Рабочая программа по литературному чтению на родном русском языке чтению во 2 классе
Оценка 5

Рабочая программа по литературному чтению на родном русском языке чтению во 2 классе

Оценка 5
docx
30.12.2020
Рабочая программа по литературному чтению на родном русском языке чтению во 2 классе
Рабочая программа по литературному чтению на родном языке 2 класс.docx

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Ревенская средняя общеобразовательная школа

 

«Рассмотрено»

Руководитель МО:

Лужецкая А.В.  __________

 

Протокол № 1   от

«30» августа 2019г.

 

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР Шумакова И.А._____________

 

 «30» августа 2019г.

 

«Утверждаю»

Директор

ЧижиковаВ. Д. ___________

 

Приказ № 66

 от «31» августа 2019г.

 

 

Литературное чтение

на родном языке

Рабочая программа для учащихся

1-4 классов

 

Рассмотрена:                                                                 Составитель:

Педагогическим советом                                           Лужецкая Алла Викторовна

Протокол № 1                                                              Высшая квалификационная категория

от «30» августа 2019 г.                               

 

Сроки реализации программы:

1 класс – 2019/2020 учебный год

2 класс – 2020/2021 учебный год

3 класс – 2021/2022 учебный год

4 класс – 2022/2023 учебный год

 

д. Лужецкая

2019 г.

Рабочая программа по предмету

«Литературное чтение на родном языке 1-4 кл.»

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 Рабочая программа по литературному чтению на родном русском языке разработана в соответствии с основными нормативными документами, определяющими содержание данной рабочей программы:

1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (ст.2п.10; ст.12 п.1, 3);

2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373, с изменениями, внесенными приказом Министерства образования и науки Российской федерации от 26 ноября 2010 г. № 1241, с изменениями, внесенными приказом Министерства образования и науки Российской федерации от 22 сентября 2011 г. № 2357;

 

   Курс родного русского языка и литературы в начальной школе - часть единого курса обучения предмету «Русский язык» и «Литературное чтение». Начальный курс родного языка и литературы должен выполнять специфические задачи (обогатить речь учащихся, помочь детям осмыслить их речевую практику, дать углубленные знания о языке) и быть ступенью в преподавании этого учебного предмета в среднем и старшем звене.

    Специфика начального курса русского языка заключается в его тесной взаимосвязи с литературным чтением. Эти два предмета представляют собой единый филологический курс, в котором изучение родного языка сочетается с первоначальным литературным образованием и обучением чтению.

Предмет «Родной язык и литература » играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования: становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения; формировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности; духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников.

    Содержание предмета направлено на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетентности. Родной язык и литература является для младших школьников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности.

    «Дитя входит в духовную жизнь окружающих его людей единственно через посредство отечественного языка, и, наоборот, мир, окружающий дитя, отражается в нём своей духовной стороной только через посредство той же среды — отечественного языка»                      (К. Д. Ушинский).

   Изучение родного языка и литературы в начальных классах — первоначальный этап системы лингвистического образования и речевого развития, обеспечивающий готовность выпускников начальной школы к дальнейшему образованию.

 

Цель и задачи курса «Литературное чтение на родном языке 1-4»

   Цель рабочей программы – конкретизация содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников, ознакомление обучающихся с лексико-грамматическими разрядами слов, словообразованием, нормами литературного произношения, орфографией, синтаксическим строем родного языка.

 

 

 Задачи обучения:

·         расширение читательского кругозора обучающихся;

·         овладение речевой деятельностью в разных ее видах (чтение, письмо, говорение, слушание);

·         формирование речевых умений, обеспечивающих восприятие, воспроизведение и создание высказываний в устной и письменной форме;

·         обогащение словарного запаса, умение пользоваться словарями разных типов;

·         эстетическое, эмоциональное, нравственное развитие школьника;

·         пробуждение познавательного интереса к родному слову, стремления совершенствовать свою речь.

 

Наряду с этими задачами на занятиях решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьников.

 

Планируемые результаты освоения учебного предмета

 «Литературное чтение на родном языке»

Предметные результаты:

-  понимание места и роли литературы на изучаемом языке в едином культурном пространстве Российской Федерации, среди литератур народов Российской Федерации, в сохранении и передаче от поколения к поколению историко-культурных, нравственных, эстетических ценностей: воспринимать художественную литературу как особый вид искусства (искусство слова);

- соотносить произведения словесного творчества с произведениями других видов искусств (живопись, музыка, фотография, кино);

- иметь первоначальные представления о взаимодействии, взаимовлиянии литератур разных народов, о роли фольклора и художественной литературы родного народа в создании культурного, морально-этического и эстетического пространства республики Российской Федерации;

-  находить общее и особенное при сравнении художественных произведений народов Российской Федерации, народов мира;

-  освоение смыслового чтения; понимание смысла и значения элементарных понятий теории литературы: владеть техникой смыслового чтения вслух (правильным плавным чтением со скоростью, позволяющей понимать смысл прочитанного, адекватно воспринимать чтение слушающими);

- владеть техникой смыслового чтения про себя — понимание смысла и основного содержания прочитанного, оценка информации, контроль за полнотой восприятия и правильной интерпретацией текста;

- различать жанры фольклорных произведений (малые фольклорные жанры, сказки, легенды, мифы);

-  понимать основной смысл и назначение фольклорных произведений своего народа (порадовать, поучить, использовать для игры), приводить примеры потешек, сказок, загадок, колыбельных песенки и др. своего народа (других народов);

- сравнивать произведения фольклора в близкородственных языках (тема, главная мысль, герои);

- сопоставлять названия произведения с его темой (о природе, об истории, о детях, о добре и зле и т.д.);

-  различать жанры небольших художественных произведений представителей детской литературы своего народа (других народов) — стихотворение, рассказ, басня;

 - анализировать прочитанное литературное произведение: определять тему, главную мысль, последовательность действия, средства художественной выразительности;

 -отвечать на вопросы по содержанию текста; находить в тексте изобразительные и выразительные средства родного языка (эпитеты, сравнения, олицетворения);

-  приобщение к восприятию и осмыслению информации, представленной в текстах;

-  формировать читательского интереса и эстетического вкуса обучающихся: определять цели чтения различных текстов (художественных, научно-популярных, справочных);

-  удовлетворение читательского интереса, поиск информации, расширение кругозора;

- использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое) для решения учебных и практических задач;

-  ставить вопросы к тексту, составлять план для его пересказа, для написания изложений; проявлять интерес к самостоятельному чтению;

- формулировать свои читательские ожидания, ориентируясь на имя автора, жанр произведения, иллюстрации к книге;

- читать произведения фольклора по ролям, участвовать в их драматизации; участвовать в дискуссиях со сверстниками на литературные темы, приводить доказательства своей точки зрения;

- выполнять творческие работы на фольклорном материале (продолжение сказки, сочинение загадки, пересказ с изменением действующего лица.

 

Требования к уровню подготовки учащихся

по литературному чтению на родном языке

1 класс

Учащиеся должны научиться:

- слушать сказки, стихотворения, рассказы в исполнении мастеров художественного слова;

- заучивать наизусть небольшие стихотворные произведения;

- обмениваться впечатлениями от прочитанного;

- читать в темпе не менее 30-40 слов в минуту, сознательно и правильно;

- отвечать на вопросы по содержанию текста;

- находить в тексте предложения, подтверждающие устное высказывание ребёнка;

- пересказывать знакомые сказки;

- воспроизводить содержание небольшого рассказа с опорой на иллюстрации или вопросы;

- сосредотачиваться на чтении текста;

- слушать собеседника; громко, чётко, орфоэпически правильно произносить слова в устной речи и при чтении;

- делать паузу в конце предложения, соблюдая интонацию различных типов предложения;

- грамматически правильно, эмоционально и содержательно строить высказывания;

- доброжелательно и внимательно относит к собеседнику – сверстнику и взрослому;

- читать слова более сложной слоговой структуры; соотносить содержание произведения;

- понимать значения слов и выражений исходя из контекста;

- соблюдать интонацию различных типов предложения;

 

2класс

Учащиеся должны иметь представление:

- об особенностях жанра рассказа;

- об отличиях сказки и рассказа;

 - о поэзии как об особом взгляде на мир;

- о существовании разных видов искусства (литературы, живописи, музыки);

Учащиеся должны знать:

- наизусть 3-4 стихотворения разных авторов;

 - имена 2-3 классиков русской и зарубежной литературы;

- имена 2-3 современных писателей (поэтов); название и содержание их произведений, прочитанных в классе;

- названия и содержание нескольких произведений любимого автора;

Учащиеся должны уметь:

 - читать целыми словами вслух и про себя; темп чтения 50-60 слов в минуту;

- оценивать и характеризовать героев произведения и их поступки;

 - узнавать изобразительно-выразительные средства литературного языка (сравнение, олицетворение);

 - устно выражать свое отношение к содержанию прочитанного (устное высказывание по поводу героев и обсуждаемых проблем)

 

3 класс

Учащиеся должны иметь общее представление:

- об особенностях устного народного творчества по сравнению с литературным;

- о функциональных особенностях фольклорных жанров;

- об общих корнях и путях развития литературы разных народов;

- о следах обряда и мифологических мотивах в фольклоре и литературе;

- об особенностях характеров героев в народной и авторской сказке.

Учащиеся должны знать:

- наизусть 3-5 стихотворений разных авторов по выбору ученика;

- имена 4-5 классиков русской и зарубежной литературы, 4-5 современных писателей (поэтов) и названия их произведений, прочитанных в классе;

- 2 периодических литературно-художественных и публицистических издания.

Учащиеся должны уметь:

- читать правильно и выразительно целыми словами вслух и про себя; темп чтения 80 - 90 слов в минуту;

- различать жанры детского игрового фольклора, малые жанры фольклора;

- находить и различать средства художественной выразительности в произведениях фольклора и в авторской литературе;

- находить фольклорные мотивы и приёмы устного народного творчества в авторских произведениях;

- эмоционально воспринимать характеры героев произведений;

- сравнивать характеры героев разных произведений;

- сравнивать своё и авторское отношение к герою;

- рассказывать о любимом литературном герое.

 

4 класс

Учащиеся должны иметь представление:

-  о делении литературы на разные виды повествования: прозу, поэзию, драму;

-  о способах выражения авторского отношения в разных видах повествования.

Учащиеся должны знать:

- наизусть 4-5 стихотворений разных авторов, из них ряд стихотворений любимого поэта.

- имена 5-6 классиков русской и зарубежной литературы, 5-6 современных писателей (поэтов) и названия их произведений, прочитанных в классе;

- 4 периодических литературно-художественных и публицистических издания.

Учащиеся должны уметь:

– читать свободно, бегло и выразительно, вслух и про себя; темп чтения 90–120 слов в минуту;

– выделять главную идею и основные проблемы литературного произведения;

– находить черты, сходства и различия в рассказе и повести; в авторской и народной, волшебной сказке;

– выделять средства художественной выразительности в литературном произведении (сравнение, олицетворение, контраст, гипербола, эпитет, звукопись; повтор);

– воспринимать оттенки чувств в поэтическом произведении;

– находить черты сходства и различия в рассказе и повести; в авторской и народной, волшебной сказке;

– практически различать прозаическое, поэтическое и драматическое произведения и показывать особенности каждого вида повествования;

– рассказывать о любимом писателе, поэте;

– устно и письменно высказываться на тему литературного произведения и на свободную тему.

 

Содержание учебного предмета «Литературное чтение на родном языке»

Виды речевой деятельности

   Слушание. Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи. Понимание на слух информации, содержащейся в предложенном тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам.

   Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать

закончить разговор, привлечь внимание и т. п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей (описание, повествование, рассуждение). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.

   Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации. Анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста.

   Письмо.  Письменное изложение содержания прослушанного и прочитанного текстов (подробное, выборочное). Создание небольших собственных текстов (сочинений) по интересной детям тематике (на основе впечатлений, литературных произведений, сюжетных картин, серий картин, репродукций картин художников, просмотра фрагмента видеозаписи и т. п.).

   Развитие речи. Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании. Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок, материалам собственных игр, занятий, наблюдений, на основе опорных слов.

   Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение?

Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация с учётом ситуации общения. Овладение умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п.).

   Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), в том числе при обращении с помощью средств ИКТ.

   Практическое овладение монологической формой речи. Умение строить устное монологическое высказывание на определённую тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение).

Последовательность предложений в тексте.

Последовательность частей текста (абзацев).

Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев).

План текста. Составление планов к заданным текстам. Создание собственных текстов по предложенным и самостоятельно составленным планам.

Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности.

   Лексика. Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Представление об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова, о синонимах, антонимах, омонимах, фразеологизмах. Наблюдение за их использованием в тексте. Работа с разными словарями.

 

Учебно-тематический план

№ п/п

Наименование разделов

Всего часов

1

«Россия - наша Родина»

2

2

«Фольклор нашего народа»

5

3

«О братьях наших меньших»

5

4

«Времена года»

5

                           Итого

 

17

 

Тематическое планирование

«Литературное чтение на родном языке» 1 класс

 

 № урока

в курсе

№ урока в теме

Тема урока

Дата

 план

факт

                               Раздел 1 «Россия - наша Родина» (2 часа)

1

1

П.Воронько «Лучше нет родного края»

 

 

2

2

Г Ладонщиков «Родное гнёздышко», «Наша Родина»/ М.Матусовский «С чего начинается Родина»

 

 

Раздел 2 «Фольклор нашего народа» (5 часов)

 

3

1

Пословицы и поговорки о Родине, о детях, о правде, о добре и зле; о дружбе

 

 

4

2

«На ярмарке» Русские народные потешки и прибаутки, небылица. Народные песенки. Русская народная песня «Берёзонька».

 

 

5

3

Русские народные игры. Считалки. Игра «Вася – гусёночек», «У медведя во бору»

 

 

6

4

«Ни окошек, ни дверей». Народные загадки в стихах и прозе.

 

 

7

5

Русские народные сказки. Русская народная сказка «Пузырь, Соломинка и Лапоть». Проект «Книжка-малышка»

 

 

Раздел 3 «О братьях наших меньших» (5 часов)

 

8

1

М.М. Пришвин. Журка.

 

 

9

2

Н.И. Сладков. Весенняя баня

 

 

10

3

С.Я. Маршак. Зоосад.

 

 

11

4

Б.В. Заходер. Птичья школа

 

 

12

5

В.В. Бианки. Музыкальная канарейка.

Посещение школьной библиотеки.

 

 

 

Раздел 4 «Времена года» (5 часов)

 

13

1

И. Соколов-Микитов. Осень.

А. Плещеев. Осень наступила.

 

 

14

2

К. Ушинский. Выпал снег.

Н. Некрасов. Новогоднее поздравление снеговика.

 

 

15

3

М. Пришвин. Цветут березки.

Жуковский В.А. Жаворонок.

 

 

16

4

Промежуточная аттестация

 

 

 

17

5

И.С. Соколов-Микитов. Лето в лесу.

А. Фет. Летний вечер.

 

 

 

 

 

 

Тематическое планирование

«Литературное чтение на родном языке» 2 класс

 

 № урока

в курсе

№ урока в теме

Тема урока

Дата

 план

факт

                               Раздел 1 «Россия - наша Родина» (2 часа)

1

1

В. Степанов «Что мы Родиной зовём»

 

 

 

2

2

К. Паустовский «Моя Россия»

 

 

 

Раздел 2 «Фольклор нашего народа» (5 часов)

 

3

1

Календарные народные праздники и обряды.

 

 

 

4

2

Мир фольклора – мир народной мудрости.

 

 

 

5

3

Мир пословиц и поговорок.

 

 

 

6

4

Загадки и народные приметы о временах года.

 

 

 

7

5

Проект. Сборник «Фольклор нашего народа»

 

 

 

Раздел 3 «О братьях наших меньших» (5 часов)

 

8

1

Г.А. Скребицкий. Пушок.

 

 

 

9

2

К.Д. Ушинский. Чужое яичко.

 

 

 

10

3

Н.И. Сладков. Топик и Катя.

 

 

 

11

4

А.Л. Барто. Бедняга крот.

 

 

 

12

5

Е.И. Чарушин. Рябчонок.

(Из цикла «Про Томку»)

Посещение школьной библиотеки.

 

 

Раздел 4 «Времена года» (5 часов)

 

13

1

В.Бианки.  Как животные к холодам готовятся.

 

 

 

14

2

Г.Х.Андерсен. Снеговик.

 

 

 

15

3

А.Блок. Весенний дождь. Загадки про весну.

 

 

 

16

4

И. С. Соколов-Микитов. Бурундук.

 

 

 

17

5

 Промежуточная аттестация

 

 

 

 

 

 

Рекомендуемая литература:

1. Родничок: Книга для внеклассного чтения в 3 классе. - Тула: Арктоус, - 223с.: ил.

2. Родничок: Книга для внеклассного чтения в 4 классе. - Тула: Арктоус, - 316с.: ил.

3. Родничок: Книга для внеклассного чтения во 2 классе. - Тула: Арктоус, - 316с.

4. Новейшая хрестоматия по литературе. 1 класс. Москва: Эксмо

5. Новейшая хрестоматия по литературе. 2 класс. Москва: Эксмо

6. Новейшая хрестоматия по литературе. 3 класс. Москва: Эксмо

7. Новейшая хрестоматия по литературе. 4 класс Москва: Эксмо

 

Интернет ресурсы: http://www.solnet.ee

Российский общеобразовательный портал для детей и взрослых.

http://www.viki.rdf.ru

Детские электронные книги и презентации

http://www.vidahl.agava.ru/

Даль, В.И. Толковый словарь живого великорусского языка в 4 т.

http://potomy.ru/

Сайт детям начальной школы

http://www.nachalka.com/photo/

Фотогалерея сайта Началка.com

http://www.lukoshko.net

Сайт "Лукошко сказок"

http://audioskazki.detsky-mir.com/

Детское аудио (сказки, песни, стихи, рассказы спектакли и т.д.)

http://www.danilova.ru/storage/present.htm

Сиди и слушай аудиосказки

http://pedlib.ru/katalogy/katalog.php?id=0&page=1

http://www.koob.ru/

Педагогическая библиотека

http://mirdetok.tomsk.ru/

Информационный сайт для детей и их родителей

 


 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Рабочая программа по предмету «Литературное чтение на родном языке 1-4 кл

Рабочая программа по предмету «Литературное чтение на родном языке 1-4 кл

Задачи обучения: · расширение читательского кругозора обучающихся; · овладение речевой деятельностью в разных ее видах (чтение, письмо, говорение, слушание); · формирование речевых умений, обеспечивающих восприятие,…

Задачи обучения: · расширение читательского кругозора обучающихся; · овладение речевой деятельностью в разных ее видах (чтение, письмо, говорение, слушание); · формирование речевых умений, обеспечивающих восприятие,…

Требования к уровню подготовки учащихся по литературному чтению на родном языке 1 класс

Требования к уровню подготовки учащихся по литературному чтению на родном языке 1 класс

Учащиеся должны уметь : - читать целыми словами вслух и про себя; темп чтения 50-60 слов в минуту; - оценивать и характеризовать героев произведения и…

Учащиеся должны уметь : - читать целыми словами вслух и про себя; темп чтения 50-60 слов в минуту; - оценивать и характеризовать героев произведения и…

Содержание учебного предмета «Литературное чтение на родном языке»

Содержание учебного предмета «Литературное чтение на родном языке»

План текста. Составление планов к заданным текстам

План текста. Составление планов к заданным текстам

В.В. Бианки. Музыкальная канарейка

В.В. Бианки. Музыкальная канарейка

Н.И. Сладков. Топик и Катя. 11 4

Н.И. Сладков. Топик и Катя. 11 4
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.12.2020