РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ
УМК «Школа России»
для 2 класса,
срок реализации программы – 1 год
Пояснительная записка
Рабочая программа по литературному чтению для 2 класса разработана в соответствие с:
— Федеральным законом от 29.12.2012 No 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
— Федеральным государственным образовательным стандартом (далее –ФГОС) начального общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от06.10.2009 No 373;
— Приказом Минобрнауки России от 31.12.2015 N 1576 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от06.10.2009 No 373"
— Примерной основной образовательной программой начального общего образования одобренной Федеральным учебно-методическим объединением по общему образования(протокол заседания от 8 апреля 2015 года № 1\15.
Авторской программой по литературному чтению Климановой Л.Ф, Бойкиной М.В., «Программы общеобразовательных учреждений. Начальная школа», М.: Просвещение, учебник, 1,2 ч. УМК « Школа России».
Рабочая программа является единой для всех учителей, работающих по УМК «Школа России».
Сроки реализации программы 1год.
ЦЕЛИ ПРОГРАММЫ:
овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности; совершенствование всех видов речевой деятельности; приобретение умения работать с разными видами информации;
· развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к искусству слова; овладение первоначальными навыками работы с учебными и научно-познавательными текстами;
· воспитание интереса к чтению и книге; обогащение нравственного опыта младших школьников; формирование представлений о добре и зле; развитие нравственных чувств; уважение к культуре народов многонациональной России и других стран.
Приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности. Читательская компетентность определяется владением техникой чтения, приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг и умением самостоятельно их выбирать, сформированностью духовной потребности в книге как средстве познания мира и самопознания.
ЗАДАЧИ КУРСА:
1. Освоение общекультурных навыков чтения и понимания текста; воспитание интереса к чтению и книге.
Решение этой задачи предполагает прежде всего формирование осмысленного читательского навыка (интереса к процессу чтения и потребности читать произведения разных видов литературы), который во многом определяет успешность обучения младшего школьника по другим предметам, то есть в результате освоения предметного содержания литературного чтения учащиеся приобретают общеучебное умение осознанно читать тексты.
2. Овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой.
Решение этой задачи способствует развитию у обучающихся способности полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное; умения работать с различными видами текстов, ориентироваться в книге, использовать ее для расширения знаний об окружающем мире. В результате обучения младшие школьники участвуют в диалоге, строят монологические высказывания (на основе произведений и личного опыта), сопоставляют и описывают различные объекты и процессы, самостоятельно пользуются справочным аппаратом учебника, находят информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях, высказывают собственное мнение на основе прочитанного и услышанного.
3. Воспитание эстетического отношения к действительности, отраженной в художественной литературе.
Выполнение этой задачи связано с пониманием художественного произведения как особого Вида искусства, с формированием умения воссоздавать художественные образы литературного произведения, развитием творческого и ассоциативного воображения учащихся; развиваются умения определять художественную ценность произведения и производить анализ (на доступном уровне) средств выразительности, сравнивать искусство слова с другими видами искусства живопись, театр, кино, музыка); находить сходство и различие разных жанров, используемых художественных средств; накапливается эстетический опыт слушания произведений изящной словесности, развивается поэтический слух детей; обогащается чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе.
4. Формирование нравственного сознания и эстетического вкуса младшего школьника; понимание духовной сущности произведений.
С учетом особенностей художественной литературы, ее нравственной сущности, влияния на становление личности маленького читателя решение этой задачи приобретает особое значение. В процессе работы с художественным произведением младший школьник осваивает основные нравственно-эстетические ценности взаимодействия с окружающим миром, получает навык анализа положительных и отрицательных действий героев, событий. Понимание значения эмоциональной окрашенности всех сюжетных линий произведения способствует воспитанию адекватного эмоционального состояния как предпосылки собственного поведения в жизни, создает условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений, обогащает нравственно-эстетический и познавательный опыт ребенка.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
В начальном обучении предмет «Литературное чтение» занимает одно из ведущих мест, так как направлен на формирование коммуникативной и читательской компетенции младших школьников, при этом значение и функции предмета «Литературное чтение» носят универсальный, обобщающий характер, поскольку успехи в изучении чтения во многом определяют качество подготовки ребенка по другим школьным предметам.
Раздел «Круг детского чтения» включает произведения устного творчества народов России и зарубежных стран, произведения классиков отечественной и зарубежной литературы и современных писателей России и других стран (художественные и научно-познавательные). Программа включает все основные литературные жанры: сказки, стихи, рассказы, басни, драматические произведения.
Обучающиеся работают с книгами, учатся выбирать их по своим интересам. Новые книги пополняют знания об окружающем мире, жизни сверстников, об их отношении друг к другу, труду, к Родине. В процессе обучения обогащается социально-нравственный и эстетический опыт ребёнка, формируя у школьников читательскую самостоятельность.
Программа предусматривает знакомство с книгой как источником различного вида информации и формирование библиографических умений.
Раздел «Виды речевой и читательской деятельности» включает все виды речевой и читательской деятельности (умение читать, слушать, говорить и писать) и работу с разными видами текстов. Раздел направлен на формирование речевой культуры учащихся, на совершенствование коммуникативных навыков, главным из которых является навык чтения.
Навык чтения. Формируются приёмы интонационного объединения слов в предложения. Увеличивается скорость чтения (беглое чтение), постепенно вводится чтение про себя с воспроизведением содержания прочитанного. Учащиеся постепенно овладевают рациональными приёмами чтения и понимания прочитанного, орфоэпическими и интонационными нормами чтения слов и предложений, осваивают разные виды чтения текста (выборочное, ознакомительное, изучающее) и используют их в соответствии с конкретной речевой задачей.
Параллельно с формированием навыка беглого, осознанного чтения ведётся целенаправленная работа по развитию умения постигать смысл прочитанного, обобщать и выделять главное. Учащиеся овладевают приёмами выразительного чтения.
Совершенствование устной речи (умения слушать и говорить) проводится параллельно с обучением чтению. Совершенствуются умения воспринимать на слух высказывание или чтение собеседника, понимать цели речевого высказывания, задавать вопросы по услышанному или прочитанному произведению, высказывать свою точку зрения. Усваиваются продуктивные формы диалога, формулы речевого этикета в условиях учебного и внеучебного общения. Знакомство с особенностями национального этикета и общения людей проводится на основе литературных (фольклорных и классических) произведений. Совершенствуется монологическая речь учащихся (с опорой на авторский текст, на предложенную тему или проблему для обсуждения), целенаправленно пополняется активный словарный запас. Учащиеся осваивают сжатый, выборочный и полный пересказ прочитанного или услышанного произведения.
Особое место в программе отводится работе с текстом художественного произведения. На уроках литературного чтения совершенствуется представление о текстах (описание, рассуждение, повествование); учащиеся сравнивают художественные, деловые (учебные) и научно-познавательные тексты, учатся соотносить заглавие с содержанием текста (его темой, главной мыслью), овладевают такими речевыми умениями, как деление текста на части, озаглавливание, составление плана, различение главной и дополнительной информации текста.
Обучающиеся получают первоначальные представления о главной теме, идее (основной мысли) читаемого литературного произведения, об основных жанрах литературных произведений (рассказ, стихотворение, сказка), особенностях малых фольклорных жанров (загадка, пословица, считалка, прибаутка). Дети учатся использовать изобразительные и выразительные средства словесного искусства («живописание словом», сравнение, олицетворение, эпитет, метафора, ритмичность и музыкальность стихотворной речи).
При анализе художественного текста на первый план выдвигается художественный образ (без термина). Сравнивая художественный и научно-познавательный тексты, учащиеся осознают, что перед ними не просто познавательные интересные тексты, а именно произведения словесного искусства. Слово становится объектом внимания читателя и осмысливается как средство создания словесно-художественного образа, через который автор выражает свои мысли и чувства.
Дети осваивают разные виды пересказов художественного текста: подробный (с использованием образных слов и выражений), выборочный и краткий (передача основных мыслей).
На основе чтения и анализа прочитанного текста обучающиеся осмысливают поступки, характер и речь героя, составляют его характеристику, обсуждают мотивы поведения героя, соотнося их с нормами морали, осознают духовно-нравственный смысл прочитанного произведения.
Раздел «Опыт творческой деятельности» раскрывает приёмы и способы деятельности, которые помогут учащимся адекватно воспринимать художественное произведение и проявлять собственные творческие способности. При работе с художественным текстом (со словом) используется жизненный, конкретно-чувственный опыт школьника и активизируются образные представления, возникающие у него в процессе чтения, развивается умение воссоздавать словесные образы в соответствии с авторским текстом. Такой подход обеспечивает полноценное восприятие литературного произведения, формирование нравственно-эстетического отношения к действительности. Учащиеся выбирают произведения (отрывки из них) для чтения по ролям, словесного рисования, инсценирования и декламации, выступают в роли актёров, режиссёров и художников. Они пишут изложения и сочинения, сочиняют стихи и сказки, у них развивается интерес к литературному творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства.
Учебная программа по литературному чтению реализует деятельностный подход.
ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Предметная область |
Учебные предметы |
Количество часов в неделю |
Количество часов в год |
Русский язык и литературное чтение |
Образовательная часть |
|
|
|
Литературное чтение |
4 |
136 |
ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ
Обучение литературному чтению строится на основе понимания того, что литература — это явление национальной и мировой культуры, средство сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций; осознании значимости чтения для личного развития; формирования представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формировании потребности в систематическом чтении.
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА
Личностные
· формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества;
· формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
· воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;
· развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
· формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;
· овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;
· принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
· развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;
· развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;
· наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметные
· овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
· освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;
· формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
· формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
· использование знаково-символических средств представления информации о книгах;
· активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
· использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;
· овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;
· овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;
· готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
· умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;
· готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
Предметные
· понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
· осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;
· достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
· использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
· умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию;
· умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;
· умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование — создание текста по аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание — характеристика героев). Умение написать отзыв на прочитанное произведение;
· развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта.
Особенности изучения курса обучающимися с ЗПР.
Овладение учебным предметом «Литературное чтение» представляет сложность для обучащихся с ЗПР, это связано с недостатками фонематического восприятия, непониманием содержания звучащей речи, бедностью словаря, трудностями порождения связного высказывания, несовершенством навыков чтения, несформированностью основных мыслительных операций. В соответствии перечисленными трудностями и особыми образовательными потребностями определяются общие задачи учебного предмета:
·формировать фонематическое восприятие, звуковой анализ и синтез;
· формировать, закреплять и постепенно совершенствовать навыки чтения (сознательного, правильного, беглого и выразительного чтения вслух и про себя);
· уточнять и обогащать словарный запас путем расширения и дифференциации непосредственных впечатлений и представлений, полученных при чтении;
· формировать умение полноценно воспринимать литературное произведение в его эмоциональном, образном и логическом единстве, преодолевать недостатки в развитии эмоционально-волевой сферы детей;
· развивать нравственные и эстетические представления и чувства, художественный вкус, творческое и воссоздающее воображение, корригировать отклонения личностного развития ребенка;
· преодолевать недостатки в развитии речи обучающихся, формировать речевые умения и навыки; развивать и расширять представления об окружающем мире, обогащать чувственный опыт, развивать мыслительную деятельность и познавательную активность;
· прививать интерес к книге, к самостоятельному чтению;
· формировать приемы умственной деятельности, необходимые для овладения навыком чтения (наблюдения, сравнения и обобщения);
· способствовать совершенствованию познавательной деятельности и речевой коммуникации, обеспечивающих преодоление типичных для младших школьников с ЗПР недостатков сферы жизненной компетенции;
· содействовать достижению личностных, метапредметных и предметных результатов образования.
С учетом особых образовательных потребностей детей с ЗПР обозначенные задачи конкретизируются следующим образом:
· учить выделять последовательность звуков и слогов в словах, использовать знаковосимволические средства (при составлении звуковых схем, схем предложения);
· формировать умение слитного послогового чтения слов с разной слоговой структурой,
· умение правильно понимать читаемые слова, предложения, небольшие тексты; учить элементам выразительного чтения;
· учить понимать звучащую речь, отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения, передавать содержание прослушанного;
· учить использовать формы речевого этикета;
· познакомить с произведениями устного народного творчества и детской литературы, доступными для восприятия младших школьников с ЗПР,
· развивать нравственные и эстетические представления и чувства;
· учить создавать собственный текст по серии иллюстраций к произведению, на основе личного опыта или впечатлений;
· развивать и расширять представления об окружающем мире, обогащать чувственный опыт и словарь, развивать мыслительную деятельность и познавательную активность;
· воспитывать интерес к книгам и чтению;
· содействовать достижению личностных, метапредметных и предметных результатов образования.
Общая характеристика и коррекционно-развивающее значение учебного предмета
Учебный предмет «Литературное чтение» является одним из основных предметов в системе подготовки младшего школьника с ЗПР. Овладение читательской компетенцией, умение излагать свои мысли необходимо для полноценной социализации ребенка. Позитивное отношение к книгам и чтению способствует формированию общей культуры. Овладение учебным предметом «Литературное чтение» оказывает положительное влияние на общую успеваемость обучающегося по всем предметным областям. Однако даже у школьника без ограничений по возможностям здоровья овладение навыками правильного, осознанного и беглого чтения нередко вызывает трудности, которые связаны со сложной структурной организацией чтения. У детей с ЗПР часто оказываются несформированными предпосылки овладения навыком чтения: дети с трудом дифференцируют акустически сходные фонемы, плохо запоминают буквы, наблюдается нарушение перекодировки звука в букву и наоборот. Пространственная ограниченность поля зрения, замедленность мыслительной деятельности затрудняют овладение способом слияния согласной и гласной, привязывая ребенка к побуквенному чтению. Дети с ЗПР не слышат в слове отдельных звуков, не могут установить их последовательность, правильно произнести, отмечаются недостатки лексико-грамматической стороны и связной речи. Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы. В результате освоения предметного содержания литературного чтения учащиеся приобретают общие учебные умения, навыки и способы деятельности: осознанно читать, строить диалогическое и монологическое высказывания на основе литературного произведения и личного опыта; описывать и сопоставлять различные объекты, самостоятельно пользоваться справочниками, находить информацию в словарях и др.. При обеспечении коррекционной направленности «Литературное чтение» позволяет младшим школьникам с ЗПР освоить обязательный базисный минимум, преодолеть затруднения в формировании навыка чтения. Содержание работы на уроке позволяет учащимся овладеть техникой чтения, помогает научиться понимать смысл прочитанного, предотвратить ошибки, возникающие при обучении чтению. Кроме того, на уроках в процессе работы расширяется запас представлений об окружающем мире, обогащается словарь, уточняется понимание лексического значения отдельных слов и содержания текстов в целом. Младшие школьники с ЗПР с помощью учителя учатся самостоятельно использовать контекст при осмыслении встречающихся в нем незнакомых слов и выражений. Специально организованная учителем работа позволяет детям передать содержащуюся в прочитанном тексте мысль, установить временные, причинно-следственные связи, охарактеризовать действующих лиц и дать оценку их поступкам. Школьники также учатся в правильном интонировании при чтении. Работа над перечисленными выше компонентами на уроках чтения способствует пониманию прочитанного и, следовательно, накоплению необходимых сведений и знаний об окружающей действительности, речевому развитию учащихся, преодолению специфических недостатков познавательной деятельности, оказывая положительное влияние на весь процесс обучения младшего школьника. В процессе реализации данного учебного предмета формируются навыки правильного, сознательного, беглого и выразительного чтения, которые необходимы младшим школьникам для усвоения программного материала по всем предметам учебного плана. Умение передавать при чтении различными выразительными средствами свое отношение к прочитанному, способность сделать подробный, выборочный и краткий пересказ, умение воспроизводить содержание текста-описания или рассуждения являются одним из необходимых условий успешного обучения. Умение различать в тексте слова, объяснять и использовать в собственной речи оттенки значений слов, образные средства выразительности способствуют развитию всех компонентов речевой системы. Умение отличать связный текст от набора предложений, делить текст на части, озаглавливать их, объяснять смысл названия текста и смысл текста в целом также является необходимым школьным навыком.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Вводный урок по курсу литературного чтения (1ч)
Самое великое чудо на свете (4ч)
Р. Сеф. Выставка книг по теме. Книги, прочитанные летом. Любимые книги. Герои любимых книг.
Устное народное творчество (15ч)
Русские народные песни, потешки и прибаутки, считал ки, небылицы и перевертыши, загадки, пословицы и пого ворки.
Сказки о животных, бытовые и волшебные («Сказка по лесу идет…» Ю. Мориц, «Петушок и бобовое зернышко», «У страха глаза велики», «Лиса и тетерев», «Лиса и жу равль», «Каша из топора», «Гуси-лебеди»).
Люблю природу русскую. Осень (8ч)
Ф. Тютчев. «Есть в осени первоначальной…», К. Баль монт. «Поспевает брусника», А. Плещеев. «Осень наступи ла…», А. Фет. «Ласточки пропали…», А. Толстой. «Осень. Обсыпается весь наш бедный сад…», С. Есенин. «Закружи лась листва золотая…», В. Брюсов. «Сухие листья», И. Токма кова. «Опустел скворечник…», В. Берестов. «Хитрые грибы», «Грибы» (из энциклопедии), М. Пришвин. «Осеннее утро».
Русские писатели (14ч)
А. Пушкин. «У лукоморья дуб зеленый…», «Вот север тучи нагоняя», «Зима!.. Крестьянин, торжествуя…», «Сказка о рыбаке и рыбке». И. Крылов. «Лебедь, Щука и Рак», «Стрекоза и Мура вей». Л. Толстой. «Старый дед и внучек».
О братьях наших меньших (12ч)
Б. Заходер. «Плачет киска в коридоре…», И. Пивоварова. «Жила-была собака…», В. Берестов. «Кошкин дом», М. Приш вин. «Ребята и утята», Е. Чарушин. «Страшный рассказ», Б. Житков. «Храбрый утенок».
Из детских журналов (9ч)
Д. Хармс. «Игра», «Вы знаете?..»; 2. Д. Хармс, С. Мар шак. «Веселые чижи»; 3. Д. Хармс. «Что это было?»; 4. Н. Гернет, Д. Хармс. «Очень-очень вкусный пирог»; 5. Ю. Влади миров. «Чудаки»; 6. А. Введенский. «Ученый Петя».
Люблю природу русскую. Зима (9ч)
И. Бунин. «Зимним холодом…», К. Бальмонт. «Светло-пушистая…», Я. Аким. «Утром кот…», Ф. Тютчев. «Чародей кою Зимою…», С. Есенин. «Поет зима – аукает…», «Береза».
Писатели – детям (17ч)
Произведения о детях, о природе, написанные К. И. Чу ковским («Путаница», «Радость»), С. Я. Маршаком («Кот и лодыри»), С. В. Михалковым («Мой секрет», «Сила воли». «Мой щенок»), А. Л. Барто («Веревочка», «Мы не заметили жука…», «В школу», «Вовка – добрая душа»), Н. Н. Носовым («Затейники», «Живая шляпа»).
Я и мои друзья (10ч)
В. Берестов. «За игрой», Э. Мошковская. «Я ушел в свою обиду…», В. Берестов. «Гляжу с высоты…», В. Лунин. «Я и Вовка», Н. Булгаков. «Анна, не грусти!», Ю. Ермолаев. «Два пирожных», В. Осеева. «Хорошее».
Люблю природу русскую. Весна (9ч)
И в шутку и всерьез (14ч)
Б. Заходер. «Товарищам детям», «Что красивей все го?», «Песенки Винни Пуха»; Э. Успенский. «Чебурашка», «Если был бы я девчонкой…», «Над нашей квартирой», «Память»; В. Берестов. «Знакомый», «Путешественники», «Кисточка»; И. Токмакова. «Плим», «В чудной стране»; Г. Остер. «Будем знакомы».
Литература зарубежных стран (14ч)
Детский фольклор стран Западной Европы и Америки, произведения зарубежных классиков («Бульдог по кличке Дог», «Перчатки», «Храбрецы», «Сюзон и мотылек», «Знают мамы, знают дети»). Сказки Ш. Перро («Кот в сапогах», «Красная Шапочка»), Г. X. Андерсена («Принцесса на горо шине»), А.Дюма «Робин Гуд»
Уровни овладения системой опорных знаний и умений
по предмету «Литературное чтение»
Уровень |
Комментарий |
Материал не усвоен |
Учащийся не владеет терминологией, не может назвать изученных авторов, произведения, владение навыком чтения не соответствует нормам данной ступени обучения (не понимает прочитанное, не может ответить на вопросы по содержанию и т. д.) |
Минимальный уровень |
Выполнение читательского задания с серьезными недочетами, неточный пересказ содержания прочитанного,ответ на вопросы по содержанию при помощи учителя, неточное знание авторов и произведений по программе. |
Выполнение читательского задания самостоятельно и без серьезных ошибок, пересказ содержания близко к тексту, ответы на вопросы по содержанию без серьезной помощи учителя,знание авторов и произведений с серьезными ошибками. |
|
Программный уровень (Решение нестандартной задачи, которая требует применения новых знаний в непривычных условиях) |
Выполнение нестандартного задания с привлечением посторонней помощи или незначительными ошибками (недочетами) ,не влияющими на результат |
Выполнение нестандартного задания без ошибок, аккуратно и самостоятельно |
|
Высокий уровень (решение нестандартной задачи с привлечением не входящих в программу данного класса ) |
Выполнение задания в нестандартной форме (с выходом за пределы программы самостоятельно и без ошибок |
Текущий контроль проводится в форме устного опроса, выразительного чтения, пересказа (подробного, выборочного, краткого), чтения наизусть, а также в письменном виде, например, выполнение заданий в рабочей тетради, краткие письменные ответы на вопросы по содержанию текста, описанию героев и т.д.
Контрольное чтение проводится раз в четверть для установления уровня развития читательских умений ( скорости, выразительности, понимания прочитанного), навыков работы с текстом.
Примерные критерии оценивания устного ответа
1. Выразительное чтение.
2. Объяснение новых слов.
3. Связный, выразительный пересказ/чтение наизусть.
4. Ответы на вопросы по содержанию.
5. Ответы на вопросы на понимание смысла.
Примерные критерии оценки выступления на заданную тему
(доклад, сообщение, защита мини-проекта)
1. Отбор, систематизация материала в соответствии с темой.
2. Разнообразие источников информации.
3. Выразительный устный рассказ.
4. Краткость изложения в соответствии с ограничением времени.
5. Грамотные ответы на вопросы учителя и одноклассников по своему материалу.
ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
1 |
Л.Ф. Климанова, В. Г. Горецский, М.В. Голованова, Л.А. Виноградская, М.В. Бойкина. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2х частях. – М.: Просвещение. |
2 |
М.В. Бойкина, Л.А. Виноградская. Литературное чтение. Рабочая тетрадь. 2 класс. – М.: Просвещение. |
3 |
С.В. Кутявина. Поурочные разработки по русскому языку к УМК Л.Ф. Климановой и др. «Школа России». – М.: «ВАКО». |
Календарно-тематическое планирование (136 ч)
№ п/п |
Дата |
Тема урока |
Планируемые результаты |
|
||
Предметные |
Метапредметные |
Личностные |
|
|||
Вводный урок по курсу литературного чтения (1ч) |
||||||
1 |
|
Знакомство с учебником. Система условных обозначений. Содержание учебника. Словарь. |
Овладение понятиями «писатель», «автор», «произведение». Умение работать с художественными текстами, доступными для восприятия, читать целыми словами, понимать прочитанное, вслушиваться, улавливать ритмичность художественного произведения |
формировать и удерживать учебную задачу, применять установленные правила. осуществлять поиск и выделение информации. оформлять свои мысли в устной и письменной форме, слушать и понимать речь других
|
Внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе, навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций |
|
Самое великое чудо на свете (4ч) |
|
|||||
2 |
|
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Выставка книг по теме. |
овладение понятием «действующие лица», различать разные по жанру произведения. умения делить текст на части, составлять картинный план, правильно и осознанно читать текст, отвечать на вопросы по содержанию художественного произведения |
выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме, в том числе творческого характера. проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач, задавать вопросы, строить понятные для партнера высказывания |
Мотивация учебной деятельности (социальная, учебно-познавательная и внешняя), принятие образа «хорошего ученика» |
|
3 |
|
Проект «О чем может рассказать школьная библиотека» |
|
|||
4 |
|
Старинные и современные книги. Сравнение книг. Сообщение «Старинные книги Древней Руси». |
|
|||
5 |
|
Напутствие читателю Р.Сефа. напутствия. Выразительное чтение напутствия. Пересказ содержания научно-познавательных текстов. |
|
|||
Устное народное творчество (15ч) |
|
|||||
6 |
|
Знакомство с названием раздела. Малые и большие жанры устного народного творчества. |
Овладение чтением произведений, вникать в смысл прочитанного. Умения анализировать и сравнивать произведения одного раздела, выделять в них общее и различное, развивать навыки правильного осознанного чтения текста Учащиеся должны научиться понимать образ деревьев в народных песнях Учащиеся научатся различать виды устного народного творчества; находить различия в потешках и прибаутках, сходных по теме. Научатся различать малые жанры устного народного творчества; находить созвучные окончания в тексте. Научатся различать малые жанры устного народного творчества; находить созвучные окончания в тексте; соотносить загадки и отгадки; распределять загадки и пословицы по тематическим группам. Научатся различать малые жанры устного народного творчества; находить созвучные окончания в тексте; соотносить загадки и отгадки; распределять загадки и пословицы по тематическим группам. Учащиеся научатся характеризовать героев сказки; соотносить пословицу и сказочный текст; определять последовательность событий, составлять план. Научатся приводить примеры художественных произведений разной тематики. |
выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. рефлексия способов и условий действий; смысловое чтение; выбирать вид чтения в зависимости от цели. проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач, координировать и принимать различные позиции во взаимодействии -принимать и сохранять учебную задачу; -учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале; -учиться основам смыслового чтения поэтического текста, выделять существенную информацию; - строить понятные для партнёра высказывания; -осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; -учитывать разные мнения -формулировать собственное мнение и позицию -устанавливать причинно-следственные связи, строить речевое высказывание в устной и письменной форме; -формулировать собственное мнение и позицию. -учиться основам смыслового чтения текстов, выделять существенную информацию их текстов разных видов; -обобщать, т.е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи; -контролировать свои действия и действия партнёра.
|
Устойчивое следование в поведении социальным нормам, самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности, принятие образа «хорошего ученика» Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи. Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. Развитие этических чувств как регуляторов морального поведения. Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи. Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. |
|
7 |
|
Русские народные песни. Образ деревьев в русских народных песнях. Рифма. Выразительное чтение русских песен. |
|
|||
8 |
|
Потешки и прибаутки – малые жанры УНТ. Отличия прибаутки от потешки. Слово как средство создания образа. |
|
|||
9 |
|
Считалки и небылицы – малые жанры УНТ. Ритм – основа считалки. Сравнение считалки и небылицы. |
|
|||
10 |
|
Загадки – малые жанры УНТ. Распределение загадок по тематическим группам. |
|
|||
11 |
|
Пословицы и поговорки. Пословицы русского народа. В.Даль – собиратель пословиц русского народа. Сочинение по пословице. |
|
|||
12 |
|
Русские народные сказки. Ю.Мориц «Сказка по лесу идет». |
|
|||
13 |
|
РНС «Петушок и бобовое зернышко». Использование приема звукописи при создании кумулятивной сказки. |
|
|||
14 |
|
РНС «У страха глаза велики». Использование приема звукописи при создании кумулятивной сказки. |
|
|||
15 |
|
РНС «Лиса и тетерев». Творческий пересказ от лица героя сказки. |
|
|||
16 |
|
РНС «Лиса и журавль». Соотнесение смысла пословицы со сказкой. |
|
|||
17 |
|
РНС «Каша из топора». Герои сказки. Характеристика героев, на основе представленных качеств характера. |
|
|||
18 |
|
РНС «Гуси-лебеди». Соотнесение смысла пословицы со сказкой. |
|
|||
19 |
|
РНС «Гуси-лебеди». Рассказывание сказки по составленному плану. |
|
|||
20 |
|
А. Шибаев «Вспомни сказку». Рассказывание сказок по рисункам. Проверим себя и оценим свои достижения по разделу УНТ. |
|
|||
Люблю природу русскую. Осень. (8ч) |
|
|||||
21 |
|
Картины осенней природы. Осенние загадки. Образ осени в загадках. Соотнесение загадки и отгадки. |
Научатся прогнозировать содержание раздела; видеть образ осени в загадках, соотносить загадки и отгадки. Учащиеся научатся читать стихотворение, передавая с помощью интонации настроение поэта; различать стихотворный и прозаический тексты; наблюдать за жизнью слов в художественном тексте, объяснять интересные выражения в лирическом тексте. Научатся описывать поэтический образ осени в стихах, анализировать поэтическое изображение осени в стихах. Научатся описывать поэтический образ осени в стихах, анализировать поэтическое изображение осени в стихах; читать стихи наизусть. Учащиеся научатся читать стихотворение, передавая с помощью интонации настроение поэта; различать стихотворный и прозаический тексты; наблюдать за жизнью слов в художественном тексте, объяснять интересные выражения в лирическом тексте; |
-принимать и сохранять учебную задачу; -учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале; -осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; -учитывать разные мнения; строить понятные для партнёра высказывания -учиться основам смыслового чтения поэтического текста, выделять существенную информацию; -декламировать произведения; -задавать вопросы; учитывать разные мнения. -строить понятные для партнёра высказывания; контролировать действия партнёра. -устанавливать аналогии, формулировать собственное мнение и позицию, выделять существенную информацию;
|
Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи. ; формирование чувства прекрасного. ; ориентация на понимание причин успеха. Ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности. Широкая мотивационная основа учебной деятельности. Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. |
|
22 |
|
Лирические стихотворения Ф.Тютчева и К.Бальмонта. Интонация. Осенние картины природы. |
|
|||
23 |
|
Лирические стихотворения А.Плещеева и А.Фета. Средства художественной выразительности. Сравнение. Выразительное чтение стихотворений. |
|
|||
24 |
|
Лирические стихотворе ния А.Толстого и С.Есенина. Прием звукописи как средство выразительности. Выразительное чтение стихотворений. |
|
|||
25 |
|
Лирические стихотворения В.Брюсова и И.Токмаковой. Прием звукописи как средство выразительности. |
|
|||
26 |
|
В.Берестов «Хитрые грибы». «Грибы». Сравнение художественного и научно-популярного текстов. |
|
|||
27 |
|
М.Пришвин «Осеннее утро». Сравнение лирического поэтического и прозаического текстов. |
|
|||
28 |
|
Проверим себя и оценим свои достижения. |
|
|||
Русские писатели (14ч) |
|
|||||
29 |
|
Знакомство с названием раздела. А.С. Пушкин – великий русский писатель, его биография. |
Научатся наблюдать за рифмой и ритмом стихотворного текста; находить средства художественной выразительности; объяснять выражения в лирическом тексте; иллюстрировать стихотворение. Научатся прогнозировать содержание сказки; называть волшебные события и предметы в сказках; участвовать в обсуждении. Научатся отличать басню от стихотворения, сравнивать басню и сказку, видеть структуру басни; понимать нравственный смысл басен, характер героев. Научатся воспринимать на слух художественные произведения; соотносить смысл пословицы и прозаического произведения; пересказывать текст подробно, выборочно; характеризовать героев рассказа на основе анализа их поступков, авторского отношения к ним. |
-Принимать и сохранять учебную задачу; адекватно воспринимать оценку учителя; -учиться основам смыслового чтения поэтического текста, выделять существенную информацию; осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; -строить понятные для партнёра высказывания. -формулировать собственное мнение и позицию.
|
Ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности; способность к самооценке. Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу. Ориентация в нравственном содержании поступков |
|
30 |
|
А.С. Пушкин. Вступление к поэме «Руслан и Людмила». Сказочные чудеса. |
|
|||
31 |
|
Лирические стихотворения А.С. Пушкина «Вот север, тучи…», «Зима..». Средства художественной выразительности. Эпитет. Сравнение. Олицетворение. Настроение стихотворений. |
|
|||
32 |
|
А.С. Пушкин. «Сказка о рыбаке и рыбке». Знакомство с произведением. |
|
|||
33 |
|
А.С. Пушкин. «Сказка о рыбаке и рыбке». Картина моря в сказке. Сравнение литературной и народной сказок. |
|
|||
34 |
|
А.С. Пушкин. «Сказка о рыбаке и рыбке». Характеристика героев произведения. |
|
|||
35 |
|
И.А.Крылов «Лебедь, рак и щука». Нравственный смысл басен. Сравнение басни и сказки. Структура басни, модель басни. |
|
|||
36 |
|
И.А.Крылов «Стрекоза и муравей». Характеристика героев басни. Соотнесение смысла басни с пословицей. |
|
|||
37 |
|
Л.Н.Толстой «Старый дед и внучек». Нравственный смысл басни. Соотнесение пословицы со смыслом басни. |
|
|||
38 |
|
Л.Н.Толстой «Филипок». Герои произведения. Характеристика героев произведения. |
|
|||
39 |
|
Л.Н.Толстой «Филипок». Подробный пересказ. «Правда всего дороже» |
|
|||
40 |
|
Л.Н.Толстой «Котенок». Составление плана текста. Подробный пересказ. |
|
|||
41 |
|
Разноцветные страницы. И.Токмакова «Десять птичек- стайка». |
|
|||
42 |
|
Проверим себя и оценим свои достижения. |
|
|||
О братьях наших меньших (12ч) |
|
|||||
43 |
|
Научно-популярный текст Н.Сладкова «Они и мы». Веселые стихи о животных. А.Шибаев «Кто кем становится?». Заголовок стихотворения. |
Научатся прогнозировать содержание раздела, выбирать виды деятельности на уроке, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя. Научатся находить авторские сравнения и подбирать свои; определять главных героев произведения; участвовать в обсуждении. Научатся находить авторские сравнения и подбирать свои; определять главных героев произведения; участвовать в обсуждении; получат возможность научиться сочинять сказку. Научатся сравнивать художественные и научно-познавательные тексты, сказки и рассказы о животных; пересказывать текст. Научатся определять героев и характеризовать их; воспринимать на слух прочитанное; участвовать в обсуждении. Научатся видеть красоту природы, изображённую в художественном произведении, составлять план и пересказывать; участвовать в обсуждении. Научатся оценивать свой ответ, планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок. |
-принимать и сохранять учебную задачу; самостоятельно организовывать рабочее место; -устанавливать аналогии, формулировать собственное мнение и позицию, выделять существенную информацию; -участвовать в диалоге: слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения. -устанавливать причинно-следственные связи; строить логическую цепочку рассуждений, доказательств; воспринимать на слух художественные произведения разных жанров;
-оформлять свои мысли в устной и письменной речи; строить понятные для партнёра высказывания. -обобщать, т.е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи; -контролировать свои действия и действия партнёра.
|
Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи. Освоение личностного смысла учения; ориентация в нравственном содержании. Оценка жизненных ситуаций и поступков героев произведения с точки зрения общечеловеческих норм. оценка поступков героев с точки зрения общечеловеческих норм; способность к самооценке. |
|
44 |
|
Веселые стихи о животных. Б.Заходер «Плачет киска..». Настроение стихотворения. И.Пивоварова «Жила-была собака». Приемы сказочного текста в стихотворении. |
|
|||
45 |
|
В.Берестов «Кошкин щенок». Заголовок стихотворения. Характер героев. Рифма. |
|
|||
46 |
|
М.Пришвин «Ребята и утята». Знакомство с произведением. Герои рассказа, их характеристика. |
|
|||
47 |
|
М.Пришвин «Ребята и утята». Нравственный смысл поступков. Подробный пересказ на основе плана. |
|
|||
48 |
|
Е.Чарушин «Страшный рассказ». Определение жанра произведения. Составление плана по опорным словам. Пересказ по плану. |
|
|||
49 |
|
Б.Житков «Храбрый утенок». Характеристика героя. Творческий пересказ от лица главного героя. |
|
|||
50 |
|
В.Бианки «Музыкант». Работа с заголовком произведения. Пересказ по вопросам. |
|
|||
51 |
|
В.Бианки «Сова». Знакомство с произведением, его анализ. Определение жанра произведения. |
|
|||
52 |
|
В.Бианки «Сова». Чтение по ролям. |
|
|||
53 |
|
Разноцветные страницы. С.Брезкун. Составление рассказа по рисункам. |
|
|||
54 |
|
Проверим себя и оценим свои достижения. |
|
|||
Из детских журналов (9ч) |
|
|||||
55 |
|
Вопросы из детских журналов. Придумывание своих вопросов, сравнение их с вопросами из детских журналов. |
Научатся подбирать заголовок в соответствии с содержанием, планировать работу на уроке. Научатся иллюстрировать журнал, писать свои рассказы и стихи для журнала. Научатся планировать работу на уроке, придумывать свои вопросы по содержанию, сравнивать с необычными вопросами из детских журналов. |
-принимать и сохранять учебную задачу; определять цель учебной деятельности; -учиться основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов; -участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения. -учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале; адекватно воспринимать оценку учителя; -учиться основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов; -допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной.
|
Широкая мотивационная основа учебной деятельности; способность к самооценке. Ориентация на понимание причин успеха; способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; способность к самооценке. |
|
56 |
|
Д.Хармс «Игра». Ритм стихотворного текста. Выразительное чтение на основе ритма. |
|
|||
57 |
|
Д.Хармс «Вы знаете». Заголовок. Подбор заголовка в соответствии с содержанием, главной мыслью. |
|
|||
58 |
|
Д.Хармс, С.Маршак «Веселые чижи». Знакомство с произведением, его анализ. Выразительное чтение стихотворения. |
|
|||
59 |
|
Д.Хармс «Что это было?», Н.Гернет, Д.Хармс «Очень-очень вкусный пирог». Заголовок. Соотнесение названия с содержанием и главной мыслью. |
|
|||
60 |
|
Ю.Владимиров «Чудаки», А.Введенский «Ученый Петя». Заголовок. Соотнесение названия с содержанием и главной мыслью. |
|
|||
61 |
|
Проект «Мой любимый детский журнал». |
|
|||
62 |
|
А.Введенский «Лошадка». Составление вопросов к произведению. |
|
|||
63 |
|
Разноцветные страницы. Проверим себя и оценим свои достижения. |
|
|||
Люблю природу русскую. Зима. (9ч) |
|
|||||
64 |
|
Зимние загадки. Соотнесение загадки и отгадки. |
Научатся оценивать свой ответ, планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок. Научатся прогнозировать содержание раздела; воспринимать на слух прочитанное; участвовать в обсуждении. Научатся понимать особенности сказочного текста; характеризовать и сравнивать героев, использовать слова-антонимы для их характеристики. Научатся читать стихотворение, передавая с помощью интонации настроение поэта; объяснять интересные выражения в лирическом тексте. Научатся наблюдать за рифмой и ритмом стихотворного текста; находить средства художественной выразительности; иллюстрировать стихотворение. Научатся читать стихотворение, передавая с помощью интонации настроение поэта; объяснять интересные выражения в лирическом тексте. |
-принимать и сохранять учебную задачу; определять план выполнения заданий; -обобщать, т.е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи; -контролировать свои действия и действия партнёра.
-актуализировать свои знания для проведения простейших доказательств; осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественны признаков; -формулировать собственное мнение и позицию; строить понятные для партнёра высказывания. -устанавливать причинно-следственные связи; строить логическую цепочку рассуждений; -допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной
|
Ориентация на понимание причин успеха; способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; формирование чувства прекрасного. |
|
65 |
|
И.Бунин «Зимним холодом», К.Бальмонт «Снежинка». Настроение стихотворения. Слова, которые помогают представить зимние картины. |
|
|||
66 |
|
Я.Аким «Утром кот принес на лапках». Авторское отношение к зиме. Заучивание наизусть. |
|
|||
67 |
|
Ф.Тютчев «Чародейкою зимою..», С.Есенин «Поет зима…». Слова, которые помогают представить зимние картины. Средства художественной выразительности. Олицетворение. |
|
|||
68 |
|
С.Есенин «Береза». Авторское отношение к зиме. Слова, которые помогают представить зимние картины. |
|
|||
69 |
|
РНС «Два мороза». Соотнесение пословицы с главной мыслью произведения. Герои произведения, их характеристика. |
|
|||
70 |
|
С.Михалков «Новогодняя быль». Особен-ности данного жанра. Чтение по ролям. |
|
|||
71 |
|
Веселые стихи о зиме. А.Барто «Дело было в январе», С.Дрожжин «Улицей гуляет». |
|
|||
72 |
|
Разноцветные страницы. Проверим себя и оценим свои достижения. |
|
|||
Писатели детям (17ч) |
|
|||||
73 |
|
К.И.Чуковский «Путаница». Рифма. Прием звукописи как средство создания образа. |
Научатся прогнозировать содержание раздела; воспринимать на слух художественный текст, передавать настроение стихотворений при помощи интонации. Научатся определять смысл произведения; обсуждать заголовок; давать характеристику герою по его поступкам. Научатся определять смысл произведения; рассказывать о героях, отражая собственное отношение; давать характеристику герою по его поступкам; делить текст на части. Научатся определять смысл произведения; обсуждать заголовок; чувствовать ритм стихотворения. Научатся анализировать заголовки стихотворений, подбирать свои заголовки. Научатся определять идею произведения, отношение автора и собственное отношение к литературному персонажу, составлять картинный план. Научатся определять идею произведения, отношение автора и собственное отношение к литературному персонажу, составлять картинный план. Научатся определять идею произведения, отношение автора и собственное отношение к литературному персонажу, составлять картинный план. Научатся обобщать прочитанные произведения по заданным параметрам; правильно называть книги(автор, название); ориентироваться в книге по обложке и содержанию. |
-самостоятельно организовывать рабочее место; определять цель учебной деятельности с помощью учителя; -осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий; -участвовать в диалоге; формулировать собственное мнение. -учиться основам смыслового чтения художественных и юмористических текстов; выделять существенную информацию из текстов разных видов; -формулировать собственное мнение и позицию; участвовать в диалоге; контролировать действия партнёра.
-определять цель учебной деятельности; учитывать правило в планировании работы; -определять эмоциональный характер текста; высказывать суждения о нравственных качествах;
-определять цель учебной деятельности; учитывать правило в планировании работы; -давать анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; -допускать возможность существования у людей различных точек зрения. -давать анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
-обобщать, т.е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи; -контролировать свои действия и действия партнёра.
|
Ценить и принимать базовые ценности: «добро», «терпение» Освоение личностного смысла учения, желания учиться; способность к самооценке. ориентация в нравственном содержании и смысле поступков героев |
|
74 |
|
К.И.Чуковский «Радость». Рифма. Настроение стихотворения. |
|
|||
75 |
|
К.И.Чуковский «Федорино горе». Авторское отношение к изображаемому. |
|
|||
76 |
|
К.И.Чуковский «Федорино горе». Чтение по ролям. |
|
|||
77 |
|
С.Я.Маршак «Кот и лодыри». Герои произведения. Соотнесение смысла пословицы с содержанием стихотворения. |
|
|||
78 |
|
С.В.Михалков «Мой секрет». Смысл произведения, характеристика героя по его поступкам. |
|
|||
79 |
|
С.В.Михалков «Сила воли». Соотнесение названия произведения с содержанием. Выражение своего отношения к герою. |
|
|||
80 |
|
С.В.Михалков «Мой щенок». Деление текста на части. |
|
|||
81 |
|
А.Л.Барто «Веревочка», «Мы не заметили жука». Настроение стихотворений. Звукопись как средство создания образа. Выразительное чтение стихотворения. |
|
|||
82 |
|
А.Л.Барто «В школу», «Вовка – добрая душа». Настроение стихотворений. Звукопись как средство создания образа. Выразительное чтение стихотворения. |
|
|||
83 |
|
Н.Носов «Затейники». Герои юмористического рассказа, авторское отношение к ним. Подробный пересказ по плану. |
|
|||
84 |
|
Н.Носов «Живая шляпа». Знакомство с произведением, его анализ. |
|
|||
85 |
|
Н.Носов «Живая шляпа». Подробный пересказ на основе самостоятельно составленного плана. |
|
|||
86 |
|
Н.Носов «На горке». Знакомство с произведением, его анализ. |
|
|||
87 |
|
Н.Носов «На горке». Подробный пересказ на основе картинного плана. |
|
|||
88 |
|
Разноцветные страницы. Заучивание скороговорок наизусть. |
|
|||
89 |
|
Проверим себя и оценим свои достижения. |
|
|||
Я и мои друзья (10ч) |
|
|||||
90 |
|
Стихи о дружбе и друзьях В.Берестова, Э. Мошковской. Соотнесение пословиц и смысла стихотворений. |
Научатся выбирать книги по заданной учителем теме; прогнозировать содержание раздела. Научатся давать характеристику персонажу; составлять небольшой рассказ о персонаже; выявлять подтекст читаемого произведения. Научатся анализировать заголовок произведения; определять идею произведения; иллюстрировать текст. Научатся определять идею произведения; прогнозировать жанр произведения; правильно называть элементы книги и их назначение. Научатся оценивать события, героев произведения, анализировать взаимоотношения героев произведения. Научатся обобщать прочитанные произведения по заданным параметрам; правильно называть книги(автор, название); ориентироваться в книге по обложке и содержанию. |
-планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; -осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; сравнивать произведения схожей тематики; -участвовать в диалоге: слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения. -формулировать собственное мнение и позицию; учитывать разные мнения. -подробно пересказывать прочитанное, составлять план; наблюдать и делать выводы; -планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; - -обобщать, т.е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи; -контролировать свои действия и действия партнёра.
|
Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; Ориентация на понимание причин успеха; ориентация в нравственном содержании и смысле поступков. Способность к самооценке; ориентация в нравственном содержании и смысле поступков. |
|
91 |
|
В.Лунин «Я и Вовка». Нравственно-этические представления. |
|
|||
92 |
|
Н.Булгаков «Анна, не грусти!». Смысл названия рассказа, соотнесение его с пословицами. Творческий пересказ от лица героя. |
|
|||
93 |
|
Ю.Ермолаев «Два пирожных». Определение нравственный смысл рассказа. |
|
|||
94 |
|
В.Осеева «Волшебное слово». Составление плана. Творческий пересказ от лица героя. |
|
|||
95 |
|
В.Осеева «Хорошее». Чтение по ролям. Составление устного рассказа о дружбе. |
|
|||
96 |
|
В.Осеева «Почему». Соотнесение названия рассказа с главной мыслью. |
|
|||
97 |
|
В.Осеева «Почему». Составление устного рассказа о взаимовыручке. |
|
|||
98 |
|
Разноцветные страницы. Е.Благинина «Простокваша». Выразительное чтение. |
|
|||
99 |
|
Проверим себя и оценим свои достижения. |
|
|||
Люблю природу русскую. Весна. (9ч) |
|
|||||
100 |
|
Весенние загадки. Сочинение весенних загадок. Подготовка к проекту Газета «День Победы – 9 мая». |
Научатся отгадывать загадки, моделировать свои загадки, составлять мини-рассказ о весне. Научатся определять тему и главную мысль произведения; озаглавливать тексты; ставить вопросы к прочитанному; выделять главное и второстепенное. Научатся осознанно читать художественное произведение; оценивать события; прогнозировать содержание по заголовку; анализировать стихотворный текст. Научатся определять тему и главную мысль стихотворений; анализировать заголовки; находить в тексте логически законченные части. Научатся находить авторские сравнения и подбирать свои; выделять в тексте главное и второстепенное. Научатся пересказывать текст, читать по ролям; делить текст на смысловые части; выделять в тексте главное и второстепенное. Научатся прогнозировать содержание по заголовку; анализировать стихотворный текст; оценивать события. |
-планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; -строить рассуждения в форме простых суждений; осуществлять поиск необходимой информации; -допускать возможность существования у людей различных точек зрения. -строить понятные для партнёра высказывания; контролировать действия партнёра. -планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; -участвовать в диалоге: слушать и понимать других. -планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; -учиться основам смыслового чтения; выделять существенную информацию из текстов; -участвовать в диалоге: слушать и понимать других. -строить рассуждения в форме связи простых суждений; обобщать, т.е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи; -контролировать свои действия и действия партнёра.
|
Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; способность к самооценке на уровне критерия успешности. Ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности; формирование чувства прекрасного. Развитие этических чувств; способность к самооценке; ориентация в нравственном содержании. |
|
101 |
|
Ф.Тютчев «Зима недаром злится», «Весенние воды». Прием контраста в создании картин зимы и весны. |
|
|||
102 |
|
А.Плещеев «Весна», «Сельская песенка». Настроение стихотворений. |
|
|||
103 |
|
А.Блок «На лугу», С.Маршак «Снег теперь уже не тот». Слово как средство создания весенней картины. Звукопись. |
|
|||
104 |
|
Женский день. И.Бунин «Матери», А.Плещеев «В бурю». Настроение стихотворения. Составление вопросов к произведениям. |
|
|||
105 |
|
Е.Благининой «Посидим в тишине», Э.Мошковской «Я маму мою обидел». Анализ героев, их поступков и переживаний. |
|
|||
106 |
|
Лирическое стихотворение С.Васильева «Белая береза». Определение главной мысли стихотворения. |
|
|||
107 |
|
Проект Газета «День Победы – 9 мая» |
|
|||
108 |
|
Разноцветные страницы. Сравнение стихотворений о весне разных поэтов. Проверим себя и оценим свои достижения. |
|
|||
И в шутку и всерьез. (14ч) |
|
|||||
109 |
|
Веселые стихи. Б.Заходер «Товарищам детям». Авторское отношение к читателю. |
Научатся определять темы произведений; находить в тексте логически законченные части произведения. Научатся осознанно читать художественный текст; оценивать события, героев произведения; анализировать стихотворный текст. Научатся определять тему и главную мысль произведения; выделять в тексте главное и второстепенное; ставить вопросы к прочитанному. Научатся давать характеристику необычным персонажам; читать осознанно текст художественных произведений; определять тему и главную мысль произведения; оценивать события, героев произведения. Научатся определять идею произведения; анализировать заголовок произведения; выделять в тексте главное и второстепенное. Научатся понимать настроение лирического героя; определять тему и главную мысль произведения; читать осознанно, выразительно. Научатся понимать настроение лирического героя; определять тему и главную мысль произведения; читать осознанно, выразительно. Научатся читать орфоэпически, по ролям; определять тему, характер и главную мысль произведения; пересказывать текст. Научатся понимать содержание текста и подтекста несложных по художественному и смысловому уровню произведений; определять слово по элементам входящих в него букв; давать персонажам достаточную характеристику. |
-планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; оценивать правильность выполнения действий; -строить рассуждения в форме связи простых суждений; -строить понятные для партнёра высказывания; участвовать в диалоге. -формулировать собственное мнение и позицию; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. -осуществлять анализ с выделением существенных и несущественных признаков; -договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. - -определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно; оценивать правильность выполнения действий; -строить рассуждения в форме связи простых суждений; обобщать, т.е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи; -контролировать свои действия и действия партнёра.
|
Ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности; учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу. ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей. Освоение личностного смысла учения, желания учиться; знание основных моральных норм. |
|
110 |
|
Б.Заходер «Что красивей всего?». Анализ заголовка. Инсценирование стихотворения.
|
|
|||
111 |
|
Б.Заходер «Песенки Винни-Пуха». Ритм стихотворения. Чтение стихотворения на основе ритма. |
|
|||
112 |
|
Э.Успенский «Чебурашка». Герой юмористического рассказа, отношение к нему. |
|
|||
113 |
|
Э.Успенский «Чебурашка». Составление плана по вопросам. Пересказ текста. |
|
|||
114 |
|
Э.Успенский «Если был бы я девчонкой…». Особое отношение к герою юмористического стихотворения. |
|
|||
115 |
|
Э.Успенский «Над нашей квартирой», «Память». Ритм. Чтение стихотворения на основе ритма. Заучивание наизусть. |
|
|||
116 |
|
В.Берестов «Знакомый», «Путешественники». Определение жанра произведений. Отношение автора к героям юмористических стихотворений. |
|
|||
117 |
|
В.Берестов «Кисточка», И.Токмакова «Плим», «В чудной стране». Чтение стихотворения на основе ритма. |
|
|||
118 |
|
Г.Остер «Будем знакомы». Определение жанра произведения. Характеристика героев. |
|
|||
119 |
|
Г.Остер «Будем знакомы». Инсценирование произведения. |
|
|||
120 |
|
В.Драгунский «Тайное становится явным». Знакомство с произведение. Оценка поступка героя. |
|
|||
121 |
|
В.Драгунский «Тайное становится явным». Восстановление последовательности текста по вопросам. |
|
|||
122 |
|
Разноцветные страницы. Проверим себя и оценим свои достижения.
|
|
|||
Литература зарубежных стран (12ч + 2ч. из резерва) |
|
|||||
123 |
|
Американская народная песенка «Бульдог по кличке Дог». Сравнение русских и зарубежных народных песенок. Подготовка к проекту «Мой любимый писатель-сказочник» |
Научатся понимать содержание текста и подтекста несложных по художественному и смысловому уровню произведений; Научатся анализировать заголовок произведения; определять тему и главную мысль. Научатся анализировать заголовок произведения; определять тему и главную мысль; определять мотивы поведения героев путём выбора правильного ответа из ряда предложенных. Научатся прогнозировать содержание произведения; выбирать книгу для самостоятельного чтения; сравнивать героев зарубежных сказок с героями русских сказок. Научатся объяснять значение незнакомых слов; пересказывать сказку по составленному плану; придумывать окончание сказки. Научатся делить текст на смысловые части, составлять его простой план; оценивать события, героев произведения. Научатся понимать содержание текста и подтекста несложных по художественному и смысловому уровню произведений; давать персонажам достаточную характеристику. Научатся сравнивать персонажей разных произведений; ориентироваться в тексте изученных произведений; Научатся выступать с сообщениями перед знакомой аудиторией Научатся планировать свои действия, контролировать себя Научатся ориентироваться в многообразии художественных произведений |
-планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; -осуществлять поиск необходимой информации; строить рассуждения в форме простых суждений; -формулировать собственное мнение и позицию; участвовать в диалоге. -адекватно воспринимать оценку учителя; оценивать правильность выполнения действия; -осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; -допускать возможность существования у людей различных точек зрения. -формулировать собственное мнение и позицию; участвовать в диалоге. -контролировать свои действия и действия партнёра. -контролировать свои действия; формулировать собственное мнение и позицию. |
Осознание значимости чтения для своего дальнейшего развития; Восприятие литературного произведения как особого вида искусства; - эмоциональная отзывчивость на прочитанное; Восприятие литературного произведения как особого вида искусства;
|
|
124 |
|
Английский народные песенки «Перчатки», «Храбрецы». Сравнение русских и зарубежных народных песенок. |
|
|||
125 |
|
Французская и немецкая народные песенки «Сюзон и мотылек», «Знают мамы, знают дети». Подбор пословиц к зарубежным песенкам. |
|
|||
126 |
|
Шарь Перро «Кот в сапогах». Соотнесение иллюстраций с содержанием сказки. |
|
|||
127 |
|
Шарь Перро «Кот в сапогах». Характеристика главных героев, сравнение их с героями русских сказок. |
|
|||
128 |
|
Шарль Перро «Красная шапочка». Отзыв на сказку. Соотнесение сказки с пьесой Е.Шварца «Красная шапочка». |
|
|||
129 |
|
Шарль Перро «Красная шапочка». Творческий пересказ: дополнение содержания сказки. |
|
|||
130 |
|
Ганс Христиан Андерсен «Принцесса на горошине». Герои зарубежных сказок. |
|
|||
131 |
|
Эни Хогарт «Мафин и паук». Знакомство с произведением. |
|
|||
132 |
|
Эни Хогарт «Мафин и паук». Герои сказки. Соотнесение смысла сказки с русской пословицей. |
|
|||
133 |
|
Эни Хогарт «Мафин и паук». Составление плана сказки для подробного пересказа. |
|
|||
134 |
|
Разноцветные страницы. Проверим себя и оценим свои достижения |
|
|||
135 |
|
Защита проекта «Мой Любимый писатель-сказочник» |
|
|||
136 |
|
Урок-викторина «Книжкины друзья». О чем мы будем читать летом. Урок-рекомендация. |
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.