Министерство образования, науки и молодёжной политики Забайкальского края
Управление образования муниципального района «Нерчинский район»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
основная общеобразовательная школа с. Волочаевка
РАССМОТРЕНО Методическим Советом. ____________ Кузнецова Е.А. Протокол № _____ от «____»______________2022 г. |
СОГЛАСОВАНО. Заместитель директора: __________Кузнецова Е.А. Протокол № ____ От «____»_____________2022 г. |
Утверждено. Директор школы: ___________ Тумаева О.В. Приказ № _____ от «_____» ____________ 2022 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО МУЗЫКЕ
6 – 7 класс
Составитель:
Пузырева Н.И.,
учитель
с. Волочаевка, 2022 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по музыке для 6 - 7 классов создана на основе следующих нормативно-правовых документов:
1. Закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12. 2012 года № 273-ФЗ.
2. Приказа Министерства образования и науки РФ от 17.12. 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».
3. Профессионального стандарта педагога, утверждённого Министерством образования России от 18.10.2013 года № 544;
4. Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 31 марта 2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»
5. Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 года № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи» (Зарегистрировано в Минюсте России 18.12.2020 № 61573)).
6. Письма Министерства образования и науки РФ от 01.04. 2005 г. № 03-417 «О перечне учебного и компьютерного оборудования для оснащения общеобразовательных учреждений».
7. Приказа Министерства образования и науки РФ от 04.10. 2010 г. № 986 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащённости учебного процесса и оборудования учебных помещений».
8. Рекомендации Министерства образования и науки РФ от 24.11. 2011 г. № МД-1552/03 «Об оснащении общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием»;
9. Примерной программы основного общего образования, утверждённой Научно-Методическим Центром Российской Федерации 08.04.2015 года, протокол № 1/15;
10. Учебного плана муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения основной общеобразовательной школы с. Волочаевка на 2022 – 2023 учебный год;
12. Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ ООШ с. Волочаевка.
13. Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30 июня 2020 года № 16 «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/2.4 3598-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодёжи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID - 19)»).
14. Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 17 марта 2020 года № 104 «Об организации образовательной деятельности в организациях, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования, образовательные программы среднего профессионального образования, соответствующего дополнительного профессионального образования и дополнительные общеобразовательные программы, в условиях распространения новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации».
15. Рекомендации Федеральной службы Роспотребнадзора от 08 мая 2020 года № 02/9060-2020-24 «О направлении рекомендаций по организации работы образовательных организаций в условиях распространения COVID – 19.
16. Письма Минпросвещения России от 27.03.2020 г. № ГД-83/05 «О разъяснении некоторых вопросов по организации образовательного процесса в условиях усиления санитарно-эпидемиологических мероприятий»
17. Письма Минпросвещения РФ 03 от 12.08.2020 г. № ГД-1192/03 и Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 12.08.2020 г. № 02/16587-2020-24 «Об организации работы общеобразовательных организаций».
18. Письма Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Забайкальскому краю от 17.08.2020 г. № 75-00-05/109-1767-2020 «О направлении дополнений по организации образовательной деятельности в образовательных организациях в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID - 19)».
19. Приказа Министерства образования Забайкальского края от 10 августа 2020 года № 118 «О проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий»
20. Рекомендации Министерства образования и науки от 24.11.2011 г. «Об оснащении общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием».
21. Авторской программы «Музыка. Искусство. 5-9 классы» авторы: Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская, И.Э. Кашекова. – М.Просвещение, 2014 г.
Основная цель освоения музыкального искусства в основной школе состоит в формировании всесторонне образованной и инициативной личности через приобщение к музыке как эмоциональному, нравственно-эстетическому феномену, воспитание музыкальности, художественного вкуса и потребности в общении с искусством; освоение языка музыки, его выразительных возможностей в создании музыкального образа, общих и специфических средств художественной выразительности разных видов искусств.
Задачи:
• приобщение к музыке как эмоциональному, нравственно-эстетическому феномену, осознание через музыку жизненных явлений, овладение культурой отношений, запечатлённой в произведениях искусства, раскрывающих духовный опыт поколений;
• развитие в процессе музыкальных занятий творческого потенциала, ассоциативности мышления, воображения через опыт собственной музыкальной деятельности;
• воспитание музыкальности, художественного вкуса и потребности в общении с искусством;
Особенности классов – общеобразовательные.
Сроки реализации программы – 2 года с 6 по 7 класс.
Отличительные особенности рабочей программы по сравнению с авторской программой, обоснование изменений и структурной перестановки порядка изучения тем, расширения содержания учебного материала: нет
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА»
Учебный предмет «Музыка» входит в образовательную область «Искусство», целью обучения искусству в школе в соответствии с фундаментальным ядром образования является воспитание художественной культуры, как части всей духовной культуры учащихся на основе специфических методов эстетического познания (наблюдение искусства, постижение мира через переживание, художественное обобщение, содержательный анализ произведений, моделирование художественно-творческого процесса).
Логика структуры программы Сергеевой Г.П., Критской Е.Д. «Музыка 5-7 класс» разворачивается следующим образом:
В 5 классе рассматриваются особенности музыки как вида искусства, разнообразные явления музыкального искусства во взаимодействии с художественными образами других видов искусств – литературы (прозы и поэзии), изобразительного искусства (живописи, скульптуры, графики, книжных иллюстраций и др.), театра (оперы, балета, оперетты, мюзикла, рок-оперы), кино.
В 6 классе рассматривается многообразие музыкальных образов, запечатленных в жанрах вокальной, инструментальной и инструментально-симфонической музыки. В сферу изучения входят также интонационная природа музыкальных образов, приемы взаимодействия и развития различных образных сфер в музыкальном искусстве.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
МБОУ ООШ с. Волочаевка
В соответствии с учебным планом МБОУ ООШ с. Волочаевка предмет «Музыка» изучается с 5-го по 8-й класс. На каждую учебную неделю с 5-го по 7-й класс выделяется один час. Настоящая рабочая программа ориентирована на 6 - 7 классы, рассчитана на 70 учебных часов из расчёта 1 час в неделю, всего 35 учебных недель.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
1. Рабочая программа «Музыка» 5-7 класс авт. Е.Д. Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, М.: Просвещение, 2013г.
2. Музыка: 6 кл. учебник для общеобразовательных учреждений, авт. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. М.: Просвещение, 2017.
3. Музыка: 7 кл. учебник для общеобразовательных учреждений, авт. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. М.: Просвещение, 2017.
Дополнительные пособия для учителя
1. Фонохрестоматии музыкального материала к учебнику «Музыка» 8 класс. (СD) авт. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С.
2. Книги о музыке и музыкантах.
3. Научно-популярная литература по искусству.
Печатные пособия
1.Портреты композиторов.
2.Таблицы признаков характера звучания.
3.Таблица длительностей.
4.Таблица средств музыкальной выразительности.
5.Схема: расположение инструментов и оркестровых групп в различных видах оркестров.
6.Альбомы с демонстрационным материалом, составленным в соответствии с тематическими линиями учебной программы.
Экранно-звуковые пособия
1.Аудиозаписи и фонохрестоматии по музыке.
2.Видеофильмы, посвященные творчеству выдающихся отечественных и зарубежных композиторов.
3.Видеофильмы с записью фрагментов из оперных спектаклей.
4.Видеофильмы с записью фрагментов из балетных спектаклей.
5.Видеофильмы с записью известных оркестровых коллективов.
6.Видеофильмы с записью фрагментов из мюзиклов.
7.Нотный и поэтический текст песен.
8.Изображения музыкантов, играющих на различных инструментах.
9.Фотографии и репродукции картин крупнейших центров мировой музыкальной культуры.
Технические средства обучения
1.Музыкальный центр.
2.Ноутбук.
3.Экран.
4. Мультимедиа проектор.
5.Микрофоны
Цифровые и электронные образовательные ресурсы
1.Мультимедийная программа «Шедевры музыки» издательства «Кирилл и Мефодий».
2.Мультимедийная программа «Энциклопедия классической музыки» «Коминфо».
3.Мультимедийная программа «Музыка. Ключи».
4.Мультимедийная программа «Энциклопедия Кирилла и Мефодия 2009г.».
5.Мультимедийная программа «История музыкальных инструментов».
6.Единая коллекция - http://collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76-f453-552f31d9b164.
7.Российский общеобразовательный портал - http://music.edu.ru/.
8.Детские электронные книги и презентации - http://viki.rdf.ru/.
9.CD-ROM. «Мир музыки». Программно-методический комплекс».
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА»
В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы общего образования Федерального государственного образовательного стандарта обучение на занятиях по музыке направлено на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
· укрепление культурной, этнической и гражданской идентичности в соответствии с духовными традициями семьи и народа;
· наличие эмоционального отношения к искусству, эстетического взгляда на мир в его целостности, художественном и самобытном разнообразии;
· формирование личностного смысла постижения искусства и расширение ценностной сферы в процессе общения с музыкой;
· приобретение навыков социокультурной адаптации в современно мире и позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей;
· развитие мотивов музыкально-учебной деятельности и реализации творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования;
· продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных творческих задач, в том числе музыкальных;
· развитие духовно-нравственных и этических чувств, эмоциональной отзывчивости, понимание и сопереживание, уважительное отношение к историко-культурным традициям других народов.
Учащиеся научатся:
· высказывать личностно-оценочные суждения о роли и месте музыки в жизни, о нравственных ценностях и идеалах шедевров музыкального искусства прошлого и современности;
· использовать различные формы индивидуального, группового и коллективного музицирования (пение, пластическое интонирование, импровизация, игра на инструментах);
· решать творческие задачи, участвовать в исследовательских проектах, художественных событиях школы;
· проявлять творческую инициативу в различных сферах художественно-творческой деятельности, в музыкально-эстетической жизни класса, школы (музыкальные вечера, музыкальные гостиные, концерты для младших школьников и др.).
Метапредметные результаты:
· наблюдение за различными явлениями жизни и искусства в учебной и
внеурочной деятельности, понимание их специфики и эстетического многообразия;
· ориентированность в культурном многообразии окружающей действительности, участие в жизни микро и макросоциума (группы, класса, школы, города, региона и др.);
· овладение способностью к реализации собственных творческих замыслов через понимание целей, выбор способов решения проблем поискового характера; применение знаково-символических и речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
· готовность к логическим действиям: анализ, сравнение, синтез, обобщение, классификация по стилям и жанрам музыкального искусства;
· планирование, контроль и оценка собственных учебных действий, понимание их успешности или причин неуспешности, умение корректировать свои действия;
· участие в совместной деятельности на основе сотрудничества, поиска компромиссов, распределения функций и ролей;
· умение воспринимать окружающий мир во всём его социальном, культурном, природном и художественном разнообразии.
Учащиеся научатся:
· наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства и оценивать их;
· выявлять особенности взаимодействия музыки с другими видами искусства (литература, изобразительное искусство, театр, кино и др.);
· раскрывать образный строй художественных произведений; находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и других видов искусства;
· передавать свои впечатления в устной и письменной форме; развивать навыки исследовательской художественно-эстетической деятельности (выполнение индивидуальных коллективных проектов);
· заниматься музыкально-эстетическим самообразованием приорганизации культурного досуга, составлении домашней фонотеки,видеотеки, библиотеки и пр., посещении концертов, театров и др.;
· учащиеся получат представление о крупнейших музыкальных центрах мирового значения (театры оперы и балета, концертные залы, музеи), о текущих событиях музыкальной/художественной жизни в отечественной и зарубежной культуре.
Предметные результаты:
· формирование основ музыкальной культуры обучающихся как неотъемлемой части их общей духовной культуры; потребности в общении с музыкой для дальнейшего духовно-нравственного развития, социализации, самообразования, организации содержательного
· культурного досуга на основе осознания роли музыки в жизни отдельного человека и общества, в развитии мировой культуры;
· развитие общих музыкальных способностей обучающихся, а также образного и ассоциативного мышления, фантазии и творческого воображения, эмоционально-ценностного отношения к явлениям жизни и искусства на основе восприятия и анализа музыкальных образов;
· формирование мотивационной направленности на продуктивную музыкально-творческую деятельность (слушание музыки, пение, инструментальное музицирование, драматизация музыкальных произведений, импровизация, музыкально-пластическое движение);
· воспитание эстетического отношения к миру, критического восприятия музыкальной информации, развитие творческих способностей в многообразных видах музыкальной деятельности, связанной с театром, кино, литературой, живописью;
· расширение музыкального и общего культурного кругозора; воспитание музыкального вкуса, устойчивого интереса к музыке своего народа и других народов мира, классическому и современному музыкальному наследию;
· общее понятие о роли музыки в жизни человека и его духовно- нравственном развитии, знание основных закономерностей музыкального искусства;
· представление о художественной картине мира на основе освоения отечественных традиций и постижения историко-культурной, этнической, региональной самобытности музыкального искусства разных народов;
· готовность применять полученные знания и приобретённый опыт творческой деятельности при реализации различных проектов для организации содержательного культурного досуга во внеурочной и внешкольной деятельности;
· овладение основами музыкальной грамотности: способностью эмоционально воспринимать музыку как живое образное искусство во взаимосвязи с жизнью, со специальной терминологией и ключевыми понятиями музыкального искусства, элементарной нотной грамотой в рамках изучаемого курса;
· участие в создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнение вокально-хоровых произведений, импровизаций, театральных спектаклей, ассамблей искусств, музыкальных фестивалей и конкурсов и др.
Учащиеся научатся:
· понимать роль музыки в жизни человека; образное содержание музыкальных произведений, особенности претворения вечных тем искусства и жизни в произведениях разных жанров и стилей; различать лирические, эпические, драматические музыкальные образы; определять по характерным признакам принадлежность музыкальных произведений
· к соответствующему жанру и стилю — музыка классическая, народная, религиозной традиции, современная;
· эмоционально-образно воспринимать и оценивать музыкальные произведения различных жанров классической и современной музыки; размышлять о знакомом музыкальном произведении; высказывать суждение об основной идее, о средствах и формах её воплощения;
· понимать специфику и особенности музыкального языка, закономерности музыкального искусства; получать представление о средствах музыкальной выразительности, музыкальной драматургии, приемах взаимодействия и развития музыкальных образов; анализировать различные трактовки одного и того же произведения, аргументируя исполнительскую интерпретацию замысла композитора;
· исполнять народные и современные песни, знакомые мелодии изученных классических произведений; участвовать в концертном исполнении песенного репертуара класса;
· различать простые и сложные жанры вокальной, инструментальной, сценической музыки; находить жанровые параллели между музыкой и другими видами искусства;
· творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении, музыкально-ритмическом движении, пластическом интонировании, поэтическом слове, изобразительной деятельности;
· знать имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов и исполнителей, узнавать наиболее значимые их произведения и интерпретации; приводить примеры их произведений;
· ориентироваться в нотной записи как средстве фиксации музыкальной речи.
Выпускник научится:
· понимать взаимодействие музыки с другими видами искусства на основе осознания специфики языка каждого из них (музыки, литературы, изобразительного искусства, театра, кино и др.);
· находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и других видов искусства;
· размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывать суждение об основной идее, о средствах и формах ее воплощения;
· творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении, музыкально- ритмическом движении, поэтическом слове, изобразительной деятельности;
· участвовать в коллективной исполнительской деятельности (пении, пластическом интонировании, импровизации, игре на инструментах);
· передавать свои музыкальные впечатления в устной и письменной форме.
Выпускник получит возможность научиться:
· развивать умения и навыки музыкально-эстетического самообразования: формировать фонотеки, библиотеки, видеотеки;
· проявлять творческую инициативу, участвуя в музыкально-эстетической жизни класса, школы;
· импровизировать в пении, игре, пластике;
· проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение к музыкальным произведениям при их восприятии и исполнении.
Музыкальный образ и музыкальная драматургия.
Выпускник научится:
· понимать жизненно-образное содержание музыкальных произведений разных жанров; различать лирические, эпические, драматические музыкальные образы;
· иметь представление о приемах взаимодействия и развития образов музыкальных сочинений;
· знать имена выдающихся русских и зарубежных композиторов, приводить примеры их произведений;
· уметь по характерным признакам определять принадлежность музыкальных произведений к соответствующему жанру и стилю — музыка классическая, народная, религиозная, современная;
· владеть навыками музицирования: исполнение песен (народных, классического репертуара, современных авторов), напевание запомнившихся мелодий знакомых музыкальных сочинений;
· анализировать различные трактовки одного и того же произведения, аргументируя исполнительскую интерпретацию замысла композитора;
Выпускник получит возможность научиться:
· различать простые и сложные жанры вокальной, инструментальной, сценической музыки
· оценивать собственную музыкально-творческую деятельность;
· раскрывать образный строй музыкальных произведений на основе взаимодействия различных видов искусства;
· развивать навыки исследовательской художественно-эстетической деятельности (выполнение индивидуальных и коллективных проектов);
· совершенствовать умения и навыки самообразования.
Классика и современность. Музыка в современном мире: традиции и инновации.
Выпускник научится:
· наблюдать за многообразными явлениями жизни и искусства, выражать свое отношение к искусству;
· понимать специфику музыки и выявлять родство художественных образов разных искусств, различать их особенности;
· выражать эмоциональное содержание музыкальных произведений в исполнении, участвовать в различных формах музицирования;
· раскрывать образное содержание музыкальных произведений разных форм, жанров и стилей; высказывать суждение об основной идее и форме ее воплощения в музыке;
· понимать специфику и особенности музыкального языка, творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в разных видах музыкальной деятельности;
· осуществлять исследовательскую деятельность художественно-эстетической направленности, участвуя в творческих проектах, в том числе связанных с музицированием; проявлять инициативу в организации и проведении концертов, театральных спектаклей, выставок и конкурсов, фестивалей и др.;
· разбираться в событиях художественной жизни отечественной и зарубежной культуры, владеть специальной терминологией, называть имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов и крупнейшие музыкальные центры мирового значения (театры оперы и балета, концертные залы, музеи);
· определять стилевое своеобразие классической, народной, религиозной, современной музыки, разных эпох;
· применять информационно-коммуникативные технологии для расширения опыта творческой деятельности в процессе поиска информации в образовательном пространстве сети Интернет.
Выпускник получит возможность научиться:
· совершенствовать представление о триединстве музыкальной деятельности (композитор — исполнитель — слушатель);
· знать основные жанры народной, профессиональной, религиозной и современной музыки;
· понимать особенности претворения вечных тем искусства и жизни в произведениях разных жанров (опере, балете, мюзикле, рок-опере, симфонии, инструментальном концерте, сюите, кантате, оратории, мессе и др.);
· эмоционально-образно воспринимать и оценивать музыкальные сочинения различных жанров и стилей;
· творчески интерпретировать содержание музыкальною произведения, используя приемы пластического интонирования, музыкально-ритмического движения, импровизации; ориентироваться в нотной записи как средстве фиксации музыкальной речи;
· осуществлять сравнительные интерпретации музыкальных сочинений;
· выявлять особенности построения музыкально-драматического спектакля на основе взаимодействия музыки с другими видами искусства;
· использовать различные формы индивидуального, группового и коллективного музицирования, выполнять творческие, задания.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
6 класс (35 часов, 1 час в неделю)
№ п/п |
Содержание учебного предмета |
Основные виды учебной деятельности, формы проведения занятий |
|
1. |
Мир образов вокальной и инструментальной музыки (17 ч.) |
|
|
|
Лирические, эпические, драматические образы. Единство содержания и формы. Многообразие жанров вокальной музыки (песня, романс, баллада, баркарола, хоровой концерт, кантата и др.). Песня, ария, хор в оперном спектакле. Единство поэтического текста и музыки. Многообразие жанров инструментальной музыки: сольная, ансамблевая, оркестровая. Сочинения для фортепиано, органа, арфы, симфонического оркестра, синтезатора. Музыка Древней Руси. Образы народного искусства. Фольклорные образы в творчестве композиторов. Образы русской духовной и светской музыки (знаменный распев, партесное пение, духовный концерт). Образы западноевропейской духовной и светской музыки (хорал, токката, фуга, кантата, реквием). Полифония и гомофония. Авторская песня — прошлое и настоящее. Джаз — искусство XX в. (спиричуэл, блюз, современные джазовые обработки). Взаимодействие различных видов искусства в раскрытии образного строя музыкальных произведений. Использование различных форм музицирования и творческих заданий в освоении содержания музыкальных образов. Творческие работы учащихся. |
Виды деятельности: -Выявлять общность и взаимосвязь музыки и литературы. -Проявлять отзывчивость -Исполнять народные песни, понимать особенности музыкального воплощения стихотворных текстов. -Воплощать содержание произведений в драматизации, инсценировке, пластическом движении -Импровизировать в пении, игре на муз. инструментах, пластике, в театрализации. -Находить связи, владеть музыкальными терминами, размышлять, высказывать суждение, импровизировать, находить параллели между музыкой и другими видами искусства. -Творчески интерпретировать Форма урока: -Урок ознакомления с новым материалом, - урок закрепления изученного,
-урок применения знаний и умений, -урок обобщения и систематизации знаний, -комбинированный урок, -интегрированный урок. Коллективная, групповая работа, работа в парах, индивидуальная. |
|
2. |
Мир образов камерной и симфонической музыки (17 ч) |
|
|
|
Жизнь - единая основа художественных образов любого вида искусства. Отражение нравственных исканий человека, времени и пространства в музыкальном искусстве. Своеобразие и специфика художественных образов камерной и симфонической музыки. Сходство и различие как основной принцип развития и построения музыки. Повтор (вариативность, вариантность), контраст. Взаимодействие нескольких музыкальных образов на основе их сопоставления, столкновения, конфликта. Программная музыка и ее жанры (сюита, вступление к опере, симфоническая поэма, увертюра-фантазия, музыкальные иллюстрации и др.). Музыкальное воплощение литературного сюжета. Выразительность и изобразительность музыки. Образ-портрет, образ-пейзаж и др. Непрограммная музыка и ее жанры: инструментальная миниатюра (прелюдия, баллада, этюд, ноктюрн), струнный квартет, фортепианный квинтет, концерт, концертная симфония, симфония-действо и др.Современная трактовка классических сюжетов и образов: мюзикл, рок-опера, киномузыка.
Использование различных форм музицирования и творческих заданий в освоении учащимися содержания музыкальных образов.
Творческие работы учащихся. Урок- концерт. |
Виды деятельности: -Рассуждать, определять специфику деятельности композитора, поэта и писателя. -Понимать особенности музыкального воплощения стихотворных текстов. -Самостоятельно подбирать, исследовать, передавать свои музыкальные впечатления в устной и письменной форме. -Делиться впечатлениями. -Использовать ресурсы Интернета для поиска произведений музыки и литературы Форма урока: -урок-путешествие, -урок экскурсия в прошлое, - урок-диалог, -урок-репортаж -урок-викторина -видео-урок
Коллективная, групповая работа, работа в парах,
индивидуальная. |
|
|
Практическая часть ООП |
||
|
Практическая работа. Творческие работы учащихся. Урок-концерт. |
1 ч |
|
Содержание программы предмета Музыка» 7 класс
Тематическое планирование |
Характеристика видов деятельности учащихся |
VII класс (35 ч) |
|
Особенности драматургии сценической музыки (17 ч) |
|
Классика и современность. В музыкальном театре. Опера. Опера «Иван Сусанин». Новая эпоха в русском музыкальном искусстве. «Судьба человеческая — судьба народная». «Родина моя! Русская земля». Опера «Князь Игорь». Русская эпическая опера. Ария князя Игоря. Портрет половцев. Плач Ярославны. В музыкальном театре. Балет. Балет «Ярославна». Вступление. «Стон Русской земли». «Первая битва с половцами». «Плач Ярославны». «Молитва». Героическая тема в русской музыке. Галерея героических образов. В музыкальном театре. «Мой народ – американцы…». «Порги и Бесс». Первая американская национальная опера. Развитие традиций оперного спектакля. Раскрываются следующие содержательные линии: стиль как отражение эпохи, национального характера, индивидуальности композитора: Россия — Запад. Жанровое разнообразие опер, балетов, мюзиклов (историко-эпические, драматические, лирические, комические и др.). Взаимосвязь музыки с литературой и изобразительным искусством в сценических жанрах. Особенности построения музыкально-драматического спектакля. Опера: увертюра, ария, речитатив, ансамбль, хор, сцена. Балет: дивертисмент, сольные и массовые танцы (классический и характерный), па-де-де, музыкально-хореографические сцены и др. Приемы симфонического развития образов. Обобщение материала I четверти. Опера «Кармен». Самая популярная опера в мире. Образ Кармен. Образы Хозе и Эскамильо. Балет «Кармен-сюита». Новое прочтение оперы Бизе. Образ Кармен. Образ Хозе. Образы «масок» и Тореадора. Сюжеты и образы духовной музыки. «Высокая месса». «От страдания к радости». «Всенощное бдение». Музыкальное зодчество России. Образы «Вечерни» и «Утрени». Рок-опера «Иисус Христос — суперзвезда». Вечные темы. Главные образы. Музыка к драматическому спектаклю. «Ромео и Джульетта». Музыкальные зарисовки для большого симфонического оркестра. «Гоголь-сюита» из музыки к спектаклю «Ревизская сказка». Образы «Гоголь-сюиты». «Музыканты — извечные маги». Раскрываются следующие содержательные линии: Сравнительные интерпретации музыкальных сочинений. Мастерство исполнителя («искусство внутри искусства»): выдающиеся исполнители и исполнительские коллективы. Музыка в драматическом спектакле. Роль музыки в кино и на телевидении. Обобщение материала II четверти. Музыкальный материал Кармен. Опера (фрагменты). Ж. Бизе. Кармен-сюита. Балет (фрагменты). Ж. Бизе — Р. Щедрин. Высокая месса си минор (фрагменты). И.-С. Бах. Всенощное бдение (фрагменты). С. Рахманинов. Иисус Христос — суперзвезда. Рок-опера (фрагменты). Э.-Л. Уэббер. Гоголь-сюита. Музыка к спектаклю «Ревизская сказка» по мотивам произведений Н. Гоголя. А. Шнитке. Тематическое планирование Родина моя. Д. Тухманов, слова Р. Рождественского. Дом, где наше детство остается. Ю. Чичков, слова М. Пляцков- ского. Дорога добра. Из телевизионного фильма «Приключения маленького Мука». М. Минков, слова Ю. Энтина. Небо в глазах. С. Смирнов, слова В. Смирнова. Рассвет-чародей. В. Ша- инский, слова М. Пляцковского. Только так. Слова и музыка Г. Васильева и А. Иващенко. Синие сугробы. Слова и музыка А. Якушевой. Ночная дорога. С. Никитин, слова Ю. Визбора. Исполнение желаний. Слова и музыка А. Дольского. Тишь. Слова и музыка Ю. Визбора. Спасибо, музыка. Из кинофильма «Мы из джаза». М. Минков, слова Д. Иванова. Песенка на память. М.Минков, слова П. Синявского. Образцы музыкального фольклора разных регионов мира (аутентичный, кантри, фолк-джаз, рок-джаз и др.) |
Определять роль музыки в жизни человека. Совершенствовать представление о триединстве музыкальной деятельности (композитор — исполнитель — слушатель). Эмоционально-образно воспринимать и оценивать музыкальные произведения различных жанров и стилей классической и современной музыки. Обосновывать свои предпочтения в ситуации выбора. Выявлять особенности претворения вечных тем искусства и жизни в произведениях разных жанров и стилей. Выявлять (распознавать) особенности музыкального языка, музыкальной драматургии, средства музыкальной выразительности. Называть имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов и исполнителей, узнавать наиболее значимые их произведения и интерпретации. Исполнять народные и современные песни, знакомые мелодии изученных классических произведений. Анализировать и обобщать многообразие связей музыки, литературы и изобразительного искусства. Творчески интерпретировать содержание музыкальных произведений, используя приемы пластического интонирования, музыкально-ритмического движения, импровизации. Использовать различные формы индивидуального, группового и коллективного музицирования. Решать творческие задачи. Участвовать в исследовательских проектах. Выявлять особенности взаимодействия музыки с другими видами искусства. Анализировать художественно- образное содержание, музыкальный язык произведений мирового музыкального искусства. Осуществлять поиск музыкально- образовательной информации в справочной литературе и Интернете в рамках изучаемой темы. Самостоятельно исследовать творческие биографии композиторов, исполнителей, исполнительских коллективов. Собирать коллекции классических произведений. Проявлять творческую инициативу в подготовке и проведении музыкальных конкурсов, фестивалей в классе, школе и т.п. Применять информационно-коммуникационные технологии для музыкального самообразования. Заниматься музыкально-просветительской деятельностью с младшими школьниками, сверстниками, родителями, жителями микрорайона. Использовать различные формы музицирования и творческих заданий в процессе освоения содержания музыкальных произведений. |
Особенности драматургии камерной и симфонической музыки (18 ч) |
|
Музыкальная драматургия — развитие музыки. Два направления музыкальной культуры. Духовная музыка. Светская музыка. Камерная инструментальная музыка. Этюд. Транскрипция. Циклические формы инструментальной музыки. «Кончерто гроссо» А. Шнитке. «Сюита в старинном стиле» А. Шнитке. Соната. Соната № 8 («Патетическая») Л. Бетховена. Соната № 2 С. Прокофьева. Соната № 11 В.-А. Моцарта. Симфоническая музыка. Симфония №103 («С тремоло литавр» Й. Гайдна. Симфония № 40 В.-А Моцарта. Симфония № 1 «Классическая» С. Прокофьева. Симфония № 5 Л. Бетховена. Симфония № 8 («Неоконченная») Ф. Шуберта. Симфония № 1 В. Калинникова. Картинная галерея. Симфония № 5 П. Чайковского. Симфония № 7 («Ленинградская») Д. Шостаковича. Симфоническая картина. «Празднества» К. Дебюсси. Инструментальный концерт. Концерт для скрипки с оркестром А. Хачатуряна. «Рапсодия в стиле блюз» Дж. Гершвина. Музыка народов мира. Популярные хиты из мюзиклов и рок-опер. Исследовательский проект (вне сетки часов). Пусть музыка звучит! Раскрываются следующие содержательные линии: Сонатная форма, симфоническая сюита, сонатно-симфонический цикл как формы воплощения и осмысления жизненных явлений и противоречий. Сопоставление драматургии крупных музыкальных форм с особенностями развития музыки в вокальных и инструментальных жанрах. Стилизация как вид творческого воплощения художественного замысла: поэтизация искусства прошлого, воспроизведение национального или исторического колорита. Транскрипция как жанр классической музыки. Темы исследовательских проектов: «Жизнь дает для песни образы и звуки...». Музыкальная культура родного края. Классика на мобильных телефонах. Музыкальный театр: прошлое и настоящее. Камерная музыка: стили, жанры, исполнители. Музыка народов мира: красота и гармония. Обобщение материала III и IV четвертей. Музыкальный материал Этюды по каприсам Н. Паганини. Ф. Лист. Чакона. Из Партиты № 2 ре минор. И.-С. Бах - Ф. Бузони. Лесной царь. Ф. Шуберт. – Ф. Лист. «Кончерто гроссо». Сюита в старинном стиле для скрипки и фортепиано. А. Шнитке. Соната № 8 («Патетическая»). Л. Бетховен. Соната № 2 С. Прокофьев. Соната № 11. В.-А. Моцарт. 1. Симфония № 103. Й. Гайдн. Симфония № 40. В.-А. Моцарт. Симфония № 1 {«Классическая»). С. Прокофьев. Симфония № 5. Л. Бетховен. Симфония № 8 {«Неоконченная»). Ф. Шуберт. Симфония № 5. П. Чайковский. Симфония № 1. В. Калинников. Симфония № 7. Д. Шостакович. Празднества. Из симфонического цикла «Ноктюрны». К. Дебюсси. Концерт для скрипки с оркестром. А. Хачатурян. «Рапсодия в стиле блюз». Дж. Гершвин. Образцы музыкального фольклора разных регионов мира (аутентичный, кантри, фолк-джаз, рок-джаз и др.). Россия, Россия'. Ю. Чичков, слова Ю. Разумовского. Журавли. Я. Френкель, слова Р. Гамзатова. Сыновья уходят в бой. Слова и музыка В. Высоцкого. День Победы. Д. Тухманов, слова В. Харитонова. Вот солдаты идут. К. Молчанов, слова М. Львовского. До свидания, мальчики. Слова и музыка Б. Окуджавы. Баллада о солдате. В. Соловьев-Седой, слова М. Матусовского. Фантастика-романтика. Слова и музыка Ю. Кима. За туманом; Маленький гном. Слова и музыка А. Кукина. Следы. Слова и музыка В. Егорова. Весеннее танго. Слова и музыка В. Миляева. Я бы сказал тебе. Слова и музыка В. Вихарева |
Сравнивать музыкальные произведения разных жанров и стилей, выявлять интонационные связи. Проявлять инициативу в различных сферах музыкальной деятельности, в музыкально-эстетической жизни класса, школы (музыкальные вечера, музыкальные гостиные, концерты для младших школьников и др.). Совершенствовать умения и навыки самообразования при организации культурного досуга, при составлении домашней фонотеки, видеотеки и пр. Называть крупнейшие музыкальные центры мирового значения (театры оперы и балета, концертные залы, музеи). Анализировать приемы взаимодействия и развития одного или нескольких образов в произведениях разных форм и жанров. Анализировать и обобщать жанро- во-стилистические особенности музыкальных произведений. Размышлять о модификации жанров в современной музыке. Общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов. Самостоятельно исследовать творческую биографию одного из популярных исполнителей, музыкальных коллективов и т.п. Обмениваться впечатлениями о текущих событиях музыкальной жизни в отечественной культуре и за рубежом. Импровизировать в одном из современных жанров популярной музыки и оценивать собственное исполнение. Ориентироваться в джазовой музыке, называть ее отдельных выдающихся исполнителей и композиторов. Самостоятельно исследовать жанровое разнообразие популярной музыки. Определять специфику современной популярной отечественной и зарубежной музыки, высказывать собственное мнение о ее художественной ценности. Осуществлять проектную деятельность. Участвовать в музыкальной жизни школы, города, страны и др. Использовать различные формы музицирования и творческих заданий для освоения содержания музыкальных произведений. Защищать творческие исследовательские проекты (вне сетки часов) |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
6 класс
№
|
Тема урока |
Кол-во часов |
|
Раздел 1. Мир образов вокальной и инструментальной музыки (17 ч) |
|
1 |
Удивительный мир музыкальных образов. |
1 |
2 |
Образы романсов и песен русских композиторов |
1 |
3 |
Два музыкальных посвящения |
1 |
4 |
Портрет в музыке и живописи |
1 |
5 |
«Уноси моё сердце в звенящую даль» |
1 |
6 |
Музыкальный образ и мастерство исполнителя |
1 |
7 |
Обряды и обычаи в фольклоре и в творчестве композиторов |
1 |
8 |
Образ песен зарубежных композиторов. Искусство прекрасного пения. |
1 |
9 |
Старинной песни мир |
1 |
10 |
Народное искусство Древней Руси |
1 |
11 |
Русская духовная музыка «Фрески Софии Киевской» |
1 |
12 |
«Перезвоны». Молитва. |
1 |
13 |
«Небесное и земное» в музыке Баха. |
1 |
14 |
Образы скорби и печали |
1 |
15 |
«Фортуна правит миром» |
1 |
16 |
Авторская песня: прошлое и настоящее. Творческие работы учащихся.Урок-концерт. |
1 |
17 |
Джаз – искусство 20 века. |
1 |
|
Раздел 2. Мир образов камерной и симфонической музыки (17 ч.) |
|
18 |
Вечные темы искусства и жизни |
1 |
19 |
Могучее царство Ф.Шопена. Вдали от Родины. |
1
|
20 |
Ночной пейзаж. Ноктюрн. |
1 |
21 |
Инструментальный концерт. А. Вивальди. Времена года. |
1 |
22 |
Инструментальный концерт. И.С. Бах Итальянский концерт. |
1 |
23 |
Космический пейзаж.Быть может вся природа – мозаика цветов. |
1 |
24 |
Образы симфонической музыки. «Метель».Музыкальные иллюстрации к повести А.С.Пушкина. Вальс. Романс. Военный марш. |
1 |
25 |
Образы симфонической музыки. «Метель».Музыкальные иллюстрации к повести А.С.Пушкина. Образы русской природы. |
1 |
26 |
Симфоническое развитие музыкальных образов.«В печали весел, а в веселье печален». «Связь времен». В.А.Моцарт. Симфония №40. |
1 |
27 |
Симфоническое развитие музыкальных образов. «Связь времен». П. Чайковский. Сюита «Моцартиана» |
1 |
28 |
Программная увертюра. Людвиг Ван Бетховен «Эгмонт» |
1 |
29 |
Увертюра-фантазия П.И.Чайковского «Ромео и Джульетта». Взаимосвязь музыки и литературы |
1 |
30 |
Увертюра-фантазия П.И.Чайковского «Ромео и Джульетта». Образы любви и вражды. |
1 |
31 |
Мир музыкального театра. Мюзикл. |
1 |
32 |
Мир музыкального театра. Рок-опера. |
1 |
33 |
Образы киномузыки. |
1 |
34 |
Обобщение изученного за год. Творческие работы учащихся. Урок-концерт. |
1 |
35 |
Резерв |
1 |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п |
Тема |
Кол-во часов |
Примечание |
|
I. «Особенности музыкальной драматургии сценической музыки» (17ч) |
|
|||
1 |
Классика и современность |
1 |
|
|
2 |
В музыкальном театре. Опера М. Глинки «Иван Сусанин» |
1 |
|
|
3 |
В музыкальном театре. Опера А. Бородина «Князь Игорь» |
1 |
|
|
4 |
В музыкальном театре. Опера А. Бородина «Князь Игорь» |
1 |
|
|
5 |
В музыкальном театре. Балет |
1 |
|
|
6 |
В музыкальном театре. Балет. Б.И. Тищенко. Балет «Ярославна» |
1 |
|
|
7 |
Героическая тема в русской музыке. Урок – обобщение. |
1 |
|
|
8 |
В музыкальном театре. «Мой народ – американцы». |
1 |
|
|
9 |
В музыкальном театре. Первая американская национальная опера «Порги и Бесс». |
1 |
|
|
10 |
Опера «Кармен» Ж. Бизе. Образ Кармен. |
1 |
|
|
11 |
Опера «Кармен» Ж. Бизе. Образы Хозе и Эскамильо. |
1 |
|
|
12 |
Р. Щедрин. Балет «Кармен-сюита» |
1 |
|
|
13 |
Сюжеты и образы духовной музыки. |
1 |
|
|
14 |
Музыкальное зодчество России. «Всенощное бдение» С. Рахманинов. |
1 |
|
|
15 |
Рок-опера «Иисус Христос – суперзвезда» Э. Уэббер. |
1 |
|
|
16 |
«Ревизская сказка» «Гоголь-сюита» А. Шнитке. |
1 |
|
|
17 |
Музыканты – извечные маги. |
1 |
|
|
II. Особенности драматургии камерной и симфонической музыки (18 часов) |
||||
18 |
Музыкальная драматургия – развитие музыки. |
1 |
|
|
19 |
Два направления музыкальной культуры. Духовная музыка. Светская музыка. |
1 |
|
|
20 |
Камерная инструментальная музыка. Этюд. Ф. Шопен. Ф. Лист. |
1 |
|
|
21 |
Транскрипция. |
1 |
|
|
22 |
Циклические формы инструментальной музыки. «Кончерто гроссо» А. Шнитке. |
1 |
|
|
23 |
«Сюита в старинном стиле» А. Шнитке. |
1 |
|
|
24 |
Соната. «Патетическая» соната Л. Бетховена. |
1 |
|
|
25 |
Соната № 11 В. Моцарта. Соната № 2 С. Прокофьева. |
1 |
|
|
26 |
Симфония. Симфонии И. Гайдна, В. Моцарта. |
1 |
|
|
27 |
Симфонии С. Прокофьева, Л. Бетховена. |
1 |
|
|
28 |
Симфонии Ф. Шуберта, В. Калинникова |
1 |
|
|
29 |
Симфонии П. Чайковского, Д. Шостаковича. |
1 |
|
|
30 |
Симфоническая картина «Празднества» К. Дебюсси. Инструментальный концерт. |
1 |
|
|
31 |
Концерт для скрипки с оркестром А. Хачатуряна. «Рапсодия в стиле блюз» Дж. Гершвин |
1 |
|
|
32 |
Музыка народов мира. |
1 |
|
|
33 |
Популярные хиты из мюзиклов и рок-опер. |
1 |
|
|
34 |
Исследовательский проект. |
1 |
|
|
35 |
«Пусть музыка звучит!» Итоговый урок. |
1 |
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.