Муниципальное Бюджетное общеобразовательное учреждение
«Лицей № 2»
142280 Московская область, г. Протвино, ул. Гагарина, д.7
тел./факс 74-47-01, E-maiL: Liceum_2@mail.ru
«Согласовано» Заместитель директора по УВР ____________ Т.Ю.Любимова «____» ______________2020 г. |
|
«Утверждаю» Директор МБОУ «Лицей №2» ______________Л.И. Иващенко «___» _______________2020г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
2020-2021 учебный год
КЛАСС__________________________________________________2 «А»
ПРЕДМЕТ ________________Литературное чтение на родном языке
КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО УЧЕБНОМУ ПЛАНУ______________17 ч
УРОВЕНЬ ПРОГРАММЫ _______________________________Базовый
ФИО учителя _______________ ___ Куринова Ирина Анатольевна
Протвино
2020 год
Литературное чтение на родном языке (русском)
Пояснительная записка
Рабочая программа по литературному чтению на родном языке (русском) составлена на основе нормативно – правовых актов:
· Закон 273-ФЗ «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 г.;
· Федеральный Государственный образовательный стандарт НОО, утверждённый Приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. N 373 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования"
· Примерные программы, созданные на основе ФГОС НОО;
· Приказ Минобрнауки России от 29 декабря 2014 г. № 1643 и приказ от 31 декабря 2015 г. № 1576 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки РФ от 6.10.2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие ФГОС НОО»:
· Приказ Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2014 г. N 253 "Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования" (с изменениями и дополнениями)
· Приказ Министерства образования и науки РФ от 5 июля 2017 г. N 629 "О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. N 253"
· Положение о рабочей программе учителя МБОУ «Лицей № 2
Цель:
понимание места и роли литературы на изучаемом языке в едином культурном пространстве Российской Федерации, среди литератур народов Российской Федерации, в сохранении и передаче от поколения к поколению историко-культурных, нравственных, эстетических ценностей: воспринимать художественную литературу как особый вид искусства (искусство слова); соотносить произведения словесного творчества с произведениями других видов искусств; иметь первоначальные представления о взаимодействии, взаимовлиянии литератур разных народов, о роли фольклора и художественной литературы родного народа в создании культурного, морально-этического и эстетического пространства республики Российской Федерации; находить общее и особенное при сравнении художественных произведений народов Российской Федерации, народов мира.
Задачи:
· расширение читательского кругозора обучающихся;
· овладение речевой деятельностью в разных ее видах (чтение, письмо, говорение, слушание);
· формирование речевых умений, обеспечивающих восприятие, воспроизведение и создание высказываний в устной и письменной форме;
· воспитание ценностного отношения к родному языку как хранителю культуры, включение в культурно-языковое поле своего народа, формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
· обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения родным языком в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета;
· обогащение словарного запаса, умение пользоваться словарями разных типов; эстетическое, эмоциональное, нравственное развитие школьника; пробуждение познавательного интереса к родному слову, стремления совершенствовать свою речь.
Особенности организации учебного процесса, место предмета в учебном плане
Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение на родном языке (русском)» составлена в соответствии с основной образовательной программой начального общего образования МБОУ «Лицей №2», примерными программами начального общего образования и учебным планом МБОУ «Лицей №2» на 2020 -2021 учебный год.
Рабочая программа «Литературное чтение на родном язык» (предметная область «Родной язык и литературное чтение на родном языке) рассчитана на 34 часа – 34 учебные недели по 1 часу в неделю. Авторская программа скорректирована за счет объединения уроков в соответствии с учебным планом лицея. В процессе обучения сохранён порядок изучения тем.
В соответствии с учебным планом на предмет «Литературное чтение на родном языке» в 4 классе отводится 0,5 часа в неделю (федеральный компонент). Общий объём учебного времени составляет 17 часов в год (34 учебные недели). Проводится данный предмет 1 раз в две недели.
Планируемые результаты
Личностные:
Метапредметные:
Регулятивные УУД
· Самостоятельно организовывать свое рабочее место.
· Следовать режиму организации учебной и внеучебной деятельности.
· Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно.
· Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений.
· Определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя.
· Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства их осуществления.
· Соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем.
· Формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
· Корректировать выполнение задания в дальнейшем.
· Оценка своего задания по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении.
Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения.
Познавательные УУД
· Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи между объектами и процессами (общение, культура, творчество; книга, автор, содержание; художественный текст и др.); осознание связи между предметами гуманитарно-эстетического цикла.
· Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания.
· Отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить нужную информацию в учебнике.
· Подробно пересказывать прочитанное или прослушанное; составлять простой план.
· Определять, в каких источниках можно найти необходимую информацию для выполнения задания.
· Находить необходимую информацию как в учебнике, так и в словарях.
· Наблюдать и делать самостоятельные простые выводы
Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат, обеспечивающие формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией).
Коммуникативные УУД
· Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.
· Активное использование речевых средств для решения познавательных и коммуникативных задач.
· Овладение навыками смыслового чтения текстов различных видов и жанров, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной форме.
· Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.
· Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
· Читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное.
· Выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи)
Предметные:
Требования к уровню подготовки обучающихся
Учащиеся 2 класса научатся:
Учащиеся 2 класса получат возможность научиться:
Содержание учебного предмета
№ |
Основное содержание предмета по темам |
Кол-во часов |
Основные виды учебной деятельности |
1. |
«Россия - наша Родина»
В. Степанов «Что мы Родиной зовѐм» К. Паустовский «Моя Россия» |
2 часа |
Предполагать на основе названия раздела, какие произведения в нём представлены. Определять систему вопросов, на которые предстоит ответить при чтении произведений раздела. Обсуждать с друзьями, что такое малая родина, что значит любить родину. Объяснять смысл пословиц; соотносить содержание текста с пословицей. Участвовать в работе группы; договариваться друг с другом. Составлять рассказ на тему (по плану). Делить текст на части. Пересказывать текст подробно. Находить нужную книгу в библиотеке по заданным параметрам. Называть выставку книг; группировать книги по подтемам. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. |
2. |
«Фольклор нашего народа»
Календарные народные праздники и обряды. «Мир фольклора – мир народной мудрости» «Загадки и народные приметы о временах года» Проект. Сборник «Фольклор нашего народа» |
5 часов |
Читать самостоятельно учебный материал (вопросы, задания к текстам). Выбирать вопросы, на которые предстоит ответить при чтении раздела. Предполагать на основе названия раздела, какие произведения в нём представлены. Различать понятия: закличка, небылица, прикладное искусство, перевод. Составлять устный рассказ по картине. Читать текст осознанно, правильно целыми словами, замедлять и увеличивать темп чтения. Работать в группе, распределять задания в группе, договариваться друг с другом. Готовить сообщение по заданной тематике. Находить книгу в библиотеке по заданной теме. Объяснять назначение справочной и энциклопедической литературы. Сочинять свои стихи (небылицы) на основе художественного текста. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. Читать выразительно небылицы, заклички. |
|
Чудеса случаются! Основные понятия раздела: литературная сказка. Мои любимые писатели. Сказки А.С. Пушкина. А.С. Пушкин. Сказка о рыбаке и рыбке. Особенности литературной сказки. Чему учит сказка? Сказки К. Чуковского. Самостоятельное чтение. К. Чуковский. Из книги «Приключения Бибигона». Семейное чтение. Наш театр. К. Чуковский. Краденое солнце. |
5 часов |
Читать текст осознанно, правильно целыми словами, замедлять и увеличивать темп чтения. Определять систему вопросов, на которые предстоит ответить при чтении произведений раздела. Предполагать на основе названия раздела, какие произведения в нём представлены. Осмысливать понятие «литературная сказка». Давать характеристику героев; называть их качества. Обсуждать с друзьями проблему, можно ли рыбку из сказки А.С. Пушкина назвать благодарной, справедливой, доброй. Определять основные события сказки. Называть главную мысль сказки. Соотносить смысл сказки с пословицей. Соотносить рисунки и текст. Подробно пересказывать сказку. Сравнивать сказки: героев, события. Распределять роли для инсценировки; договариваться друг с другом. Инсценировать произведение. Находить книгу в библиотеке по заданной теме. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. |
|
«Времена года» (5 часов)
С. Есенин. Закружилась листва золотая… Ф. Васильев. Болото в лесу. Эпитеты и сравнения – средства художественной выразительности, используемые в авторских текстах. Повтор как одно из основных средств художественной выразительности. Произведения устного народного творчества об осени. Загадки зимы. Соотнесение отгадки и загадки. Проект. Праздник начинается, конкурс предлагается… Основные понятия раздела: олицетворение, воображение. Ф. Тютчев. Зима недаром злится… Приём контраста в лирическом стихотворении. |
5 часов |
Воспринимать красоту родного края в произведениях литературы и живописи. Рассказывать о красоте своей страны. Предполагать на основе названия раздела, какие произведения в нём представлены. Сравнивать произведения живописи и произведения литературы. Сравнивать прозаический и поэтический тексты. Находить эпитеты, сравнения. Объяснять смысл понятий «темп», «интонация». Наблюдать, как с помощью художественных средств автор передаёт читателю свои чувства и настроение, выраженные в прозаическом и поэтическом текстах. Наблюдать, как с помощью красок автор передаёт свои чувства и настроение, выраженные в репродукциях картин известных художников. Составлять рассказы о временах года на основе репродукции картины, используя слова художественных текстов; на основе собственных наблюдений. Озаглавливать текст строчками из текстов. |
Предмет «Литературное чтение» обеспечен УМК «Школа России»
Учебно-методический комплект учащихся:
1. Дополнительная литература для внеклассного чтения
Учебно-методический комплект учителя:
1. Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова, Л.А. Виноградская, М.В. Бойкина Литературное чтение. 2 класс. В 2-х частях. – М.: Просвещение, 2016.
2. С.В. Кутявина. Поурочные разработки по литературному чтению. 2 класс. – М.: ВАКО, 2015.
Техническое обеспечение учебного процесса:
1. Электронное приложение к учебнику «Литературное чтение» Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого.
2.
Проектор,
компьютер экран.
Календарно-тематическое планирование по литературному чтению
на родном языке (русском) 2 «А» класс, 17ч.
№ урока |
Тема урока |
Дата |
Формы контроля |
П Примечание |
|
План |
Коррек. |
||||
Россия – наша Родина. 2 часа. |
|||||
1. |
В. Степанов «Что мы Родиной зовѐм» |
|
|
|
|
2. |
К. Паустовский «Моя Россия» |
|
|
|
|
Фольклор нашего народа. 5 часов. |
|||||
3. |
Календарные народные праздники и обряды. |
|
|
|
|
4. |
«Мир фольклора – мир народной мудрости» Русские народные песни, потешки, заклички. |
|
|
|
|
5 |
«Мир фольклора – мир народной мудрости». Мир пословиц и поговорок. |
|
|
|
|
6 |
«Загадки и народные приметы о временах года» |
|
|
|
|
7 |
Проект. Сборник «Фольклор нашего народа» |
|
|
|
|
Чудеса случаются! 5 часов. |
|||||
8 |
Основные понятия раздела: литературная сказка. Мои любимые писатели. Сказки А.С. Пушкина. |
|
|
|
|
9 |
А.С.Пушкин. Сказка о рыбаке и рыбке. Особенности литературной сказки. |
|
|
|
|
10 |
Чему учит сказка? Сказки К.Чуковского. Самостоятельное чтение. |
|
|
|
|
11 |
К. Чуковский. Из книги «Приключения Бибигона». Семейное чтение. |
|
|
|
|
12 |
Наш театр. К.Чуковский. Краденое солнце. |
|
|
|
|
Времена года. 5 часов. |
|||||
13 |
С.Есенин. Закружилась листва золотая… Ф.Васильев. Болото в лесу. Произведения устного народного творчества об осени. |
|
|
|
|
14 |
Эпитеты и сравнения – средства художественной выразительности, используемые в авторских текстах. Повтор как одно из основных средств художественной выразительности. |
|
|
|
|
15 |
Загадки зимы. Соотнесение отгадки и загадки. Проект. Праздник начинается, конкурс предлагается… |
|
|
|
|
16 |
Ф.Тютчев. Зима недаром злится… Приём контраста в лирическом стихотворении. |
|
|
|
|
17 |
Обобщение и итоги года. |
|
|
|
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.