Рабочая программа по обществознанию, 10 класс

  • docx
  • 29.07.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала РП. 10 кл. Общество. 2019-2020.docx

Муниципальное  бюджетное общеобразовательное учреждение

города Ульяновска «Средняя школа № 29»

 

Рассмотрено

на заседании методического объединения  

русского языка и литературы, иностранных языков, истории и   обществознания, музыки, мировой художественной культуры, основ православной культуры, основ духовно – нравственной культуры народов России

 

Руководитель МО

 

__________ Л. В. Лукаш

 

Протокол № 1 от 26.08.2020

Согласовано

 

Заместитель директора по УВР:

 

_______________ Л.В. Лукаш

 

Протокол № 1 от 27.08.2020

Утверждаю

 

 Директор школы

 

_____________ С.С. Васин

 

Приказ № 213 от 28.08.2020

 

Рабочая программа

по обществознанию

 

 

Предметная область -  Общественно-научные предметы

Класс – 10А

Уровень изучения предмета – базовый

Срок реализации программы –2020-2021 учебный год

         Составитель:

Кудрина И.В., первая

квалификационная категория

 


 

Содержание рабочей программы

Пояснительная записка. 3

Планируемые результаты освоения учебного предмета. 4

Содержание учебного предмета. 6

Тематическое планирование. 7

 

 


 

Пояснительная записка

 

Рабочая программа по учебному предмету «Обществознание», 10 класс, составлена в соответствии с нормативными документами в области образования Российской Федерации:

– Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

-  Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 24.11.2015г. от 24 ноября 2015 г. N 81 «О внесении изменений № 3 в СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения, содержания в общеобразовательных организациях»;

–  Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом Минобрнауки от 30.08.2013 № 1015;

– Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) начального общего образования, утвержденным приказом Минобрнауки от 06.10.2009 № 373 (с изменениями и дополнениями);

– ФГОС основного общего образования, утвержденным приказом Минобрнауки от 17.12.2010 № 1897 (с изменениями и дополнениями);

– ФГОС среднего общего образования, утвержденным приказом  Минобрнауки от 17.05.2012 № 413 (с изменениями и дополнениями);

– Федеральным перечнем учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденным приказом Минобрнауки от 28.12.2018 № 345 (с изменениями от 08.05.2019, 22.11.2019, 18.05.2020);

- Письмом Минобразования от 28.10.2015 № 08-176 «О рабочих программах учебных предметов»;

– Уставом муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения  «Средняя школа № 29» города Ульяновска;

– Основной образовательной программой начального общего, основного общего, среднего общего образования МБОУ СШ № 29.

 

            Рабочая программа ориентирована на реализацию учебно-методического комплекса:

1.                  Обществознание. Примерные  рабочие программы. Предметная линия учебников под ред. Л.Н. Боголюбова 10-11 классы : учеб. пособие для общеобразоват. Организаций : базовый уровень / А.Ю. Лазебникова, Н.И. Городецкая, Е.Л. Рутковская. - М. : Просвещение, 2019. – 48 с.

2.                  Обществознание. 10 класс : учеб. для общеобразоват. организаций / [Л. Н. Боголюбов, Ю.Я. Аверьянов, А.В. Белявский и др.] ; под ред. Л. Н. Боголюбова [и др.] -М. : Просвещение, 2014.

 

Количество часов в год – 70.

Количество часов в неделю – 2.

Изучение обществознания в 10 классе направлено на достижение следующих целей и задач:

–          формирование у обучающихся ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, правосознания, экологической культуры, способности ставить цели и строить жизненные планы, способности к осознанию российской гражданской идентичности в поликультурном социуме;

–          формирование знаний об обществе как целостной развивающейся системе в единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов;

–          овладение базовым понятийным аппаратом социальных наук;

–          овладение умениями выявлять причинно-следственные, функциональные, иерархические и другие связи социальных объектов и процессов;

–          формирование представлений об основных тенденциях и возможных перспективах развития мирового сообщества в глобальном мире;

–          формирование представлений о методах познания социальных явлений и процессов;

–          овладение умениями применять полученные знания в повседневной жизни с учетом гражданских и нравственных ценностей, прогнозировать последствия принимаемых решений;

–          формирование навыков оценивания социальной информации, умений поиска информации в источниках различного типа для реконструкции недостающих звеньев с целью объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов общественного развития.

Задачи обучения:

-приобретение основ обществоведческих знаний и умений;

-содействие в усвоении на информационном, практическом и эмоциональном  уровне идеалов и ценностей демократического общества;

-помощь при ориентировании в основных этических и правовых нормах;

-овладение обобщенными способами мыслительной, творческой деятельности;

-освоение компетенций (учебно-познавательной, коммуникативной, рефлексивной, личностного саморазвития. Ценностно-смысловой, информационно-технологической.)

 

Специфика учебного предмета.

Содержание среднего (полного) общего образования на базовом уровне  по обществознанию представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество в целом, человек в обществе, познание, экономическая сфера, социальные отношения,  политика,  духовно – нравственная сфера, право.

Знания этих  социальных объектов дают социология, экономическая теория, политология, социальная психология, правоведение, философия.

Помимо знаний, в содержание курса входят социальные навыки, умения, ключевые компетентности, совокупность моральных норм и принципов поведения людей по отношению к обществу и другим людям, правовые нормы, регулирующие отношения  людей во всех областях жизни общества; система гуманистических и демократических ценностей.

Содержание курса на  базовом уровне обеспечивает преемственность по отношению к основной школе  путем углубленного изучения некоторых социальных объектов, рассмотренных ранее.

 

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты:

– мотивированность на посильное и созидательное участие в жизни общества; заинтересованность не только в личном успехе, но и благополучии и процветании своей страны;

– ценностные ориентиры, основанные: на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству, необходимости поддержания гражданского мира и согласия; отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; признании равноправия народов, единства разнообразных культур; убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; осознании своей ответственности за страну перед нынешними и будущими поколениями.

Метапредметные результаты изучения обществознания выражаются в следующих качествах:

– в умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);

– умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных позиций, рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;

– способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей, свойственных подросткам;

– овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;

– умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике:

на использование элементов причинно-следственного анализа;

исследование несложных реальных связей и зависимостей;

определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;

поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа; перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.);

выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации; подкрепление изученных положений конкретными примерами;

оценку своих учебных достижений, поведения, особенностей своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде;

выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;

определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.

Предметные результаты изучения обществознания учащимися  включают:

– относительно целостное представление об обществе и человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;

– знание ряда ключевых понятий об основных социальных объектах, умение объяснять с опорой на эти понятия явления социальной действительности;

– знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;

– умения находить нужную социальную информацию в педагогически отобранных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку общественным явлениям с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;

– понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества; знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни; умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций; установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни; приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизм и гражданственность;

– знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека, основных требований трудовой этики в современном обществе, правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;

– понимание значения трудовой деятельности для личности и общества;

– понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания;

– понимание роли искусства в становлении личности и жизни общества;

– знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности;

– знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе, умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации;

– понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения;

– понимание значения коммуникации в межличностном общении;

– умения взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения; знание отдельных приемов и техник преодоления конфликтов.

 

Содержание учебного предмета (70 часов)

Тема 1. Человек в обществе (20 ч).

Понятие об обществе. Общество как совместная жизнедеятельность людей. Общество и природа. Общество и культура. Науки об обществе. Структура общества. Особенности социальной системы. Взаимосвязь экономической, социальной, политической, духовной сфер жизни общества. Социальные институты.

Природа человека. Человек как продукт биологической, социальной и культурной эволюции. Цель и смысл жизни человека. Науки о человеке. Человек как духовное существо. Духовная жизнь человека. Мировоззрение. Ценностные ориентиры личности. Патриотизм и гражданственность. Деятельность как способ существования людей. Деятельность и ее мотивация. Многообразие деятельности. Сознание и деятельность. Познание и знание. Познание мира: чувственное и рациональное, истинное и ложное. Истина и ее критерии. Многообразие форм человеческого знания. Социальное и гуманитарное знание. Человек в системе социальных связей. Личность; факторы, влияющие на ее формирование. Самосознание и самореализация. Социальное поведение и социализация личности. Единство свободы и ответственность личности.

Тема 2. Общество как мир культуры (16 ч).

Духовная жизнь общества. Культура и духовная жизнь. Формы и разновидности культуры: массовая, народная и элитарная. Диалог культур. Средства массовой информации. Наука и образование. Наука, ее роль в современном мире. Этика ученого. Непрерывное образование и самообразование. Мораль и религия. Мораль, ее категории. Религия, ее роль в жизни общества. Нравственная культура. Искусство и духовная жизнь. Искусство, его формы, основные направления. Эстетическая культура. Тенденции духовной жизни современной России.

Тема 3. Правовое регулирование общественных отношений (34 ч).

Право в системе социальных норм. Система права: основные отрасли, институты, отношения. Публичное и частное право. Источники права. Правовые акты. Конституция в иерархии нормативных актов. Правоотношения и правонарушения. Виды юридической ответственности. Система судебной защиты прав человека. Развитие права в современной России. Современное российское законодательство. Основы государственного, гражданского, трудового, семейного и уголовного права. Правовая защита природы. Предпосылки правомерного поведения. Правосознание. Правовая культура.

Заключение. Человек в XXI веке.

Общество в развитии. Многовариантность общественного развития. Прогресс и регресс. Современный мир и его противоречия.

 

Тематическое планирование

Тема

Количество часов

Контрольные (практические, лабораторные) работы

Тема 1. Человек в обществе. 20 часов

 

1-2

Что такое общество

2 ч

 

3–4

Общество как сложная система

2 ч

 

5-6

Динамика общественного развития

2 ч

 

7-8

Социальная сущность человека

2 ч

 

9-10

Деятельность как способ существования людей

2 ч

 

11–12

Познавательная и коммуникативная деятельность

2 ч

 

13–14

Свобода и необходимость в деятельности человека

2 ч

 

15–16

Современное общество

2 ч

 

17–18

Глобальная угроза международного терроризма

2 ч

 

19–20

Человек в обществе

2 ч

 

Тема 2. Общество как мир культуры. 16 часов

 

21–22

Духовная культура общества

2 ч

 

23–24

Духовный мир личности

2 ч

 

25–26

Мораль

2 ч

 

27–28

Наука и образование

2 ч

 

29–30

Религия и религиозные организации

2 ч

 

31–32

Искусство

2 ч

 

33–34

Массовая культура

2 ч

 

35–36

Общество как мир культуры

2 ч

 

Тема 3. Правовое регулирование общественных отношений. 30 часов

 

37–38

Современные подходы к пониманию права

2 ч

 

39–40

Право в системе социальных норм

2 ч

 

41–42

Источники права

2 ч

 

43–44

Правоотношения и правонарушения

2 ч

 

45–46

Предпосылки правомерного поведения граждан Российской Федерации

2 ч

 

47–48

Гражданин Российской Федерации

2 ч

 

49–50

Гражданское право

2 ч

 

51–52

Семейное право

2 ч

 

53–54

Правовое регулирование занятости и трудоустройства

2 ч

 

55–56

Экологическое право

2 ч

 

57–58

Процессуальные отрасли права

2 ч

 

59-60

Конституционное судопроизводство

2 ч

 

61–62

Международная защита прав человека

2 ч

 

63–64

Правовые основы антитеррористической политики Российского государства

2 ч

 

65–66

Правовое регулирование общественных отношений

2 ч

 

ИТОГОВОЕ ПОВТОРЕНИЕ (2 часа)

 

67–68

Человек. Общество. Культура. Право

2 ч

 

69-70

Резервные уроки по теме «Человек. Общество. Культура. Право»

2 ч

 

 

Всего

70

 

 


 

Лист корректировки рабочей программы по учебному предмету

№ урока

Раздел

Планируемое количество часов

Фактическое количество часов

Причина корректировки

Способ корректировки

Согласовано

 


 

Скачано с www.znanio.ru