Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа с. Черемхово»
Рассмотрено на заседании МО учителями начальных классов
_________ С.Г. Маринина «___»_________2021 г. |
«Согласовано» Заместитель директора по учебно-воспитательной работе
_________ И.В. Тулупова
«___»__________2021 г. |
«Утверждаю»
Директор школы
__________ С.А. Репина
«___»_________2021 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО
МУЗЫКИ 5-8 КЛАСС
Составил
учитель ОБЖ
Клюйков Алексей Сергеевич
с. Черемхово,
2023 г.
Раздел 1. Планируемые результаты освоения учебного предмета
Рабочая программа по предмету «Музыка» для 5—8 классов образовательных организаций разработана в соответствии с основными положениями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, требованиями Примерной основной образовательной программы начального/основного общего образования, одобренной федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. №1/5), а также авторской программой «Музыка» – УМК Г.П.Сергеевой и сборника рабочих программ «Музыка» 5–7 классы. Предметная линия учебников Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской: пособие для учителей общеобразовательных организаций.–М.: Просвещение, 2014. –104 с.; а также рабочей программы по музыке для 8 класса составленной на основе программы под редакцией Г.П.Сергеевой, И.Э.Кашековой, Е.Д.Критской «Искусство. 8-9 классы», «Просвещение», 2009г. В данную рабочую программу включены только разделы предмета «Музыка».
При разработке программы использовались следующие документы:
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ Минобрнауки России от 6.10.2009г. № 373 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования");
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования" (с дополнениями и изменениями);
- Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в действующей редакции).
В соответствии с Примерным учебным планом для образовательных учреждений (уровень основное общее образование) учебный предмет «Музыка» представлен в предметной области «Искусство», изучается с 5 по 8 класс по одному часу в неделю. Таким образом, курс рассчитан на 34 часа (34 учебных недели) в год. Рекомендуемый общий объем учебного времени составляет 136 часов.
Основными формами организации учебного процесса являются групповые и коллективные, также возможны работа в парах и индивидуальная работа. Содержание курса обеспечивает возможность разностороннего развития обучающихся благодаря следующим видам деятельности:
· наблюдению, восприятию музыки и размышлению о ней;
· воплощению музыкальных образов при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций;
· разучиванию и исполнению вокально-хоровых произведений;
· игре на музыкальных инструментах;
· импровизация в разнообразных видах музыкально-творческой деятельности.
В ходе обучения музыке школьники приобретают навыки коллективной музыкально-творческой деятельности (хоровое и ансамблевой пение, музицирование на элементарных музыкальных инструментах, инсценирование песен и танцев, музыкально-пластические композиции, танцевальные импровизации), учатся действовать самостоятельно при выполнении учебных и творческих задач.
Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета «Музыка»
Музыка как вид искусства
Выпускник научится:
Выпускник получит возможность научиться:
Музыкальный образ и музыкальная драматургия.
Выпускник научится:
· понимать жизненно-образное содержание музыкальных произведений разных жанров; различать лирические, эпические, драматические музыкальные образы;
· иметь представление о приемах взаимодействия и развития образов музыкальных сочинений;
· знать имена выдающихся русских и зарубежных композиторов, приводить примеры их произведений;
· уметь по характерным признакам определять принадлежность музыкальных произведений к соответствующему жанру и стилю — музыка классическая, народная, религиозная, современная;
· владеть навыками музицирования: исполнение песен (народных, классического репертуара, современных авторов), напевание запомнившихся мелодий знакомых музыкальных сочинений;
· анализировать различные трактовки одного и того же произведения, аргументируя исполнительскую интерпретацию замысла композитора;
Выпускник получит возможность научиться:
· различать простые и сложные жанры вокальной, инструментальной, сценической музыки
· оценивать собственную музыкально-творческую деятельность;
· раскрывать образный строй музыкальных произведений на основе взаимодействия различных видов искусства;
· развивать навыки исследовательской художественно-эстетической деятельности (выполнение индивидуальных и коллективных проектов);
· совершенствовать умения и навыки самообразования.
Классика и современность. Музыка в современном мире: традиции и инновации.
Выпускник научится:
· наблюдать за многообразными явлениями жизни и искусства, выражать свое отношение к искусству;
· понимать специфику музыки и выявлять родство художественных образов разных искусств, различать их особенности;
· выражать эмоциональное содержание музыкальных произведений в исполнении, участвовать в различных формах музицирования;
· раскрывать образное содержание музыкальных произведений разных форм, жанров и стилей; высказывать суждение об основной идее и форме ее воплощения в музыке;
· понимать специфику и особенности музыкального языка, творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в разных видах музыкальной деятельности;
· осуществлять исследовательскую деятельность художественно-эстетической направленности, участвуя в творческих проектах, в том числе связанных с музицированием; проявлять инициативу в организации и проведении концертов, театральных спектаклей, выставок и конкурсов, фестивалей и др.;
· разбираться в событиях художественной жизни отечественной и зарубежной культуры, владеть специальной терминологией, называть имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов и крупнейшие музыкальные центры мирового значения (театры оперы и балета, концертные залы, музеи);
· определять стилевое своеобразие классической, народной, религиозной, современной музыки, разных эпох;
· применять информационно-коммуникативные технологии для расширения опыта творческой деятельности в процессе поиска информации в образовательном пространстве сети Интернет.
Выпускник получит возможность научиться:
· совершенствовать представление о триединстве музыкальной деятельности (композитор — исполнитель — слушатель);
· знать основные жанры народной, профессиональной, религиозной и современной музыки;
· понимать особенности претворения вечных тем искусства и жизни в произведениях разных жанров (опере, балете, мюзикле, рок-опере, симфонии, инструментальном концерте, сюите, кантате, оратории, мессе и др.);
· эмоционально-образно воспринимать и оценивать музыкальные сочинения различных жанров и стилей;
· творчески интерпретировать содержание музыкальною произведения, используя приемы пластического интонирования, музыкально-ритмического движения, импровизации; ориентироваться в нотной записи как средстве фиксации музыкальной речи;
· осуществлять сравнительные интерпретации музыкальных сочинений;
· выявлять особенности построения музыкально-драматического спектакля на основе взаимодействия музыки с другими видами искусства;
· использовать различные формы индивидуального, группового и коллективного музицирования, выполнять творческие, задания, участвовать в исследовательских проектах;
· совершенствовать умения и навыки самообразования.
II. Содержание учебного предмета «Музыка» с указанием форм организации учебных занятий и основных видов учебной деятельности
УМК Г.П.Сергеевой и сборника рабочих программ «Музыка» 5–8 классы. Предметная линия учебников Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской.
5 класс (34 часа, 1 час в неделю)
№ п/п |
Содержание учебного предмета |
Основные виды учебной деятельности, формы проведения занятий |
|
1. |
Музыка и литература (16ч) |
|
|
|
Многообразие связей музыки с литературой. Взаимодействие музыки и литературы в песенном жанре, либретто оперы и балета. Музыка как главное действующее лицо (на примересказки, басни, рассказа и т.д.), программная музыка.Что роднит музыку с литературой. Сюжеты, темы, образы искусства. Интонационные особенности языка народной, профессиональной, религиозной музыки (музыка русская, зарубежная, старинная, современная) Специфика средств художественной выразительности каждого из искусств. Вокальная музыка. Фольклор в музыке русских композиторов. Жанры инструментальной и вокальной музыки. Вторая жизнь песни. Писатели и поэты о музыке и музыкантах. Путешествия в музыкальный театр: опера, балет, мюзикл. Музыка в театре, кино, на телевидении. Основы музыки: интонационно-образная, жанровая. Интонация в музыке как звуковое воплощение художественных идей и средоточие смысла. Музыка вокальная, симфоническая и театральная; вокально-инструментальная и камерно-инструментальная. Творческие работы учащихся. |
Виды деятельности:-Выявлять общность и взаимосвязь музыки и литературы.-Проявлять отзывчивость-Исполнять народные песни, понимать особенности музыкального воплощения стихотворных текстов.-Воплощать содержание произведений в драматизации, инсценировке, пластическом движении-Импровизировать в пении, игре на муз. инструментах, пластике, в театрализации.-Находить связи, владеть музыкальными терминами,Форма урока:-Урок ознакомления с новым материалом-урок экскурсия в прошлое- урок закрепления изученного-урок применения знаний и умений-комбинированный урок-интегрированный урокКоллективная, групповая работа, работа в парах, индивидуальная. |
|
2. |
Музыка и изобразительное искусство (18ч) |
|
|
|
Взаимодействие музыки с изобразительным искусством. Исторические события, картины природы, разнообразные характеры, портреты людей в различных видах искусства. Образ музыки разных эпох в изобразительном искусстве. Небесное и земное в звуках и красках. Исторические события в музыке: через прошлое к настоящему. Музыкальная живопись и живописная музыка. Колокольность в музыке и изобразительном искусстве. Портрет в музыке и изобразительном искусстве. Роль дирижера в прочтении музыкального сочинения. Образы борьбы и победы в искусстве. Архитектура – застывшая музыка. Полифония в музыке и живописи. Творческая мастерская композитора, художника. Импрессионизм в музыке и живописи. Тема защиты Отечества в музыке и изобразительном искусстве. Многообразие связей музыки с изобразительным искусством (живописью, скульптурой,архитектурой). «Музыкальные портреты», картины природы («музыкальная живопись»). Композитор–поэт–художник; родство музыкальных и художественных образов; общность и различия выразительных средств разных видов искусства. Музыкальные, литературные и зрительные образы, их единая жизненная основа, общие и специфические черты. Виды искусства (временные, пространственно-временные). Основы музыки: интонационно-образная, жанровая. Интонация в музыке как звуковое воплощение художественных идей и средоточие смысла. Музыка вокальная, симфоническая и театральная; вокально-инструментальная и камерно-инструментальная. Творческие работы учащихся. Урок -концерт |
Виды деятельности:-Размышлять, высказывать суждение, импровизировать, находить параллели между музыкой и другими видами искусства.-Творчески интерпретировать.-Рассуждать, определять специфику деятельности композитора, поэта и писателя.-Понимать особенности музыкального воплощения стихотворных текстов.-Самостоятельно подбирать, исследовать, передавать свои музыкальные впечатления в устной и письменной форме.-Делиться впечатлениями.-Использовать ресурсы Интернета для поиска произведений музыки и литературы. Собирать коллекцию музыкальных и литературных произведений.Форма урока:-комбинированный урок-урок-путешествие-урок экскурсия в прошлое- урок-диалог-видео-урок-урок обобщения и систематизации знаний
Коллективная, групповая работа, работа в парах, индивидуальная. |
|
|
Практическая часть ООП |
||
|
Практическая работа. Творческие работы учащихся. Урок-концерт |
2 ч |
|
6 класс (34 часа, 1 час в неделю)
№ п/п |
Содержание учебного предмета |
Основные виды учебной деятельности, формы проведения занятий |
|
1. |
Мир образов вокальной и инструментальной музыки (17 ч.) |
|
|
|
Лирические, эпические, драматические образы. Единство содержания и формы. Многообразие жанров вокальной музыки (песня, романс, баллада, баркарола, хоровой концерт, кантата и др.). Песня, ария, хор в оперном спектакле. Единство поэтического текста и музыки. Многообразие жанров инструментальной музыки: сольная, ансамблевая, оркестровая. Сочинения для фортепиано, органа, арфы, симфонического оркестра, синтезатора. Музыка Древней Руси. Образы народного искусства. Фольклорные образы в творчестве композиторов. Образы русской духовной и светской музыки (знаменный распев, партесное пение, духовный концерт). Образы западноевропейской духовной и светской музыки (хорал, токката, фуга, кантата, реквием). Полифония и гомофония. Авторская песня — прошлое и настоящее. Джаз — искусство XX в. (спиричуэл, блюз, современные джазовые обработки). Взаимодействие различных видов искусства в раскрытии образного строя музыкальных произведений. Использование различных форм музицирования и творческих заданий в освоении содержания музыкальных образов. Творческие работы учащихся. |
Виды деятельности:-Выявлять общность и взаимосвязь музыки и литературы.-Проявлять отзывчивость-Исполнять народные песни, понимать особенности музыкального воплощения стихотворных текстов.-Воплощать содержание произведений в драматизации, инсценировке, пластическом движении-Импровизировать в пении, игре на муз. инструментах, пластике, в театрализации.-Находить связи, владеть музыкальными терминами, размышлять, высказывать суждение, импровизировать, находить параллели между музыкой и другими видами искусства.-Творчески интерпретироватьФорма урока:-Урок ознакомления с новым материалом,- урок закрепления изученного,-урок применения знаний и умений,-урок обобщения и систематизации знаний,-комбинированный урок,-интегрированный урок.Коллективная, групповая работа, работа в парах, индивидуальная. |
|
2. |
Мир образов камерной и симфонической музыки (17 ч) |
|
|
|
Жизнь - единая основа художественных образов любого вида искусства. Отражение нравственных исканий человека, времени и пространства в музыкальном искусстве. Своеобразие и специфика художественных образов камерной и симфонической музыки. Сходство и различие как основной принцип развития и построения музыки. Повтор (вариативность, вариантность), контраст. Взаимодействие нескольких музыкальных образов на основе их сопоставления, столкновения, конфликта. Программная музыка и ее жанры (сюита, вступление к опере, симфоническая поэма, увертюра-фантазия, музыкальные иллюстрации и др.). Музыкальное воплощение литературного сюжета. Выразительность и изобразительность музыки. Образ-портрет, образ-пейзаж и др. Непрограммная музыка и ее жанры: инструментальная миниатюра (прелюдия, баллада, этюд, ноктюрн), струнный квартет, фортепианный квинтет, концерт, концертная симфония, симфония-действо и др.Современная трактовка классических сюжетов и образов: мюзикл, рок-опера, киномузыка. Использование различных форм музицирования и творческих заданий в освоении учащимися содержания музыкальных образов.
Творческие работы учащихся. Урок- концерт. |
Виды деятельности:-Рассуждать, определять специфику деятельности композитора, поэта и писателя.-Понимать особенности музыкального воплощения стихотворных текстов.-Самостоятельно подбирать, исследовать, передавать свои музыкальные впечатления в устной и письменной форме.-Делиться впечатлениями.-Использовать ресурсы Интернета для поиска произведений музыки и литературыФорма урока:-урок-путешествие,-урок экскурсия в прошлое,- урок-диалог,-урок-репортаж-урок-викторина-видео-урокКоллективная, групповая работа, работа в парах, индивидуальная. |
|
|
Практическая часть ООП |
||
|
Практическая работа. Творческие работы учащихся. Урок-концерт. |
2 ч |
|
7 класс (34 часа, 1 час в неделю)
№ п/п |
Содержание учебного предмета |
Основные виды учебной деятельности, формы проведения занятий |
|
1. |
Особенности музыкальной драматургии сценической музыки (17 часов) |
|
|
|
«Классика и современность». Вечные темы классической музыки и их претворение в произведениях разных жанров. Художественные направления, стили и жанры классической и современной музыки. Особенности музыкальной драматургии и развития музыкальных образов в произведениях крупных жанров —опере, балете, мюзикле, рок-опере, симфонии, инструментальном концерте, сюите и др. Жанровые и стилистические особенности музыкального языка. Единство содержания и формы музыкальных произведений. Стиль как отражение мироощущения композитора. Стили музыкального творчества и исполнения, присущие разным эпохам. Стиль как отражение эпохи, национального характера, индивидуальности композитора: Россия —Запад. Жанровое разнообразие опер, балетов, мюзиклов (историко-эпические, драматические, лирические, комические и др.). Взаимосвязь музыки с литературой и изобразительным искусством в сценических жанрах. Особенности построения музыкально-драматического спектакля. Опера: увертюра, ария, речитатив, ансамбль, хор, сцена. Балет: дивертисмент, сольные и массовые танцы (классический и характерный), па-де-де, музыкально-хореографические сцены и др. Приемы симфонического развития образов. Сравнительные интерпретации музыкальных сочинений. Мастерство исполнителя («искусство внутри искусства»): выдающиеся исполнители и исполнительские коллективы. Музыка в драматическом спектакле. Роль музыки в кино и на телевидении. Творческие работы учащихся.
|
Виды деятельности:-Выявлять общность и взаимосвязь музыки и литературы.-Исполнять народные песни, понимать особенности музыкального воплощения стихотворных текстов.-Воплощать содержание произведений в драматизации, инсценировке, пластическом движении-Импровизировать в пении, игре на муз. инструментах, пластике, в театрализации.-Находить связи, владеть музыкальными терминами, размышлять, высказывать суждение, импровизировать, находить параллели между музыкой и другими видами искусства.Форма урока:Урок ознакомления с новым материалом,-урок экскурсия в прошлое,- урок закрепления изученного,-урок применения знаний и умений,-урок проверки и коррекции знаний и умений,-комбинированный урок,-интегрированный урок.
Коллективная, групповая работа, работа в парах, индивидуальная. |
|
2. |
Особенности драматургии камерной и симфонической музыки. (17ч) |
|
|
|
Осмысление жизненных явлений и их противоречий в сонатной форме, симфонической сюите, сонатно-симфоническом цикле. Сопоставление драматургии крупных музыкальных форм с особенностями развития музыки в вокальных и инструментальных жанрах. Стилизация как вид творческого воплощения художественного замысла: поэтизация искусства прошлого, воспроизведение национального или исторического колорита. Транскрипция как жанр классической музыки. Переинтонирование классической музыки в современных обработках. Сравнительные интерпретации. Мастерство исполнителя: выдающиеся исполнители и исполнительские коллективы. Использование различных форм музицирования и творческих заданий для освоения учащимися содержания музыкальных образов. Всеобщность музыкального языка. Жизненное содержание музыкальных образов, их характеристика, взаимосвязь и развитие. Общие закономерности развития музыки. Интонационное развитие музыкальных образов на примере произведений русской и зарубежной музыки от эпохи Средневековья до рубежа XIX-XX вв.: духовная музыка, западноевропейская и русская музыка XVII-XVIII вв., зарубежная и русская музыкальная культура XIX в. Творческие работы учащихся. Урок-концерт. |
Виды деятельности:-Творчески интерпретировать.-Рассуждать, определять специфику деятельности композитора, поэта и писателя.-Понимать особенности музыкального воплощения стихотворных текстов.-Самостоятельно подбирать, исследовать, передавать свои музыкальные впечатления в устной и письменной форме.-Делиться впечатлениями.-Использовать ресурсы Интернета для поиска произведений музыки и литературы. Собирать коллекцию музыкальных и литературных произведенийФорма урока:-урок-путешествие,-урок экскурсия в прошлое,- урок-диалог,-урок-викторина,-видео-урок,-урок обобщения и систематизации знаний.Коллективная, групповая работа, работа в парах, индивидуальная. |
|
|
Практическая часть ООП |
||
|
Практическая работа. Творческие работы учащихся. Урок-концерт. |
2 ч |
|
8 класс (34 часа, 1 час в неделю)
№ п/п |
Содержание учебного предмета |
Основные виды учебной деятельности, формы проведения занятий |
|
1. |
Классика и современность (17ч) |
|
|
|
Музыка вокруг нас, ее роль в жизни современного человека. Художественный образ – стиль – язык. Наука и искусство. Роль музыки в формировании художественного и научного мышления. Музыка обогащает жизненный опыт человека, его знания и представления о мире. Искусство как духовный опыт поколений, опыт передачи отношения к миру в образной форме, познания мира и самого себя. Общечеловеческие ценности и формы их передачи в музыке. Искусство рассказывает о красоте Земли: пейзаж в живописи, музыке, литературе. Человек в зеркале искусства: портрет в музыке, литературе, живописи, кино. Музыка как проводник духовной энергии. Процесс художественной коммуникации и его роль в сближении народов, стран, эпох (музеи, международные выставки, конкурсы, фестивали, проекты). Диалог искусств. Искусство художественного перевода – искусство общения. Обращение творца произведения искусства к современникам и потомкам. Что такое красота. Способность музыки дарить людям чувство эстетического переживания. Законы красоты. Различие реакций (эмоций, чувств, поступков) человека на социальные и природные явления в жизни и в искусстве. Творческий характер эстетического отношения к окружающему миру. Красота в понимании различных социальных групп в различные эпохи. Красота и польза. Творческие работы учащихся. |
Виды деятельности:-Выявлять общность и взаимосвязь музыки и любой другой творческой деятельности человека.-Проявлять отзывчивость.-Исполнять песни, понимать особенности музыкального воплощения стихотворных текстов.-Воплощать содержание произведений в драматизации, инсценировке, пластическом движении.-Импровизировать в пении, игре на муз. инструментах, пластике, в театрализации.-Находить связи, владеть музыкальными терминами, размышлять, высказывать суждение, импровизировать, находить параллели между музыкой и другими видами искусства.Форма урока:-комбинированный урок,-интегрированный урок,-урок-спектакль,-урок-путешествие,-урок экскурсия в прошлое,- урок-диалог,-урок обобщения и систематизации знаний.Коллективная, групповая работа, работа в парах, индивидуальная. |
|
2. |
Традиции и новаторство в музыке (17 ч) |
|
|
|
Преобразующая сила музыки. Ценностно-ориентационная, нравственная, воспитательная функции музыки. Арт-терапевтическое воздействие музыки. Синтез искусств в создании художественных образов. Идеал человека в искусстве. Воспитание души. Выражение общественных идей в музыкальных образах. Музыка как способ идеологического воздействия на людей. Способность музыки внушать определенный образ мыслей, стиль жизни, изменять ценностные ориентации. Композиция и средства эмоциональной выразительности разных искусств. Синтез искусств в усилении эмоционального воздействия на человека. Порождающая энергия музыки – пробуждение чувств и сознания, способного к пророчеству. Предупреждение средствами музыки о социальных опасностях. Научный прогресс и искусство. Предвидение сложных коллизий 20-21 веков в творчестве художников, композиторов, писателей авангарда Эстетическое формирование искусством окружающей среды. Функции легкой и серьезной музыки в жизни человека. Музыка в кино. Монтажность, «клиповость» современного художественного мышления. Творческие работы учащихся. Урок-концерт. |
Виды деятельности:-Творчески интерпретировать-Рассуждать, определять специфику деятельности композитора, поэта и писателя.-Понимать особенности музыкального воплощения стихотворных текстов.-Самостоятельно подбирать, исследовать, передавать свои музыкальные впечатления в устной и письменной форме.-Делиться впечатлениями. -Использовать ресурсы Интернета для поиска произведений музыки и литературы. Собирать коллекцию музыкальных и литературных произведений.Форма урока:-комбинированный урок,-интегрированный урок,-урок-кроссворд,-урок-викторина,-видео-урок.Коллективная, групповая работа, работа в парах, индивидуальная. |
|
|
Практическая часть ООП |
||
|
Практическая работа. Творческие работы учащихся. Урок-концерт. |
2 ч |
|
III. Тематическое планирование по учебному предмету «Музыка»
УМК Г.П.Сергеевой и сборника рабочих программ «Музыка» 5–8 классы. Предметная линия учебников Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской.
5 класс
№ |
Тема учебного занятия |
Кол-во часов |
|
|
Музыка и литература (16ч) |
||
1 |
Что роднит музыку с литературой |
1 |
|
2 |
Вокальная музыка Россия, Россия, нет слова красивей… |
1 |
|
3 |
Вокальная музыка Песня русская в березах, песня русская в хлебах… |
1 |
|
4 |
Вокальная музыка Здесь мало услышать, здесь вслушаться нужно… |
1 |
|
5 |
Фольклор в музыке русских композиторов «Стучит, гремит Кикимора…» |
1 |
|
6 |
Фольклор в музыке русских композиторов «Что за прелесть эти сказки…» |
1 |
|
7 |
Жанры инструментальной и вокальной музыки «Мелодией одной звучат печаль и радость…» «Песнь моя летит с мольбою» |
1 |
|
8 |
Вторая жизнь песни Живительный родник творчества. |
1 |
|
9 |
Всю жизнь мою несу родину в душе... «Перезвоны» «Звучащие картины» |
1 |
|
10 |
Всю жизнь мою несу родину в душе... «Скажи, откуда ты приходишь, красота?» |
1 |
|
11 |
Писатели и поэты о музыке и музыкантах «Гармонии задумчивый поэт» |
1 |
|
12 |
Писатели и поэты о музыке и музыкантах «Ты, Моцарт, бог, и сам того не знаешь!» |
1 |
|
13 |
Первое путешествие в музыкальный театр. Опера.Оперная мозаика.М. Глинка. Опера «Руслан и Людмила» |
1 |
|
14 |
Второе путешествие в музыкальный театр. Балет
|
1 |
|
15 |
Музыка в театре, кино, на телевидении |
1 |
|
16 |
|
1 |
|
|
Музыка и изобразительное искусство (18ч) |
||
17 |
Мир композитора |
1 |
|
18 |
Что роднит музыку с изобразительным искусством |
1 |
|
19 |
Небесное и земное в звуках и красках «Три вечные струны: молитва, песнь, любовь…» |
1 |
|
20 |
Звать через прошлое к настоящему «Александр Невский». «За отчий дом за русский край». |
1 |
|
21 |
Звать через прошлое к настоящему «Ледовое побоище». «После побоища». |
1 |
|
22 |
Музыкальная живопись и живописная музыка «Мои помыслы-краски , мои краски - напевы …» |
1 |
|
23
|
Музыкальная живопись и живописная музыка «Фореллен – квинтет» Дыхание русской песенности. |
1 |
|
24 |
Колокольность в музыке и изобразительном искусстве. «Весть святого торжества». |
1 |
|
25 |
Портрет в музыке и изобразительном искусстве «Звуки скрипки так дивно звучали…» |
1 |
|
26 |
Волшебная палочка дирижера. «Дирижеры мира» |
1 |
|
27 |
Образы борьбы и победы в искусстве. |
1 |
|
28 |
Застывшая музыка |
1 |
|
29 |
Полифония в музыке и живописи |
1 |
|
30 |
Музыка на мольберте |
1 |
|
31 |
Импрессионизм в музыке и живописи |
1 |
|
32
|
О подвигах, о доблести, о славе... |
1 |
|
33 |
В каждой мимолетности вижу я миры...
|
1 |
|
34
|
Мир композитора. С веком наравне . Творческие работы учащихся.Урок-концерт. |
1 |
6 класс
№
|
Тема урока |
Кол-во часов |
|
Раздел 1. Мир образов вокальной и инструментальной музыки (17 ч) |
|
1 |
Удивительный мир музыкальных образов. |
1 |
2 |
Образы романсов и песен русских композиторов |
1 |
3 |
Два музыкальных посвящения |
1 |
4 |
Портрет в музыке и живописи |
1 |
5 |
«Уноси моё сердце в звенящую даль»
|
1 |
6 |
Музыкальный образ и мастерство исполнителя |
1 |
7 |
Обряды и обычаи в фольклоре и в творчестве композиторов |
1 |
8 |
Образ песен зарубежных композиторов. Искусство прекрасного пения. |
1 |
9 |
Старинной песни мир |
1 |
10 |
Народное искусство Древней Руси
|
1 |
11 |
Русская духовная музыка «Фрески Софии Киевской» |
1 |
12 |
«Перезвоны». Молитва. |
1 |
13 |
«Небесное и земное» в музыке Баха. |
1 |
14 |
Образы скорби и печали |
1 |
15 |
«Фортуна правит миром» |
1 |
16 |
Авторская песня: прошлое и настоящее. Творческие работы учащихся.Урок-концерт. |
1 |
17 |
Джаз – искусство 20 века. |
1 |
|
Раздел 2. Мир образов камерной и симфонической музыки (17 ч.) |
|
18 |
Вечные темы искусства и жизни |
1 |
19 |
Могучее царство Ф.Шопена. Вдали от Родины. |
1 |
20 |
Ночной пейзаж. Ноктюрн. |
1 |
21 |
Инструментальный концерт. А. Вивальди. Времена года. |
1 |
22 |
Инструментальный концерт. И.С. Бах Итальянский концерт. |
1 |
23 |
Космический пейзаж. Быть может вся природа – мозаика цветов. |
1 |
24 |
Образы симфонической музыки. «Метель».Музыкальные иллюстрации к повести А.С.Пушкина. Вальс. Романс. Военный марш. |
1 |
25 |
Образы симфонической музыки. «Метель».Музыкальные иллюстрации к повести А.С.Пушкина. Образы русской природы. |
1 |
26 |
Симфоническое развитие музыкальных образов. «В печали весел, а в веселье печален». «Связь времен». В.А. Моцарт. Симфония №40. |
1 |
27 |
Симфоническое развитие музыкальных образов. «Связь времен». П. Чайковский. Сюита «Моцартиана» |
1 |
28 |
Программная увертюра. Людвиг Ван Бетховен «Эгмонт»
|
1 |
29 |
Увертюра-фантазия П.И.Чайковского «Ромео и Джульетта». Взаимосвязь музыки и литературы |
1 |
30 |
Увертюра-фантазия П.И.Чайковского «Ромео и Джульетта». Образы любви и вражды. |
1 |
31 |
Мир музыкального театра. Мюзикл. |
1 |
32 |
Мир музыкального театра. Рок-опера. |
1 |
33 |
Образы киномузыки. |
1 |
34 |
Обобщение изученного за год. Творческие работы учащихся. Урок-концерт. |
1 |
7 класс
№ |
Тема урока |
Кол-во часов |
|
Особенности драматургии сценической музыки (17 ч) |
|
1 |
Классика и современность. |
1 |
2 |
В музыкальном театре. Опера «Иван Сусанин». Новая эпоха в русской музыке. |
1 |
3 |
Патриотизм в музыке. Опера «Иван Сусанин». |
1 |
4 |
Опера «Князь Игорь. Русская эпическая опера |
1 |
5 |
Опера «Князь Игорь. Ария князя Игоря. Портрет половцев. Плач Ярославны. |
1 |
6 |
В музыкальном театре. Балет «Ярославна». |
1 |
7 |
Героические образы в русской музыке. |
1 |
8 |
В музыкальном театре. Мой народ - американцы. |
1 |
9 |
Опера «Порги и Бесс». |
1 |
10 |
Опера «Кармен». Самая популярная опера в мире. Образ Кармен. |
1 |
11 |
Опера «Кармен». Образы Хозе и Эскамильо |
1 |
12 |
Балет «Кармен - сюита». Новое прочтение оперы Бизе. |
1 |
13 |
Сюжеты и образы духовной музыки. Высокая месса. Всенощное бдение. |
1 |
14 |
Рок-опера «Иисус Христос-суперзвезда». Вечные темы. |
1 |
15 |
Рок-опера «Иисус Христос-суперзвезда». Главные образы. Творческие работы учащихся. Урок-концерт |
1 |
16 |
Музыка к драматическому спектаклю. Гоголь-сюита. Из музыки к спектаклю «Ревизская сказка». |
1 |
17 |
Музыка к драматическому спектаклю. «Ромео и Джульетта». |
1 |
|
Особенности драматургии камерной и симфонической музыки (17 ч.) |
|
18 |
Музыкальная драматургия - развитие музыки |
1 |
19 |
Два направления музыкальной культуры. Духовная музыка. Светская музыка. |
1 |
20 |
Камерная инструментальная музыка. Этюд. |
1 |
21 |
Транскрипция |
1 |
22
|
Циклические формы инструментальной музыки. Кончерто гроссо. Сюита в старинном стиле. А.Шнитке. |
1 |
23 |
Циклические формы инструментальной музыки. |
1 |
24 |
Соната. Соната. Сонатная форма. |
1 |
25 |
Соната в творчестве великих композиторов: Бетховен. Моцарт. |
1 |
26 |
Симфоническая музыка.Жанр симфонии. Симфония №103 Й.Гайдна. Симфония №40 В.Моцарта. |
1 |
27 |
Симфония №5 Л.Бетховена, Симфония №8 («Неоконченная») Ф.Шуберта. |
1 |
28 |
Симфония № 5 П.Чайковского. |
1 |
29 |
Симфония №7 («Ленинградская») Д.Шостаковича. |
1 |
30 |
Симфоническая картина. «Празднества» К.Дебюсси. |
1 |
31 |
Инструментальный концерт. Концерт для клавира с оркестром В.А Моцарта |
1 |
32 |
Инструментальный концерт. Концерт для скрипки с оркестром А. Хачатуряна. |
1 |
33 |
«Рапсодия в стиле блюз Дж.Гершвина». |
1 |
34 |
Музыка народов мира. Популярные хиты из мюзиклов и рок- опер. Творческие работы учащихся. Урок-концерт
|
1 |
8 класс
№ |
Тема урока |
Кол-во часов |
|
Раздел №1 Классика и современность (17 ч)
|
|
|
Искусство в жизни современного человека (3 ч) |
1 |
1 |
Искусство вокруг нас. |
1 |
2 |
Панорама современной музыкальной жизни в России и за рубежом. |
1 |
3 |
Современные выдающиеся, композиторы, вокальные исполнители и инструментальные коллективы. |
1 |
|
Искусство открывает новые грани мира (7 ч) |
|
4 |
Искусство рассказывает о красоте земли. |
1 |
5 |
Музыкальный фольклор. |
1 |
6 |
Может ли современная музыка считаться классической? |
1 |
7 |
Классическая музыка в современных обработках. |
1 |
8 |
Музыкальный портрет. Александр Невский. |
1 |
9 |
Портрет композитора в литературе и кино. |
1 |
10 |
Портрет композитора в литературе и кино. |
1 |
|
Музыка как универсальный способ общения (7 ч) |
|
11 |
Мир в зеркале искусства. |
1 |
12 |
Роль искусства в сближении народов. |
1 |
13 |
Музыкальное искусство как воплощение жизненной красоты и жизненной правды. |
1 |
14 |
Стиль как отражение мироощущения композитора. |
1 |
15 |
Воздействие музыки на человека, ее роль в человеческом обществе. |
1 |
16 |
«Вечные» проблемы жизни в творчестве композиторов. Творческие работы учащихся. Урок-концерт |
1 |
17 |
Музыкально – поэтическая символика огня. |
1 |
|
Раздел №2.Традиции и новаторство в музыке (17 ч) |
|
|
Красота в искусстве и жизни (11 ч) |
1 |
18 |
Что есть красота. |
1 |
19 |
Откровенье вечной красоты. |
1 |
20 |
Застывшая музыка. |
1 |
21 |
Есть ли у красоты свои законы. |
1 |
22 |
Своеобразие видения картины мира в национальных музыкальных культурах Востока и Запада. |
1 |
23
|
Преобразующая сила музыки как вида искусства. |
1 |
24 |
Символика скульптуры, архитектуры, музыки. |
1 |
25 |
Истоки и интонационное своеобразие, музыкального фольклора разных стран. |
1 |
26 |
Обращение композиторов к народным истокам профессиональной музыки. |
1 |
27 |
Романтизм в русской музыке. |
1 |
28 |
Стилевые особенности в творчестве русских композиторов |
1 |
|
Прекрасное пробуждает доброе (6 ч) |
|
29 |
Преобразующая сила искусства. |
1 |
30 |
«Полна чудес могучая природа». Весенняя сказка «Снегурочка». |
1 |
31 |
Оперы Н. Римского – Корсакова. |
1 |
32 |
Произведения вокальной и инструментальной музыки |
1 |
33 |
Песенное творчество современных авторов. |
1 |
34 |
Обобщающий урок. Творческие работы учащихся. Урок-концерт |
1 |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.