ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Адаптированная программа по литературному чтению для обучающихся с НОДА на уровне начального общего образования составлена на основе требований к результатам освоения программы начального общего образования ФГОС НОО ОВЗ, а также ориентирована на целевые приоритеты духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся с НОДА, сформулированные в федеральной программе воспитания.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ»
Литературное чтение призвано ввести обучающегося с НОДА в мир художественной литературы, обеспечить формирование навыков смыслового чтения, способов и приёмов работы с различными видами текстов и книгой, знакомство с детской литературой и с учётом этого направлен на общее и литературное развитие обучающегося с НОДА, реализацию творческих способностей обучающегося, а также на обеспечение преемственности в изучении систематического курса литературы.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ»
Приоритетная цель обучения литературному чтению — становление грамотного читателя, мотивированного к использованию читательской деятельности как средства самообразования и саморазвития, осознающего роль чтения в успешности обучения и повседневной жизни, эмоционально откликающегося на прослушанное или прочитанное произведение.
Приобретённые обучающимися с НОДА знания, полученный опыт решения учебных задач, а также сформированность предметных и универсальных действий в процессе изучения литературного чтения станут фундаментом обучения на уровне основного общего образования, а также будут востребованы в жизни.
Достижение цели изучения литературного чтения определяется решением следующих задач:
формирование у обучающихся с НОДА положительной мотивации к систематическому чтению и слушанию художественной литературы и произведений устного народного творчества; достижение необходимого для продолжения образования уровня общего речевого развития; осознание значимости художественной литературы и произведений устного народного творчества для всестороннего развития личности человека; первоначальное представление о многообразии жанров художественных произведений и произведений устного народного творчества; овладение элементарными умениями анализа и интерпретации текста, осознанного использования при анализе текста изученных литературных понятий в соответствии с представленными предметными результатами по классам; овладение техникой смыслового чтения вслух, «про себя» (молча) и текстовой деятельностью, обеспечивающей понимание и использование информации для решения учебных задач.
Содержание учебного предмета «Литературное чтение» используется для решения следующих коррекционных задач: развитие всех функций речи обучающихся с НОДА, особенно делая акцент на коммуникативной и познавательной. Создаются условия для развития устной и письменной речи обучающихся с учетом коррекционных задач, решаемых специалистами команды сопровождения, в частности логопеда, дефектолога и психолога; формирование и автоматизация графо-моторного навыка письма параллельно с уроками «Русского языка» и коррекционными занятиями; развитие высших психических функций обучающихся с НОДА на основе учебного материала.
Программа по литературному чтению представляет вариант распределения предметного содержания по годам обучения с характеристикой планируемых результатов, включая подготовительный класс. Содержание программы по литературному чтению раскрывает следующие направления литературного образования обучающегося: речевая и читательская деятельности, круг чтения, творческая деятельность.
В основу отбора содержания подготовительного касса предмета «Литературное чтение» положен курс «Обучение грамоте», который реализуется параллельно на уроках «Русского языка».
В основу отбора произведений для литературного чтения положены общедидактические принципы обучения: соответствие возрастным возможностям и особенностям восприятия обучающимися с НОДА фольклорных произведений и литературных текстов; представленность в произведениях нравственно-эстетических ценностей, культурных традиций народов России, отдельных произведений выдающихся представителей мировой детской литературы.
Важным принципом отбора содержания программы по литературному чтению является представленность разных жанров, видов и стилей произведений, обеспечивающих формирование функциональной литературной грамотности обучающегося с НОДА, а также возможность достижения метапредметных результатов, способности обучающегося воспринимать различные учебные тексты при изучении других предметов учебного плана начального общего образования.
Планируемые результаты изучения литературного чтения включают личностные, метапредметные результаты за период обучения, а также предметные достижения обучающегося с НОДА за каждый год обучения на уровне начального общего образования.
Литературное чтение является преемственным по отношению к учебному предмету «Литература», который изучается на уровне основного общего образования.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Предмет «Литературное чтение» преемственен по отношению к предмету «Литература», который изучается в основной школе.
На литературное чтение в подготовительном классе отводится 165 часа (из них не менее 80 часов составляет вводный интегрированный учебный курс «Обучение грамоте»),
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ КЛАСС
Обучение грамоте
Развитие речи
Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок, на основе собственных игр, занятий. Участие в диалоге (при наличии возможности).
Понимание текста при его прослушивании и при самостоятельном чтении вслух (при наличии возможности) .
Слово и предложение
Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка.
Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение над значением слова. Выявление слов, значение которых требует уточнения.
Фонетика
Звуки речи. Единство звукового состава слова и его значения. Установление последовательности звуков в слове и определение количества звуков. Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками. Звуковой анализ слова, работа со звуковыми моделями: построение модели звукового состава слова, подбор слов, соответствующих заданной модели. Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных, согласных твёрдых и мягких, звонких и глухих. Определение места ударения. Слог как минимальная произносительная единица. Количество слогов в слове. Ударный слог.
Графика
Различение звука и буквы: буква как знак звука. Слоговой принцип русской графики. Буквы гласных как показатель твёрдости — мягкости согласных звуков. Функции букв е, ё, ю, я. Мягкий знак как показатель мягкости предшествующего согласного звука в конце слова. Последовательность букв в русском алфавите.
Чтение
Слоговое чтение (ориентация на букву, обозначающую гласный звук). Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений. Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания. Выразительное чтение на материале небольших прозаических текстов и стихотворений (при наличии возможности) .
Орфоэпическое чтение при переходе к чтению целыми словами (при наличии возможности). Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании (при наличии возможности).
Письмо
Ориентация на пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски. Гигиенические требования, которые необходимо соблюдать во время письма.
Начертание письменных прописных и строчных букв. Письмо разборчивым, аккуратным почерком (при наличии возможности) . Понимание функции небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса. Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением. Приёмы и последовательность правильного списывания текста.
Орфография и пунктуация
Правила правописания и их применение: раздельное написание слов; обозначение гласных после шипящих в сочетаниях жи, ши (в положении под ударением), ча, ща, чу, щу; прописная буква в начале предложения, в именах собственных (именах людей, кличках животных); перенос по слогам слов без стечения согласных; знаки препинания в конце предложения.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ НА УРОВНЕ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Личностные результаты освоения программы по литературному чтению достигаются в процессе единства учебной, коррекционной и воспитательной деятельности, обеспечивающей позитивную динамику развития личности обучающегося, ориентированную на процессы самопознания, саморазвития и самовоспитания. Личностные результаты освоения программы по литературному чтению отражают освоение обучающимися с НОДА социально значимых норм и отношений, развитие позитивного отношения обучающихся к общественным, традиционным, социокультурным и духовно-нравственным ценностям, приобретение опыта применения сформированных представлений и отношений на практике.
В результате изучения литературного чтения на уровне начального общего образования у обучающегося с НОДА будут сформированы следующие личностные результаты:
гражданско-патриотическое воспитание: становление ценностного отношения к своей Родине, малой родине, проявление интереса к изучению родного языка, истории и культуре Российской Федерации, понимание естественной связи прошлого и настоящего в культуре общества; осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, сопричастности к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края, проявление уважения к традициям и культуре своего и других народов в процессе восприятия и анализа произведений выдающихся представителей русской литературы и творчества народов России;
первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений.
духовно-нравственное воспитание: освоение опыта человеческих взаимоотношений, проявление сопереживания, уважения, любви, доброжелательности и других моральных качеств к родным и другим людям, независимо от их национальности, социального статуса, вероисповедания; осознание этических понятий, оценка поведения и поступков персонажей художественных произведений в ситуации нравственного выбора; выражение своего видения мира, индивидуальной позиции посредством накопления и систематизации литературных впечатлений, разнообразных по эмоциональной окраске; неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям.
эстетическое воспитание: проявление уважительного отношения и интереса к художественной культуре, к различным видам искусства, восприимчивость к традициям и творчеству своего и других народов, готовность выражать своё отношение в разных видах художественной деятельности; приобретение эстетического опыта слушания, чтения и эмоционально-эстетической оценки произведений фольклора и художественной литературы; понимание образного языка художественных произведений, выразительных средств, создающих художественный образ.
трудовое воспитание: осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям.
экологическое воспитание: бережное отношение к природе, осознание проблем взаимоотношений человека и животных, отражённых в литературных произведениях; неприятие действий, приносящих вред окружающей среде.
ценности научного познания: ориентация в деятельности на первоначальные представления о научной картине мира, понимание важности слова как средства создания словесно-художественного образа, способа выражения мыслей, чувств, идей автора; овладение смысловым чтением для решения различного уровня учебных и жизненных задач; потребность в самостоятельной читательской деятельности, саморазвитии средствами литературы, развитие познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в познании произведений фольклора и художественной литературы, творчества писателей.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения литературного чтения на уровне начального общего образования у обучающегося с НОДА будут сформированы познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия, совместная деятельность.
У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия как часть познавательных универсальных учебных действий: сравнивать произведения по теме, главной мысли, жанру, соотносить произведение и его автора, устанавливать основания для сравнения произведений, устанавливать аналогии; объединять произведения по жанру, авторской принадлежности; определять существенный признак для классификации, классифицировать произведения по темам, жанрам; находить закономерности и противоречия при анализе сюжета (композиции), восстанавливать нарушенную последовательность событий (сюжета), составлять аннотацию, отзыв по предложенному алгоритму; выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма; устанавливать причинно-следственные связи в сюжете фольклорногои художественного текста, при составлении плана, пересказе текста, характеристике поступков героев.
У обучающегося с НОДА будут сформированы следующие базовые исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий: определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных учителем вопросов; формулировать с помощью учителя цель, планировать изменения объекта, ситуации; сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев); формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения (опыта, классификации, сравнения, исследования); прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях.
У обучающегося будут сформированы следующие умения работать с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий:
выбирать источник получения информации; находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде, согласно заданному алгоритму; распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учителем способа её проверки; соблюдать с помощью взрослых (учителей, родителей (законных представителей) правила информационной безопасности при поиске информации в информационно-коммуникационной сети «Интернет»; анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей; самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации.
У обучающегося будут сформированы следующие умения общения как часть коммуникативных универсальных учебных действий: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде; проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; признавать возможность существования разных точек зрения; корректно и аргументированно высказывать своё мнение; строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей; создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование); готовить небольшие публичные выступления; подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления (при наличии возможности с учетом развития устной речи у обучающихся).
У обучающегося с НОДА будут сформированы следующие умения самоорганизации как части регулятивных универсальных учебных действий: планировать действия по решению учебной задачи для получения результата; выстраивать последовательность выбранных действий.
У обучающегося с НОДА будут сформированы следующие умения самоконтроля как части регулятивных универсальных учебных действий: устанавливать причины успеха (неудач) учебной деятельности; корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.
У обучающегося с НОДА будут сформированы следующие умения совместной деятельности: формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков; принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; ответственно выполнять свою часть работы; оценивать свой вклад в общий результат; выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы; планировать действия по решению учебной задачи для получения результата; выстраивать последовательность выбранных действий.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ КЛАСС
Предметные результаты изучения литературного чтения. К концу обучения в подготовительном классе обучающийся с НОДА научится:
- различать слово и предложение; вычленять слова из предложений;
— вычленять звуки из слова;
— различать гласные и согласные звуки;
— различать ударные и безударные гласные звуки;
— различать мягкие и твёрдые согласные звуки;
— различать понятия «звук» и «буква»;
— определять количество слогов в слове; делить слова на слоги (простые случаи: слова без стечения согласных); определять в слове ударный слог;
— правильно называть буквы русского алфавита;
— понимать различия между устной и письменной речью;
— понимать прослушанный текст;
— отвечать на вопросы о теме прослушанного произведения;
— двум видам чтения: орфографическое (читаю, как написано) и орфоэпическое (читаю, как говорю);
— читать вслух слова, предложения, небольшие тексты объемом 3-4 предложения;
— находить в тексте слова, значение которых требует уточнения;
— составлять предложение из набора форм слов;
— устно составлять текст из 3—5 предложений по сюжетным картинкам;
— использовать изученные понятия в процессе решения учебных задач.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ КЛАСС (150 часов)
№п/п |
Тема, раздел курса |
Программное содержание |
Методы и формы организации обучения. Характеристика деятельности обучающихся |
|
1 |
Развитие речи (25 часов) |
Язык как основное средство человеческого общения. Осознание целей и ситуаций общения. Речь как основная форма общения между людьми. Текст как единица речи (ознакомление). Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение. Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок. Участие в диалоге. Понимание текста при его прослушивании. |
Рассказ учителя на тему «Язык — средство общения людей». Работа с рисунками и текстом как основа анализа особенностей ситуаций устного и письменного общения. Творческое задание: придумать ситуацию, когда необходимо воспользоваться письменной речью. Работа с рисунками, на которых изображены разные ситуации общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), устное обсуждение этих ситуаций при наличии возможности с учетом развития устно речи у обучающихся, выбор соответствующих каждой ситуации слов речевого этикета. Разыгрывание сценок, отражающих ситуации выражения просьбы, извинения, вежливого отказа при наличии возможности с учетом развития устно речи у обучающихся. Моделирование речевой ситуации, содержащей извинение, анализ данной ситуации, выбор адекватных средств выражения извинения. Комментированное выполнение задания: выбор из предложенного набора этикетных слов, соответствующих заданным ситуациям общения. Творческое задание: придумать ситуации общения, в которых могут быть употреблены предложенные этикетные слова. Работа с серией сюжетных картинок, выстроенных в правильной последовательности: анализ изображённых событий, обсуждение сюжета, составление устного рассказа с опорой на картинки при наличии возможности с учетом развития устно речи у обучающихся . Работа с серией сюжетных картинок с нарушенной последовательностью, анализ изображённых событий, установление правильной последовательности событий, объяснение ошибки художника, внесение изменений в последовательность картинок, составление устного рассказа по восстановленной серии картинок при наличии возможности с учетом развития устно речи у обучающихся . Слушание текста, понимание текста при его прослушивании. |
|
2 |
Слово и предложение (21 час) |
Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка, дополнение предложения словом, подходящим по смыслу. Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение над значением слова. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Активизация и расширение словарного запаса. Включение слов в предложение. Осознание единства звукового состава слова и его значения. |
Совместная работа: придумывание предложения с заданным словом. Моделирование предложения: определение количества слов в предложении и обозначение каждого слова полоской. Самостоятельная работа: определение количества слов в предложении, обозначение слов полосками. Работа с моделью предложения: изменение предложения в соответствии с изменением модели. |
|
3 |
Фонетика (25 часов) |
Звуки речи. Интонационное выделение звука в слове. Определение частотного звука в стихотворении. Называние слов с заданным звуком. Дифференциация близких по акустикоартикуляционным признакам звуков. Установление последовательности звуков в слове, определение количества звуков. Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками. Звуковой анализ слова, работа со звуковыми моделями: построение модели звукового состава слова, подбор слов, соответствующих заданной модели. Особенность гласных звуков. Особенность согласных звуков. Различение гласных и согласных звуков. Определение места ударения. Различение гласных ударныхи безударных. Ударный слог. Твёрдость и мягкость согласных звуков как смыслоразличительная функция. Различение твёрдых и мягких согласных звуков. Дифференциация парных по твёрдости — мягкости согласных звуков. Слог как минимальная произносительная единица. Слогообразующая функция гласных звуков. Определение количества слогов в слове. Деление слов на слоги (простые однозначные случаи). Усвоение правильного произношения в словах звуков речи и их сочетаний: п, а, м, т, о, в, у, н, с, и, л, э; звукосочетаний йа (я), йо (ё), йу (ю), йэ (е) в начальной позиции (яблоко) и после гласных (красная); позиционное смягчение согласных перед гласными и, э (пишет, мел); к, с, ш; я, е, ю, ё после разделительных ь, ъ (обезьяна, съел); р, ф, х, б, д; мягкие согласные т, н, х, п, м, ф в конце слов (пить, день). Правильное произношение в словах звуков и их сочетаний: ы, э, ж, г, ц, ч. Дифференцированное произношение в слогах и словах звуков: и-ы, с-ш, с-з, ш-ж, б-п, д-т, ц-с, ч-ш, ц-ч. Произношение мягких звуков по подражанию и самостоятельно (пять, няня, сядь, несёт, пюре). Дифференцированное произношение звуков, родственных по артикуляции, в ходе их усвоения. Работа по коррекции усвоенных звуков. Дифференцированное произношение гласных звуков в слова: а-о, а-э, о-у, э-и, и-ы, и-у Дифференцированное произношение согласных звуков, родственных по артикуляции: носовых и ротовых: м-п, м-б, н-т, в-д, н-д( и их мягкие пары); слитных и щелевых: ц-с, ч-ш; слитных и смычных: ц-т, ч-т; свистящих и шипящих: с-ш, з-ж, с-щ, глухих и звонких: ф-в, п-б, т-д, к-г, с-з, ш-ж; аффрикат: ц-ч; звонких и глухих: б-п, д-т, г-к, з-с, в-ф, ж-ш твёрдых и мягких: ф-фь, п-пь, т-ть. |
Игровое упражнение «Скажи так, как я» (отрабатывается умение воспроизводить заданный учителем образец интонационного выделения звука в слове) при наличии возможности с учетом развития устно речи у обучающихся. Игровое упражнение «Есть ли в слове заданный звук?» (выполнение указанного действия тогда, когда ведущий называет слово с заданным звуком, отрабатывается умение определять наличие заданного звука в слове). Упражнение: подбор слов с заданным звуком. Работа с моделью: выбрать нужную модель в зависимости от места заданного звука в слове (начало, середина, конец слова). Совместная работа: группировка слов по первому звуку (по последнему звуку), по наличию близких в акустикоартикуляционном отношении звуков ([н] — [м], [р] — [л],[с] — [ш] и др.). Моделирование звукового состава слов с использованием фишек разного цвета для фиксации качественных характеристик звуков. Дифференцированное задание: соотнесение слов с соответствующими им моделями. Комментированное выполнение задания: группировка звуков по заданному основанию (например, твёрдые — мягкие согласные звуки). Учебный диалог «Чем гласные звуки отличаются по произношению от согласных звуков?»; как результат участия в диалоге: различение гласных и согласных звуков по отсутствию/наличию преграды. Игровое упражнение «Назови братца» (парный по твёрдости — мягкости звук). Учебный диалог «Чем твёрдые согласные звуки отличаются от мягких согласных звуков?». Совместная работа: характеристика особенностей гласных, согласных звуков, обоснование своей точки зрения, выслушивание одноклассников. Контроль этапов своей работы, оценка процесса и результата выполнения задания. Комментированное выполнение упражнения по определению количества слогов в слове, приведение доказательства. Работа в группах: объединение слов по количеству слогов в слове и месту ударения. Работа в группах: нахождение и исправление ошибок, допущенных при делении слов на слоги, в определении ударного звука. |
|
4 |
Орфоэпия (20 часов) |
Произношение звуков и сочетаний звуков, ударение в словах в соответствии с нормами современного русского литературного языка (на ограниченном перечне слов, отрабатываемом в учебнике). Соблюдение в речи правил орфоэпии (сопряжено и отражённо, по надстрочному знаку): безударный о произносится как [а]; звонкие согласные в конце слов и перед глухими согласными оглушаются; удвоенные согласные произносятся как один долгий; слова что, чтобы произносятся как [што], [штобы]; кого, чего и окончания –ого, -его – как [каво], [чево], [-ова], [-ева]; непроизносимые согласные в словах не произносятся («чу(в)ствуют», «со(л)нце»); соблюдение в речи правильного произношения следующих звукосочетаний (по надстрочному знаку): тс– дс ([детство], [Братск]), стн – здн («чес(т)но», «поз(д)но»); произношение сочетаний предлогов в, из, под с существительными («в саду», «из сада», «под стулом»); гласный и после согласных [ш], [ж], [ц] произносятся как [ы] («живот»); согласные (кроме [ш], [ж], [ц]) перед гласными [э[, [и] произносятся мягко («перо», «писать», «Петя»); предлог с существительным типа «с братом», «с дедушкой» произносится как [збратом], [здедушкой]; звук [г] перед [к], [т] произносится как [х] ([лехко]); сочетания сч, зч, жч произносятся как [щ] («щипать»); окончания -тся, -ться произносятся как [цца]; свистящие [с], [з] употребляются следующим за ним шипящим ([шшил], [ижжарил]). |
Наблюдение за местом ударения и произношением слов, отрабатываемых в учебнике. Дидактическая игра «Придумай рифму» (предлагаются слова из орфоэпического словарика, к ним нужно придумывать рифмы). Дидактическое упражнение: придумать предложения с отрабатываемым словом из орфоэпического словарика. Практическая работа: поставить ударение в словах из орфоэпического перечня, а потом правильно их произнести. Работа в парах – прочитай как пишется, как слышится. |
|
5 |
Чтение (31 часов) Изучается одновременно с разделом «Графика» учебного предмета «Русский язык» |
Формирование навыка слогового чтения (ориентация на букву, обозначающую гласный звук). Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений. |
Работа с пособием «Окошечки»: отработка умения читать слоги с изменением буквы гласного. Упражнение: соотнесение прочитанного слога с картинкой, в названии которой есть этот слог. Упражнение: соотнесение прочитанных слов с картинками, на которых изображены соответствующие предметы. Работа в парах: соединение начала и конца предложения из нескольких предложенных вариантов. Игровое упражнение «Заверши предложение», отрабатывается умение завершать прочитанные незаконченные предложения с опорой на общий смысл предложения. Подбирать пропущенные в предложении слова, ориентируясь на смысл предложения. Упражнение: соотносить прочитанные предложения с нужным рисунком, который передаёт содержание предложения. |
|
Резерв: 10 часов |
||||
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Климанова Л.Ф., Горецкий
В.Г., Голованова М.В. и другие, Литературное чтение (в 2 частях).
Учебник. 1класс. Акционерное общество «Издательство «Просвещение»
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Поурочное планирование по курсу "Литературное чтение" 1 класс, Издательство " Просвещение" 2022 г.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
https://resh.edu.ru/subject/32/1/
https://www.yaklass.ru/p/obuchenie-gramote
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.