МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
"СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 32
г.о. Мытищи Московская область
141021, Московская область, г. Мытищи, улица Юбилейная, строение 6А, тел. (498)785-72-41
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ СОШ №32
_____________И. В .Северилова
Приказ по МБОУ СОШ №32
от «_____» августа 2018 года.
Рабочая программа
по Обществознанию
10 «Б» класс
2018-2019 учебный год
Составитель:
Буланов К.В.,учитель истории и
обществознания
Высшая квалификационная категория
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по истории России разработана на основе Основной образовательной программы среднего общего образования МБОУ СОШ №32, в соответствии с федеральным компонентом государственных образовательных стандартов среднего общего образования, рабочей программы: Л.Н. Боголюбов ,Н.И.Городецкая,Л.Ф.Иванова,М.,Просвещение,2013г.
Программа ориентирована на УМК:
Изучение обществознания(включая право) в средней школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
- развитие личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к личному самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин.
- Воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации
-Освоение системы знаний: об экономической и иных видах деятельности людей; об обществе, его сферах; о правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой; о выполнении типичных социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования и для самообразования.
- Овладение умениями получать и критически осмысливать социальную (в том числе экономическую и правовую) информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства.
- Формирование опыта использования полученных знаний и умений при решении типичных задач в сфере социальных отношений, в гражданской и общественной деятельности, в межличностных отношениях, отношениях между людьми различных национальностей и вероисповеданий, а также в семейно-бытовой сфере; применения знаний для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом; для содействия защите правопорядка в обществе правовыми способами и средствами.
Требования к уровню подготовки
В результате изучения обществознания ученик должен:
Знать / понимать:
- биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;
- тенденции развития общества в целом как сложной динамической системы, а также важнейших социальных институтов;
- необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;
- особенности социально-гуманитарного познания;
Уметь:
- характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;
- анализировать информацию о социальных объектах, выделяя их общие черты и различия, устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;
- объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействие человека и общества, важнейших социальных институтов общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);
- раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;
- осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах;
- извлекать из неадаптированных оригинальных текстов знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
- оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы, организации с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
- формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
- подготовить устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;
- применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- успешного выполнения типичных социальных ролей, сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;
- совершенствования собственной познавательной деятельности;
- критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в массовой коммуникации, осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации;
- решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;
- ориентировки в актуальных общественных событиях и процессах; определения личной и гражданской позиции;
- предвидения возможных последствий определенных социальных действий;
- оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;
- реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
- осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями, социальным положением
Приоритетными умениями и навыками, универсальными способами деятельности и ключевыми компетенциями являются:
- Определение сущностных характеристик изучаемого объекта, сравнение, сопоставление, оценка и классификация объектов по указанным критериям;
- Объяснение изученных положений на предлагаемых конкретных примерах
- Решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации
- Применение полученных знаний для определения экономически рационального, правомерного и социально одобряемого поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;
- Умение обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства;
- Поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах ( текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.), отделение основной информации от второстепенной , критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели( сжато, полно, выборочно).
- Выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью ( ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.)
- Работа с текстами различных стилей, понимание их специфики; адекватное восприятие языка СМИ
- Самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера;
- Участие в проектной деятельности, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза ( умениями отвечать на вопрос: «Что произойдет, если…»);
- Формулирование полученных результатов;
- Создание собственных произведений, идеальных моделей социальных объектов, процессов, явлений, в том числе с использованием мультимедийных технологий;
- Пользование мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных , презентации результатов познавательной и практической деятельности;
- Владение основными видами публичных выступлений ( высказывание, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога.
Содержание учебного предмета
Введение
Глава 1. Человек в обществе.
Представление об обществе как сложной системе: элементы и подсистемы. Социальные взаимодействия и общественные отношения. Понятие о социальных институтах, нормах, процессах. Основные институты общества. Общество и природа. Противоречивость воздействия людей на природную среду. Феномен «второй природы». Многовариантность общественного развития. Эволюция и революция как формы социального изменения. Понятие общественного прогресса, его противоречивость. Цивилизация, формация. Традиционное (аграрное) общество. Индустриальное общество. Постиндустриальное (информационное) общество. Человек как результат биологической и социокультурной эволюции. Философские и научные представления о социальных качествах человека. Мышление и деятельность. Творчество в деятельности. Формирование характера. Потребности, способности и интересы. Познавательная деятельность человека. Чувственное и рациональное познание. Проблема познаваемости мира. Понятие истины, её критерии. Самопознание, его формы. Самооценка личности. Формирование образа «Я». Виды человеческих знаний. Мировоззрение, его место в духовном мире человека. Типы мировоззрения. Философия. Искусство. Религия. Свобода совести. Веротерпимость. Свобода и необходимость в человеческой деятельности. Свобода как условие самореализации личности. Выбор в условиях альтернативы и ответственность за его последствия. Гражданские качества личности. Многообразие деятельности. Потребности и интересы. Типология деятельности. Природа творческой деятельности. Деятельность в сфере духовной культуры. Сохранение и распространение духовных ценностей. Освоение ценностей духовной культуры. Истина и ее критерии. Понятие научной истины. Относительность истины. Истина и заблуждение .Виды и уровни человеческих знаний. Мифологическое и рационально-логическое знание. Жизненный опыт и здравый смысл. Научное познание. Основные особенности методологии научного мышления. Дифференциация и интеграция научного знания .Социальное познание, его особенности. Современные проблемы социальных и гуманитарных наук. Знание и сознание. Общественное и индивидуальное сознание. Теоретическое и обыденное сознание. Самопознание и самооценка. Самосознание и его роль в развитии личности. Трудности познания человеком самого себя.
Глава 2. Общество как мир культуры.
Понятие культуры. Культура материальная и духовная. Элитарная, народная, массовая культура. Многообразие и диалог культур как черта современного мира. Традиции и новаторство в культуре. Мораль. Искусство. Наука. Основные особенности научного мышления. Научное познание, методы научных исследований Естественные и социально-гуманитарные науки. Особенности социального познания. Наука как форма культуры. Роль науки в развитии человечества. Этика науки. Образование. Тенденции современного образования. Непрерывность образования. Самообразование. Реформирование образовательного процесса. Духовная жизнь людей. Мировоззрение, его виды и формы. Менталитет. Высшие духовные ценности. Патриотизм. Гражданственность. Мораль и нравственность. Нравственные ориентиры личности. Нравственная культура. Социальная и личностная значимость образования. Тенденции развития образования в современном мире. Роль и значение непрерывного образования в информационном обществе. Наука. Функции современной науки. Этика науки. Роль религии в жизни общества. Религия как одна из форм культуры. Мировые религии. Принцип свободы совести. Религия в современном мире. Межконфессиональные отношения. Искусство. Виды и жанры искусства. Миф и реальность современного искусства. Массовая культура. СМИ и культура. Роль телевидения в культурной жизни общества.
Глава 3. Правовое регулирование общественных отношений.
Понятие права. Система российского права. Законотворческий процесс в Российской Федерации. Построение понятия «право как социальная норма». Характеристика функций права. Построение понятия «норма права». Характеристика структуры права (гипотеза, диспозиция, санкция). Определение понятий «правовой институт», «отрасль права», «система права». Построение понятия «форма (источник) права». Характеристика различных видов источников права (правовой обычай, юридический прецедент, нормативно-правовой акт (закон, подзаконный акт).Гражданство в Российской Федерации. Основания приобретения гражданства. Права и обязанности, принадлежащие только гражданину. Построение понятий «правомерный» и «неправомерный поступок». Характеристика видов правонарушений (преступление, проступок (административный, гражданско-правовой, дисциплинарный)). Определение понятия «юридическая ответственность». Характеристика видов юридической ответственности: уголовной, гражданско-правовой, материальной, дисциплинарной. Соотнесение вида ответственности и мер наказания. Право в системе социальных норм. Источники права. Нормы права. Функции права. Система права. Правоотношения. Дееспособность и правоспособность. Законность. Правомерное поведение. Правосознание и правовая культура. Правонарушение и юридическая ответственность.
Права человека и международные документы по правам человека. Права ребёнка и их защита. Воинская обязанность. Альтернативная служба. Права и обязанности налогоплательщиков .Система российского законодательства. Законотворческий процесс в России. Право законодательной инициативы и законодательной деятельности. Институт президентства в России. Конституционное право. Конституция – основа государственного права. Основы конституционного строя России. Гражданин РФ, его права и свободы, конституционные обязанности. Административное право. Административные правонарушения. Административная ответственность. Виды административных наказаний. Экологическое правонарушение. Гражданские правоотношения. Гражданский кодекс РФ. Субъекты гражданского права. Понятие юридического и физического лица. Гражданско-правовые споры. Право собственности и его защита.
Трудовые правоотношения. Права и обязанности работника и работодателя. Трудовой кодекс РФ. Особенности положения несовершеннолетних в трудовых отношениях. Профсоюзы. Семейные правоотношения. Брак и условия его заключения. Права и обязанности супругов, родителей и детей. Основные понятия и институты уголовного права. Преступление и наказание. Уголовная ответственность несовершеннолетних.
Международное право. Международное гуманитарное право. Основные положения и принципы.
Тематическое планирование
Название разделов Количество часов |
Основное содержание по темам |
Основные виды деятельности (на уровне учебных действий) |
|||
Введение |
Понятие общества. Науки об обществе. Структура общества. |
Записывают информационный материал в тетрадь. |
|||
Человек в обществе. |
Природа человека .Цель и смысл жизни человека .Науки о человеке. Духовная жизнь человека. Мировоззрение. Патриотизм и гражданственность. Деятельность и ее виды. |
Работают с учебником, выполняют задания ,знать термины и понятия высказывают свою точку зрения. |
|||
Общество как мир культуры. |
Духовная жизнь общества. Культура и духовная жизнь .Виды культур. СМИ. Наука и образование. |
Находят в учебнике разновидности культуры и давать им характеристику ,работают с учебником, выполняют задания. |
|
|
|
Правовое регулирование общественных отношений. |
Право в системе социальных норм. Система права: основные отрасли, институты, отношения. Публичное и частное право. Конституция в иерархии нормативных актов. |
Составляют таблицу «Основные отрасли права», работают с учебником и дополнительной литературой, нормативными документами. |
|
|
|
Итоговое повторение |
Повторение материала по основным темам. |
тестирование |
|
|
|
ПРАКТИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
№ |
Наименование разделов |
всего часов |
Практическая часть
тест,к/р |
|
Введение |
1 |
|
1 |
Человек в обществе. |
19 |
1 |
2 |
Общество как мир культуры. |
15 |
1 |
3 |
Правовое регулирование общественных отношений. (контрольная работа) |
30 |
1
1 |
|
Итоговое повторение |
3 |
|
Всего:68 4
Календарно-тематическое планирование
1 полугодие
№ п/п |
Название тем |
Количество часов |
Дата проведения
план |
Дата проведения
факт |
1 |
Введение |
1 |
7.09 |
|
Глава 1. Человек в обществе (19 часов) |
|
|||
2 |
Что такое общество. |
1 |
10.09 |
|
3 |
Что такое общество. |
1 |
14.09 |
|
4 5 |
Общество как сложная динамическая система. |
2 |
17.09 21.09 |
|
6 |
Динамика общественного развития. |
1 |
24.09 |
|
7 |
Динамика общественного развития. |
1 |
28.09 |
|
8 9 |
Социальная сущность человека. |
2 |
1.10 5.10 |
|
10 |
Деятельность – способ существования человека. |
1 |
8.10 |
|
11 |
Виды деятельности |
1 |
12.10 |
|
12 |
Познавательная и коммуникативная деятельность. |
1 |
15.10 |
|
13 |
Познавательная и коммуникативная деятельность. |
1 |
19.10 |
|
14 15 |
Свобода и необходимость в деятельности человека. |
2 |
22.10 26.10 |
|
16 |
Современное общество. |
1 |
9.11 |
|
17 |
Современное общество. |
1 |
12.11 |
|
18 20 |
Глобальная угроза международного терроризма. Повторение материала |
2
1 |
16.11 19.11 23.11 |
|
Глава 2. Общество как мир культуры (15часов) |
|
|||
21 |
Духовная культура общества. |
1 |
26.11 |
|
22 |
Духовная культура общества. |
1 |
30.11 |
|
23 24 |
Духовный мир личности. |
2 |
3.12 7.12 |
|
25 |
Мораль. |
1 |
10.12 |
|
26 27 |
Наука и образование. |
2 |
14.12 17.12 |
|
28 |
Религия и религиозные организации. |
1 |
21.12 |
|
29 |
Религия и религиозные организации. |
1 |
24.12 |
|
30 |
Искусство. |
1 |
28.12 |
|
31 |
Искусство. |
1 |
11.01 |
|
32 |
Народная культура |
1 |
14.01 |
|
2 полугодие
33 |
Массовая культура. |
1 |
18.01 |
|
34-35 |
Элитарная культура
Повторение материала |
1
1 |
21.01 25.01 |
|
Глава 3. Правовое регулирование общественных отношений (30часов) |
|
|||
36 |
Современные подходы к пониманию права |
1 |
28.01 |
|
37 |
Современные подходы к пониманию права |
1 |
1.02 |
|
38 39 |
Право в системе социальных норм. |
2 |
4.02 8.02 |
|
40 |
Источники права. |
1 |
11.02 |
|
41 |
Источники права. |
1 |
15.02 |
|
42 |
Правоотношения, правонарушения. |
1 |
18.02 |
|
43 |
Правоотношения, правонарушения |
1 |
22.02 |
|
44 45 |
Предпосылки правомерного поведения. |
2 |
25.02 1.03 |
|
46 |
Гражданин РФ. |
1 |
4.03 |
|
47 |
Гражданин РФ |
1 |
8.03 |
|
48 |
Гражданское право. |
1 |
11.03 |
|
49 |
Гражданское право. |
1 |
15.03 |
|
50 51 |
Семейное право. |
2 |
18.03 1.04 |
|
52 |
Правовое регулирование занятости и трудоустройства. |
1 |
5.04 |
|
53 |
Правовое регулирование занятости и трудоустройства. |
1 |
8.04 |
|
54 |
Экологическое право. |
1 |
12.04 |
|
55 |
Экологическое право. |
1 |
15.04 |
|
56 |
Процессуальные отрасли права. |
1 |
19.04 |
|
57 |
Процессуальные отрасли права. |
1 |
22.04 |
|
58 |
Конституционное судопроизводство. |
1 |
26.04 |
|
59 |
Конституционное судопроизводство. |
1 |
29.04 |
|
60 61 |
Международная защита прав человека. |
2 |
3.05 6.05 |
|
62 |
Правовые основы антитеррористической политики Российского государства. |
1 |
10.05 |
|
63 |
Правовые основы антитеррористической политики Российского государства. |
1 |
13.05 |
|
64 68 |
Итоговое повторение материала |
5 |
17.05 20.05 24.05 27.05 29.05 |
|
Итого:68часов
РАССМОТРЕНО
Методическое объединение
протокол от «______» августа 2018 года №1
Руководитель МО ____________ /__________________/
(подпись) (расшифровка)
Лист корректировки программы
I полугодие
Название раздела, темы |
Сроки проведения по плану |
Дата проведения по факту |
Причина корректировки |
Корректирующие мероприятия |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Лист прохождения программы
I полугодие
Класс |
Всего часов по плану |
Всего часов по факту |
Из них практическая часть |
10 «Б» Дата проведения |
|
|||
|
План /Факт |
|
||||||
|
|
|
|
|
|
|
||
Лист корректировки программы
II полугодие
Название раздела, темы |
Сроки проведения по плану |
Дата проведения по факту |
Причина корректировки |
Корректирующие мероприятия |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Лист прохождения программы
II полугодие
Класс |
Всего часов по плану |
Всего часов по факту |
Из них практическая часть |
10 «Б» Дата проведения |
|
||
|
План /Факт |
|
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|
Лист прохождения программы
за 2018/2019 учебный год
Класс |
Всего часов по плану |
Всего часов по факту |
Из них практическая часть |
10 «Б» Дата проведения |
||
|
План Факт |
|||||
|
|
|
|
|
||
Программа по учебному предмету « » за курс ____________ класса пройдена в полном объеме.
_______________________ /___________________________________/
(подпись) (расшифровка)
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.