Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Ревенская средняя общеобразовательная школа
«Рассмотрено» Руководитель МО: Лужецкая А.В. __________
Протокол № 1 от «30» августа 2019г.
|
«Согласовано» Заместитель директора по УВР Шумакова И.А._____________
«30» августа 2019г.
|
«Утверждаю» Директор ЧижиковаВ. Д. ___________
Приказ № 66 от «31» августа 2019г.
|
Литературное чтение
на родном языке
Рабочая программа для учащихся
1-4 классов
Рассмотрена: Составитель:
Педагогическим советом Чижикова Валентина Дмитриевна
Протокол № 1 Высшая квалификационная категория
от «30» августа 2019 г.
Сроки реализации программы:
2 класс – 2019/2020 учебный год
3 класс – 2020/2021 учебный год
4 класс – 2021/2022 учебный год
д. Лужецкая
2019 г.
Рабочая программа по предмету
«Литературное чтение на родном языке 1-4 кл.»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по литературному чтению на родном русском языке разработана в соответствии с основными нормативными документами, определяющими содержание данной рабочей программы:
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (ст.2п.10; ст.12 п.1, 3);
2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373, с изменениями, внесенными приказом Министерства образования и науки Российской федерации от 26 ноября 2010 г. № 1241, с изменениями, внесенными приказом Министерства образования и науки Российской федерации от 22 сентября 2011 г. № 2357;
Курс родного русского языка и литературы в начальной школе - часть единого курса обучения предмету «Русский язык» и «Литературное чтение». Начальный курс родного языка и литературы должен выполнять специфические задачи (обогатить речь учащихся, помочь детям осмыслить их речевую практику, дать углубленные знания о языке) и быть ступенью в преподавании этого учебного предмета в среднем и старшем звене.
Специфика начального курса русского языка заключается в его тесной взаимосвязи с литературным чтением. Эти два предмета представляют собой единый филологический курс, в котором изучение родного языка сочетается с первоначальным литературным образованием и обучением чтению.
Предмет «Родной язык и литература » играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования: становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения; формировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности; духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников.
Содержание предмета направлено на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетентности. Родной язык и литература является для младших школьников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности.
«Дитя входит в духовную жизнь окружающих его людей единственно через посредство отечественного языка, и, наоборот, мир, окружающий дитя, отражается в нём своей духовной стороной только через посредство той же среды — отечественного языка» (К. Д. Ушинский).
Изучение родного языка и литературы в начальных классах — первоначальный этап системы лингвистического образования и речевого развития, обеспечивающий готовность выпускников начальной школы к дальнейшему образованию.
Цель и задачи курса «Литературное чтение на родном языке 1-4»
Цель рабочей программы – конкретизация содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников, ознакомление обучающихся с лексико-грамматическими разрядами слов, словообразованием, нормами литературного произношения, орфографией, синтаксическим строем родного языка.
Задачи обучения:
· расширение читательского кругозора обучающихся;
· овладение речевой деятельностью в разных ее видах (чтение, письмо, говорение, слушание);
· формирование речевых умений, обеспечивающих восприятие, воспроизведение и создание высказываний в устной и письменной форме;
· обогащение словарного запаса, умение пользоваться словарями разных типов;
· эстетическое, эмоциональное, нравственное развитие школьника;
· пробуждение познавательного интереса к родному слову, стремления совершенствовать свою речь.
Наряду с этими задачами на занятиях решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьников.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
«Литературное чтение на родном языке»
Предметные результаты:
- понимание места и роли литературы на изучаемом языке в едином культурном пространстве Российской Федерации, среди литератур народов Российской Федерации, в сохранении и передаче от поколения к поколению историко-культурных, нравственных, эстетических ценностей: воспринимать художественную литературу как особый вид искусства (искусство слова);
- соотносить произведения словесного творчества с произведениями других видов искусств (живопись, музыка, фотография, кино);
- иметь первоначальные представления о взаимодействии, взаимовлиянии литератур разных народов, о роли фольклора и художественной литературы родного народа в создании культурного, морально-этического и эстетического пространства республики Российской Федерации;
- находить общее и особенное при сравнении художественных произведений народов Российской Федерации, народов мира;
- освоение смыслового чтения; понимание смысла и значения элементарных понятий теории литературы: владеть техникой смыслового чтения вслух (правильным плавным чтением со скоростью, позволяющей понимать смысл прочитанного, адекватно воспринимать чтение слушающими);
- владеть техникой смыслового чтения про себя — понимание смысла и основного содержания прочитанного, оценка информации, контроль за полнотой восприятия и правильной интерпретацией текста;
- различать жанры фольклорных произведений (малые фольклорные жанры, сказки, легенды, мифы);
- понимать основной смысл и назначение фольклорных произведений своего народа (порадовать, поучить, использовать для игры), приводить примеры потешек, сказок, загадок, колыбельных песенки и др. своего народа (других народов);
- сравнивать произведения фольклора в близкородственных языках (тема, главная мысль, герои);
- сопоставлять названия произведения с его темой (о природе, об истории, о детях, о добре и зле и т.д.);
- различать жанры небольших художественных произведений представителей детской литературы своего народа (других народов) — стихотворение, рассказ, басня;
- анализировать прочитанное литературное произведение: определять тему, главную мысль, последовательность действия, средства художественной выразительности;
-отвечать на вопросы по содержанию текста; находить в тексте изобразительные и выразительные средства родного языка (эпитеты, сравнения, олицетворения);
- приобщение к восприятию и осмыслению информации, представленной в текстах;
- формировать читательского интереса и эстетического вкуса обучающихся: определять цели чтения различных текстов (художественных, научно-популярных, справочных);
- удовлетворение читательского интереса, поиск информации, расширение кругозора;
- использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое) для решения учебных и практических задач;
- ставить вопросы к тексту, составлять план для его пересказа, для написания изложений; проявлять интерес к самостоятельному чтению;
- формулировать свои читательские ожидания, ориентируясь на имя автора, жанр произведения, иллюстрации к книге;
- читать произведения фольклора по ролям, участвовать в их драматизации; участвовать в дискуссиях со сверстниками на литературные темы, приводить доказательства своей точки зрения;
- выполнять творческие работы на фольклорном материале (продолжение сказки, сочинение загадки, пересказ с изменением действующего лица.
Требования к уровню подготовки учащихся
по литературному чтению на родном языке
1 класс
Учащиеся должны научиться:
- слушать сказки, стихотворения, рассказы в исполнении мастеров художественного слова;
- заучивать наизусть небольшие стихотворные произведения;
- обмениваться впечатлениями от прочитанного;
- читать в темпе не менее 30-40 слов в минуту, сознательно и правильно;
- отвечать на вопросы по содержанию текста;
- находить в тексте предложения, подтверждающие устное высказывание ребёнка;
- пересказывать знакомые сказки;
- воспроизводить содержание небольшого рассказа с опорой на иллюстрации или вопросы;
- сосредотачиваться на чтении текста;
- слушать собеседника; громко, чётко, орфоэпически правильно произносить слова в устной речи и при чтении;
- делать паузу в конце предложения, соблюдая интонацию различных типов предложения;
- грамматически правильно, эмоционально и содержательно строить высказывания;
- доброжелательно и внимательно относит к собеседнику – сверстнику и взрослому;
- читать слова более сложной слоговой структуры; соотносить содержание произведения;
- понимать значения слов и выражений исходя из контекста;
- соблюдать интонацию различных типов предложения;
2класс
Учащиеся должны иметь представление:
- об особенностях жанра рассказа;
- об отличиях сказки и рассказа;
- о поэзии как об особом взгляде на мир;
- о существовании разных видов искусства (литературы, живописи, музыки);
Учащиеся должны знать:
- наизусть 3-4 стихотворения разных авторов;
- имена 2-3 классиков русской и зарубежной литературы;
- имена 2-3 современных писателей (поэтов); название и содержание их произведений, прочитанных в классе;
- названия и содержание нескольких произведений любимого автора;
Учащиеся должны уметь:
- читать целыми словами вслух и про себя; темп чтения 50-60 слов в минуту;
- оценивать и характеризовать героев произведения и их поступки;
- узнавать изобразительно-выразительные средства литературного языка (сравнение, олицетворение);
- устно выражать свое отношение к содержанию прочитанного (устное высказывание по поводу героев и обсуждаемых проблем)
3 класс
Учащиеся должны иметь общее представление:
- об особенностях устного народного творчества по сравнению с литературным;
- о функциональных особенностях фольклорных жанров;
- об общих корнях и путях развития литературы разных народов;
- о следах обряда и мифологических мотивах в фольклоре и литературе;
- об особенностях характеров героев в народной и авторской сказке.
Учащиеся должны знать:
- наизусть 3-5 стихотворений разных авторов по выбору ученика;
- имена 4-5 классиков русской и зарубежной литературы, 4-5 современных писателей (поэтов) и названия их произведений, прочитанных в классе;
- 2 периодических литературно-художественных и публицистических издания.
Учащиеся должны уметь:
- читать правильно и выразительно целыми словами вслух и про себя; темп чтения 80 - 90 слов в минуту;
- различать жанры детского игрового фольклора, малые жанры фольклора;
- находить и различать средства художественной выразительности в произведениях фольклора и в авторской литературе;
- находить фольклорные мотивы и приёмы устного народного творчества в авторских произведениях;
- эмоционально воспринимать характеры героев произведений;
- сравнивать характеры героев разных произведений;
- сравнивать своё и авторское отношение к герою;
- рассказывать о любимом литературном герое.
4 класс
Учащиеся должны иметь представление:
- о делении литературы на разные виды повествования: прозу, поэзию, драму;
- о способах выражения авторского отношения в разных видах повествования.
Учащиеся должны знать:
- наизусть 4-5 стихотворений разных авторов, из них ряд стихотворений любимого поэта.
- имена 5-6 классиков русской и зарубежной литературы, 5-6 современных писателей (поэтов) и названия их произведений, прочитанных в классе;
- 4 периодических литературно-художественных и публицистических издания.
Учащиеся должны уметь:
– читать свободно, бегло и выразительно, вслух и про себя; темп чтения 90–120 слов в минуту;
– выделять главную идею и основные проблемы литературного произведения;
– находить черты, сходства и различия в рассказе и повести; в авторской и народной, волшебной сказке;
– выделять средства художественной выразительности в литературном произведении (сравнение, олицетворение, контраст, гипербола, эпитет, звукопись; повтор);
– воспринимать оттенки чувств в поэтическом произведении;
– находить черты сходства и различия в рассказе и повести; в авторской и народной, волшебной сказке;
– практически различать прозаическое, поэтическое и драматическое произведения и показывать особенности каждого вида повествования;
– рассказывать о любимом писателе, поэте;
– устно и письменно высказываться на тему литературного произведения и на свободную тему.
Содержание учебного предмета «Литературное чтение на родном языке»
Виды речевой деятельности
Слушание. Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи. Понимание на слух информации, содержащейся в предложенном тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам.
Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать
закончить разговор, привлечь внимание и т. п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей (описание, повествование, рассуждение). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.
Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации. Анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста.
Письмо. Письменное изложение содержания прослушанного и прочитанного текстов (подробное, выборочное). Создание небольших собственных текстов (сочинений) по интересной детям тематике (на основе впечатлений, литературных произведений, сюжетных картин, серий картин, репродукций картин художников, просмотра фрагмента видеозаписи и т. п.).
Развитие речи. Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании. Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок, материалам собственных игр, занятий, наблюдений, на основе опорных слов.
Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение?
Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация с учётом ситуации общения. Овладение умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п.).
Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), в том числе при обращении с помощью средств ИКТ.
Практическое овладение монологической формой речи. Умение строить устное монологическое высказывание на определённую тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение).
Последовательность предложений в тексте.
Последовательность частей текста (абзацев).
Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев).
План текста. Составление планов к заданным текстам. Создание собственных текстов по предложенным и самостоятельно составленным планам.
Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности.
Лексика. Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Представление об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова, о синонимах, антонимах, омонимах, фразеологизмах. Наблюдение за их использованием в тексте. Работа с разными словарями.
Учебно-тематический план
№ п/п |
Наименование разделов |
Всего часов |
1 |
«Россия - наша Родина» |
2 |
2 |
«Фольклор нашего народа» |
5 |
3 |
«О братьях наших меньших» |
5 |
4 |
«Времена года» |
5 |
Итого
|
17 |
Тематическое планирование «Литературное чтение на родном языке» 2 класс
№ урока в курсе |
№ урока в теме |
Тема урока |
Дата |
|
план |
факт |
|||
Раздел 1 «Россия - наша Родина» (2 часа) |
||||
1 |
1 |
В. Степанов «Что мы Родиной зовём»
|
|
|
2 |
2 |
К. Паустовский «Моя Россия»
|
|
|
Раздел 2 «Фольклор нашего народа» (5 часов) |
|
|||
3 |
1 |
Календарные народные праздники и обряды.
|
|
|
4 |
2 |
Мир фольклора – мир народной мудрости.
|
|
|
5 |
3 |
Мир пословиц и поговорок.
|
|
|
6 |
4 |
Загадки и народные приметы о временах года.
|
|
|
7 |
5 |
Проект. Сборник «Фольклор нашего народа» |
|
|
Раздел 3 «О братьях наших меньших» (5 часов)
|
||||
8 |
1 |
Г.А. Скребицкий. Пушок.
|
|
|
9 |
2 |
К.Д. Ушинский. Чужое яичко.
|
|
|
10 |
3 |
Н.И. Сладков. Топик и Катя.
|
|
|
11 |
4 |
А.Л. Барто. Бедняга крот.
|
|
|
12 |
5 |
Е.И. Чарушин. Рябчонок. (Из цикла «Про Томку») Посещение школьной библиотеки. |
|
|
Раздел 4 «Времена года» (5 часов)
|
||||
13 |
1 |
В. Бианки. Как животные к холодам готовятся.
|
|
|
14 |
2 |
Г.Х. Андерсен. Снеговик.
|
|
|
15 |
3 |
А. Блок. Весенний дождь. Загадки про весну.
|
|
|
16 |
4 |
И. С. Соколов-Микитов. Бурундук.
|
|
|
17 |
5 |
Промежуточная аттестация |
|
|
Тематическое планирование
«Литературное чтение на родном языке» 3 класс
№ урока в курсе |
№ урока в теме |
Тема урока |
Дата |
||||
план |
факт |
||||||
Раздел 1 «Россия - наша Родина» (2 часа) |
|||||||
1 |
1 |
|
|
|
|||
2 |
2 |
П. Алешковский «Как новгородцы на Югру ходили» (о Новгородцах XII века — смелых мореплавателях) (выборочно рассказы) |
|
|
|||
Раздел 2 «Фольклор нашего народа» (5 часов) |
|
||||||
3 |
1 |
Народные заклички, приговорки, потешки, перевертыши. |
|
|
|||
4 |
2 |
В. И. Даль. Пословицы и поговорки русского народа. |
|
|
|||
5 |
3 |
Собиратели русских народных сказок: А. Н. Афанасьев, В. И. Даль. |
|
|
|||
6 |
4 |
Народные сказки, присказка, сказочные предметы. Русская народная сказка « Иван – Царевич и серый волк». Русская народная сказка «Летучий корабль». Русская народная сказка «Морозко». Русская народная сказка «Белая уточка». Русская народная сказка «По щучьему веленью». (на выбор) |
|
|
|||
7 |
5 |
Проект «Мои первые народные сказки» |
|
|
|||
Раздел 3 «О братьях наших меньших» (5 часов)
|
|||||||
8 |
1 |
К.Г. Паустовский. Жильцы старого дома. |
|
|
|||
9 |
2 |
Г.А. Скребицкий. Сиротка.
|
|
|
|||
10 |
3 |
Н.И. Сладков. Непослушные малыши.
|
|
|
|||
11 |
4 |
Б.С. Житков. Охотник и собаки.
|
|
|
|||
12 |
5 |
И.П. Токмакова. Котята. Выставка книг о животных.
|
|
|
|||
Раздел 4 «Времена года» (5 часов)
|
|||||||
13 |
1 |
Весна и осень в стихах и музыке. К. Паустовский «Какие бывают дожди». |
|
|
|||
14 |
2 |
И. Соколов-Микитов. Русские сказки о природе. |
|
|
|||
15 |
3 |
|
|
|
|||
16 |
4 |
К. Паустовский. Стальное колечко.
|
|
|
|||
17 |
5 |
Промежуточная аттестация |
|
|
|||
Рекомендуемая литература:
1. Родничок: Книга для внеклассного чтения в 3 классе. - Тула: Арктоус, - 223с.: ил.
2. Родничок: Книга для внеклассного чтения в 4 классе. - Тула: Арктоус, - 316с.: ил.
3. Родничок: Книга для внеклассного чтения во 2 классе. - Тула: Арктоус, - 316с.
4. Новейшая хрестоматия по литературе. 1 класс. Москва: Эксмо
5. Новейшая хрестоматия по литературе. 2 класс. Москва: Эксмо
6. Новейшая хрестоматия по литературе. 3 класс. Москва: Эксмо
7. Новейшая хрестоматия по литературе. 4 класс Москва: Эксмо
Интернет ресурсы: http://www.solnet.ee |
Российский общеобразовательный портал для детей и взрослых. |
http://www.viki.rdf.ru |
Детские электронные книги и презентации |
http://www.vidahl.agava.ru/ |
Даль, В.И. Толковый словарь живого великорусского языка в 4 т. |
http://potomy.ru/ |
Сайт детям начальной школы |
http://www.nachalka.com/photo/ |
Фотогалерея сайта Началка.com |
http://www.lukoshko.net |
Сайт "Лукошко сказок" |
http://audioskazki.detsky-mir.com/ |
Детское аудио (сказки, песни, стихи, рассказы спектакли и т.д.) |
http://www.danilova.ru/storage/present.htm |
Сиди и слушай аудиосказки |
http://pedlib.ru/katalogy/katalog.php?id=0&page=1 http://www.koob.ru/ |
Педагогическая библиотека |
http://mirdetok.tomsk.ru/ |
Информационный сайт для детей и их родителей |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.