Пояснительная записка
Примерная программа по учебному предмету "Математика" составлена на основании Закона Донецкой Народной Республики "Об образовании" (принят Постановлением Народного Совета 19 июня 2015 года, с изменениями, внесенными Законами от 04.03.2016 № 111-IНС, от 03.08.2018 № 249-IНС от 12.06.2019 № 41-IIНС, от 18.10.2019 № 64-IIНС, от 13.12.2019 № 75-IIНС, от 06.03.2020 № 107-IIНС, от 27.03.2020 № 116-IIНС); Государственного образовательного стандарта начального общего образования Донецкой Народной Республики (утвержден приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 07.08.2020 г. № 119-НП (в ред. Приказа Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 23 июня 2021 г. № 78-НП)), в соответствии с требованиями Примерной основной образовательной программы начального общего образования (далее – ПООП НОО) Донецкой Народной Республики (утверждена приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 13.08.2021г. № 682), с учетом учебно-методического комплекса «Школа России», ««Математика» 1-4классы: / М.И. Моро, С.И. Волкова и др. – М.: Просвещение, 2016».
Обучение математике является важнейшей составляющей начального общего образования. Этот предмет играет важную роль в формировании у младших школьников умения учиться.
Начальное обучение математике закладывает основы для формирования приёмов умственной деятельности: школьники учатся проводить анализ, сравнение, классификацию объектов, устанавливать причинно-следственные связи, закономерности, выстраивать логические цепочки рассуждений. Изучая математику, они усваивают определённые обобщённые знания и способы действий. Универсальные математические способы познания способствуют целостному восприятию мира, позволяют выстраивать модели его отдельных процессов и явлений, а также являются основой формирования универсальных учебных действий. Универсальные учебные действия обеспечивают усвоение предметных знаний и интеллектуальное развитие учащихся, формируют способность к самостоятельному поиску и усвоению новой информации, новых знаний и способов действий, что составляет основу умения учиться. Усвоенные в начальном курсе математики знания и способы действий необходимы не только для дальнейшего успешного изучения математики и других школьных дисциплин, но и для решения многих практических задач во взрослой жизни.
Основными целями начального обучения математике являются:
-Математическое развитие младших школьников.
-Формирование системы начальных математических знаний.
-Воспитание интереса к математике, к умственной деятельности.
Начальный курс математики является курсом интегрированным: в нём объединён арифметический, геометрический и алгебраический материал.
Содержание обучения представлено в программе разделами: «Числа и величины», «Арифметические действия», «Текстовые задачи», «Пространственные отношения. Геометрические фигуры», «Геометрические величины», «Работа с информацией».
Место предмета «Математика» в учебном плане
На изучение предмета в начальной школе в каждом классе отводится по 4 часа в неделю:1 классе –132 часа (33 недели); во 2-4 классах – 136 часов (34 недели).
Распределение учебных часов на
изучение тем программы
по курсу «Математика» в 4 классе
№ п/п |
Тема |
Количество часов |
|
по программе |
по факту |
||
1 |
Числа от 1 до 1000. Арифметические действия Повторение. |
14 |
13 (-08.09) |
2 |
Числа, которые больше 1000. Нумерация. |
10 |
10 |
3 |
Величины. |
16 |
16 |
4 |
Числа, которые больше 1000. Сложение и вычитание. |
11 |
11 |
5 |
Умножение и деление |
17 |
15 (-04.11) |
6 |
Числа, которые больше 1000. Умножение и деление. |
40+22 |
40+22 (-23.02, 08.03) |
7 |
Повторение и закрепление знаний |
5 |
5 |
Всего: |
136 |
132 |
При сокращении часов на изучение учебного предмета из-за праздничных дней по темам «Числа, которые больше 1000. Нумерация»; «Умножение и деление»; «Числа, которые больше 1000. Умножение и деление» планируемые результаты освоения программы будут достигнуты за счет интенсификации образовательного процесса.
Класс |
Общее количество работ |
Вид контроля |
Количество |
4 класс |
13 |
тестовая форма |
8 |
комбинированная контрольная работа |
5 |
Календарно-тематическое планирование
Математика
4 класс (136 ч., 4 часа в неделю)
№ п/п |
№ урока в теме |
Наименование раздела, тем уроков |
Дата проведения |
При ме чание |
|
по плану |
по факту |
||||
Тема 1. Числа от 1 до 1000. Повторение (13 ч.) |
|||||
1 |
1 |
Нумерация. Счет предметов. Разряды. |
|
|
|
2 |
2 |
Числовые выражения. Порядок выполнения действий. |
|
|
|
3 |
3 |
Сложение и вычитание. Нахождение суммы нескольких слагаемых. |
|
|
|
4 |
4 |
Вычитание трехзначных чисел вида 607-463, 903-574 |
|
|
|
5 |
5 |
Приемы письменного умножения трехзначных чисел на однозначные. |
|
|
|
6 |
6 |
Приемы письменного умножения трехзначных чисел на однозначные. |
|
|
|
7 |
7 |
Приемы письменного деления на однозначное число. |
|
|
|
8 |
8 |
Приемы письменного деления на однозначное число. |
|
|
|
9 |
9 |
Столбчатые диаграммы. Знакомство со столбчатыми диаграммами. Чтение и составление столбчатых диаграмм. Самостоятельная работа |
|
|
|
10 |
10 |
Закрепление изученного материала по теме: «Арифметические действия». «Что узнали. Чему научились» |
|
|
|
11 |
11 |
Контрольная работа № 1 (комбинир.) по теме: «Арифметические действия. Повторение». |
|
|
|
12 |
12 |
Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. Закрепление изученного материала. |
|
|
|
13 |
13 |
Взаимная проверка знаний: «Помогаем друг другу сделать шаг к успеху». Работа в паре по тесту «Верно? Неверно?» |
|
|
|
Тема 2. Числа, которые больше 1000. Нумерация (10 ч.) |
|||||
14 |
1 |
Разряды и классы. Чтение и записьмногозначных чисел. |
|
|
|
15 |
2 |
Разрядные слагаемые. Представление числа в виде суммы разрядных слагаемых. |
|
|
|
16 |
3 |
Представление числа в виде суммы разрядных слагаемых.Сравнение чисел. |
|
|
|
17 |
4 |
Увеличение (уменьшение) числа в 10, 100, 1000 раз. |
|
|
|
18 |
5 |
Нахождение общего количества единиц определенного разряда в данном числе. |
|
|
|
19 |
6 |
Класс миллионов и класс миллиардов. Сам. работа |
|
|
|
20 |
7 |
Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились» |
|
|
|
21 |
8 |
Контрольная работа № 2 (тестовая) по теме: «Нумерация чисел больше 1000». |
|
|
|
22 |
9 |
Работа над ошибками. Закрепление по теме: «Нумерация чисел больше 1000». |
|
|
|
23 |
10 |
Наши проекты: «Числа вокруг нас». Создание математического справочника «Наш город». |
|
|
|
Тема 3. Величины (16 ч.) |
|||||
24 |
1 |
Работа над ошибками Единицы длины. Километр. Таблица единиц длины. |
|
|
|
25 |
2 |
Таблица единиц длины. Закрепление. |
|
|
|
26 |
3 |
Единицы площади. Квадратный километр, квадратный миллиметр. Палетка. Измерение площади фигуры с помощью палетки. |
|
|
|
27 |
4 |
Ар. Гектар. |
|
|
|
28 |
5 |
Таблица единиц площади. Проверка вычислительных навыков. |
|
|
|
29 |
6 |
Единицы массы. Тонна. Центнер. |
|
|
|
30 |
7 |
Нахождение нескольких долей целого. Понятие о «дробях» |
|
|
|
31 |
8 |
Числитель и знаменатель дроби. Наглядное изображение дробей с помощью геометрических фигур |
|
|
|
32 |
9 |
Сравнение дробей с одинаковыми знаменателями |
|
|
|
33 |
10 |
Таблица единиц массы. |
|
|
|
34 |
11 |
Единицы времени. Год. |
|
|
|
35 |
12 |
Сутки. Время от 0 до 24 часов. Секунда. |
|
|
|
36 |
13 |
Решение задач. Век. Таблица единиц времени. |
|
|
|
37 |
14 |
Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились». Самостоятельная работа по теме: «Величины». |
|
|
|
38 |
15 |
Контрольная работа № 3 (тестовая) по теме: «Величины». |
|
|
|
39 |
16 |
Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. Повторение пройденного. |
|
|
|
Тема 4. Числа, которые больше 1000. Т. 4.1. Сложение и вычитание (11 ч.) |
|||||
40 |
1 |
Перестановка и группировка слагаемых. Письменные случаи вычитания вида 1000-124, 30007-648 |
|
|
|
41 |
2 |
Перестановка и группировка слагаемых. Письменные случаи вычитания вида 1000-124, 30007-648 |
|
|
|
42 |
3 |
Нахождение неизвестного слагаемого. |
|
|
|
43 |
4 |
Нахождение неизвестного уменьшаемого, вычитаемого. |
|
|
|
44 |
5 |
Решение задач на нахождение нескольких долей целого. |
|
|
|
45 |
6 |
Решение задач. |
|
|
|
46 |
7 |
Сложение и вычитание величин. |
|
|
|
47 |
8 |
Задачи на уменьшение и увеличение числа в несколько раз, сформулированные в косвенной форме. |
|
|
|
48 |
9 |
Закрепление по теме: «Сложение и вычитание». |
|
|
|
49 |
10 |
Контрольная работа № 4 (тестовая) по теме: «Сложение и вычитание многозначных чисел». |
|
|
|
50 |
11 |
Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. Решение задач изученных видов. |
|
|
|
Т.4.2. Умножение и деление (15 ч.) |
|||||
51 |
1 |
Умножение и его свойства. Умножение на 0 и 1. |
|
|
|
52 |
2 |
Письменные приемы умножения. |
|
|
|
53 |
3 |
Умножение чисел, запись которых заканчивается нулями. |
|
|
|
54 |
4 |
Нахождение неизвестного множителя. Сам. работа |
|
|
|
55 |
5 |
Деление на однозначное число. |
|
|
|
56 |
6 |
Письменные приемы деления многозначного числа на однозначное. |
|
|
|
57 |
7 |
Письменные приемы деления. Решение задач в косвенной форме на увеличение (уменьшение) в несколько раз. |
|
|
|
58 |
8 |
Деление многозначных чисел на однозначные Решение задач. |
|
|
|
59 |
9 |
Деление многозначных чисел на однозначные, когда в записи частного есть нули. |
|
|
|
60 |
10 |
ПА. Контрольная работа № 5 (комбинир.) |
|
|
|
61 |
11 |
Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. Решение задач. |
|
|
|
62 |
12 |
Деление многозначных чисел. Решение задач. |
|
|
|
63 |
13 |
Деление многозначных чисел. Решение задач. |
|
|
|
64 |
14 |
Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились». |
|
|
|
65 |
15 |
Контрольная работа № 6 (тестовая) по теме «Умножение и деление многозначных чисел» |
|
|
|
Тема 5. Числа, которые больше 1000. Умножение и деление (продолжение) (40 ч.) |
|||||
66 |
1 |
Т.5.1. Зависимости между величинами: скорость, время, расстояние (5 ч.) Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. Скорость. Время. Расстояние. Единицы скорости. |
|
|
|
67 |
2 |
Взаимосвязь между скоростью, временем и расстоянием. Задачи на движение. |
|
|
|
68 |
3 |
Взаимосвязь между скоростью, временем и расстоянием. |
|
|
|
69 |
4 |
Связь между скоростью, временем и расстоянием. |
|
|
|
70 |
5 |
Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились». Самостоятельная работа |
|
|
|
71 |
6 |
Тема 5.2. Умножение и деление (9 ч.) Умножение числа на произведение. |
|
|
|
72 |
7 |
Письменное умножение на числа, оканчивающиеся нулями. |
|
|
|
73 |
8 |
Письменное умножение на числа, оканчивающиеся нулями. |
|
|
|
74 |
9 |
Письменное умножение двух чисел, оканчивающихся нулями. |
|
|
|
75 |
10 |
Контрольная работа № 7 (тестовая) по теме «Умножение на числа, оканчивающиеся нулями». |
|
|
|
76 |
11 |
Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. Решение задач на встречное движение. |
|
|
|
77 |
12 |
Перестановка и группировка множителей |
|
|
|
78 |
13 |
Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились» |
|
|
|
79 |
14 |
Взаимная проверка знаний: «Помогаем друг другу сделать шаг к успеху». Работа в паре по тесту «Верно? Неверно?». |
|
|
|
80 |
15 |
Тема 5.3. Деление (13 ч.) Деление числа на произведение. |
|
|
|
81 |
16 |
Деление с остатком на 10, 100, 1000. |
|
|
|
82 |
17 |
Решение задач на нахождение четвертого пропорционального. |
|
|
|
83 |
18 |
Контрольная работа № 8 (тестовая) |
|
|
|
84 |
19 |
Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями. |
|
|
|
85 |
20 |
Деление на числа, оканчивающиеся нулями. |
|
|
|
86 |
21 |
Деление на числа, оканчивающиеся нулями. |
|
|
|
87 |
22 |
Деление на числа, оканчивающиеся нулями. |
|
|
|
88 |
23 |
Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. Решение задач на движение в противоположных направлениях. |
|
|
|
89 |
24 |
Решение задач на движение в противоположных направлениях. Самостоятельная работа |
|
|
|
90 |
25 |
Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились». |
|
|
|
91 |
26 |
Контрольная работа № 9 (тестовая) «Проверим себя и оценим свои достижения» |
|
|
|
92 |
27 |
Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. Повторение пройденного материала. Проект ««Математика вокруг нас». Составление сборника математических задач и заданий. |
|
|
|
93 |
28 |
Т. 5.4. Письменное умножение многозначного числа на двузначное и трёхзначное число (13 ч.) Умножение числа на сумму. Устные приемы умножения вида 12·15, 40·32 |
|
|
|
94 |
29 |
Письменное умножение на двузначное число. |
|
|
|
95 |
30 |
Письменное умножение на двузначное число. |
|
|
|
96 |
31 |
Решение задач на нахождение неизвестного по двум разностям. |
|
|
|
97 |
32 |
Решение задач на нахождение неизвестного по двум разностям. Самостоятельная работа |
|
|
|
98 |
33 |
Письменное умножение на трехзначное число. |
|
|
|
99 |
34 |
Письменное умножение на трехзначное число. |
|
|
|
100 |
35 |
Письменное умножение на трехзначное число. |
|
|
|
101 |
36 |
Закрепление по теме: «Умножение на двузначное и трехзначное число». |
|
|
|
102 |
37 |
Контрольная работа № 10 (комбинир.) по теме «Умножение на двузначное и трехзначное число». |
|
|
|
103 |
38 |
Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились» |
|
|
|
104 |
39 |
Закрепление по теме: «Умножение на двузначное и трехзначное число». |
|
|
|
105 |
40 |
Закрепление по теме: «Умножение на двузначное и трехзначное число». |
|
|
|
Тема 6. Числа, которые больше 1000. Умножение и деление (продолжение) (22 ч.) |
|||||
106 |
1 |
Т.6.1. Письменное деление многозначного числа на двузначное и трёхзначное число (20 ч.) Письменное деление на двузначное число. |
|
|
|
107 |
2 |
Письменное деление с остатком на двузначное число. |
|
|
|
108 |
3 |
Деление на двузначное число. |
|
|
|
109 |
4 |
Деление на двузначное число. |
|
|
|
110 |
5 |
Деление на двузначное число с подбором пробной цифры в частном. |
|
|
|
111 |
6 |
Деление на двузначное число. Решение задач. |
|
|
|
112 |
7 |
Деление на двузначное число. Решение задач и уравнений |
|
|
|
113 |
8 |
Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. Деление на двузначное число. Решение задач и уравнений |
|
|
|
114 |
9 |
Деление на двузначное число, когда в частном есть нули. |
|
|
|
115 |
10 |
Деление на двузначное число. Сам. работа |
|
|
|
116 |
11 |
Деление на двузначное число. Закрепление. |
|
|
|
117 |
12 |
Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились» |
|
|
|
118 |
13 |
Контрольная работа № 11 (тестовая) по теме: «Деление на двузначное число». |
|
|
|
119 |
14 |
Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. Письменное деление на трехзначное число. |
|
|
|
120 |
15 |
Письменное деление на трехзначное число. |
|
|
|
121 |
16 |
Письменное деление на трехзначное число. |
|
|
|
122 |
17 |
Проверка умножения делением. |
|
|
|
123 |
18 |
Проверка умножения делением. |
|
|
|
124 |
19 |
Решение задач на нахождение времени совместной работы. Куб. Пирамида. Шар. Цилиндр. Конус. Параллелепипед. Развёртка куба. Развёртка пирамиды. Развёртка параллелепипеда. Развёртка конуса. Развёртка цилиндра. Изготовление моделей куба, пирамиды, параллелепипеда, цилиндра, конуса |
|
|
|
125 |
20 |
Повторение пройденного. |
|
|
|
126 |
21 |
ПА. Контрольная работа № 12 (комбинир.) |
|
|
|
127 |
22 |
Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились». |
|
|
|
Тема 7. Повторение и закрепление знаний (5 ч.) |
|||||
128 |
1 |
Сложение и вычитание. Умножение и деление. |
|
|
|
129 |
2 |
Величины. |
|
|
|
130 |
3 |
Контрольная работа № 13 (тестовая) |
|
|
|
131 |
4 |
Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. Порядок выполнения действий. Решение задач изученных видов. |
|
|
|
132 |
5 |
Итоговый урок за год. |
|
|
|
133-136 |
|
Резерв времени. |
|
|
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.