Муниципальное общеобразовательное учреждение Горекинская основная общеобразовательная школа Муниципального района «Улётовский район» Забайкальского края |
|
Принята: На педагогическом совете школы Протокол №_________________________ «__»___________________________ |
Утверждено Директор МОУ Горекинская ООШ Харин Р. В.__________________ «__»________________________________________ |
Рабочая программа
Музыка
Учитель: Васильева О. И.
Год составления: 2020-2021 учебный год
Класс: 3
Общее количество часов по плану: 34 часа
Количество часов в неделю: 1 час
Пояснительная записка
Предмет музыка в начальной школе имеет цель: формирование фундамента музыкальной культуры учащихся как части их общей и духовной культуры. Введение детей в многообразный мир музыкальной культуры через знакомство с музыкальными произведениями, доступными их восприятию и способствует решению следующих задач:
-формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное, активное восприятие музыки;
- воспитание эмоционально - ценностного отношения к искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине; уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира;
- развитие интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, учебно – творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности;
- освоение музыкальных произведений и знаний о музыке;
- овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности: пении, слушании музыки, игре на элементарных музыкальных инструментах, музыкально - пластическом движении и импровизации.
В программе также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.
Общая характеристика учебного предмета (курса)
Программа направлена на постижение закономерностей возникновения и развития музыкального искусства в его связях с жизнью, разнообразия форм его проведения и бытования в окружающем мире, специфики воздействия на духовный мир человека на основе проникновения в интонационно – временную природу музыки, ее жанрово – стилистические особенности. При этом, занятия музыкой и достижение предметных результатов ввиду специфики искусства неотделимы от достижения личностных и метапредметных результатов.
Постижение музыкального искусства учащимися подразумевает различные формы общения каждого ребенка с музыкой на уроке и во внеурочной деятельности. В сферу исполнительской деятельности учащихся входят: хоровое и ансамблевое пение; пластическое интонирование и музыкально - ритмические движения; игра на музыкальных инструментах; инсценирование (разыгрывание) песен, сюжетов сказок, музыкальных пьес программного характера; освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи. Помимо этого, дети проявляют творческое начало в размышлениях о музыке, импровизациях (речевой, вокальной, ритмической, пластической); в рисунках на темы полюбившихся музыкальных произведений, в составлении программы итогового концерта.
Предпочтительными формами организации учебного процесса на уроке являются:
групповая, коллективная работа с учащимися. В программе предусмотрены нетрадиционные формы проведения уроков: уроки-путешествия, уроки-игры, урок-экскурсия, уроки-концерты.
В рабочей программе учтен национально-региональный компонент, который предусматривает знакомство учащихся с музыкальными традициями, песнями и музыкальными инструментами коренных народов Урала и составляет 10% учебного времени.
Место предмета «Музыка» в учебном плане
В соответствии с новым Базисным учебным планом в 1 классе на учебный предмет «Музыка» отводится 33 часа (из расчета 1 час в неделю), во 2-4 классах-34 часа. Из которых, в соответствии с гигиеническими требованиями к условиям реализации образовательных программ 1 класса участвующего в муниципальном эксперименте по апробации ФГОС II поколения, программа рассчитана на 29(30) часов классно-урочной деятельности. Остальные 4 часа, музыкальных занятий направлены на снятие статического напряжения младшего школьника.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета «Музыка»
Основной задачей предмета «Музыка» является формирование и развитие эстетических и духовно-нравственных качеств личности. Известно, что эстетическое означает «чувственное». Отсюда распространенное мнение, что на уроках надо говорить о чувствах и настроениях, которые возникают в результате контакта с искусством. Любое чувство – это результат, реакция человека на какие-либо события или явления жизни, его эмоциональная оценка, следствие сознательных и подсознательных мыслительных процессов человека. Следовательно, общаясь с искусством, нужно думать, оценивать, анализировать и обсуждать, не само чувство, а причины породившие его. В результате содержанием музыкального произведения окажутся не только чувства, а общечеловеческие ценности духовного порядка, выраженные в чувствах. Таким образом, ученик познает музыкальное произведение как воплощение морально-нравственных понятий, что ведет к глубокому осмыслению музыки и духовному росту ученика.
Отличительная особенность программы - охват широкого культурологического пространства, которое подразумевает постоянные выходы за рамки музыкального искусства и включение в контекст уроков музыки сведений из истории, произведений литературы (поэтических и прозаических) и изобразительного искусства, что выполняет функцию эмоционально-эстетического фона, усиливающего понимание детьми содержания музыкального произведения. Основой развития музыкального мышления детей становятся неоднозначность их восприятия, множественность индивидуальных трактовок, разнообразные варианты «слушания», «видения», конкретных музыкальных сочинений, отраженные, например, в рисунках, близких по своей образной сущности музыкальным произведениям. Все это способствует развитию ассоциативного мышления детей, «внутреннего слуха» и «внутреннего зрения».
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы
по учебному предмету «Музыка»
Личностные результаты:
Личностные результаты освоения образовательной программы начального общего образования должны отражать готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества, сформированность основ гражданской идентичности.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Музыка»:
- чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов, музыки русской православной церкви, различных направлений современного музыкального искусства России;
- целостный, социально - ориетированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий на основе сопоставления произведений русской музыки и музыки других стран, народов, национальных стилей;
- умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, их понимание и оценка – умение ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности;
- уважительное отношение к культуре других народов; сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками;
- ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;
- формирование этических чувств доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- развитие музыкально – эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально – ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества.
Метапредметные результаты:
К метапредметным результатам обучающихся относятся освоенные ими при изучении одного, нескольких или всех предметов универсальные способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях, т.е. учебные действия учащихся, проявляющиеся в познавательной и практической деятельности:
- овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности;
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации в процессе познания содержания музыкальных образов; определять наиболее эффективные способы достижения результата в исполнительской и творческой деятельности;
- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; позитивная самооценка своих музыкально – творческих возможностей;
- овладение навыками смыслового прочтения содержания «текстов» различных музыкальных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами деятельности;
- приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений разных эпох, творческих направлений в соответствии с задачами коммуникации;
- формирование у младших школьников умения составлять тексты, связанные с размышлениями о музыке и личностной оценкой ее содержания, в устной и письменной форме;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщение, установления аналогий в процессе интонационно – образного и жанрового, стилевого анализа музыкальных сочинений и других видов музыкально – творческой деятельности;
- умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации (включая пособия на электронных носителях, обучающие музыкальные программы, цифровые образовательные ресурсы, мультимедийные презентации и т.д.).
Предметные результаты:
Предметные требования включают освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира.
- формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно – нравственном развитии;
- формирование общего представления о музыкальной картине мира;
- знание основных закономерностей музыкального искусства на примере изучаемых музыкальных произведений;
- формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
- формирование устойчивого интереса к музыке и различным видам (или какому- либо виду) музыкально - творческой деятельности;
- умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям;
- умение эмоционально и осознанно относиться к музыке различных направлений: фольклору, музыке религиозной, классической и современной; понимать содержание, интонационно – образный смысл произведений разных жанров и стилей;
- умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально – пластических композиций, исполнение вокально – хоровых произведений.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Основное содержание курса представлено следующими содержательными линиями: «Музыка в жизни человека»,«Основные закономерности музыкального искусства», «Музыкальная картина мира».
Музыка в жизни человека. Истоки возникновения музыки. Рождение музыки как естественное проявление человеческих чувств. Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека. Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров и стилей. Песня, танец, марш и их разновидности. Песенность, танцевальность, маршевость. Опера, балет, симфония, концерт, сюита, кантата, мюзикл. Отечественные народные музыкальные традиции. Народное творчество России. Музыкальный и поэтический фольклор: песни, танцы, действа, обряды, скороговорки, загадки,
Игры-драматизации. Историческое прошлое в музыкальных образах. Народная и профессиональная музыка. Сочинения отечественных композиторов о Родине. Духовная музыка в творчестве композиторов.
Основные закономерности музыкального искусства.
Интонационно-образная природа музыкального искусства. Выразительность и изобразительность в музыке. Интонация как озвученное состояние, выражение эмоций и мыслей. Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различие. Интонация – источник музыкальной речи. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, динамика, тембр, лад и др.). Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие. Композитор – исполнитель – слушатель. Особенности музыкальной речи в сочинениях композиторов, ее выразительный смысл. Нотная запись как способ фиксации музыкальной речи. Элементы нотной грамоты. Развитие музыки — сопоставление и столкновение чувств и мыслей человека, музыкальных интонаций, тем, художественных образов. Основные приёмы музыкального развития (повтор и контраст). Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений. Формы одночастные, двух и трехчастные, вариации, рондо и др.
Музыкальная картина мира.
Интонационное богатство музыкального мира. Общие представления о музыкальной жизни страны. Детские хоровые и инструментальные коллективы, ансамбли песни и танца. Выдающиеся исполнительские коллективы (хоровые, симфонические). Музыкальные театры. Конкурсы и фестивали музыкантов. Музыка для детей: радио и телепередачи, видеофильмы, звукозаписи (CD, DVD). Различные виды музыки: вокальная, инструментальная, сольная, хоровая, оркестровая. Певческие голоса: детские,
женские, мужские. Хоры: детский, женский, мужской, смешанный. Музыкальные инструменты. Оркестры: симфонический, духовой, народных инструментов. Народное и профессиональное музыкальное творчество разных стран мира. Многообразие этнокультурных, исторически
сложившихся традиций. Региональные музыкально-поэтические традиции: содержание, образная сфера и музыкальный язык. Ниже представлено тематическое планирование в соответствии с учебниками для общеобразовательных учреждений авторов Е. Д. Критской, Г. П. Сергеевой, Т. С. Шмагиной: «Музыка. 1 класс», «Музыка. 2 класс», «Музыка. 3 класс», «Музыка. 4 класс».
Развернутое тематическое планирование по музыке (3 класс) разработано на основе авторской программы «Музыка» Е. Д. Критской, Г. П. Сергеевой, Т. С. Шмагиной для 1–4 классов общеобразовательных учреждений (М.: Просвещение, 2011) и ориентировано на использование учебно-методического комплекта:
Критская, Е. Д. Музыка. 3 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений / Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина. – М. : Просвещение, 2017.
.
Интернет-ресурсы:
http://classic.chubrik.ru
http://www.music_dic.ru
http://dic.academic.ru/contents.nsf/dic_music
http://ru.wikipedia.org/wiki
Тематическое планирование
№ п/п |
Наиме- |
Тема
|
Количество часов |
Тип
|
Элементы
|
Требования
к уровню учащихся |
Вид
|
Элементы дополнительного содержания |
Домашнее задание |
Дата
|
||
план. |
факт. |
|||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
|
1 |
Пред- (13 ч) |
Мелодия – душа |
1 |
Комбинированный |
Образная природа музыкального искусства. Способность
музыки |
Учащиеся должны знать/понимать: |
Фронтальный |
|
Знать слова гимна России |
|
|
|
2 |
Природа и музыка |
1 |
Комбинированный |
Фронтальный |
|
Рисунок «Осень» |
|
|
||||
3 |
Звучащие картинки |
1 |
Комбинированный |
Индивидуальный |
|
Рисунок «Цветы России» |
|
|
||||
4 |
Виват, |
1 |
Комбинированный |
Фронтальный |
|
|
|
|
||||
5 |
Наша сла- |
1 |
Комбинированный |
Фронтальный |
|
|
|
|
||||
6 |
|
С. Прокофьев. Кан- |
1 |
Комбинированный |
|
– наиболее популярные в России музыкальные инструменты; – певческие голоса, виды оркестров и хоров |
Фронтальный |
|
Рассказ |
|
|
|
7 |
М. И. Глинка. Опера «Иван |
1 |
Комбинированный |
Песня, танец, марш как три основные области музыкального
искусства, неразрывно связанные |
Фронтальный |
|
Сооб- |
|
|
|||
8 |
С. Прокофьев. Утро. Портрет |
1 |
Комбинированный |
Роль исполнителя |
Учащиеся должны уметь: |
Фронтальный |
|
|
|
|
||
9 |
В каждой интонации спрятан |
1 |
Комбинированный |
Музыкальная инто- |
Фронтальный |
|
|
|
|
|||
10 |
С. Прокофьев. В детской. Игры |
1 |
Изучение нового материала |
Фронтальный; индиви-дуальный |
|
Рисунок «Любимая иг-рушка» |
|
|
||||
11 |
|
С. Прокофьев. |
1 |
Изучение нового материала |
нации. Средства музыкальной выразительности:
специфические (мелодия, лад и др.); неспецифические (ритм, темп, тембр, |
темп, тембр, динамика) в музыкальных произведениях (фрагментах); – передавать настроение музыки и его |
Фронтальный |
|
|
|
|
|
12 |
Радуйся, Мария! Богородице Дево, радуйся! |
1 |
Изучение нового материала |
Фронтальный |
|
|
|
|
||||
13 |
Древнейшая песнь материнства. Тихая моя, нежная моя,
|
1 |
Комбинированный |
Различные виды музыки: вокальная, инструментальная, сольная, хоровая, оркестровая |
Фронтальный; индивидуальный |
|
Рисунок о маме |
|
|
|||
14 |
Представления (17 ч) |
Вербное воскре- |
1 |
Изучение нового материала |
Особенности звучания различных видов оркестров: народных инструментов, духового, симфонического |
Учащиеся должны знать/понимать |
Фронтальный |
|
|
|
|
|
15 |
Святые земли Русской |
1 |
Изучение нового мате- |
Музыка в народных обрядах и обычаях |
Учащиеся должны знать/понимать смысл понятий ком- |
Фронтальный |
|
|
|
|
||
16 |
Настрою |
1 |
Изучение нового материала |
Песенность, танцевальность, маршевость как основа |
Учащиеся должны уметь: – исполнять в хоре вокальные произведения |
Фронтальный |
|
|
|
|
||
17 |
Певцы |
1 |
Изучение нового материала |
Музыка в народных обрядах и обычаях. Народные
музыкальные игры. Детский фольклор: музыкальные приговорки, |
Фронтальный |
|
|
|
|
|||
18 |
Былина |
1 |
Изучение нового материала |
Фронтальный |
|
|
|
|
||||
19 |
Звучащие картины |
1 |
Изучение нового материала |
Выразительность |
Фронтальный |
|
|
|
|
|||
20 |
|
Прощание с Масле- |
1 |
Изучение нового материала |
Музыка в народных обрядах и обычаях. Музыкальный
фольклор народов России |
Учащиеся должны знать/понимать образцы музыкального фольклора, народные музыкальные традиции родного края (праздники и обряды) |
Фронтальный |
|
Рассказ о Масленице |
|
|
|
21 |
М. И. Глинка. Опера «Руслан |
1 |
Изучение нового материала |
Песенность, танцевальность, маршевость как основа |
Учащиеся должны уметь определять |
Фронтальный |
|
|
|
|
||
22 |
К. Глюк. Опера «Орфей |
1 |
Изучение нового материала |
Особенность |
Учащиеся должны уметь определять |
Фронтальный |
|
Рисунок |
|
|
||
23 |
Океан – море синее. П. И. Чайковский. |
1 |
Изучение но- вого материала |
Песенность, танцевальность, марше вость как основа |
Учащиеся должны знать/понимать назва- ния изученных жанров и форм музыки |
Фронтальный |
|
|
|
|
||
24 |
В современных ритмах |
1 |
Изучение нового материала |
Тембровая окраска наиболее популярных в России
музыкальных инструментов и их вырази- |
Учащиеся должны знать/понимать наиболее популярные в России музыкальные инструменты |
Фронтальный |
|
|
|
|
||
25 |
Музыкальное состязание. Музыкальные инструменты.
Звучащие кар- |
1 |
Изучение нового материала |
Различные виды музыки: вокальная, инструментальная, сольная, хоровая, оркестровая |
Учащиеся должны знать/понимать: |
Фронтальный |
|
|
|
|
||
26 |
Музыкальные инструменты |
1 |
Изучение но- вого материала |
Связь народного напева с пластикой движений,
танцами, игрой на простых |
Фронтальный |
|
|
|
|
|||
27 |
Эдвард Григ. |
1 |
Изучение нового материала |
Композитор как создатель музыки. Роль исполнителя в донесении музыкального произведения до слушателя. Знакомство с творчеством отечественных и зарубежных композиторов-классиков |
Учащиеся должны знать/понимать названия изученных произведений и их авторов; уметь узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов |
Фронтальный |
|
Сообщение об Эдварде Григе |
|
|
||
28 |
Мир Людвига ван Бетховена |
1 |
Изучение нового материала |
|
Сообщение о Людвиге ван Бетхо- |
|
|
|||||
29 |
Чудо- |
1 |
Изучение нового материала |
Детские музыкальные радио- и телепередачи,
музыкальные аудиозаписи |
Учащиеся должны знать/понимать наиболее
популярные Уметь использовать приобретенные знания и умения для восприятия художественных образов народной, классической и современной музыки |
Фронтальный |
|
Рассказ о любимых детских композиторах, музыкальных героях мультфильмов, сказок |
|
|
||
30 |
Острый ритм – джаза звуки |
1 |
Изучение нового мате- |
Средства музыкальной выразительности: специфические (мелодия
и др.) |
Фронтальный |
|
|
|
|
|||
31 |
Представления (4 ч) |
Люблю я грусть |
1 |
Изучение нового материала |
Знакомство с творчеством отечественных и зарубежных
композиторов-классиков и современных композиторов Р. К. Щедрин, В. А. Моцарт, Р. Шуман, |
Фронтальный |
|
|
|
|
||
32 |
Мир |
1 |
Изучение нового материала |
Учащиеся должны знать/понимать названия изученных произведений и их авторов |
Фронтальный |
|
Сооб- |
|
|
|||
33 |
Певцы |
1 |
Изучение нового материала |
Композитор как |
Учащиеся должны уметь исполнять |
Фронтальный |
|
|
|
|
||
34 |
|
Прославим радость на Земле. |
1 |
Комбинированный |
Музыка как средство общения между |
Учащиеся должны уметь использовать приобретенные знания и навыки для передачи музыкальных впечатлений пластическими, изобразительными средствами и др. |
Фронтальный |
|
|
|
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.