Лангепасское городское муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 4»
Рассмотрено |
Согласовано |
Утверждаю |
Руководитель ШМО _______________С.А. Попова Протокол заседания ШМО от «____»______2020 г. №____
|
Зам. директора по УВР ___________Л.В. Глухова
«_____» _______ 2020 г. |
Директор ЛГ МАОУ «СОШ №4» _______________ Т.А.Панферова Приказ от 28.08.2020 г. №_______
|
на 2020-2021 учебный год
Количество часов: 34 (1ч. в неделю)
Рабочая программа составлена на основании программы по обществознанию для 5–9 классов под ред. Л.Н. Боголюбова. – М.: Просвещение, 2014 г.
г.Лангепас, 2020
Пояснительная записка
Нормативные документы. Рабочая программа по обществознанию для 8 класса разработана в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 года №273-ФЗ; Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010г. № 1897); Федеральным перечнем учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе; Основной образовательной программой основного общего образования ЛГ МАОУ «СОШ № 4»; санитарно-эпидемиологическими требованиями к условиям и организации обучения в ОУ (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010г. №189), годовым календарным графиком на 2020-2021 учебный год.
Рабочая программа составлена на основании программы по обществознанию для 5–9 классов под ред. Л.Н. Боголюбова. – М.: Просвещение, 2014 г.
Количество учебных часов. Рабочая программа рассчитана на 35 часов в соответствии с календарным учебным графиком (1час в неделю). Она полностью отражает базовый уровень подготовки школьников. Программа ориентирована на использование учебника авторов Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Иванова Л.Ф. и др. «Обществознание». 8 класс. – М.: Просвещение, 2018.
Цели, решаемые при реализации программы по обществознанию в 8 классе:
1. Воспитание общероссийской идентичности, гражданской и социальной ответственности, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации.
2. Развитие личности в ответственный период социального взросления человека (13-14 лет), её познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной информации из разнообразных источников и определения собственной позиции.
2. Создание условий для освоения на уровне функциональной грамотности системы знаний о личности, основных социальных ролях, сферах человеческой деятельности.
духовно-нравственной сферы личности, становления социального поведения, основанного на уважении к личности, обществу, соблюдение законов и правопорядка, развития политической и правовой культуры, интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин.
3. Формирование у учащихся опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области общественной жизни, для развития межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий.
Индивидуальные особенности обучающихся класса. В 8б и 8в классах есть ученики с ОВЗ (ЗПР). Этот факт учитывается при подборе учебного материала для индивидуальных заданий, при проверке домашнего задания, классно-урочных занятиях. Наглядно-образный тип мышления преобладает во всех 8-х классах, предметно-действенный – в 8а, 8в, 8к, креативный - в 8б классе. Особое внимание уделять организации дисциплины на уроках необходимо в 8в и 8к классах, т.к. в названных классах обучаются педагогически запущенные дети. На занятиях в кадетских классах больше внимание уделяется воспитанию духовно, нравственно и физически здорового юношества на основе богатых исторических традиций России, родного края; восстановлению традиций служения Отечеству, способности и готовности защитить и отстоять интересы Родины; развитию инициативы, самостоятельности, коллективизма, смелости в принятии решений и настойчивости в их выполнении, необходимых будущему офицеру.
Учебно-методический комплекс.
1. Обществознание. 8 класс: учебник для ОО. / Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л Ф. Иванова и др. - М.: Просвещение, 2018.
2. Котова О.А., Лискова Т.Е. Обществознание. Рабочая тетрадь. 8 класс. – М.: Просвещение, 2018.
3. Контрольно-измерительные материалы. Обществознание. 8 класс. / Сост. А.В. Поздеев. – М.: ВАКО, 2017.
4. Краюшкина С.В. Тесты по обществознанию. 8 класс. – М.: ЭКЗАМЕН, 2014.
5. Орлова Т.С., Греф О.А., Войцик Ю.Г. Обществознание. Всероссийская проверочная работа. 8 класс. – М.: ЭКЗАМЕН, 2017.
Медиаресурсы:
- Обществознание. Электронное приложение к учебнику по ред. Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой
- Компьютерные презентации по темам курса обществознание.
Ресурсы Интернета:
- http://fcior.edu.ru/ - федеральный портал школьных цифровых образовательных ресурсов
- http://www.school-collection.edu.ru/ - цифровые образовательные ресурсы для общеобразовательной школы
- http://festival.1september.ru/ - Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»
Педагогический инструментарий. Основной является технология развития критического мышления через чтение и письмо (ТРКМЧП) с применением игровой и информационных технологий, метода проектов.
Формы учебных занятий. Лекция-диалог. Занятие – исследование. Урок работы в парах. Упражнение-игра. Урок-игра. Практикум. Урок-размышление. Урок-дискуссия. Комментированное чтение, беседа. Создание мини-проектов в группах, парах, индивидуально. Занятие-исповедь. Урок-анализ. Урок-презентация. Урок-творчество. Формы организации учебного процесса: коллективная, групповая, индивидуальная.
Планируемые результаты.
Личностными результатами, формируемыми при изучении данного курса являются:
- мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни;
- заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, благополучия и процветания своей страны;
- ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству, на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности, признании равноправия народов, единства разнообразных культур.
Метапредметные результаты изучения обществознания проявляются:
- в умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность;
- в умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социально-философских позиций;
- в способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых социальных ролей;
- в умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе проектной деятельности;
- овладении различными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия) и следования этическим нормам и правилам ведения диалога.
Предметными результатами освоения данного курса являются:
- относительно целостное представление об обществе и человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизма и регуляторах деятельности людей;
- понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека;
- знание ряда ключевых понятий, умения объяснять их с позиций явления социальной действительности;
- умение находить нужную социальную информацию в педагогически отобранных источниках; взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, аргументировать собственную точку зрения.
Расписание учебного времени:
№ |
Распределение учебного времени |
Общее количество часов |
В том числе |
|
Практические работы |
Контрольные работы |
|||
1 |
Всего по учебному плану |
34 |
3 |
5 |
2 |
Количество часов в неделю |
1 |
|
|
3 |
Запланировано на 1 четверть |
8 |
|
1 |
4 |
Запланировано на 2 четверть |
8 |
1 |
1 |
5 |
Запланировано на 3 четверть |
10 |
1 |
1 |
6 |
Запланировано на 4 четверть |
8 |
1 |
2 |
Планирование основных тем по обществознанию
№ |
Тема (раздел) |
Количество часов |
1 |
Введение. |
1 |
2 |
Тема 1. Личность и общество. |
6 |
3 |
Тема 2. Сфера духовной культуры. |
8 |
4 |
Тема 3. Социальная сфера. |
5 |
5 |
Тема 4. Экономика. |
12 |
6 |
Итоговое повторение. |
2 |
7 |
Итого: |
34 |
Содержание учебного предмета.
Введение (1 час). Что мы уже знаем и умеем. Чем будем заниматься в ногвом учебном году. Как добиваться успехов в работе в классе и дома.
Тема 1. Личность и общество (6 часов).
Личность. Социализация индивида. Мировоззрение. Жизненные ценности и ориентиры.
Общество как форма жизнедеятельности людей. Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь. Общественные отношения.
Социальные изменения и их формы. Развитие общества. Человечество в ХХI веке, тенденции развития, основные вызовы и угрозы. Глобальные проблемы современности.
Тема 2. Сфера духовной культуры (8 часов).
Сфера духовной культуры и ее особенности. Культура личности и общества. Тенденции развития духовной культуры в современной России.
Мораль. Основные ценности и нормы морали. Гуманизм. Патриотизм и гражданственность. Добро и зло — главные понятия этики. Критерии морального поведения.
Долг и совесть. Объективные обязанности и моральная ответственность.
Долг общественный и долг моральный. Совесть — внутренний самоконтроль человека.
Моральный выбор. Свобода и ответственность. Моральные знания и практическое поведение. Критический анализ собственных помыслов и поступков.
Значимость образования в условиях информационного общества. Основные элементы системы образования в Российской Федерации. Непрерывность образования. Самообразование.
Наука, ее значение в жизни современного общества. Нравственные принципы труда ученого. Возрастание роли научных исследований в современном мире.
Религия как одна из форм культуры. Религиозные организации и объединения, их роль в жизни современного общества. Свобода совести.
Тема 3. Социальная сфера (5 часов).
Социальная структура общества. Социальная мобильность. Большие и малые социальные группы. Формальные и неформальные группы. Социальный конфликт, пути его разрешения.
Социальный статус и социальная роль. Многообразие социальных ролей личности. Половозрастные роли в современном обществе. Социальные роли подростка. Отношения между поколениями.
Этнические группы. Межнациональные отношения. Отношение к историческому прошлому, традициям, обычаям народа. Взаимодействие людей в многонациональном и многоконфессиональном обществе.
Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Социальная значимость здорового образа жизни.
Тема 4. Экономика (12 часов).
Потребности и ресурсы. Ограниченность ресурсов и экономический выбор. Свободные и экономические блага. Альтернативная стоимость (цена выбора).
Основные вопросы экономики: что, как и для кого производить. Функции экономической системы. Модели экономических систем.
Собственность. Право собственности. Формы собственности. Защита прав собственности.
Рынок. Рыночный механизм регулирования экономики. Спрос и предложение. Рыночное равновесие.
Производство. Товары и услуги. Факторы производства. Разделение труда и специализация.
Предпринимательство. Цели фирмы, ее основные организационно-правовые формы. Малое предпринимательство и фермерское хозяйство.
Роль государства в экономике. Экономические цели и функции государства. Государственный бюджет. Налоги, уплачиваемые гражданами.
Распределение. Неравенство доходов. Перераспределение доходов. Экономические меры социальной поддержки населения.
Потребление. Семейное потребление. Страховые услуги, предоставляемые гражданам. Экономические основы защиты прав потребителя.
Реальные и номинальные доходы. Инфляция. Банковские услуги, предоставляемые гражданам. Формы сбережения граждан. Потребительский кредит.
Безработица. Причины безработицы. Экономические и социальные последствия безработицы. Роль государства в обеспечении занятости.
Обмен. Мировое хозяйство. Международная торговля. Обменные курсы валют. Внешнеторговая политика.
Итоговое повторение (2 часа). Диагностика результатов обучения. Итоги работы за год. Перспективы обучения в 9 классе.
Преобладающие
формы контроля знаний, умений, навыков.
Основными формами контроля знаний, умений, навыков являются : текущий и
промежуточный контроль знаний, которые позволяют:
1. Определить фактический уровень знаний, умений и навыков обучающихся по предмету.
2. Установить соответствие этого уровня требованиям Федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования.
3. Осуществить контроль за реализацией образовательной программы (учебного плана) и программ учебных курсов.
1.
Текущий контроль знаний – проверка знаний обучающихся через опросы,
самостоятельные и контрольные работы, зачеты, тестирование и т.п. в рамках
урока, терминологический диктант, тестовая работа, рабата с карточками.
Отметка за устный ответ обучающегося заносится в классный журнал в день
проведения урока. Отметка за письменную самостоятельную, контрольную, зачетную
и т.п. работу выставляется в классный журнал к следующему уроку.
Формы и средства контроля
Текущий контроль знаний, умений и навыков осуществляется в форме проверочных работ,
тестирования, фронтальных опросов, подготовки презентаций, рефератов, устных
ответов.
Изучение разделов завершается повторительно-обобщающими уроками ( в форме
тестирования, работы с документами).
2. Промежуточный контроль знаний обучающихся
Промежуточный контроль знаний – контроль результативности обучения школьника,
осуществляемый по окончании полугодия на основе результатов текущего контроля.
Промежуточный контроль проводится в соответствии с установленным годовым
календарным учебным графиком.
Критерии оценивания.
Критерии |
5 (ОТЛ.) |
4 (ХОР.) |
3 (УД.) |
2 (НЕУД.) |
|
Удачное использование правильной структуры ответа (введение - основная часть - заключение); определение темы; ораторское искусство (умение говорить) |
Использование структуры ответа, но не всегда удачное; определение темы; в ходе изложения встречаются паузы, неудачно построенные предложения, повторы слов |
Отсутствие некоторых элементов ответа; неудачное определение темы или её определение после наводящих вопросов; сбивчивый рассказ, незаконченные предл и фразы, постоянная необходимость в помощи учителя |
Неумение сформулировать вводную часть и выводы; не может определить даже с помощью учителя, рассказ распадается на отдельные фрагменты или фразы |
|
Выводы опираются не основные факты и являются обоснованными; грамотное сопоставление фактов, понимание ключевой проблемы и её элементов; способность задавать разъясняющие вопросы; понимание противоречий между идеями |
Некоторые важные факты упускаются, но выводы правильны; не всегда факты сопоставляются и часть не относится к проблеме; ключевая проблема выделяется, но не всегда понимается глубоко; не все вопросы удачны; не все противоречия выделяются |
Упускаются важные факты и многие выводы неправильны; факты сопоставляются редко, многие из них не относятся к проблеме; ошибки в выделении ключевой проблемы; вопросы неудачны или задаются только с помощью учителя; противоречия не выделяются |
Большинство важных фактов отсутствует, выводов нет; факты не соответствуют проблеме, нет их сопоставления; неумение выделить ключевую проблему и задать вопрос даже с помощью учителя; нет понимания противоречий |
|
Теоретические положения подкрепляются соответствующими фактами |
Теоретические положения не всегда подкрепляются соответствующими фактами |
Теоретические положения и их фактическое подкрепление не соответствуют друг другу |
Смешивается теоретический и фактический материал, между ними нет соответствия |
|
Отсутствуют фактич. ошибки; детали подразд-ся на значительные и незначительные, идентифицируются как правдоподоб., вымышленные, сомнительные; факты отделяются от мнений |
Встречаются ошибки в деталях или некоторых фактах; детали не всегда анализируются; факты отделяются от мнений |
Ошибки в ряде ключевых фактов и почти во всех деталях; детали приводятся, но не анализируются; факты не всегда отделяются от мнений, но учащийся понимает разницу между ними |
Незнание фактов и деталей, неумение анализировать детали, даже если они подсказываются учителем; факты и мнения смешиваются и нет понимания их разницы |
|
Выделяются все понятия и определяются наиболее важные; чётко и полно определяются, правильное и понятное описание |
Выделяются важные понятия, но другие упускаются; опред-ся не всегда полно; правильное и доступное описание |
Нет разделения на важные и второстеп. понятия; определ-ся, но не всегда чётко и правильно; описываются часто неправильно или непонятно |
Неумение выделить понятия, нет определений понятий; не могут описать или не понимают собственного описания |
|
Умение переходить от частного к общему или от общего к частному; чёткая последовательность |
Частичные нарушения причинно-след. связей; небольшие логические неточности |
Причинно-следственные связи проводятся редко; много нарушений в последовательности |
Не может провести причинно-сл. связи даже при наводящих вопр., нарушения последоват-ности |
Система оценки достижений учащихся:
Оценка «5» - дается четкий, развернутый ответ на поставленный вопрос, все ключевые понятия темы, даются определения и описания, нет фактических неточностей, речь правильная, включаются факты, поддерживающие детали.
Оценка «4» - большинство ключевых понятий и фактов хорошо определяются, описываются, есть небольшие фактические неточности, речь правильная.
Оценка «3» - определяется и описывается около половины ключевых понятий, проблем и фактов. Около половины объема информации правильной, остальная неверная, неточная или отсутствует.
Оценка «2» - определяется незначительное количество (либо отсутствует полностью) ключевых понятий, проблем, фактов, в основном информация неверная или не относится к поставленному вопросу.
Критерии оценки работы на уроке:
1.Активное участие учащегося в процессе урока и безошибочное выполнение заданий оценивается пятью баллами; 2. Активное участие в процессе урока с допущением каких-либо ошибок в процессе выполнения задания - четырьмя; 3. Неуверенное участие в процессе урока и отсутствие самостоятельной активности – тремя балл; 4. Полное отсутствие активности - отметка «2»;
Критерии оценки тестового задания:
1. 75-100% - отлично «5»;
2. 60-74% - хорошо «4»
3. 50-59% - удовлетворительно «3»;
4. менее 50% - неудовлетворительно «2»;
Критерии оценки сообщения или проекта:
1.Глубокий, самостоятельный, с привлечением дополнительного материала и проявлением гибкости мышления ответ ученика, оценивается пятью бал;
2.Привлечение дополнительного материала, неуверенный ответ - четырьмя;
3.Выполнена работа в письменном виде, отсутствие ответа, при этом ответы на дополнительные вопросы – тремя баллами;
4.Полное отсутствие работы - отметка «2»;
Расшифровка аббревиатур.
ФГОС ООО - Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.
ТРКМЧП – технология развития критического мышления через чтение и письмо.
Календарно-тематическое планирование
№ ур |
Класс/Дата 8а 8б 8в 8к |
Наименование разделов и тем |
Формы организации учебных занятий |
Домашнее задание |
||
По плану |
Факт |
|||||
Введение (1 час). |
||||||
1 |
00.18 |
00.18 |
Введение. Что делает человека человеком. |
Лекция-диалог. Работа с текстом учебника «Проверим себя» |
Записи в тетради, §1 Вопросы с. 12-13 |
|
Тема 1. Личность и общество (6 часов). |
||||||
2 |
|
|
Входная контрольная работа. Человек, общество и природа. |
Индивидуальная работа. Работа с текстом учебника «В классе и дома». Заполнение сравнительной таблицы |
§2 Вопросы и задания с.18-19 |
|
3 |
|
|
Общество как форма жизнедеятельности людей. |
Урок-размышление. Работа с текстом учебника «Проверим себя» |
§3 Вопросы и задания стр26-27 |
|
4 |
|
|
Развитие общества |
Лекция-диалог. Работа с текстом учебника «В классе и дома»
|
§4 Вопросы и задания с.33-34 |
|
5 |
|
|
Как стать личностью |
Индивидуальная работа. Анкетирование «Познай себя».
|
§5 Подготовка к к.р. С. 43-44 |
|
6 |
|
|
Контрольная работа №1 |
Индивидуальная работа. Систематизировать и обобщить изученный материал |
Работа в тетради.
|
|
7 |
|
|
Итоговое занятие по теме 1 «Личность и общество» |
Фронтальная работа. Работа в группах. Систематизировать и обобщить изученный материал |
Работа над ошибками.
|
|
Тема 2. Сфера духовной культуры (8 часов). |
||||||
8 |
|
|
Сфера духовной жизни |
Урок-анализ. Работа с фрагментом первоисточника: «Декларация прав культуры» |
§6 Вопросы и задания с.53-54 |
|
9 |
|
|
Мораль. Моральный выбор - это ответственность |
Урок-размышление. Работа с текстом учебника «В классе и дома»
|
§7, 9 Вопросы и задания с.77-78 |
|
10 |
|
|
Долг и совесть |
Урок творчества. Составление Памятки потомкам. |
§8 Вопросы и задания с.70-71 |
|
11 |
|
|
Образование |
Урок-анализ. Работа с первоисточником: ФЗ «Об образовании» |
§10 Вопросы и задания с.85-86 |
|
12 |
|
|
Наука в современном обществе |
Занятие – исследование. |
§11 Вопросы и задания с.93-94 |
|
13 |
|
|
Религия как одна из форм культуры |
Урок-анализ первоисточников: Конституция РФ, культурные права |
§12 Вопросы и задания с.101-102 |
|
14 |
|
|
Контрольная работа №2 |
Индивидуальная работа. Систематизировать наиболее часто задаваемые вопросы. |
Работа в тетради |
|
15 |
|
|
Итоговое занятие по теме 2 «Сфера духовной культуры» |
Фронтальная работа. Работа в группах. Систематизировать и обобщить изученный материал |
Работа над ошибками.
|
|
Тема 3. Социальная сфера (5 часов). |
||||||
16 |
|
|
Социальная структура общества |
Урок-презентация. Работа с доп. Источниками СМИ |
§13 Вопросы и задания с.113-114 |
|
17 |
|
|
Социальные статусы и роли |
Урок-практикум |
§14Вопросы и задания с.121-122 |
|
18 |
|
|
Нации и межнациональные отношения |
Урок-исследование |
§15Вопросы и задания с.129-130 |
|
19 |
|
|
Отклоняющееся поведение |
Урок-анализ первоисточников: УК РФ ст.228 |
Подготовка к итоговому тестированию с.139-142 |
|
20 |
|
|
Контрольная работа №3 |
Индивидуальная работа. Систематизировать и обобщить изученный материал |
Работа в тетради.
|
|
Тема 4. Экономика (12 часов). |
||||||
21 |
|
|
Экономика и ее роль в жизни общества |
Лекция-диалог. |
§17 Вопросы и задания с.150-151 |
|
22 |
|
|
Главные вопросы экономики. Собственность |
Урок-практикум |
§18 §19 Вопросы и задания с.166-167 |
|
23 |
|
|
Рыночная экономика |
Комментированное чтение, беседа.
|
§20 Вопросы и задания с.174-175 |
|
24 |
|
|
Производство - основа экономики |
Занятие – исследование |
§21 Вопросы и задания с.183-184 |
|
25 |
|
|
Предпринимательская деятельность |
Урок-анализ. Работа с первоисточником: ФЗ «О защите прав потребителей» |
§22 Вопросы и задания с.192-193
|
|
26 |
|
|
Роль государства в экономике |
Лекция-диалог. Работа с текстом учебника «В классе и дома»
|
§23 Вопросы и задания с.200-201 |
|
27 |
|
|
Распределение доходов. Потребление |
Урок-проект. |
§24-25 Вопросы и задания с.214-215
|
|
28 |
|
|
Инфляция и семейная экономика |
Урок-практикум. Работа в парах |
§26 Вопросы и задания с.223 |
|
29 |
|
|
Безработица, ее причины и последствия |
Урок-лекция |
§27 Вопросы и задания с.232-233 |
|
30 |
|
|
Мировое хозяйство и международная торговля |
Лекция-диалог. Работа с текстом учебника «В классе и дома»
|
§28 Вопросы и задания с.239-240 |
|
31 |
|
|
Контрольная работа №4 |
Индивидуальная работа. Систематизировать и обобщить изученный материал |
Работа в тетради.
|
|
32 |
|
|
Итоговая контрольная работа |
Индивидуальная работа. Систематизировать и обобщить изученный материал |
Работа над ошибками.
|
|
33 |
|
|
Итоговое занятие по темам курса |
Фронтальная работа. Работа в группах. Систематизировать и обобщить изученный материал |
Работа над ошибками.
|
|
34 |
|
|
Итоговое занятие по темам курса |
Фронтальная работа. Итоги учебной работы за год. Перспективы обучения в 9 классе |
Работа в тетради. |
|
|
Корректировка (образовательные события)
№ урока |
Тема |
Корректировка |
Причины |
Обоснование (№ приказа) |
|
|
|
|
|
Лист контроля
Дата |
Цель проверки |
Замечания |
Срок исполнения |
Роспись |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.