Пояснительная записка
Рабочая программа предмета «Литературное чтение» для 2 класса разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, требованиями основной образовательной программы МБОУ «Мужевская СОШ им. Н.В.Архангельского», концепции духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина России, а также планируемыми результатами начального общего образования, с учетом возможностей учебно-методической системы «Школа России» и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту:
1. Климанова Л.Ф. «Литературное чтение», учебник для 2 класса в двух частях, издательство Москва «Просвещение», 2014 г
2. Байкова М.И. «Поурочные разработки по чтению», издательство Москва «ВАКО», 2012 г.
3. МРЗ Аудиоприложение к учебнику Климановой Л.Ф., «Литературное чтение. 2 класс». М.: Просвещение , 2014
Литературное чтение – один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и воспитанию ребенка. Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы.
Курс литературного чтения для 1 – 4 классов является первой ступенью единого непрерывного курса литературы средней общеобразовательной школы.
Изучение литературного чтения в образовательных учреждениях с русским языком обучения направлено на достижение следующих целей:
• развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; совершенствование всех видов речевой деятельности, умения вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать;
• овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым умением в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;
• воспитание эстетического отношения к искусству слова, интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы; обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле, справедливости и честности, развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России. Активно влиять на личность читателя, его чувства, сознание, волю.
Задачи программы обучения:
- развивать у детей способность сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное,
- учить чувствовать и понимать образный язык, развивать образное мышление,
- формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое мышление,
- развивать поэтический слух,
- формировать потребность в постоянном чтении книги, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей,
- обогащать чувственный опыт ребёнка,
- формировать эстетическое отношение ребёнка к жизни,
- обеспечить развитие речи школьников и активно формировать навык чтения и речевые умения.
Общая характеристика учебного предмета «Литературное чтение»
Курс призван продолжить обучение чтению, ввести в мир художественной литературы и помочь осмыслить образность словесного искусства, посредством которой художественное произведение раскрывается во всей своей полноте и многогранности. Литературное чтение пробуждает у детей интерес к словесному творчеству и к чтению художественных произведений.
Методические подходы к анализу произведения, предусмотренные курсом литературного чтения, помогают избежать односторонности в изучении литературного произведения, возникающей, когда предметом рассмотрения становится лишь сюжетно-информационная сторона текста. Внимание юного читателя должно быть обращено на словесно-образную природу художественного произведения, на отношение автора к героям и окружающему миру, на нравственные проблемы, волнующие писателя.
Программа предполагает такое содержание учебных книг, их структуру и методику обучения, которые строятся на основе ведущих принципов: художественно - эстетического, литературоведческого и коммуникативно-речевого.
Художественно-эстетический принцип определяет стратегию отбора произведений для чтения, и поэтому в круг чтения школьников вошли преимущественно художественные тексты. Этот принцип предполагает активное установление связей между всеми другими видами искусства.
Литературоведческий принцип реализуется при анализе литературного произведения, выдвигает на первый план художественный образ. Этот принцип находит своё выражение и в том, что программа охватывает все основные литературные жанры: сказки, стихи, рассказы, басни, драматические произведения.
Курс литературного чтения не предполагает знакомства детей с особенностями творчества писателей, ибо у младших школьников ещё нет достаточной начитанности, необходимых жизненных наблюдений и обобщений.
Коммуникативно-речевой принцип нацелен на развитие речевой культуры учащихся, на формирование и развитие речевых навыков, главным из которых является навык чтения. Задача уроков литературного чтения заключается в интенсивном развитии навыка чтения как вида речевой деятельности: от громкоречевой формы чтения до чтения про себя. Развитие навыка чтения на втором году обучения предполагает постепенное введение чтения про себя. Кроме навыка чтения и речеведческих умений (деление текста на части, озаглавливание, составление плана, сжатый и полный пересказ прочитанного), учащиеся овладевают приёмами выразительного чтения, решая разнообразные коммуникативные задачи, возникающие при чтении, разбирая произведения, они обучаются переносу приёмов выразительного устно-речевого общения на чтение текстов. Коммуникативно-речевой принцип нацелен на проведение уроков-диалогов, уроков воображаемого общения юных читателей с писателем и героями его произведений.
При обучении детей чтению их знания пополняются элементарными понятиями литературоведческого характера: простейшими сведениями об авторе-писателе, о теме читаемого произведения, его жанре, особенностях малых фольклорных жанров (загадка, прибаутка, пословица, считалка). Дети получают первоначальные представления об изобразительных и выразительных возможностях словесного искусства (о метафоре, сравнении, олицетворении, ритмичности и музыкальности стихотворной речи).
Результаты изучения курса
Реализация программы обеспечивает достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
- осознание значимости чтения для своего дальнейшего развития;
- формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя;
- знакомство с культурно-историческим наследием России, общечеловеческими ценностями;
- восприятие литературного произведения как особого вида искусства;
- эмоциональная отзывчивость на прочитанное;
- высказывание своей точки зрения и уважение мнения собеседника.
Метапредметные результаты:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
- освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
- использование знаково-символических средств представления информации о книгах;
- активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
- использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;
- овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;
- готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрениии право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности,
осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;
- готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
Предметные результаты:
- формирование необходимого уровня читательской компетентности;
- овладение техникой чтения, приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения;
- овладение элементарными приёмами интерпретации, анализа, преобразования художественных, научно-познавательных и учебных текстов;
- умение самостоятельно выбирать интересующую ученика литературу;
- умение пользоваться словарями и справочной литературой;
- осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности;
- умение составлять несложные монологические высказывания о произведении (героях, событиях), устно передавать содержание текста по плану;
- умение декламировать (читать стихи наизусть) стихотворные произведения, выступать перед знакомой аудиторией с небольшими сообщениями.
Содержание курса
Знакомство с учебником (1 ч.)
Самое великое чудо на свете (4ч.)
Игра «Крестики – нолики».
Самое великое чудо на свете.
Библиотеки.
Книги. Читателю. Р. Сеф
Устное народное творчество (15ч.)
Русские народные песни, потешки и прибаутки, считалки, небылицы и перевертыши, загадки, пословицы и поговорки.
Сказки о животных, бытовые и волшебные («Сказка по лесу идет...» Ю. Мориц, «Петушок и бобовое зернышко», «У страха глаза велики», «Лиса и тетерев», «Лиса и журавль», «Каша из топора», «Гуси-лебеди»).
Люблю природу русскую. Осень (6ч.)
Ф. Тютчев. «Есть в осени первоначальной...», К. Бальмонт. «Поспевает брусника», А. Плещеев. «Осень наступила...», А. Фет. «Ласточки пропали...», А. Толстой. «Осень. Обсыпается весь наш бедный сад...», С. Есенин. «Закружилась листва золотая...», В. Брюсов. «Сухие листья», И. Токмакова. «Опустел скворечник...», В. Берестов. «Хитрые грибы», «Грибы» (из энциклопедии), М. Пришвин. «Осеннее утро».
Русские писатели (10ч.)
А. Пушкин. «У лукоморья дуб зеленый...», «Вот север тучи нагоняя», «Зима!.. Крестьянин, торжествуя...», «Сказка о рыбаке и рыбке».И. Крылов. «Лебедь, Щука и Рак», «Стрекоза и Муравей». Л. Толстой. «Старый дед и внучек».
О братьях наших меньших (9ч.)
Б. Заходер. «Плачет киска в коридоре...», И. Пивоварова. «Жила-была собака...», В. Берестов. «Кошкин дом», М. Пришвин. «Ребята и утята», Е. Чарушин. «Страшный рассказ», Б. Житков. «Храбрый утенок».
Из детских журналов (7ч.)
Д. Хармс. «Игра», «Вы знаете?..»; Д. Хармс, С. Маршак. «Веселые чижи»; Д. Хармс. «Что это было?»; Н. Гернет, Д. Хармс. «Очень-очень вкусный пирог»; Ю. Владимиров. «Чудаки»; А. Введенский. «Ученый Петя».
Люблю природу русскую. Зима (7ч.)
И. Бунин. «Зимним холодом...», К. Бальмонт. «Светло-пушистая...», Я. Аким. «Утром кот...», Ф. Тютчев. «Чародейкою Зимою...», С. Есенин. «Поет зима – аукает...», «Береза».
Писатели – детям (11 ч)
Произведения о детях, о природе, написанные К. И. Чуковским («Путаница», «Радость»), С. Я. Маршаком («Кот и лодыри»), С. В. Михалковым («Мой секрет», «Сила воли». «Мой щенок»), А. Л. Барто («Веревочка», «Мы не заметили жука...», «В школу», «Вовка – добрая душа»), Н. Н. Носовым («Затейники», «Живая шляпа»).
Я и мои друзья (7ч.)
В. Берестов. «За игрой», Э. Мошковская. «Я ушел в свою обиду...», В. Берестов. «Гляжу с высоты...», В. Лунин. «Я и Вовка», Н. Булгаков. «Анна, не грусти!», Ю. Ермолаев. «Два пирожных», В. Осеева. «Хорошее».
Люблю природу русскую. Весна (7ч.)
Ф. Тютчев. «Зима недаром злится», «Весенние воды»; А. Плещеев. «Весна», «Сельская песенка»; А. Блок. «На лугу»; С. Маршак. «Снег теперь уже не тот»; И. Бунин. «Матери»; А. Плещеев. «В бурю»; Е. Благинина. «Посидим в тишине»; Э. Мошковская. «Я маму мою обидел».
И в шутку и всерьез (10ч.)
1. Б. Заходер. «Товарищам детям», «Что красивей всего?», «Песенки Винни Пуха»; 2. Э. Успенский. «Чебурашка», «Если был бы я девчонкой...», «Над нашей квартирой», «Память»; 3. В. Берестов. «Знакомый», «Путешественники», «Кисточка»; 4. И. Токмакова. «Плим», «В чудной стране» 5. Г. Остер. «Будем знакомы».
Литература зарубежных стран (11ч.)
Детский фольклор стран Западной Европы и Америки, произведения зарубежных классиков («Бульдог по кличке Дог», «Перчатки», «Храбрецы», «Сюзон и мотылек», «Знают мамы, знают дети»). Сказки Ш. Перро («Кот в сапогах», «Красная Шапочка»), Г. X. Андерсена («Принцесса на горошине»), Э. Хогарт («Мафии и паук»).
Тематическое планирование по предмету Литературное чтение
(УМК «Школа России», 2 класс, 136 часов)
По рабочей программе 136 часов, из них праздничных – 2, дни здоровья – 1, по календарно-тематическому планированию – 133.
№ урока |
Тема урока |
Дата по плану |
Дата по факту |
1 |
Знакомство с учебником. |
4.09 |
|
2 |
Игра «Крестики – нолики». |
5.09 |
|
|
Самое великое чудо на свете |
|
|
3 |
Самое великое чудо на свете. |
6.09 |
|
4 |
Библиотеки. |
10.09 |
|
5 |
Книги. Читателю. Р. Сеф |
11.09 |
|
Устное народное творчество. |
|||
6 |
Устное народное творчество. |
12.09 |
|
7 |
Русские народные песни. |
13.09 |
|
8 |
Русские народные потешки и прибаутки. |
17.09 |
|
9 |
Скороговорки, считалки, небылицы. |
18.09 |
|
10 |
Загадки, пословицы, поговорки. |
19.09 |
|
11 |
Народные сказки Ю. Мориц «Сказка по лесу идёт…» |
20.09 |
|
12 |
Сказка «Петушок и бобовое зёрнышко» |
24.09 |
|
13 |
Сказка «У страха глаза велики» |
25.09 |
|
14 |
Сказка «Лиса и тетерев» |
26.09 |
|
15 |
Сказка «Лиса и журавль» |
27.09 |
|
16 |
Сказка «Каша из топора» |
1.10 |
|
17-18 |
Сказка «Гуси – лебеди» |
2.10 3.10 |
|
19 |
Викторина по сказкам. |
4.10 |
|
20 |
КВН «Обожаемые сказки» |
8.10 |
|
Люблю природу русскую. Осень |
|||
21 |
Люблю природу русскую. Осень. |
9.10 |
|
22 |
Ф.Тютчев «Есть в осени первоначальной…» |
10.10 |
|
23 |
К.Бальмонт «Поспевает брусника…», А.Плещеев «Осень наступила…» |
11.10 |
|
24 |
А.Фет «Ласточки пропали…» |
15.10 |
|
25 |
«Осенние листья» - тема для поэтов. |
16.10 |
|
26 |
В.Берестов «Хитрые грибы» |
17.10 |
|
27 |
М. Пришвин «Осеннее утро», И.Бунин «Сегодня так светло кругом…» |
18.10 |
|
28 |
Обобщение по разделу «Люблю природу русскую. Осень» |
22.10 |
|
Русские писатели |
|||
29 |
А.Пушкин «У лукоморья дуб зелёный…» |
23.10
|
|
30 |
Стихи А.Пушкина |
24.10 |
|
31, 32 |
А.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке» |
25.10 5.11 |
|
33 |
Обобщение по теме «Сказки А.Пушкина» |
6.11 |
|
34 |
И.Крылов «Лебедь, рак и щука», |
7.11 |
|
35 |
И.Крылов «Стрекоза и муравей» |
8.11 |
|
36 |
Л.Толстой «Старый дед и внучек» |
12.11 |
|
37 |
Л.Толстой «Филиппок» |
13.11 |
|
38 |
Л.Толстой «Котёнок», «Правда всего дороже» |
14.11 |
|
39 |
Весёлые стихи |
15.11 |
|
40 |
Обобщение по разделу «Русские писатели» |
19.11 |
|
О братьях наших меньших |
|||
41 |
Н. Сладков «Они и мы», А. Шибаев «Кто кем становится?» |
20.11 |
|
42 |
Б.Заходер «Плачет киска в коридоре…», И.Пивоварова «Жила-была собака…» |
21.11 |
|
43 |
В.Берестов «Кошкин щенок» |
22.11
|
|
44 |
Домашние животные |
26.11 |
|
45, 46 |
М.Пришвин «Ребята и утята» |
27.11 28.11 |
|
47, 48 |
Е.Чарушин «Страшный рассказ» |
29.11 3.12 |
|
49 |
Б.Житков «Храбрый утёнок» |
4.12 |
|
50 |
В.Бианки «Музыкант» |
5.12 |
|
51 |
В.Бианки «Сова» |
6.12 |
|
52 |
Обобщение по разделу «О братьях наших меньших» |
10.12 |
|
Из детских журналов. |
|||
53 |
Из детских журналов. |
11.12 |
|
54 |
Д.Хармс «Игра» |
12.12 |
|
55 |
Д.Хармс «Вы знаете?» |
13.12 |
|
56 |
Д.Хармс, С.Маршак «Весёлые чижи» |
17.12 |
|
57 |
Д.Хармс «Что это было?» |
18.12 |
|
58 |
Н.Гернет, Д.Хармс «Очень-очень вкусный пирог». |
19.12 |
|
59 |
Ю.Владимиров «Чудаки» |
20.12 |
|
60 |
А.Введенский «Учёный Петя», «Лошадка» |
24.12 |
|
61 |
Обобщение по разделу «Из детских журналов» |
25.12 |
|
Люблю природу русскую. Зима |
|||
62 |
Люблю природу русскую. Зимние загадки. |
26.12 |
|
63 |
Стихи о первом снеге. |
27.12 |
|
64 |
Ф.Тютчев «Чародейкою Зимою…» |
14.01 |
|
65 |
С.Есенин «Поёт зима – аукает…», «Берёза» |
15.01 |
|
66 |
Сказка «Два Мороза» |
16.01 |
|
67 |
С.Михалков «Новогодняя быль» |
17.01 |
|
68 |
А.Барто «Дело было в январе…» |
21.01 |
|
69 |
Обобщение по разделу «Люблю природу русскую. Зима» |
22.01 |
|
70 |
Игра «Поле чудес» |
23.01 |
|
Писатели – детям |
|||
71 |
Писатели – детям |
24.01 |
|
72 |
К.Чуковский «Путаница» |
28.01 |
|
73 |
К.Чуковский «Радость» |
29.01 |
|
74, 75 |
К.Чуковский «Федорино горе» |
30.01 31.01 |
|
76 |
С.Маршак «Кот и лодыри» |
4.02 |
|
77 |
С.Михалков «Мой секрет», «Сила воли». |
5.02 |
|
78 |
С.Михалков «Мой щенок» |
6.02 |
|
79 |
А.Барто «Верёвочка». |
7.02 |
|
80 |
А.Барто «Мы не заметили жука…», «В школу». |
11.02 |
|
81 |
А.Барто «Вовка – добрая душа» |
12.02 |
|
82 |
Н.Носов «Затейники» |
13.02 |
|
83, 84 |
Н.Носов «Живая шляпа» |
14.02 18.02 |
|
85, 86 |
Н.Носов «На горке» |
19.02 20.02 |
|
87 |
Обобщение по разделу «Писатели – детям» |
21.02 |
|
Я и мои друзья. |
|||
88 |
Я и мои друзья. |
25.02 |
|
89 |
Стихи о дружбе и обидах. |
26.02
|
|
90 |
Н.Булгаков «Анна, не грусти!» |
27.02 |
|
91 |
Ю,Ермолаев «Два пирожных» |
28.02 |
|
92 |
В.Осеева «Волшебное слово» |
3.03 |
|
93 |
В.Осеева «Хорошее» |
4.03 |
|
94, 95 |
В.Осеева «Почему?» |
5.03 6.03 |
|
96 |
Обобщение по разделу «Я и мои друзья» |
10.03 |
|
Люблю природу русскую. Весна. |
|||
97 |
Люблю природу русскую. Весна. |
11.03 |
|
98 |
Стихи Ф.Тютчева о весне. |
12.03 |
|
99 |
Стихи А.Плещеева о весне. |
13.03 |
|
100 |
А.Блок «На лугу». |
17.03 |
|
101 |
С.Маршак «Снег теперь уже не тот…» |
18.03 |
|
102 |
И. Бунин «Матери» |
19.03 |
|
103 |
А.Плещеев «В бурю» |
20.03 |
|
104 |
Е.Благинина «Посидим в тишине» |
31.03
|
|
105 |
Э.Мошковская «Я маму мою обидел…» |
1.04 |
|
106 |
Обобщение по разделу «Люблю природу русскую. Весна» |
2.04
|
|
И в шутку и в серьёз |
|||
107 |
И в шутку и в серьёз |
3.04 |
|
108 |
Б.Заходер «Товарищам детям», «Что красивее всего?» |
7.04 |
|
109, 110 |
Б.Заходер Песенки Винни – Пуха. |
8.04 9.04 |
|
111, 112 |
Э.Успенский «Чебурашка» |
10.04 14.04 |
|
113 |
Стихи Э.Успенского |
15.04
|
|
114 |
Стихи В. Берестова |
16.04 |
|
115 |
Стихи И. Токмаковой |
17.04 |
|
116, 117 |
Г.Остер «Будем знакомы» |
21.04 22.04 |
|
118, 119 |
В.Драгунский «Тайное становится явным» |
23.04 24.04 |
|
120 |
Обобщение по разделу «И в шутку и в серьёз» |
28.04 |
|
Литература зарубежных стран |
|||
121 |
Литература зарубежных стран. |
29.04 |
|
122 |
Американская и английская народные песенки. |
30.04 |
|
123 |
Песенки «Сюзон и мотылёк», «Знают мамы, знают дети…» |
6.05 |
|
124,125 |
Ш.Перро «Кот в сапогах» |
7.05 8.05 |
|
126 |
Ш.Перро «Красная Шапочка» |
12.05 |
|
127 |
Г.Х.Андерсен «Принцесса на горошине» |
13.05 |
|
128 |
Э.Хогарт «Мафин и паук» |
14.05 |
|
129 |
Э.Хогарт «Мафин и паук» |
15.05 |
|
130 |
Обобщение по разделу «Литература зарубежных стран» |
19.05 |
|
131 |
КВН «Цветик – семицветик» |
20.05 |
|
132, 133 |
Повторение пройденного. |
21.05 22.05 |
|
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
1. Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. Литературное чтение. Родная речь для 2 класса в 2 ч. – М.: Просвещение, 2014
2. Климанова Л.Ф. Литературное чтение. Рабочая тетрадь. (в 2 частях)
3. Климанова Л. Ф. Уроки литературного чтения: Методическое пособие к учебнику «Литературное чтение»: 2 класс. – М.: Просвещение, 2010
4. Кутявина С. В.. Поурочные разработки по внеклассному чтению: 2класс. – М.: ВАКО, 2007
5. Ушакова О. Д. Великие писатели: Справочник школьника. – СПб.: Литера, 2004
6. Я иду на урок в начальную школу: Чтение: Книга для учителя. – М.: Первое сентября, 2004
7. Концепция и программы для начальных классов. Комплект учебников «Школа России» в двух частях. М.: Просвещение, 2007, 1 часть, 158 с.
8. Кутявина С. В. Поурочные разработки по литературному чтению: 2 класс. М.: ВАКО, 2011, 288 с. (В помощь школьному учителю)
Приложение
Система оценки достижения планируемых результатов освоения предмета.
Критерии оценивания
Текущий контроль проводится, в основном, в устной форме на каждом уроке в виде индивидуального или фронтального опроса: чтение текста, пересказ содержания произведения (полно, кратко, выборочно), выразительное чтение наизусть или с листа. Возможны и небольшие по объёму письменные работы (ответы на вопросы, описание героя или события), а также самостоятельные работы с книгой, иллюстрациями и оглавлением.
Тематический контроль проводится после изучения определённой темы и может походить как в устной, так и в письменной форме. Письменная работа также может быть проведена в виде тестовых заданий, построенных с учётом предмета чтения.
Итоговый контроль по проверке чтения вслух проводится индивидуально. Для проверки подбираются доступные по лексике и содержанию незнакомые тексты. Для проверки понимания прочитанного учитель после чтения задаёт вопросы.
Критерии сформированности навыка чтения второклассников:
- умение читать целыми словами и словосочетаниями;
-осознание общего смысла и содержания прочитанного текста при темпе чтения вслух не менее 50-60 слов в минуту (на конец года);
-умение использовать паузы, соответствующие знаки препинания, интонации, передающие характерные особенности героев;
-безошибочность чтения.
К итоговому контролю относятся и комплексные работы. Структура контрольно-измерительных материалов соответствует структуре ЕГЭ, что позволит начать подготовку к тестовым заданиям уже со второго класса. На выполнение работы отводится 10-25 минут (в зависимости от уровня подготовленности класса). На контрольную работу отводится весь урок.
При выставлении оценки следует ориентироваться на следующую шкалу:
«3» - если выполнено не менее 50% объёма работы;
«4» - если выполнено не менее 75% объёма работы;
«5» - если работа не содержит ошибок.
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам к концу 2 класса
Обучающиеся должны:
Ø владеть навыками осознанного, правильного и выразительного чтения целыми словами при темпе громкого чтения не менее 50 слов в минуту;
Ø понимать содержание прочитанного произведения, определять его тему.
Обучающиеся должны уметь:
Ø определять главную мысль прочитанного текста и выражать ее своими словами;
Ø составлять пересказ ( краткий, полный) прочитанного текста;
Ø выделять в тексте слова автора, действующих лиц, пейзажные и бытовые описания;
Ø самостоятельно или с помощью учителя давать простейшую характеристику основным действующим лицам произведения;
Ø осознанно и полно воспринимать содержание читаемого произведения, устного ответа товарища;
Обучающиеся должны знать:
Ø наизусть не менее 5 стихотворений классиков отечественной и зарубежной литературы;
Ø название, темы и сюжеты нескольких произведений фольклорных жанров;
Ø содержание 3-4 народных сказок (уметь их пересказать), знать более 3 пословиц, 2-3 крылатых выражения.
Нормы оценок по литературному чтению
Контрольная проверка навыка чтения проводится ежемесячно у каждого учащегося, оценка выставляется в классный журнал по следующим критериям :
- беглость, правильность, осознанность, выразительность.
Оценка "5" ставится, если выполнены все 4 требования.
Оценка "4" ставится, если выполняется норма чтения по беглости (в каждом классе и в каждой четверти она разная), но не выполнено одно из остальных требований.
Оценка "3" ставится, если выполняется норма по беглости, но не выполнено два других требования.
Оценка "2" ставится, если выполняется норма беглости, но не выполнены остальные три требования или не выполнена норма беглости, а остальные требования выдержаны. В индивидуальном порядке, когда учащийся прочитал правильно, выразительно, понял прочитанное, но не уложился в норму по беглости на небольшое количество слов, ставится положительная отметка.
Чтение наизусть
Оценка "5" - твердо, без подсказок, знает наизусть, выразительно читает.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.