Математика
I Пояснительная записка
Рабочая программа по математике для 1 класса составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе авторской программы Моро М.И., С.И. Волковой, С.В.Степановой.
Цель учебного курса: вооружить учащихся предусмотренным программой кругом знаний, умений и навыков, обеспечить необходимый уровень их общего и математического развития.
Курс математики 1 класса построен на общей научно- методической основе, реализующей принцип комплексного развития личности младшего школьника и позволяющей организовать целенаправленную работу по формированию у учащихся важнейших элементов учебной деятельности.
Ведущие принципы обучения математике в младших классах — органическое сочетание обучения и воспитания, усвоение знаний и развитие познавательных способностей детей, практическая направленность обучения, выработка необходимых для этого умений. Большое значение в связи со спецификой математического материала придается учету возрастных и индивидуальных особенностей детей и реализации дифференцированного подхода в обучении.
Начальный курс
математики — курс интегрированный: в нем объединен арифметический,
алгебраический и геометрический материал. Изучение начального курса математики
создает прочную основу для дальнейшего обучения этому предмету. Для этого
важно не только вооружать учащихся предусмотренным программой кругом знаний,
умений и навыков, но и обеспечивать необходимый уровень их общего и
математического развития. Уделяя значительное внимание формированию у учащихся
осознанных и прочных, во многих случаях доведенных до автоматизма навыков
вычислений, программа обеспечивает вместе с тем и доступное для детей обобщение
учебного материала, понимание общих принципов и законов, лежащих в основе
изучаемых математических фактов, осознание тех связей, которые существуют между
рассматриваемыми явлениями. Этим целям отвечает не только содержание, но и
система расположения материала в курсе. Важнейшее значение придается
постоянному использованию сопоставления, сравнения, противопоставления
связанных между собой понятий, действий и задач, выяснению сходства и различий
в рассматриваемых фактах. С этой целью материал сгруппирован так, что изучение связанных
между собой понятий действий, задач сближено во времени. Концентрическое
построение курса, связанное с последовательным расширением области чисел,
позволяет соблюдать необходимую постепенность в нарастании трудности учебного
материала и создает хорошие условия для совершенствования формируемых знаний,
умений и навыков.
Курс обеспечивает доступность обучения,
способствует пробуждению у учащихся интереса к занятиям математикой, накоплению
опыта моделирования (объектов, связей, отношений) — важнейшего метода
математики. Курс является началом и органической частью школьного
математического образования.
Так как кабинет оснащен мультимедийной установкой, планируется регулярное ее
использование.
Задачи курса:
-формирование представления о натуральном числе и нуле, о четырех арифметических действиях с целыми неотрицательными числами и важнейших их свойствах, а также основанное на этих знаниях осознанное и прочное усвоение приемов устных и письменных вычислений;
-ознакомление с величинами и их измерением;
-формирование у детей пространственных представлений, ознакомление учащихся с различными геометрическими фигурами и некоторыми их свойствами, с простейшими чертежными и измерительными приборами;
-формирование общеучебных умений (постановка учебной задачи; выполнение действий в соответствии с планом; проверка и оценка работы; умение работать с учебной книгой, справочным материалом и др.).
Математика: учебник в 2ч. Моро М.И., С.И. Волкова, С.В.Степанова.
Самостоятельные и контрольные работы
Контрольные работы по математике 1-4кл.
Проверочные работы к учебнику: «Математика 1 класс».
Математика:Рабочая тетрадь в 2ч. Моро М.И., С.И. Волкова, С.В.Степанова.
Математика: Методическое пособие 1 класс.
Устные упражнения по математике 1 класс Моро М.И., С.И. Волкова, С.В.Степанова.
На изучение математики в 1 классе отводится 132 часа (4 часа в неделю 33 недели).
II. Содержание курса математика.
Пространственные и временные представления (8 ч).
Сравнение предметов по размеру (больше—меньше, выше—ниже, длиннее—короче) и форме (круглый, квадратный, треугольный и др.).
Пространственные представления, взаимное расположение предметов: вверху, внизу (выше, ниже), слева, справа (левее, правее), перед, за, между; рядом.
Направления движения: слева направо, справа налево, сверху вниз, снизу вверх.
Временные представления: сначала, потом, до, после, раньше, позже.
Сравнение групп предметов: больше, меньше, столько же, больше (меньше) на....
Числа от 1 до 10 и число 0. Нумерация (28 ч)
Названия, последовательность и обозначение чисел от 1 до 10. Счет предметов. Получение числа прибавлением 1 к предыдущему числу, вычитанием 1 из числа, непосредственно следующего за ним при счете.
Число 0. Его получение и обозначение.
Сравнение чисел.
Равенство, неравенство. Знаки «>», «<», «=» .
Состав чисел 2, 3,4, 5. Монеты в 1 р., 2р., 5 р.
Точка, Линии: кривая, прямая, отрезок, ломаная. Многоугольник. Углы, вершины, стороны многоугольника. Длина отрезка. Сантиметр.
Решение задач в 1 действие на сложение и вычитание (на основе счета предметов).
Сложение и вычитание (56 ч)
Конкретный смысл и названия действий. Знаки «+», «-», «=».
Названия компонентов и результатов сложения и вычитания (их использование при чтении и записи числовых выражений). Нахождение значений числовых выражений в 1—2 действия без скобок.
Переместительное свойство суммы.
Приемы вычислений: при сложении (прибавление числа по частям, перестановка чисел); при вычитании (вычитание числа по частям и вычитание на основе знания соответствующего случая сложения).
Таблица сложения в пределах 10. Соответствующие случаи вычитания.
Сложение и вычитание с числом 0.
Нахождение числа, которое на несколько единиц больше или меньше данного.
Решение задач в 1 действие на сложение и вычитание.
Числа от 11 до 20. Нумерация (12 ч)
Названия и последовательность чисел от 1 до 20. Десятичный состав чисел от 11 до 20. Чтение и запись чисел от 11 до 20. Сравнение чисел.
Сложение и вычитание вида 10+7,17- 7,16 — 10. Сравнение чисел с помощью вычитания. Час. Определение времени по часам с точностью до часа.
Длина отрезка. Сантиметр и дециметр. Соотношение между ними. Килограмм, литр.
Табличное сложение и вычитание (22 ч).
Сложение двух однозначных чисел, сумма которых больше, чем 10, с использованием изученных приемов вычислений.
Таблица сложения и соответствующие случаи вычитания. Решение задач в 1 —2 действия на сложение и вычитание.
Итоговое повторение (6 ч).
III. Тематическое планирование.
№ |
Наименование раздела |
Количество часов |
Самостоятельных работ |
Проверочных контрольных работ |
1. |
Пространственные и временные представления |
8 ч. |
|
|
2. |
Числа от 1 до 10 и число 0. Нумерация |
28 ч. |
3 |
1 |
3. |
Сложение и вычитание |
56 ч. |
6 |
3 |
4. |
Числа от 11 до 20. Нумерация |
12 ч. |
|
1 |
5. |
Табличное сложение и вычитание |
22 ч. |
2 |
1 |
6. |
Итоговое повторение |
6 ч. |
|
|
Итого: |
132 ч |
11 |
6 |
IV. Планируемые результаты обучения.
Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты
— Чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России;
— Осознание роли своей страны в мировом развитии, уважительное отношение к семейным ценностям, бережное отношение к окружающему миру.
— Целостное восприятие окружающего мира.
— Развитую мотивацию учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.
— Рефлексивную самооценку, умение анализировать свои действия и управлять ими.
— Навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
— Установку на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, к работе на результат.
Метапредметные результаты
— Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы её осуществления.
— Овладение способами выполнения заданий творческого и поискового характера.
— Умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
— Способность использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач.
— Использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач.
— Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа, организации и передачи информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры компьютера, фиксировать (записывать) результаты измерения величин и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением.
— Овладение
логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по
родовидовым признакам, установления
аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к
известным понятиям.
— Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.
— Определение общей цели и путей её достижения: умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
— Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов и процессов в соответствии с содержанием учебного предмета «математика».
— Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
— Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Математика».
Предметные результаты
—
Использование приобретённых математических знаний для описания и объяснения
окружающих предметов, процессов, явлений, а также для
оценки их количественных и пространственных отношений.
— Овладение
основами логического и алгоритмического мышления,
пространственного воображения и математической речи, основами счёта, измерения, прикидки результата и
его оценки, наглядного представления данных в разной форме (таблицы, схемы,
диаграммы), записи и выполнения алгоритмов.
— Приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.
— Умения выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, выполнять и строить алгоритмы и стратегии в игре, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, представлять, анализировать и интерпретировать данные.
— Приобретение первоначальных навыков работы на компьютере (набирать текст на клавиатуре, работать с меню, находить информацию по заданной теме, распечатывать её на принтере).
Календарно – тематическое планирование по математике
№ урока |
Тема урока |
Кол. часов |
Дата планир. |
Дата фактич.
|
|
1. |
Учебник математики. Роль математики в жизни людей и общества. |
1 |
|
|
|
2. |
Счет предметов. |
1 |
|
|
|
3. |
Пространственные представления «вверху», «внизу», «справа», «слева». |
1 |
|
|
|
4. |
Пространственные представления «раньше», «позже», «сначала», «потом». |
1 |
|
|
|
5. |
Сравнение групп предметов. Отношения «столько же», «больше», «меньше». |
1 |
|
|
|
6. |
Сравнивание групп предметов. «На сколько
больше? |
1 |
|
|
|
7. |
Сравнивание групп предметов. «На сколько
больше? Пространственные представления. |
1 |
|
|
|
8. |
Повторение и обобщение изученного по теме «Подготовка к изучению чисел» |
1 |
|
|
|
9. |
Много и один. |
1 |
|
|
|
10. |
Число и цифра 2. |
1 |
|
|
|
11. |
Число и цифра 3. |
1 |
|
|
|
12. |
Знаки «+»,«–»,«=» |
1 |
|
|
|
13. |
Число и цифра 4. |
1 |
|
|
|
14. |
Длиннее, короче. |
1 |
|
|
|
15. |
Число и цифра 5. |
1 |
|
|
|
16. |
Числа от 1 до 5. Состав числа 5. |
1 |
|
|
|
17. |
Страничка для любознательных. |
1 |
|
|
|
18. |
Точка. Кривая линия. Прямая линия. Отрезок. Луч. |
1 |
|
|
|
19. |
Ломаная линия. Звено ломаной. Вершины. |
1 |
|
|
|
20. |
Закрепление изученного материала. Числа от 1 до 5 получение, сравнение, запись, соотнесение числа и цифры. |
1 |
|
|
|
21. |
Знаки: «>»,«<», «=» |
1 |
|
|
|
22. |
Равенство. Неравенство. |
1 |
|
|
|
23. |
Многоугольник. |
1 |
|
|
|
24. |
Числа 6, 7. Письмо цифры 6. |
1 |
|
|
|
25. |
Числа 6, 7. Письмо цифры 7. |
1 |
|
|
|
26. |
Числа 8, 9. Письмо цифры 8. |
1 |
|
|
|
27. |
Числа 8, 9. Письмо цифры 9. |
1 |
|
|
|
28. |
Число 10. Запись числа 10. |
1 |
|
|
|
29. |
Повторение и обобщение изученного по теме «Числа от 1 до 10». |
1 |
|
|
|
30. |
Наши проекты. |
1 |
|
|
|
31. |
Сантиметр – единица измерения длины. |
1 |
|
|
|
32. |
Увеличить на ... Уменьшить на ... |
1 |
|
|
|
33. |
Число 0. |
1 |
|
|
|
34. |
Сложение с 0. Вычитание 0. |
1 |
|
|
|
35. |
Страничка для любознательных. |
1 |
|
|
|
36. |
Закрепление. Что узнали. Чему научились. |
1 |
|
|
|
37. |
Защита проектов. |
1 |
|
|
|
38. |
Приёмы вычислений: □ +1, □ –1 |
1 |
|
|
|
39. |
Приёмы вычислений: □ –1-1, □ +1+1 |
1 |
|
|
|
40. |
Приёмы вычислений: □ +2, □ -2 |
1 |
|
|
|
41. |
Слагаемое. Сумма. |
1 |
|
|
|
42. |
Задача: условие, вопрос |
1 |
|
|
|
43. |
Составление задач на сложение и вычитание по одному рисунку |
1 |
|
|
|
44. |
Таблица сложения и вычитания с числом 2. |
1 |
|
|
|
45. |
Присчитывание и отсчитывание по 2 |
1 |
|
|
|
46. |
Задачи на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц |
1 |
|
|
|
47. |
Закрепление. Странички для любознательных. |
1 |
|
|
|
48. |
Закрепление. Что узнали. Чему научились. |
1 |
|
|
|
49. |
Странички для любознательных. |
1 |
|
|
|
50. |
Приёмы вычислений: □ +3, □- 3 |
1 |
|
|
|
51. |
Прибавление и вычитание числа 3. |
1 |
|
|
|
52. |
Закрепление изученного. Сравнение длин отрезков. |
1 |
|
|
|
53. |
Таблица сложения и вычитания с числом 3. |
1 |
|
|
|
54. |
Присчитывание и отсчитывание по 3. |
1 |
|
|
|
55. |
Решение текстовых задач в одно действие на сложение |
1 |
|
|
|
56. |
Решение текстовых задач в одно действие на вычитание |
1 |
|
|
|
57. |
Странички для любознательных. |
1 |
|
|
|
58. |
Что узнали. Закрепление. |
1 |
|
|
|
59. |
Чему научились. Закрепление. |
1 |
|
|
|
60. |
Закрепление изученного. Решение задач. |
1 |
|
|
|
61. |
Закрепление изученного. Решение примеров. |
1 |
|
|
|
62. |
Проверочная работа за 1 полугодие. |
1 |
|
|
|
63. |
Закрепление изученного. Таблица сложения. |
1 |
|
|
|
64. |
Закрепление изученного. Прибавить и вычесть 1, 2, 3. |
1 |
|
|
|
65. |
Сложение и вычитание чисел первого десятка. Состав чисел 7, 8, 9. |
1 |
|
|
|
66. |
Задачи на увеличение числа на несколько единиц (с двумя множествами предметов). |
1 |
|
|
|
67. |
Задачи на уменьшение числа на несколько единиц (с двумя множествами предметов). |
1 |
|
|
|
68. |
Приёмы вычислений: □ + 4, □ – 4 |
1 |
|
|
|
69. |
Закрепление изученного. Прибавить и вычесть число 4. |
1 |
|
|
|
70. |
На сколько больше? На сколько меньше? |
1 |
|
|
|
71. |
Решение задач на разностное сравнение. |
1 |
|
|
|
72. |
Таблица сложения и вычитания с числом 4. |
1 |
|
|
|
73. |
Решение задач на разностное сравнение. Закрепление. |
1 |
|
|
|
74. |
Перестановка слагаемых. |
1 |
|
|
|
75. |
Применение переместительного свойства сложения для случаев вида □ +5, 6, 7, 8, 9 |
1 |
|
|
|
76. |
Таблица для случаев вида □ +5, 6, 7, 8, 9. |
1 |
|
|
|
77. |
Состав чисел в пределах 10. |
1 |
|
|
|
78. |
Состав чисел в пределах 10. Закрепление. |
1 |
|
|
|
79. |
Закрепление изученного. Решение задач. |
1 |
|
|
|
80. |
Что узнали. Чему научились. Закрепление. |
1 |
|
|
|
81. |
Закрепление изученного. Проверка знаний. |
1 |
|
|
|
82. |
Связь между суммой и слагаемыми. |
1 |
|
|
|
83. |
Связь между суммой и слагаемыми. Закрепление. |
1 |
|
|
|
84. |
Решение задач на нахождение числа, которое на несколько единиц больше (или меньше) данного. |
1 |
|
|
|
85. |
Уменьшаемое, вычитаемое, разность. |
1 |
|
|
|
86. |
Приёмы вычислений: 6 -□, 7 -□ . Состав чисел 6, 7 |
1 |
|
|
|
87. |
Закрепление приёма вычислений вида: 6 -□, 7 -□ . Решение задач. |
1 |
|
|
|
88. |
Вычитание вида: 8 - □, 9 – □ |
1 |
|
|
|
89. |
Закрепление приёма вычислений вида: 8 -□, 9 -□ . Решение задач. |
1 |
|
|
|
90. |
Вычитание вида: 10 – □ |
1 |
|
|
|
91. |
Закрепление изученного. Решение задач на нахождение остатка. |
1 |
|
|
|
92. |
Единица массы: килограмм |
1 |
|
|
|
93. |
Единица массы: литр |
1 |
|
|
|
94. |
Что узнали. Чему научились. Закрепление изученного. |
1 |
|
|
|
95. |
Проверочная работа «Сложение и вычитание чисел первого десятка». |
1 |
|
|
|
96. |
Названия и последовательность чисел от 11 до 20 |
1 |
|
|
|
97. |
Образование чисел второго десятка. |
1 |
|
|
|
98. |
Запись и чтение чисел второго десятка. |
1 |
|
|
|
99. |
Единица длины: дециметр |
1 |
|
|
|
100. |
Сложение и вычитание вида: 10 + 7, 17 – 7, 17 – 10. |
1 |
|
|
|
101. |
Сложение и вычитание вида: 10 + 7, 17 – 7, 17 – 10. |
1 |
|
|
|
102. |
Странички для любознательных. |
1 |
|
|
|
103. |
Что узнали. Чему научились. Закрепление изученного. |
1 |
|
|
|
104. |
Проверочная работа «Сложение и вычитание в пределах 10». |
1 |
|
|
|
105. |
Закрепление изученного. Работа над ошибками. |
1 |
|
|
|
106. |
Подготовка к решению задач в два действия. |
1 |
|
|
|
107. |
Повторение. Подготовка к решению задач в два действия. |
1 |
|
|
|
108. |
Составная задача. |
1 |
|
|
|
109. |
Составная задача. Закрепление. |
1 |
|
|
|
110. |
Общий прием сложения однозначных чисел с переходом через десяток. |
1 |
|
|
|
111. |
Сложение однозначных чисел с переходом через десяток вида: □ +2, □ +3 |
1 |
|
|
|
112. |
Сложение однозначных чисел с переходом через десяток вида: □ +4 |
1 |
|
|
|
113. |
Сложение однозначных чисел с переходом через десяток вида: □ +5 |
1 |
|
|
|
114. |
Сложение однозначных чисел с переходом через десяток вида: □ +6 |
1 |
|
|
|
115. |
Сложение однозначных чисел с переходом через десяток вида: □ +7 |
1 |
|
|
|
116. |
Сложение однозначных чисел с переходом через десяток вида: □ +8, □ +9 |
1 |
|
|
|
117. |
Таблица сложения. |
1 |
|
|
|
118. |
Таблица сложения. Закрепление изученного. |
1 |
|
|
|
119. |
Странички для любознательных. |
1 |
|
|
|
120. |
Что узнали. Чему научились. Закрепление изученного. |
1 |
|
|
|
121. |
Общий прием вычитания с переходом через десяток. |
1 |
|
|
|
122. |
Вычитание вида: 11 - □ |
1 |
|
|
|
123. |
Вычитание вида: 12 -□ |
1 |
|
|
|
124. |
Вычитание вида: 13-□. |
1 |
|
|
|
125. |
Вычитание вида: 14 -□. |
1 |
|
|
|
126. |
Вычитание вида: 15 - □. |
1 |
|
|
|
127. |
Вычитание: 16 - □. |
1 |
|
|
|
128. |
Вычитание вида: 17 - □ ,18 - □ |
1 |
|
|
|
129. |
Итоговая контрольная работа за год |
1 |
|
|
|
130. |
Что узнали. Чему научились. Закрепление изученного. |
1 |
|
|
|
131. |
Резерв |
1 |
|
|
|
132. |
Резерв |
1 |
|
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.