Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
города Ульяновска «Средняя школа № 29»
Рассмотрено на заседании методического объединения русского языка и литературы, иностранных языков, истории и обществознания, музыки, мировой художественной культуры, основ православной культуры, основ духовно – нравственной культуры народов России
Руководитель МО
__________ Л. В. Лукаш
Протокол № 1 от 26.08.2020 |
Согласовано
Заместитель директора по УВР:
_______________ Л.В. Лукаш
Протокол № 1 от 27.08.2020 |
Утверждаю
Директор школы
_____________ С.С. Васин
Приказ № 213 от 28.08.2020 |
Рабочая программа
по обществознанию
Предметная область - Общественно-научные предметы
Класс – 10А
Уровень изучения предмета – базовый
Срок реализации программы –2020-2021 учебный год
Составитель:
Кудрина И.В., первая
квалификационная категория
Содержание рабочей программы
Пояснительная записка. 3
Планируемые результаты освоения учебного предмета. 4
Содержание учебного предмета. 6
Тематическое планирование. 7
Рабочая программа по учебному предмету «Обществознание», 10 класс, составлена в соответствии с нормативными документами в области образования Российской Федерации:
– Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 24.11.2015г. от 24 ноября 2015 г. N 81 «О внесении изменений № 3 в СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения, содержания в общеобразовательных организациях»;
– Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом Минобрнауки от 30.08.2013 № 1015;
– Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) начального общего образования, утвержденным приказом Минобрнауки от 06.10.2009 № 373 (с изменениями и дополнениями);
– ФГОС основного общего образования, утвержденным приказом Минобрнауки от 17.12.2010 № 1897 (с изменениями и дополнениями);
– ФГОС среднего общего образования, утвержденным приказом Минобрнауки от 17.05.2012 № 413 (с изменениями и дополнениями);
– Федеральным перечнем учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденным приказом Минобрнауки от 28.12.2018 № 345 (с изменениями от 08.05.2019, 22.11.2019, 18.05.2020);
- Письмом Минобразования от 28.10.2015 № 08-176 «О рабочих программах учебных предметов»;
– Уставом муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя школа № 29» города Ульяновска;
– Основной образовательной программой начального общего, основного общего, среднего общего образования МБОУ СШ № 29.
Рабочая программа ориентирована на реализацию учебно-методического комплекса:
1. Обществознание. Примерные рабочие программы. Предметная линия учебников под ред. Л.Н. Боголюбова 10-11 классы : учеб. пособие для общеобразоват. Организаций : базовый уровень / А.Ю. Лазебникова, Н.И. Городецкая, Е.Л. Рутковская. - М. : Просвещение, 2019. – 48 с.
2. Обществознание. 10 класс : учеб. для общеобразоват. организаций / [Л. Н. Боголюбов, Ю.Я. Аверьянов, А.В. Белявский и др.] ; под ред. Л. Н. Боголюбова [и др.] -М. : Просвещение, 2014.
Количество часов в год – 70.
Количество часов в неделю – 2.
Изучение обществознания в 10 классе направлено на достижение следующих целей и задач:
– формирование у обучающихся ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, правосознания, экологической культуры, способности ставить цели и строить жизненные планы, способности к осознанию российской гражданской идентичности в поликультурном социуме;
– формирование знаний об обществе как целостной развивающейся системе в единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов;
– овладение базовым понятийным аппаратом социальных наук;
– овладение умениями выявлять причинно-следственные, функциональные, иерархические и другие связи социальных объектов и процессов;
– формирование представлений об основных тенденциях и возможных перспективах развития мирового сообщества в глобальном мире;
– формирование представлений о методах познания социальных явлений и процессов;
– овладение умениями применять полученные знания в повседневной жизни с учетом гражданских и нравственных ценностей, прогнозировать последствия принимаемых решений;
– формирование навыков оценивания социальной информации, умений поиска информации в источниках различного типа для реконструкции недостающих звеньев с целью объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов общественного развития.
Задачи обучения:
-приобретение основ обществоведческих знаний и умений;
-содействие в усвоении на информационном, практическом и эмоциональном уровне идеалов и ценностей демократического общества;
-помощь при ориентировании в основных этических и правовых нормах;
-овладение обобщенными способами мыслительной, творческой деятельности;
-освоение компетенций (учебно-познавательной, коммуникативной, рефлексивной, личностного саморазвития. Ценностно-смысловой, информационно-технологической.)
Специфика учебного предмета.
Содержание среднего (полного) общего образования на базовом уровне по обществознанию представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество в целом, человек в обществе, познание, экономическая сфера, социальные отношения, политика, духовно – нравственная сфера, право.
Знания этих социальных объектов дают социология, экономическая теория, политология, социальная психология, правоведение, философия.
Помимо знаний, в содержание курса входят социальные навыки, умения, ключевые компетентности, совокупность моральных норм и принципов поведения людей по отношению к обществу и другим людям, правовые нормы, регулирующие отношения людей во всех областях жизни общества; система гуманистических и демократических ценностей.
Содержание курса на базовом уровне обеспечивает преемственность по отношению к основной школе путем углубленного изучения некоторых социальных объектов, рассмотренных ранее.
Личностные результаты:
– мотивированность на посильное и созидательное участие в жизни общества; заинтересованность не только в личном успехе, но и благополучии и процветании своей страны;
– ценностные ориентиры, основанные: на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству, необходимости поддержания гражданского мира и согласия; отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; признании равноправия народов, единства разнообразных культур; убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; осознании своей ответственности за страну перед нынешними и будущими поколениями.
Метапредметные результаты изучения обществознания выражаются в следующих качествах:
– в умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
– умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных позиций, рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;
– способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей, свойственных подросткам;
– овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;
– умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике:
на использование элементов причинно-следственного анализа;
исследование несложных реальных связей и зависимостей;
определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа; перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.);
выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации; подкрепление изученных положений конкретными примерами;
оценку своих учебных достижений, поведения, особенностей своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде;
выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.
Предметные результаты изучения обществознания учащимися включают:
– относительно целостное представление об обществе и человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;
– знание ряда ключевых понятий об основных социальных объектах, умение объяснять с опорой на эти понятия явления социальной действительности;
– знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;
– умения находить нужную социальную информацию в педагогически отобранных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку общественным явлениям с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;
– понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества; знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни; умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций; установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни; приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизм и гражданственность;
– знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека, основных требований трудовой этики в современном обществе, правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;
– понимание значения трудовой деятельности для личности и общества;
– понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания;
– понимание роли искусства в становлении личности и жизни общества;
– знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности;
– знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе, умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации;
– понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения;
– понимание значения коммуникации в межличностном общении;
– умения взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения; знание отдельных приемов и техник преодоления конфликтов.
Содержание учебного предмета (70 часов)
Тема 1. Человек в обществе (20 ч).
Понятие об обществе. Общество как совместная жизнедеятельность людей. Общество и природа. Общество и культура. Науки об обществе. Структура общества. Особенности социальной системы. Взаимосвязь экономической, социальной, политической, духовной сфер жизни общества. Социальные институты.
Природа человека. Человек как продукт биологической, социальной и культурной эволюции. Цель и смысл жизни человека. Науки о человеке. Человек как духовное существо. Духовная жизнь человека. Мировоззрение. Ценностные ориентиры личности. Патриотизм и гражданственность. Деятельность как способ существования людей. Деятельность и ее мотивация. Многообразие деятельности. Сознание и деятельность. Познание и знание. Познание мира: чувственное и рациональное, истинное и ложное. Истина и ее критерии. Многообразие форм человеческого знания. Социальное и гуманитарное знание. Человек в системе социальных связей. Личность; факторы, влияющие на ее формирование. Самосознание и самореализация. Социальное поведение и социализация личности. Единство свободы и ответственность личности.
Тема 2. Общество как мир культуры (16 ч).
Духовная жизнь общества. Культура и духовная жизнь. Формы и разновидности культуры: массовая, народная и элитарная. Диалог культур. Средства массовой информации. Наука и образование. Наука, ее роль в современном мире. Этика ученого. Непрерывное образование и самообразование. Мораль и религия. Мораль, ее категории. Религия, ее роль в жизни общества. Нравственная культура. Искусство и духовная жизнь. Искусство, его формы, основные направления. Эстетическая культура. Тенденции духовной жизни современной России.
Тема 3. Правовое регулирование общественных отношений (34 ч).
Право в системе социальных норм. Система права: основные отрасли, институты, отношения. Публичное и частное право. Источники права. Правовые акты. Конституция в иерархии нормативных актов. Правоотношения и правонарушения. Виды юридической ответственности. Система судебной защиты прав человека. Развитие права в современной России. Современное российское законодательство. Основы государственного, гражданского, трудового, семейного и уголовного права. Правовая защита природы. Предпосылки правомерного поведения. Правосознание. Правовая культура.
Заключение. Человек в XXI веке.
Общество в развитии. Многовариантность общественного развития. Прогресс и регресс. Современный мир и его противоречия.
Тематическое планирование
№ |
Тема |
Количество часов |
Контрольные (практические, лабораторные) работы |
Тема 1. Человек в обществе. 20 часов |
|
||
1-2 |
Что такое общество |
2 ч |
|
3–4 |
Общество как сложная система |
2 ч |
|
5-6 |
Динамика общественного развития |
2 ч |
|
7-8 |
Социальная сущность человека |
2 ч |
|
9-10 |
Деятельность как способ существования людей |
2 ч |
|
11–12 |
Познавательная и коммуникативная деятельность |
2 ч |
|
13–14 |
Свобода и необходимость в деятельности человека |
2 ч |
|
15–16 |
Современное общество |
2 ч |
|
17–18 |
Глобальная угроза международного терроризма |
2 ч |
|
19–20 |
Человек в обществе |
2 ч |
|
Тема 2. Общество как мир культуры. 16 часов |
|
||
21–22 |
Духовная культура общества |
2 ч |
|
23–24 |
Духовный мир личности |
2 ч |
|
25–26 |
Мораль |
2 ч |
|
27–28 |
Наука и образование |
2 ч |
|
29–30 |
Религия и религиозные организации |
2 ч |
|
31–32 |
Искусство |
2 ч |
|
33–34 |
Массовая культура |
2 ч |
|
35–36 |
Общество как мир культуры |
2 ч |
|
Тема 3. Правовое регулирование общественных отношений. 30 часов |
|
||
37–38 |
Современные подходы к пониманию права |
2 ч |
|
39–40 |
Право в системе социальных норм |
2 ч |
|
41–42 |
Источники права |
2 ч |
|
43–44 |
Правоотношения и правонарушения |
2 ч |
|
45–46 |
Предпосылки правомерного поведения граждан Российской Федерации |
2 ч |
|
47–48 |
Гражданин Российской Федерации |
2 ч |
|
49–50 |
Гражданское право |
2 ч |
|
51–52 |
Семейное право |
2 ч |
|
53–54 |
Правовое регулирование занятости и трудоустройства |
2 ч |
|
55–56 |
Экологическое право |
2 ч |
|
57–58 |
Процессуальные отрасли права |
2 ч |
|
59-60 |
Конституционное судопроизводство |
2 ч |
|
61–62 |
Международная защита прав человека |
2 ч |
|
63–64 |
Правовые основы антитеррористической политики Российского государства |
2 ч |
|
65–66 |
Правовое регулирование общественных отношений |
2 ч |
|
ИТОГОВОЕ ПОВТОРЕНИЕ (2 часа) |
|
||
67–68 |
Человек. Общество. Культура. Право |
2 ч |
|
69-70 |
Резервные уроки по теме «Человек. Общество. Культура. Право» |
2 ч |
|
|
Всего |
70 |
|
Лист корректировки рабочей программы по учебному предмету
№ урока |
Раздел |
Планируемое количество часов |
Фактическое количество часов |
Причина корректировки |
Способ корректировки |
Согласовано |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.