Рабочая программа
Математика
класс: 3
учитель Е.А.Мусихина, высшая квалификационная категория
Ж.А.Генце, высшая квалификационная категория
Цель программы:
- создание
системы комплексной помощи детям младшего школьного возраста с ограниченными
возможностями здоровья в освоении образовательной программы, социальной
адаптации посредством индивидуализации и дифференциации образовательного
процесса, формированию
универсальных учебных действий, вариативности получения знаний по предметам с
учетом возможностей ребенка.
Задачи, решаемые на коррекционно-развивающих занятиях программы для обучающихся с ОВЗ «Математика»
диагностика трудностей освоения АООП НОО по математике обучающимися с ОВЗ;
оказание помощи в освоении АООП НОО обучающимися с ОВЗ;
создание условий для развития сохранных функций;
формирование положительной мотивации к обучению;
повышение уровня общего развития, восполнение пробелов предшествующего развития и обучения;
коррекция отклонений в развитии познавательной и эмоционально–личностной сферы;
формирование механизмов волевой регуляции в процессе осуществления заданной деятельности;
воспитание умения общаться, развитие коммуникативных навыков.
Место коррекционно-развивающего курса в учебном курсе
Программа рассчитана на 34 занятия в год в 3 классе (1 раз в неделю).
Планируемые результаты освоения обучающимися с ОВЗ программы
коррекционно - развивающих занятий «Математика»
Личностные результаты:
• понимание того, что одна и та же математическая модель отражает одни и те же отношения между различными объектами;
• элементарные умения в проведении самоконтроля и самооценки результатов своей учебной деятельности (поурочно и по результатам изучения темы);
• элементарные умения самостоятельного выполнения работ и осознание личной ответственности за проделанную работу;
• элементарные правила общения (знание правил общения и их применение);
• начальные представления об основах гражданской идентичности (через систему определённых заданий и упражнений);
• уважение семейных ценностей, понимание необходимости бережного отношения к природе, к своему здоровью и здоровью других людей.
Учащиеся получат возможность для формирования:
• интереса к отражению математическими способами отношений между различными объектами окружающего мира;
• первичного (на практическом уровне) понимания значения математических знаний в жизни человека и первоначальных умений решать практические задачи с использованием математических знаний;
• потребности в проведении самоконтроля и в оценке результатов учебной деятельности.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД
• понимать, принимать и сохранять учебную задачу и решать её в сотрудничестве с учителем в коллективной деятельности;
• составлять под руководством учителя план действий для решения учебных задач;
• выполнять план действий и проводить пошаговый контроль его выполнения в сотрудничестве с учителем и одноклассниками;
• в сотрудничестве с учителем находить несколько способов решения учебной задачи, выбирать наиболее рациональный.
Учащиеся получат возможность научиться:
• принимать учебную задачу, предлагать возможные способы её решения, воспринимать и оценивать предложения других учеников по её решению;
• оценивать правильность выполнения действий по решению учебной задачи и вносить необходимые исправления;
• выполнять учебные действия в устной и письменной форме, использовать математические термины, символы и знаки;
• контролировать ход совместной работы и оказывать помощь товарищу в случаях затруднений.
Познавательные УУД
• строить несложные модели математических понятий и отношений, ситуаций, описанных в задачах;
• описывать результаты учебных действий, используя математические термины и записи;
• понимать, что одна и та же математическая модель отражает одни и те же отношения между различными объектами; иметь общее представление о базовых понятиях: числе, величине, геометрической фигуре
• осваивать способы решения задач творческого характера; выполнять сравнение, обобщение, классификацию заданных объектов;
• выделять из предложенного текста информацию, дополнять ею текст задачи с недостающими данными, по ней текстовые задачи с разными вопросами иосуществлять поиск нужной информации в материале учебника и в других источниках (книги, аудио- и видео-носители, а также Интернет с помощью взрослых); ,
• представлять собранную в результате расширенного поиска информацию в разной форме (пересказ, текст, таблицы).
Учащиеся получат, возможность научиться:
• фиксировать математические отношения между объектами и группами объектов в знаково-символической форме (на моделях);
• осуществлять расширенный поиск нужной информации в различных источниках, использовать её для решения задач, математических сообщений, изготовления объектов с использованием свойств геометрических фигур;
• анализировать и систематизировать собранную информацию и представлять её в предложенной форме (пересказ, текст, таблица).
Коммуникативные УУД
• строить речевое высказывание в устной форме, использовать математическую терминологию;
• оценивать различные подходы и точки зрения на обсуждаемый вопрос;
• уважительно вести диалог с товарищами, стремиться к тому, чтобы учитывать разные мнения;
• принимать активное участие в работе в паре и в группе с одноклассниками: определять общие цели работы, намечать способы их достижения распределять роди в совместной деятельности, анализировать ход и результаты проделанной работы;
• вносить и отстаивать свои предложения по организации совместной работы, понятные для партнёра, по обсуждаемому вопросу;
• осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимную помощь.
Учащиеся получат возможность научиться:
• самостоятельно оценивать различные подходы и точки зрения, высказывать своё мнение, аргументировано его обосновывать;
• контролировать ход совместной работы и оказывать помощь товарищу в случаях затруднения
Предметные результаты:
- Нумерация.
знание числового ряда 1-100, в прямом и обратном порядке; счет присчитыванием и отсчитыванием по единице и равными числовыми группами в пределах 100; откладывание любых чисел в пределах 100 с использованием счетного материала.
- Единицы измерения и их соотношения.
Знание единиц измерения стоимости, длины, массы, времени и их соотношения; различение чисел, полученных при счете и измерении, запись чисел, полученных при измерении двумя мерами ( с полным набором знаков в мелких мерах);
знание порядка месяцев в году, номеров месяцев от начала года; умение пользоваться календарем для установления порядка месяцев в году;
знание количества суток в месяцах; определение времени по часам тремя способами с точностью до 1 мин.
- Арифметические действия
Знание названий компонентов сложения, вычитания; понимание смысла арифметических действий сложения и вычитания; знание и применение переместительного свойства сложения; выполнение устных и письменных действий сложения и вычитания чисел в переделах 100.
Знание названий компонентов умножения и деления. Понимание смысла арифметических действий умножения и деления (на равные части и по содержанию);
различение двух видов деления на уровне практических действий; знание способов чтения и записи каждого вида деления; знание таблицы умножения всех однозначных чисел и числа 10; правила умножения чисел 1 и 0, на 1 и 0, деления 0 и деления на 1, на 10;
понимание связи таблиц умножения и деления, пользование таблицами умножения на печатной основе для нахождения произведений и частного;
знание и применения переместительного свойства умножения; знание порядка действий в примерах в два арифметических действия.
Арифметические задачи.
Решение, составление, иллюстрирование всех изученных простых арифметических задач4 краткая запись, моделирование содержания, решение составных арифметических задач в два действия
- Геометрический материал.
Различение замкнутых, незамкнутых кривых, ломаных линий; вычисление длины ломаной; узнавание, называние, вычерчивание, моделирование взаимного положения двух прямых и кривых линий, многоугольников, окружностей; нахождение точки пересечения; знание названий элементов четырехугольников, вычерчивание прямоугольника, квадрата с помощью чертежного треугольника на нелинованной бумаге; вычерчивание окружности разных радиусов, различение окружности и круга.
Содержание курса
Числа и операции над ними.
Числа от 1 до 100.
Сложение и вычитание (продолжение)
Устные и письменные приёмы сложения и вычитания .
Умножение и деление чисел в пределах 100
Операции умножения и деления над числами в пределах 100. Распределительное свойство умножения и деления относительно суммы (умножение и деление суммы на число). Сочетательное свойство умножения. Использование свойств умножения и деления для рационализации вычислений. Внетабличное умножение и деление. Деление с остатком. Проверка деления с остатком. Изменение результатов умножения и деления в зависимости от изменения компонент.
Дробные числа.
Доли. Сравнение долей, нахождение доли числа. Нахождение числа по доле.
Числа от 1 до 1 000.
Нумерация
Сотня. Счёт сотнями. Тысяча. Трёхзначные числа. Разряд сотен, десятков, единиц. Разрядные слагаемые. Чтение и запись трёхзначных чисел. Последовательность чисел. Сравнение чисел.
Сложение и вычитание чисел
Операции сложения и вычитания над числами в пределах 1 000. Устное сложение и вычитание чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100. Письменные приёмы сложения и вычитания трёхзначных чисел.
Умножение и деление чисел в пределах 1000
Операции умножения и деления над числами в пределах 1000. Устное умножение и деление чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100; умножение и деление на 100. Письменные приёмы умножения трёхзначного числа на однозначное. Запись умножения «в столбик». Письменные приёмы деления трёхзначных чисел на однозначное. Запись деления «уголком».
Величины и их измерение.
Время. Единицы измерения времени: секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год. Соотношения между единицами измерения времени. Календарь.
Длина. Единицы длины: 1 мм, 1 км. Соотношения между единицами измерения длины.
Масса. Единица измерения массы: центнер. Соотношения между единицами измерения массы.
Скорость, расстояние. Зависимость между величинами: скорость, время, расстояние.
Текстовые задачи.
Решение простых и составных текстовых задач.
Элементы алгебры.
Решение уравнений вида: х ± а = с ± b; а – х = с ± b; х ± a = с ∙ b; а – х = с:b; х : а = с±b;а∙ х = с±b;а: х = с ∙ b и т.д.
Занимательные и нестандартные задачи.
Логические задачи.
Итоговое повторение
К концу 3 класса по математике обучающиеся должны знать:
Таблицу умножения однозначных чисел и соответствующие случаи
вычитания;
Порядок выполнения действий в составных выражениях.
Обучающиеся должны уметь:
читать, записывать и сравнивать числа до 1000,
устно выполнять все арифметические действия в пределах 100, а в пределах 1000 – в случаях, сводимых к действиям в пределах 100,
выполнять проверку вычислений.
Применять правило о порядке выполнения действий в выражениях, содержащих два действия ( со скобками и без них),
Выполнять письменно сложение и вычитание чисел в пределах 1000, умножение и деление на однозначное число,
Решать текстовые задачи, содержащие отношения больше в …, меньше в …, и составные задачи с помощью сложения, вычитания, умножения и деления,
Узнавать, на сколько единиц (во сколько раз) одно число больше или меньше другого,
Измерять длину отрезка с помощью линейки и чертить отрезок заданной длины,
Находить периметр прямоугольника.
Программа обеспечивает доступность обучения, способствует появлению у учащихся интереса к занятиям математикой, накопление опыта моделирования( объектов, связей, отношений)- важнейшего метода математики.
Календарно - тематическое планирование коррекционно-развивающих занятий
№ п/п |
Наименование раздела программы. Тема урока |
Количество часов |
Основные виды учебной деятельности обучающихся |
Коррекционно-развивающая направленность |
|
||||
1 |
Повторение изученного во 2 классе. Сложение и вычитание в пределах 100.
|
1 |
Выполнять сложение и вычитание в пределах 100. Решать задачи в 1-2 действия на сложение и вычитание. |
Коррекция и развитие логического мышления, памяти, внимания
|
2 |
Сложение и вычитание двузначных чисел с переходом через десяток. |
1 |
Выполнять действия, соотносить, сравнивать, оценивать свои знания. Решать задачи в 1-2 действия на сложение и вычитание; находить длину ломаной, состоящей из 3-4 звеньев. |
Развитие внимания и памяти посредством заданий
|
3 |
Выражение с переменной. Решение уравнений с неизвестным слагаемым. |
1 |
Называть компоненты и результаты сложения и вычитания. Решать уравнения на нахождение неизвестного слагаемого на основе знаний о взаимосвязи чисел при сложении |
Развитие внимания и памяти посредством заданий
|
4 |
Решение уравнений с неизвестным уменьшаемым и вычитаемым. |
1 |
Решать уравнения на нахождение неизвестного уменьшаемого на основе знаний о взаимосвязи чисел при вычитании. |
Развитие внимания и памяти посредством заданий
|
5 |
Обозначение геометрических фигур буквами. |
1 |
Обозначать геометрические фигуры буквами. Измерять стороны треугольника, Чертить отрезки заданной длины, делить их на части. |
Коррекция внимания, памяти
|
6 |
Умножение. Связь между компонентами и результатом умножения. |
1 |
Использовать знания о конкретном смысле умножения при решении примеров. Закреплять знания о связи между компонентами и результатом умножения. Совершенствовать вычислительные навыки, умения решать задачи. |
Развитие внимания и памяти посредством заданий
|
7 |
Чётные и нечётные числа. Таблица умножения и деления на 3. |
1 |
Определять чётные и нечётные числа, используя признак делимости на 2. Совершенствовать вычислительные навыки, используя знания таблицы умножения и деления на 3. |
Развитие внимания и памяти посредством заданий
|
8 |
Решение задач с величинами: цена, количество, стоимость. |
1 |
Называть связи между величинами: цена, количество, стоимость |
Коррекция памяти, слухового восприятия
|
9 |
Порядок выполнения действий. |
1 |
Применять правила порядка выполнения действий в выражениях в 2-3 действия (со скобками и без них). |
Развитие внимания и памяти посредством заданий
|
10 |
Закрепление. Решение задач. |
1 |
Называть зависимости между пропорциональными величинами: расход ткани на один предмет, количество предметов, расход ткани на все предметы. |
Развитие внимания и памяти посредством заданий
|
11 |
Закрепление пройденного. Таблица умножения. |
1 |
Применять знание таблицы умножения при вычислении значений числовых выражений. Объяснять решение текстовых задач. |
Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях |
12 |
Задачи на увеличение числа в несколько раз. |
1 |
Объяснять смысл выражения «больше в 2 (3, 4, …) раза». Применять полученные знания для решения простых задач на увеличение числа в несколько раз |
Совершенствование пространственной ориентации
|
13 |
Задачи на уменьшение числа в несколько раз. |
1 |
Объяснять смысл выражения «меньше в 2 (3, 4, …) раза». Объяснять решение задач на уменьшение числа на несколько единиц и на уменьшение числа в несколько раз. |
Совершенствование пространственной ориентации
|
14 |
Умножение пяти, на 5 и соответствующие случаи деления. |
1 |
Воспроизводить по памяти таблицу умножения и соответствующие случаи деления с числом 5. Применять знание таблицы умножения при вычислении значений числовых выражений. |
Формирование умения переключать внимание |
15 |
Задачи на кратное сравнение. |
1 |
Решать задачи арифметическими способами. Объяснять выбор действия для решения. |
Коррекция и развитие памяти, внимания
|
16 |
Решение задач на кратное сравнение |
1 |
Составлять план решения задачи. Действовать по предложенному или самостоятельно составленному плану. |
Коррекция и развитие памяти, внимания
|
17 |
Умножение шести, на 6 и соответствующие случаи деления. Решение задач. |
1 |
Воспроизводить по памяти таблицу умножения и соответствующие случаи деления с числом 6. Применять знание таблицы умножения при вычислении значений числовых выражений. |
Коррекция и развитие мыслительной деятельности
|
18 |
Решение задач. Приемы умножения для случаев вида: 23 ∙ 4, 4 ∙23
|
1 |
Применять полученные знания для решения задач. Применять знание таблицы умножения при вычислении значений числовых выражений |
Развитие внимания и памяти посредством заданий
|
19 |
Задачи на нахождение четвёртого пропорционального |
1 |
Составлять план решения задачи на нахождение четвёртого пропорционального. |
Развитие внимания и памяти посредством заданий |
20 |
Решение задач. Виды треугольников
|
1 |
Применять полученные знания для решения задач. Применять знание таблицы умножения при вычислении значений числовых выражений. |
Развитие внимания и памяти посредством заданий |
21 |
Умножение семи, на 7 и соответствующие случаи деления. |
1 |
Составлять таблицу умножения и соответствующие случаи деления с числом 7.Вычислять значения числовых выражений с изучаемыми действиями |
Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях |
22 |
Площадь. Единицы площади. |
1 |
Сравнивать геометрические фигуры по площади «на глаз», путём наложения одной фигуры на другую, с использованием подсчёта квадратов. |
Развитие памяти, логического мышления
|
23 |
Площадь прямоугольника. Приемы устного умножения и деления
|
1 |
Вычислять площадь прямоугольника (найти длину и ширину в одинаковых единицах, а потом вычислить произведение полученных чисел). |
Развитие памяти, логического мышления
|
24 |
Умножение восьми, на 8 и соответствующие случаи деления. |
1 |
Составлять таблицу умножения и соответствующие случаи деления с числом 8.Вычислять значения числовых выражений с изучаемыми действиями |
Развитие внимания и памяти посредством заданий
|
25 |
Решение задач. Единицы массы. |
1 |
Анализировать задачи, устанавливать зависимости между величинами, составлять план решения задачи, решать текстовые задачи разных видов. |
Коррекция и развитие памяти, внимания
|
26 |
Умножение девяти, на 9 и соответствующие случаи деления. |
1 |
Составлять таблицу умножения и соответствующие случаи деления с числом 9.Вычислять значения числовых выражений с изучаемыми действиями. |
Развитие внимания и памяти посредством заданий
|
27 |
Квадратный дециметр. Приемы деления для случаев вида: 87 : 29, 66 : 22
|
1 |
Измерять площади фигур в квадратных дециметрах. Находить площадь прямоугольника и квадрата. Совершенствовать знание таблицы умножения, умения решать задачи. |
Развитие зрительного восприятия, памяти, логического мышления, мелкой моторики
|
28 |
Таблица умножения. Решение задач. Проверка деления умножением. |
1 |
Совершенствовать знание таблицы умножения, решать задачи. Выполнять задания на логическое мышление. |
Развитие зрительного восприятия, памяти, логического мышления, мелкой моторики |
29 |
Квадратный метр. |
1 |
Измерять площади фигур в квадратных метрах. Находить площадь прямоугольника и квадрата. Совершенствовать знание таблицы умножения, умения решать задачи. |
Развитие зрительного восприятия, памяти, логического мышления, мелкой моторики
|
30 |
Умножение на 1 и 0. |
1 |
Умножать любое число на 1 и 0. Совершенствовать знание таблицы умножения, умения решать задачи. Выполнять задания на логическое мышление |
Развитие внимания и памяти посредством заданий |
31 |
Единицы времени. |
1 |
Называть единицы времени: год, месяц, неделя. Отвечать на вопросы, используя табель-календарь. Переводить одни единицы времени в другие: мелкие в более крупные и крупные в более мелкие, используя соотношения между ними. |
Развитие внимания, памяти.
|
32 |
Приёмы умножения и деления для случаев вида 20 · 3, 3 · 20, 60 : 3. Случаи деления вида 80 : 20. |
1 |
Объяснять приёмы умножения и деления на однозначное число двузначных чисел, оканчивающихся нулём; знакомиться с приёмом деления двузначных чисел, оканчивающихся нулями. |
Развитие внимания и памяти посредством заданий |
33 |
Приёмы деления вида 69 : 3, 78 : 2. Деление с остатком. |
1 |
Применять правило деления суммы на число и использовать его при решении примеров и задач. Разъяснять смысл деления с остатком. Решать примеры и задачи на внетабличное умножение и деление. |
Развитие внимания и памяти посредством заданий |
34 |
Итоговая диагностика
|
1 |
Самоконтроль |
Диагностика мыслительных процессов, памяти, внимания. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.