РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по литературному чтению на родном языке (русском)
Уровень общего образования, класс: начальное общее образование, 3 класс
Количество часов - 17ч.
Учитель –
Программа составлена на основе:
Примерной основной образовательной программы начального общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15) и
авторской программы: Литературное чтение. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1—4классы: пособие для учителей общеобразовательных организаций /Л. Ф. Климанова, М. В. Бойкина. — М.: Просвещение, 2014.
2020-2021
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Рабочая программа по литературному чтению на родном языке (русском) разработана в соответствии
· Федеральным законом от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями, внесёнными Федеральным законом от 3 августа 2018 года № 317-ФЗ):статья 11.
· Федеральным государственным образовательным стандартом и федеральными государственными требованиями. Образовательные стандарты (п. 5.1.); статья 14. Язык образования (п.4, 6)
· Приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» с изменениями и дополнениями от 31.12.2015 № 1576 (п.п. 12.1, 12.2; п. 19.3).
· Письмом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 20 июня 2018 г. № 05-192 «О вопросах изучения родных языков из числа языков народов РФ».
· Письмом Минобрнауки России от 09.10.2017 № ТС-945/08 «О реализации прав граждан на получение образования на родном языке».
Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение на родном языке (русском)», составлена на основе:
· Примерной основной образовательной программы начального общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15);
· Авторской программы: Литературное чтение. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1—4классы: пособие для учителей общеобразовательных организаций /Л. Ф. Климанова, М. В. Бойкина. — М.: Просвещение, 2014.
Цели:
• воспитание ценностного отношения к родной литературе как хранителю культуры, включение в культурно-языковое поле своего народа;
• приобщение к литературному наследию своего народа;
• формирование причастности к свершениям и традициям своего народа, осознание исторической преемственности поколений, своей ответственности за сохранение культуры народа;
• развитие навыков сознательного, правильного, беглого и выразительного чтения, а также коммуникативно-речевых умений при работе с текстами литературных произведений;
• формирование навыка чтения про себя;
• приобретение умения работать с разными видами информации;
• приобщение к чтению художественной литературы и восприятию её как искусства слова;
• развитие эмоциональной отзывчивости на слушание и чтение произведений;
• обогащение личного опыта духовными ценностями, которые определяют нравственно-эстетическое отношение человека к людям и окружающему миру.
Задачи:
• развивать способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;
• учить чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление учащихся;
• формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать воображение, ассоциативное мышление, поэтический слух , накапливать эстетический опыт слушания произведений изящной словесности ;
• формировать потребность в постоянном чтении книг, развивать интерес к литературному чтению, творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства;
• обогащать чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе;
• формировать эстетическое отношение к жизни, приобщая к классике художественной литературы;
• обеспечивать достаточно глубокое понимание содержания произведений различного уровня сложности;
• расширять кругозор через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребенка;
• обеспечивать развитие речи и активно формировать навыки чтения и речевые умения;
• создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений.
В соответствии с учебным планом школы учебный предмет «Литературное чтение на родном языке(русском)» рассчитан на 17ч в год –0.5 часа в неделю.
II. ПЛАНИРУЕМЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА - ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ НА РОДНОМ ЯЗЫКЕ(РУССКОМ) - 3
В соответствии с целями и требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования определены задачи курса, отражающие планируемые результаты (личностные, метапредметные, предметные) обучения школьников 3 класса.
Обучение литературному чтению на родном языке(русском) в 3 классе направлено на достижение следующих результатов:
В направлении личностного развития:
• формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций многонационального российского общества;
• формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
• воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;
• развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
• формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;
• овладение начальными навыками адаптации в школе к школьному коллективу;
• принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
• развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;
• развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, возможность сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;
• наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
В метапредметном направлении:
• осмыслять цели изучения темы, толковать их в соответствии с изучаемым материалом урока, сохранять учебную задачу урока (воспроизводить её в ходе урока по просьбе учителя);
• планировать свои действия на отдельных этапах урока, восстанавливать содержание произведения по серии сюжетных картин (картинному плану); контролировать выполненные задания с опорой на эталон (образец) или по алгоритму, данному учителем; оценивать результаты собственных учебных действий (по алгоритму, заданному учителем);
• определять границы своего знания и незнания по изучаемой теме;
• анализировать причины успеха/неуспеха, формулировать их в устной форме; осваивать позитивные установки.
• пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении слов и предложений;
• понимать устройство слова, различать его содержание и форму (значение и звучание) с помощью моделей слов, стимулирующих развитие воссоздающего и творческого воображения;
• сравнивать и сопоставлять произведения между собой, называя общее и различное в них;
• сопоставлять эпизод из литературного произведения с иллюстрацией, с пословицей (поговоркой);
• анализировать поведение литературного героя, его поступок по вопросу, строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока из 2-4 предложений;
• осознавать сущность малых фольклорных жанров устного народного творчества и литературных произведений как часть родной национальной культуры;
• осознавать смысл понятий: слово, предложение, текст, план текста, вопрос к тексту, пословицы и поговорки, тему, жанр;
• проявлять индивидуальные творческие способности при составлении загадок, песенок, потешек, в процессе чтения по ролям и инсценировании, при выполнении проектных заданий;
• понимать читаемое, интерпретировать смысл читаемого.
• включаться в диалог, в коллективное обсуждение проблем, проявлять инициативу и активность в ходе беседы;
• аргументировать свою точку зрения в процессе размышлений над поступками литературных героев, оценивать поступок героя, используя доступные оценочные средства.
В предметном направлении:
• понимание родной литературы как одной из основных национально – культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни, как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
• осознание значимости чтения на родном языке для личного развития;
• формирование представлений о мире, национальной истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности;
• формирование потребности в систематическом чтении на родном языке как средстве познания себя и мира;
• обеспечение культурной самоидентификации;
• использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);
• умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
• достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, то есть овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
• осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа, умение самостоятельно выбирать интересующую литературу;
• пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
В результате изучения литературного чтения на родном языке(русском) обучающиеся 3 класса должны
Знать/понимать:
• основные качества речи: правильность, точность, богатство, выразительность;
• монолог и диалог как разновидность речи;
• лексическое значение слов;
• прямое и переносное значение слов;
• иностранные заимствования;
• речевой этикет: формы обращения;
• тему, микротему, основную мысль текста;
• стили речи: разговорный, книжный, художественный;
• типы текста: повествование, описание, рассуждение, оценка действительности;
• композицию текста.
Уметь:
• на основе художественных произведений определять основные ценности взаимоотношений в семье (любовь и уважение, сочувствие, взаимопомощь, взаимовыручка);
• с гордостью относиться к произведениям русских писателей-классиков, известных во всем мире;
• самостоятельно находить произведения о своей Родине,с интересом читать;
• создавать собственные высказывания и произведения о Родине;
• самостоятельно готовиться к выразительному чтению произведения;
• выделять в тексте стилистически окрашенные слова, определять стили речи с учётом особенностей текста;
• исправлять порядок слов и частей, заменять неудачно употреблённые слова, распространять предложение.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• дальнейшего развития и успешного обучения на основе осознания и развития опыта, связанного с художественной литературой.
• использования систематического чтения как средства познания мира и самого себя;
• формирования собственной позиции в жизни, расширения кругозора.
III. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА«ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ НА РОДНОМ ЯЗЫКЕ (РУССКОМ)» -3
№ пп |
Наименование разделов |
Характеристика основных содержательных линий |
Общее количество часов |
Характеристика основных видов учебной деятельности учащихся |
1. |
Устное народное творчество |
Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, чтение различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопрос по услышанному художественному произведению. Постепенный переход от слогового к плавному осмысленному правильному чтению целыми словами вслух (скорость чтенияв соответствии с индивидуальным темпом чтения), постепенное увеличение скорости чтения. Установка на нормальный для читающего темп чтения, позволяющий ему осознать текст. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. |
3 |
Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Различать виды устного народного творчества: малые и большие жанры. Воспроизводить наизусть текст русских народных песен. Отличать докучные сказки от других видов сказок, называть их особенности. Принимать участие в коллективном сочинении сказок с опорой на особенности их построения. Называть виды прикладного искусства. Читать текст целыми словами без ошибок и повторов. Осмысливать содержание прочитанного текста (с помощью вопросов, пересказа, самостоятельно). Использовать чтение про себя для составления выборочного и краткого пересказов. Ускорять или замедлять темп чтения, соотнося его с содержанием. Определять особенности текста волшебных сказок, называть волшебные предметы, описывая волшебные события. Сравнивать содержание сказок и иллюстрации к ним. Делить текст на части. |
2. |
Русские писатели детям. |
Характеристика героя произведения. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и событие. Анализ (с помощью учителя) мотивов поступков персонажа. Характеристика героя произведения. Портрет, характер героя, выраженные через поступки и речь. Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения. Работа со словом (распознавание прямого и переносного значения слов, их многозначности), целенаправленное пополнение активного словарного запаса. Ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, художественный образ, искусство слова, автор (рассказчик), сюжет, тема; герой произведения: его портрет, речь, поступки, мысли; отношение автора к герою. Общее представление о композиционных особенностях построения разных видов рассказывания: рассуждение (монолог героя, диалог героев). Прозаическая и стихотворная речь. Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование. |
3 |
Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке, выбирать виды деятельности. Читать произведения вслух и про себя, увеличивая темп чтения. Понимать содержание прочитанного, высказывать своё отношение. Различать лирическое и прозаическое произведения. Называть отличительные особенности стихотворного текста. Объяснять значение некоторых слов с опорой на тест или пользуясь словарём в учебнике и толковым словарём. Находить средства художественной выразительности в лирических текстах (эпитеты, сравнения). Использовать средства художественной выразительности в устных высказываниях. Знать особенности литературной сказки. Сравнивать произведение живописи и произведение литературы. Давать характеристику героев литературной сказки. Определять самостоятельно тему и главную мысль рассказа. Сравнивать рассказ-описание и рассказ-рассуждение. Составлять разные виды планов, воссоздавать текст по плану. Соотносить заглавие рассказа с темой и главной мыслью, отвечать на вопросы по содержанию. |
3. |
Литературные сказки |
Установка на нормальный для читающего темп чтения, позволяющий ему осознать текст. Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы. Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием. Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя). Осознание того, что фольклор есть выражение общечеловеческих нравственных правил и отношений. Понимание нравственного содержания прочитанного, осознание мотивации поведения героев, анализ их поступков с точки зрения норм морали. Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств данного текста. |
3 |
Прогнозировать содержание раздела. Воспринимать на слух тексты литературных сказок, высказывать своё мнение, отношение. Читать сказку вслух и про себя, использовать приёмы выразительного чтения при перечитывании сказки. Сравнивать содержание литературной и народной сказок, определять нравственный смысл сказки. Наблюдать за развитием и последовательностью событий в литературных сказках. Объяснять значения разных слов с опорой на текст, с помощью словаря в учебнике или толкового словаря. Сравнивать героев литературной сказки, характеризовать их, используя текст сказки. Определять авторское отношение к изображаемому. Читать сказку в лицах. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике |
4. |
Люби живое |
Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием. Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя). Понимание нравственного содержания прочитанного, осознание мотивации поведения героев, анализ их поступков с точки зрения норм морали. Осознание понятия «Родина». Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка: последовательное воспроизведение эпизода с использованием специфической для данного произведения лексики (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ. |
5 |
Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу с произведением на уроке, используя условные обозначения. Читать и воспринимать на слух произведения. Определять жанр произведения. Понимать нравственный смысл рассказов. Определять основную мысль рассказа. Составлять план произведения. Рассказывать о герое, подбирая из произведения слова-определения, характеризующие его поступки и характер. Сравнивать свои наблюдения за жизнью животных с рассказом автора. Пересказывать произведение на основе плана. Придумывать свои рассказы о животных. Проверять составленный план, сверяя его с текстом и самостоятельно оценивать свои достижения |
5. |
Зарубежная литература |
Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием. Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя). Осознание того, что фольклор есть выражение общечеловеческих нравственных правил и отношений. Понимание нравственного содержания прочитанного, осознание мотивации поведения героев, анализ их поступков с точки зрения норм морали. Осознание понятия «Родина», представления о проявлении любви к Родине в литературе разных народов (на примере народов России). Схожесть тем, идей, героев в фольклоре разных народов. Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка: последовательное воспроизведение эпизода с использованием специфической для данного произведения лексики (по вопросам учителя). |
3 |
Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Читать и воспринимать на слух художественное произведение. Находить в мифологическом тексте эпизоды, рассказывающие о представлениях древних людей о мире. Составлять рассказ о творчестве писателя (с помощью учителя). Пересказывать выборочно произведение. Сравнивать сказки разных народов. Сочинять свои сказки. Определять нравственный смысл сказки (с помощью учителя). Подбирать книги по рекомендованному списку и собственному выбору, записывать названия и авторов произведений, прочитанных летом. Рассказывать о прочитанных книгах зарубежных писателей, выражать своё мнение. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения |
IV. КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ НА РОДНОМ ЯЗЫКЕ (РУССКОМ) -3
№ п/п |
Тема урока |
Кол-во часов |
Даты изучения темы |
|
|
|
|
дата план.
|
дата факт.
|
|
Устное народное творчество
|
3ч |
|
|
1. |
Русская народная сказка «Финист-ясный сокол». |
1 |
|
|
2. |
Русская народная сказка «Летучий корабль». |
1 |
|
|
3. |
Русская народная сказка «Хаврошечка». |
1 |
|
|
|
Русские писатели детям.
|
3ч |
|
|
4. |
Н.Носов «Огурцы». |
1 |
|
|
5. |
В.Ю.Драгунский «Кот в сапогах» |
1 |
|
|
6. |
В.Голявкин «Был не крайний случай», «Не везёт». |
1 |
|
|
|
Литературные сказки
|
3ч |
|
|
7. |
С.Т.Аксаков «Аленький цветочек». |
1 |
|
|
8. |
Н.Н.Носов «Бобик в гостях у Барбоса». |
1 |
|
|
9. |
В.В.Бианки «Терентий Тетерев». |
1 |
|
|
|
Люби живое
|
5ч |
|
|
10. |
Д.Н.Мамин-Сибиряк «Приёмыш». |
1 |
|
|
11. |
Б.С.Житков «Галка». |
1 |
|
|
12. |
А.П.Чехов «Белолобый». |
1 |
|
|
13. |
Д.Н.Мамин-Сибиряк «Медведко». |
1 |
|
|
14. |
Ю.Д.Дмитриев «Стрекозы». |
1 |
|
|
|
Зарубежная литература
|
3ч |
|
|
15. |
Д.Р.Киплинг «Отчего у верблюда горб». |
1 |
|
|
16. |
Г.Х.Андерсен «Огниво». |
1 |
|
|
17. |
В.Гауф «Маленький Мук». |
1 |
|
|
ЛИСТ КОРРЕКТИРОВКИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
Дата |
Внесенные изменения и дополнения |
Основание |
Роспись учителя |
Согласовано (роспись зам.директора) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
РАССМОТРЕНО Протокол № от заседания методического объединения учителей начальных классов Руководитель ШМО
|
СОГЛАСОВАНО заместитель директора по УВР ____________ |
СОГЛАСОВАНО Протокол № от заседания методического совета Председатель методсовета
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.