связный, выразительный пересказ/чтение наизусть. o Ответы на вопросы по содержанию. o Ответы на вопросы на понимание смысла. Примерные критерии оценки выступления на заданную тему (доклад, сообщение, защита мини-проекта) 1. Отбор, систематизация материала в соответствии с темой. 2. Разнообразие источников информации. 3. Выразительный устный рассказ. 4. Краткость изложения в соответствии с ограничением времени. 5. Грамотные ответы на вопросы учителя и одноклассников по своему материалу. ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА · Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г., Голованова М. В. Учебник “Литературное чтение”.4 класс – Ч.1, 2. – М.: Просвещение. · Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г., Голованова М. В. Рабочая тетрадь “Литературное чтение”. 4 класс – Ч.1, 2. – М.: Просвещение. · Программа курса «Литературное чтение» - М.: Просвещение. · Поурочные разработки по литературному чтению к учебнику Л. Ф.Климановой, В. Г.Горецкого, М. В.Головановой. Автор С. В. Кутявина.- М: «ВАКО». · Книжный фонд школьной библиотеки.
|
«Литературное чтение»
в рамках УМК «Школа России» в 4 классе 3 часа в неделю - 102 часа в год.
Л.Ф.Климанова, В. Г. Горецкий, М.В.Голованова, Л.А.Виноградская, М.В.Бойкина
Литературное чтение: учебник для 4-го класса в 2-х частях. М.: «Просвещение», 2013.
№ |
Дата |
Тема урока
|
Планируемые результаты (предметные)
|
Планируемые результаты (метапредметные)
|
Планируемые результаты (личностные)
|
|
||||||
Познавательные УУД |
Регулятивные УУД |
Коммуника тивные УУД |
|
|||||||||
вВОДНЫЙ УРОК ПО КУРСУЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (1 ЧАС) |
|
|||||||||||
1. |
|
Знакомство с учебником по литературному чтению. Система условных обозначений. Содержание учебника. Словарь. Рассматривание иллюстраций и оформления учебника. |
Обучающийся с помощью учителя научится ориентироваться в учебнике по литературному чтению, прогнозировать содержание раздела. Знать и применять: - систему условных обозначений при выполнении заданий. Знать: – структуру учебника; – приемы ориентирования в учебнике; - ФИО писателей, произведения которых читали в 3 классе. Находить нужную главу и нужное произведение в содержание учебника. Предполагать на основе названия содержание главы. Пользоваться словарём в конце учебника.
|
- ориентировать ся в учебнике. |
- организовы вать рабочее место. |
- вступать в диалог, отвечать на вопросы; - составлять связное высказывание по иллюстра- циям и оформлению учебника.
|
- принятие и освоение социальной роли обучающегося. |
|
||||
летописи, былины, жития. (7 ч) |
|
|||||||||||
2. |
|
Знакомство с разделом «Летописи, былины, жития». Прогнозирование содержания раздела. Самые интересные книги, прочитанные летом. |
Обучающийся с помощью учителя научится прогнозировать содержание изучаемого раздела, планировать работу на уроке. Знать и применять: - систему условных обозначений при выполнении заданий; – структуру учебника; – приемы ориентирования в учебнике. Уметь: – составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; |
- понимать ценность и значимость литературы для сохранения русской культуры; - использовать поиск необходимой
информации для выполнения
-строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
- проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
-владеть общим
-понимать цель чтения и осмысли- -извлекать информацию, представленную в разных формах;
-проводить сравнение и
классификацию по заданным критериям.
|
- организо вывать рабочее место;
-выделять учебную задачу на основе соотнесения известного,
-оценивать
правильность выполнения действия на уровне
-сопоставлять свою оценку с оценкой
|
-участвовать в диалоге: понимать вопросы собеседника и отвечать на них в соответствии с правилами речевого общения,
- договари- ваться друг с другом;
- принимать позицию собеседника, проявлять к нему внимание;
- проявлять уважение к чужому мнению;
-строить монологическое высказывание;
- участвовать в учебном диалоге;
-аргументиро вать
-уметь слушать, извлекать пользу
- сотрудничать со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности.
|
- формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир. -воспитание художественно-эстетического вкуса; - проявлять бережное отношение к учебной книге, аккуратно ею пользоваться, называть правила выбора обложки и закладки для учебной книги.
- проявлять заинтересован ность
- обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей;
- сформировы вать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительнос ти и принятия образца «хорошего ученика»;
|
|
||||
3. |
|
Из летописи: «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда». События летописи – основные события Древней Руси. Сравнение текста летописи и исторических источников. |
Обучающийся научится: - читать отрывки из древнерусских летописей, былины, жития; - находить в тексте летописи данные о различных исторических фактах; - сравнивать текст летописи с художественным текстом; - сравнивать поэтический и прозаический текст былины; - пересказывать былину от лица её героя; - определять героя былины и характеризовать его с опорой на текст; - сравнивать былины и волшебные сказки; - находить в тексте слова, описывающие внешний вид героя, его характер и поступки; - составлять рассказ по репродукциям картин известных художников; - описывать скульптурный памятник известному человеку; - находить информацию об интересных фактах из жизни святого человека; - описывать характер человека; высказывать своё отношение; - рассказать об известном историческом событии на основе опорных слов и других источников информации; - участвовать в проектной деятельности; составлять летопись современных важных событий (с помощью учителя).
Читать вслух текст целыми словами, интонационно объединяя их в словосочетания, увеличивая темп чтения при повторном чтении текста, выборочно читать текст про себя, отвечать на вопросы. Размышлять над прочитанным.
Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения при работе с текстом, используя обобщающие вопросы учебника. |
|
||||||||
4. |
|
Из летописи: «И вспомнил Олег коня своего». Летопись – источник исторических фактов. Сравнение текста летописи с текстом произведения А. С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге». |
|
|||||||||
5. |
|
Поэтический текст былины «Ильины три поездочки». Сказочный характер былины. Прозаический текст былины в пересказе Н. Карнауховой. Сравнение поэтического и прозаического текстов. Герой былины – защитник государства Российского. Картина В. Васнецова «Богатыри». |
|
|||||||||
6. |
|
Сергий Радонежский – святой земли русской. В. Клыков. Памятник Сергию Радонежскому. Житие Сергия Радонежского. Детство и юность Варфоломея. |
|
|||||||||
7. |
|
Рассказ о битве на Куликовом поле на основе опорных слов и репродукций известных картин. |
|
|||||||||
8. |
|
Проект «Создание календаря исторических событий». Обобщение по разделу «Летописи, былины, жития». Оценка достижений. |
|
|||||||||
чудесный мир классики. (16 ч) |
|
|||||||||||
9. |
|
Знакомство с разделом «Чудесный мир классики». Прогнозирование содержания раздела. П. П. Ершов «Конёк-горбунок». Сравнение литературной и народной сказок. Мотивы народной сказки в литературной. |
Обучающийся научится прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке.
Учащийся научится: - воспринимать на слух художественное произведение; - читать текст в темпе разговорной речи, осмысливая его содержание; - ускорять и замедлять темп чтения, соотнося его с содержанием.
Наблюдать за развитием событий в сказке.
Сравнивать начало и конец сказки.
Составлять самостоятельно план.
Пересказывать большие по объёму произведения.
Понимать позицию писателя, его отношение к окружающему миру, к своим героям.
Характеризовать героев разных жанров.
Сравнивать произведения разных жанров.
Сравнивать произведения словесного и изобразительного искусства.
Наблюдать за выразительностью литературного языка в произведениях лучших русских писателей.
Выражать своё отношение к мыслям автора, его советам и героям произведений.
Высказывать суждение о значении произведений русских классиков для России и русской культуры.
Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике.
|
- планирование работы с произведением; - использование знаково-символических средств представления информации о книгах;
- освоение приёмов поиска нужной информации в дополнительных источниках;
- овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами; - осуществлять - овладение алгоритмами основных учебных действий по анализу и интерпретации художественных произведений (деление текста на части, составление плана, нахождение средств художествен ной выразитель ности и др.), умением высказывать и пояснять свою точку зрения;
- освоение правил и способов взаимодействия с окружающим миром
|
- принимать учебную задачу, анализировать информацию, оценивать свои достижения;
- организовы вать свое рабочее место;
- осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном; - для развития умения оценивать свою работу дети вместе с учителем разрабатывают алгоритм оценивания своего задания;
- вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу4
- умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения,
- осмысливать собственное поведение и поведение окружающих
|
- соблюдать нормы речевого этикета;
- вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное);
- сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре, в группе: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках;
- активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познаватель ных задач;
- вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы;
- участие в диалоге при обсуждении прослушанного произведения;
- умение высказывать и пояснять свою точку зрения;
- умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них
- на практическом уровне осознание значимости работы в группе и освоение правил групповой работы
|
- оценивать ситуации и поступки как
-признавать важность учебы и познания нового, понимать,
зачем выполнять те или
-доброжелательно, эмоционально-нравственно
отзываться на чувства других в добрых поступках;
- проявлять интерес
- анализировать ситуации и поступки других, опираясь на общечеловеческие ценности;
- анализировать себя и свои поступки: что в нем хорошо, а что плохо, что он хочет и что может;
-способность
признавать свои плохие - признавать - проявлять заинтересован ность
- объяснять, что связывает гражданина с историей,
-
признавать
|
|
||||
10. |
|
П. П. Ершов «Конёк-горбунок». События литературной сказки. Герои сказки. Младший брат Иван – настоящий герой сказки. Характеристика героя.
|
|
|||||||||
11. |
|
П. П. Ершов «Конёк-горбунок». Сравнение словесного и изобразительного искусства. |
|
|||||||||
12. |
|
А. С. Пушкин «Няне». Авторское отношение к изображаемому. |
|
|||||||||
13. |
|
А. С. Пушкин «Туча». «Унылая пора! ...». Интонация стихотворения. Сравнение словесного и изобразительного искусства. Заучивание наизусть. |
|
|||||||||
14. |
|
А. С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях…». Мотивы народной сказки в литературной. |
|
|||||||||
15. |
|
А. С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях…». Герои пушкинской сказки. Характеристика героев, отношение к ним. |
|
|||||||||
16. |
|
А. С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях…». Деление текста на части. Составление плана сказки. Пересказ основных эпизодов сказки. |
|
|||||||||
17. |
|
М. Ю. Лермонтов «Дары Терека». Картины природы в стихотворении. Выразительное чтение. |
|
|||||||||
18. |
|
М. Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб». Турецкая сказка. Сравнение мотивов русской и турецкой сказки. |
|
|||||||||
19. |
|
М. Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб». Герои турецкой сказки. Характеристика героев, отношение к ним. |
|
|||||||||
20. |
|
Л. Н. Толстой «Детство». События рассказа. Характер главного героя рассказа. |
|
|||||||||
21. |
|
Л. Н. Толстой. Басня «Как мужик камень убрал». Особенности басни. Главная мысль. |
|
|||||||||
22. |
|
А. П. Чехов «Мальчики». Смысл названия рассказа. |
|
|||||||||
23. |
|
А. П. Чехов «Мальчики». Главные герои рассказа – герои своего времени. Характер героев художественного текста. |
|
|||||||||
24. |
|
Урок-обобщение по разделу «Чудесный мир классики». Оценка своих достижений. |
|
|||||||||
ПОЭТИЧЕСКАЯ ТЕТРАДЬ. (9 ч) |
|
|||||||||||
25. |
|
Знакомство с разделом «Поэтическая тетрадь». Прогнозирование содержания раздела. Ф. И. Тютчев «Ещё земли печален вид…». Отбор средств художественной выразительности для создания картины природы.
|
Прогнозировать содержание раздела.
Произведения выдающихся представителей русской литературы о природе. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста.
Знать: - произведения русских поэтов 19-20 вв. о природе;
Уметь: - готовиться к уроку, подбирая стихи русских поэтов; - воспринимать на слух художественное произведение; – выразительно читать стихотворения русских поэтов; – использовать приёмы интонационного чтения; - передавать настроение автора; – воспроизводить стихотворные произведения наизусть; – определять средства художественной выразительности в лирическом тексте; – наслаждаться поэзией, понимать и любить её; – анализировать поэтическое изображение природы в стихах; – анализировать средства художественной выразительности; – определять самостоятельно интонацию, которая больше всего соответствует содержанию произведения; - определять по тексту, как отражаются переживания автора в его стихах; – размышлять, всегда ли они совпадают с собственными, личными переживаниями и отношениями к жизни, природе, людям; – высказывать своё мнение о герое стихотворных произведений; - определять, принадлежат ли мысли, чувства, настроение только автору или они выражают личные чувства других людей; - читать стихи выразительно, передавая изменения в настроении, выраженных автором; – оценивать события, героев произведения; - самостоятельно оценивать своё чтение.
|
- формулировать выводы, обосновывать их на тексте;
- находить аргументы, подтверждающие вывод;
- овладение алгоритмами основных учебных действий по анализу и интерпретации художественных произведений (нахождение средств художествен ной выразительности и др.), умением высказывать и пояснять свою точку зрения;
- освоение правил и способов взаимодействия с окружающим миром;
- освоение приёмов поиска нужной информации;
- учитель привлекает детей к открытию новых знаний, они вместе обсуждают, для чего нужно то или иное знание, как оно пригодится в жизни;
|
- организовы вать свое рабочее место; - осуществлять контроль своей работы; - вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу;
- обращаться к способам действий,
- осознавать уровень и качество выполнения работы; - вырабатывать критерии оценки в диалоге с учителем, одноклассниками и самостоятельно
- сопоставлять свою оценку
с оценкой - учитывать разные мнения и
стремиться к координации различных позиций - формирова ние умения планировать, контролиро вать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата. |
-анализировать средства художествен ной выразительности;
- применять правила и нормы поведения, принятые в обществе; - овладение основами коммуникативной деятельности; - участие в диалоге при обсуждении прочитанного произведения;
- на практическом уровне осознание значимости работы в группе и освоение правил групповой работы;
- сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре, в группе: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках. |
- восприятие литературного произведения как особого вида искусства;
- полноценное восприятие художественной литературы;
- эмоциональная отзывчивость на прочитанное; высказывание своей точки зрения и уважение мнения собеседника;
- положительное отношение к школе; чувство необходимости учения; - осознание своих возможностей в учении на основе сравнения «Я» и «хороший ученик»; - признавать - проявлять заинтересован ность
- осознавать ответственность за произнесенное и написанное слово;
- способность
|
|
||||
26. |
|
Ф. И. Тютчев «Как неожиданно и ярко…». Ритм, порядок слов, знаки препинания как отражение особого настроения в лирическом тексте. |
|
|||||||||
27. |
|
А. А. Фет «Весенний дождь». «Бабочка». Картины природы в лирическом стихотворении. Ритм стихотворения. Интонация (тон, паузы, темп) стихотворения. |
|
|||||||||
28. |
|
Е. А. Баратынский «Весна! Весна! Как воздух чист…». Передача настроения и чувства в стихотворении. |
|
|||||||||
29. |
|
А. Н. Плещеев «Дети и птичка». Ритм стихотворения. |
|
|||||||||
30. |
|
И. С. Никитин «В синем небе над полями…». Изменение картин природы в стихотворении. |
|
|||||||||
31. |
|
Н. А. Некрасов «Школьник». «В зимние сумерки…». Главная мысль в стихотворении. Выразительное чтение. |
|
|||||||||
32. |
|
Картины осени в стихотворении И. А. Бунина «Листопад». Слово как средство художественной выразительности. Сравнения, эпитеты. |
|
|||||||||
33. |
|
Урок-обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь». Оценка своих достижений. |
|
|||||||||
литературные сказки. (12 ч) |
|
|||||||||||
34. |
|
Знакомство с разделом «Литературные сказки». Прогнозирование содержания раздела. В. Ф. Одоевский «Городок в табакерке». Особенности данного литературного жанра. |
Прогнозирование содержания раздела.
Планировать работу на уроке, выбирать виды деятельности.
Знать: - произведения русских писателей, творчество писателей; - отличительные особенности литературной сказки.
Уметь: – читать выразительно и осознанно текст;
– определять тему и главную мысль;
- определять смысл заглавия;
- читать и воспринимать на слух прочитанное;
- сравнивать народную и литературную сказки;
- определять виды текстов;
- рассказывать о герое с опорой на текст сказки;
- делить текст на части;
- составлять план сказки с опорой на главные события;
- пересказывать сказку по плану подробно и выборочно;
- придумывать свой вариант сказки, используя литературные приёмы;
- составлять рекомендованный список литературы;
- проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.
|
- формулировать выводы, обосновывать на тексте;
- находить аргументы, подтверждающие вывод;
- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
- использовать поиск
необходимой
- переносить взаимосвязи и закономерности.
- строить речевое - определять причины и следствия
- делать выводы
-
работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости
исправлять ошибки с помощью учителя, других учащихся и самостоятельно
|
- организовы вать свое рабочее место; - осуществлять контроль своей работы; - вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу;
- обращается внимание на развивающую ценность любого задания; - пробовать самостоятельно
конструировать новый или перестроить известный способ действия в соответствии
с условиями
- определять
последовательность
- осуществлять простейшее планирование своей работы;
- обращаться к способам действий,
- осознавать уровень и качество выполнения работы;
- вносить необходимые
коррективы
- вырабатывать критерии оценки в диалоге с учителем, одноклассниками и самостоятельно - сопоставлять свою оценку с
оценкой |
- постановка вопросов по содержанию прочитанного, ответы на них; - участие в диалоге при обсуждении прослушанного произведения;
- сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре, в группе: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках; - проявлять интерес и уважение
- признавать
важность учебы и по-
- понимать,
зачем выполняются те
- проявлять интерес к
поиску и присвоению общих
-способность объяснить самому себе, что в нем хорошо, а что плохо, что он хочет и что может, способность к самоанализу.
- строить монологичес кое высказывание;
- аргументиро вать
|
- формулирова ние личной оценки; - аргументация своего мнения с привлечением текста произведения или других источников; - построение небольшого монологического высказывания о произведении (героях, событиях);
- осознание своих возможностей в учении на основе сравнения «Я» и хороший ученик;
- установление связи между учением и будущей профессиональ ной деятельности;
- обращается внимание на развивающую ценность любого задания; - осознавать себя гражданином России;
- понимать ответственность за произнесенное и написанное слово;
- сформирован ность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
- оценивать простые ситуации и
поступки как хорошие или плохие,
-доброжелатель но, эмоционально-
|
|
||||
35. |
|
В. Ф. Одоевский «Городок в табакерке». Заглавие и главные герои литературной сказки. |
|
|||||||||
36. |
|
В. Ф. Одоевский «Городок в табакерке». Деление текста на части. Составление плана. Подробный пересказ. |
|
|||||||||
37. |
|
В. М. Гаршин «Сказка о жабе и розе». Особенности данного литературного жанра. Сказка или рассказ. Главная мысль произведения. |
|
|||||||||
38. |
|
В. М. Гаршин «Сказка о жабе и розе». Текст-описание в содержании художественного произведения. |
|
|||||||||
39. |
|
В. М. Гаршин «Сказка о жабе и розе». Герои литературного текста. |
|
|||||||||
40. |
|
П. П. Бажов «Серебряное копытце». Мотивы народных сказок в авторском тексте. Заглавие. |
|
|||||||||
41. |
|
П. П. Бажов «Серебряное копытце». Герои художественного произведения. Авторское отношение к героям. |
|
|||||||||
42. |
|
С. Т. Аксаков «Аленький цветочек». Мотивы народных сказок в литературном тексте. Заглавие. |
|
|||||||||
43. |
|
С. Т. Аксаков «Аленький цветочек». Герои художественного текста. Деление текста на части. Составление плана. Выборочный пересказ сказки. |
|
|||||||||
44. |
|
С. Т. Аксаков «Аленький цветочек». Словесное иллюстрирование. |
|
|||||||||
45. |
|
Обобщающий урок по разделу «Литературные сказки». Оценка достижений. |
|
|||||||||
делу время – потехе час. (7 ч) |
|
|||||||||||
46. |
|
Знакомство с разделом «Делу время – потехе час». Прогнозирование содержания раздела. Е. Л. Шварц «Сказка о потерянном времени». Нравственный смысл произведения. |
Прогнозировать содержание раздела, планировать работу с произведением, выбирать виды деятельности на уроке.
Воспринимать на слух художественное произведение. Читать без ошибок, в темпе разговорной речи.
Знать понятие «жанр произведения».
Уметь: - определять нравственный смысл произведения; - определять жанр произведения; - анализировать заголовок произведения, соотносить его с темой и главной мыслью произведения; - определять прямое и переносное значение слов; - понимать, как поступки характеризуют героев произведения; - определять нравственный смысл поступков героев; - инсценировать произведения, распределяя роли, выбирать режиссёра; - пересказывать текст от лица автора или одного из героев; - узнавать, что произведения могут рассказать о своём авторе; - находить необходимую информацию в справочной литературе для подготовки сообщения о творчестве изучаемого писателя; - готовить сообщение о писателе; - проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения; - подбирать книги по теме, ориентируясь на авторские произведения.
|
- учитель, создавая проблемную ситуацию, обнаруживая противоречивость или недостаточность знаний, вместе с детьми определяет цель урока;
- для развития умения оценивать свою работу дети вместе с учителем разрабатывают алгоритм оценивания своего задания;
- обращается внимание на развивающую ценность любого задания;
- формулировать выводы, обосновывать на тексте;
- находить аргументы, подтверждающие вывод;
- определять причины и следствия |
- оценивать свой ответ, планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок; - формирова ние умения планировать, контролиро вать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, -определять наиболее эффективные способы достижения результата- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;
|
- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;
- слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания;
- организация работы в парах и группах.
|
- восприятие и понимание эмоционально-нравственных переживаний героев;
- формулирова ние личной оценки, аргументация своего мнения о поступках героев;
- осознавать роль языка и речи в жизни людей;
- эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции
|
|
||||
47. |
|
Е. Л. Шварц «Сказка о потерянном времени». Жанр произведения. Инсценирование произведения. |
|
|||||||||
48. |
|
В. Ю. Драгунский «Главные реки». Особенности юмористического текста. |
|
|||||||||
49. |
|
В. Ю. Драгунский «Что любит Мишка». Авторское отношение к изображаемому. Пересказ текста от лица героев. Юмористические рассказы В. Ю. Драгунского. |
|
|||||||||
50. |
|
В. В. Голявкин «Никакой горчицы я не ел». Смысл заголовка. Герои произведения. |
|
|||||||||
51. |
|
В. В. Голявкин «Никакой горчицы я не ел». Инсценирование произведения. |
|
|||||||||
52. |
|
Обобщающий урок по разделу «Делу время – потехе час». Оценка достижений. |
|
|||||||||
страна детства. (8 ч) |
|
|||||||||||
53. |
|
Знакомство с разделом «Страна детства». Прогнозирование содержания раздела. |
Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Подбирать книги по теме, рассказывать об их содержании. Воспринимать на слух художественное произведение, высказывать своё мнение, отношение. Выразительное чтение диалогов. Чтение диалогов в лицах. Работа над пониманием содержания литературного произведения. Характеристика героев произведения, восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний. Построение высказываний о произведении (героях, событиях). Уметь: - читать осознанно вслух и про себя; – устанавливать темп чтения от смысла читаемого; - использовать приёмы выразительного чтения; - находить смешные эпизоды из юмористических рассказов; - определять отношение автора к героям; – определять, что важное и серьёзное скрывается за усмешкой автора; – анализировать возможные заголовки произведений; – использовать в своей речи средства художественной выразительности (сравнения, эпитеты); - придумывать музыкальное сопровождение к прозаическому тексту; - составлять план текста; - пересказывать текст на основе плана; - придумывать смешные рассказы о школьной жизни, не обижая своих друзей; – проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.
|
- для развития умения оценивать свою работу дети вместе с учителем разрабатывают алгоритм оценивания своего задания; - обращается внимание на развивающую ценность любого задания; - формулировать выводы, обосновывать их на тексте;
- находить аргументы, подтверждающие вывод;
-извлекать информацию, представленную в разных формах;
- строить высказывание в
устной
-проводить сравнение и классификацию по заданным критериям. |
- организовы вать свое рабочее место;
- осуществлять контроль своей работы; - вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу; - оценивать
правильность выполнения действия на уровне
|
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне небольшого текста); - слушать и понимать речь других; - пользовать ся приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;
- аргументиро вать
|
- понимание границ того, «что я знаю», и того, «что я не знаю», «незнания», и стремления к преодолению этого разрыва;
- оценивать ситуации и поступки как
- признавать важность учебы
и познания нового, понимать, зачем выполнять те или
- объяснить самому себе, что в нем хорошо, а что
плохо, что он хочет и что может, способность
-способность признавать
свои плохие
|
|
||||
54. |
|
Б. С. Житков «Как я ловил человечков». Особенности развития сюжета. |
|
|||||||||
55. |
|
Герой произведения Б. С. Житкова «Как я ловил человечков». |
|
|||||||||
56. |
|
К. Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками». Особенности развития событий: выстраивание их в тексте. |
|
|||||||||
57. |
|
К. Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками». Герои произведения. Музыкальное сопровождение произведения. |
|
|||||||||
58. |
|
М. М. Зощенко «Ёлка». Герои произведения. |
|
|||||||||
59. |
|
М. М. Зощенко «Ёлка». Составление плана. Пересказ. |
|
|||||||||
60. |
|
Обобщение по разделу «Страна детства». Литературная викторина. Оценка своих достижений.
|
|
|||||||||
поэтическая тетрадь. (4 ч) |
|
|||||||||||
61. |
|
Знакомство с разделом «Поэтическая тетрадь». Прогнозирование содержания раздела. Тема стихотворений В. Я. Брюсова «Опять сон», «Детская». Развитие чувства в лирическом стихотворении. Выразительное чтение. |
Прогнозировать содержание раздела. Подбирать любимые стихотворения к теме.
Уметь: – воспринимать на слух художественное произведение; - размышлять над его содержанием; – срав; - различать стихотворения разных поэтов; - определять тему, объединяющую разные произведения поэтического творчества; - определять особенности поэтического творчества разных поэтов, выражать своё отношение; - рассказывать об эпизодах из своего детства; - участвовать в конкурсе чтецов со своим любимым стихотворением.
|
- освоение приёмов поиска нужной информации; - формулировать выводы, обосновывать на тексте; - находить аргументы, подтверждающие вывод; - строить речевое высказывание в устной и письменной форме; - проводить сравнение и классификацию по заданным критериям; -владеть общим - понимать цель чтения и осмысли-
|
- организовы вать свое рабочее место;
- осуществлять контроль за своей работой;
- вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу;
- умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев. |
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне небольшого текста);
- слушать и понимать речь других;
- пользовать ся приёмами слушания: фиксиро вать тему (заголовок), ключевые слова;
- активно использовать речевые средства для решения коммуникативных и познаватель ных задач |
- понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать; - развитие самостоятельнос ти и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;
- формирова ние умения понимать причины успеха или неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха |
|
||||
62. |
|
С. А. Есенин «Бабушкины сказки». Тема стихотворения. Развитие чувства в лирическом произведении. |
|
|||||||||
63. |
|
М. И. Цветаева «Бежит тропинка с бугорка». «Наши царства». Тема детства в произведениях Цветаевой. |
|
|||||||||
64. |
|
Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь». Сравнение произведений разных поэтов на одну и ту же тему. Оценка достижений. |
|
|||||||||
природа и мы. (9 ч) |
|
|||||||||||
65. |
|
Знакомство с разделом «Природа и мы». Прогнозирование содержания раздела. Д. Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш». Анализ заголовка. Отношение человека к природе. |
Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Воспринимать на слух художественное произведение. Размышлять над содержанием произведения. Выразительное и осознанное чтение использование интонаций, соответствующих смыслу текста. Участие в творческих проектах. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного произведения. Создание небольших письменных ответов на поставленный вопрос по прочитанному (прослушанному) произведению. Уметь: – читать текст вслух и про себя; – понимать смысл прочитанного; - передавать настроение автора; – анализировать заголовок произведения; – характеризовать героя произведения на основе поступка; – определять отношение автора к героям на основе текста; – наблюдать, как авторы передают красоту природы с помощью слова; - объяснять нравственный смысл рассказа; – определять тему, которая объединяет рассказы в разделе; – оценивать события, героев произведения; - формулировать основную мысль темы; - делить текст на части; - пересказывать текст подробно и выборочно; - находить необходимую информацию в разных источниках для подготовки сообщения по теме; - составлять самостоятельно текст для энциклопедического словаря; - читать выразительно диалоги из текста; - проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.
|
- формулировать выводы, обос-новывать их на тексте; находить аргументы, под-тверждающие вывод;
- умение высказывать и пояснять свою точку зрения;
- освоение правил и способов взаимодействия с окружающим миром;
- освоение приёмов поиска нужной информации;
- строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
-владеть общим
- понимать цель чтения и осмысли-
|
- организовы вать свое рабочее место;
- осуществлять контроль за своей работой;
- вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу;
- обращаться к способам действий,
- осознавать уровень и качество выполнения работы;
- вырабатывать критерии оценки в диалоге с учителем, одноклассниками и самостоятельно
- сопоставлять свою оценку
с оценкой |
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умение избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне небольшого текста);
- слушать и понимать речь других;
- пользовать ся приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова. |
- формулирова ние личной оценки; - аргументация своего мнения с привлечением текста произведения или других источников; - восприятие литературного произведения как особого вида искусства;
- полноценное восприятие художественной литературы;
- эмоциональная отзывчивость на прочитанное;
- высказывание своей точки зрения и уважение мнения собеседника;
- положительное отношение к школе; чувство необходимости учения; - проявлять заинтересован ность
- осознавать ответственность за произнесенное и написанное слово. |
|
||||
66. |
|
Д. Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш». Подготовка выборочного пересказа. |
|
|||||||||
67.
|
|
А. И. Куприн «Барбос и Жулька». Герои произведения о животных. Поступок как характеристика героя произведения. |
|
|||||||||
68. |
|
М. М. Пришвин «Выскочка». Анализ заголовка. Герои произведения. Характеристика героя на основе поступка. |
|
|||||||||
69. |
|
Е. И. Чарушин «Кабан». Герои произведения. Характеристика героев на основе их поступков. |
|
|||||||||
70. |
|
В. П. Астафьев «Стрижонок Скрип». Герои рассказа. |
|
|||||||||
71. |
|
В. П. Астафьев «Стрижонок Скрип». Деление текста на части. Составление плана. Выборочный пересказ. |
|
|||||||||
72. |
|
Проект «Природа и мы». |
|
|||||||||
73. |
|
Обобщение по разделу «Природа и мы». Оценка достижений. |
|
|||||||||
поэтическая тетрадь. (6 ч) |
|
|
|
|
|
|||||||
74. |
|
Знакомство с разделом «Поэтическая тетрадь». Прогнозирование содержания раздела. Картины осени в лирическом произведении Б. Л. Пастернака «Золотая осень». |
Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке, осмысливать цели чтения. Читать и воспринимать на слух лирические тексты. Выразительное чтение, Декламация (чтение наизусть) стихотворных произведений. Самостоятельное сочинение стихотворений. Знать: средства художественной выразительности (олицетворение, эпитет, сравнение) Уметь: – подобрать сборники стихов к выставке книг; - заучивание стихов наизусть; - определять настроение поэта и лирического героя; - наблюдать за особенностями оформления стихотворной речи; – находить в произведениях и анализировать средства художественной выразительности (олицетворения, эпитеты, сравнения), сравнивать их, самостоятельно дополнять; - сравнивать произведения живописи, музыки, литературы; - определять общее настроение произведения; - формулировать и высказывать своё мнение; – проверять чтение друг друга, работая в паре; - проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике.
|
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления; - формулировать выводы, обос-новывать на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод;
- использовать поиск необходимой информации для
выполнения учебных заданий
- строить речевое
- понимать цель чтения и осмысливать прочитанное;
- извлекать информацию, представленную в разных формах;
- проводить сравнение и классификацию по заданным
критериям.
|
- организовы вать свое рабочее место; - обращается внимание на развивающую ценность любого задания;
- формирова ние умения планировать, контролиро вать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- определять
последовательность
- осуществлять простейшее планирование своей работы;
- обращаться к способам действий, |
- готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; - слушать и понимать речь других; - пользовать ся приёмами слушания;
- уметь слушать, извлекать пользу сников, сотрудничать с ними при работе в группе;
- аргументи ровать |
- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение; - принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; - наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям; - внимательно относиться к собственным переживаниям и переживаниям других людей; нравственному содержанию поступков; - признавать |
|
||||
75. |
|
С. А. Клычков «Весна в лесу». Картины весны в стихотворении. |
|
|||||||||
76. |
|
Д. Б. Кедрин «Бабье лето». Картины лета в стихотворении. Чтение наизусть. |
|
|||||||||
77. |
|
Н. М. Рубцов «Сентябрь». Изображение природы в сентябре в лирическом произведении. Средства художественной выразительности.
|
|
|||||||||
78. |
|
С. А. Есенин «Лебёдушка». Мотивы народного творчества в авторском произведении. |
|
|||||||||
79. |
|
Обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь». Конкурс «Поэзии прекрасные страницы». Декламация (чтение наизусть) наиболее понравившихся стихотворений. Оценка достижений. |
|
|||||||||
родина. (5 Ч) |
|
|
|
|
|
|||||||
80. |
|
Знакомство с разделом «Родина». Прогнозирование содержания раздела. И. С. Никитин «Русь». Образ Родины в поэтическом тексте. Ритм стихотворения. |
Прогнозировать содержания раздела. Планировать работу с произведением на уроке, подбирать книги по теме. Воспринимать на слух художественное произведение. Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль (идея), события, их последовательность. Выразительное чтение стихотворений, передавая чувство гордости за своих предков. Участие в диалоге при обсуждении произведения. Участвовать в работе группы, читать стихи друг другу. Участвовать в работе проекта, распределять роли, находить нужную информацию, представлять её в соответствии с заданной тематикой. Понимать особенности поэтического текста. Уметь: – рассказывать о своей Родине, используя прочитанные произведения; - предполагать содержание произведения по его названию; - писать сценарий поэтического вечера; - составлять рассказы о Родине, передавая свои чувства, своё отношение к Роидине; - просерять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.
|
- формулировать выводы, обосновывать на тексте;
- находить аргументы, подтверждающие вывод;
- освоение приёмов поиска нужной информации; - определять причины и следствия - делать выводы - переносить взаимосвязи и закономерности;
- строить речевое
- понимать цель чтения и осмысливать прочитанное.
|
- организовы вать свое рабочее место;
- выделять учебную задачу на основе
но конструиро вать
- определять последователь ность действий для решения предметной задачи;
- осуществлять простейшее |
- участие в диалоге при обсуждении произведения; - выражение личного отношения к прочитанному; - аргументация своей позиции; - сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в группе: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках; - вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы) при работе в группах. |
- наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям; - формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни; - проявлять интерес к поиску и присвоению общих
- проявлять заинтересован ность в получении
консультации, совета по поводу улучшения своих учебных
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
|
|
||||
81. |
|
С. Д. Дрожжин «Родине». Авторское отношение к изображаемому. |
|
|||||||||
82. |
|
А. В. Жигулин «О, Родина! В неярком блеске…». Тема стихотворения. Авторское отношение к изображаемому. |
|
|||||||||
83. |
|
ПРОЕКТ «Они защищали Родину». |
|
|||||||||
84. |
|
Обобщение по разделу «Родина». Поэтический вечер. Декламация (чтение наизусть) стихотворений. Оценка достижений.
|
|
|||||||||
страна фантазия. (7 ч) |
|
|
|
|
|
|||||||
85. |
|
Знакомство с разделом «Страна Фантазия». Прогнозирование содержания раздела. |
Прогнозировать содержание раздела. Читать и воспринимать на слух художественное произведение. Читать вслух и про себя, осмысливая содержание. Участвовать в диалоге при обсуждении произведения. Наблюдать за особенностями речи героев. Понимать особенности фантастических произведений. Выражать личное отношение к прочитанному, аргументировать свою позицию с привлечением текста произведения. Герои произведения. Построение небольшого монологического высказывания о произведении (героях, событиях). Уметь: – определять особенности фантастического жанра; - сравнивать и характеризовать героев произведения; - отвечать на вопросы по содержанию произведения; - придумывать свои вопросы к текстам; – придумывать фантастические истории (с помощью учителя или самостоятельно); - проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. |
- строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
- проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
-владеть общим
- освоение приёмов поиска нужной информации;
- формулирование несложных выводов, обос-новывание на тексте; - находить аргументы, подтверждающие вывод;
- понимать цель чтения и осмысливать прочитанное. |
- выделять учебную задачу на основе
-определять последователь ность
- осуществлять простейшее планирование своей работы;
- осознавать уровень и качество выполнения работы.
|
-использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях
-интерпретация информации в соответствии с коммуникатив ными и познавательными задачами;
- проявлять интерес и уважение к различным точкам зрения;
- уметь слушать, извлекать пользу
|
- формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- проявлять интерес к поиску и присвоению общих способов решения учебных задач;
- признавать важность учебы и познания нового, понимать, зачем
|
|
||||
86. |
|
Е. С. Велтистов «Приключения Электроника». Особенности фантастического жанра. |
|
|||||||||
87. |
|
Е. С. Велтистов «Приключения Электроника». Необычные герои фантастического рассказа. |
|
|||||||||
88. |
|
Кир Булычёв «Путешествие Алисы». Особенности фантастического жанра. |
|
|||||||||
89. |
|
Кир Булычёв «Путешествие Алисы». Характеристика героев произведения. |
|
|||||||||
90. |
|
Сравнение героев фантастических рассказов К. Булычёва и Е. Велтистова.
|
|
|||||||||
91. |
|
Обобщение по разделу «Страна Фантазия». Оценка достижений. |
|
|
|
|
|
|
||||
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА. (11 Ч) |
|
|||||||||||
92. |
|
Знакомство с разделом «Зарубежная литература». Прогнозирование содержания раздела. Планирование работы по усвоению содержания раздела.
|
Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке (начало, конец, виды деятельности). Читать и воспринимать на слух художественное произведение. Выразительно читать диалоги. Герои произведения. Восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний. Выражение личного отношения к прочитанному, аргументация своей позиции с привлечением текста произведения. Участие в диалоге при обсуждении произведения. Построение небольшого монологического высказывания о произведении (героях, событиях). Уметь: - подготовить к выставке книги зарубежных писателей; - пересказывать самые интересные эпизоды из произведений от лица героев произведений; - составлять рассказ о герое, используя авторский текст; - высказывать своё мнение о прочитанном произведении; - характеризовать поступки героев произведения; - рассказывать о прочитанных книгах зарубежных писателей, выражать своё мнение; - пользоваться списком рекомендованной литературы для выбора книги; - проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.
|
- использовать поиск необходимой
информации для выполнения
-строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
- проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
-владеть общим
-понимать цель чтения и осмысли- -извлекать информацию, представленную в разных формах;
-проводить сравнение и классификацию по заданным критериям.
|
- организовы вать свое рабочее место под руководством учителя;
- организовы вать свое рабочее место;
- выделять учебную задачу на основе
но конструиро вать
- определять последователь ность действий для решения предметной задачи;
- осуществлять простейшее
- формирова ние умения планировать, контролиро вать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата. |
- участие в диалоге при обсуждении произведения; - выражение личного отношения к прочитанному;
- аргументация своей позиции;
- сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в группе: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках;
- вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы) при работе в группах;
- готовность конструктив но разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества
|
- оценивать и анализировать ситуации
и поступки как
- объяснить самому себе, что в нем хорошо, а что
плохо, что он хочет и что может, способность
- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;
- наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
|
|
||||
93. |
|
Дж. Свифт «Путешествие Гулливера». Особое развитие сюжета в зарубежной литературе. |
|
|||||||||
94. |
|
Дж. Свифт «Путешествие Гулливера». Герои приключенческой литературы. Особенности характеров героев. |
|
|||||||||
95. |
|
Г. Х. Андерсен «Русалочка». Авторская зарубежная сказка. |
|
|||||||||
96. |
|
Г. Х. Андерсен «Русалочка». Рассказ о Русалочке. |
|
|||||||||
97. |
|
М. Твен «Приключения Тома Сойера». Особенности повествования. |
|
|||||||||
98. |
|
М. Твен «Приключения Тома Сойера». Герои приключенческой литературы. Сравнение героев, их поступков. |
|
|||||||||
99. |
|
С. Лагерлёф «Святая ночь». Поступок героя. |
|
|||||||||
100 |
|
С. Лагерлёф «В Назарете». Основная мысль рассказа. |
|
|||||||||
101 |
|
Обобщение по разделу «Зарубежная литература». Оценка достижений. |
|
|||||||||
102 |
|
Урок-отчёт «Путешествие по дорогам любимых книг». |
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.