Рабочая программа по литературному чтению к учебнику Г.С.Меркина, Б.Г.Меркина, С.А. Болотовой (3 класс)

  • docx
  • 21.08.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала чтен3.docx

Министерство общего и профессионального образования Ростовской области

Отдел образования Администрации Белокалитвинского района

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №12

_____________________________________________________________________________

 

 

 

 

                                                         «Утверждаю»

 

                                                                                Директор МБОУ СОШ №12

 

_____________________

 

                                                                                                   Приказ от___________   г.    №  ______

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 

( начальное общее образование)

 

по литературному чтению

 

для  3 «А»   класса

 

                                              на 2020  -2021     учебный год

 

 

 

 

Количество часов  в неделю:  4 ч.

 

Количество часов за год140 ч.

 

Количество часов в 2020 – 2021 учебном году:_____ ч.

 

УчительДолгопятова Л. В.

 

УМК:  «Инновационная начальная школа»

 

 

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Рабочая программа по литературному чтению    разработана в соответствии:

·             с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта  начального   общего образования (Приказ Министерства образования и науки от 06 октября 2009 года № 373 « Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»); 

·            с Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273 – ФЗ;

·            с Уставом МБОУ СОШ № 12;  

·            с основной образовательной программой начального общего образования МБОУ СОШ №12;

·            с Положением об учебной рабочей программе педагога в  МБОУ СОШ №12;

·            с установленным в учебном плане количеством часов;

·            с учётом индивидуальных особенностей учащихся;

·            с материально-техническими  возможностями  школы.

Рабочая  программа  разработана на основе:

            • примерной образовательной программы по литературному чтению и авторской программы Г.С.Меркина, Б.Г.Меркина, С.А. Болотовой  «Литературное чтение». – М.: ООО «Русское слово», 2019 в соответствии с учебником «Литературное чтение» в 2 ч. 3 класса. Меркин  Г.С, Меркин Б.Г., Болотова С.А.- М.: «Русское слово», 2019.

·          календарного учебного графика на текущий учебный год;

·          учебно-методического комплекса, соответствующего федеральному перечню:

1. Рабочая программа к учебникам Г.С.Меркина, Б.Г.Меркина,С.А.Болотовой «Литературное чтение». 1 – 4 классы /авт. – сост.С.А.Болотова. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2019.

 

2. Программа курса к учебникам Г. С. Меркина, Б. Г. Меркина, С. А. Болотовой «Литературное чтение» 1-4 классы. Москва: ООО «Русское слово», 2019.

 

3. Рабочая тетрадь к учебнику Г. С. Меркина, Б. Г. Меркина, С. А. Болотовой «Литературное чтение» . 3 класс: в 2 ч. / Г.С.Меркин. – М.: ООО «Русское слово - учебник», 2019. – (ФГОС. Начальная инновационная школа)

 

4. Литературное чтение: учебник для 3 класса общеобразовательных учреждений: в 2 частях /авт. – сост.Г.С.Меркин, Б.Г.Меркин, С.А.Болотова; под ред. Г.С.Меркина. – 2-е изд. - М.: ООО «Русское слово», 2019.- (ФГОС. Начальная инновационная школа)

 

Согласно действующему учебному плану МБОУ СОШ № 12 на 2020-2021 учебный год в рамках реализации ФГОС начального общего образования, рабочая программа для 3-го класса предусматривает обучение 140 ч в объёме, 4 часа в неделю.

Согласно  Производственному календарю на 2021 год и календарному графику МБОУ СОШ №12  7 уроков совпадают  с государственными праздниками  и выходными , исходя  из вышеизложенного, учебный материал был уплотнен.

        Количество часов на изучение курса в 2020 – 2021 учебном году – 133 ч, что позволяет в полном объёме выполнить государственную образовательную программу по предмету.

 

Программа рассчитана на изучение курса 140 часов. Праздничные дни:----------, ---------. --------. В программе скорректировано количество часов на изучение следующих тем:

1)---------------------------;

2)---------------------------;

3)---------------------------.

 

 Количество часов на изучение курса в 2020 – 2021 учебном году – --------- ч, что позволяет в полном объёме выполнить государственную образовательную программу по предмету.

          Региональный компонент осуществляется на каждом уроке фрагментарно.

 

Общая характеристика учебного предмета

Первый этап литературного образования школьника, создавая предпосылки для дальнейшего развития, представляет собой в то же время относительно самостоятельный и завершенный цикл, учитывающий специфику младшего школьного возраста и характеризующийся особыми задачами, содержанием, методикой преподавания.

Литературное чтение – один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и воспитанию ребенка. От успешности изучения курса литературного чтения зависит результативность обучения по другим предметам начальной школы.

Специфика литературного чтения как учебного предмета заключается в его тесной интеграции с русским языком. Эти два предмета представляют собой единый филологический курс, в котором обучение чтению сочетается с первоначальным литературным образованием и освоением родного языка.

 

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА

Изучение литературного чтения в начальной школе направлено на достижение целей, которые должны отражать:

– формирование и развитие у младших школьников потребности в систематическом, системном, инициативном чтении;

– формирование полноценного навыка чтения;

– духовно-нравственное воспитание человека и гражданина;

– создание первичных представлений о русской литературе как  о национальном достоянии.

В соответствии с целями и требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования определены задачи курса, отражающие планируемые результаты (личностные, метапредметные, предметные) обучения младших школьников.

 

Место предмета в учебном плане

Изучение литературного чтения в 1 классе начинается в кур­се «Обучение грамоте», продолжительность которого зависит от уровня готовности класса, темпа обучения, профессиональ­ной подготовки учителя и средств обучения, соответствующих программе. В этот период объединяются часы учебного плана по русскому языку и литературному чтению, всего 9 ч в неделю, из которых 1 ч отводится на литературное слушание. После перио­да обучения грамоте идёт раздельное изучение литературного чтения и русского языка, которые входят в образовательную область «Филология». На изучение литературного чтения со 2 по 4 класс отводится по 4 ч еженедельно.

 

Ценностные ориентиры содержания

учебного предмета

 

Специфика литературного чтения заключается в том, что предметом изучения является художественная литература, кото­рая благодаря своей нравственной сущности оказывает огром­ное влияние на становление личности учащегося: духовно-нрав­ственное развитие, формирование основ гражданской идентич­ности, понимание и усвоение моральных норм и нравственных ценностей, принятых в семье, в народе, в обществе (любовь к се­мье, к своему народу, Родине, уважительное отношение к другой культуре и мнению и т. п.).

 

1.     Планируемые результаты освоения учебного предмета

 

Личностные результаты

-  формирование основ гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

-  формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур, религий;

-  формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

-  овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

-  принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

-  развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

-  формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

-  развитие эстетических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

-  развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

-  формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты

-  овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

-  освоение способов решения проблем творческого и по­искового характера;

-  формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эф­фективные способы достижения результата;

-  формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

-  освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

-  использование знаково-символических средств пред­ставления информации для создания моделей изучаемых объ­ектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

-  активное использование речевых средств и средств ин­формационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

-  использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном простран­стве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с ком­муникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать  нормы информационной избирательности, этики и этикета;

-  овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознании строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;

-  овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родо- видовым признакам, установления аналогий и причинно – следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

-  готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь свою;  излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

-  определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

-  готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества;

-  овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета;

-  овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи отношения между объектами и процессами;

-  умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования  в соответствии с содержанием учебного предмета; формирование начального уровня культуры пользования словарями в системе универсальных учебных действий.

Предметные результаты

-  понимание литературы как явления национальной культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

-  осознание значимости чтения для личного развития, формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных  этнических представлений, понятий о добре и зле, нравственности;

-  формирование потребности в систематическом чтении;

-  понимание роли чтения, использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное);

-  умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;

-  достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т.е.овладение техникой чтения вслух и про себя,  элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;

-  умение самостоятельно выбирать интересующую литературу

-  пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.

 

Критерии оценок по литературному чтению

 

         Контрольная проверка навыка чтения проводится ежемесячно у каждого учащегося, оценка выставляется в классный журнал по следующим критериям:

- беглость, правильность, осознанность, выразительность

Оценка «5» - ставится, если выполнены все 4 требования.

Оценка «4» - ставится, если выполняется норма чтения по беглости (в каждом классе и в каждой четверти разная), но не выполнено одно из остальных требований.

Оценка «3» - ставится, если выполняется норма по беглости, но не выполнено два других требования.

Оценка «2» - ставится, если выполняется норма беглости, но не выполнены остальные три требования или не выполнена норма беглости, а остальные требования выдержаны.

В индивидуальном порядке, когда учащийся прочитал правильно, выразительно, понял прочитанное, но не уложился в норму по беглости на небольшое количество слов, ставится положительная отметка.

Чтение наизусть

Оценка «5» - твёрдо, без подсказок, знает наизусть, выразительно читает.

Оценка «4» - знает стихотворение наизусть, но допускает при чтении перестановку слов, самостоятельно исправляет допущенные неточности.

Оценка «3» - читает наизусть, но при чтении обнаруживает нетвёрдое усвоение текста.

Оценка «2» - нарушает последовательность при чтении, не полностью воспроизводит текст.

Выразительное чтение стихотворения

Требования к выразительному чтению:

1.Правильная постановка логического ударения.

2.Соблюдение пауз.

3. Правильный выбор темпа.

4.Соблюдение нужной интонации.

5. Безошибочное чтение.

Оценка «5» - выполнены правильно все требования.

Оценка «4» - не соблюдены 1-2 требования.

Оценка «3» - допущены ошибки по трём требованиям.

Оценка «2»- допущены ошибки более, чем по трём требованиям.

 

Чтение по ролям

Требования к чтению по ролям:

1. Своевременно начинать читать свои слова.

2.Подбирать правильную интонацию.

3.Читать безошибочно.

4. Читать выразительно.

Оценка «5» - выполнены правильно все требования.

Оценка «4» - допущены ошибки по одному какому-то  требованию.

Оценка «3» - допущены ошибки по двум требованиям.

Оценка «2»- допущены ошибки по трём требованиям.

Пересказ

Оценка «5» - пересказывает содержание прочитанного самостоятельно, последовательно, не упуская главного (подробно или кратко, или по плану), правильно отвечает на вопрос, умеет подкрепить ответ на вопрос чтением соответствующих отрывков.

Оценка «4» - допускает 1-2 ошибки, неточности, сам исправляет их.

Оценка «3» - пересказывает при помощи наводящих вопросов учителя, не умеет последовательно передать содержание прочитанного, допускает речевые ошибки.

Оценка «2»- не  может передать содержание прочитанного.

Тест

Каждый тест состоит из десяти заданий разной сложности. На выполнение теста отводится урок. Выполненное задание оценивается в 1 балл, невыполненное – 0 баллов.

 «5» - ученик набрал 9-10 баллов;

«4» - ученик набрал 7-8 баллов;

«3» - ученик набрал 5-6 баллов;

«2» - ученик набрал менее 5 баллов.

Оценка навыков чтения (темп, способ, правильность, понимание)

3 класс

Оценка «5» - ученик читает целыми словами, со скоростью 60 слов в минуту и более слов и более 80 слов в минуту молча, с правильной интонацией; умеет подробно и кратко передавать содержание прочитанного и высказывать о нем собственное обоснованное суждение.

Оценка «4» - ученик читает текст вслух целыми словами, со скоростью не менее 55  слов в минуту, интонационно правильно; умеет передать содержание прочитанного; темп чтения молча не меньше 70 слов в минуту.

Оценка «3» - ученик  читает целыми словами  со скоростью не менее 45 слов в минуту; в отдельных случаях переходит на слоговое чтение; делает не более пяти ошибок; в ответах на вопросы по тексту допускает 1-2 ошибки; темп чтени я молча не меньше 60 слов в минуту.

Оценка «2» - ученик не выполняет требований, отвечающих отметки «3».

 

2.     Содержание учебного предмета

 

Виды речевой и читательской деятельности

Аудирование (слушание). Восприятие на слух звучащей речи. Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение задавать вопросы и отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания, наблюдение за особенностью авторского стиля.

Чтение

Чтение вслух. Постепенный переход от слогового к плавному осмысленному правильному чтению текста целыми словами вслух (скорость чтения в соответствии с индивидуальным темпом чтения), постепенное увеличение скорости чтения. Установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Самостоятельное чтение доступных по объему и жанру произведений. Использование различных видов чтения: ознакомительное, поисковое, выборочное. Выбор нужного вида чтения в соответствии с целью чтения. Выразительное чтение с использованием интонации, темпа, тона, пауз, логического ударения, соответствующих смыслу текста. Декламирование стихотворных произведений после предварительной подготовки. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования.

Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя доступных по объему и жанру произведений. Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое, выборочное). Умение находить в тексте необходимую информацию. Выделение в тексте основных логических частей. Умение отвечать на вопросы, используя текст. Понимание особенностей разных видов чтения: факта, описания, дополнения высказывания и др.

Работа с разными видами текста. Общее представление о разных видах текста: художественных, научно-популярных, учебных, справочных. Определение целей создания этих видов текста. Сравнение и различение на практическом уровне разных видов текста. Ориентировка в содержании художественного, учебного и научно-популярного текста, понимание его смысла (при чтении вслух и про себя, при прослушивании). Определение главной мысли и характеристика героев произведения, темы и микротемы, основных событий и установление их последовательности.

Передача содержания прочитанного или прослушанного с учетом специфики научно-познавательного, учебного и художественного текстов в виде пересказа (полного, краткого или выборочного). Выбор из текста или подбор заголовка, соответствующего содержанию и общему смыслу текста. Умение отвечать на вопросы и задавать вопросы по содержанию произведения. Нахождение в тексте требуемой информации.

Формирование умения отличать текст от набора предложений. Прогнозирование содержания книги по ее названию и оформлению.

Умение работать с разными видами информации.

Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.

Библиографическая культура. Книга как особый вид искусства.

Книга как источник необходимых знаний. Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, титульный лист, аннотация, иллюстрации. Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, ее справочно-иллюстративный материал). Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник, собрание сочинений, периодическая печать, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии, в том числе электронные). Самостоятельное и целенаправленное осуществление выбора книги в библиотеке по заданной тематике, по собственному желанию на основе рекомендованного списка, картотеки и открытого доступа к детским книгам. Самостоятельное чтение детской книги.

Ориентировка в книге по названию, оглавлению. Отличие сборника произведений разных авторов от книги одного писателя. Работа с детской периодикой.

Самостоятельное использование алфавитного каталога, словарей и справочной литературы. Составление краткой аннотации (автор, название, тема книги, рекомендации к чтению) литературного произведения по заданному образцу. Написание отзыва о прочитанной книге.

Работа с текстом художественного произведения. Определение особенностей художественного текста. Понимание заглавия произведения, его адекватное соотнесение с содержанием. Соблюдение поэтапности работы над художественным текстом: первичный синтез (подготовительная работа, первичное восприятие текста, проверка качества первичного восприятия), анализ (постановка вопросов и ответы на вопросы к тексту, выборочное чтение, словарная работа, словесное рисование и др.), вторичный синтез (перечитывание, уточнение, обобщение и др.).

Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств данного текста (внешний вид, характер, поступки, речь, мысли героя; высказывание других персонажей о нем). Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и событие, мотивы поступка персонажа. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста, авторских помет, имен героев. Использование простейших приемов анализа текста: деление текста на части, озаглавливание их; составление простого плана; установление взаимосвязи между событиями, поступками героев, явлениями, фактами с опорой на содержание текста; нахождение средств выразительности: сравнения, олицетворения, метафоры, эпитета, гиперболы, — определяющих отношение автора к герою, событию. Понимание нравственного содержания прочитанного, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали. Осмысление понятия «Родина», отражении любви к Родине в литературе разных народов (на примере народов России). Близость тем, идей, героев в фольклоре разных народов. Осознание того, что фольклор есть выражение общечеловеческих нравственных представлений. Ориентировка в нравственном содержании прочитанного, самостоятельное формулирование выводов, соотнесение поступков героев с нравственными нормами. Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка: последовательное воспроизведение эпизода с использованием специфической для данного произведения лексики (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ. Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробного, выборочного и краткого (передача основных мыслей), Подробный пересказ текста: определение главной мысли фрагмента, выделение опорных или ключевых слов, озаглавливание, подробный пересказ эпизода; деление текста на части, определение главной мысли каждой части и всего текста, озаглавливание каждой части и всего текста, составление плана в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов, в виде самостоятельно сформулированного высказывания. Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: характеристика героя произведения (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить рассказ о герое), описание места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составит данное описание на основе текста). Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев.

Работа с учебными и научно-популярными текстами. Понимание заглавия произведения; адекватное соотнесение с его содержанием. Определение особенностей учебного и научно-популярного текста (передача информации). Элементарный анализ учебного и научно-популярного текстов. Умение отвечать на вопросы по содержанию текста. Работа с терминами. Установление причинно-следственных связей. Определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые или опорные слова. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста).

Говорение (культура речевого общения)

Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения: понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению (учебному, научно-познавательному, художественному тексту). Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или собственный опыт. Использование норм речевого этикета в условиях внеучебного общения.

Знакомство с особенностями национального этикета на основе фольклорных произведений. Работа со словом (распознание прямого и переносного значения слов, определение их многозначности), целенаправленное пополнение активного словарного запаса. Монолог как форма речевого высказывания. Оформление своей мысли в монологическое речевое высказывание небольшого объема (повествование, описание, рассуждение) с опорой на авторский текст, по предложенной теме или в качестве ответа на вопрос. Отражение основной мысли текста в высказывании. Передача содержания прочитанного или прослушанного с учетом специфики научно-популярного, учебного и художественного текста. Передача впечатлений (из повседневной жизни, художественного произведения, изобразительного искусства) в рассказе (описание, рассуждение, повествование). Самостоятельное построение плана собственного высказывания. Отбор и использование выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнение) с учетом особенностей монологического высказывания.

Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, отдельных его сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему.

Письмо (культура письменной речи)

Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку (отражение темы, места действия, характеров героев). Оформление своих мыслей в письменной форме. Использование в письменной речи выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнение) в мини-сочинениях (повествование, описание, рассуждение), рассказ на заданную тему, аннотация и отзыв о прочитанной книге, сочинение по картине. Самоконтроль и внесение корректировки в письменный текст.

Содержание

3 класс

Дети и взрослые Русская народная сказка «Дочь-семилетка»; В. Берестов. Урок листопада; русская народная сказка «Привередница» (в пересказе В. Даля); Г. Граубин. Хорошее настроение; И. Панькин. Откуда у моряков взялась сила; И. Токмакова. Почитай мне, мама!..; М. Карим. Эту песню мама пела; Л. Толстой. Акула. Прыжок; М. Зощенко. Елка; Б. Емельянов. Обида; Е. Пермяк. Тонкая струна; С. Баруздин.  Кляксы;  Л.  Николаенко.  Веселое  сделалось  грустным;  В. Осеева. Почему?

Внеклассное чтение

Рассказы М. Зощенко о детях.

Проверь себя сам

Е. Пермяк. Как Миша хотел маму перехитрить.

Семейное чтение

В. Драгунский «Он живой и светится...».

Литературоведческие понятия: сказка (развитие представлений); художественная  деталь;  диалог  (развитие  представлений);  эпизод

(развитие представлений); персонаж; тема и идея (развитие представлений); композиция; элементы композиции (кольцо); главный герой; фрагмент (развитие представлений); быль; юмор; юмористический рассказ; рассказчик; финал повествования; пословица (развитие представлений);  художественный  образ  (первичное представление).

Развитие речи: различные виды чтения и обсуждения, в том числе чтение наизусть, чтение по ролям и самостоятельное чтение, повторное чтение; интонирование; беседа по прочитанному; рассуждение; обоснование ответа на вопрос; сопоставление; характеристика героя, формулирование вывода по прочитанному; подбор синонимов к устаревшим словам; подбор антонимов к данным словам; характеристика деталей картины; определение значений словосочетаний по контексту; ключевые предложения в художественном тексте; определение значений устаревших слов; характеристика эпизода; рассказ по личным впечатлениям.

Внеурочная работа: конкурс иллюстраций; подбор названия для тематического  альбома;  библиотечный урок.

Внутрипредметные и межпредметные связи: пословицы о семье, любви, отношениях между людьми, в том числе между детьми и взрослыми;  живопись.

Метапредметность: развитие ассоциативного мышления; развитие мировоззренческих представлений (добро и зло; любовь к близким; помощь семье в годы войны); интеллектуальное общение в семье; личное отношение; собственная позиция.

Творческая работа: написание рассказа на заданную тему по опорным словам; создание иллюстраций.

Внедрение: оформление и тиражирование альбома иллюстраций.

Дружба всего сильней

 Русская народная сказка «Зимовье зверей»; Х.К. Андерсен. Ромашка; Я. и В. Гримм.  Соломинка, Уголек  и Боб; сказка древнего Египта «Лев и мышь»; Л. Толстой. Лев и мышь. Лев и собачка; Я. Аким. Пишу тебе письмо; В. Берестов. Разлука. «С тобой мы дружили, как дружат мальчишки…»; Г. Цыферов. Про цыпленка, солнце и медвежонка (отрывок); Н. Носов. Прятки; З. Александрова. Мы оба не пойдем гулять; Ким Сан Ху. Ключик к дружбе; И. Крылов. Лебедь, Щука и Рак.

Внеклассное чтение

Рассказы русских писателей о дружбе.

Проверь себя сам С. Козлов. Дружба. Семейное чтение

Я. и В. Гримм. Бременские уличные музыканты.

Литературоведческие понятия: тема и идея (развитие представлений); композиция (развитие представлений); народная и авторская сказка (развитие представлений); авторское отношение; басня (развитие представлений); юмористическое произведение (развитие представлений);  сравнение;  мораль  (развитие представлений).

Развитие речи: объяснение аллегорических образов и иносказательных выражений; обсуждение; устная характеристика образа; различные виды чтения и пересказа; сопоставление рассказа с тематически близкими ему произведениями живописи; придумывание собственного финала к изучаемому произведению; подбор синонимов; рассказ по картине.

Внеурочная работа: музыкальный час «Песни о дружбе».

Внутрипредметные и межпредметные связи: пословицы и поговорки о дружбе; живопись, музыка.

Метапредметность: развитие мировоззренческих представлений (дружба).

Творческая работа: написание рассказа о дружбе (рассуждение); письмо другу.

Внедрение: подбор материала и составление диска «Песни о дружбе»; оформление и тиражированиие лучших рассказов по картине.

Делу время, а потехе час

Русская народная сказка «Крылатый, мохнатый да масленый»; белорусская сказка «От краденого не растолстеешь»; русские народные песни-приговорки: «Плот тяни, ребята, смело…», «Тащи лодку по песку…», «Эй, потесней…», «Эх, ребятушки…», «Тяни  снасть…»,

«Молодцы, берем, повалим…», «Коса, бери ниже…»; А. Гайдар. Со- весть; С. Михалков. Часы; К. Мурзалиев. Мальчику, взявшему молоток; Я. и В. Гримм. Госпожа Метелица; В. Одоевский. Мороз Иванович; И. Крылов. Стрекоза и Муравей; Е. Пермяк. Как Огонь Воду

замуж взял; Н. Граубин. Веселое дело – работа; В. Осеева. Волшебная иголочка.

Внеклассное чтение Рассказы Н. Носова о детях. Проверь себя сам

Дж. Родари. Почему говорят, что подкова приносит счастье.

Семейное чтение

Х.К. Андерсен. Лен.

Литературоведческие понятия: устное народное творчество (фольклор); песни-приговорки; деталь, в том числе и в произведении живописи (развитие представлений); сравнение (развитие представлений); волшебная сказка (развитие представлений); композиция (развитие представлений); метафора (формирование первичных представлений); поговорка (создание первичных представлений).

Развитие речи: обсуждение; рассуждение; ответы на вопросы; различные виды чтения, в том числе чтение по ролям, чтение наизусть; определение значения данных слов; характеристика персонажа; сопоставление нового произведения с художественными произведениями, прочитанными во 2 классе; завершение предложения по заданному началу; пересказ самостоятельно прочитан- ной сказки.

Внеурочная работа: устный журнал «Все работы хороши…».

Внутрипредметные и межпредметные связи: научная тематика в художественном  произведении;  народная  музыка, живопись.

Метапредметность: формирование уважительного отношения к труду и человеку труда; развитие мировоззренческих представлений, связанных с трудом и личностью человека-труженика.

Творческая работа: характеристика картины; подбор народных песен, которые могли бы исполнять герои картины (Г.  Мясоедов

«Страдная пора»); рассказ о персонаже по личным впечатлениям; словесное рисование; деление художественного текста на законченные смысловые фрагменты и придумывание к ним заголовков; характеристика персонажа по его имени; самостоятельное придумывание морали басни; рассказ о труде.

Внедрение: подготовка, создание и тиражирование книжки-самоделки «Делу время, а потехе час» (малые фольклорные жанры о труде; рассказы учащихся).

Мир природы

 Русские народные сказки «Два Мороза» и «Нет козы с орехами»; А. Пушкин. Осень (отрывок). «Уж небо осенью дышало…».

«Вот север, тучи нагоняя…» (отрывки из романа «Евгений Онегин»); Н. Сладков. Суд над декабрем. Черный жаворонок. Синяя птица. Пятнистые олени; А.К. Толстой «Осень. Обсыпается весь наш бедный сад…». «Вот уж снег последний в поле тает…»; К. Ушинский. Ветер и Солнце. Спор Воды с Огнем. Проказы старухи зимы; А. Плещеев. Дети и птичка; В. Бирюков. Утро; Ю. Коваль. Весенний вечер; Б. Павлов. Сосна; О. Высотская. Весна уборкой занялась;      Г. Лебедева. Здравствуй, лето!; Р. Сарби. Летний полдень; Э. Мошковская. Речка; Е. Чарушин. Захочешь есть – говорить научишься; В. Маяковский. Тучкины штучки; М. Исаковский. Ветер; Н. Юркова. Вьюга; В. Бианки. Голубой зверек.

Внеклассное чтение

Сказки о животных. Проверь себя сам Дж. Родари. Рыбы. Семейное чтение

В. Бианки. Люля.

Литературоведческие понятия: тема и идея (развитие представлений); выразительные средства художественной речи; олицетворение; реплика; аргумент; писатель-натуралист; звукоподражание; композиция (развитие представлений); сказочный персонаж (развитие  представлений).

Развитие речи: разные виды чтения, в том числе по ролям, наизусть; характеристика персонажа через детали портрета; различные виды пересказа; подбор слов из текста стихотворения для подтверждения личных наблюдений; развернутая характеристика; сравнительная характеристика двух эпических произведений; формулирование вывода; определение значений слов по контексту; на- хождение в тексте звукоподражаний и интонирование текста; составление плана рассказа; ответ по самостоятельно составленному плану; объяснение смысла названия поэтического текста.

Внеурочная работа: заочная экскурсия «Край родной, навек любимый…».

Внутрипредметные и межпредметные связи: произведения о при- роде, прочитанные во 2 и 3 классах; научные сведения в художественном произведении; живопись (иллюстрации, репродукции); музыка; использование информационных ресурсов Интернета.

Метапредметность: расширение представлений о природе, ее красоте, значимости для человека; развитие умения слушать и слышать мир природы, вглядываться в него.

Творческая работа: описание одежды персонажа; характеристика поэтического образа (формирование первичных представлений); устное сочинение: рассказ о любимом времени года; инсценирование; различные способы передачи образа в театрализации: интонирование, мимика и жестикуляция; создание иллюстраций к про- изведению; рассказ о природе; олицетворение природы в рассказе ученика; устное сообщение, основанное на материалах, найденных в Интернете.

Внедрение: оформление выставки работ учащихся.

 

Славные страницы российской истории

Русские народные сказки «Про глупого змея и умного солдата»,

«Никита Кожемяка»; Ю. Коринец. Отцовская песня; О. Тихомиров. На поле Куликовом (фрагменты «Под игом», «Москва собирает войско», «Ночь перед боем», «Куликовская битва», «Слава героям»); М. Брагин. В грозную пору (фрагмент «Опасное нашествие врага грозило нашей Родине»); Е. Холмогорова. Великодушный русский воин (фрагмент «Батарея Раевского»); А. Барков. Благодарность за ночлег; А. Митяев. Бескозырка; С. Алексеев. Орлович-Воронович; А. Гайдар. Война и дети (отрывок); А. Твардовский. Рассказ танкиста; В. Берестов. Великан; С. Наровчатов. Победа!

Внеклассное чтение

Рассказы о Великой Отечественной войне.

Проверь себя сам

С. Баруздин. Главный город.

Семейное чтение

Русская народная сказка «Иван — крестьянский сын и чудо- юдо».

Литературоведческие понятия: олицетворение (развитие представлений); очерк.

Развитие речи: различные виды чтения; различные виды пересказа; подбор опорных слов для пересказа; определение значений отдельных слов и художественных образов; характеристика образов исторических персонажей (Дмитрий Донской, Сергий Радонежский); формулирование выводов, связанных с историческими событиями; определение значения слова подвиг.

Внеурочная работа: заочная экскурсия «Священные поля России».

Внутрипредметные и межпредметные связи: лексическая работа; художественные и исторические образы; фольклор и литература; мультипликация,  иллюстрация,  репродукция.

Метапредметность: расширение представлений о героическом прошлом России, становлении единого Русского государства; формирование чувства гордости за свою Родину; формирование первичных представлений о выдающихся деятелях России: Дмитрии Донском, Сергии Радонежском; П.И. Багратионе, Н.Н. Раевском, Д.В. Давыдове; священных для России исторических местах: Куликовом поле, Бородинском поле; о битве под Москвой; о партизанах в годы Отечественной войны; о Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.; дети и война; дружба на войне; День Победы – всенародный праздник.

Творческая работа: составление связного рассказа по личным впечатлениям от прочитанного; подбор материала, в том числе из Интернета, о памятниках Отечественной войны 1812 года в России.

Внедрение: создание и тиражирование компьютерной презентации «Россия — героям 1812 года».

 

Вселенная

И. Светлова. Вселенная. Планеты. Звезды; О. Высотская. Как Луна рассердилась; Дж. Родари.  Откуда  берутся  день  и  ночь?;  Н. Гончаров. В космос; Э. Мошковская. Мама, я, кузнечик и птица; В. Горьков, Ю. Авдеев. Космическая азбука (фрагменты «Луна», «На космической дороге», «Первый космонавт»); Я. Аким. Наша планета; А. Леонов. Обед в космосе.

Внеклассное чтение

«Космонавт А. Леонов о нашей планете».

Проверь себя сам

Сербская сказка «Почему у месяца нет платья».

Семейное чтение

Ф. Кривин. Прабабушка наша Вселенная (фрагменты «Можно ли жить на Солнце?», «Почему Луна светит ночью?», «Сколько на небе звезд?», «Куда днем деваются звезды?», «Кто идет по Млечному Пути»?).

Литературоведческие понятия: научно-популярный очерк; научные сведения в художественном тексте; многозначные слова; новые слова  (создание  первичных представлений).

Развитие речи: различные виды чтения; сопоставление научно популярного текста и художественного произведения; рассказ по личным представлениям; составление предложений со словом спутник; краткий пересказ; характеристика понятий перегрузка, невесомость.

Внеурочная работа: создание бортового журнала «В космосе вместе с Алексеем Леоновым».

Внутрипредметные и межпредметные связи: научно-популярный текст; космонавтика, карта мира.

Метапредметность: формирование и развитие представлений о космосе и Вселенной.

Творческая работа: рисунок (Солнечная система).

Внедрение: выставка рисунков учащихся «В космосе»

 

 

 

 

Название раздела

Количество часов

по рабочей программе.

Дети и взрослые

28

Дружба всех сильней

20

Делу время, а потехе час

23

Мир природы

26

Славные страницы Российской истории

25

Вселенная

12

Обобщение и систематизация изученного за год. Итоговое повторение

2

Итого:

136

 

Учебно-методическое обеспечение программы

 

Дидактическое обеспечение

Методическое обеспечение

Программа

Учебники

Учебные

пособия

Методические пособия для педагогов

Программа «Литературное чтение 1-4»

Под ред.Г.С Меркина. – М.: Русское слово, 2019.

 

 

 

Г.С. Меркин, Б. С. Меркин

Литературное слушание: учебник для 3 кл. в 2 частях. – М.: Русское слово, 2019.

 

 

 

Г.С. Меркин, Б. С. Меркин

Рабочие тетради «Литературное чтение». 3 кл. – М.:

Русское слово, 2019

 

 

Методическое пособие: 3 класс / Под ред.Г.С Меркина. – М.: Русское слово, 2019

 

 

 

 

Материально-техническое  обеспечение

образовательного процесса

 

1. Основные средства обучения:

•   учебник «Литературное чтение. 1 класс» (автор-составитель Б. С. Меркин, Г.С. Меркин);

•   учебник «Литературное чтение. 2 класс» в 2 ч. (автор- составитель Б. С. Меркин, Г.С. Меркин);

•   учебник «Литературное чтение. 3 класс» в 2 ч. (авторы- составители Б. С. Меркин, Г.С. Меркин);

•   учебник «Литературное чтение. 4 класс» в 2 ч. (авторы- составители Б. С. Меркин, Г.С. Меркин).

2. Дидактические пособия:

•   рабочая тетрадь «Литературное чтение. 1 класс» (автор Г. Меркин);

•   рабочая тетрадь «Литературное чтение. 2 класс» в 2 ч. (автор Г. Меркин);

•   рабочая тетрадь «Литературное чтение. 3 класс» в 2 ч. (автор Г. Меркин );

•   рабочая тетрадь «Литературное чтение. 4 класс» в 2 ч. (автор Г. Меркин);

•   словарь-справочник «Книгочей» (автор  Г. Меркин);

•   Литературное чтение в начальной школе: оценка достижения планируемых результатов обучения: контрольные работы, тесты, литературные диктанты, тексты для проверки навыков чтения, диагностические задания в 2 ч. (автор Г. Меркин).

 

3. Методические материалы для учителя:

•   Литературное чтение. Программа. 1-4 классы (авторы Г. Меркин);

•   методическое пособие «Литературное чтение. 1 класс» (автор Г. Меркин);

•   методическое пособие «Литературное чтение. Уроки слушания. 1 класс» (автор Г. Меркин);

•   методическое пособие «Литературное чтение. 2 класс» (автор Г. Меркин );

•   методическое пособие «Литературное чтение. 3 класс» (автор Г. Меркин);

•   методическое пособие «Литературное чтение. 4 класс» (автор Г. Меркин).

         Учим младших школьников понимать текст: практикум для учащихся: 1 – 4 классы. / Е. М. Матвеева. – М.: ВАКО, 2007. (Мастерская учитля)

         Чтение: Справочник для учителей и родителей. Начальная школа. – М.: Дрофа, 1997.

         Как преодолеть трудности в обучении детей. Чтение. / С. Н. Костромина, Л. Г. Нагаева. – М.: АСТ; СПб.: прайм - ЕВРОЗНАК, 2008.

         Литературное чтение (1 -4 ): учим младших школьников писать сочинения разных жанров: сценарии занятий / К. М.Матвеева. – М.: Эксмо, 2007

         Литературное чтение (1 -4 ): учим младших школьников понимать художественный текст: Методические разработки занятий / К. М.Матвеева. – М.: Эксмо, 2006.

         Основы обучения чтению младших школьников. – М.: Вентана – Граф, 2005.

 

2. Интернет-ресурсы.

1. Сайт МОУ лицей № 8 «Олимпия»: центр дистанционного образования, курс «Начальная школа». – Режим доступа : http://olympia.pp.ru/course/category.php&id=15

2. Официальный сайт государственной системы «Школа 2100». – Режим доступа : http://www. school2100.ru

3. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа :http://school-collection.edu.ru

4. Газета «1 сентября». – Режим доступа : www.festival.1september.ru

5. Михеева, А. В. Обучение фразеологии русского языка в начальной школе (на материале учебников А. В. Поляковой) / А. В. Михеева. – Режим доступа : http://www.zankov.ru/practice/stuff/article=50

6. Поурочные планы, методическая копилка, информационные технологии в школе. – Режим доступа : www.uroki.ru

7. Презентации уроков «Начальная школа». – Режим доступа : http://nachalka.info/about/193

8. Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий». – Режим доступа :www. km.ru/ed

9. Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – Режим доступа :http://nsc.1september.ru/urok

•   Литературное чтение. 1-4 классы. Электронное учебное пособие. Словарь-справочник «Книгочей» (автор М. Меркин);

Готовятся к изданию:

•   Литературное чтение. Электронный образовательный ресурс. 1 класс (автор М. Меркин);

•   Литературное чтение. Электронный образовательный ресурс. 2 класс (автор М. Меркин );

•   Литературное чтение. Электронный образовательный ресурс. 3 класс (автор М. Меркин );

•   Литературное чтение. Электронный образовательный ресурс. 4 класс (автор М. Меркин).

3. Наглядные пособия.

1. Репродукции картин русских художников.

2. Таблицы «Портреты писателей».

4. Информационно-коммуникативные средства.

1. Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия (CD).

2. Веселая азбука Кирилла и Мефодия (CD).

3. Звуки природы (CD).

4. Шедевры русской живописи (CD).

5. Технические средства обучения.

Телевизор, аудиоцентр, мультимедийный компьютер, мультимедийный проектор, экран проекционный.

6. Учебно-практическое оборудование.

Интерактивная доска, аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц, карт; штатив для карт и таблиц; укладка для аудиторных средств (слайдов, кассет и др.); шкаф для хранения таблиц.

7. Специализированная учебная мебель.

Компьютерный стол.

 

 

Рассмотрено

 на заседании МО

 учителей______________

от ____________г. Протокол № _______

Руководитель МО_________(                  )

 

 

 

 

 

 

 

   Согласовано                                                                                   Согласовано

   Протокол заседания  МС                                                            Зам. директора по УВР

  МБОУ СОШ № 12                                                                         _________ (                                           )

  от__________г.  №____

  Руководитель ШМС

  ________________ (                             )

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Календарно-тематическое планирование курса

«Литературное чтение» в   3-ем классе

УМК «Инновационная начальная школа» на 2020-2021 учебный год

 

№ урока

 

Колич уроков

Дата проведения

урока

по плану

Дата проведения

урока

по факту

 

Тема урока

Формы, вид контроля

Колич часов

 

1

 

 

«Дети и взрослые». Вводный урок.

Фронтальный опрос, самостоятельная работа

1

2-3

 

 

Русская народная сказка «Дочь-семилетка»

Фронтальный опрос, взаимопроверка, самостоятельная работа

2

4

 

 

В. Берестов «Урок листопада»

Словарный диктант,

самостоятельная

работа

1

5 - 6

 

 

Русская народная сказка «Приве­редница» (в пересказе В. Даля)

Словарный диктант,

самостоятельная

работа

2

7

 

 

Г. Граубин «Хорошее настрое­ние»

Фронтальный опрос, самостоятельная работа

1

8 -9

 

 

И.Панькин «Откуда у моряков взялась сила»

Фронтальный опрос

 

2

10

 

 

И.Токмакова «Почитай, мне мама!». М.Карим «Эту песню мама пела»

Индивидуальный опрос

 

11

12

 

 

Входная контрольная работа.

Л.Толстой «Акула»

Взаимопроверка

 

13 -14

 

 

Л.Толстой «Прыжок»

Самостоятельная работа

 

15 -16

 

 

М.Зощенко «Елка»

Тест

 

17

 

 

Б.Емельянов «Обида»

Графическая работа

 

18 - 19

 

 

Е.Пермяк «Тонкая струна»

Письменный опрос

 

20

 

 

С.Баруздин «Кляксы». Л.Николаенко «Веселое сделалось грустным…»

Фронтальный опрос

 

 

21 -22

 

 

В.Осеева «Почему?»

Индивидуальный опрос

 

23

 

 

М.Зощенко. Рассказы о детях.

Взаимопроверка

 

24

 

 

Обобщение по теме «Дети и взрослые»

 Контрольная работа.

Самостоятельная работа

 

25

 

 

Е.Пермяк «Как Миша хотел маму перехитрить»

Тест

 

26

 

 

Урок творчества.

Графическая работа

 

27 - 28

 

 

В.Драгунский «Он живой и светится»

Письменный опрос

 

Тема 2.  Дружба всего сильней. – 20 ч.

 

29

 

 

«Дружба всего сильней». Русская народная сказка. «Зимовье зверей»

Фронтальный опрос

 

 

30 - 31

 

 

Х.К.Андерсен «Ромашка»

Индивидуальный опрос

 

32

 

 

Я. и В. Гримм «Соломинка, уголек и боб»

Взаимопроверка

 

33

 

 

Сказка Древнего Египта «Лев и мышь»

Самостоятельная работа

 

34 - 35

 

 

Л.Толстой «Лев и мышь», «Лев и собачка»

Тест

 

36 - 37

 

 

Я.Аким «Пишу тебе письмо». В.В.Берестов «С тобой мы дружили, как дружат мальчишки…», «Разлука»

Графическая работа

 

38

 

 

Г.Цыферов «Про цыпленка, солнце и медвежонка» (отрывок)

Письменный опрос

 

39

 

 

Н.Носов «Прятки»

Фронтальный опрос

 

 

40

 

 

З.Александрова «Мы оба не пойдем гулять»

Индивидуальный опрос

 

41

 

 

Сочинение по картине Ф.Решетникова «За уроками»

Взаимопроверка

 

42

 

 

Ким Сан Ху «Ключик к дружбе»

Самостоятельная работа

 

43

 

 

И.Крылов «Лебедь, Щука и Рак»

Тест

 

44

 

 

Рассказы русских писателей о дружбе.

Графическая работа

 

45

 

 

Обобщение по теме «Дружба всего сильней». Контрольная работа.

Письменный опрос

 

46

 

 

С.Козлов «Дружба»

 

 

47

 

 

Урок творчества по теме «Стихи о дружбе»

 

 

48

 

 

Я. и В.Гримм «Бременские уличные музыканты»

 

 

Тема 3. Делу время, а  потехе час. – 23 ч

 

49 - 50

 

 

«Делу время, а потехе час». Русская народная сказка «Крылатый, мохнатый да масленый»

Фронтальный опрос

 

 

51

 

 

Белорусская народная сказка «От краденого не растолстеешь»

Индивидуальный опрос

 

52

 

 

Народные песни и приговорки

Взаимопроверка

 

53

 

 

А.Гайдар «Совесть»

Самостоятельная работа

 

54

 

 

С.Михалков «Часы»

Тест

 

55

 

 

К.Мурзалиев «Мальчику, взявшему молоток»

Графическая работа

 

56 – 57

 

 

Я. и В. Гримм «Госпожа Метелица»

Письменный опрос

 

58 - 59

 

 

В.Одоевский «Мороз Иванович»

Фронтальный опрос

 

 

60

 

 

И.Крылов «Стрекоза и Муравей»

Индивидуальный опрос

 

61

 

 

Е. Пермяк «Как огонь Воду замуж взял»

Взаимопроверка

 

62

 

 

Сочинение по картине Н.Богданова – Бельского «Новая сказка»

Самостоятельная работа

 

63

 

 

Г.Граубин «Веселое дело – работа»

Тест

 

64 - 66

 

 

В.Осеева «Волшебная иголочка».

Графическая работа

 

67

 

 

Рассказы Н.Носова о детях.

Письменный опрос

 

68

 

 

Обобщение по теме «Делу время, а потехе час»

Контрольная работа.

 

 

69

 

 

Дж.Родари «Почему говорят, что подкова приносит счастье?»

 

 

70

 

 

Урок творчества по теме «Мои любимые занятия»

 

 

71

 

 

Х.К.Андерсен «Лен»

 

 

Тема 4. Мир природы – 26 ч.

72

 

 

«Мир природы». Русская народная сказка «Два Мороза»

Фронтальный опрос

 

 

73

 

 

А.Пушкин «Осень» (отрывок из стихотворения). Отрывки из романа «Евгений Онегин» («Уж небо осенью дышало…», «Вот север тучи нагоняя…»

Индивидуальный опрос

 

74

 

 

Сочинение по картине В.Поленова «Золотая Осень»

Взаимопроверка

 

75

 

 

Н.Сладков «Суд над декабрем»

Самостоятельная работа

 

76

 

 

А.К.Толстой «Осень. Обсыпается весь наш бедный сад…», «Вот уж снег последний в поле тает…» (отрывки из стихотворений)

Тест

 

77 - 78

 

 

К.Ушинский «Ветер и Солнце», «Спор Воды с Огнем»

Графическая работа

 

79 - 80

 

 

Н.Сладков «Черный жаворонок», «Синяя птица», «Пятнистые олени»

Письменный опрос

 

81

 

 

А.Плещеев «Дети и птичка»

Фронтальный опрос

 

 

82

 

 

В.Бирюков «Утро»

Индивидуальный опрос

 

83

 

 

Ю.Коваль «Весенний вечер»

Взаимопроверка

 

84

 

 

Б.Павлов «Сосна»

Самостоятельная работа

 

85

 

 

Сочинение по картине И.Шишкина «Сосны, освещенные солнцем»

Тест

 

86

 

 

О.Высотская «Весна уборкой занялась». Г.Лебедева «Здравствуй, лето!»

Графическая работа

 

87

 

 

Р.Сарби «Летний полдень». Э.Мошковская «Речка»

Письменный опрос

 

88

 

 

К.Ушинский «Проказы старухи зимы»

 

 

89

 

 

Е.Чарушин  «Захочешь есть – говорить научишься»

Фронтальный опрос

 

 

90

 

 

В.Маяковский «Тучкины штучки». М.Исаковский «Ветер». Н.Юркова «Вьюга»

Индивидуальный опрос

 

91

 

 

В.Бианки «Голубой зверек»

Взаимопроверка

 

92

 

 

Русская народная сказка «Нет козы с орехами»

Самостоятельная работа

 

93

 

 

Сказки о животных.

Тест

 

94

 

 

Обобщение по теме «Мир природы» Проект (защита)

Графическая работа

 

95

 

 

Дж.Родари «Рыбы»

Письменный опрос

 

96

 

 

Урок творчества по теме «Стихи о природе»

 

 

97

 

 

В.Бианки «Люля»

 

 

Тема 5. Славные страницы российской истории – 25 ч.

98 - 99

 

 

«Славные страницы российской истории». Русская народная сказка «Про глупого змея и умного солдата»

Фронтальный опрос

 

 

100

 

 

Ю.Коринец «Отцовская песня»

Индивидуальный опрос

 

101 - 102

 

 

О.Тихомирова «На поле Куликовом» («Под игом», «Москва собирает войско»)

Взаимопроверка

 

103

 

 

О.Тихомирова «Ночь перед боем»

Самостоятельная работа

 

104

 

 

О.Тихомирова «Куликовская битва»

Тест

 

105

 

 

О.Тихомирова «Слава героям»

Графическая работа

 

106

 

 

М.Брагин «В грозную пору» («Опасное нашествие врага грозило нашей Родине»)

Письменный опрос

 

107

 

 

Е.Холмогорова «Великодушный русский воин» («Батарея Раевского»)

Фронтальный опрос

 

 

108

 

 

А.Барков «Благодарность за ночлег»

Индивидуальный опрос

 

109

 

 

А.Митяев «Бескозырка»

Взаимопроверка

 

110

 

 

С.Алексеев «Орлович – Воронович»

Самостоятельная работа

 

111

 

 

А.Гайдар «Война и дети»

Тест

 

112

 

 

А.Твардовский «Рассказ танкиста»

Графическая работа

 

113

 

 

В.Берестов «Великан»

Письменный опрос

 

114

 

 

Сочинение по картине М.Самсонова «Сестрица»

Фронтальный опрос

 

 

115

 

 

С.Наровчатов «Победа!»

Индивидуальный опрос

 

116

 

 

Русская народная сказка «Никита Кожемяка»

Взаимопроверка

 

117

 

 

Рассказы о Великой Отечественной войне.

Самостоятельная работа

 

118

 

 

Обобщение по теме «Славные страницы российской истории». Контрольная работа.

Тест

 

119

 

 

С.Баруздин «Главный город»

Графическая работа

 

120

 

 

Урок творчества по теме «Стихи о Родине»

Письменный опрос

 

121 - 122

 

 

Русская народная сказка «Иван – крестьянский сын и Чудо - юдо»

 

 

Тема 6. Вселенная – 12 ч.

123

 

 

«Вселенная». И.Светлова «Вселенная», «Планеты», «Звезды»

Фронтальный опрос

 

 

124

 

 

О.Высотская «Как луна рассердилась»

Индивидуальный опрос

 

125

 

 

Дж.Родари «Откуда берутся день и ночь»

Взаимопроверка

 

126

 

 

Н.Гончаров «В космос». Э.Мошковская «Мама, я, кузнечик и птица»

Самостоятельная работа

 

127

 

 

В.Горьков, Ю.Авдеев «Космическая азбука», «Луна», «На космической дороге», «Первый космонавт»

Тест

 

128

 

 

Я.Аким «Наша планета». А.Леонов «Обед в космосе»

Графическая работа

 

129

 

 

«Космонавт А.Леонов о нашей планете»

Письменный опрос

 

130

 

 

Урок обобщения и систематизации по теме «Вселенная» Контрольная работа.

Фронтальный опрос

 

 

131

 

 

Сербская народная сказка «Почему у месяца нет платья»

Индивидуальный опрос

 

132

 

 

Урок творчества по теме «Наша планета Земля»

Взаимопроверка

 

133 - 134

 

 

Ф.Кривин «Прабабушка наша Вселенная»

Итоговая контрольная работа

 

Самостоятельная работа

 

135 - 136

 

 

Обобщение и систематизация изученного за год.

Тест

 

137-139

 

 

 

Графическая работа

 

140

 

 

 

Письменный опрос

 

 


 


 

Скачано с www.znanio.ru