МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
"СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 32"
г. о. Мытищи Московская область 141021, Московская область, г. Мытищи, улица Юбилейная, строение 6А, тел. (498)785-72-41
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Зам. директора по УВР Директор МБОУ СОШ №32
______________Э.Ю. Магарамова -----------И.В. Северилова
приказ по МБОУ СОШ№32
«___» августа2019г. от «---» августа2019г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по обществознанию
11 «Б» класс
на 2019 - 2020 учебный год
СОСТАВИТЕЛЬ:
Буланов К.В.
учитель истории
и обществознания
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по обществознанию разработана на основе Основной образовательной программы среднего общего образования МБОУ СОШ №32, в соответствии с федеральным компонентом государственных образовательных стандартов среднего общего образования, рабочей программы Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф.Иванова,М.,Просвещение,2015г. Исходными документами для составления рабочей программы учебного предмета являются:
-Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
-Федеральный базисный учебный план (утвержден приказом Минобразования РФ от №1089 от 5 марта 2004 года).
-Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ СОШ №32;
-Учебный план МБОУ СОШ №32 на 2019-2020 учебный год;
федеральный перечень учебников, утвержденных, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательных отношениях в организации, осуществляющую образовательную деятельность, реализующих программы общего образования.
Согласно базисному учебному плану 2004 года на изучение обществознания в11 классе отводится 68 часов из расчета 2 часов в неделю.
Цели и задачи учебного предмета:
- развитие личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к личному самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин.
- Воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации.
- Освоение системы знаний: об экономической и иных видах деятельности людей; об обществе, его сферах; о правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой; о выполнении типичных социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования и для самообразования.
-Овладение умениями получать и критически осмысливать социальную (в том числе экономическую и правовую) информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства.
-Формирование опыта использования полученных знаний и умений при решении типичных задач в сфере социальных отношений, в гражданской и общественной деятельности, в межличностных отношениях, отношениях между людьми различных национальностей и вероисповеданий, а также в семейно-бытовой сфере; применения знаний для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом; для содействия защите правопорядка в обществе правовыми способами и средствами.
Основное содержание предмета
Раздел I. ЧЕЛОВЕК И ЭКОНОМИКА (24ч)
Экономика и экономическая наука. Что изучает экономическая наука. Экономическая деятельность. Измерители экономической деятельности. Понятие ВВП. Экономический рост и развитие. Факторы экономического роста. Экономические циклы. Рынок и рыночные структуры. Конкуренция и монополия. Спрос и предложение. Факторы спроса и предложения. Фондовый рынок. Акции, облигации и другие ценные бумаги. Роль фирм в экономике. Факторы производства и факторные доходы. Постоянные и переменные издержки. Экономические и бухгалтерские издержки и прибыль. Налоги, уплачиваемые предприятиями. Бизнес в экономике. Организационно-правовые формы и правовой режим предпринимательской деятельности. Вокруг бизнеса. Источники финансирования бизнеса. Основные принципы менеджмента. Основы маркетинга. Роль государства в экономике. Общественные блага. Внешние эффекты. Госбюджет. Государственный долг. Основы денежной и бюджетной политики. Защита конкуренции и антимонопольное законодательство. Банковская система. Роль центрального банка. Основные операции коммерческих банков. Финансовые институты. Виды, причины и последствия инфляции. Рынок труда. Безработица. Причины и экономические последствия безработицы. Государственная политика в области занятости. Мировая экономика. Государственная политика в области международной торговли. Глобальные проблемы экономики. Экономика потребителя. Сбережения, страхование. Защита прав потребителя. Экономика производителя. Рациональное экономическое поведение потребителя и производителя.
РазделII. ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА (15ч)
Свобода и необходимость в человеческой деятельности. Выбор в условиях альтернативы и ответственность за его последствия. Демографическая ситуация в РФ. Проблема неполных семей. Общественное и индивидуальное сознание. Социализация индивида. Политическое сознание. Политическая идеология. Политическая психология. Политическое поведение. Многообразие форм политического поведения. Современный терроризм, его опасность. Роль СМИ в политической жизни. Политическая элита. Особенности ее формирования в современной России.
Политическое лидерство. Типология лидерства. Лидеры и ведомые.
Раздел III. ЧЕЛОВЕК И ЗАКОН (24ч)
Гуманистическая роль естественного права. Развитие норм естественного права. Естественное право как юридическая реальность.
Законотворческий процесс в Российской Федерации. Гражданин, его права и обязанности. Гражданство в РФ. Воинская обязанность. Альтернативная гражданская служба. Права и обязанности налогоплательщика. Экологическое право. Право граждан на благоприятную окружающую среду. Способы защиты экологических прав. Экологические правонарушения. Гражданское право. Субъекты гражданского права. Имущественные права. Право на интеллектуальную собственность. Наследование. Неимущественные права: честь, достоинство, имя. Способы защиты имущественных и неимущественных прав. Семейное право. Порядок и условия заключения брака. Порядок и условия расторжения брака. Правовое регулирование отношений супругов. Занятость и трудоустройство. Порядок приема на работу, заключение и расторжение трудового договора. Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения. Правила приема в образовательные учреждения профессионального образования. Порядок оказания платных образовательных услуг. Процессуальное право. Споры, порядок их рассмотрения. Особенности административной юрисдикции. Гражданский процесс: основные правила и принципы. Особенности уголовного процесса. Суд присяжных. Конституционное судопроизводство. Международная защита прав человека. Международная система защиты прав человека в условиях мирного времени. Международная защита прав человека в условиях военного времени. Международное гуманитарное право. Взгляд в будущее. Итоговое повторение-2ч
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ:
В результате изучения обществознания (включая экономику и право) в 11 классе на базовом уровне ученик должен:
знать / понимать:
- биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;
- тенденции развития общества в целом как сложной динамической системы, а также важнейших социальных институтов;
- необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;
- особенности социально - гуманитарного познания;
уметь:
- характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;
- анализировать информацию о социальных объектах, выделяя их общие черты и различия, устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;
- объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействие человека и общества, важнейших социальных институтов общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);
- раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;
- осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах;
- извлекать из неадаптированных оригинальных текстов знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
- оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы, организации с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
- формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
- подготовить устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;
- применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- успешного выполнения типичных социальных ролей, сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;
- совершенствования собственной познавательной деятельности;
- критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в массовой коммуникации, осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации;
- решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;
- ориентировки в актуальных общественных событиях и процессах; определения личной и гражданской позиции;
- предвидения возможных последствий определенных социальных действий;
- оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;
- реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
- осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями, социальным положение
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Раздел-количество часов
|
Основное содержание по темам |
Основные виды деятельности |
Человек и экономика-24ч |
Экономика и экономическая наука. Экономическая деятельность. Измерители экономической деятельности. Понятие ВВП. Экономический рост и развитие. Факторы экономического роста. Экономические циклы. Банковская система. Роль центрального банка. Финансовые институты. Виды, причины и последствия инфляции. Рынок труда. Безработица. Причины и экономические последствия безработицы. Государственная политика в области занятости. Мировая экономика. Государственная политика в области международной торговли. Глобальные проблемы экономики.
|
Записывают в тетрадьопределения терминов, понятий, работа с учебником, дополнительной литературой, деловая игра.
|
Проблемы социально-политического развития общества-15ч |
Демографическая ситуация в РФ. Проблема неполных семей. Общественное и индивидуальное сознание. Социализация индивида. Политическое сознание. Политическая идеология. Политическая психология. Политическое поведение. Многообразие форм политического поведения. Современный терроризм, его опасность. Роль СМИ в политической жизни. Политическая элита. Особенности ее формирования. |
Знатьособенностидемографическойситуации в РФ,знать терминыпонятия,работать с учебником,заполнение таблицы. |
Человек и закон-24ч |
Законотворческий процесс в Российской Федерации. Гражданин, его права и обязанности. Гражданство в РФ. Права и обязанности налогоплательщика. Экологическое право. Право граждан на благоприятную окружающую среду. Способы защиты экологических прав. Экологические правонарушения. Гражданское право. Субъекты гражданского права. Имущественные права. Наследование. Неимущественные права: честь, достоинство, имя. Способы защиты имущественных и неимущественных прав. Семейное право. Порядок и условия заключения брака. Порядок и условия расторжения брака. Правовое регулирование отношений супругов. |
Записыватьинформационныйматериал в тетрадь, заполнение таблицы, участие в дискуссии, работас учебником. |
Взгляд в будущее |
Перспективы развитияобщества |
подготовка рефератов,презентаций, ответы навопросы. |
Итоговое повторение |
Повторение пройденногоматериала. |
тестирование |
Итого:68ч
№п/п |
Наименованиеразделов |
Всего часов
|
Практическаячасть тесты |
1
|
Раздел 1. Человек и экономика |
24 |
1 |
3 |
Раздел 2. Проблемы социально-политической и духовной жизни |
15 |
1 |
4 |
Раздел 3 Человек и закон |
24 |
1 |
5 |
Взгляд в будущее |
3 |
|
6 |
Итоговое тестирование |
2 |
1 |
|
Итого |
68 |
4 |
№ н/п |
Название темы |
Кол-во часов |
Дата проведения 11 «Б» план |
Дата Проведения 11 «Б» факт |
Раздел1 Человек и экономика(23ч).
1-2 |
Экономика как наука. Экономика как хозяйство
|
2 |
с2по6сен
|
|
3-4 |
Экономический рост. Экономическое развитие
|
2 |
с9по13сен
|
|
5-6 |
Экономические отношения. Конкуренция и монополия
|
2 |
с16по20сен
|
|
7-8 |
Фирмы в экономике. Факторы производства
|
2 |
с23по27сен
|
|
9-10 |
Правовые основы предпринимательской деятельности. |
2 |
с30 сен по 5окт
|
|
11-12 |
Слагаемые успеха в бизнесе. Основы менеджмента и маркетинга
|
2 |
с7по11окт
|
|
13-14 |
Экономика и государство. Экономические функции государства |
2 |
с14по18окт
|
|
15-16 |
Финансы в экономике. Инфляция: виды, причины, следствия
|
2 |
с21по25окт
|
|
17-18 |
Занятость и безработица. Государственная политика в области занятости
|
2 |
с28 окт по31окт
|
|
19-20 |
Мировая экономика. Глобальные проблемы экономики
|
2 |
с11по15ноя
|
|
21-22 |
Человек в системе экономических отношении. Производительность труда
|
2 |
с18по22ноя
|
|
23-24 |
Повторительно-обобщающий урок по теме «Человек и экономика» тест |
2 |
с25ноя по 29ноя |
|
Раздел 2 Проблемы социально-политической и духовной жизни(15ч)
25-26 |
Свобода в деятельности человека Свобода и ответственность
|
2 |
с2по6дек |
|
27-28 |
Общественное сознание. Общественная психология и идеология
|
2 |
с9по13дек |
|
29-30 |
Политическое сознание. Средства массовой информации и политическое сознание
|
2 |
с16по20дек |
|
31-32 |
Политическое поведение. Политический терроризм
|
2 |
с23по27дек |
|
2 полугодие
33-34 |
Политическая элита. Политическое лидерство
|
2 |
с13 янв по 17янв |
|
35. 36 |
Демографическая ситуация в современной России Проблемы неполной семьи
|
2 |
с20 янв по 24янв |
|
37-38 |
Религиозные объединения и организации. Проблема поддержания межрелигиозного мира
|
2 |
с27 янв по 31 янв |
|
39 |
Повторительно-обобщающий урок по теме «Проблемы социально-политической и духовной жизни» тест
|
1 |
с3фев по 7 фев |
|
Глава 3 Человек и закон(24ч)
40-41 |
Современные подходы к пониманию права. Законотворческий процесс в РФ
|
2 |
с 3 фев по 14 фев |
|
42-43 |
Гражданин Российской Федерации. Права и обязанности граждан РФ
|
2 |
с17 фев по 21фев |
|
44-45 |
Экологическое право. Способы защиты экологических прав
|
2 |
с25 фев по 28 фев |
|
46-47 |
Гражданское право. Защита гражданских прав
|
2 |
с3 мар по 7 мар |
|
48-49 |
Семейное право. Права и обязанности членов семьи
|
2 |
с 10 мар по 14 мар |
|
50-51 |
Правовое регулирование занятости и трудоустройства. Социальная защита населения
|
2 |
с 17 мар по 21 мар |
|
52-53 |
Процессуальное право: гражданский процесс. Процессуальное право: арбитражный процесс |
2 |
с1апр по 4 апр |
|
54-55 |
Процессуальное право: уголовный процесс Судебное производство
|
2 |
с7 апр по 11 апр |
|
56-57 |
Процессуальное право: административная юрисдикция. Конституционное судопроизводство
|
2 |
с 14 апр по 18 апр |
|
58-59 |
Международная защита прав человека
|
2 |
с21 апр по 25 апр |
|
60-63 |
Повторительно-обобщающий урок по теме «Человек и закон» тест |
4 |
с28 апр по8 мая |
|
64-66 |
Взгляд в будущее Постиндустриальное (информационное общество)
|
3 |
с12 мая по 16 мая |
|
67-68 |
Итоговое повторение по курсу «Обществознание» тест |
2 |
с19 мая по23 мая |
|
Итого:68ч
Учебно-тематическое обеспечение
- список литературы для учителя:
1.Программа: Боголюбов Л.Г. и др. Обществознание. 10-11классы. Базовый уровень. - М.: Просвещение, 2015.
2.Учебник: Боголюбов Л.Г. и друг. Обществознание: учебник для учащихся 11 классов общеобразовательных учреждений: базовый уровень. - М.: Просвещение, 2016.
3.Методическое пособие для учителя: Боголюбов Л.Г., Кинкулькина А.Т.. Дидактические материалы по курсу «Человек и общество. 10-11 классы»- М.: Просвещение, 2016
- список литературы для учащихся:
1.Котова О. А., Лискова Т.Е. Самое полное издание типовых реальных тестов. –М.: ООО «Издательство Астрель», 2017.
2.Обществознание: полный справочник для подготовки к ЕГЭ. Под редакцией П.А. Баранова. – М.: АСТ 2017.
3.«Экономика и право». Под редакцией Абросимовой Е.А., Автономова В.С., Золотова А.В. Элективный мультимедиа- курс, построенный на видеосюжетах с комментариями юриста и экономиста. –М.: Министерство образования РФ, ГУ РЦ ЭМТО, ЗАО «1С», ООО «Дрофа», ООО Издательство «Вита - Пресс», 2015;
Интернет-ресурсы:
http://fcior.edu.ru/ - федеральный портал школьных цифровых образовательных ресурсов
http://www.school-collection.edu.ru/ - цифровые образовательные ресурсы для
общеобразовательной школы
http://festival.1september.ru/ - Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.