Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «обществознания» реализуется через учебно-методический комплект под редакцией Л.Н.Боголюбова.
Рабочие программы. Обществознание. Предметная линия учебников под редакцией Л.Н. Боголюбова, 10-11 классы, М., «Просвещение», 2020 г.
РАЗДЕЛ I . ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Содержание среднего общего образования на базовом уровне по «Обществознанию» представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество в целом, человек в обществе, познание, экономическая сфера, социальные отношения, политика, духовно-нравственная сфера, право. Все означенные компоненты содержания взаимосвязаны, как связаны и взаимодействуют друг с другом изучаемые объекты. Помимо знаний, в содержание курса входят: социальные навыки, умения, ключевые компетентности, совокупность моральных норм и принципов поведения людей по отношению к обществу и другим людям; правовые нормы, регулирующие отношения людей во всех областях жизни общества; система гуманистических и демократических ценностей.
Опыт познавательной деятельности развивается с помощью познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации. Обучающиеся получают навыки работы с адаптированными источниками социальной информации. Опыт проектной деятельности будет полезен как в учебном процессе, так и в социальной практике.
Обществознание изучает общественную жизнь многоаспектно, используя для этого комплекс общественных наук: философию, социологию, политологию, экономику, правоведение, социальную психологию, этику и культурологию. Это обуславливает специфику данного учебного предмета: его интерактивный характер, комплексное изучение современных социальных явлений и факторов и их влияние на жизнь человека.
Место и роль обществоведческого знания в образовании молодого поколения обусловлены его познавательными и мировоззренческими свойствами, вкладом в духовно-нравственное становление личности человека.
Социальные и политические процессы, информационные контексты, глобализация всех сфер жизни, этнический и религиозный политеизм, социальная стратификация предъявляют новые требования к общественным наукам и к преподаванию в школе. Обществознание становится гуманистической базой для образования в целом. Знания по учебному предмету должны стать основой для формирования ценностного отношения, собственной позиции к явлениям социальной жизни, для поиска созидательных способов жизнедеятельности.
Учебный предмет «Обществознание» дает возможность подростку оценить себя как личность, найти свой путь, раскрыть потенциал, понять свои социальные роли и собственное место в социуме и культурной среде. Школьник приобретает опыт социального и культурного взаимодействия, становится активным гражданином.
Содержание учебного предмета на базовом уровне обеспечивает преемственность по отношению к основной школе путем углубленного изучения некоторых социальных объектов, рассмотренных ранее. Наряду с этим, вводятся ряд новых, более сложных вопросов, понимание которых необходимо современному человеку. Освоение нового содержания осуществляется с опорой на межпредметные связи с курсами истории, географии, литературы и др.
Изучение обществознания в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
· развитие личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к личному самоопределению и самореализации, интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;
· воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
· освоение системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования или для самообразования;
· овладение умениями получать и критически осмысливать социальную (в том числе экономическую и правовую) информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства;
· формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом; содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Личностные результаты освоения основной образовательной программы должны отражать:
1) российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн);
2) гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;
3) готовность к служению Отечеству, его защите;
4) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
5) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
6) толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения, способность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям;
7) навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
8) нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
9) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
10) эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений;
11) принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков;
12) бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь;
13) осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
14) сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;
15) ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы должны отражать:
1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
4) готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
5) умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
6) умение определять назначение и функции различных социальных институтов;
7) умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;
8) владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
9) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.
Предметные результаты освоения основной образовательной программы для учебных предметов на базовом уровне ориентированы на обеспечение преимущественно общеобразовательной и общекультурной подготовки. Предметные результаты освоения основной образовательной программы должны обеспечивать возможность дальнейшего успешного профессионального обучения или профессиональной деятельности.
Изучение предметной области «Общественные науки» должно обеспечить:
сформированность мировоззренческой, ценностно-смысловой сферы обучающихся, российской гражданской идентичности, поликультурности, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным Конституцией Российской Федерации;
понимание роли России в многообразном, быстро меняющемся глобальном мире;
сформированность навыков критического мышления, анализа и синтеза, умений оценивать и сопоставлять методы исследования, характерные для общественных наук;
формирование целостного восприятия всего спектра природных, экономических, социальных реалий;
сформированность умений обобщать, анализировать и оценивать информацию: теории, концепции, факты, имеющие отношение к общественному развитию и роли личности в нем, с целью проверки гипотез и интерпретации данных различных источников;
владение знаниями о многообразии взглядов и теорий по тематике общественных наук.
Предметные результаты изучения предметной области «Общественные науки» включают предметные результаты изучения учебных предметов:
«Обществознание» (базовый уровень) – требования к предметным результатам освоения учебного предмета «Обществознание» должны отражать:
1) сформированность знаний об обществе как целостной развивающейся системе в единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов;
2) владение базовым понятийным аппаратом социальных наук;
3) владение умениями выявлять причинно-следственные, функциональные, иерархические и другие связи социальных объектов и процессов;
4) сформированность представлений об основных тенденциях и возможных перспективах развития мирового сообщества в глобальном мире;
5) сформированность представлений о методах познания социальных явлений и процессов;
6) владение умениями применять полученные знания в повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений;
7) сформированность навыков оценивания социальной информации, умений поиска информации в источниках различного типа для реконструкции недостающих звеньев с целью объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов общественного развития.
В результате изучения учебного предмета «Обществознание» на уровне среднего общего образования:
Выпускник на базовом уровне научится:
Человек. Человек в системе общественных отношений
· выделять черты социальной сущности человека;
· определять роль духовных ценностей в обществе;
· распознавать формы культуры по их признакам, иллюстрировать их примерами;
· различать виды искусства;
· соотносить поступки и отношения с принятыми нормами морали;
· выявлять сущностные характеристики религии и ее роль в культурной жизни;
· выявлять роль агентов социализации на основных этапах социализации индивида;
· раскрывать связь между мышлением и деятельностью;
· различать виды деятельности, приводить примеры основных видов деятельности;
· выявлять и соотносить цели, средства и результаты деятельности;
· анализировать различные ситуации свободного выбора, выявлять его основания и последствия;
· различать формы чувственного и рационального познания, поясняя их примерами;
· выявлять особенности научного познания;
· различать абсолютную и относительную истины;
· иллюстрировать конкретными примерами роль мировоззрения в жизни человека;
· выявлять связь науки и образования, анализировать факты социальной действительности в контексте возрастания роли образования и науки в современном обществе;
· выражать и аргументировать собственное отношение к роли образования и самообразования в жизни человека.
Общество как сложная динамическая система
· характеризовать общество как целостную развивающуюся (динамическую) систему в единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов;
· выявлять, анализировать, систематизировать и оценивать информацию, иллюстрирующую многообразие и противоречивость социального развития;
· приводить примеры прогрессивных и регрессивных общественных изменений, аргументировать свои суждения, выводы;
· формулировать собственные суждения о сущности, причинах и последствиях глобализации; иллюстрировать проявления различных глобальных проблем.
Экономика
· раскрывать взаимосвязь экономики с другими сферами жизни общества;
· конкретизировать примерами основные факторы производства и факторные доходы;
· объяснять механизм свободного ценообразования, приводить примеры действия законов спроса и предложения;
· оценивать влияние конкуренции и монополии на экономическую жизнь, поведение основных участников экономики;
· различать формы бизнеса;
· извлекать социальную информацию из источников различного типа о тенденциях развития современной рыночной экономики;
· различать экономические и бухгалтерские издержки;
· приводить примеры постоянных и переменных издержек производства;
· различать деятельность различных финансовых институтов, выделять задачи, функции и роль Центрального банка Российской Федерации в банковской системе РФ;
· различать формы, виды проявления инфляции, оценивать последствия инфляции для экономики в целом и для различных социальных групп;
· выделять объекты спроса и предложения на рынке труда, описывать механизм их взаимодействия;
· определять причины безработицы, различать ее виды;
· высказывать обоснованные суждения о направлениях государственной политики в области занятости;
· объяснять поведение собственника, работника, потребителя с точки зрения экономической рациональности, анализировать собственное потребительское поведение;
· анализировать практические ситуации, связанные с реализацией гражданами своих экономических интересов;
· приводить примеры участия государства в регулировании рыночной экономики;
· высказывать обоснованные суждения о различных направлениях экономической политики государства и ее влиянии на экономическую жизнь общества;
· различать важнейшие измерители экономической деятельности и показатели их роста: ВНП (валовой национальный продукт), ВВП (валовой внутренний продукт);
· различать и сравнивать пути достижения экономического роста.
Социальные отношения
· выделять критерии социальной стратификации;
· анализировать социальную информацию из адаптированных источников о структуре общества и направлениях ее изменения;
· выделять особенности молодежи как социально-демографической группы, раскрывать на примерах социальные роли юношества;
· высказывать обоснованное суждение о факторах, обеспечивающих успешность самореализации молодежи в условиях современного рынка труда;
· выявлять причины социальных конфликтов, моделировать ситуации разрешения конфликтов;
· конкретизировать примерами виды социальных норм;
· характеризовать виды социального контроля и их социальную роль, различать санкции социального контроля;
· различать позитивные и негативные девиации, раскрывать на примерах последствия отклоняющегося поведения для человека и общества;
· определять и оценивать возможную модель собственного поведения в конкретной ситуации с точки зрения социальных норм;
· различать виды социальной мобильности, конкретизировать примерами;
· выделять причины и последствия этносоциальных конфликтов, приводить примеры способов их разрешения;
· характеризовать основные принципы национальной политики России на современном этапе;
· характеризовать социальные институты семьи и брака; раскрывать факторы, влияющие на формирование института современной семьи;
· характеризовать семью как социальный институт, раскрывать роль семьи в современном обществе;
· высказывать обоснованные суждения о факторах, влияющих на демографическую ситуацию в стране;
· формулировать выводы о роли религиозных организаций в жизни современного общества, объяснять сущность свободы совести, сущность и значение веротерпимости;
· осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по актуальным проблемам социальной сферы, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задачи;
· оценивать собственные отношения и взаимодействие с другими людьми с позиций толерантности.
Политика
· выделять субъектов политической деятельности и объекты политического воздействия;
· различать политическую власть и другие виды власти;
· устанавливать связи между социальными интересами, целями и методами политической деятельности;
· высказывать аргументированные суждения о соотношении средств и целей в политике;
· раскрывать роль и функции политической системы;
· характеризовать государство как центральный институт политической системы;
· различать типы политических режимов, давать оценку роли политических режимов различных типов в общественном развитии;
· обобщать и систематизировать информацию о сущности (ценностях, принципах, признаках, роли в общественном развитии) демократии;
· характеризовать демократическую избирательную систему;
· различать мажоритарную, пропорциональную, смешанную избирательные системы;
· устанавливать взаимосвязь правового государства и гражданского общества, раскрывать ценностный смысл правового государства;
· определять роль политической элиты и политического лидера в современном обществе;
· конкретизировать примерами роль политической идеологии;
· раскрывать на примерах функционирование различных партийных систем;
· формулировать суждение о значении многопартийности и идеологического плюрализма в современном обществе;
· оценивать роль СМИ в современной политической жизни;
· иллюстрировать примерами основные этапы политического процесса;
· различать и приводить примеры непосредственного и опосредованного политического участия, высказывать обоснованное суждение о значении участия граждан в политике.
Правовое регулирование общественных отношений
· сравнивать правовые нормы с другими социальными нормами;
· выделять основные элементы системы права;
· выстраивать иерархию нормативных актов;
· выделять основные стадии законотворческого процесса в Российской Федерации;
· различать понятия «права человека» и «права гражданина», ориентироваться в ситуациях, связанных с проблемами гражданства, правами и обязанностями гражданина РФ, с реализацией гражданами своих прав и свобод;
· обосновывать взаимосвязь между правами и обязанностями человека и гражданина, выражать собственное отношение к лицам, уклоняющимся от выполнения конституционных обязанностей;
· аргументировать важность соблюдения норм экологического права и характеризовать способы защиты экологических прав;
· раскрывать содержание гражданских правоотношений;
· применять полученные знания о нормах гражданского права в практических ситуациях, прогнозируя последствия принимаемых решений;
· различать организационно-правовые формы предприятий;
· характеризовать порядок рассмотрения гражданских споров;
· давать обоснованные оценки правомерного и неправомерного поведения субъектов семейного права, применять знания основ семейного права в повседневной жизни;
· находить и использовать в повседневной жизни информацию о правилах приема в образовательные организации профессионального и высшего образования;
· характеризовать условия заключения, изменения и расторжения трудового договора;
· иллюстрировать примерами виды социальной защиты и социального обеспечения;
· извлекать и анализировать информацию по заданной теме в адаптированных источниках различного типа (Конституция РФ, ГПК РФ, АПК РФ, УПК РФ);
· объяснять основные идеи международных документов, направленных на защиту прав человека.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
Человек. Человек в системе общественных отношений
· Использовать полученные знания о социальных ценностях и нормах в повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений;
· применять знания о методах познания социальных явлений и процессов в учебной деятельности и повседневной жизни;
· оценивать разнообразные явления и процессы общественного развития;
· характеризовать основные методы научного познания;
· выявлять особенности социального познания;
· различать типы мировоззрений;
· объяснять специфику взаимовлияния двух миров социального и природного в понимании природы человека и его мировоззрения;
· выражать собственную позицию по вопросу познаваемости мира и аргументировать ее.
· Общество как сложная динамическая система
· Устанавливать причинно-следственные связи между состоянием различных сфер жизни общества и общественным развитием в целом;
· выявлять, опираясь на теоретические положения и материалы СМИ, тенденции и перспективы общественного развития;
· систематизировать социальную информацию, устанавливать связи в целостной картине общества (его структурных элементов, процессов, понятий) и представлять ее в разных формах (текст, схема, таблица).
Экономика
· выделять и формулировать характерные особенности рыночных структур;
· выявлять противоречия рынка;
· раскрывать роль и место фондового рынка в рыночных структурах;
· раскрывать возможности финансирования малых и крупных фирм;
· обосновывать выбор форм бизнеса в конкретных ситуациях;
· различать источники финансирования малых и крупных предприятий;
· определять практическое назначение основных функций менеджмента;
· определять место маркетинга в деятельности организации;
· применять полученные знания для выполнения социальных ролей работника и производителя;
· оценивать свои возможности трудоустройства в условиях рынка труда;
· раскрывать фазы экономического цикла;
· высказывать аргументированные суждения о противоречивом влиянии процессов глобализации на различные стороны мирового хозяйства и национальных экономик; давать оценку противоречивым последствиям экономической глобализации;
· извлекать информацию из различных источников для анализа тенденций общемирового экономического развития, экономического развития России.
Социальные отношения
· выделять причины социального неравенства в истории и современном обществе;
· высказывать обоснованное суждение о факторах, обеспечивающих успешность самореализации молодежи в современных условиях;
· анализировать ситуации, связанные с различными способами разрешения социальных конфликтов;
· выражать собственное отношение к различным способам разрешения социальных конфликтов;
· толерантно вести себя по отношению к людям, относящимся к различным этническим общностям и религиозным конфессиям; оценивать роль толерантности в современном мире;
· находить и анализировать социальную информацию о тенденциях развития семьи в современном обществе;
· выявлять существенные параметры демографической ситуации в России на основе анализа данных переписи населения в Российской Федерации, давать им оценку;
· выявлять причины и последствия отклоняющегося поведения, объяснять с опорой на имеющиеся знания способы преодоления отклоняющегося поведения;
· анализировать численность населения и динамику ее изменений в мире и в России.
Политика
· находить, анализировать информацию о формировании правового государства и гражданского общества в Российской Федерации, выделять проблемы;
· выделять основные этапы избирательной кампании;
· в перспективе осознанно участвовать в избирательных кампаниях;
· отбирать и систематизировать информацию СМИ о функциях и значении местного самоуправления;
· самостоятельно давать аргументированную оценку личных качеств и деятельности политических лидеров;
· характеризовать особенности политического процесса в России;
· анализировать основные тенденции современного политического процесса.
Правовое регулирование общественных отношений
· действовать в пределах правовых норм для успешного решения жизненных задач в разных сферах общественных отношений;
· перечислять участников законотворческого процесса и раскрывать их функции;
· характеризовать механизм судебной защиты прав человека и гражданина в РФ;
· ориентироваться в предпринимательских правоотношениях;
· выявлять общественную опасность коррупции для гражданина, общества и государства;
· применять знание основных норм права в ситуациях повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений;
· оценивать происходящие события и поведение людей с точки зрения соответствия закону;
характеризовать основные направления деятельности государственных органов по предотвращению терроризма, раскрывать роль СМИ и гражданского общества в противодействии терроризму.
Класс |
Количество часов: В неделю
|
Всего
|
Контрольные работы
|
10 кл. |
2
|
68 |
6
|
11 кл. |
2
|
68
|
6
|
РАЗДЕЛ II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ» 10 10– 11 классы
Базовый уровень
Человек. Человек в системе общественных отношений (18 часов)
Человек как результат биологической и социокультурной эволюции. Понятие культуры. Материальная и духовная культура, их взаимосвязь. Формы и виды культуры: народная, массовая, элитарная; молодежная субкультура, контркультура. Многообразие и диалог культур. Мораль. Нравственная культура. Искусство, его основные функции. Религия. Мировые религии. Роль религии в жизни общества. Социализация индивида, агенты (институты) социализации. Мышление, формы и методы мышления. Мышление и деятельность. Мотивация деятельности, потребности и интересы. Свобода и необходимость в человеческой деятельности. Познание мира. Формы познания. Понятие истины, ее критерии. Абсолютная, относительная истина. Виды человеческих знаний. Естественные и социально-гуманитарные науки. Особенности научного познания. Уровни научного познания. Способы и методы научного познания. Особенности социального познания. Духовная жизнь и духовный мир человека. Общественное и индивидуальное сознание. Мировоззрение, его типы. Самосознание индивида и социальное поведение. Социальные ценности. Мотивы и предпочтения. Свобода и ответственность. Основные направления развития образования. Функции образования как социального института. Общественная значимость и личностный смысл образования. Знания, умения и навыки людей в условиях информационного общества.
Общество как сложная динамическая система (14 часов)
Системное строение общества: элементы и подсистемы. Социальное взаимодействие и общественные отношения. Основные институты общества. Многовариантность общественного развития. Эволюция и революция как формы социального изменения. Основные направления общественного развития: общественный прогресс, общественный регресс. Формы социального прогресса: реформа, революция. Процессы глобализации. Основные направления глобализации. Последствия глобализации. Общество и человек перед лицом угроз и вызовов XXI века.
Экономика (30 часов)
Экономика, экономическая наука. Уровни экономики: микроэкономика, макроэкономика. Факторы производства и факторные доходы. Спрос, закон спроса, факторы, влияющие на формирование спроса. Предложение, закон предложения. Формирование рыночных цен. Равновесная цена. Виды и функции рынков. Рынок совершенной и несовершенной конкуренции. Политика защиты конкуренции и антимонопольное законодательство. Рыночные отношения в современной экономике. Фирма в экономике. Фондовый рынок, его инструменты. Акции, облигации и другие ценные бумаги. Предприятие. Экономические и бухгалтерские издержки и прибыль. Постоянные и переменные затраты (издержки). Основные источники финансирования бизнеса. Основные принципы менеджмента. Основы маркетинга. Финансовый рынок. Банковская система. Центральный банк Российской Федерации, его задачи, функции и роль в банковской системе России. Финансовые институты. Виды, причины и последствия инфляции. Рынок труда. Занятость и безработица, виды безработицы. Государственная политика в области занятости. Рациональное экономическое поведение собственника, работника, потребителя, семьянина. Роль государства в экономике. Общественные блага. Налоговая система в РФ. Виды налогов. Функции налогов. Налоги, уплачиваемые предприятиями. Основы денежной и бюджетной политики государства. Денежно-кредитная (монетарная) политика. Государственный бюджет. Государственный долг. Экономическая деятельность и ее измерители. ВВП и ВНП – основные макроэкономические показатели. Экономический рост. Экономические циклы. Мировая экономика. Международная специализация, международное разделение труда, международная торговля, экономическая интеграция, мировой рынок. Государственная политика в области международной торговли. Глобальные экономические проблемы. Тенденции экономического развития России.
Социальные отношения (26 часов)
Социальная структура общества и социальные отношения. Социальная стратификация, неравенство. Социальные группы, их типы. Молодежь как социальная группа. Социальный конфликт. Виды социальных конфликтов, их причины. Способы разрешения конфликтов. Социальные нормы, виды социальных норм. Отклоняющееся поведение (девиантное). Социальный контроль и самоконтроль. Социальная мобильность, ее формы и каналы в современном обществе. Этнические общности. Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения. Конституционные принципы национальной политики в Российской Федерации. Семья и брак. Тенденции развития семьи в современном мире. Проблема неполных семей. Современная демографическая ситуация в Российской Федерации. Религиозные объединения и организации в Российской Федерации.
Политика (17 часов)
Политическая деятельность. Политические институты. Политические отношения. Политическая власть. Политическая система, ее структура и функции. Государство как основной институт политической системы. Государство, его функции. Политический режим. Типология политических режимов. Демократия, ее основные ценности и признаки. Избирательная система. Типы избирательных систем: мажоритарная, пропорциональная, смешанная.
Избирательная кампания. Гражданское общество и правовое государство. Политическая элита и политическое лидерство. Типология лидерства. Политическая идеология, ее роль в обществе. Основные идейно-политические течения современности. Политические партии, их признаки, функции, классификация, виды. Типы партийных систем. Понятие, признаки, типология общественно-политических движений.
Политическая психология.
Политическое поведение. Роль средств массовой информации в политической жизни общества. Политический процесс. Политическое участие.
Абсентеизм, его причины и опасность. Особенности политического процесса в России.
Правовое регулирование общественных отношений (17 часов)
Право в системе социальных норм. Система российского права: элементы системы права; частное и публичное право; материальное и процессуальное право. Источники права. Законотворческий процесс в Российской Федерации. Гражданство Российской Федерации. Конституционные права и обязанности гражданина РФ. Воинская обязанность. Военная служба по контракту. Альтернативная гражданская служба. Права и обязанности налогоплательщиков. Юридическая ответственность за налоговые правонарушения. Законодательство в сфере антикоррупционной политики государства. Экологическое право. Право на благоприятную окружающую среду и способы его защиты. Экологические правонарушения. Гражданское право. Гражданские правоотношения. Субъекты гражданского права. Имущественные права. Право собственности. Основания приобретения права собственности. Право на результаты интеллектуальной деятельности. Наследование. Неимущественные права: честь, достоинство, имя. Способы защиты имущественных и неимущественных прав. Организационно-правовые формы предприятий. Семейное право. Порядок и условия заключения и расторжения брака. Правовое регулирование отношений супругов. Права и обязанности родителей и детей. Порядок приема на обучение в профессиональные образовательные организации и образовательные организации высшего образования. Порядок оказания платных образовательных услуг. Занятость и трудоустройство. Порядок приема на работу, заключения и расторжения трудового договора. Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения. Гражданские споры, порядок их рассмотрения. Основные правила и принципы гражданского процесса. Особенности административной юрисдикции. Особенности уголовного процесса. Стадии уголовного процесса. Конституционное судопроизводство. Понятие и предмет международного права. Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени. Правовая база противодействия терроризму в Российской Федерации.
РАЗДЕЛ III. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН С УЧЕТОМ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО КОМПОНЕНТА
(10 класс)
№ |
Раздел / Тема |
Воспитательный компонент |
К/ч |
1
|
Введение
|
День знаний. Урок науки и технологий.
|
1
|
2 |
Раздел I. Человек в обществе |
День солидарности в борьбе с терроризмом. Международный день распространения грамотности. Международный день мира. Экология и энергосбережение. #ВместеЯрче. Безопасное поведение в сети Интернет |
10
|
3 |
Раздел II. Социальная сфера жизни общества |
Международный день толерантности День начала Нюрнбергского процесса Международный день добровольца День Героев Отечества. День Конституции РФ. Освобождение Варшавы. День памяти жертв Холокоста. |
11 |
4 |
Раздел III. Общество как мир культуры
|
Освобождение Ленинграда от фашистской блокады. День российской науки. 170 лет назад состоялось открытие музея Эрмитаж в Петербурге (1852). |
11 |
5 |
Раздел IV. Правовое регулирование общественных отношений |
День воссоединения Крыма с Россией Всемирный день поэзии |
11 |
6 |
Раздел V. Экономическая сфера |
Международный день лесов. Всемирный день водных ресурсов. Всемирный день Земли. |
11 |
7 |
Раздел VI. Политическая сфера |
Всемирный день здоровья. День космонавтики. Международный день культуры. Всемирный день свободы печати. День Победы советского народа в Великой Отечественной войне. |
11 |
8 |
Обобщающий урок
|
Международный день памятников и исторических мест. |
2
|
Итого: 68
(11 класс)
№
|
Раздел / Тема
|
Воспитательный компонент |
К/ч
|
1 |
Раздел I. Экономическая жизнь общества
|
День солидарности в борьбе с терроризмом. Международный день распространения грамотности. Год науки и технологии |
26
|
2 |
Раздел II. Социальная сфера |
Международный день мира. Экология и энергосбережение. #ВместеЯрче. День народного единства |
17
|
3 |
Раздел III. Политическая жизнь общества
|
Международный день толерантности День начала Нюрнбергского процесса День Героев Отечества. День Конституции РФ. Освобождение Варшавы. День памяти жертв Холокоста. День воссоединения Крыма с Россией День Победы советского народа в Великой Отечественной войне. |
23
|
Итого: 68
Обществознание является одним из основных гуманитарных предметов в системе общего образования, поскольку должно обеспечить формирование мировоззрения, ценностно-смысловой сферы обучающихся, личностных основ российской гражданской идентичности, социальной ответственности, правового самосознания, поликультурности, толерантности, приверженности ценностям, закреплённым в Конституции РФ, гражданской активной позиции в общественной жизни.
Основой учебного предмета «Обществознание» на уровне основного общего образования являются научные знания об обществе и его основных сферах, о человеке в обществе. Учебный предмет «Обществознание» в основной школе многогранно освещает проблемы человека и общества через призму основ наук: экономики, социологии, политологии, социальной психологии, правоведения, философии, акцентируя внимание на современные реалии жизни, что способствует формированию у обучающихся целостной картины мира и жизни человека в нем.
Каждый раздел курса демонстрирует интегральный характер представленных знаний: ряд стержневых сюжетов и проблем, отражают интегральный характер обществознания в целом, а также основополагающие понятия, без которых невозможно освоение обществоведческого материала. Основой содержания является не определенная социальная наука, а целый ряд наук. Междисциплинарная основа проявляется в представленности проблем и подходов философских, социологических, культурологических, психологических и др.
Освоение учебного предмета «Обществознание» направлено на развитие личности обучающихся, воспитание, усвоение основ научных знаний, развитие способности обучающихся анализировать социально значимую информацию, делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки социальным событиям и процессам, выработку умений, обеспечивающих адаптацию к условиям динамично развивающегося современного общества.
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования изучение предметной области «Общественно-научные предметы» должно обеспечить:
ü формирование мировоззренческой, ценностно-смысловой сферы обучающихся, личностных основ российской гражданской идентичности, социальной ответственности, правового самосознания, поликультурности, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
ü понимание основных принципов жизни общества, роли окружающей среды как важного фактора формирования качеств личности, ее социализации;
ü владение экологическим мышлением, обеспечивающим понимание взаимосвязи между природными, социальными, экономическими и политическими явлениями, их влияния на качество жизни человека и качество окружающей его среды;
ü осознание своей роли в целостном, многообразном и быстро изменяющемся глобальном мире;
ü приобретение теоретических знаний и опыта их применения для адекватной ориентации в окружающем мире, выработки способов адаптации в нем, формирования собственной активной позиции в общественной жизни при решении задач в области социальных отношений.
При изучении общественно-научных предметов задача развития и воспитания личности обучающихся является приоритетной.
В учебном предмете раскрывается значимость здорового образа жизни, показываются негативные последствия общественно опасных форм поведения, формируются общечеловеческие ценности, уважительное отношение к другим людям, понимание основных норм морали в обществе.
Обучающийся получает представление о социокультурном многообразии общества, знакомится с различными формами познания, культуры, узнает об общественной жизни, о роли образования и науки в развитии общества, о влиянии форм и ценностей духовной культуры на формирование личности, знакомится с различными социальными общностями и группами, характерными для них субкультурами.
Календарно-тематическое планирование
10 кл. Общество
№ |
Тема |
Кол-во часов |
Дата по плану |
Дата по факту |
1 |
Вводный урок |
1 |
|
|
Раздел I. Человек в Обществе |
||||
2 |
Познание окружающего мира |
1 |
|
|
3 |
Типология обществ |
1 |
|
|
4 |
Общество как сложная динамическая система |
1 |
|
|
5 |
Динамика социального развития |
1 |
|
|
6 |
Социальная сущность человека |
1 |
|
|
7 |
Потребности человека |
1 |
|
|
8 |
Природа и человек |
1 |
|
|
9 |
Человек как духовное существо |
1 |
|
|
10 |
Влияние общества на личность. Психика и сознание. |
1 |
|
|
11 |
Контрольная работа по теме: Человек в обществе |
1 |
|
|
Раздел II. Социальная сфера жизни общества |
||||
12 |
Социальная сущность человека |
1 |
|
|
13 |
Деятельность – способ существования людей |
1 |
|
|
14 |
Познавательная и коммуникативная деятельность |
1 |
|
|
15 |
Познание и знание |
1 |
|
|
16 |
Свобода и необходимость в деятельности человека |
1 |
|
|
17 |
Современное общество |
1 |
|
|
18 |
Глобальная угроза международного терроризма |
1 |
|
|
19 |
Глобализация человеческого общества |
1 |
|
|
20 |
Стратификация и социальная мобильность |
1 |
|
|
21 |
Семья и брак |
1 |
|
|
22 |
Контрольная работа |
1 |
|
|
Раздел III. Общество как мир культуры |
||||
23 |
Духовная культура общества |
1 |
|
|
24 |
Духовный мир личности |
1 |
|
|
25 |
Наука и образование |
1 |
|
|
26 |
Религия и религиозные организации |
1 |
|
|
27 |
Искусство |
1 |
|
|
28 |
Массовая культура |
1 |
|
|
29 |
Мораль. Этическая основа культуры. |
1 |
|
|
30 |
Нравственные чувства и моральное поведение. |
1 |
|
|
31 |
Гедонизм. Справедливость и равенство |
1 |
|
|
32 |
Конфликты и компромиссы. Разумное и рассудочное начала в человеке. |
1 |
|
|
33 |
Проверочная работа на тему: Общество как мир культуры |
1 |
|
|
Раздел IV. Правовое регулирование общественных отношений |
||||
34 |
Современные подходы к пониманию права |
1 |
|
|
35 |
Право в системе социальных норм |
1 |
|
|
36 |
Источники права |
1 |
|
|
37 |
Семейное право |
1 |
|
|
38 |
Правовое регулирование занятости и трудоустройства |
1 |
|
|
39 |
Экологическое право |
1 |
|
|
40 |
Процессуальные отрасли права |
1 |
|
|
41 |
Конституционное судопроизводство |
1 |
|
|
42 |
Международная защита прав человека |
1 |
|
|
43 |
Правовые основы антитеррористической политики Российского государства |
1 |
|
|
44 |
Практическая работа. «Закон – источник права» |
1 |
|
|
Раздел V. Экономическая сфера |
||||
45 |
Сущность и структура экономики |
1 |
|
|
46 |
Товар и деньги |
1 |
|
|
47 |
Спрос и предложение |
1 |
|
|
48 |
Рынок, цена и конкуренция |
1 |
|
|
49 |
Предпринимательство |
1 |
|
|
50 |
Роль государства в экономике |
1 |
|
|
51 |
Бюджет государства и семьи |
1 |
|
|
52 |
Трудовая деятельность |
1 |
|
|
53 |
Виды занятости. Заработная плата и индивидуальный доход |
1 |
|
|
54 |
Безработица. Причины и социальные предпосылки. |
1 |
|
|
55 |
Предпринимательство и бизнес. Инфраструктура рыночной экономики. |
1 |
|
|
Раздел VI. Политическая сфера |
||||
56 |
Власть и формы её проявления. |
1 |
|
|
57 |
Государство. Признаки, функции, суверенитет. |
1 |
|
|
58 |
Национально-государственное устройство. |
1 |
|
|
59 |
Формы правления. |
1 |
|
|
60 |
Демократия и основные разновидности республики: парламентская, президентская и смешенная. |
1 |
|
|
61 |
Политические режимы. Сущность и классификация. |
1 |
|
|
62 |
Природа и сущность диктатуры. Характеристика и исторические формы авторитаризма. |
1 |
|
|
63 |
Гражданское общество и правовое государство |
1 |
|
|
64 |
Голосование, выборы, референдум. |
1 |
|
|
65 |
Политические партии. |
1 |
|
|
66 |
Человек в XXI веке. |
1 |
|
|
67 |
Промежуточная аттестация. Контрольное тестироване |
1 |
|
|
68 |
Повторение и обобщение |
1 |
|
|
11 класс. Общество
№ |
Тема |
Кол-во часов |
Дата по плану |
Дата по факту |
РАЗДЕЛ 1. Экономическая жизнь общества 26 часов |
||||
1 |
Роль экономики в жизни общества. |
1 |
|
|
2 |
Взаимодействие экономики с социальной и политической сферами общества. |
1 |
|
|
3 |
Экономика: наука и хозяйство. |
1 |
|
|
4 |
Экономическая деятельность и ее измерители. |
1 |
|
|
5 |
Экономический рост и развитие. |
1 |
|
|
6 |
Экономические циклы. |
1 |
|
|
7 |
Рыночные отношения в экономике. |
1 |
|
|
8 |
Современная рыночная система. |
1 |
|
|
9 |
Фирма в экономике. |
1 |
|
|
10 |
Экономические издержки и прибыль. |
1 |
|
|
11 |
Правовые основы предпринимательской деятельности. |
1 |
|
|
12 |
Как открыть свое дело. |
1 |
|
|
13 |
Слагаемые успеха в бизнесе. |
1 |
|
|
14 |
Основные принципы менеджмента. Основы маркетинга. |
1 |
|
|
15 |
Экономика и государство. |
1 |
|
|
16 |
Основы денежной и бюджетной политики. |
1 |
|
|
17 |
Входная контрольная работа. |
1 |
|
|
18 |
Финансы в экономике. Инфляция: виды, причины, последствия. |
1 |
|
|
19 |
Занятость и безработица. |
1 |
|
|
20 |
Государственная политика в области занятости. |
1 |
|
|
21 |
Мировая экономика. |
1 |
|
|
22 |
Глобальные проблемы экономики. |
1 |
|
|
23 |
Экономическая культура. |
1 |
|
|
24 |
Экономическая свобода и социальная ответственность. |
1 |
|
|
25-26 |
Контрольное тестирование в форме ЕГЭ по теме «Экономическая жизнь общества». |
2 |
|
|
РАЗДЕЛ 2. Социальная сфера 17 часов |
||||
27 |
Социальная структура общества. |
1 |
|
|
28 |
Социальная стратификация. Социальная мобильность. |
1 |
|
|
29 |
Социальные интересы. |
1 |
|
|
30 |
Социальные нормы и отклоняющееся поведение. |
1 |
|
|
31 |
Социальный контроль. |
1 |
|
|
32 |
Нации и межнациональные отношения. |
1 |
|
|
33 |
Межнациональные конфликты и пути их преодоления. |
1 |
|
|
34 |
Семья и быт. |
1 |
|
|
35 |
Семья в современном обществе. |
1 |
|
|
36 |
Гендер – социальный пол. |
1 |
|
|
37 |
Гендерные отношения в современном обществе. |
1 |
|
|
38 |
Молодежь в современном обществе. |
1 |
|
|
39 |
Молодежная субкультура. |
1 |
|
|
40 |
Демографическая ситуация в современной России. |
1 |
|
|
41 |
Миграция. |
1 |
|
|
42- 43 |
Контрольное тестирование в форме ЕГЭ по теме «Социальная сфера». |
2 |
|
|
РАЗДЕЛ 3. Политическая жизнь общества 23 часа. |
||||
44 |
Политика и власть. |
1 |
|
|
45 |
Политические отношения. |
1 |
|
|
46 |
Политическая система. |
1 |
|
|
47 |
Государство в политической системе. |
1 |
|
|
48 |
Демократические перемены в современной России. |
1 |
|
|
49 |
Гражданское общество и правовое государство. |
1 |
|
|
50 |
Местное самоуправление. |
1 |
|
|
51 |
Демократические выборы. |
1 |
|
|
52 |
Типы избирательных систем. |
1 |
|
|
53 |
Политические партии и партийные системы. |
1 |
|
|
54 |
Типология и функции политических партий. |
1 |
|
|
55 |
Типы партийных систем. |
1 |
|
|
56 |
Политическая элита и политическое лидерство. |
1 |
|
|
57 |
Типы политического лидерства. |
1 |
|
|
58 |
Политическое сознание. |
1 |
|
|
59 |
Средства массовой информации и политическое сознание. |
1 |
|
|
60 |
Политическое поведение. |
1 |
|
|
61 |
Политический терроризм. |
1 |
|
|
62 |
Политический процесс и культура политического участия. |
1 |
|
|
63 |
Политическое участие. |
1 |
|
|
64 |
Политическая культура. |
1 |
|
|
65- 66 |
Контрольное тестирование в форме ЕГЭ по теме «Экономическая жизнь общества». |
2 |
|
|
РАЗДЕЛ 4. Итоговое повторение и обобщение материала 2 часа. |
||||
67 |
Итоговое повторение курса |
1 |
|
|
68 |
Промежуточная аттестация. Контрольное тестирование. |
1 |
|
|
Приложение 1
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Рабочая программа реализуется с помощью УМК:
· для учащихся:
1. Обществознание. 10 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / Л.Н. Боголюбов, Ю.И. Аверьянов, А.В. Белявский и др.; под ред. Л.Н. Боголюбова. – М.: Просвещение, 2015.
2. Махоткин А.В. Обществознание в схемах и таблицах. – М.: Эксмо, 2010.
3. Макаров О.Ю. Обществознание: Полный курс. Подготовка к ЕГЭ. – СПб.: Питер, 2012.
4. Баранов П.А. Обществознание в таблицах: 10 – 11-й классы: справочные материалы. – М.: АСТ: Астрель, 2014.
5. Обществознание. 11 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / Л.Н. Боголюбов, Ю.И. Аверьянов, А.В. Белявский и др.; под ред. Л.Н. Боголюбова. – М.: Просвещение, 2015.
6. Махоткин А.В. Обществознание в схемах и таблицах. – М.: Эксмо, 2010.
7. Макаров О.Ю. Обществознание: Полный курс. Подготовка к ЕГЭ. – СПб.: Питер, 2012.
8. Баранов П.А. Обществознание в таблицах: 10 – 11-й классы: справочные материалы. – М.: АСТ: Астрель, 2014.
9. Котова О.А. Единый государственный экзамен. Обществознание. Комплекс материалов для подготовки учащихся. Учебное пособие / О.А. Котова, Т.Е. Лискова. – М.: Интеллект-Центр, 2016.
10. Котова О.А. ЕГЭ. Обществознание: типовые экзаменационные варианты: 10 вариантов / О.А. Котова, Т.Е. Лискова. – М.: Национальное образование, 2016.
· Дополнительных пособий для учителя:
1. Программы Л.Н. Боголюбова, Н.И. Городецкой, Л.Ф. Ивановой, А.И. Матвеева «Обществознание» 6 – 11 классы в сборнике: Программы общеобразовательных учреждений 6 – 11 классы. – М.: «Просвещение», 2011 г.
2. Программы общеобразовательных учреждений. Обществознание. 6 – 11 классы. 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010. (10-11кл., базовый уровень. Л.Н.Боголюбов и др.).
3. Обществознание. 10 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: базовый уровень / Л.Н.Боголюбов, Ю.И.Аверьянов и др.; под ред. Л.Н.Боголюбова; – М.: Просвещение, 2014 г.
4. Бегенеева Т.П. Обществознание. Поурочные разработки. Базовый уровень. 10класс. – М.: ВАКО, 2014.
5. Обществознание. Поурочные разработки. 10 класс: пособие для учителей общеобразовательных учреждений: базовый уровень / Л.Н. Боголюбов, А.Ю. Лазебникова, Ю.И. Аверьянов и др. – М.: Просвещение, 2014.
6. Лобанов И.А. ФГОС. Тематический контроль. Обществознание. 10 класс. – М.: Национальное образование, 2012.
7. Школьный словарь по обществознанию: 10 – 11 класса. / / (Ю.И.Аверьянов, Л.Н.Боголюбов, Н.И.Городецкая и др.); под редакцией Л.Н.Боголюбова, Ю.И.Аверьянова. – М.: Просвещение, 2011.
Обществознание. 11 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: базовый уровень / Л.Н.Боголюбов, Ю.И.Аверьянов и др.; под ред. Л.Н.Боголюбова; – М.: Просвещение, 2015 г.
8. Бегенеева Т.П. Обществознание. Поурочные разработки. Базовый уровень. 10класс. – М.: ВАКО, 2014.
9. Бегенеева Т.П. Поурочные разработки по обществознанию. Базовый уровень. 11класс. – М.: ВАКО, 2014.
10. Обществознание. Поурочные разработки. 11 класс: пособие для учителей общеобразовательных организаций: базовый уровень / [Л.Н. Боголюбов, А.Ю. Лазебникова, Н.Ю. Басик и др.]. – М.: Просвещение, 2014.
11. Лобанов И.А. ФГОС. Тематический контроль. Обществознание. 11 класс. – М.: Национальное образование, 2012.
12. Школьный словарь по обществознанию: 10 – 11 класса. / / (Ю.И.Аверьянов, Л.Н.Боголюбов, Н.И.Городецкая и др.); под редакцией Л.Н.Боголюбова, Ю.И.Аверьянова. – М.: Просвещение, 2011.
13. Охредько О.Э. Обществознание. 11 класс: зачетная тетрадь / О.Э. Охредько. – М.: Аркти, Изд-во «Наша школа», 2014.
14. Сорокина Е. Н. Повторение и контроль знаний. Обществознание. 10 – 11 классы. Интерактивные дидактические материалы. Методическое пособие с электронным интерактивным приложением / Е.Н. Сорокина. – М.: Планета, 2015.
15. Котова О.А. Единый государственный экзамен. Обществознание. Комплекс материалов для подготовки учащихся. Учебное пособие / О.А. Котова, Т.Е. Лискова. – М.: Интеллект-Центр, 2016.
Интернет-ресурсы.
1. vor-stu.narod.ru. – учебное пособие по социологии
2. people.nnov.ru. - электронный учебник по социологии
3. humanities.edu.ru. – материалы по различным разделам гуманитарных наук, варианты ЕГЭ по обществознанию.
4. ido.edu.ru – «федеральный фонд учебных ресурсов»
5. sputnik.mto.ru. – рекомендации по изучению обществознания на базовом и профильном уровне.
6. som.fio.ru – в помощь учителю
7. energy-mgn.mn.ru – электронный учебник по политологии
· Оборудование:
1. Компьютер
2. Видеопроектор
3. Демонстрационный экран для проектора
4. Презентации по темам курса
Приложение 2
Контроль уровня подготовки учащихся 10-11 классов.
10 класс.
№ урока |
Тема |
Форма проведения работы |
2 |
Стартовый контроль по предмету обществознание |
Контрольная работа |
20 |
Повторительно-обобщающий урок по теме: «Общество и человек». |
Контрольная работа |
35 |
Повторительно-обобщающий урок по теме: «Духовная культура». |
Контрольная работа |
65 |
Повторительно-обобщающий урок по теме: «Правовое регулирование общественных отношений» |
Контрольная работа |
68 |
Итоговое тестирование по предмету обществознание за 10 класс |
Итоговый тест |
11 класс.
№ урока |
Тема |
Форма проведения работы |
2 |
Стартовый контроль |
Тест |
28 |
Контрольная работа по теме «Экономика» |
Контрольная работа |
42 |
Тестовая работа по теме «Проблемы социально-политического развития общества». |
Контрольная работа |
62 |
Повторительно-обобщающий урок на тему: «Политическая сфера». |
Контрольная работа |
64 |
Итоговая КР за курс обществознания 11 класс |
Итоговый тест |
66 |
Семинар «Взгляд в будущее: каким будет человечество в XXI в» |
Семинар |
Приложение 3
При оценивании учитываются:
· сложность материала;
· самостоятельность и творческий характер применения знаний;
· уровень приобретённых знаний, умений и навыков учащихся по отношению к компетенциям, требуемым государственной и школьной программами обучения;
· полнота и правильность ответа, степень понимания исторических фактов и явлений, корректность речевого оформления высказывания;
· аккуратность выполнения письменных работ;
· наличие и характер ошибок, допущенных учащимися; Текущее оценивание есть оценивание единичных результатов учащихся, а также оценивание знаний, умений и навыков по какой-либо целостной части учебного материала.
При оценивании устного ответа учащихся отметка выставляется:
• за участие во внеурочных мероприятиях по предмету,
• за устный ответ на обобщающем уроке,
• за устные индивидуальные ответы на уроке,
• за исправление ответов учащихся,
• за умение использовать в ответе различные источники знаний (текст учебника, рассказ учителя, наглядные материалы),
• за работу с историческими источниками и их анализ,
• за выполнение домашней работы,
• за работу в группах по какой-либо теме,
• за самостоятельную, практическую, творческую, фронтальную работы,
• за ролевую игру или викторину,
• за выполнение учебной презентации, доклада или сообщения по теме.
При оценивании письменных работ отметка выставляется за:
• письменные ответы,
• составление плана - простого, развернутого, тезисного, плана-конспекта,
• исторический диктант,
• сочинение по определённой теме (50-200 слов),
• тестовую работу,
• проектную деятельность,
• работу в контурных картах,
• практические и самостоятельные работы,
• за письменный реферат.
Критерии оценивания по истории и обществознанию - устный ответ.
Отметка «5» выставляется, если учащийся:
1. Демонстрирует глубокое и полное знание и понимание всего объема программного материала, полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей.
2. Умеет: - составлять полный и правильный ответ на основе изученного материала; - выделять главные положения, самостоятельно подтверждая ответ конкретными примерами, фактами; - самостоятельно и аргументировано анализировать, обобщать, делать выводы; - устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи; - последовательно, четко, связно, обоснованно излагать учебный материал: давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; - самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; - применять приобретённые знания.
3. Допускает не более одного недочета, который легко может исправить.
Отметка «4» выставляется, если учащийся:
1. Демонстрирует знания изученного программного материала.
2. Дает полный и правильный ответ, но допускает незначительные неточности при воспроизведении изученного материала, определения понятий, использовании научных терминов или в выводах и обобщениях.
3. Материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно или при помощи учителя.
4. Подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
5. Умеет:
- самостоятельно выделять главные положения в изученном материале;
- на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи;
- применять полученные знания на практике, но допускает незначительные недочёты.
Отметка «3» выставляется, если учащийся:
1.Усвоил основное содержание учебного материала, но при этом имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно.
2. Выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.
3. Допускает ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий даёт недостаточно четкие.
4. Испытывает затруднения в применении знаний.
5. Дает неполный ответ, допускает ошибки при воспроизведении изученного материала, определения понятий, использовании научных терминов или в выводах и обобщениях. Отметка
«2» выставляется, если учащийся:
1.Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала, но пересказывает отдельные фрагменты текста.
2. Не умеет делать выводы и обобщать.
3. Не умеет применять приобретённые знания.
4. При ответе на вопрос допускает грубые ошибки, которые не может исправить даже при помощи учителя.
Критерии оценивания письменных работ по истории и обществознанию. Письменные ответы и планы.
Отметка «5» выставляется, если:
- работа выполнена в полном объёме с соблюдением необходимой последовательности, - учащиеся работают самостоятельно,
- умеют подбирать необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, - применяют на практике приобретённые знания, умение и навыки.
Отметка «4» выставляется, если:
- самостоятельная работа выполняется учащимися в полном объёме и самостоятельно. Допускаются отклонения от необходимой последовательности выполнения, не влияющие на правильность конечного результата. Допускаются 1-2 ошибки. Учащиеся показывают знание основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы.
Отметка «3» выставляется, если:
- работа выполняется при помощи учителя. Учащиеся показывают знания теоретического материала, но испытывают затруднения при самостоятельной работе.
Отметка «2» выставляется, если:
- выставляется в том случае, когда учащиеся не подготовлены к выполнению работы, не демонстрируют знания теоретического материала и необходимых умений.
Оценивание качества выполнения практических и самостоятельных работ по истории и обществознанию.
Отметка «5». Работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности. Учащиеся работают самостоятельно: подбирают необходимые для выполнения предлагаемых работ информационные источники, демонстрируют необходимые для проведения практических и самостоятельных работ теоретические знания, практические умения и навыки. Работа оформлена аккуратно, в оптимальной для фиксации результатов форме. Форма фиксации материалов может быть предложена учителем или выбрана самими учащимися.
Отметка «4». Работа выполнена учащимися в полном объеме и самостоятельно. Допускается отклонение от необходимой последовательности выполнения, не влияющее на правильность конечного результата. Использованы указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы из приложения к учебнику, страницы из статистических сборников. Учащиеся демонстрируют знание основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы. Допускаются неточности и небрежность в оформлении результатов работы.
Отметка «3». Работа выполнена и оформлена учащимися при помощи учителя или хорошо подготовленных и уже выполнивших на «отлично» данную работу учащихся. На выполнение работы затрачено больше времени, отведённого на выполнение данной работы (можно дать возможность доделать работу дома). Учащиеся демонстрируют знания теоретического материла, но испытывают затруднения при самостоятельной работе с картами атласа, статистическими материалами, географическими инструментами.
Отметка «2». Учащиеся не могут самостоятельно выполнять различные задания. Полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью.
Требования к работе в контурных картах:
Контурные карты в обязательном порядке учащиеся подписывают в правом верхнем углу, указывая свою фамилию, имя и класс.
1. При выполнении практической работы в контурных картах, в левом верхнем углу карты учащиеся подписывают номер и название практической работы.
2. Все надписи на контурной карте делают пастой синего цвета, мелко, четко, красиво, желательно печатными буквами.
3. Если название объекта не помещается на карте, то около него ставят цифру, а внизу карты пишут, что означает данная цифра.
4. Если того требует задание, карту раскрашивают цветными карандашами, а затем уже подписывают географические названия.
5. В начале учебного года все работы в контурных картах выполняются простыми карандашами.
Примечание.
При оценивании качества выполнения предложенных заданий учитель принимает во внимание не только правильность и точность выполнения заданий, но и аккуратность их выполнения. Критерии оценивания контурных карт.
Отметка «5» выставляется в том случае, если контурная карта заполнена аккуратно и правильно. Местоположение всех исторических объектов обозначено верно. Контурная карта сдана на проверку своевременно.
Отметка «4» выставляется в том случае, если контурная карта в целом заполнена правильно и аккуратно, но есть небольшие помарки или не указано местоположение двухтрёх объектов.
Отметка «3» выставляется в том случае, если контурная карта имеет ряд недостатков, но правильно указаны основные исторические объекты.
Отметка «2» выставляется в том случае, если контурная карта заполнена неверно.
Примечание.
Если работа сдается не вовремя, отметка может снижаться на 1 балл. Критерии оценивания исторических диктантов. Отметка Количество ошибок 5 ошибки отсутствуют 4 1-2 ошибки 3 3-5 ошибки или 40-60% правильных ответов 2 6 и более ошибок или 15-39% правильных ответов 1 до 15% правильных ответов или задание не выполнено (может быть не сдано)
Критерии оценивания сочинений (эссе).
При оценивании данного вида работы необходимо выделить следующие элементы:
1. Представление собственной точки зрения (позиции, отношения) при раскрытии проблемы.
2. Раскрытие проблемы на теоретическом уровне (в связях и с обоснованиями) или без использования обществоведческих понятий в контексте ответа.
3. Аргументация своей позиции с опорой на факты общественной жизни или собственный опыт.
Отметка «5» ставится, если представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы. Проблема раскрыта на теоретическом уровне, в связях и с обоснованиями, с корректным использованием исторических терминов и понятий в контексте ответа. Дана аргументация своего мнения с опорой на факты.
Отметка «4» ставится, если представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы. Проблема раскрыта с корректным использованием исторических терминов и понятий в контексте ответа (теоретические связи и обоснования не присутствуют или явно не прослеживаются). Дана аргументация своего мнения с опорой на факты.
Отметка «3» ставится, если представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы, но проблема раскрыта при формальном использовании исторических терминов. Дана аргументация своего мнения с опорой на факты общественной жизни или личный социальный опыт.
Отметка «2» ставится, если представлена собственная позиция по поднятой проблеме на бытовом уровне без аргументации.
Формы дополнительного оценивания.
Данные формы работы позволяют учащимся получить более высокую отметку по предмету и не являются обязательными, потому оценивается только положительными отметками «5», «4», «3».
Метод проектов – педагогическая технология, цель которой ориентирует не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых знаний (порой и путем самообразования) для активного включения в освоение новых способов человеческой деятельности.
Проектные технологии – хорошая возможность для взаимодействия учителя и ученика. Мы, как это ни странно звучит, через данную технологию готовим ребят к будущей жизни, чтобы современный молодой человек мог чувствовать себя комфортно в новых социально- экономических условиях.
Ведь работодатели заинтересованы в таком работнике, который:
- умеет думать самостоятельно и решать разнообразные проблемы (т.е.применять полученные знания для их решения);
- обладает критическим и творческим мышлением;
- владеет богатым словарным запасом, основан нном на глубоком понимании гуманитарных знаний.
Творческие задания (проекты) оцениваются по следующим критериям:
- самостоятельность работы над проектом;
- обоснование выбора темы и ее актуальность;
- практическая значимость работы;
- оригинальность решения проблемы;
- артистизм и выразительность выступления;
- глубина и широта знаний по проблеме;
- компетентность докладчика (ответы на вопросы);
- использование наглядности и технических средств;
- грамотное использования терминологии;
-эстетическое оформление работы с рисунками, фотографиями;
- презентация по выбранной теме, найденная в Интернете должна быть творчески переработана, дополнена учащимся, иллюстрации и сочинения должны быть созданы самими детьми;
- успешная презентация перед одноклассниками.
Виды проектов:
- учебно-познавательные (стенгазеты, публичные выступления с сообщениями, докладами, самостоятельно найденными справочными материалами и др.);
- сценарии постановок, внеклассных мероприятий, конкурсов и т.д.;
- иллюстрации к изученной теме;
- сочинения на изученную тему.
Отметка зависит от количества набранных баллов:
Отметка Уровень Количество баллов 5 Высокий 50-60 4 Достаточный 40-49 3 Средний 30-39
Требования к составлению проектов-кроссвордов и нормы их оценивания.
· Объём, количество слов (учитель заранее оговаривает необходимое количество слов) – до 2 баллов.
· Оформление – до 3 баллов.
· Аккуратность оформления – до 2 баллов.
· Умение презентовать – до 2 баллов.
· Задания (все определения, формулировки должны быть однотипны) – до 2 баллов.
· Информативная точность и достоверность фактов – до 2 баллов.
Если кроссворд составлен с фактическими ошибками, то работа может не оцениваться.
· Орфографическая правильность – до 1 балла.
· Источники информации (с указанием сайтов, авторов, издательства и т.д.) – до 2 баллов.
· Ключи к кроссворду – до 1 балла.
Нормы оценивания кроссвордов.
· 17 – 15 баллов – оценка “отлично”
· 13-15 баллов – оценка “хорошо”
· 10-13 баллов – оценка “удовлетворительно” (минимальное количество баллов на отметку “3” позволяет решить кроссворд).
Рефераты по специально заданным темам или по выбору учащихся в 5-11классах.
Отметка «5»: - умение выбрать главное и конкретное; - работа полно, грамотно раскрывает тему (учащийся использует исторические и обществоведческие термины, понятия, хорошо знает деятельность изучаемых личностей, разбирается в исторических событиях, умеет их анализировать, высказывает личное мнение по данной теме, аккуратно выполняет работу, создает рисунки – при необходимости).
Отметка «4»: - работа полно раскрывает тему, допущены небольшие неточности в формулировке исторических и обществоведческих понятий, терминов, учащийся высказывает собственное мнение по данной теме.
Оценивание учащихся 10-11 классов
При оценивании устного ответа учащегося на данной ступени обучения отметка выставляется за:
• ответы на вопросы, участие в беседе, исправление ответов учащихся, устное изложение материала, участие в семинарах, выполнение на уроках заданий для самостоятельной работы, работа по группам, работа с различными документами: графические, статистические источники, таблицы, диаграммы, плакаты, карикатуры и т.д.
• умение использовать в ответе различные источники знаний: текст учебника, рассказ учителя, наглядный учебный материал, материал художественной литературы, кинофильмов, защита рефератов.
• использование знаний учащимися на уроках истории, полученных при изучении курса обществоведения;
• логику изложения и качество устной речи: последовательность, выделение главного, доказательность. Соответствие речи нормам литературного языка, её образность, умение рассказывать своими словами, при ответе на вопрос – соответствие в ответе содержанию вопроса, доказательность.
При оценивании письменных работ выставляется отметка за:
• письменные ответы,
• составление плана,
• исторический диктант,
• сочинение-рассуждение по определённой теме (200-400 слов),
• тестовую работу,
• реферат,
• проектную деятельность,
• работу в контурных картах,
• практические и самостоятельные работы.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.