МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ПЕРВОАВГУСТОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
ДМИТРИЕВСКОГО РАЙОНА КУРСКОЙ ОБЛАСТИ
Принята на заседании педагогического совета протокол № __ от _______20___ г. Председатель педагогического совета __________Т.А.Васекина |
Утверждена приказом № 1- от _____ 2021 г. Директор школы __________ С.П. Шалыгина |
Рабочая программа
учебного предмета
«Обществознание»
(10 класс)
2021 - 2022 учебный год
Составитель:
Малыхина Евгения Сергеевна, учитель истории и обществознания
МКОУ «Первоавгустовская СОШ»
квалификационная категория
п. Первоавгустовский
2021г.
I. Планируемые результаты изучение учебного предмета, курса.
В результате изучения курса обществознания ученик должен знать:
¾ биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;
¾ тенденции развития общества в целом как сложной динамической системы, а также важнейших социальных институтов;
¾ необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;
¾ особенности социально-гуманистического познания;
уметь:
¾ характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;
¾ анализировать информацию о социальных объектах, выделяя их общие черты и различия, устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;
¾ объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействие человека и общества, важнейших социальных институтов общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);
¾ раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;
¾ осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах;
¾ извлекать из неадаптированных оригинальных текстов знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
¾ оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
¾ формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
¾ подготовить устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;
¾ применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам;
¾ использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
¾ для успешного выполнения типичных социальных ролей, сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;
¾ совершенствования собственной познавательной деятельности;
¾ критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и через средства массовой коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной информации;
¾ решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;
¾ ориентировка в актуальных общественных событиях и процессах, определения своей личной и гражданской позиции;
¾ оценка происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;
¾ реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
¾ осуществления конструктивного взаимодействия с людьми разных убеждений. С различными культурными ценностями, социальным положением.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
¾ для полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;
¾ общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;
¾ нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;
¾ реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
¾ первичного анализа и использования социальной информации.
Личностные результаты:
¾ формирование российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн);
¾ осознание своей гражданской позиции как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;
¾ готовность к служению Отечеству, его защите;
¾ сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также раз личных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
¾ сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
¾ толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения, способность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям;
¾ совершенствование навыков сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности; формирование эстетического отношения к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений;
¾ нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
¾ готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
¾ осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
¾ сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;
¾ ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни
Метапредметные результаты: изучения обществознания выражаются в следующих качествах:
регулятивные:
¾ умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
¾ умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
¾ умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;
¾ умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
¾ умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
¾ умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
¾ умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
¾ владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
познавательные:
¾ владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
¾ готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
¾ умение определять назначение и функции различных социальных институтов;
¾ умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно - следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
¾ умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
коммуникативные:
¾ умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
¾ владение языковыми средствами — умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
¾ владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и не знания, новых познавательных задач и средств их достижения.
¾ умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;
¾ работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;
¾ формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
¾ умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;
¾ планирования и регуляции своей деятельности;
¾ владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.
Предметные результаты:
¾ понимание общества как целостной развивающейся системы в единстве и взаимодействии основных сфер и институтов, осознание основных проблем, тенденций и возможных перспектив общественного развития;
¾ владение базовым понятийным аппаратом социальных наук;
¾ владение основными обществоведческими понятиями и терминами как познавательными средствами окружающей социальной действительности;
¾ владение умениями выявлять причинно-следственные, функциональные, иерархические и другие связи социальных объектов и процессов;
¾ опыт использования получаемых знаний и умений для принятия обоснованных и социально одобряемых решений в условиях реально складывающихся жизненных альтернатив, связанных с выполнением типичных социальных ролей (гражданин, член семьи, работник, собственник, потребитель);
¾ сформированность представлений об основных тенденциях и возможных перспективах развития мирового сообщества в глобальном мире;
¾ сформированность представлений о методах познания социальных явлений и процессов;
¾ владение умениями применять полученные знания в повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений;
¾ сформированность навыков оценивания социальной информации, умений поиска информации в источниках различного типа для реконструкции недостающих звеньев с целью объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов общественного развития;
¾ умение извлекать социальную информацию из различных неадаптированных источников, анализировать её, соотносить со знаниями, полученными при изучении курса, интегрировать все имеющиеся знания по проблеме в единый комплекс;
¾ социальная самоидентификация личности обучающегося как гражданина России, наследника традиций и достижений своего народа, современника и в ближайшем будущем активного участника процессов модернизации различных сторон общественной жизни;
¾ мотивация к самостоятельному изучению общественных дисциплин, развитие интереса к их проблематике;
¾ умение ориентироваться в мире социальных, нравственных и эстетических ценностей: различать факты суждения и оценки, их связь с определённой системой ценностей, формулировать и обосновывать собственную позицию;
¾ уважение ценностей иных культур, конфессий и мировоззрений, осознание глобальных проблем современности, своей роли в их решении.
II. Содержание учебного предмета, курса.
Глава 1. Экономическая жизнь общества (27 часов)
Роль экономики в жизни общества. Экономика как подсистема общества. Экономика и уровень жизни. Экономика и социальная структура общества. Экономика и политика.
Экономика: наука и хозяйство. Экономика как хозяйство. Что изучает экономическая наука. Экономика и экономическая деятельность. Измерители экономической деятельности.
Экономический рост и развитие. Понятие экономического роста ВВП, факторы экономического роста: интенсивные и экстенсивные; экономическое развитие, его измерители, экономический цикл.
Рыночные отношения в экономике. Конкуренция и монополия. Спрос и предложение. Рыночная структура и инфраструктура. Виды рынков. Рыночные отношения в современной экономике. Совершенная и несовершенная конкуренция. Монополия. Антимонопольное законодательство. Современный рынок.
Фирмы в экономике. Экономика предприятия. Факторы производства и факторные доходы. Экономические и бухгалтерские издержки и прибыль. Постоянные и переменные издержки. Основные источники финансирования бизнеса.
Правовые основы предпринимательской деятельности.
Предпринимательство. Предпринимательские правоотношения.
Организационно – правовые нормы предпринимательства. Субъекты предпринимательского права. Экономическая политика РФ.
Слагаемые успеха в бизнесе. Основные принципы менеджмента. Основы маркетинга, его принципы. Источники финансирования в бизнесе. Банковская система. Банковский кредит.
Экономика и государство. Экономические функции государства. Роль государства в экономике. Особенности современной экономики России. Общественные блага. Внешние факторы. Механизмы государственного регулирования рыночной экономики. Монетарная и фискальная политика государства.
Финансы в экономике. Инфляция: виды инфляции, причины, следствия. Основы денежной и бюджетной политики государства. Финансы.
Банковская система. Роль системы ЦБ в банковской системе РФ.
Занятость и безработица. Роль труда. Заработная плата. Прожиточный минимум. Государственная политика в области занятости.
Причины и виды безработицы. Государственная политика в области безработицы.
Мировая экономика. Государственная политика в области международной торговли. Тарифные и нетарифные методы регулирования.
Глобальные экономические системы.
Экономическая культура. Экономический интерес..Экономическая свобода и социальная ответственность. Связь экономической культуры и деятельности. Рациональное поведение участников экономической деятельности.
Глава 2.Социальная сфера (17 часов)
Социальная структура общества. Многообразие социальных групп. Социальное неравенство. Социальная стратификация. Социальная мобильность. Социальные интересы.
Социальные нормы и отклоняющееся поведение. Социальный контроль. Отклоняющееся (девиантное) поведение. Преступность.
Нации и межнациональные отношения. Что объединяет людей в нацию. Россия -многонациональное общество и единый народ.
Межнациональные конфликты и пути их разрешения. Национальная политика в России.
Семья и быт. Семья как социальный институт. Функции семьи. Семья в современном обществе. Бытовые отношения.
Гендер - социальный пол. Гендерные стереотипы и роли. Гендер и социализация. Гендерные отношения в современном обществе.
Молодежь в современном обществе. Молодежь как социальная группа. Развитие социальных ролей в юношеском возрасте. Молодежная субкультура.
Демографическая ситуация в современной России. Изменение численности населения России. Возрастной состав населения.
Рождаемость и смертность. Миграция.
Глава 3. Политическая жизнь общества (20 часов)
Политика и власть. Политическая деятельность и общество. Политическая сфера и политические институты. Политические отношения.
Политическая власть.
Политическая система. Структура и функции политической системы. Государство в политической системе. Политический режим.
Демократические перемены в России.
Гражданское общество и правовое государство. Сущность правового государства. Гражданское общество. Местное самоуправление.
Демократические выборы. Избирательная система. Типы избирательных систем. Избирательная кампания.
Политические партии и партийные системы. Типология и функции политических партий. Типы партийных систем.
Политическая элита и политическое лидерство. Политическая элита. Политическое лидерство. Роль политического лидерства. Типы лидерства.
Политическое сознание. Обыденное и теоретическое сознание. Что такое идеология. Современные политические идеологии. Роль идеологии в политической жизни. Средства массовой информации и политическое сознание.
Политическое поведение. Многообразие форм политического поведения. Политический терроризм. Регулирование политического поведения.
Политический процесс и культура политического участия. Сущность и этапы политического процесса. Политическое участие.
Политическая культура.
Взгляд в будущее. Общество перед лицом угроз и вызовов 21 в. Возможная альтернатива. Постиндустриальное (информационное) общество.
Итоговое повторение (3 часа)
I. Тематическое планирование
№ раздела |
Тема |
Количество часов |
|
Вводный урок |
1 |
Тема 1 |
Экономическая жизнь общества |
27 |
Тема 2 |
Социальная сфера |
17 |
Тема 3 |
Политическая жизнь общества |
20 |
|
Итоговое повторение |
3 |
|
Итого |
68 |
Календарно-тематическое планирование
№ |
Тема |
Количество часов |
Дата |
|
План |
Факт |
|||
1 |
Вводный урок |
1 |
|
|
Тема 1. Экономическая жизнь общества (27 часов) |
||||
2-3 |
Роль экономики в жизни общества |
2 |
|
|
4-5 |
Экономика: наука и хозяйство. |
2 |
|
|
6-7 |
Экономический рост и развитие |
2 |
|
|
8-9 |
Рыночные отношения в экономике |
2 |
|
|
10-11 |
Фирмы в экономике |
2 |
|
|
12-13 |
Правовые основы предпринимательской деятельности |
2 |
|
|
14-15 |
Слагаемые успеха в бизнесе |
2 |
|
|
16-17 |
Экономика и государство |
2 |
|
|
18-19 |
Финансы в экономике |
2 |
|
|
20-21 |
Занятость и безработица |
2 |
|
|
22-23 |
Мировая экономика |
2 |
|
|
24-25 |
Экономическая культура |
2 |
|
|
26 |
Повторительно-обобщающий урок по теме: «Экономическая жизнь общества» |
1 |
|
|
27 |
Практикум по теме: «Экономическая жизнь общества» |
1 |
|
|
28 |
Контрольное тестирование по теме: «Экономическая жизнь общества» |
1 |
|
|
Тема 2. Социальная сфера (17 часов) |
||||
29-30 |
Социальная структура общества |
2 |
|
|
31-32 |
Социальные нормы и отклоняющееся поведение |
2 |
|
|
33-34 |
Нации и межнациональные отношения |
2 |
|
|
35-36 |
Семья и быт |
2 |
|
|
37-38 |
Гендер – социальный пол |
2 |
|
|
39-40 |
Молодежь в современном обществе |
2 |
|
|
41-42 |
Демографическая ситуация в современной России |
2 |
|
|
43 |
Повторительно-обобщающий урок по теме: «Социальная сфера» |
1 |
|
|
44 |
Практикум по теме: «Социальная сфера» |
1 |
|
|
45 |
Контрольное тестирование по теме: «Социальная сфера» |
1 |
|
|
Тема 3. Политическая жизнь общества (20 часов) |
||||
46-47 |
Политика и власть |
2 |
|
|
48-49 |
Политическая система |
2 |
|
|
50-51 |
Гражданское общество и правовое государство. |
2 |
|
|
52-53 |
Демократические выборы |
2 |
|
|
54-55 |
Политические партии и партийные системы |
2 |
|
|
56-57 |
Политическая элита и политическое лидерство |
2 |
|
|
58-59 |
Политическое сознание |
2 |
|
|
60-61 |
Политическое поведение |
2 |
|
|
62 |
Политический процесс и культура политического участия |
1 |
|
|
63 |
Повторительно-обобщающий урок по теме: «Политическая жизнь общества» |
1 |
|
|
64 |
Практикум по теме: «Политическая жизнь общества» |
1 |
|
|
65 |
Контрольное тестирование по теме: «Политическая жизнь общества» |
1 |
|
|
Итоговое повторение |
||||
66 |
Повторительно-обобщающий урок по курсу |
1 |
|
|
67 |
Подготовка к итоговому тестированию |
1 |
|
|
68 |
Итоговое тестирование |
1 |
|
|
|
Итого |
68 |
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.