Министерство общего и профессионального образования Ростовской области
Отдел образования Администрации Белокалитвинского района
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №12
347011, Ростовская обл, Белокалитвинский р-н, п. Коксовый, ул. Щаденко,5
Тел: 8-86-383-510-32
_____________________________________________________________________________
«Утверждаю»
Директор МБОУ СОШ №12
__________________А.А. Тимофеев
Приказ от 31.08.2022 г. № 477
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
( начальное общее образование)
по музыке
для 4 «А» класса
на 2022 -2023 учебный год
Количество часов в неделю: 1 ч.
Количество часов за год: 35 ч.
Количество часов в 2022 – 2023 учебном году: 35 ч.
Учитель:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по музыке разработана в соответствии:
· с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Приказ Министерства образования и науки от 06 октября 2009 года № 373 « Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»);
· с Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273 – ФЗ;
· с Уставом МБОУ СОШ № 12;
· с основной образовательной программой начального общего образования МБОУ СОШ №12;
· с Положением об учебной рабочей программе педагога в МБОУ СОШ №12;
· с установленным в учебном плане количеством часов;
· с учётом индивидуальных особенностей учащихся;
· с материально-техническими возможностями школы.
Рабочая программа разработана на основе:
• примерной образовательной программы по технологии и авторской программы по музыке - «Музыка. Начальная школа», авторов: Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой,Т. С. Шмагиной, М., Просвещение, 2019.
• календарного учебного графика на текущий учебный год;
• учебно-методического комплекта, соответствующего федеральному перечню:
1. Е.Д.Критская, Г.П.Сергеевая, Т. С. Шмагина, «Рабочие программы МУЗЫКА 1-4 классы»М., Просвещение, 2019.
2. Е.Д.Критская, Г.П.Сергеевая, Т. С. Шмагина Учебник «МУЗЫКА 4 класс »М., Просвещение, 2019.
3. Е.Д.Критская, Г.П.Сергеевая, Т. С. Шмагина Рабочая тетрадь «МУЗЫКА 4 класс »М., Просвещение, 2019.
Согласно действующему учебному плану МБОУ СОШ № 12 на 2022-2023 учебный год в рамках реализации ФГОС начального общего образования, рабочая программа для 4-го класса предусматривает обучение 35 ч в объёме, 1 час в неделю.
Количество часов на изучение курса в 2022 – 2023 учебном году – 35 ч, что позволяет в полном объёме выполнить государственную образовательную программу по предмету.
Региональный компонент осуществляется на каждом уроке фрагментарно.
Задачи программы:
Общая характеристика учебного предмета
Музыка в начальной школе является одним из основных предметов, обеспечивающих освоение искусства как духовного наследия, нравственного эталона образа жизни всего человечества. Опыт эмоционально-образного восприятия музыки, знания и умения, приобретенные при ее изучении, начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности обеспечат понимание неразрывной взаимосвязи музыки и жизни, постижение культурного многообразия мира. Музыкальное искусство имеет особую значимость для духовно-нравственного воспитания школьников, последовательного расширения и укрепления их ценностно-смысловой сферы, формирование способности оценивать и сознательно выстраивать эстетические отношения к себе и другим людям, Отечеству, миру в целом. Отличительная особенность программы - охват широкого культурологического пространства, которое подразумевает постоянные выходы за рамки музыкального искусства и включение в контекст уроков музыки сведений из истории, произведений литературы (поэтических и прозаических) и изобразительного искусства, что выполняет функцию эмоционально-эстетического фона, усиливающего понимание детьми содержания музыкального произведения. Основой развития музыкального мышления детей становятся неоднозначность их восприятия, множественность индивидуальных трактовок, разнообразные варианты «слышания», «видения», конкретных музыкальных сочинений, отраженные, например, в рисунках, близких по своей образной сущности музыкальным произведениям. Все это способствует развитию ассоциативного мышления детей, «внутреннего слуха» и «внутреннего зрения». Постижение музыкального искусства учащимися подразумевает различные формы общения каждого ребенка с музыкой на уроке и во внеурочной деятельности. В сферу исполнительской деятельности учащихся входят: хоровое и ансамблевое пение; пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения; игра на музыкальных инструментах; инсценирование (разыгрывание) песен, сюжетов сказок, музыкальных пьес программного характера; освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи. Помимо этого, дети проявляют творческое начало в размышлениях о музыке, импровизациях (речевой, вокальной, ритмической, пластической); в рисунках на темы полюбившихся музыкальных произведений, в составлении программы итогового концерта.
Описание места учебного предмета.
В соответствии с Базисным учебным планом в начальных классах на учебный предмет «Музыка» отводится 135 часов (из расчета 1 час в неделю), из них: 1 класс- 33 часа, во 2-4 классах по 34 часа.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.
Уроки музыки, как и художественное образование в целом , предоставляя всем детям возможности для культурной и творческой деятельности, позволяют сделать более динамичной и плодотворной взаимосвязь образования, культуры и искусства.
Освоение музыки как духовного наследия человечества предполагает:
• формирование опыта эмоционально-образного восприятия;
• начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности;
• приобретение знаний и умении;
• овладение УУД
Внимание на музыкальных занятиях акцентируется на личностном развитии, нравственно –эстетическом воспитании, формировании культуры мировосприятия младших школьников через эмпатию, идентификацию, эмоционально-эстетический отклик на музыку. Школьники понимают, что музыка открывает перед ними возможности для познания чувств и мыслей человека, его духовно-нравственного становления, развивает способность сопереживать, встать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми.
Результаты освоения учебного предмета «Музыка»
Личностные результаты:
• чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности
• целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий
• уважительное отношение к культуре других народов:
• эстетические потребности, ценности и чувства
• развиты мотивы учебной деятельности и сформирован личностный смысл учения; навыки сотрудничества с учителем и сверстниками.
• развиты этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
Метапредметные результаты:
• способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.
• умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.
• освоены начальные формы познавательной и личностной рефлексии.
• овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
• овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий
• умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации
Предметные результаты
В результате изучения музыки на ступени начального общего образования у обучающихся будут сформированы:
• основы музыкальной культуры через эмоциональное активное восприятие, развитый художественный вкус, интерес к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
• воспитаны нравственные и эстетические чувства: любовь к Родине, гордость за достижения отечественного и мирового музыкального искусства, уважение к истории и духовным традициям России, музыкальной культуре её народов;
• начнут развиваться образное и ассоциативное мышление и воображение, музыкальная память и слух, певческий голос, учебно-творческие способности в различных видах музыкальной деятельности.
Обучающиеся научатся:
• воспринимать музыку и размышлять о ней, открыто и эмоционально выражать своё отношение к искусству, проявлять эстетические и художественные предпочтения, позитивную самооценку, самоуважение, жизненный оптимизм;
• воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, разучивании и исполнении вокально-хоровых произведений, игре на элементарных детских музыкальных инструментах;
• вставать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми;
• реализовать собственный творческий потенциал, применяя музыкальные знания и представления о музыкальном искусстве для выполнения учебных и художественно- практических задач;
• понимать роль музыки в жизни человека, применять полученные знания и приобретённый опыт творческой деятельности при организации содержательного культурного досуга во внеурочной и внешкольной деятельности.
1.Музыка в жизни человека
Выпускник научится:
• воспринимать музыку различных жанров, размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека, эмоционально, эстетически откликаться на искусство, выражая своё отношение к нему в различных видах музыкально-творческой деятельности;
• ориентироваться в музыкально-поэтическом творчестве, в многообразии музыкального фольклора России, в том числе родного края, сопоставлять различные образцы народной
• и профессиональной музыки, ценить отечественные народные музыкальные традиции;
• воплощать художественно-образное содержание и интонационно-мелодические особенности профессионального и народного творчества (в пении, слове, движении, играх, действах и др.).
Выпускник получит возможность научиться:
• реализовывать творческий потенциал, осуществляя собственные музыкально-исполнительские замыслы в различных видах деятельности;
• организовывать культурный досуг, самостоятельную музыкально-творческую деятельность, музицировать и использовать ИКТ в музыкальных играх.
2.Основные закономерности музыкального искусства
Выпускник научится:
• соотносить выразительные и изобразительные интонации, узнавать характерные черты музыкальной речи разных композиторов, воплощать особенности музыки в исполнительской деятельности на основе полученных знаний;
• наблюдать за процессом и результатом музыкального развития на основе сходства и различий интонаций, тем, образов и распознавать художественный смысл различных форм
• построения музыки;
• общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов.
Выпускник получит возможность научиться:
• реализовывать собственные творческие замыслы в различных видах музыкальной деятельности (в пении и интерпретации музыки, игре на детских элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическом движении и импровизации);
• использовать систему графических знаков для ориентации в нотном письме при пении простейших мелодий;
• владеть певческим голосом как инструментом духовного самовыражения и участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении заинтересовавших его музыкальных образов.
3. Музыкальная картина мира
Выпускник научится:
• исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.);
• определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов, в том числе и современных электронных;
• оценивать и соотносить содержание и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира.
Выпускник получит возможность научиться:
• адекватно оценивать явления музыкальной культуры и проявлять инициативу в выборе образцов профессионального и музыкально-поэтического творчества народов мира;
• оказывать помощь в организации и проведении школьных культурно-массовых мероприятий, представлять широкой публике результаты собственной музыкально-творческой деятельности (пение, инструментальное музицирование, драматизация и др.), собирать музыкальные коллекции (фонотека, видеотека).
Содержание программы учебного предмета «Музыка»
Основное содержание курса представлено следующими содержательными линиями: «Музыка в жизни человека», «Основные закономерности музыкального искусства», « Музыкальная картина мира». Такое построение программы допускает разнообразные варианты структурирования содержания учебников, различное распределение учебного материала и времени для его изучения. В первом классе сокращение часов осуществляется за счёт резерва учебного времени.
«Музыка в жизни человека». 35 ч.
Истоки возникновения музыки. Рождение музыки как естественное проявление человеческого состояния. Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека.
Обобщенное представление об основных образно- эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров и стилей. Песня, танец, марш и их разновидности. Песенность, танцевальность, маршевость.
Отечественные народные музыкальные традиции. Народное творчество России. Музыкальный и поэтический фольклор: песни, танцы, действа, обряды, скороговорки, загадки, игры- драматизации. Народная и профессиональная музыка. Сочинение отечественных композиторов о Родине.
« Основные закономерности музыкального искусства» .66ч.
Выразительность и изобразительность в музыке. Интонация как озвученное состояние, выражение эмоций и мыслей человека.
Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различие . интонация- источник музыкальной речи. Основные средства музыкальной выразительности ( мелодия, ритм, темп, динамика и др.)
Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие. Композитор – исполнитель – слушатель. Особенности музыкальной речи в сочинениях композиторов, ее выразительный смысл. Элементы нотной грамоты.
Развитие музыки – сопоставление и столкновение чувств и мыслей человека, музыкальных интонаций, тем, художественных образов.
«Музыкальная картина мира».34 ч.
Общие представления о музыкальной жизни страны. Детские хоровые и инструментальные коллективы, ансамбли песни и танца. Музыкальные театры. Музыка для детей: радио и телепередачи, видеофильмы, звукозаписи, (CD, DVD).
Различные виды музыки: вокальная, инструментальная, сольная, хоровая, оркестровая. Певчие голоса: детские, женские, мужские. Хоры: детский, женский, мужской, смешанный.
Музыкальные инструменты
Содержание программного материала 4 класс
I четверть (9 часов)
Тема раздела: «Россия – Родина моя» (3 ч.)
Урок 1. Мелодия. «Ты запой мне ту песню…» «Что не выразишь словами, звуком на душу навей…». Народная и профессиональная музыка. Сочинения отечественных композиторов о Родине (С.Рахманинов «Концерт №3», В.Локтев «Песня о России»). Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия). Общность интонаций народной музыки («Ты, река ль, моя реченька», русская народная песня) и музыки русских композиторов (С.Рахманинова, М.Мусоргского, П.Чайковского). Знакомство с жанром вокализ (С.В.Рахманинов «Вокализ»).
Урок 2. Как сложили песню. Звучащие картины. «Ты откуда русская, зародилась, музыка?» Наблюдение народного творчества. Музыкальный и поэтический фольклор России: песни. Рассказ М.Горького «Как сложили песню». Выразительность и изобразительность в музыке. Сравнение музыкальных произведений разных жанров с картиной К.Петрова-Водкина «Полдень». Размышления учащихся над поэтическими строками: «Вся Россия просится в песню» и «Жизнь дает для песни образы и звуки…». Интонация – источник элементов музыкальной речи. Жанры народных песен, их интонационно-образные особенности.
Урок 3. «Я пойду по полю белому…» На великий праздник собралася Русь! Народная и профессиональная музыка. Патриотическая тема в русской классике. Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Общность интонаций народной музыки и музыки русских композиторов (Кантата «Александр Невский» С.Прокофьев, опера«Иван Сусанин» М.Глинка). Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Образ защитника Отечества.
Тема раздела: «О России петь – что стремиться в храм»(1 ч.)
Урок 4. Святые земли Русской. Илья Муромец. Святые земли Русской. Народная и профессиональная музыка. Духовная музыка в творчестве композиторов. Стихира.(«Богатырские ворота»М.П.Мусоргский, «Богатырская симфония» А.Бородин).
Тема раздела: «День, полный событий» (5 ч.)
Урок 5. «Приют спокойствия, трудов и вдохновенья…». Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Музыкально-поэтические образы. Лирика в поэзии А.С.Пушкина, в музыке русских композиторов (Г.Свиридов, П.Чайковский) и в изобразительном искусстве (В.Попков «Осенние дожди»).
Урок 6. «Что за прелесть эти сказки!». Три чуда. Песенность, танцевальность, маршевость. Выразительность и изобразительность. Музыкально-поэтические образы в сказке А.С.Пушкина и в опере Н.А.Римского –Корсакова «Сказка о царе Салтане».
Урок 7. Ярмарочное гулянье. Святогорский монастырь. Народная и профессиональная музыка. Выразительность и изобразительность в музыке. Народные музыкальные традиции Отечества. Музыка в народном стиле ( Хор из оперы «Евгений Онегин» П.Чайковского - «Девицы, красавицы», «Уж как по мосту, мосточку»; «Детский альбом» П.Чайковского - «Камаринская», «Мужик на гармонике играет»; Вступление к опере «Борис Годунов» М.Мусоргский).
Урок 8. «Приют, сияньем муз одетый…». Выразительность и изобразительность в музыке.
Музыкально-поэтические образы. Романс («Венецианская ночь» М.Глинка).
Урок 9. Обобщающий урок 1 четверти. Обобщение музыкальных впечатлений четвероклассников за 1 четверть. Исполнение разученных произведений, участие в коллективном пении, музицирование на элементарных музыкальных инструментах, передача музыкальных впечатлений учащихся.
II четверть (7 часов)
Тема раздела: «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» (2 ч.)
Урок 10. Композитор – имя ему народ. Музыкальные инструменты России. Народная и профессиональная музыка. Народное музыкальное творчество разных стран мира. Музыкальные инструменты России, история их возникновения и бытования, их звучание в руках современных исполнителей. Музыка в народном стиле. Народная песня – летопись жизни народа и источник вдохновения композиторов. Песни разных народов мира о природе, размышления о характерных национальных особенностях, отличающих музыкальный язык одной песни от другой.
Урок 11. Оркестр русских народных инструментов. «Музыкант – чародей» (белорусская народная сказка). Музыкальные инструменты. Оркестр русских народных инструментов. Мифы, легенды, предания, сказки о музыке и музыкантах. Народное музыкальное творчество разных стран мира.
Тема раздела: «В концертном зале» (5 ч.)
Урок 12. Музыкальные инструменты (скрипка, виолончель.) Вариации на тему рококо. Музыкальные инструменты. Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений. Вариации. Накопление музыкальных впечатлений, связанных с восприятием и исполнением музыки таких композиторов, как А.Бородин («Ноктюрн»), П.Чайковский («Вариации на тему рококо» для виолончели с оркестром).
Урок 13. «Старый замок». Счастье в сирени живет… Различные виды музыки: вокальная, инструментальная. Фортепианная сюита. («Старый замок» М.П.Мусоргский из сюиты «Картинки с выставки»). Знакомство с жанром романса на примере творчества С.Рахманинова (романс «Сирень» С.Рахманинов). Выразительность и изобразительность в музыке.
Урок 14. «Не молкнет сердце чуткое Шопена…»Танцы, танцы, танцы… Различные виды музыки: вокальная, инструментальная. Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений Формы: одночастные, двух-и трехчастные, куплетные. Интонации народных танцев в музыке Ф.Шопена ( «Полонез №3», «Вальс №10», «Мазурка»).
Урок 15. «Патетическая» соната. Годы странствий. Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений. Различные виды музыки: вокальная, инструментальная. Музыкальная драматургия сонаты. (Соната №8 «Патетическая» Л.Бетховен).
Урок 16. Царит гармония оркестра. Обобщающий урок 2 четверти. Различные виды музыки: вокальная, инструментальная, оркестровая. Накопление и обобщение музыкально-слуховых впечатлений четвероклассников за 2 четверть. Исполнение разученных произведений, участие в коллективном пении, музицирование на элементарных музыкальных инструментах.
III четверть (10 часов)
Тема раздела: «День, полный событий» (1 ч.)
Урок 17. Зимнее утро. Зимний вечер. Выразительность и изобразительность в музыке. Музыкально-поэтические образы. Музыкальное прочтение стихотворения (стихи А.Пушкина, пьеса «Зимнее утро» из «Детского альбома» П.Чайковского, русская народная песня «Зимняя дорога», хор В.Шебалина «Зимняя дорога»).
Тема раздела: «В музыкальном театре» (6 ч.)
Урок 18. Опера «Иван Сусанин». (Бал в замке польского короля. За Русь все стеной стоим…). Песенность, танцевальность, маршевость. Опера. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Драматургическое развитие в опере. Контраст. Основные темы – музыкальная характеристика действующих лиц. (Опера «Иван Сусанин» М.Глинка - интродукция, танцы из 2 действия, хор из 3 действия).
Урок 19. Опера «Иван Сусанин». (Сцена в лесу). Опера. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Основные средства музыкальной выразительности. Линиидраматургического развитие в опере «Иван Сусанин» ( Сцена из 4 действия). Интонация как внутренне озвученное состояние, выражение эмоций и отражений мыслей.
Урок 20. «Исходила младешенька». (Опера М.Мусоргского «Хованщина»). Народная и профессиональная музыка. Интонационно-образная природа музыкального искусства. Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Песня – ария. Куплетно-вариационная форма. Вариационность. («Рассвет на Москве-реке», «Исходила младешенька» из оперы «Хованщина» М.Мусоргского).
Урок 21. Русский восток. «Сезам, откройся!». Восточные мотивы. Народная и профессиональная музыка. Восточные мотивы в творчестве русских композиторов (М.Глинка, М.Мусоргский). Орнаментальная мелодика.
Урок 22. Балет «Петрушка». Народные музыкальные традиции Отечества. Народная и профессиональная музыка. Балет. (И.Ф.Стравинский «Петрушка»). Музыка в народном стиле.
Урок 23. Театр музыкальной комедии. Песенность, танцевальность. Мюзикл, оперетта. Жанры легкой музыки.
Тема раздела: «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье» (3 ч.)
Урок 24. Прелюдия. «Исповедь души». «Революционный» этюд. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Различные жанры фортепианной музыки. («Прелюдия» С.В.Рахманинов, «Революционный этюд» Ф.Шопен). Развитие музыкального образа.
Урок 25. Мастерство исполнителя. Музыкальные инструменты (гитара). Музыкальные инструменты. Выразительные возможности гитары. Композитор – исполнитель – слушатель. Многообразие жанров музыки. Авторская песня. Произведения композиторов-классиков («Шутка» И.Бах, «Патетическая соната» Л.Бетховен, «Утро» Э.Григ) и мастерство известных исполнителей («Пожелание друзьям» Б.Окуджава, «Песня о друге» В.Высоцкий).
Урок 26. Обобщающий урок 3 четверти. Обобщение музыкальных впечатлений четвероклассников за 3 четверть. Исполнение разученных произведений, участие в коллективном пении, музицирование на элементарных музыкальных инструментах.
IV четверть (8 часов)
Тема раздела: «О России петь – что стремиться в храм» (3 ч.)
Урок 27. Праздников праздник, торжество из торжеств. «Ангел вопияше». Праздники Русской православной церкви. Пасха. Музыкальный фольклор России. Народные музыкальные традиции Отечества. Духовная музыка в творчестве композиторов. («Богородице Дево, радуйся!» С.В. Рахманинов). Церковные песнопения: тропарь, молитва, величание. («Ангел вопияше» П.Чесноков – молитва).
Урок 28. Родной обычай старины. Светлый праздник. Праздники Русской православной церкви. Пасха. Народные музыкальные традиции родного края. Духовная музыка в творчестве композиторов. (Сюита для двух фортепиано «Светлый праздник» С.Рахманинов).
Урок 29. Кирилл и Мефодий. Святые земли Русской. Народные музыкальные традиции Отечества. Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Гимн, величание.
Тема раздела: «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» (1 ч.)
Урок 30. Народные праздники. «Троица». Музыкальный фольклор народов России. Народные музыкальные традиции родного края. Праздники русского народа. Троицын день.
Тема раздела: «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье» (4 ч.)
Урок 31. В интонации спрятан человек. Выразительность и изобразительность в музыке. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Интонационное богатство мира. Интонационная выразительность музыкальной речи композиторов: Л.Бетховена «Патетическая соната», Э.Грига «Песня Сольвейг», М.Мусоргский «Исходила младешенька». Размышления на тему «Могут ли иссякнуть мелодии?»
Урок 32. Музыкальный сказочник. Выразительность и изобразительность в музыке. Опера. Сюита. Музыкальные образы в произведениях Н.Римского-Корсакова (Оперы «Садко», «Сказка о царе Салтане», сюита «Шахеразада»).
Урок 33. «Рассвет на Москве-реке». Выразительность и изобразительность в музыке. Многозначность музыкальной речи, выразительность и смысл. Музыкальные образы в произведении М.П.Мусоргского. («Рассвет на Москве-реке» - вступление к опере «Хованщина»).
Урок 34. Обобщающий урок 4 четверти. Заключительный урок – концерт. Обобщение музыкальных впечатлений четвероклассников за 4 четверть и год. Составление афиши и программы концерта. Исполнение выученных и полюбившихся песен всего учебного года.
Требования к уровню подготовки учащихся
4 класс
• расширение жизненно-музыкальных впечатлений учащихся от общения с музыкой разных народов, стилей, композиторов;
• выявление характерных особенностей русской музыки (народной и профессиональной) в сравнении с музыкой других народов и стран;
• воспитание навыков эмоционально-осознанного восприятия музыки, умения анализировать ее содержание, форму, музыкальный язык на интонационно-образной основе;
• расширение представлений о взаимосвязи музыки с другими видами искусства (литература, изобразительное искусство, кино, театр) и развитие на этой основе ассоциативно-образного мышления учащихся и творческих способностей;
• развитие умения давать личностную оценку музыке, умения оценочного восприятия различных явлений музыкального искусства.
• совершенствование умений и навыков музыкально-творческой деятельности.
Творчески изучая музыкальное искусство, к концу 4 класса обучающиеся должны уметь:
- продемонстрировать личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, увлеченность музыкальными занятиями и музыкально-творческой деятельностью;
- воплощать в звучании голоса или инструмента образы природы и окружающей жизни, настроения, чувства, характер и мысли человека;
- проявлять интерес к отдельным группам музыкальных инструментов;
- высказывать собственное мнение в отношении музыкальных явлений, выдвигать идеи и отстаивать собственную точку зрения;
- продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств;
- эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике;
- показать определенный уровень развития образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса;
- выражать художественно-образное содержание произведений в каком-либо виде исполнительской деятельности (пение, музицирование);
- передавать собственные музыкальные впечатления с помощью различных видов музыкально-творческой деятельности, выступать в роли слушателей, критиков, оценивать собственную исполнительскую деятельность и корректировать ее;
- охотно участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов;
-продемонстрировать знания о различных видах музыки, певческих голосах, музыкальных инструментах, составах оркестров;
- определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира;
- использовать систему графических знаков для ориентации в нотном письме при пении простейших мелодий;
- узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов;
- исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.)
Календарно-тематическое планирование по учебному предмету
«Музыка» в 4-ом классе
№ |
Дата по плану |
Дата по факту |
Тема урока |
Колич часов |
Формы контроля |
1 |
07.09 |
|
«Россия-Родина моя!» «Мелодия» ( уч. Стр. 8-11) Прослушивание: С.Рахманинов «Концерт № 3» ( 1 часть) |
( 4 часа)
|
Фронтальная, групповая, индивидуальная
|
2 |
14.09 |
|
«Вокализ» (уч. Стр. 12-13) Прослушивание: С.Рахманинов «Вокализ» |
|
Фронтальная, групповая, индивидуальная
|
3 |
21.09 |
|
«Ты откуда, русская, зародилась, музыка?» ( уч. Стр. 14-19) Прослушивание: Народные песни «Березка», «Во кузнице», «Солдатушки, бравы ребятушки» Н.Римский-Корсаков «Колыбельная Волховы» ( оп. «Садко» – фрагмент)
|
|
Фронтальная, групповая, индивидуальная
|
4 |
28.09 |
|
«С.С.Прокофьев кантата «Александр Невский» ( уч. Стр. 20-23) Прослушивание: С.Прокофьев кантата «Александр Невский» -фрагменты. |
|
Фронтальная, групповая, индивидуальная
|
5 |
05.10 |
|
«О России петь, что стремиться в храм!» «Святые Земли Русской» ( уч. Стр. 26-29) Прослушивание: Напев Киево-Печерской Лавры «Земле Русская» - стихира всем Святым А.П.Бородин «Богатырская симфония» М.Мусоргский «Богатырские ворота» ( из сюиты «Картинки с выставки») |
( 1 час)
|
Фронтальная, групповая, индивидуальная
|
6 |
12.10 |
|
«День полный событий» «Приют спокойствия, трудов и вдохновенья!» ( уч. Стр. 42-47) Прослушивание: П.Чайковский «Осенняя песнь», «У камелька» ( из «Времен года») «Зимнее утро» ( из «Детского альбома») |
( 4 часа)
|
Фронтальная, групповая, индивидуальная
|
7 |
19.10 |
|
«Что за прелесть эти сказки» «Три чуда» ( уч. Стр. 48-51) Прослушивание: Н.Римский-Корсаков «Океан-море синее» ( оп. «Садко») «Три чуда» (из оп. «Сказка о царе Салтане») |
|
Фронтальная, групповая, индивидуальная
|
8 |
26.10 |
|
Ярмарочное гулянье. Святогорский монастырь. Контрольная работа за 1-ю четверть
|
|
Фронтальная, групповая, индивидуальная
|
9 |
09.11 |
|
Приют, сияньем муз одетый |
|
Фронтальная, групповая, индивидуальная
|
10 |
16.11 |
|
«Гори, гори ясно, чтобы не погасло» «Композитор-имя ему народ. Музыкальные инструменты России» ( уч. Стр. 60-63) Прослушивание: Г.Свиридов «Ты воспой жавороночек» М.Глинка «Жаворонок» Н.Римский -Корсаков «Звонче жаворонка пенье» П.Чайковский «Концерт № 1» -фрагм. |
( 2 часа)
|
Фронтальная, групповая, индивидуальная
|
11 |
23.11 |
|
«Оркестр Русских Народных Инструментов. (ОРНИ) ( уч. Стр. 64-67) Прослушивание: Народная музыка. Н.Римский -Корсаков «Пляска скоморохов» ( из оп. «Снегурочка») |
|
Фронтальная, групповая, индивидуальная
|
12 |
30.11 |
|
«В концертном зале» «Музыкальные инструменты» «Вариации на тему Рококо» (уч. Стр. 74-77) Прослушивание: А.Бородин «Ноктюрн» ( из «Квартета № 2») П.Чайковский «Вариации на тему рококо для виолончели с оркестром» |
( 5 часов)
|
Фронтальная, групповая, индивидуальная
|
13 |
07.12 |
|
М.П.Мусоргский «Старый замок». ( уч. Стр. 78-79) Прослушивание: М.П.Мусоргский «Старый замок» ( из сюиты «Картинки с выставки») Г.Гладков «Бременские музыканты» |
|
Фронтальная, групповая, индивидуальная
|
14 |
14.12 |
|
«Счастье в сирени живет….» ( уч. Стр. 80-81) Прослушивание: С.Рахманинов «Сирень» |
|
Фронтальная, групповая, индивидуальная
|
15 |
21.12 |
|
«Не молкнет сердце чуткое Шопена…» ( уч.стр. 82-85) Прослушивание: Ф.Шопен «Полонез № 3» «Вальс № 10» , «Мазурка ля-минор», «Мазурка фа-мажор», «Мазурка си-бемоль мажор» |
|
Фронтальная, групповая, индивидуальная
|
16
|
11.01 |
|
«Патетическая соната. Годы странствий» ( уч. Стр. 86-89) Прослушивание: Л.Бетховен «Соната № 8№ («Патетическая») М.Глинка «Венецианская ночь», «Арагонская хота» П.Чайковский «Баркарола» . Контрольная работа за 2-ю четверть |
|
Фронтальная, групповая, индивидуальная
|
17 |
18.01 |
|
«В концертном зале» «Царит гармония оркестра» ( уч. Стр. 90-91) Прослушивание:М.Мусоргский «Рассвет на Москве-реке» М.Глинка увертюра из оп. «Руслан и Людмила» М.Моцарт увертюра из оп. «Свадьба Фигаро» |
( 1 час)
|
Фронтальная, групповая, индивидуальная
|
18 |
25.01 |
|
«В музыкальном театре» «М.Глинка опера «Иван Сусанин» ( уч. Стр. 94-97)
Прослушивание: М.Глинка фрагменты оперы «Иван Сусанин» |
( 6 часов)
|
Фронтальная, групповая, индивидуальная
|
19 |
01.02 |
|
« Сцена в лесу» Опера «Иван Сусанин» -4 действие. ( уч. Стр. 98-99) Прослушивание: Фрагменты оперы М.Глинки «Иван Сусанин» |
|
Фронтальная, групповая, индивидуальная
|
20 |
08.02 |
|
М.Мусоргский опера «Хованщина» - «Исходила младешенька» (уч. Стр. 100-101) Прослушивание: М.Мусоргский фрагменты оперы « Хованщина» - «Рассвет на Москве-реке», «Песня Марфы» |
|
Фронтальная, групповая, индивидуальная
|
21 |
15.02 |
|
«Восточные мотивы в музыке русских композиторов» ( уч. Стр. 102-105) Прослушивание: М.Мусоргский «Пляска персидок» ( из оп. «Хованщина») М.Глинка «Персидский хор» ( из оп. «Руслан и Людмила») А.Хачатурян «Колыбельная» , «Танец с саблями» ( балет «Гаяне») |
|
Фронтальная, групповая, индивидуальная
|
22 |
22.02 |
|
«Балет Игоря Стравинского «Петрушка» ( уч. Стр. 106-107) Прослушивание: Фрагменты балета И. Стравинского «Петрушка» |
|
Фронтальная, групповая, индивидуальная
|
23 |
01.03 |
|
«Театр музыкальной комедии» (уч. Стр. 108-109) Прослушивание: И.Штраус «Вальс» ( из оперетты «Летучая мышь») Ф.Лоу «Я танцевать могу» ( из мюзикла «Моя прекрасная леди») |
|
Фронтальная, групповая, индивидуальная
|
24 |
15.03 |
|
«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье» «Прелюдия» ( уч. Стр. 112-113) Прослушивание: С.Рахманинов «Прелюдия до-диез минор» |
( 4 часа)
|
Фронтальная, групповая, индивидуальная
|
25
|
29.03 |
|
«Исповедь души» ( уч. Стр. 114-117) Прослушивание: Ф.Шопен «Прелюдия № 7» «Прелюдия № 20», «Этюд № 12» . Контрольная работа за 3-ю четверть |
|
Фронтальная, групповая, индивидуальная
|
26 |
05.04 |
|
Мастерство исполнителя. В интонации спрятан человек» ( уч. Стр. 118-121) Прослушивание: Л.Бетховен «Соната № 8» («Патетическая») Вариации на тему РНП «Тонкая рябина» И.Бах «Шутка» Э.Григ «Утро», «Песня Сольвейг» |
|
Фронтальная, групповая, индивидуальная
|
27 |
12.04 |
|
«Музыкальные инструменты. Гитара.» (уч. Стр.122-123) Прослушивание: Авторские песни. Музыка для гитары. Романс «Что ты клонишь над водами» И.Бах «Чакона»для гитары. К.Жако «Джазовая импровизация»
|
|
Фронтальная, групповая, индивидуальная
|
28 |
19.04 |
|
«О России петь, что стремиться в храм» «Праздников праздник, торжество из торжеств» ( уч. Стр. 32-35) Прослушивание: П.Чесноков «Ангел вопияше» С.Рахманинов «Богородице Дево, радуйся» ( из «Всенощного бдения») Ф.Шуберт «Аве, Мария» |
( 4 часа)
|
Фронтальная, групповая, индивидуальная
|
29 |
26.04 |
|
«Светлый праздник» ( уч. Стр. 36-39) Прослушивание: Праздничный трезвон С.Рахманинов «Светлый праздник» |
|
Фронтальная, групповая, индивидуальная
|
30 |
21.04
|
|
«Кирилл и Мефодий» ( уч. Стр. 30-31) Прослушивание: Напев Киево-Печерской Лавры -«Земле Русская» - стихира всем святым. В.Гаврилин «Вечерняя музыка» ( из симф. действа «Перезвоны») |
|
Фронтальная, групповая, индивидуальная
|
31 |
03.05
|
|
«Народные праздники. Троица» ( уч. Стр. 68-71) Прослушивание: Троицкие песни, РНП «Березка» П.Чайковский «Симфония № 4»-фрагм. |
|
Фронтальная, групповая, индивидуальная
|
32 |
10.05 |
|
«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье» «Музыкальный сказочник» ( уч. Стр. 124-125) Прослушивание: Н.Римский-Корсаков симф. сюита «Шехерезада» -1 часть |
( 4 часа)
|
Фронтальная, групповая, индивидуальная
|
33 |
17.05 |
|
«Рассвет на Москве-реке» ( уч. Стр. 126-127) Прослушивание: М.Мусоргский опера «Хованщина» - «Рассвет на Москве-реке» . Контрольная работа за 4-ю четверть |
|
Фронтальная, групповая, индивидуальная
|
34 |
24.05 |
|
«Мир композитора» Прослушивание: Музыка П.Чайковского. Ф.Шопена, М.Мусоргского, М.Глинки, С.Рахманинова. Доп. Муз материал. |
|
Фронтальная, групповая, индивидуальная
|
35 |
31.05
|
|
«Обобщение» Прослушивание: Музыка использованная в течении года. |
|
|
Учебно-методическое и материально – техническое обеспечение кабинета
Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)
1. Учебник Музыка.3 класс Е.Д.Критская, Г.П. Сергеева,Т.С.Шмагина
2. Музыка. Рабочая тетрадь. 3 класс Е.Д.Критская, Г.П. Сергеева,Т.С.Шмагина
3. Музыка. Хрестоматия музыкального материала 3 класс. Е.Д.Критская, Г.П. Сергеева,Т.С.Шмагина
4. Музыка. Фонохрестоматия музыкального материала 3 класс. МР3
5. Стандарт основного общего образования по образовательной области «Искусство».
6. Примерная программа основного общего образования по музыке.
7. Авторская программа по музыке. Е.Д.Критская, Г.П. Сергеева,Т.С.Шмагина
8. Хрестоматии с нотным материалом.
9. Сборники песен и хоров.
10. Методические пособия (рекомендации к проведению уроков музыки).
11. Учебно-методические комплекты к программе по музыке, выбранной в качестве основной для проведения уроков музыки.
12. Учебники по музыке.
13. Книги о музыке и музыкантах.
14. Научно-популярная литература по искусству.
Печатные пособия
1. Атласы музыкальных инструментов.
2. Портреты композиторов.
3. Схема: расположение инструментов и оркестровых групп в различных видах оркестров.
4. Альбомы с демонстрационным материалом, составленным в соответствии с тематическими линиями учебной программы.
Дидактический раздаточный материал:
1. Карточки с признаками характера звучания.
2. Карточки с обозначением выразительных возможностей различных музыкальных средств.
3. Карточки с обозначением исполнительских средств выразительности.
Компьютерные и информационно-коммуникативные средства
1. Мультимедийная программа «Шедевры музыки» издательства «Кирилл и Мефодий».
2. Мультимедийная программа «Энциклопедия классической музыки» «Коминфо».
3. Мультимедийная программа «Музыка. Ключи».
4. Мультимедийная программа «Энциклопедия Кирилла и Мефодия 2009г.».
5. Мультимедийная программа «История музыкальных инструментов».
6. Единая коллекция - http://collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76-f453-552f31d9b164.
7. Российский общеобразовательный портал - http://music.edu.ru/.
8. Детские электронные книги и презентации - http://viki.rdf.ru/.
9. CD-ROM. «Мир музыки». Программно-методический комплекс».
Технические средства обучения
1. Музыкальный центр.
2. Видеомагнитофон.
3. Фортепиано.
4. Компьютер.
5. Экран.
6. Проектор.
Экранно-звуковые пособия
1. Аудиозаписи и фонохрестоматии по музыке.
2. Видеофильмы, посвященные творчеству выдающихся отечественных и зарубежных композиторов.
3. Видеофильмы с записью фрагментов из оперных спектаклей.
4. Видеофильмы с записью фрагментов из балетных спектаклей.
5. Видеофильмы с записью известных оркестровых коллективов.
6. Видеофильмы с записью фрагментов из мюзиклов.
7. Нотный и поэтический текст песен.
8. Изображения музыкантов, играющих на различных инструментах.
9. Фотографии и репродукции картин крупнейших центров мировой музыкальной культуры.
Оборудование кабинета
1. Специализированная учебная мебель: индивидуальные столы и стулья для учащихся.
2. Стеллажи для наглядных пособий, нот, учебников и др.
3. Стол учительский с тумбой.
Тест по музыке 4 класс 4 четверть (Программа Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной)
а) Троица б) Пасха в) Рождество Христово г) Масленица
а) С.В.Рахманинов «Светлый праздник» б) А.П.Бородин «Богатырская симфония» в) М.П.Мусоргский «Рассвет на Москве-реке» 3. Назовите народный праздник поклонения матушке-природе: а) Масленица б) Троица в) Пасха г) Ивана Купала 4. Выберите композитора, которого по-другому называют «музыкальным сказочником» а) П.И.Чайковский б) М.П.Мусоргский в) Н.А.Римский-Корсаков г) М.И.Глинка
Произведения Н.А.Римского-Корсакова – это… а) «Рассвет на Москве-реке» б) «В пещере горного короля» в) «Шехеразада» г) «Садко» д) «Снегурочка» е) «Сказка о царе Салтане»
1) сюита для двух фортепиано «Светлый праздник» а) Н.А.Римский-Корсаков 2) сюита «Шехеразада» б) М.П.Мусоргский 3) симфоническая картина «Рассвет на Москве-реке» в) С.В.Рахманинов |
Тест по музыке 4 класс 3 четверть (программа «Музыка» Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С.)
а) Н.А.Римский-Корсаков б) М.И.Глинка в) П.И.Чайковский
Музыка в народном стиле – это композиторская музыка, похожая на народную музыку. а) Верно б) Неверно
а) М.И.Глинка б) П.И.Чайковский в) И.Ф.Стравинский
В музыкальном театре показывают следующие спектакли: а) опера б) балет в) этюд г) оперетта д) мюзикл
1) Опера а) актеры только танцуют 2) Балет б) актеры поют, танцуют, говорят, только комедия 3) Оперетта в) актеры поют, танцуют, говорят, комедия и драма 4) Мюзикл г) актеры только поют
|
4 класс 2 четверть 1. Выберите правильные ответы: В оркестр русских народных инструментов входят: а) скрипка б) бубен в) виолончель г) балалайка д) домра е) барабан ж) баян з) гусли и) флейта 2.Приведите в соответствие: а) Струнные инструменты 1) рожок б) Ударные инструменты 2) бубен в) Духовые 3) гусли 3. Найдите лишнее: Жанры народных песен: а) Колыбельные б) Игровые в) Плясовые г) Хороводные д) Спокойные е) Трудовые ж) Обрядовые 4.Найдите лишнее: Струнно-смычковые инструменты: а) Скрипка б) Альт в) Арфа г) Виолончель д) Контрабас 5. Приведите в соответствие: а) С.В.Рахманинов 1) «Старый замок» б) М.П.Мусоргский 2) «Полонез» в) Ф.Шопен 3) «Сирень» 6. Оцените утверждение: Романс – это музыкальное произведение, в котором более глубоко выражены чувства человека. а) верно б) неверно |
Итоговый тест по музыке (Программа «Музыка» Е.Д.Критская) 4 класс 1 четверть 1. Приведите в соответствие: а) народная музыка 1) «Концерт №3» б) профессиональная музыка 2) «Ты река ли, моя реченька» 3) «Солдатушки, бравы ребятушки» 4) Кантата «Александр Невский» 2. Приведите в соответствие: а) солдатская 1) «Ты река ли, моя реченька» б) хороводная 2) «Солдатушки, бравы ребятушки» в) игровая 3) «А мы просо сеяли» г) лирическая 4) «Милый мой хоровод»
а) П.И.Чайковский б) Н.А.Римский – Корсаков в) М.И.Глинка
Стихотворение «Осенняя пора» А.С.Пушкина и произведение «Осенняя песнь» П.И.Чайковского – это лирические произведения а) верно б) неверно
а) П.И.Чайковский 1) «Осенняя песнь» б) Н.А.Римский – Корсаков 2) «Венецианская ночь» в) М.И.Глинка 3) «Три чуда»
|
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.