МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Республики Татарстан
Исполнительный комитет Тюлячинского муниципального района Республики Татарстан
МБОУ «Тюлячинская СОШ»
РАССМОТРЕНО |
СОГЛАСОВАНО от "29" 08 2022 г. |
УТВЕРЖДАЮ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 1505650)
учебного предмета
«Музыка»
для 8 класса основного общего образования
на 2022-2023 учебный год
Составитель:
Хабирова Светлана Петровна
учитель музыки
с. Тюлячи 2022
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по предмету «Музыка» на уровне 8 класса основного общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения программы основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, с учётом распределённых по модулям проверяемых требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования по предмету «Музыка», Примерной программы воспитания.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА»
Музыка — универсальный антропологический
феномен, неизменно присутствующий во всех культурах и цивилизациях на
протяжении всей истории человечества. Используя интонационно-выразительные
средства, она способна порождать эстетические эмоции, разнообразные чувства и
мысли, яркие художественные образы, для которых характерны, с одной стороны,
высокий уровень обобщённости, с другой — глубокая степень психологической
вовлечённости личности. Эта особенность открывает уникальный потенциал для
развития внутреннего мира человека,
гармонизации его взаимоотношений с самим собой, другими людьми,
окружающим миром через занятия музыкальным искусством.
Музыка действует на невербальном уровне и развивает такие важнейшие качества и свойства, как целостное восприятие мира, интуиция, сопереживание, содержательная рефлексия. Огромное значение имеет музыка в качестве универсального языка, не требующего перевода, позволяющего понимать и принимать образ жизни, способ мышления и мировоззрение представителей других народов и культур.
Музыка, являясь эффективным способом
коммуникации, обеспечивает межличностное и
социальное взаимодействие людей, в том числе является средством
сохранения и передачи идей и смыслов, рождённых в предыдущие века и отражённых
в народной, духовной музыке, произведениях великих композиторов прошлого.
Особое значение приобретает музыкальное воспитание в свете целей и задач
укрепления национальной идентичности. Родные интонации, мелодии и ритмы
являются квинтэссенцией культурного кода, сохраняющего в свёрнутом виде всю
систему
мировоззрения предков, передаваемую музыкой не только через
сознание, но и на более глубоком —подсознательном — уровне.
Музыка — временнóе искусство. В связи с этим важнейшим
вкладом в развитие комплекса психических качеств личности является способность
музыки развивать чувство времени, чуткость к распознаванию
причинно-следственных связей и логики развития событий, обогощать
индивидуальный опыт в предвидении будущего и его сравнении с
прошлым.
Музыка обеспечивает развитие
интеллектуальных и творческих способностей ребёнка, развивает его абстрактное
мышление, память и воображение, формирует умения и навыки в сфере
эмоционального интеллекта, способствует самореализации и
самопринятию личности. Таким образом музыкальное обучение и воспитание вносит
огромный вклад в эстетическое и нравственное развитие ребёнка, формирование
всей системы ценностей.
Рабочая программа позволит учителю:
— реализовать в процессе преподавания музыки современные подходы к формированию личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, сформулированных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования;
— определить и структурировать планируемые результаты обучения и содержание учебного предмета «Музыка» по годам обучения в соответствии с ФГОС ООО (утв. приказом
Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897,
с изменениями и
дополнениями от 29 декабря 2014 г., 31 декабря 2015 г., 11 декабря
2020 г.); Примерной основной образовательной программой основного общего
образования (в редакции протокола № 1/20 от 04.02.2020 Федерального
учебно-методического объединения по общему образованию); Примерной программой
воспитания (одобрена решением Федерального учебно-методического объединения по
общему образованию, протокол от 2 июня 2020 г. №2/20);
— разработать календарно-тематическое планирование с учётом особенностей конкретного региона, образовательного учреждения, класса, используя рекомендованное в рабочей программе примерное распределение учебного времени на изучение определённого раздела/темы, а также предложенные основные виды учебной деятельности для освоения учебного материала.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА»
Музыка жизненно необходима для полноценного образования и
воспитания ребёнка, развития его психики, эмоциональной и интеллектуальной
сфер, творческого потенциала. Признание
самоценности творческого развития человека, уникального вклада
искусства в образование и воспитание делает неприменимыми критерии
утилитарности.
Основная цель реализации программы — воспитание музыкальной культуры как части всей духовной культуры обучающихся. Основным содержанием музыкального обучения и воспитания является личный и коллективный опыт проживания и осознания специфического комплекса эмоций, чувств, образов, идей, порождаемых ситуациями эстетического восприятия (постижение мира через переживание, интонационно-смысловое обобщение, содержательный анализ произведений, моделирование художественно-творческого процесса, самовыражение через творчество).
В процессе конкретизации учебных целей их реализация
осуществляется по следующим
направлениям:
1) становление системы ценностей обучающихся, развитие целостного
миропонимания в единстве эмоциональной и познавательной сферы;
2) развитие потребности в общении с произведениями искусства,
осознание значения музыкального искусства как универсальной формы невербальной
коммуникации между людьми разных эпох и народов, эффективного способа
автокоммуникации;
3) формирование творческих способностей ребёнка, развитие
внутренней мотивации к
интонационно-содержательной деятельности.
Важнейшими задачами изучения предмета «Музыка» в основной школе
являются:
1. Приобщение к общечеловеческим духовным ценностям через личный
психологический опыт эмоционально-эстетического переживания.
2. Осознание социальной функции музыки. Стремление понять закономерности развития музыкального искусства, условия разнообразного проявления и бытования музыки в человеческом обществе, специфики её воздействия на человека.
3. Формирование ценностных личных предпочтений в сфере музыкального искусства. Воспитание уважительного отношения к системе культурных ценностей других людей. Приверженность парадигме сохранения и развития культурного многообразия.
4. Формирование целостного представления о комплексе выразительных средств музыкального искусства. Освоение ключевых элементов музыкального языка, характерных для различных музыкальных стилей.
5. Развитие общих и специальных музыкальных способностей, совершенствование
в предметных умениях и навыках, в том числе:
а) слушание (расширение приёмов и навыков вдумчивого, осмысленного
восприятия музыки;
аналитической, оценочной,
рефлексивной деятельности в связи с прослушанным музыкальным произведением);
б) исполнение (пение в различных манерах, составах, стилях; игра
на доступных музыкальных инструментах, опыт исполнительской деятельности на
электронных и виртуальных музыкальных инструментах);
в) сочинение (элементы вокальной и инструментальной импровизации,
композиции, аранжировки, в том числе с использованием цифровых программных
продуктов);
г) музыкальное движение (пластическое интонирование, инсценировка,
танец, двигательное моделирование и др.);
д) творческие проекты, музыкально-театральная деятельность
(концерты, фестивали,
представления);
е) исследовательская деятельность на материале музыкального
искусства.
6. Расширение культурного кругозора, накопление знаний о музыке и музыкантах, достаточное для активного, осознанного восприятия лучших образцов народного и профессионального искусства родной страны и мира, ориентации в истории развития музыкального искусства и современной музыкальной культуре.
Программа составлена на основе модульного принципа построения учебного материала и допускает вариативный подход к очерёдности изучения модулей, принципам компоновки учебных тем, форм и методов освоения содержания.
Содержание предмета «Музыка» структурно представлено девятью
модулями (тематическими линиями), обеспечивающими преемственность с
образовательной программой начального образования и непрерывность изучения
предмета и образовательной области «Искусство» на протяжении всего курса
школьного обучения:
модуль № 1 «Музыка моего края»;
модуль № 2 «Народное музыкальное творчество России»;
модуль № 3 «Музыка народов мира»;
модуль № 4 «Европейская классическая музыка»;
модуль № 5 «Русская классическая музыка»;
модуль № 6 «Истоки и образы русской и европейской духовной
музыки»;
модуль № 7 «Современная музыка: основные жанры и направления»;
модуль № 8 «Связь музыки с другими видами искусства»;
модуль № 9 «Жанры музыкального искусства».
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования учебный предмет «Музыка» входит в предметную область «Искусство», является обязательным для изучения и преподаётся в основной школе с 5 по 8 класс включительно.
Изучение предмета «Музыка» предполагает
активную социокультурную деятельность
обучающихся, участие в исследовательских и творческих проектах, в
том числе основанных на межпредметных связях с такими дисциплинами
образовательной программы, как «Изобразительное искусство», «Литература»,
«География», «История», «Обществознание», «Иностранный язык» и др. Общее число
часов, отведённых на изучение предмета «Музыка» в 8 классе, составляет 34 часа
(не менее 1 часа в неделю).
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Модуль «МУЗЫКА МОЕГО КРАЯ»
Семейный фольклор
Фольклорные жанры, связанные с жизнью человека: свадебный обряд,
рекрутские песни, плачи-причитания.
Наш край сегодня
Современная музыкальная культура родного края.
Гимн республики, города (при наличии). Земляки — композиторы, исполнители, деятели культуры. Театр, филармония, консерватория.
Модуль «ЖАНРЫ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА»
Театральные жанры
Опера, балет. Либретто. Строение музыкального спектакля: увертюра,
действия, антракты, финал.
Массовые сцены. Сольные номера главных героев. Номерная структура и сквозное развитие сюжета. Лейтмотивы.
Роль оркестра в музыкальном спектакле
Mодуль «РУССКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ
МУЗЫКА»
Русский балет
Мировая слава русского балета. Творчество композиторов (П.И.Чайковский,
С.С.Прокофьев, И.Ф.Стравинский, Р.К.Щедрин), балетмейстеров, артистов балета.
Дягилевские сезоны.
Русская музыка — взгляд в будущее
Идея светомузыки. Мистерии А. Н. Скрябина. Терменвокс,
синтезатор Е.Мурзина, электронная музыка (на примере творчества А.Г.Шнитке,
Э.Н.Артемьева и др.).
Mодуль «ЕВРОПЕЙСКАЯ
КЛАССИЧЕСКАЯ МУЗЫКА»
Музыкальный стиль
Стиль как единство эстетических идеалов, круга образов,
драматургических приёмов, музыкального языка. (На примере творчества
В.А.Моцарта, К.Дебюсси, А.Шёнберга и др.).
Модуль «СОВРЕМЕННАЯ МУЗЫКА: ОСНОВНЫЕ ЖАНРЫ И НАПРАВЛЕНИЯ» Джаз
Джаз — основа популярной музыки XX века. Особенности джазового
языка и стиля (свинг, синкопы, ударные и духовые инструменты, вопросо-ответная
структура мотивов, гармоническая сетка, импровизация).
Мюзикл
Особенности жанра. Классика жанра — мюзиклы середины XX века (на примере творчества
Ф.Лоу, Р.Роджерса, Э.Л.Уэббера и др.).
Современные постановки в жанре мюзикла на российской сцене.
.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Специфика эстетического содержания предмета «Музыка» обусловливает тесное взаимодействие, смысловое единство трёх групп результатов: личностных, метапредметных и предметных.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения рабочей программы по музыке для
основного общего образования достигаются во взаимодействии учебной и
воспитательной работы, урочной и внеурочной деятельности. Они должны отражать
готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных
ориентаций, в том числе в части:
Патриотического воспитания:
осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и
многоконфессиональном обществе; знание Гимна России и традиций его исполнения,
уважение музыкальных символов республик Российской Федерации и других стран
мира; проявление интереса к освоению музыкальных традиций своего края,
музыкальной культуры народов России; знание достижений отечественных
музыкантов, их вклада в мировую музыкальную культуру; интерес к изучению
истории отечественной музыкальной культуры; стремление развивать и сохранять
музыкальную культуру своей страны, своего края.
Гражданского воспитания:
готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его
прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей; осознание
комплекса идей и моделей поведения, отражённых в лучших произведениях мировой
музыкальной классики, готовность поступать в своей жизни в соответствии с
эталонами нравственного самоопределения, отражёнными в них; активное участие в
музыкально-культурной жизни семьи, образовательной организации, местного
сообщества, родного края, страны, в том числе в качестве участников творческих
конкурсов и фестивалей, концертов, культурно-просветительских акций, в качестве
волонтёра в дни праздничных мероприятий.
Духовно-нравственного воспитания:
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного
выбора; готовность воспринимать музыкальное искусство с учётом моральных и
духовных ценностей этического и религиозного контекста, социально-исторических
особенностей этики и эстетики; придерживаться принципов справедливости,
взаимопомощи и творческого сотрудничества в процессе
непосредственной музыкальной и учебной деятельности, при
подготовке внеклассных концертов, фестивалей, конкурсов.
Эстетического воспитания:
восприимчивость к различным видам искусства, умение видеть
прекрасное в окружающей действительности, готовность прислушиваться к природе,
людям, самому себе; осознание ценности творчества, таланта; осознание важности
музыкального искусства как средства коммуникации и самовыражения; понимание
ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных
традиций и народного творчества; стремление к самовыражению в разных видах
искусства.
Ценности научного познания:
ориентация в деятельности на современную систему научных
представлений об основных закономерностях развития человека, природы и
общества, взаимосвязях человека с природной, социальной, культурной средой;
овладение музыкальным языком, навыками познания музыки как искусства
интонируемого смысла; овладение основными способами исследовательской
деятельности на звуковом материале самой музыки, а также на материале
искусствоведческой, исторической, публицистической информации о различных явлениях
музыкального искусства, использование
доступного объёма специальной терминологии.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и
эмоционального благополучия: осознание
ценности жизни с опорой на собственный жизненный опыт и опыт восприятия
произведений искусства; соблюдение правил личной безопасности и
гигиены, в том числе в процессе музыкально-исполнительской, творческой,
исследовательской деятельности; умение осознавать своё эмоциональное состояние
и эмоциональное состояние других, использовать адекватные
интонационные средства для выражения своего состояния, в том числе
в процессе повседневного общения; сформированность навыков рефлексии, признание
своего права на ошибку и такого же права другого человека.
Трудового воспитания:
установка на посильное активное участие в практической
деятельности; трудолюбие в учёбе, настойчивость в достижении поставленных
целей; интерес к практическому изучению профессий в сфере культуры и искусства;
уважение к труду и результатам трудовой деятельности.
Экологического воспитания:
повышение уровня экологической культуры, осознание глобального
характера экологических проблем и путей их решения; участие в экологических
проектах через различные формы музыкального творчества.
Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к
изменяющимся условиям социальной и природной среды:
освоение обучающимися социального опыта, основных социальных
ролей, норм и правил
общественного поведения, форм социальной жизни, включая семью,
группы, сформированные в учебной исследовательской и творческой деятельности, а
также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды;
стремление перенимать опыт, учиться у других людей — как взрослых,
так и сверстников, в том числе в разнообразных проявлениях творчества,
овладения различными навыками в сфере
музыкального и других видов искусства;
смелость при соприкосновении с новым эмоциональным опытом,
воспитание чувства нового, способность ставить и решать нестандартные задачи,
предвидеть ход событий, обращать внимание на перспективные тенденции и
направления развития культуры и социума;
способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие
изменения и их
последствия, опираясь на жизненный интонационный и эмоциональный
опыт, опыт и навыки управления своими психо-эмоциональными ресурсами в
стрессовой ситуации, воля к победе.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1. Овладение универсальными познавательными действиями
Базовые логические действия:
устанавливать существенные признаки для классификации музыкальных
явлений, выбирать основания для анализа, сравнения и обобщения отдельных
интонаций, мелодий и ритмов, других элементов музыкального языка;
сопоставлять, сравнивать на основании существенных признаков
произведения, жанры и стили музыкального и других видов искусства;
обнаруживать взаимные влияния отдельных видов, жанров и стилей
музыки друг на друга, формулировать гипотезы о взаимосвязях;
выявлять общее и особенное, закономерности и противоречия в
комплексе выразительных средств, используемых при создании музыкального образа
конкретного произведения, жанра, стиля; выявлять и
характеризовать существенные признаки конкретного музыкального звучания; самостоятельно обобщать и формулировать выводы по результатам
проведённого слухового
наблюдения-исследования.
Базовые исследовательские действия:
следовать внутренним слухом за развитием музыкального процесса,
«наблюдать» звучание музыки; использовать
вопросы как исследовательский инструмент познания;
формулировать собственные вопросы, фиксирующие несоответствие
между реальным и
желательным состоянием учебной ситуации, восприятия, исполнения
музыки;
составлять алгоритм действий и использовать его для решения учебных,
в том числе
исполнительских и творческих задач;
проводить по самостоятельно составленному плану небольшое
исследование по установлению особенностей музыкально-языковых единиц, сравнению
художественных процессов, музыкальных явлений, культурных объектов между собой;
самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам
проведённого наблюдения, слухового исследования.
Работа с информацией:
применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и
отборе информации с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев;
понимать специфику работы с аудиоинформацией, музыкальными
записями;
использовать интонирование для запоминания звуковой информации,
музыкальных произведений; выбирать, анализировать,
интерпретировать, обобщать и систематизировать информацию, представленную в
аудио- и видеоформатах, текстах, таблицах, схемах;
использовать смысловое чтение для извлечения, обобщения и
систематизации информации из одного или нескольких источников с учётом
поставленных целей;
оценивать надёжность информации по критериям, предложенным
учителем или сформулированным самостоятельно;
различать тексты информационного и художественного содержания,
трансформировать,
интерпретировать их в соответствии с учебной задачей;
самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации
(текст, таблица, схема, презентация, театрализация и др.) в зависимости от
коммуникативной установки.
Овладение системой универсальных познавательных действий обеспечивает сформированность когнитивных навыков обучающихся, в том числе развитие специфического типа интеллектуальной деятельности — музыкального мышления.
2. Овладение универсальными коммуникативными действиями
Невербальная коммуникация:
воспринимать музыку как искусство интонируемого смысла, стремиться
понять эмоционально-образное содержание музыкального высказывания, понимать
ограниченность словесного языка в передаче смысла музыкального произведения;
передавать в собственном исполнении музыки художественное
содержание, выражать настроение, чувства, личное отношение к исполняемому
произведению;
осознанно пользоваться интонационной выразительностью в обыденной
речи, понимать культурные нормы и значение интонации в повседневном общении;
эффективно использовать интонационно-выразительные возможности в
ситуации публичного выступления;
распознавать невербальные средства общения (интонация, мимика,
жесты), расценивать их как полноценные элементы коммуникации, адекватно
включаться в соответствующий уровень общения.
Вербальное общение:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в
соответствии с условиями и целями
общения;
выражать своё мнение, в том числе впечатления от общения с
музыкальным искусством в устных и письменных текстах;
понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к
собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;
вести диалог, дискуссию, задавать вопросы по существу обсуждаемой
темы, поддерживать благожелательный тон диалога;
публично представлять результаты учебной и творческой
деятельности.
Совместная деятельность (сотрудничество):
развивать навыки эстетически опосредованного сотрудничества,
соучастия, сопереживания в процессе исполнения и восприятия музыки; понимать
ценность такого социально-психологического опыта, экстраполировать его на
другие сферы взаимодействия;
понимать и использовать преимущества коллективной, групповой и
индивидуальной музыкальной деятельности, выбирать наиболее эффективные формы
взаимодействия при решении поставленной задачи;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить
действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс
и результат совместной работы; уметь обобщать мнения нескольких людей,
проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям,
самостоятельно
сформулированным участниками взаимодействия; сравнивать результаты
с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять
сферу ответственности и проявлять готовность к представлению отчёта перед
группой.
3. Овладение универсальными регулятивными действиями
Самоорганизация:
ставить перед собой среднесрочные и долгосрочные цели по
самосовершенствованию, в том числе в части творческих, исполнительских навыков
и способностей, настойчиво продвигаться к
поставленной цели;
планировать достижение целей через решение ряда последовательных
задач частного характера; самостоятельно составлять
план действий, вносить необходимые коррективы в ходе его реализации; выявлять наиболее важные проблемы для решения в учебных и
жизненных ситуациях;
самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть),
выбирать способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и
собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;
делать выбор и брать за него ответственность на себя.
Самоконтроль (рефлексия):
владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
давать адекватную оценку учебной ситуации и предлагать план её
изменения;
предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной
задачи, и адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
объяснять причины достижения (недостижения) результатов
деятельности; понимать причины неудач и уметь предупреждать их, давать оценку
приобретённому опыту;
использовать музыку для улучшения самочувствия, сознательного
управления своим
психоэмоциональным состоянием, в том числе стимулировать состояния
активности (бодрости), отдыха (релаксации), концентрации внимания и т. д.
Эмоциональный интеллект:
чувствовать, понимать эмоциональное состояние самого себя и других
людей, использовать возможности музыкального искусства для расширения своих
компетенций в данной сфере; развивать
способность управлять собственными эмоциями и эмоциями других как в
повседневной жизни, так и в ситуациях музыкально-опосредованного общения;
выявлять и анализировать причины эмоций; понимать мотивы и
намерения другого человека, анализируя коммуникативно-интонационную ситуацию;
регулировать способ выражения
собственных эмоций.
Принятие себя и других:
уважительно и осознанно относиться к другому человеку и его
мнению, эстетическим предпочтениям и вкусам;
признавать своё и чужое право на ошибку, при обнаружении ошибки
фокусироваться не на ней самой, а на способе улучшения результатов
деятельности;
принимать себя и других, не осуждая;
проявлять открытость;
осознавать невозможность контролировать всё вокруг.
Овладение системой универсальных учебных регулятивных действий обеспечивает формирование смысловых установок личности (внутренняя позиция личности) и жизненных навыков личности (управления собой, самодисциплины, устойчивого поведения, эмоционального душевного равновесия и т. д.).
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты характеризуют сформированность у обучающихся основ музыкальной культуры и проявляются в способности к музыкальной деятельности, потребности в регулярном общении с музыкальным искусством во всех доступных формах, органичном включении музыки в актуальный контекст своей жизни.
Обучающиеся, освоившие основную образовательную программу по предмету «Музыка»:
— осознают принципы универсальности и всеобщности музыки как вида
искусства, неразрывную связь музыки и жизни человека, всего человечества, могут
рассуждать на эту тему;
— воспринимают российскую музыкальную культуру как целостное и
самобытное
цивилизационное явление; знают достижения отечественных мастеров
музыкальной культуры, испытывают гордость за них;
— сознательно стремятся к укреплению и сохранению собственной
музыкальной идентичности (разбираются в особенностях музыкальной культуры
своего народа, узнают на слух родные
интонации среди других, стремятся участвовать в исполнении музыки
своей национальной традиции, понимают ответственность за сохранение и передачу
следующим поколениям музыкальной культуры своего народа);
— понимают роль музыки как социально значимого явления,
формирующего общественные вкусы и настроения, включённого в развитие
политического, экономического, религиозного, иных аспектов развития общества.
Предметные результаты, формируемые в ходе изучения предмета «Музыка», сгруппированы по учебным модулям и должны отражать сформированность умений.
Модуль «Музыка моего края»:
знать музыкальные традиции своей республики, края, народа;
характеризовать особенности творчества народных и профессиональных
музыкантов, творческих коллективов своего края;
исполнять и оценивать образцы музыкального фольклора и сочинения композиторов своей малой родины.
Модуль «Жанры музыкального искусства»:
различать и характеризовать жанры музыки (театральные, камерные и
симфонические, вокальные и инструментальные и т.д.), знать их разновидности,
приводить примеры;
рассуждать о круге образов и средствах их воплощения, типичных для
данного жанра;
выразительно исполнять произведения (в том числе фрагменты)
вокальных, инструментальных и музыкально-театральных жанров.
Модуль «Русская классическая музыка»:
различать на слух произведения русских композиторов-классиков,
называть автора, произведение, исполнительский состав;
характеризовать музыкальный образ и выразительные средства,
использованные композитором, способы развития и форму строения музыкального
произведения;
исполнять (в том числе фрагментарно, отдельными темами) сочинения
русских композиторов; характеризовать
творчество не менее двух отечественных композиторов-классиков, приводить
примеры наиболее известных сочинений.
Модуль «Европейская классическая музыка»:
различать на слух произведения европейских композиторов-классиков,
называть автора,
произведение, исполнительский состав;
определять принадлежность музыкального произведения к одному из
художественных стилей (барокко, классицизм, романтизм, импрессионизм);
исполнять (в том числе фрагментарно) сочинения
композиторов-классиков;
характеризовать музыкальный образ и выразительные средства,
использованные композитором, способы развития и форму строения музыкального
произведения;
характеризовать творчество не менее двух композиторов-классиков,
приводить примеры наиболее известных сочинений.
Модуль «Современная музыка: основные жанры и направления»:
определять и характеризовать стили, направления и жанры современной
музыки;
различать и определять на слух виды оркестров, ансамблей, тембры
музыкальных инструментов, входящих в их состав;
исполнять современные музыкальные произведения в разных видах
деятельности.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ |
Наименование разделов и тем программы |
Количество часов |
Репертуар |
Дата |
Виды деятельности |
Виды, |
Электронные (цифровые) образовательные ресурсы |
||||
всего |
контрольные работы |
практические работы |
для |
для |
для |
||||||
Модуль 1. Музыка моего края |
|||||||||||
1.1. |
Семейный фольклор |
1 |
0 |
0 |
|
|
|
|
Знакомство с фольклорными жанрами семейного цикла. Изучение
особенностей их исполнения и звучания. Определение на слух жанровой |
Устный |
http://fcior.edu.ru/ |
1.2. |
Наш край сегодня |
2 |
0 |
1 |
|
|
|
|
Знакомство с творческой биографией, деятельностью местных
мастеров культуры и искусства.; |
Устный |
http://fcior.edu.ru/ |
Итого по модулю |
3 |
|
|||||||||
Модуль 2. Жанры музыкального искусства |
|||||||||||
2.1. |
Театральные жанры |
11 |
0 |
0 |
|
|
|
|
Знакомство с отдельными номерами из известных опер, балетов.; |
Устный |
http://fcior.edu.ru/ |
Итого по модулю |
11 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Модуль 3. Русская классическая музыка |
|||||||||||
3.1. |
Русский балет |
2 |
0 |
0 |
|
|
|
|
Знакомство с шедеврами русской балетной музыки.; |
Устный |
http://fcior.edu.ru/ |
Итого по модулю |
2 |
|
|||||||||
Модуль 4. Европейская классическая музыка |
|||||||||||
4.1. |
Музыкальный стиль |
4 |
0 |
0 |
|
|
|
|
Обобщение и систематизация знаний о различных проявлениях
музыкального стиля (стиль д.).; |
Устный |
http://fcior.edu.ru/ |
Итого по модулю |
4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Модуль 5. Русская классическая музыка |
5.1. |
Русская |
8 |
0 |
1 |
|
|
|
|
Знакомство с музыкой отечественных композиторов XX века, эстетическими и
технологическими идеями по расширению возможностей и средств |
Устный |
http://fcior.edu.ru/ |
Итого по модулю |
8 |
|
|||||||||
Модуль 6. Современная музыка: основные жанры и направления |
|||||||||||
6.1. |
Джаз |
2 |
0 |
1 |
|
|
|
|
Знакомство с различными джазовыми музыкальными композициями и направлениями (регтайм, биг-бэнд, блюз).; |
Устный |
http://fcior.edu.ru/ |
6.2. |
Мюзикл |
4 |
1 |
0 |
|
|
|
|
Знакомство с музыкальными произведениями, сочинёнными зарубежными и отечественными композиторами в жанре мюзикла, сравнение с другими театральными жанрами (опера, балет, драматический спектакль).; |
Устный |
http://fcior.edu.ru/ |
Итого по модулю |
6 |
|
|||||||||
ОБЩЕЕ |
34 |
1 |
3 |
|
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ |
Тема урока |
Количество часов |
Дата |
Виды, формы контроля |
||
всего |
контрольные работы |
практические работы |
||||
1. |
Классика в нашей жизни |
1 |
0 |
0 |
|
Устный опрос; |
2. |
Фольклорные жанры, связанные с жизнью человека |
1 |
0 |
0 |
|
Устный опрос; |
3. |
Музыкальная культура |
1 |
0 |
1 |
|
Практическая работа; |
4. |
В музыкальном театре. Опера. |
1 |
0 |
0 |
|
Устный опрос; |
5. |
Опера "Князь Игорь" А. Бородина |
1 |
0 |
0 |
|
Тестирование; |
6. |
Балет "Ярославна" Б.Тищенко |
1 |
0 |
0 |
|
Устный опрос; синквейн; |
7. |
Рок-опера.Э.Артемьев. "Преступление и |
1 |
0 |
0 |
|
Устный опрос; |
8. |
Оперное творчество |
1 |
|
|
|
Устный опрос; |
9. |
Мюзикл "Ромео и Джульетта" |
1 |
0 |
0 |
|
Устный опрос; |
10. |
Музыка к драматическому спектаклю. Д. Кабалевский "Ромео и Джульетта" |
1 |
0 |
0 |
|
Устный опрос; |
11. |
"Пер Гюнт" Э. Григ |
1 |
0 |
0 |
|
Устный опрос; синквейн; |
12. |
"Гоголь-сюита" А. Шнитке |
1 |
0 |
1 |
|
Практическая работа; |
13. |
Опера в драматическом театре. Музыкальные |
1 |
0 |
0 |
|
Устный опрос; |
14. |
Рок-опера А. Журбина "Орфей и Эвридика" |
1 |
0 |
0 |
|
Тестирование; |
15. |
Музыка в кино. |
1 |
0 |
0 |
|
Устный опрос; |
16. |
В концертном зале. Симфония:прошлое и настоящее |
1 |
0 |
0 |
|
Устный опрос; |
17. |
Симфония № 8 Ф. Шуберта |
1 |
0 |
0 |
|
Письменный контроль; |
18. |
Симфония № 5 П. Чайковского |
1 |
0 |
0 |
|
синквейн; |
19. |
Симфония № 1 С. Прокофьева. |
1 |
0 |
0 |
|
Устный опрос; |
20. |
Симфоническое |
1 |
0 |
1 |
|
Практическая работа; |
21. |
И снова в музыкальном театре. Джаз-основа |
1 |
0 |
0 |
|
Тестирование; |
22. |
Опера "Порги и Бесс" Дж. Гершвин |
1 |
0 |
0 |
|
Устный опрос; |
23. |
Опера "Кармен" Ж. Бизе |
1 |
0 |
0 |
|
Устный опрос; |
24. |
"Кармен-сюита" Р.Щедрин |
1 |
0 |
0 |
|
Устный опрос; синквейн; |
25. |
Портреты великих исполнителей. Е.Образцова. М. Плисецкая |
1 |
0 |
0 |
|
Устный опрос; |
26. |
"Музыка - это огромный мир, окружающий |
1 |
0 |
0 |
|
Тестирование; |
27. |
Классика оперного жанра. Творчество М. И. Глинки, П. И.
Чайковского Вступление к опере«Евгений Онегин». "Пиковая дама" |
1 |
0 |
0 |
|
Устный опрос; |
28. |
Образы зарубежных К. Орф. Дж. Верди |
1 |
0 |
0 |
|
Устный опрос; |
29. |
В концертном зале. Симфония №? "Ленинградская" Д.Шостаковича. Литературные страницы. "Письмо к Богу" |
1 |
0 |
0 |
|
Устный опрос; |
30. |
Музыка в храмовом синтезе искусств. Неизвестный Свиридов. |
1 |
0 |
0 |
|
Тестирование; |
31. |
Великие мюзиклы мира |
1 |
0 |
0 |
|
Устный опрос; |
32. |
Современные постановки в жанре мюзикла на |
1 |
0 |
0 |
|
Устный опрос; |
33. |
Современная музыкальная жизнь в России и за |
1 |
1 |
0 |
|
Контрольная работа; |
34. |
Современная музыка: основные жанры и Обобщающий урок |
1 |
0 |
0 |
|
Устный опрос; |
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ |
34 |
1 |
3 |
|
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Музыка, 8 класс/Сергеева Г.П., Критская Е.Д., Акционерное общество «Издательство «Просвещение»;
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина Музыка. 8 класс:
Учебник Рабочая тетрадь
Музыка.Рабочие программы. 5-8 классы. Хрестоматия музыкального
материала.(mp3) Пособие для учителя "Уроки музыки. 5-8 классы."
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
http://fcior.edu.ru/
http://school-collection.edu.ru/
http://orpheusmusic.ru/dir
http://www.muzzal.ru/index.htm
http://www.kindermusic.ru/index.htm
https://nsportal.ru/kultura/muzykalnoe-
https://resh.edu.ru/
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
ПК,
фортепиано, мультимедийное оборудование (проектор, экран), фонохрестоматия,
ноты.
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
фортепиано
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.