Рабочая программа по математике и конструированию 3 класс
Оценка 4.8

Рабочая программа по математике и конструированию 3 класс

Оценка 4.8
docx
математика
02.02.2020
Рабочая программа по математике и конструированию 3 класс
матем и констр.docx

 

 

 

Пояснительная записка

Рабочая программа курс «Математика и конструирование» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.  На основе требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Целями изучения предмета «Математика и конструирование» в начальной школе являются:

·         обеспечить числовую грамотность детей, дать начальные геометрические представления.

·         усилить развитие логического мышления и пространственных представлений детей.

·         сформировать начальные элементы конструкторского мышления, т.е. научить анализировать представленный объект невысокой степени сложности, мысленно расчленяя его на основные составные части для детального исследования, собирать предложенный объект из частей, выбрав их из общего числа предлагаемых деталей, усовершенствовать объект по заданным условиям, по описанию его функциональных свойств или назначения на доступном для детей материале.

Задачами курса являются:

- преемственность с действующим в настоящее время курсом математики, который обеспечивает числовую грамотность учеников, умение решать текстовые задачи и т.д., и курсом трудового обучения, которая обеспечивает формирование трудовых навыков и навыков работы с различными материалами;

- усиление геометрической линии начального курса математики, обеспечивающей развитие пространственных представлений и воображения учащихся;

- усиление графической линии действующего курса трудового обучения, обеспечивающей умения изобразить на бумаге сконструированную модель и, наоборот, по чертежу собрать объект;

- привлечение дополнительного материала из математики и трудового обучения, который связан с идеей интеграции курса и обеспечивает формирование новых умений и знаний, важных для нового курса.

Общая характеристика учебного предмета, курса

 

Курс «Математика и конструирование» даёт возможность дополнить учебный предмет «математика» практической конструкторской деятельностью детей.

Изучение курса предполагает органическое единство мыслительной и практической деятельности учащихся во всем многообразии их взаимного влияния и дополнения одного вида деятельности другим; мыслительная деятельность и полученные математические знания создают основу, базу для овладения курсом, а специально организованная конструкторско-практическая деятельность, в свою очередь, не только обусловливает формирование элементов конструкторского и технического мышления, конструкторских и технических умений, но и способствует актуализации и закреплению в ходе практического использования математических знаний, умений, повышает уровень осознанности изученного математического материала, создает условия для развития логического мышления и пространственных представлениях учащихся.

Содержание курса «Математика и конструирование» определяет своеобразие методики его изучения, форм и приёмов организации занятий. Одновременно с изучением арифметического и геометрического материала и в единстве с ними выстраивается система задач и заданий конструкторского характера, расположенных в порядке нарастания трудностей и постепенного обогащения новыми элементами по моделированию и конструированию, основой освоения которых является практическая деятельность детей; предполагается поэтапное формирование навыков самостоятельного выполнения заданий, включающих в себя не только воспроизведение, но и выполнение самостоятельно некоторых элементов, а также включение элементов творческого характера; создаются условия для формирования навыков контроля и самоконтроля в ходе выполнения заданий.

В зависимости от вида занятии центр тяжести может быть сосредоточен на изучении математического материала при непременном наличии элементов конструкторско – практического материала или на конструкторско – практической деятельности учеников, в ходе которой активно используется и закрепляется ранее приобретённые математические знания и умения.

В методике проведения занятий учитываются возрастные особенности и возможности детей: часть материала излагается в занимательной форме: сказка, игра, загадка, диалог.

Изучение геометрического материала идёт на уровне представлений, а за основу изложения учебного материала берётся наглядность и практическая деятельность учащихся.

Особое внимание уделяется рассмотрению форм и взаимного расположения геометрических фигур на плоскости и в пространстве. Так, дети конструируют из моделей линейных и плоскостных геометрических фигур различные объекты, при этом уровень сложности учебных заданий такого вида постоянно растёт, и подводятся к возможности использования этих моделей не только для конструирования на плоскости, но и в пространстве, в частности для изготовления многогранников (пирамида, прямоугольный параллелепипед, куб) и их каркасов.

В 3-ем классе особое место занимают упражнения по преобразованию геометрических фигур. Продолжается работа по расширению геометрических знаний: идет знакомство с симметрией, более широко дается понятие периметра и площади фигур. Дети знакомятся с понятиями: симметрично, ось симметрии. Находят ось (оси) симметрии различных геометрических фигур практическим путем. Учатся строить точки и отрезки, симметричные данным. При изучении темы «Периметр» дети вначале практическим путем находят периметр геометрических фигур, затем, опираясь на свойства геометрических фигур, выводят формулы нахождения периметра прямоугольника, квадрата, треугольника, а также находят периметры более сложных по форме геометрических фигур.

Для формирования представлений о площади сначала уточняются представления детей о площади, затем площади фигур сравниваются с помощью различных мерок. Затем идет знакомство с единицами площади (1см2, 1дм2, 1м2), учатся измерять площадь прямоугольника и вычислять ее косвенным путем, который заключается в измерении длин сторон данной фигуры и в нахождении произведения полученных чисел.

Работа по изготовлению моделей геометрических фигур и композиций из них сопровождается вычерчиванием промежуточных или конечных результатов, учащиеся подводятся к пониманию роли и значения в конструкторской деятельности, у них формируются умения выполнять чертёж, читать его, вносить дополнения и др.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса.

Личностные:

У ученика будут сформированы:

  • Положительное отношение и интерес к изучению математики.
  • Целостное восприятие окружающего мира.
  • Развитая мотивация учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.
  • Рефлексивная самооценка, умение анализировать свои действия и управлять ими.
  • Навыки сотрудничества с взрослыми и сверстниками.
  •  Установка на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, к работе на результат.

Метапредметные

Ученик научится:

  • принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы её осуществления.
  • овладевать способами выполнения заданий творческого и поискового характера.
  • планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
  • овладевать логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
  • перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.
  • готовность слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.
  • овладевать базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

Предметные результаты

Ученик научится:

Использовать приобретённые математические знания для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также для оценки их количественных и пространственных отношений.

  • овладевать основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи, основами счёта, измерения, прикидки результата и его оценки, наглядного представления данных в разной форме (таблицы, схемы, диаграммы), записи и выполнения алгоритмов.
  • применять математические знания для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.
  • выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, выполнять и строить алгоритмы и стратегии в игре, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, представлять, анализировать и интерпретировать данные.

 

Содержание факультативного  курса: «математика и конструирование»
Основное содержание курса представлено двумя крупными разделами: «Геометрическая составляющая курса» и «Конструирование».
Курс «Математика и конструирование разработан как дополнение к курсу «Математика» в начальной школе.

Геометрическая составляющая.

Построение отрезка, равного данному, с использованием циркуля и линейки без делений. Виды треугольников по сторонам. 
Виды треугольников по углам. Построение треугольника по сторонам с использованием циркуля и линейки без деления. Треугольная правильная пирамида. Элементы треугольной пирамиды: грани, вершины, рёбра. Периметр многоугольника. Свойства диагоналей прямоугольника, квадрата. Построение прямоугольника на нелинованной бумаге. Площадь. Единицы площади. Деление окружности на 2,4 ,8 равных частей. Деление окружности на 3,6,12 равных частей. Деление отрезка пополам с использованием циркуля и линейки без делений. Вписанный в окружность треугольник.

Конструирование.

Изготовление моделей треугольников различных видов. Изготовление модели правильной треугольной пирамиды из двух бумажных полосок, разделенных на 4 равных равносторонних треугольника

Изготовление из бумажных полосок игрушки (флексатон – “гнущийся многоугольник”).

Изготовление по чертежу аппликации “Домик”

Изготовление по чертежу аппликации “Бульдозер”

Изготовление по технологической карте композицию “Яхты в море”

Изготовление многолепесткового цветка из цветной бумаги с использованием умений учащихся делить круг на 8 равных частей.

Изготовление модели часов с круглым циферблатом с использованием умений учащихся делить круг на 12 частей

Изготовление аппликации “Паровоз” с предварительным изготовлением чертежа по рисунку.

Конструктор и его виды. Назначение. Знакомство с деталями конструктора, монтажными инструментами. Приёмы работы с конструктором. Правила техники безопасности и личной гигиены при работе с конструктором и монтажными инструментами. Изучение правил. Организация рабочего места. Виды соединения деталей в конструкторе: обычное, шарнирное, жесткое, внахлестку. Подвижные и неподвижные механизмы. Сборка из деталей различных изделий.

Отрезок. Построение отрезка

Виды треугольников

Периметр многоугольника. Площадь фигуры.

Вычерчивание окружности. Деление окружности на равные части.

Техническое моделирование.

Систематизация и обобщение знаний. Подведение итогов по изучению теоретического материала. Выставка практических работ учащихся.

Описания содержания программы курса

Повторение (2 ч)

Повторение пройденного во 2 классе.

Отрезок. Построение отрезка, равного заданному, с использованием циркуля. Многоугольники            прямоугольники                             

Виды треугольников. Правильная треугольная пирамида. (7 ч)

Треугольник. Виды треугольника по сторонам: равносторонний и разносторонний, равнобедренный .

Построение треугольника по трём сторонам, заданным отрезками.                                       

Построение треугольника по трем сторонам, заданным их длинами. Соотношение между сторонами треугольниками.       Конструирование фигур из треугольников.                               

Виды треугольников по углам: прямоугольный, остроугольный, тупоугольный Представление о развертке правильной треугольной пирамиды

Практическая работа № 1

Изготовление модели правильной треугольной Ознакомление обучающихся с пирамиды из двух бумажных полосок, разделенных на 4 равных равносторонни треугольника                       

Практическая работа № 2.

Изготовление из бумажных полосок игрушки (флексатон – “гнущий многоугольник”).

Периметр многоугольника. Чертёж.     (11 ч)

Периметр многоугольника (квадрат)        Нахождение периметра разных многоугольников                                

Свойства диагоналей прямоугольника. Составление прямоугольников из данных частей  

Вычерчивание прямоугольника (квадрат) на нелинованной бумаге с использованием свойств его диагоналей    Ознакомление обучающихся с вычерчиванием прямоугольника с использованием свойств его диагоналей                                

Практическая работа № 3

Изготовление по чертежу аппликации “Домик”                        

Закрепление пройденного.

Свойства диагоналей

Вычерчивание прямоугольника Работать над вычерчиванием прямоугольника.                             

Практическая работа № 4.

Изготовление по чертежу аппликации “Бульдозер.

Практическая работа № 5.

Изготовление по технологической карте композицию “Яхты в море”                       

Площадь. Единицы площади. Площадь прямоугольника (квадрата).     (2 ч)

Площадь фигуры. Сравнение площадей. Единицы площадей. Площадь прямоугольника                                      

Вычисление площадей фигур, составленных из прямоугольников. Площадь прямоугольного треугольника.          

Вычерчивание окружности. Деление окружности на равные части. Взаимное расположение окружностей на плоскости.          (9 ч)

Вычерчивание круга. Деление круга на 2, 4, 8 равных частей                         

Практическая работа № 6

Изготовление многолепесткового цветка из цветной бумаги с использованием умений учащихся делить круг на 8 равных частей.    

Деление окружности (круга) на 3, 6, 12 равных частей                                    

Практическая работа № 7

Изготовление модели часов с круглым циферблатом с использованием умений учащихся делить круг на 12 частей                  

Взаимное расположение окружностей на плоскости                

Деление отрезка пополам с помощью циркуля и линейки без делений                                 

Взаимное расположение фигур на плоскости.                           

Практическая работа № 8

Изготовление аппликации “Паровоз” с предварительным изготовлением чертежа по рисунку     

Изготовление набора для геометрической игры “Танграм”. Составление различных фигур из всех ее элементов.    

Закрепление. Конструирование. (3 ч)

Изготовление из бумаги изделия способом оригами.

Техническое моделирование. Знакомство с транспортирующими машинами: их назначение, особенности, устройства, использование

Изготовление из деталей конструктора подъемного крана Работа с набором «Конструктор» Детали. Правила и приемы работы с деталями и инструментами набора.                               

Виды соединений.

Конструирование изделий с использованием деталей из набора «Конструктор» Усовершенствование изготовленных моделей.    

Систематизация и обобщение знаний. Проект «Наглядная геометрия»          Создание проекта «Наглядная геометрия».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тематическое планирование

 

Наименование разделов и тем

Количество часов (программа)

Количество часов (рабочая программа)

Практика

Контроль

1

Повторение геометрического материала.

2

2

 

 

2

Виды треугольников. Правильная треугольная пирамида.

7

7

2

 

3

Периметр многоугольника. Чертёж.

11

11

3

 

4

Площадь. Единицы площади. Площадь прямоугольника (квадрата).

2

 

 

2

3

 

5

Вычерчивание окружности. Деление окружности на равные части. Взаимное расположение окружностей на плоскости.

9

9

3

 

6

Закрепление. Конструирование.

3

3

 

1

Итого

34

34

13

1

 

Календарно – тематическое планирование

п/п

Тема урока

Характеристика деятельности учащихся

Примечание

Дата по плану

Дата по факту

Повторение (2 ч)

1-2

Повторение пройденного во 2 классе.

Отрезок. Построение отрезка, равного заданному, с использованием циркуля. Многоугольники

Ознакомление обучающихся с умением строить отрезки и

прямоугольники

 

 

 

Виды треугольников. Правильная треугольная пирамида. (7 ч)

3

Треугольник. Виды треугольника по сторонам: равносторонний и разносторонний, равнобедренный .

Ознакомление обучающихся с умением строить отрезки и разные виды треугольников

 

 

 

4

Построение треугольника по трём сторонам, заданным отрезками.

Ознакомление обучающихся с умением строить треугольники по трём сторонам

 

 

 

5

Построение треугольника по трем сторонам, заданным их длинами. Соотношение между сторонами треугольниками.

Ознакомление обучающихся с умением строить треугольники по трём сторонам и соотношения между сторонами треугольника

 

 

 

6

Конструирование фигур из треугольников.

Ознакомление обучающихся с измерением и сравниванием длин сторон при построении треугольника

 

 

 

7

Виды треугольников по углам: прямоугольный, остроугольный, тупоугольный

Ознакомление обучающихся с видами треугольников

 

 

 

8-9

Представление о развертке правильной треугольной пирамиды

Практическая работа № 1
Изготовление модели правильной треугольной Ознакомление обучающихся с пирамиды из двух бумажных полосок, разделенных на 4 равных равносторонних треугольника

Ознакомление обучающихся с развёрткой треугольной пирамиды. Изготовление модели треугольной пирамиды.

 

 

 

10

Практическая работа № 2.

Изготовление из бумажных полосок игрушки (флексатон – “гнущий многоугольник”).

Ознакомление обучающихся с изготовлением из бумажных полосок игрушки - флексатон

 

 

 

Периметр многоугольника. Чертёж.     (11 ч)

11

Периметр многоугольника (квадрат)

Нахождение периметра разных многоугольников

 

 

 

12

Свойства диагоналей прямоугольника. Составление прямоугольников из данных частей

Ознакомление обучающихся со свойствами диагоналей прямоугольника.

 

 

 

13

Вычерчивание прямоугольника (квадрат) на нелинованной бумаге с использованием свойств его диагоналей

Ознакомление обучающихся с вычерчиванием прямоугольника с использованием свойств его диагоналей

 

 

 

14

Практическая работа № 3

Изготовление по чертежу аппликации “Домик”

Ознакомление обучающихся с изготовлением аппликации по чертежу

 

 

 

15

Закрепление пройденного.

Свойства диагоналей

Вычерчивание прямоугольника

Работать над вычерчиванием прямоугольника.

 

 

 

16-17

Практическая работа № 4.

Изготовление по чертежу аппликации “Бульдозер.

Практическая работа № 5.

Изготовление по технологической карте композицию “Яхты в море”

Ознакомление обучающихся с изготовлением композиции по технологической карте.

 

 

 

Площадь. Единицы площади. Площадь прямоугольника (квадрата).     (2 ч)

18

Площадь фигуры. Сравнение площадей. Единицы площадей. Площадь прямоугольника

 

 

 

19

Вычисление площадей фигур, составленных из прямоугольников. Площадь прямоугольного треугольника.

Ознакомление обучающихся с вычислением площади прямоугольного треугольника и вычерчиванием круга

 

 

 

Вычерчивание окружности. Деление окружности на равные части. Взаимное расположение окружностей на плоскости.(9 ч)

20

Вычерчивание круга. Деление круга на 2, 4, 8 равных частей

Ознакомление обучающихся с вычерчиванием круга

 

 

 

21

Практическая работа № 6

Изготовление многолепесткового цветка из цветной бумаги с использованием умений учащихся делить круг на 8 равных частей.

Ознакомление обучающихся с делением круга на 8 равных частей.

 

 

 

22

Деление окружности (круга) на 3, 6, 12 равных частей

Ознакомление обучающихся с делением круга на 3, 6, 12 частей

 

 

 

23

Практическая работа № 7

Изготовление модели часов с круглым циферблатом с использованием умений учащихся делить круг на 12 частей

Умение использовать деление круга на 12 частей в изготовлении модели часов

 

 

 

24

Взаимное расположение окружностей на плоскости

Ознакомление обучающихся со взаимным расположением окружностей на плоскости

 

 

 

25

Деление отрезка пополам с помощью циркуля и линейки без делений

Ознакомление обучающихся с делением отрезка пополам с помощью циркуля

 

 

 

26

Взаимное расположение фигур на плоскости.

Ознакомление обучающихся с взаимным расположением фигур на плоскости

 

 

 

27

Практическая работа № 8

Изготовление аппликации “Паровоз” с предварительным изготовлением чертежа по рисунку

Ознакомление обучающихся с предварительным изготовлением чертежа по рисунку.

 

 

 

28

Изготовление набора для геометрической игры “Танграм”. Составление различных фигур из всех ее элементов.

Ознакомление обучающихся с составлением различных фигур для геометрической игры «Танграм

 

 

 

Закрепление. Конструирование.    (3 ч)

29-30

Изготовление из бумаги изделия способом оригами.

Техническое моделирование. Знакомство с транспортирующими машинами: их назначение, особенности, устройства, использование

Ознакомление обучающихся с техническим моделированием в технике «оригами», изготовление изделий в этой технике.

 

 

 

31

Изготовление из деталей конструктора подъемного крана Работа с набором «Конструктор» Детали. Правила и приемы работы с деталями и инструментами набора.

Ознакомление обучающихся с конструктором и правилами работы с ним.

 

 

 

32-33

Виды соединений.

Конструирование изделий с использованием деталей из набора «Конструктор» Усовершенствование изготовленных моделей.

Ознакомление обучающихся с различными видами соединений из набора конструктора.

 

 

 

34

Систематизация и обобщение знаний. Проект «Наглядная геометрия»

Создание проекта «Наглядная геометрия».

 

 

 

 

 

 

 

 

Требования к уровню подготовки учащихся.

Ученик научится:

  • выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, выполнять и строить алгоритмы и стратегии в игре, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами;
  • чертить окружности, чертить и изготавливать модели: треугольника, прямоугольника (квадрата), круга;
  • изготавливать несложные изделия по технологической карте и по технологическому рисунку, составлять несложные технологические карты;
  • читать чертеж и изготавливать по чертежу несложные изделия, вносить изменения в изделие по изменениям, внесенным в его чертеж;
  • собирать несложные изделия из деталей набора «Конструктор» по рисункам готовых образцов;
  • делить фигуры на части по заданным условиям и составлять фигуры из частей, преобразовывать фигуры по заданным условиям

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Рабочая программа по математике и конструированию 3 класс

Рабочая программа по математике и конструированию 3 класс

Пояснительная записка Рабочая программа курс «Математика и конструирование» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования

Пояснительная записка Рабочая программа курс «Математика и конструирование» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования

Содержание курса «Математика и конструирование» определяет своеобразие методики его изучения, форм и приёмов организации занятий

Содержание курса «Математика и конструирование» определяет своеобразие методики его изучения, форм и приёмов организации занятий

Работа по изготовлению моделей геометрических фигур и композиций из них сопровождается вычерчиванием промежуточных или конечных результатов, учащиеся подводятся к пониманию роли и значения в конструкторской…

Работа по изготовлению моделей геометрических фигур и композиций из них сопровождается вычерчиванием промежуточных или конечных результатов, учащиеся подводятся к пониманию роли и значения в конструкторской…

Содержание факультативного курса: «математика и конструирование»

Содержание факультативного курса: «математика и конструирование»

Периметр многоугольника. Площадь фигуры

Периметр многоугольника. Площадь фигуры

Площадь фигуры. Сравнение площадей

Площадь фигуры. Сравнение площадей

Тематическое планирование №

Тематическое планирование №

Повторение пройденного во 2 классе

Повторение пройденного во 2 классе

Практическая работа № 4. Изготовление по чертежу аппликации “Бульдозер

Практическая работа № 4. Изготовление по чертежу аппликации “Бульдозер

Взаимное расположение окружностей на плоскости

Взаимное расположение окружностей на плоскости

Виды соединений. Конструирование изделий с использованием деталей из набора «Конструктор»

Виды соединений. Конструирование изделий с использованием деталей из набора «Конструктор»

Рабочая программа по математике и конструированию 3 класс

Рабочая программа по математике и конструированию 3 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.02.2020